Научная статья на тему 'ПАНАНАРХИСТСКИЙ ПРОЕКТ БРАТЬЕВ ГОРДИНЫХ'

ПАНАНАРХИСТСКИЙ ПРОЕКТ БРАТЬЕВ ГОРДИНЫХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пананархизм / утопия / Социотехникум / язык АО / Панкоммуна / pananarchism / utopia / Sociotechnicum / language of AO / Pancommune

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталья Георгиевна Митина

Актуальность и цели. Исследование утопии пананархизма и анархизмауниверсализма представляет интерес для изучения культуры авангарда. Труды основателей данного направления в анархизме долгое время были недоступны, в силу чего и недостаточно изучены. Современные публикации и возможность изучения архивных источников позволяют исследовать один из малоизученных проектов, что актуализирует проблему данной работы. Цель работы – определить основные принципы пананархического проекта и дать им оценку. Материалы и методы. В качестве материала исследования использовались опубликованные в XXI в. работы братьев Гординых и прижизненные издания философов. Проведен философско-методологический анализ работ отечественных авторов в области социальной философии. При анализе материала были использованы феноменологический подход, а также описательный метод. Результаты. Рассмотрены основные положения пананархистской утопии и примеры практической реализации проекта, предпринятые Вольфом и Аббой Гордиными. Проведено сравнение с концепцией классического анархизма в русской философии. Определен планетарный масштаб данной концепции, что в целом характерно для исторического периода, в который она была создана. Выявлены пять главных элементов, на которых строится утопия. Раскрыта особая роль техники и изобретательства в проекте, которым братья придают ключевое значение. Выводы. Исследование утопических проектов дает возможность выявить их особенности и специфику, раскрыть роль утопии в обществе, причины существования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовских курсов лекций и семинаров по русской философии Серебряного века и культуре авангарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GORDIN BROTHERS' PANANARCHIST PROJECT

Background. The study of the utopia of pananarchism and anarchism-universalism is of interest for the study of avant-garde culture. The works of the founders of this trend in anarchism have been inaccessible for a long time, and therefore insufficiently examined. Modern publications and possibility of studying archival sources enable exploring one of the little-studied projects, which actualizes the focus of this article. The aim is to identify the basic principles of the pananarchist project and to evaluate them. Materials and methods. The materials are the works of the Gordin brothers published in the 21st century and the lifetime works of the philosophers. A philosophical and methodological analysis of the works of Russian authors in the field of social philosophy is carried out. The materials are analyzed by using the phenomenological approach and descriptive method. Results. The main provisions of the pananarchist utopia and examples of the practical implementation of the project undertaken by Wolf and Abba Gordin are considered. A comparison is made with the concept of classical anarchism in Russian philosophy. The planetary scale of this concept is determined, which is generally characteristic of the historical period, when it was created. The author identifies five main elements, which utopia builds on. The special role of technology and invention in the project, which the brothers consider the crucially important, is revealed. Conclusions. The study of utopian projects enables revealing their features and peculiarities, defining the role of utopia in society and reasons for their existence. The results of the study can be used in the development of academic disciplines, lectures and seminars on Russian philosophy of the Silver Age and the culture of avant-garde.

Текст научной работы на тему «ПАНАНАРХИСТСКИЙ ПРОЕКТ БРАТЬЕВ ГОРДИНЫХ»

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Научная статья УДК 167.5 : 329.285 ББ№ 8УУС1Ь

аок 10.21685/2307-9525-2024-12-2-13

ПАНАНАРХИСТСКИЙ ПРОЕКТ БРАТЬЕВ ГОРДИНЫХ Наталья Георгиевна Митина

Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток, Россия [email protected]

