История философии History of Philosophy
2021. Т. 26. № 1. С. 99-109 2021, Vol. 26, No. 1, pp. 99-109
УДК 130.2 DOI: 10.21146/2074-5869-2021-26-1-99-109
Н.И. Герасимов, Д.А. Ткаченко
От пананархизма к социотехнике и интериндивидуализму: проблема человека в творчестве братьев Гординых*
Герасимов Николай Игоревич - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник. Дом русского зарубежья. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2; e-mail: [email protected]
Ткаченко Дмитрий Александрович - независимый исследователь; e-mail: [email protected]
В статье анализируется эволюция философских взглядов теоретиков пананархизма А.Л. и В.Л. Гординых сквозь призму проблемы человека. Исследованию подвергнуты не только коллективные работы мыслителей, но и их авторское творчество в период 1909-1924 гг. На основании изучения таких концептуальных феноменов, как пананархизм, язык АО, со-циотехника и интериндивидуализм, делается вывод: вдохновляясь философией М. Штирне-ра, А.Л. и В.Л. Гордины исследовали проблему человека, используя один из самых эклектичных понятийных аппаратов в истории русской интеллектуальной культуры. Вместе с тем авторы статьи полагают, что эклектизм в данном случае стоит оценивать положительно -как попытку комплексного философско-антропологического исследования, в основе которого лежат этико-эстетические воззрения мыслителей, тесно связанные с их социально-политическими взглядами.
Ключевые слова: анархизм, пананархизм, русские анархисты, Макс Штирнер, космизм, русский авангард, русская революция, философская антропология, русская философия
Имена Абы Лейбовича Гордина (1887-1964) и Вольфа Лейбовича Гордина (1884 или 1885 - не ранее 1931) нередко встречаются в исследованиях по истории анархизма. Путь братьев в мир социально-политической жизни революционной России пролегал от увлечения философией М. Штирнера до создания целого направления внутри анархистской теории - пананархизма. Позицию братьев отличало критическое отношение к идеологии леворадикальных групп того времени, использование художественного языка, пропаганда анархизма как «тотального» явления, как окончательного освобождения человека от мира навязанных социальных ролей (гендерных, этнических и т.д.). К сожалению, политическая сторона их творческой
Авторы статьи выражают благодарность художнику Г. Орехову (Московская школа фотографии и мультимедиа им. А.М. Родченко) за помощь и ценные советы.
© Герасимов Н.И. © Ткаченко Д.А.
деятельности долгое время как бы «затемняла» философскую и художественную -историки отдавали предпочтение изучению их непосредственной революционной борьбы, а не интеллектуальным сюжетам, которые лежали в ее основе [Avrich, 1967; Рублёв, 2019; Гончарок, 2017; Семигин, 1997; Анархизм, 2015; Ударцев, 1994].
Сочинения мыслителей стали объектом специального историко-философского и историко-культурного исследования в 1995 г. благодаря лингвисту С.Н. Кузнецову, опубликовавшему во французском научном сборнике статью, которая была им переработана и переведена на русский язык в 2014 г. для отечественного журнала «Современная наука» [Кузнецов, 2014]. Более углубленный анализ творческого наследия братьев Гординых в контексте русской культуры первой трети XX в. был проведен в 2004 г. в диссертации А.В. Аролович [Аролович, 2004]. Два независимых исследования объединяет общая черта - попытка интегрировать идеи мыслителей в историю становления русского космизма. Ряд статей об отдельных аспектах политических воззрений братьев Гординых написал историк А.Н. Гарявин [Гаря-вин, 2000; Гарявин, 2004]. В 2014 г. в Германии историк Л. Тёрк защитил диссертацию по позднему эмигрантскому творчеству А.Л. Гордина [Tuerk, 2014]. В 2016 г. М.Ю. Мартынов обратил внимание на связь между революционными взглядами мыслителей и их собственным изобретением - искусственным языком АО в двух редакциях (1919, 1924) [Мартынов, 2016].
В 2019 г. в свет выходят две большие публикации работ братьев Гординых: «Страна Анархия» в издательстве «Common place» [Братья Гордины, 2019] и «Анархия в мечте» в издательстве «Гилея» [Гордин А.Л., Гордин В.Л., 2019]. В обоих случаях основу книги составляет один и тот же текст - философско-художественная утопия Абы и Вольфа «Страна Анархия» (1919). Но в последнем случае мы имеем дело с научной редакцией текста, а также с важными приложениями, среди которых особое место занимает статья Л. Геллера [Геллер, 2019]. Отдельно стоит сказать об историке философии Е.В. Кучинове, в текстах которого удивительным образом сочетаются герменевтика Хайдеггера, космизм братьев Гординых, современный материализм К. Мейясу и многое другое [Кучинов, 2019a; Кучинов, 2019б].
Можно говорить о следующих оптиках исследования жизни и творчества мыслителей: 1) история анархизма; 2) русский космизм; 3) художественный авангард. Несмотря на то, что с каждой новой научной публикацией наше понимание творческого наследия братьев Гординых становится все глубже, без внимания остается наиболее важная философская проблема в их сочинениях - проблема человека.