Аннотация. Актуальность и цели. Исследование утопии пананархизма и анархизма-универсализма представляет интерес для изучения культуры авангарда. Труды основателей данного направления в анархизме долгое время были недоступны, в силу чего и недостаточно изучены. Современные публикации и возможность изучения архивных источников позволяют исследовать один из малоизученных проектов, что актуализирует проблему данной работы. Цель работы - определить основные принципы пананархического проекта и дать им оценку. Материалы и методы. В качестве материала исследования использовались опубликованные в XXI в. работы братьев Гординых и прижизненные издания философов. Проведен философ-ско-методологический анализ работ отечественных авторов в области социальной философии. При анализе материала были использованы феноменологический подход, а также описательный метод. Результаты. Рассмотрены основные положения пананархистской утопии и примеры практической реализации проекта, предпринятые Вольфом и Аббой Гордиными. Проведено сравнение с концепцией классического анархизма в русской философии. Определен планетарный масштаб данной концепции, что в целом характерно для исторического периода, в который она была создана. Выявлены пять главных элементов, на которых строится утопия. Раскрыта особая роль техники и изобретательства в проекте, которым братья придают ключевое значение. Выводы. Исследование утопических проектов дает возможность выявить их особенности и специфику, раскрыть роль утопии в обществе, причины существования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовских курсов лекций и семинаров по русской философии Серебряного века и культуре авангарда.

Ключевые слова: пананархизм, утопия, Социотехникум, язык АО, Панкоммуна Для цитирования: Митина Н. Г. Пананархистский проект братьев Гординых // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 131-138. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-13 ББ№ 8УУС1Ь

© Митина Н. Г., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

SOCIAL AND POLITICAL PHILOSOPHY

Original article

THE GORDIN BROTHERS' PANANARCHIST PROJECT Natalia G. Mitina

Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok, Russia [email protected]

Abstract. Background. The study of the utopia of pananarchism and anarchism-universalism is of interest for the study of avant-garde culture. The works of the founders of this trend in anarchism have been inaccessible for a long time, and therefore insufficiently examined. Modern publications and possibility of studying archival sources enable exploring one of the little-studied projects, which actualizes the focus of this article. The aim is to identify the basic principles of the pananarchist project and to evaluate them. Materials and methods. The materials are the works of the Gordin brothers published in the 21st century and the lifetime works of the philosophers. A philosophical and methodological analysis of the works of Russian authors in the field of social philosophy is carried out. The materials are analyzed by using the phenomenological approach and descriptive method. Results. The main provisions of the pananarchist utopia and examples of the practical implementation of the project undertaken by Wolf and Abba Gordin are considered. A comparison is made with the concept of classical anarchism in Russian philosophy. The planetary scale of this concept is determined, which is generally characteristic of the historical period, when it was created. The author identifies five main elements, which utopia builds on. The special role of technology and invention in the project, which the brothers consider the crucially important, is revealed. Conclusions. The study of utopian projects enables revealing their features and peculiarities, defining the role of utopia in society and reasons for their existence. The results of the study can be used in the development of academic disciplines, lectures and seminars on Russian philosophy of the Silver Age and the culture of avant-garde. Keywords: pananarchism, utopia, Sociotechnicum, language of AO, Pancommune For citation: Mitina N.G. The Gordin brothers' pananarchist project. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2): 131-138. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-13

В период распространения в России во второй половине XIX в. анархизм не был единой концепцией, внутри него существовали разные течения, отличающиеся между собой подходами к устройству справедливого и свободного общества и способами борьбы с существующим строем, отсюда и разнообразие анархистских проектов будущего развития России и мира. П. Эльцбахер, анализируя различные анархистские представления, выделяет семь теорий, которые предлагает классифицировать, исходя из отношений права, власти, собственности. По его мнению, все они «имеют между собой только то общее, что все они отрицают государство в будущем строе» [1, с. 259]. Однако в предлагаемой классификации рассматриваются наиболее известные концепции (из российских это три автора - П. А. Кропоткин, М. А. Бакунин и Л. Н. Толстой), отсутствуют теории мало изученные и неизвестные за пределами России. Особое внимание, с нашей точки зрения, необходимо обратить на теории, которые исследователи не относят к классическим. И здесь особо выделяется проект братьев Гординых, получивший название пананархизм и анархо-универсализм.

Вольф и Абба Гордины принадлежат к культуре авангарда, определение авторства их сочинений и сегодня вызывает затруднения, так как значительное число работ подписано «братья Гордины», что не позволяет установить точное авторство. Философские идеи братьев представляют большой интерес, они выступают не только теоретиками анархизма,

© Mitina N.G., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

практическими реализаторами своих идей, но и создателями художественных произведений. Философы обращают внимание на значение утопии, ее важность для формирования нового общества. В своей концепции пананархизма они рассматривают утопию как проект социального изобретения, план, который реализуется, и решающая роль в этом принадлежит социо-технике и социотехникумам [2, с. 299-300]. Н. И. Герасимов называет их учение синкретическим, соединившим в себе различные конкретные культурные формы (искусственный язык АО, Социотехникум, интериндивидуализм и т.д.), что объясняет, по его мнению, их успешную реализацию [3, с. 79].