А.Л. и В.Л. Гордины родились в местечке Михалишки, недалеко от города Сморгонь, в семье философски одаренного раввина И.Л. Гордина [Геллер, 2019, с. 364]. Старший брат Вольф родился в 1884 г. или 1885 г. (точную дату установить пока не представляется возможным) [там же, с. 365], младший Аба - в 1887 г. В начале 1900-х гг. Аба и Вольф увлекались чтением М. Штирнера [там же, с. 366] и в 1908 г. открыли в Сморгони собственную экспериментальную школу «Иврия». Уже в это время их волновала проблема естественности - как можно относиться к тому, что «не обработано», что не подверглось творческому осмыслению [Братья Гордины, 1909]. Разразившаяся Первая мировая война положила конец педагогическим начинаниям - снаряды уничтожили здание школы и большинство построек в Сморгони. Сами братья оказались беженцами в поисках нового дома.
В атмосфере хаоса, когда, вероятно ими и были сформулированы основы пан-анархизма1, каждый нашел для себя нужное направление мысли, но не стремился окончательно оборвать прежнюю традицию коллективного творчества. Можно говорить о переменном сотрудничестве братьев до 1921 г., после которого у Абы
Часть опубликованных в 1917-1919 гг. сочинений были написаны в период 1908-1909 г., например «Младочеловек» (1909).
возникло стремление к полной автономности от брата. Вопрос об авторстве тех или иных сочинений мыслителей часто является дискуссионным. Под именем «Бр. Гордины» публиковался В.Л. Гордин, в то время как его брат нередко подписывал свои работы «Бр. Гордин». С 1919 г. В.Л. Гордин стал использовать псевдоним Бэоби, а тексты А.Л. Гордина нередко были подписаны «Братья Гордины». Мы склонны согласиться с С. Кудрявцевым, что целый ряд текстов мыслителей, которые сложно классифицировать и определить их точное авторство, необходимо рассматривать как результат совместного творчества [Гордин А.Л., Гордин В.Л., 2019, с. 303]. А.Л. и В.Л. Гордины являются самостоятельными мыслителями, но ключевые тексты, имеющие непосредственное отношение к пананархизму до 1921 г., все же написаны коллективными усилиями. В данной статье мы подвергли анализу как совместное творчество мыслителей, так и их авторские работы.
Братья Гордины: пананархизм и «Страна Анархия»
Главная причина, по которой Аба и Вольф стали разрабатывать теорию пананархизма, - критика «однобоких» направлений внутри анархизма. «Всесвобода», «всесправедливость», «вселюбовь» - такие понятия используют мыслители, чтобы подчеркнуть тотальность освободительного движения. Локальность, дифференци-рованность и незавершенность многочисленных анархистских теорий, по мнению братьев Гординых, опасны для революции - большинство теоретиков описывают лишь отдельный сегмент проблемного поля, а некоторые вопросы и вовсе не рассматривают в качестве важных (например, тендерный) [Бр. Гордины, 2015, с. 765]. Пананархизм, «всеанархизм» называется так потому, что требует не только безвластия, но и воплощения других освободительных идеалов. Интегрируя в своем учении коммунизм, антиэтатизм, феминизм, космизм и идею самоопределения наций, братья Гордины в своем «Манифесте пананархистов» [Братья Гордины, 1918] называют такие идеалы и составные части своего учения: 1) коммунизм; 2) педизм (освобождение ребенка); 3) национал-космополитизм (освобождение угнетенных наций в лоне общего мира без государств и границ); 4) гениантропизм («освобождение и очеловечивание женщины»).
Как и М. Штирнер, использовавший сразу несколько терминов («Единственный», «Ничто», «Собственник», «Я», «Эгоист») для своей интерпретации проблемы человека, Аба и Вольф в «Стране Анархии» вводят несколько персонажей («Угнетенные»): Я, Рабочий, Женщина, Угнетенная нация и Молодежь. Природа в утопии-поэме братьев Гординых понимается как царство необходимости, откуда Угнетенные бегут в поисках счастья в страну Анархия. В этой стране нет места естественности. Там всё преобразовано, всё синтезировано. В этом искусственном мире человек полностью контролирует себя, владеет своими страстями, эмоциями, мыслями и всегда может остановить действие того или иного аффекта. Продолжая мысли М. Штирнера [Stirner, 2002; Штирнер, 1994], братья Гордины приходят к выводу: человек есть волевое существо, которое способно обрести над собой контроль в мире, где преодолен хаос естественности, где культура принимает фантазию гения-изобретателя. В стране Анархии люди способны летать и не нуждаются в пище. Мы видим мир, напоминающий осознанный сон, где человеческая воля управляет фан-тазмами, мир, где воля человека проявляет себя настолько, насколько личность сама способна вообразить.
Пананархизм - учение, ведущее общество к такому идеалу человеческого взаимодействия, где подобные фантазии мыслителей обретают реальность. Несложно соотнести составные части учения «Манифеста пананархистов» с героями «Страны Анархии»:
• Коммунизм - Рабочий
• Педизм - Молодежь
• Национал-космополитизм - Угнетенная нация
• Гениантропизм - Женщина.
Персонаж «Я» не находит своего соответствия в списке составных частей «Манифеста» по простой причине - «Я» несводимо ни к чему, как и у М. Штирнера. В отличие от других персонажей повести-утопии, у «Я» нет предыстории. «Я» - это своего рода соединяющее звено других персонажей. «Я» так же угнетаемо, как и другие, но в силу своей специфики не может быть поименовано, не может составить класс объектов, не может существовать через подобия [Гордин А.Л., Гордин В.Л., 2019, с. 16].