Таким образом, они выступают не только создателями проекта, но и активными участниками его претворения в жизнь. Примером такой практики был Социотехникум, который стал организацией, реализующей разработанные братьями принципы пананархизма, очагом новых способов социальной коммуникации. Как предполагает Н. И. Герасимов, созданное сообщество должно было «подготовить людей к будущему свободному обществу без государства, законов и принуждения» [4, с. 166-171]. Такой практический подход отличает данный проект от многих других, появившихся в это время.

Братья были руководителями федерации анархистских групп (Вольф в Петрограде, Аб-ба в Москве). С 1919 г. в Москве Вольфом была открыта «Всеизобретальня» (Социотехникум), позже он завершает работу по созданию нового языка АО. Абба стал основателем направления «анархо-универсализм», построенного на его теории интериндивидуализма, которое было связано с идеями начального периода совместного творчества братьев и теорией пананархизма. Концепция анархо-универсализма строится на идее самоорганизации, универсального общежития, самоправления, единого человечества. Отрицая террор и бунтарство, анархо-универсализм признает всемирную социальную революцию, не отрицает необходимости сотрудничества с новой властью и подчеркивает свою организованность: «Наша организация всемирная - единый анархический универсал»1. Философы пытались сотрудничать с советской властью, но идеи братьев не соответствовали реализуемой большевиками политике, и в итоге они вынуждены были эмигрировать2.

Идеи самоорганизации далее развиваются в работе А. Л. Гордина «Интериндивидуализм», вышедшей в 1922 г., где он указывает: «Автоорганизация есть восхождение по лестнице интериндивидуальности». По его мнению, универсализм-политизм и интериндивидуализм должны сменить социализм: «Универсальная анархия одолеет государство - пусть это не покажется наивному читателю парадоксом, за то что последнее не планомерно, не строго, не умеет справляться с преступлением, что последнее олицетворяет собой дезорганизацию, дисгармонию, в то время, как первую мы мыслим как автоорганизацию, как самопорядок, не допускающий своего нарушения» [5, с. 44]. Исследуя концепцию интериндивидуализма Аб-бы Гордина с точки зрения государственного строительства, С. Ф. Ударцев указывает: «Он проповедовал общечеловеческое единение, создание планетарного информационного постгосударственного и постсоциалистического общества» [6, с. 832].

Следовательно, как и в теории классического анархизма, не предполагается отсутствие организации, а организация здесь формируется самим народом, в недрах народного общежития. Это отсылает нас к концепции языка Ж. Дерриды, где язык выступает фактором самоорганизации, но, как и в классическом анархизме, не учитываются современные философам реалии и делается расчет на осуществление мировой революции, что мы видим в концепциях М. Бакунина и П. Кропоткина [7, с. 187-188].

1 Анархический универсал. Всероссийская секция анархо-универсалистов. Основные положения // Основные положения анархистов-универсалистов. Всероссийская секция анархистов-универсалистов. Анархический Универсал. М., 1920. С. 3-8 ; Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. : в 2 т. Т. 2: 1917-1935 гг. / Ассоц. «Рос. полит. энциклопедия» (РОССПЭН), Гос. архивная служба Российской Федерации, Гос. архив Российской Федерации. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. 704 с.

2 Герасимов Н. И. Братья Гордины. Опубликовано 27 декабря 2023 г. // Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» : сайт. URL: https://bigenc.ru/c/brat-ia-gordiny-c5871e (дата обращения: 06.04.2024).

Остановимся на проекте будущего общества, созданном братьями Гордиными. Утопия «Страна Анархия» - это планетарный проект, что в целом характерно для времени ее создания, когда масштабы мышления были безграничны и казалось, что изменить можно все. Данный факт подтверждают работы того периода, например, А. Богданов предлагает свое видение будущего и в утопиях «Красная Звезда» и «Инженер Мэнни» располагает идеальное общество на Марсе [8]. Даже стиль написания у Гординых очень отличается от классических работ своей сдержанностью и лаконичностью, напоминающей информационные сообщения или литературные эксперименты начала XX в. по поиску нового языка. Символическое значение в утопии приобретает цифра 5 - 5 главных героев, 5 гор, 5 морей в идеальной стране. Все это подчеркивает своеобразие авангардной культуры и одновременно дает представление об особенностях пананархизма. Принципы утопии, изложенные в «Стране Анархии», далее разрабатываются в теоретических работах философов.

Идеалом выступает «порядок без насилия», управление обществом Любовью, Панком-муна (никакой частной собственности, коммуна территорий, коммуна домашнего хозяйства, «равномерное одинаковое добровольное участие обоих полов во всех областях жизни и хозяйства», «женщина будет человеком», «священный ... союз любви и красоты, союз для создания новой жизни», жизнь священна, как и труд), общество регулируется нравственными законами Справедливости. Философы выделяют пять главных элементов - «пять "не угнетай!"»: Работник, Женщина, Национальность, Молодежь (дети), Личность, которые и становятся далее главными героями утопии. Панкоммуна - это власть Совести и Справедливости, равенства, «"всего для всех", и власти для всех» [9, с. 742-747, 749-750].

Как и представители классического анархизма М. Бакунин и П. Кропоткин, братья Гордины отрицательно относятся к религии (в этом они схожи и с марксистскими проектами). Они отмечают принудительный характер религии, определяют ее как искусственно созданное образование для отвлечения от действительности. По мнению философов, проблема религии в том, что это «плод фантазии» и форма обмана. Второй формой обмана они называют науку, «плод интеллекта», «умственного воображения», поэтому необходимо освобождение от пут религии и науки. В новом обществе будет только техника, включающая ремесла и искусства, всетехника или Пантехника, которая станет «культурой Угнетенных» [10, с. 217-218].

Важной частью пананархизма выступает и социотехника, составляющая пантехники, социальная инженерия, которая является основой социального творчества и проектирования, «свободно-изобретательное», «социотехническое» отношение к социальным вопросам. И двигателем социального переустройства является недовольство: «Пять угнетений порождают пять недовольств». Это недовольство станет моралью угнетенных, человечества, социотехнической моралью. Таким образом, «Союз Пяти Угнетенных» - «Рабочих-Босяков, Женщин, Итерриториалиев (Угнетенных Национальностей), Учащейся Молодежи и Развитых Личностей», по мнению философов, сделает возможным переустройство, трансформацию социума [10, с. 219-226]. Эти составляющие, по мнению Гординых, станут основными двигателями прогресса общества. И особую роль здесь играет подрастающее поколение -дети, молодежь. Отсюда внимание к вопросам воспитания и обучения.

Система воспитания в Панкоммуне общественная, так как воспитание в семье «означает угнетение женщины». Врачи-гигиенисты, далее педагоги, вместе занимаются воспитанием и обучением, которое проходит в Детской (Школа Воспроизведения Жизни - «Репродукти-на»), а затем в Юношеской (Школа Приспособления - «Адаптина») Коммуне, где дети в играх подражают старшим, им предоставлены полная духовная свобода, самоуправление и самоопределение, их только «приспособляют» к практической жизни, никакого принуждения и насилия. Здесь соблюдаются начала «Неприкосновенности всякой Личности» и «Священности Труда» [9, с. 747-749]. Данную систему воспитания, где соединяются труд и практика, называют пантехникалистической, где отражается вся практическая культура. Отсюда и лозунг, провозглашенный пананархизмом: «Идите в Молодежь!.. Освобождение Молодежи -должно быть делом самой молодежи!» [10, с. 250-254]. Упор на естественные процессы становится важным для формирования нового поколения.

Таким образом, можно определить основные положения, на которых базируется концепция пананархизма и анархизма-универсализма, это освобождение всех угнетенных и полная ликвидация всех форм угнетения: экономического (коммунизм, свобода труда), политического (универсальная анархия - пананархизм, национал-космополитизм), угнетения личности (интериндивидуализм), угнетения подрастающего поколения (педизм), угнетения женщины (гениантропизм). Как провозглашает «Манифест Пананархистов», «пананархизм -это идеал союза пяти угнетенных» [10, с. 214-215].