В мире «Страны Анархии» отсутствует причинность. Нет слова «почему». В изданной ранее сказке А.Л. Гордина «Почему? или Как мужик попал в страну Анархия» [Гордин, 1917] есть особый персонаж - сын крестьянина по прозвищу Почему, который публично высказывает свое недоумение, когда сталкивается с разными социальными ограничениями. Мир сказки А.Л. Гордина иронично описывает нашу жизнь, в то время как «Страна Анархия» изображает жизнь такой, какой она будет, если человек восстанет против угнетения.
В этом царстве свободы Угнетенные обходят Пантехнический сад, где представлено огромное количество предметов и явлений, созданных жителями страны Анархии. Три силы помогли людям достичь власти над миром, слияния с ним и свободы творчества: Nihil (лат. «ничто»), Atud (ивр. «будущее») и Duber (ивр. «слово») [Гордин А.Л., Гордин В.Л., 2019, с. 58-67]. Своеобразный онтологический «переворот» произошел после того, как жители Анархии смогли усилием воли подчинить Nihil, которое здесь преодолело себя и стало всем. Благодаря этому гегельянскому отрицанию многое из того, что было невозможно ранее, здесь является обыденностью.
Язык в мире Анархии помимо средства коммуникации и художественной репрезентации культуры обладает магическим характером в прямом смысле этого слова - с его помощью человек «управляет» предметами и явлениями. Например, благодаря озвученной фразе можно контролировать не только предметы техники, но даже деревья. Дерево подчиняется слову так, как будто бы речь идет о современном голосовом управлении гаджетом. Дерево в стране Анархия - это биомеханизм, наделенный всеми органическими свойствами живого дерева, но созданный технически для гармонического существования в мире тотальной коммуникации предметов и людей. Может показаться, что в Анархии предметы подчиняются людям, но это не так. Язык тоже преобразован. Здесь нет повелительного наклонения. Человек в данном случае «просит» дерево, а не заставляет подчиняться его воле. В.Л. Гордин замечает, что так древние люди обращались к духам - например, рубя дерево в лесу, дровосек обращается к духу дерева или леса и просит разрешения срубить дерево [там же, с. 223-228].
«Мир и происхождение не соотносительны», «жизнь и происхождение не соотносительны», «мир и познание не соотносительны», «мир преобразуем, и пересоздаваем, и создаваем посредством Техники» - такие тезисы относятся к «Философским основным началам социотехникума» В.Л. Гордина [там же, с. 237-238]. Отвергаются традиционные представления и противопоставления, классическая двузначная логика - в пользу идеи творческого взрыва из ничего как единственного основания всего. Идеальная корреляция человеческого ума и внешнего мира заключается в слиянии воображения и действительности, поскольку тогда не нужны будут объяснения.
Творческая эволюция братьев Гординых так сложна для исследования, потому что мыслители старались развивать свои идеи путем обращения к разным литературным и социальным практикам: от написания художественных утопий и сказок
до составления программных документов будущих анархистских организаций. На этом фоне жанр философской публицистики кажется чем-то тривиальным. Смеем предположить, что без эстетизации проблемы человеческого угнетения братья Гордины вряд ли бы отважились на следующий шаг - попытаться найти единомышленников.
В.Л. Гордин: язык АО и Социотехникум
В 1917 г. А.Л. Гордин становится одним из ключевых участников Московской федерации анархистских групп и редактирует газету «Анархия», а В.Л. Гордин -влиятельным анархистом в Петрограде. Судьба разводит братьев по разным городам, но в декабре 1917 г. Вольф приезжает в Москву как делегат от Комиссии по созыву съезда анархистов России, где посещает Абу, раненного в ходе уличных боев с юнкерами. Вернувшись назад, он пессимистично замечает в своем докладе, что «пожар революции» локализован в Петрограде, что Москва «молчит» [Доклад, 1917].
После 1917 г. В.Л. Гордин все меньше времени уделяет революционной деятельности и все больше творческой. К 1919 г. ему удается создать тот самый Социотехникум, который должен был стать примером будущих техникумов, как это представлено в «Стране Анархии» [Бэоби, 1921а]. После дела «О взрыве в Леонтьевском переулке» 25 сентября 1919 г. в Москве большевики посетили с допросом и обыском В.Л. Гордина и его единомышленников. В «Записке о причастности анархистской группы к организации взрыва в МК РКП(б)» за 10 октября 1919 г. можно прочитать такие строки:
«Их "Социал-техникум" - это 10-12 сектантов-коммунистов, отрекшихся от частной собственности. Они не воюют с государством, не желая силой его разрушать, создают свою коммуну, живущую вне государства» [Записка, 1919]. Социотехникум издавал и выпускал в продажу книги П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, Э. Реклю, Г.Б. Сандомирского и других теоретиков анархизма [Братья Гордины, 1918, с. 121].
Покорение космоса - одна из важных ступеней в освобождении человека. На пути к ней лежит множество проблем, в том числе и проблема языка. Будущие покорители Вселенной с неизбежностью будут обмениваться знаниями, используя национальные языки, что приведет к проблеме перевода. Более того - используя существующие национальные языки, человек, несмотря на прогресс науки и техники, будет умножать культуру патриархата и насилия. Следовательно, изобретение единого для всех языка, максимально простого для освоения, с минимальным количеством синтаксических единиц - потребность, удовлетворить которую нужно немедленно. В период 1919-1924 гг. В.Л. Гордин разрабатывает проект искусственного «космического» языка АО - языка, благодаря которому человечество быстрее сможет покорить космос. Фонетический алфавит АО состоит из 11 звуков, среди которых 5 гласных и 6 согласных. Более подробный анализ грамматики АО представлен в соответствующей статье лингвиста С.Н. Кузнецова [Кузнецов, 2014].