Для реализации идей пананархизма, достижения анархического строя в Эпоху Мировой Социальной Революции стоит задача создания «Мировой Анархической Организации -Анархического Универсала». Они определяют и «свою позицию в местном и мировом анархизме - как позицию Анархизма-Универсализма» [9, с. 75-754]. Социотехника станет и инструментом организации пананархической революции, которая позволит решить все максимально мирно, без насилия и принуждения, Социотехникум будет «высшей инстанцией социального строительства», а государство заменит Социотехникум [10, с. 275-279]. Согласно концепции, Социотехникум дополнится Психотехникумом (Техникумом Духа), Биотехникумом (Техникумом Тела) и Физиотехникумом (Техникумом мира - космотехникумом) и в будущем преобразуется в Пантехникум [2, с. 236-237]. Таковы ступени развития общества в процессе его трансформации.

Особая роль отводится изобретению, которое для пананархизма выступает свободой и волей человека, а революция, в свою очередь, творчеством. Перерождение и преображение человека - это духовная революция, «духовная антропотехника, психотехника в союзе с со-циотехникой, т.е. человекостроительство с общестроительством». Подчеркивается, что техника является истинной моралью, идеологией: «Она одна защищает и блюдет наши интересы, интересы всех угнетенных. Рядом с нею стоят ремесла и искусства» [11, с. 82, 90, 99]. Только Пантехника способна дать обществу счастье, бессмертие, здоровье, радость «в настоящем, в реальном, в действительном, и не только в человечестве, не только в потомстве, а в нас самих». Только революционное строительство и Социотехника позволят создать «без-царствие, Анархию настоящего» [12, с. 103]. Пантехника станет для пананархизма средством завоевания не только всего мира, но и космоса [10, с. 265], что свидетельствует о планетарном характере утопии.

Помимо культа техники, которой в концепции уделяется особое место, необходимо отметить также и особую роль языка в идеальном обществе. Для реализации проекта был создан язык «АО и Скороизобретпись», который определяют как «ново-цивилизационный язык»1. Этот язык соответствовал представлениям братьев Гординых о естественной грамматике и был, как подчеркивает Е. В. Кучинов, «целиком изобретенный язык», более того, «он должен быть языком изобретения», чтобы не стать инструментом отмены свободы [13, с. 37]. Ряд произведений философов был написан на этом общепланетарном языке, а потом переведен на русский язык. Как отмечает С. Н. Кузнецов, «АО является ярким, в типологическом отношении неоценимым, примером того, как идеология может стать организующим принципом языковой структуры», искусственный язык, в отличие от естественных языков, является антибуржуазным «в силу того, что эти установки определенным образом отразились в структуре языка» [14, с. 53-55].

Язык АО использовался для ряда работ философов, например «Изобрет-Питания» и «Плана человечества», работ, написанных Бэоби (на языке АО так пишется имя Вольфа Гордина). Эти труды дополняют концепцию пананархизма, решая проблемы бессмертия и создания нового человека. «Изобретенное Невыделительное Питание» пептонами решит не только проблему голода, но позволит перестроить организм, дать человеку новые способности, исцелит организм и «откроет новую Эру Единого Человечества Единой цивилизации» -«Новую Истинную Цивилизацию Изобретательства - с его новым методом-Планом» [15, с. 64, 78]. Изобретение человечества, отмечает философ, это «Человечествоизобретение»,

1 Грамматика панметодологического языка АО. 5-й год по изобретении языка человечества АО (7-й год по Октябрьской революции). М. : Изд. авт., 1924. 34 с.

а человечество - «Человечественность, т.е. как План (Идеал), вечно планируемый, как Изобретение, вечно изобретаемое до надпространства и надвремени... до Надабсолюта» [2, с. 286-291]. По мнению Н. И. Герасимова, обращенность в будущее в послереволюционный период стала причиной появления произведений, которые стали эстетическим выражением политических программ, а «вымышленные миры могли стать ориентиром конкретной социальной и политической практики» [16, с. 46].

Таким образом, концепция Гординых отличается своей цельностью, разработаны различные аспекты будущего общества, была предпринята практическая реализация. Это позволяет утверждать, что проект пананархизма может выступать следствием легитимации, позволяющей утопии-идеалу трансформироваться в утопию-проект.

Идеи и принципы анархизма, в целом характерные для кризисных периодов в истории, были распространены в России до начала 20-х гг. Далее, с ужесточением политики большевиков, ликвидируются все политические партии, устанавливается диктатура партии большевиков, гонениям подвергаются идеи и организации, созданные братьями, и они сами. На долгие годы концепция братьев Гординых становится недоступной для изучения. Современные публикации и доступность источников позволяют нам ознакомиться с этим проектом, который, несомненно, представляет большой интерес для изучения роли утопии в жизни общества.

Список литературы

1. Эльцбахер П. Сущность анархизма. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. 272 с.

2. Гордин А. Л., Гордин В. Л., Геллер Л. М. Анархия в мечте. Публикации 1917-1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / сост. С. В. Кудрявцев. М. : Гилея, 2019. 442 с.

3. Герасимов Н. И. Кто такие братья Гордины? (на материале архивных документов Исследовательского института языка идиш в Нью-Йорке) // Отечественная философия. 2023. Т. 1, № 1. С. 77-88. doi: 10.21146/2949-3102-2023-1-1-77-88

4. Герасимов Н. И. История мистического анархизма (проблема периодизации) // Философский журнал. 2022. Т. 15, № 1. С. 161-175. doi: 10.21146/2072-0726-2022-15-1-161-175 EDN: VLOEKZ

5. Гордин А. Л. Интериндивидуализм. М. : Изд. А.У.И., 1922. 229 с.

6. Ударцев С. Ф. А. Л. Гордин - теоретик постклассического анархизма ХХ века // Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.) : сб. ст. Т. 1. Екатеринбург : Уральский гос. юрид. ун-т, 2019. С. 826-841. EDN: TXWWUE

7. Митина Н. Г. Дискурс будущего в русской социокультурной утопии : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13. Владивосток, 2014. 334 с.

8. Богданов А. А. Вопросы социализма: работы разных лет. М. : Политиздат, 1990. 447 с.

9. Анархизм: pro et contra : социально-политическое явление глазами его российских сторонников, критиков и отечественных ученых-исследователей : антология / сост. П. И. Талеров. СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2015. 1142 с.

10. Братья Гордины. Страна Анархия (утопии) / сост. Е. Кучинов. М. : Common Place, 2019. 302 с.

11. Братья Гордины. Речи анархиста. М. : Первый Центр. социотехникум. Врем. техн. агит. и пропаганды, 1919. 119 с.

12. Братья Гордины. Соцюмапя и соцютехника или Общезнахарство и общестроительство. Ч. 1: Христианство и марксизм. М. : Первый Центр. социотехникум. Врем. техн. агит. и пропаганды, 1918. 231 с.

13. Кучинов Е. В. От пананархизма к АОизму и АИИЗу: очерк истории и мифологии одного инопланетного племени // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 34-48. doi: 10.31857/S086954150007767-3 EDN: NVRTWT

14. Кузнецов С. Н. LINGÜISTICA COSMICA: Рождение «космической парадигмы» // Современная наука. 2014. № 2. С. 39-65. EDN: VVGQJV

15. Гордин В. Л., Гордин А. Л. Изобрет-питание: (Как выход из всех современных тупиков-разрух и как путь к бессмертию): Опыт популярного очерка жизнеизобретательства : пер. с яз. АО и Скороизобретписи. М. : Изд-во Всеизобретальни, 1921. 110 с.

16. Герасимов Н. И. Художественные миры русского анархизма начала XX века (проблема идеала) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 37-49. doi: 10.24412/1997-0803-2021-4102-37-49 EDN: CMESSA

References

1. Eltsbakher P. Sushchnost anarkhizma = Essence of anarchism. Minsk: Kharvest; Moscow: AST, 2001:272. (In Russ.)

2. Gordin A.L., Gordin V.L., Geller L.M. Anarkhiya v mechte. Publikatsii 1917-1919 godov i statya Leonida Gellera «Anarkhizm, modernizm, avangard, revolyutsiya. O brat'yakh Gordinykh» = Anarchy in a dream. Publications of 1917-1919 and Leonid Getter's article "Anarchism, modernism, avant-garde, revolution. About the Gordin brothers". Moscow: Gileya, 2019:442. (In Russ.)