Язык АО претендует быть единым, простота комбинаторики, малое число звуков и знаков призваны облегчить его освоение «разноязыким человечеством». Звуки в АО должны соответствовать понятиям - таким образом предпринимается попытка преодоления разрыва знака и значения. Аксиологическая и идеологическая основа АО проявляется в следующем: язык АО «очищен» от повелительного наклонения, местоимения «она» (гендерное равноправие) и родительного падежа (так как он связан с «генетизмом» и культом предопределенности). «Старый язык» обвиняется Гординым в фетишизме (в марксистском смысле), главным источником которого является «старый» глагол. Примером такого фетишизма автор считает, например, выражение «солнце светит», где солнце представлено как действующее сознательно.
В АО для несознательных и инстинктивных действий используется не глагол, а особое спрягаемое по временам прилагательное, позволяющее сказать «солнцу свойственна светлость теперь» [Братья Гордины, 1924, с. 7].
Язык АО релятивизируется по отношению к политике, идеологии, общественному бытию. В.Л. Гордин показывает, что язык не отражает, а конструирует реальность. Другими словами, лингвистическими и логическими средствами его изобретение формирует идеологически и аксиологически выверенное бытие, в котором, как он представляет, человек обретает свободу.
Язык АО и Социотехникум провозглашаются В.Л. Гординым явлениями новой эпохи, а 1919 год, год изобретения языка АО - точкой отсчета новой истории. С 1921 г. Вольф подписывает свои работы как «Бэоби» на языке АО, хронология выпуска книг и статей тоже подчиняются алгоритму этой новой эпохи. Например, книга «Изобретпитание (как выход из всех тупиков и разрух и путь к бессмертию)» вышла в свет во «2-й год по Изобретению Человечества», издана в «Аограде» (Москва). В этой книге Вольф утверждает, что смерть человека технически преодолима. Он отмечает, что человечество способно создать таблетку «Пептон», «препарат, полученный из молока и мяса животных под действием протеолитических ферментов». «Пептон» может заменить человеку пищу и усваиваться организмом так, что не будет оставлять шлаков [Бэоби, 1921Ь].
В скором времени из сторонника анархизма Бэоби превращается в его противника - он приходит к выводу, что анархисты не видят всей картины творящегося вокруг, не стремятся преобразовать мир, все еще цепляются за устаревшие формы культуры [Бэоби, 1921а]. В 1925 г. он покидает Россию и уезжает в США, где, как показывают последние исследования, пытался продолжить начатое (АО и разработку концепции Социотехникума), но уже на английском языке и на идише.
В 1927 г. на Первой Всемирной выставке межпланетных аппаратов и механизмов в Москве язык АО был представлен в качестве средства космического общения. Выставка была организована Ассоциацией «Изобретатели - изобретателям» (АИИЗ) («Ассоциация изобретателей-инвентистов»). Язык АО оказался востребованным не только группой АИИЗ, но и участниками некоторых толстовских коммун, а значит, осуществлялся на практике. Более подробно о судьбе последователей В.Л. Гордина и их отношениях с К.Э. Циолковским можно узнать из статьи Е.В. Кучинова [Кучинов, 2019Ь].
А.Л. Гордин: интериндивидуализм
Если о В.Л. Гордине советская пресса писала крайне мало, то его братом интересовалась даже газета «Известия ВЦИК», в одном из номеров которой отмечается, что речь идет о «настоящем Гордине», «а не о том Гордине-брате, который сочинил универсальный-логический язык АО». Рассказывается, как на одном из творческих вечеров Аба вдохновенно комментировал философию М. Штирнера [Московские силуэты, 1922, с. 2].
Если В.Л. Гордин преимущественно занимался вопросами непосредственного преобразования человеческой натуры (через создание нового языка и техники), то его брат - проблемами философского осмысления личности и ее свободы. К 1921 г. А.Л. Гордин завершает свой путь пананархиста. Он разрабатывает собственную концепцию анархизма-универсализма, философски обосновать которую должен интериндивидуализм - продукт рецепции индивидуализма М. Штирнера. В течение апреля-августа 1921 г. он выпускает в свет журнал «Через социализм к анархо-универсализму», помещая в каждый номер развернутое философское эссе, в котором разрабатывает концепцию интериндивидуализма. Набор этих эссе складывается в единый текст.
По мнению А.Л. Гордина, личность исходит из Ничто, «как все творческое». В начале своей жизни человек «не имеет своего лица», затем в процессе социализации он порождает себя в качестве индивида через самоотрицание (как «не-субъект»). Преодолевая себя как «не-субъекта», т.е. «раба», человек становится «собственником». «Собственник» осознаёт реальность общественных интересов и становится «подданным» (как «не-субъект публичных прав»). На следующем этапе самоотрицания человек становится «гражданином» (как «субъект публичных прав»). Следующие операции отрицания предполагают преодоление идеи нации, класса и «типа» (то, что является источником любой организации по какому-либо признаку). Конечная цель такого пути - рождение личности [Гордин, 1921б].
Почему же личность не появляется сразу с момента рождения? А.Л. Гордин предполагает, что проблема заключается в генеалогии понятий «собственность» и «власть». Власть первичнее собственности, первой формой собственности являлся сам человек, раб. Власть - это и есть отношение к человеку как к вещи. «Опредмечивание» человека породило культуру насилия, в которой и существует современный мир. Первый раб - это рабыня, женщина [Гордин, 1921а]. Традиционная семья является источником насилия, власти и собственности. В семье человек социализируется и становится индивидом («не-субъектом»).
Мыслитель считает, что человек «биологически замкнут», однако «пол есть единственное разделение труда, существующее в биологическом хозяйстве». Таким образом, «пол есть мост, перекинутый через пропасть, отделяющий особь от вида» [Гордин, 1921б, с. 8]. Но личность невозможно редуцировать ни до социальных категорий, ни до категорий натуралистических. Личность - это и не трудящийся, и не человек в его родовой истории. Личность - единственное, что обладает реальностью. А.Л. Гордин также предлагает гегельянскую схему личности как высшей реальности, которая «восходит к себе», к своему полному раскрытию по ступеням материального мира и культуры [Гордин, 1921в].
А.Л. Гордин утверждает, что, «освободившись от вещи, от собственности, от Не-Я, человек попадает в кабалу труда», а труд является формой «Не-Я» внутри целого «Я». При социализме с его культом труда сохраняется разделение на руководителей и исполнителей, неравенство и власть. И лишь интериндивидуализм способен сделать последний шаг - разработать «план» по освобождению человека от собственных действий, чтобы личность могла «вкушать плоды от древа интериндивидуалистической жизни». После интернационала, всемирного союза освобожденных наций (народов), должен возникнуть интериндивидуал - всемирный союз освобожденных личностей [Гордин, 1921г, с. 33].
История человека - говорим ли мы о политике, экономике, технике или культуре -есть история постепенного освобождения творческих сил, снятия барьеров, мешающих их проявлению, - нации и класса, капитализма и социализма, власти и организации. Высшей формой творчества является самотворчество, самопреобразование, «ав-тика», в которой соединяются субъект и объект, техника и культура, идея и материя, управляющий и управляемый. Именно этим, видимо, будет «заниматься» личность в прекрасном мире будущего, при анархо-универсализме [Гордин, 1921д].
А.Л. Гордину не удалось «легализовать» свой вариант анархизма в большевистской России - с конца 1921 г. его идеи стали подвергаться резкой критике. В 1924 г. он уезжает в США, а затем мигрирует в Израиль, где становится влиятельным левым интеллектуалом.
Этическая сторона философии А.Л. и В.Л. Гординых схожа с концепцией русского космизма, художественная - с русским авангардом, лингвистическая - с неопозитивизмом, логическая - с младогегельянством. Философия братьев эклектична, а понятийный аппарат с многочисленными неологизмами - весьма своеобразен. Однако данный эклектизм можно оценить положительно - как попытку целостного
философского исследования, как попытку выражения сущности человека через идеи творчества и освобождения. Для современной науки творчество А.Л. и В.Л. Гординых важно не только потому, что оно «прокладывает мосты» между разными отраслями культуры начала XX в., но и потому что, как нам кажется, без него невозможно понять интеллектуальный потенциал человека в эпоху крушения «старого мира».
Список литературы
Анархизм, 2015 - Анархизм: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, комм. П.И. Талеро-ва. СПб.: РХГА, 2015. 1142 с.
Аролович, 2005 - Аролович А.В. Анархизм-универсализм в контексте русской «космической парадигмы» начала XX века: Дис. канд. культурологических наук: 24.00.01. Москва, 2005. 163 с.
Бр. Гордины, 2015 - Бр. Гордины. Долой анархию! // Анархизм: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, комм. П.И. Талерова. СПб.: РХГА, 2015. С. 740-765.
Братья Гордины, 1909 - Братья Гордины. Система материальной и относительной естественности. Вильно: Типография А.Г. Сыркина, 1909. 20 с.
Братья Гордины, 1918 - Манифест пананархистов. М.: Издание малого секретариата Северного областного союза анархистов, 1918. 60 с.
Братья Гордины, 1919 - Братья Гордины. Речи анархиста. М.: Тип. Товарищества Рябушин-ских (Издание Первого центрального социотехникума), 1919. 119 с.
Братья Гордины, 1924 - Братья Гордины. Грамматика панметодологического языка АО. Изд. второе. М.: Типография АО «Человечество», 1924. 16 с.
Братья Гордины, 2019 - Братья Гордины. Страна Анархия. Утопии братьев Гординых. M.: Common place, 2019. 302 с.
Бэоби, 1921a - Бэоби (В. Гордин). План человечества (внегосударственников-всеизобретате-лей). М.: Издание Всеизобретальни, 1921. 36 с.
Бэоби, 1921б - Бэоби (В. Гордин). Изобрет-питание (Как выход из всех соврем. тупиков-разрух и как путь к бессмертию): Опыт попул. очерка жизнеизобретательства / Пер. с яз. АО. М.: Изд-во Всеизобретальни, 1921. 40 с.
Гарявин, 2004 - Гарявин А.Н. Государственно- и гражданско-правовые идеи в свете теории анархизма-универсализма (пананархизма) А.Л. и В.Л. Гординых // Институту правоведения и предпринимательства - 10 лет: Юбилейный сб. трудов. СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства, 2004, 208 с. С. 53-64.
Гарявин, 2000 - Гарявин А.Н. Фигура русского крестьянина в сказке А.Л. и В.Л. Гординых «Почему? или Как мужик попал в страну - «Анархия»» // Гуманитарное образование в аграрном вузе: Экология и гуманизм: Материалы Второй междунар. научно-практ. конф. 20-21 июня 2000 года. СПб.: Агентство «ИНФО ОЛ», 2000. С. 108-109.
Геллер, 2019 - Геллер Л. Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых // Гордин А.Л, Гордин В.Л. Анархия в мечте: Публикации 1917-1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и комм. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2019. 444 с. C.341-419.