3. Gerasimov N.I. Who are the Gordin brothers? (based on archival documents of the Research Institute of the Yiddish Language in New York). Otechestvennaya filosofiya = Domestic Philosophy. 2023;1(1):77-88. (In Russ.). doi: 10.21146/2949-3102-2023-1-1-77-88

4. Gerasimov N.I. History of mystical anarchism (problem of periodization). Filosofskiy zhurnal = Philosophical Journal. 2022;15(1):161-175. (In Russ.). doi: 10.21146/2072-0726-2022-15-1-161-175

5. Gordin A.L. Interindividualizm = Interindividualism. Moscow: Izd. A.U.I., 1922:229. (In Russ.)

6. Udartsev S.F. A.L. Gordin as a theorist of post-classical anarchism of the 20th century. Sto let Uralskomu gosudarstvennomu yuridicheskomu universitetu (1918-2018 gg.): sb. st. T. 1. = One Hundred Years of Ural State Law University (1918-2018): Collection of Articles. Vol. 1. Ekaterinburg: Uralskiy gos. yurid. un-t, 2019:826-841. (In Russ.)

7. Mitina N.G. Discourse of the future in Russian social and cultural utopia. DSc dissertation. Vladivostok, 2014:334. (In Russ.)

8. Bogdanov A.A. Voprosy sotsializma: raboty raznykh let = Questions of socialism: works of different years. Moscow: Politizdat, 1990:447. (In Russ.)

9. Talerov P.I. (comp.). Anarkhizm: pro et contra: sotsialno-politicheskoe yavlenie glazami ego ros-siyskikh storonnikov, kritikov i otechestvennykh uchenykh-issledovateley: antologiya = Anarchism: pro et contra: social and political phenomenon through the eyes of its Russian supporters, critics and domestic academic researchers: anthology. Saint Petersburg: Russkaya khristianskaya gumanitarnaya akademiya, 2015:1142. (In Russ.)

10. Kuchinov E. (comp.). Bratya Gordiny. Strana Anarkhiya (utopii) = The Gordin brothers. Anarchy Country (country of utopia). Moscow: Common Place, 2019:302. (In Russ.)

11. Gordin brothers. Rechi anarkhista = Speeches of an anarchist. Moscow: Pervyy Tsentr. sotsiotekhnikum. Vrem. tekhn. agit. i propagandy, 1919:119. (In Russ.)

12. Gordin brothers. Sotsiomagiya i sotsiotekhnika ili Obshcheznakharstvo i obshchestroitelstvo. Ch. 1: Khristianstvo i marksizm = Sociomagia and sociotechnics or general quackery and general construction. Part 1: Christianity and Marxism. Moscow: Pervyy Tsentr. sotsiotekhnikum. Vrem. tekhn. agit. i propagandy, 1918:231. (In Russ.)

13. Kuchinov E.V. From pananarchism to AOism and AIIZ: essay on the history and mythology of one alien tribe. Etnograficheskoe obozrenie = Ethnographic Review. 2019;(6):34-48. (In Russ.). doi: 10.31857/S086954150007767-3

14. Kuznetsov S.N. LINGÜISTICA COSMICA: birth of the "space paradigm". Sovremennaya nauka = Modern Science. 2014;(2):39-65. (In Russ.)

15. Gordin V.L., Gordin A.L. Izobret-pitanie: (Kak vykhod iz vsekh sovremennykh tupikov-razrukh i kakput k bessmertiyu): Opyt populyarnogo ocherka zhizneizobretatelstva: per. s yaz. AO i Skoroizobretpisi = Invent food: (As a way out of all modern dead ends and devastation and as a path to immortality): Experience of a popular essay on life invention: translated from language of AO and Skoroizobretpis. Moscow: Izd-vo Vseizobretalni, 1921:110. (In Russ.)

16. Gerasimov N.I. Artistic worlds of Russian anarchism in the early 20th century (problem of the ideal). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv = Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2021;(4):37-49. (In Russ.). doi: 10.24412/1997-0803-2021-4102-37-49

Информация об авторе / Information about the author

Н. Г. Митина - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, Дальневосточный государственный институт искусств, 690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 3А.

N.G. Mitina - Doctor Philosophical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of General Humanitarian Disciplines, Far Eastern State Institute of Arts, 3A Peter the Great street, Vladivostok, 690091.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 20.04.2024

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.05.2024 Принята к публикации / Accepted 30.05.2024

ISSN 2307-9525 (Online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.