Герасимов, Ткаченко, 2017 - Герасимов Н.И., Ткаченко Д.А. Философские аспекты языка «АО» братьев Гординых // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМО-НОСОВ-2017». М.: МАКС Пресс, 2017. [Электронный ресурс] https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2017/data/10934/uid880_report.pdf (дата обращения: 25.02. 2020).
Гончарок, 2017 - Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизма), М.: Common place, 2017. 400 с.
Гордин А.Л., Гордин В.Л., 2019 - Гордин А.Л., Гордин В.Л. Страна Анархия // Гордин А.Л., Гордин В.Л. Анархия в мечте: Публикации 1917-1919 годов и статья Леонида Геллера «Анархизм, модернизм, авангард, революция. О братьях Гординых» / Сост., подг. текстов и комм. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2019. 444 с.
Гордин, 1917 - Гордин А.Л. Почему? или Как мужик попал в страну «Анархия»? М.: Моск. федерация анархист. групп, 1917. 63 с.
Гордин, 1921a - Гордин АЛ. Анархо-универсализм. I. Классы и типы // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № 1. C. 7-27.
Гордин, 19216 - Гордин А.Л. Анархо-универсализм. II. Интериндивидуализм. Нация и личность // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № 2. С. 7-38.
Гордин, 1921в - Гордин А.Л. Интериндивидуализм в культуре. II. Последователь и предтеча // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № 2. С. 50-64.
Гордин, 1921г - Гордин А.Л. Анархо-универсализм. II. Интериндивидуализм // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № 3. С. 8-53.
Гордин, 1921д - Гордин А.Л. Анархо-универсализм. III. Трансформизм // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № 5. С. 1-21.
Доклад, 1917 - Доклад тов. Гордина 4 декабря (1917 г.) в Комиссии по созыву Съезда анархистов России // Буревестник. 1917. № 20. С. 3.
Записка, 1919 - Записка о причастности анархистской группы к организации взрыва в МК РКП(б), 10.10.1919. ЦА ФСБ России. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8. Л. 10. Копия. Машинопись.
Кузнецов, 2014 - Кузнецов С.В. Lingüistica cósmica: рождение «космической парадигмы» // Современная наука. 2014. № 2. С. 39-65.
Кучинов, 2019a - Кучинов Е.В. Техника анархии: утопии на полях хайдеггеровского вопроса // Новое литературное обозрение. 2019. № 4 (158). С. 124-141.
Кучинов, 20196 - Кучинов Е.В. От пананархизма к АОизму и АИИЗу: очерк истории и мифологии одного инопланетного племени // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 34-48.
Мартынов, 2016 - Мартынов М.Ю. Язык русского анархизма. М.: Культурная революция, 2016. 176 с.
Московские силуэты, 1922 - Московские силуэты // Известия ВЦИК. 1922. № 26 (1465). С. 2-3.
Рублёв, 2019 - Рублёв Д.И. Российский анархизм в XX веке. М.: Родина, 2019. 704 с.
Семигин, 1997 - Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли. Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX-XX в. М.: Мысль, 1997. 829 с.
Ударцев, 1994 - Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Форум, 1994. 382 с.
Штирнер, 1994 - Штирнер М. Единственный и его собственность / Пер. Б.В. Гиммельмарфа, М.Л. Гохшиллера. Харьков: Основа, 1994. 560 с.
Avrich, 1967 - Avrich P. The Russian Anarchists. Princeton: Princeton University Press, 1967. 303 p.
Stirner, 2002 - Stirner M. Das unwahre Prinzip unserer Erziehung oder Humanismus und Realismus. Berlin: Dreigliederungsverlag, 2002. 10 S.
Tuerk, 2014 - Tuerk L. Religiöser Nonkonformismus und Radikale Yidishkayt. Abba Gordin (18871964) und die Prozesse der Gemeinschaftsbildung in der jiddisch-anarchistischen Wochenschrift Fraye Arbeter Shtime 1937-1945 // URL:http://digital.bibliothek.uni-halle.de/ulbhalhs/urn/urn:nbn:de:gbv: 3:4-16253 (дата обращения: 25.02.2020).
From Pan-Anarchism to Social Engineering and Interindividualism: the Human Being Problem in the Work of the Gordin Brothers
Nikolai I. Gerasimov, Dmitry A. Tkachenko
Alexander Solzhenitsyn Centre for the Study of the Russian Diaspora. 2 Nizhnyaya Radishchevskaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation; e-mail: [email protected]
Dmitry A. Tkachenko. Independent researcher; e-mail: [email protected]
The article analyzes the evolution of the philosophical views of the pananarchism-theorists A.L. and W.L. Gordin through the prism of human being problem. The study involved not only the collective work of thinkers, but also their solo-creative work in the period 1909-1924. Based on the study of such conceptual phenomena as pananarchism, the AO language, social engineering and interindividualism, the conclusion is drawn: being inspired by the philosophy of M. Stirner, A.L. and W.L. Gordin explored the human being problem using one of the most eclectic conceptual devices in the history of Russian intellectual culture. At the same time, the authors of the article consider that eclecticism in this case should be evaluated positively - as an attempt at a comprehensive philosophical and anthropological study, which is based on the ethical and aesthetic views of thinkers, closely related to their socio-political views.
Keywords: anarchism, pan-anarchism, Russian anarchists, Max Stirner, cosmism, Russian avantgarde, Russian revolution, philosophical anthropology, Russian philosophy
References
Anarkhizm: pro et contra, antologia [Anarchism, pro et contra, Antology], ed. by P. Talerov, D. Bogatyrev. St. Petersburg: Russian Christian Academy of Humanities Publ., 2015. 1142 p. (In Russian) Arolovich A.V. Anarkhizm-universalizm v kontekste russkoi "kosmicheskoi paradigm" nachala XX veka [Anarchism-Universalism in the Context of the Russian "Cosmic Paradigm" of the Beginning of the 20th century]: Dis. kand. kul'turologicheskikh nauk: 24.00.01. Moscow, 2005. 163 p. (In Russian) Avrich P. The Russian Anarchists. Princeton: Princeton University Press, 1967. 303 p. Behobi (W. Gordin). Izobret-pitanie (Kak vykhod iz vsekh sovrem. tupikov-razrukh i kak put' k bessmertiyu): Opyt popul. ocherka zhizneizobretatel'stva [Invention-Nutrition (As a Way out of all modern. Deadlocks-Devastation and as a Path to Immortality): Experience Popul. Essay on Life Invention], transl. from AO and skoroizoberapis languages. Moscow: Izd-vo Vseizobretal'ni Publ., 1921. 40 p. (In Russian)
Behobi (W. Gordin). Plan chelovechestva (vnegosudarstvennikov-vseizobretatelei) [Plan of Humanity (Non-State-Inventors)]. Moscow: Izdanie Vseizobretal'ni Publ., 1921. 36 p. (In Russian)
Br. Gordiny. Doloi anarkhiyu! [Down with Anarchy!] In: Anarkhizm: pro et contra, antologia [Anarchism, pro et contra, Antology], ed. by P. Talerov, D. Bogatyrev. St. Petersburg: Russian Christian Academy of Humanities, 2015, pp. 740-765. (In Russian)
Brat'ya Gordiny. Grammatika panmetodologicheskogo yazyka AO. Izd. vtoroe [Grammar of the Panmethodological Language AO. Second Edition]. Moscow: Tipografiya AO "Chelovechestvo", 1924. 16 p. (In Russian)
Brat'ya Gordiny. Manifest pananarkhistov [Pan-Anarchist Manifesto]. Moscow: Izdanie malogo sekretariata Severnogo oblastnogo soyuza anarkhistov Publ., 1918. 60 p. (In Russian)
Brat'ya Gordiny. Rechi anarkhista [The Anarchist's Speeches]. Moscow: Tip. Tovarishchestva Ryabushinskikh (Izdanie Pervogo tsentral'nogo sotsiotekhnikuma) Publ., 1919. (In Russian)
Brat'ya Gordiny. Sistema material'noi i otnositel'noi estestvennosti [The Systems of Material and Relative Naturalism]. Vilna: Tipografiya A.G. Syrkina, 1909. 20 p. (In Russian)
Brat'ya Gordiny. Strana anarkhiya. Utopii brat'ev Gordinykh [The Land of Anarchy. Utopias of the Gordin Brothers]. Moscow: Common place Publ., 2019. 302 p. (In Russian)
Garjavin A.N. Gosudarstvenno- i grazhdansko-pravovye idei v svete teorii anarhizma-universa-lizma (pananarhizma) A.L. i V.L. Gordinyh [State and Civil Law Ideas in the Light of the A.L. and W.L. Gordin's Theory of Anarchism-Universalism (Pan-anarchism)], Institute of Law and Business -10 years old: Jubilee Collection of Works. St. Petersburg: Institute of Law and Business Publ., 2004, pp. 53-64. (In Russian)
Garjavin A.N. Figura russkogo krest'janina v skazke A.L. i V.L. Gordinyh «Pochemu? ili Kak muzhik popal v stranu - «Anarhija»» [The Figure of a Russian Peasant in the A.L. and V.L. Gordin's tale "Why? or How the Man got in the Land "Anarchy""], Humanities education in an agricultural university: Ecology and humanism: Materials of the Second International scientific and practical conf. June 20-21, 2000. St. Petersburg: INFO OL Agency Publ., 2000, pp. 108-109. (In Russian)
Doklad tovarishcha W. Gordina 4 dekabrya (1917 g.) v komissii po sozyvu s"ezda anarkhistov Rossii. Moskva, 1 dekabrya 1917 g. [Report of Comrade V. Gordin on December 4 (1917) in a Commission on the Convening of a Congress of Anarchists in Russia. Moscow, December 1, 1917], Burevestnik [Petrel] 1917, no. 20, p. 3. (In Russian)
Gerasimov N.I., Tkachenko D.A. Filosofskie aspekty yazyka AO brat'ev Gordinykh [Philosophical Aspects of the Gordin Brothers' AO Language], Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma "LOMONOSOV-2017" [Ehlektronnyi resurs] [Materials of the International Youth Scientific Forum "LOMONOSOV-2017" [Electronic Resource]]. Moscow: MAKS Press, 2017. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10934/uid880_report.pdf (accessed 25.02. 2020) (In Russian)
Geller L. Anarkhizm, modernizm, avangard, revolyuciya. O brat'yax Gordiny'x [Anarchism, Modernism, Avant-garde, Revolution. About the Gordin Brothers]. In: Gorlin A.L., Gordin W.L. Anarkhiya v mechte: Publikatsii 1917-1919 godov i stat'ya Leonida Gellera "Anarkhizm, modernizm, avangard, revolyutsiya. O brat'yakh Gordinykh" [Anarchy in a Dream: Publications 1917-1919 and an
H.H. repacuMoe, ß.A. TrnHeHKo. Om naHaHapxu3Ma k co^omexHUKe.
109
article by Leonid Geller "Anarchism, Modernism, Avant-garde, Revolution. About the Gordin Brothers"], ed. by S. Kudriavtsev. Moscow: Gileya Publ., 2019, pp. 341-419. (In Russian)
Goncharok M. Pepel nashikh kostrov. Ocherki istorii evreiskogo anarkhistskogo dvizheniya (idish-anarkhizma) [Ashes of our Bonfires. Essays on the History of the Jewish Anarchist Movement (Yiddish Anarchism)]. Moscow: Common place Publ., 2017. 400 p. (In Russian)
Gordin A.L., Gordin W.L. Strana Anarhija [The Land of Anarchy], Anarkhiya v mechte: Publikatsii 1917-1919 godov i stat'ya Leonida Gellera "Anarkhizm, modernizm, avangard, revolyutsiya. O brat'yakh Gordinykh" [Anarchy in a Dream: Publications 1917-1919 and an article by Leonid Geller "Anarchism, Modernism, Avant-garde, Revolution. About the Gordin Brothers"], ed. by S. Kudriavtsev. Moscow: Gileya Publ., 2019. 444 p. (In Russian)
Gordin A.L. Pochemu? ili Kak muzhik popal v stranu «Anarkhiya» [Why? or How the Man got in the Land "Anarchy"]. Moscow: Mosk. federatsiya anarkhist. grupp Publ., 1917. 63 p. (In Russian)
Gordin A.L. Anarkho-universalizm. I. Klassy i tipy [Anarcho-Universalism. I. Classes and Types], Through Socialism to Anarcho-Universalism, 1921, no. 1, pp. 7-27. (In Russian)
Gordin A.L. Anarkho-universalizm. II. Interdindividualizm. Natsiya i lichnost' [Anarcho-Univer-salism. II. Interindividuelles. Nation and Personality], Through Socialism to Anarcho-Universalism, 1921, no. 2, pp. 7-38. (In Russian)
Gordin A.L. Interindividualizm v kul'ture. II. Posledovatel' i predtecha [Interindividuelles in Culture. II. Follower and Forerunner], Through Socialism to Anarcho-Universalism, 1921, no. 2, pp. 5064. (In Russian)
Gordin A.L. Anarkho-universalizm. II. Interdindividualizm [Anarkho-Universalizm. II. Interdindivi-dualizm], Through Socialism to Anarcho-Universalism, 1921, no. 3, pp. 8-53. (In Russian)
Gordin A.L. Anarkho-universalizm. III. Transformizm [Anarcho-Universalism. III. Transformism], Through Socialism to Anarcho-Universalism, 1921, no. 5, pp. 1-21. (In Russian)
Kuchinov E.V. Ot pananarkhizma k AOizmu i AIIZu: ocherk istorii i mifologii odnogo inopla-netnogo plemeni [From Pan-Anarchism to AOism and AIIZ'm: An Essay of the History and Mythology of an Alien Tribe], Ethnographic Review, 2019, no. 6, pp. 34-48. (In Russian)
Kuchinov E.V. Tekhnika anarkhii: utopii na polyakh khaideggerovskogo voprosa [The Technique of Anarchy: Utopias on the Fields of the Heidegger Question], New Literary Review, 2019, no. 4 (158), pp. 124-141. (In Russian)
Kuznecov S. Linguistica cosmica: rozhdenie "kosmicheskoi paradigm" [Linguistica Cosmica: the Birth of the Cosmic Paradigm], Modern Science, 2014, no. 2, pp. 39-65. (In Russian)
Martynov M.Ju. Jazyk russkogo anarhizma [The Language of Russian Anarchism]. Moscow: Kul'turnaja revoljucija Publ., 2016. 176 p. (In Russian)
Moskovskiei siluehty [Moscow Silhouettes], Izvestiya VTSIK, 1922, no. 26 (1465), pp. 2-3. (In Russian)
Rublev D.I. Rossiiskii anarkhizm v XX veke [Russian Anarchism in the 20th century]. Moscow: Rodina Publ., 2019. 704 p. (In Russian)
Semigin G. Antologiya mirovoi politicheskoi mysli. Tom 4. Politicheskaya mysl' v Rossii. Vtoraja polovina XIX-XX v. [Anthology of World Political Thought, vol. 4. Political Thought in Russia. Second half of XIX-XX century]. Moscow: Mysl Publ., 1997. 829 p. (In Russian)
Stirner M. Edinstvennyi i ego sobstvennost' [The Ego and Its Own], transl. by B.V. Gimmel'marf, M.L. Gokhshiller. Khar'kov: Osnova Publ., 1994. 560 p. (In Russian)
Stirner M. Das unwahre Prinzip unserer Erziehung oder Humanismus und Realismus. Berlin: Dreigliederungsverlag, 2002. 10 S.
Udarcev S.F. Politicheskaja i pravovaja teorija anarhizma v Rossii: istorija i sovremennost' [Political and Legal Theory of Anarchism in Russia: History and Modernity]. Moscow: Forum Publ., 1994. 382 p. (In Russian)
Zapiska o prichastnosti anarkhistskoi gruppy k organizatsii vzryva v MK RKP(b) [A Note on the Involvement of the Anarchist Group in the Organization of the Explosion in MK RCP (b), CA FSB], T.A. FSB Rossii Arch. 1, op. 3, inv. 8, l. 10. Typewritten copy. (In Russian)