БОНДАРЕНКО Галина Ивановна
доктор социологических наук, доцент, главный научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия,
г. Краснодар, Россия Galina I. BONDARENKO Dr. Sci. (Economic Sociology and Demography), Assoc. Prof., Chief Researcher, Southern Branch of the Russian Research Institute
for Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, Russia glbon@mail.ru
ПРОДИБЛОХ Надежда Евгеньевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления Майкопского государственного технологического университета,
г. Майкоп, Россия Nadezhda E. PRODIBLOKH Cand. Sci. (Sociology of Culture and Intellectual Life), Assoc. Prof., Department of Constitutional Development and State and Municipal Administration, Maikop State Technological University, Maykop, Russia
info@mkgtu.ru
Памятники Великой Отечественной войны в структуре ценностей современной молодежи
В статье рассматривается отношение современной молодежи к памятникам, посвященным подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Категория «памятник» исследуется как феномен в структуре ценностей современной молодежи. Структурный и структурно-функциональный социологический аспект изучения данной категории акцентирует, в свою очередь, исследование таких концептов, как «историческое сознание», «память», «молодежная политика», «патриотизм», «национальное сознание».
Ключевые слова: молодежь, память, памятник, ценности, качество жизни, история, ценности, война; культурологический, социологический, исторический подходы к изучению памятника.
Monuments of the Great Patriotic War in the Structure of the Values of Today's Youth
The article considers the attitude of modern youth to the monuments devoted to the feat of the Soviet people in the Great Patriotic War. The category "monument" is investigated as a social phenomenon in the structure of values of modern youth. The structural and structurally functional sociological aspect of a "monument" highlights studying of such methodological categories as "historical consciousness", "memory", "youth policy", "patriotism", "national consciousness".
Keywords: youth, memory, monument, values, quality of life, history, values, war; culturological, sociological, historical approaches to studying a monument.
Цель данной статьи - рассмотрение роли памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне как фактора исторической памяти в сознании молодежи.
Происхождение и сущность войн изучается на протяжении многих столетий писателями [24], [32] филологами [5], [18] социологами [12], философами [10], историками [13], юристами [20]. Данный вопрос предус-
НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2015 № 1
матривает несколько аспектов и оснований: исторический [9], религиозный [28], политический [3], психологический [25], педагогический [21], демографический [6], экономический [19], правовой [26], [30]. Казалось бы, одними из приоритетов общественного развития являются сохранение памяти и учет уроков прошлого, однако многие факты свидетельствуют о противоположном [1].
В данной работе памятник рассматривается как социальное явление. Методологической основой такой трактовки является понимание того, что, в процессе своего существования объект культурного наследия подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков. Следующая интерпретация осуществляется по мере необходимости с учетом конкретной социокультурной ситуации [17].
Современная молодежь принадлежит к поколению, воспитывавшемуся родителями, пережившими одну из крупнейших геополитических катастроф современности - распад
Советского Союза. Вследствие потери ценностных ориентиров, резкого изменения жизненных планов и идейной основы воспитания поколение детей последнего десятилетия прошлого века оказалось в ситуации отсутствия какой-либо национальной идеологии. Таким образом, кроме классического конфликта поколений современная молодежь переживает ситуацию идейной и ценностной дезориентации [14]. Данный конфликт неоднозначен: с одной стороны, отсутствует героический образец для подражания, с другой стороны, изменение социально-политических и экономических основ обострило стратификационные процессы.
Острота данных проблем обнаруживается при сравнительном анализе планирования государственной молодежной политики [11], [23] и факторов, определяющих реальную социальную практику современной молодежи (см. Таблица 1). Данное обстоятельство объясняет и особые трудности при проведении опроса: значительная доля молодых людей отказывалась от участия в исследовании, ссылаясь на то, что у них «... и без того много проблем».
№ п/п Направление молодежной политики Оценка тенденций, происходящих в действительности
1 Активизация работы в направлении физического, творческого, профессионального развития и становления молодежи; Фактически подтверждается резкое уменьшение интеллекта молодежи, формирования политического нигилизма и отсутствия четкой жизненной позиции [22];
2 Работа по формированию здорового образа жизни как жизненной цели; Организация и поддержка таких сфер общественной деятельности, как образование, культура, досуг, творчество; Статистически подтверждается рост наркомании, молодежного алкоголизма и психических расстройств граждан; Повышение оплаты ранее бесплатных сфер культуры и образования, резкое уменьшение культурной образованности (не более 5%) [16], [23]
3 Развитие экономической активности и самостоятельности молодежи; молодежного предпринимательства; Полное отсутствие практических навыков и знаний, социальное нетерпение формирует криминальное поведение [2];
Таблица 1
Оценка направлений государственной молодежной политики на период до 2013 года
№ п/п Направление молодежной политики Оценка тенденций, происходящих в действительности
4 Экономическое и политическое развитие политики поддержки молодой семьи; формирование решения задач демографической проблемы; Резкое социально-экономическое расслоение населения, приведшее к несостоятельности молодежи как моральной, так физической и экономической, в конечном итоге повлекло за собой снижение рождаемости [8];
5 В процессе формирования гражданского общества развитие молодежной политики в области формирования духовных и морально-нравственных ценностей; Прогрессирующее развитие прагматических, индивидуалистических и эгоистических настроений современной молодежи; формирование потребительских жизненных планов [31];
6 Формирование механизмов позитивной социализации с помощью таких агентов, как СМИ, телевидение и т. п.; Социальный аутизм по причине виртуализации и компьютерной зависимости [22];
7 Разработка и применение профилактических мер проявления экстремизма, агрессии и асоциального поведения в среде молодежи; При отсутствии государственных структур, занимающихся профилактикой национализма, религиозного экстремизма, избегание большего процента современной молодежи государственного контроля в форме мониторинга этнонациональных и этноконфессио-нальных отношений [15];
8 Особое внимание агентам социализации детей и молодежи, лишенных по различным причинам родительского внимания; Критический рост детей, воспитывающихся в детдомах и интернатах и беспризорников [29];
9 Привлечение молодого поколения к управлению государственного и общественного строительства, использование молодежного потенциала при ротации бюрократического аппарата на федеральном и муниципальном уровне; Политическая стратификация привела к поляризации молодежи и выделения политической молодежной элиты с последующим рекрутированием в государственный управленческий аппарат с целью сохранения политических технологий и методов управления. Следствием данного процесса является снижение компетентности власти [17];
10 Формирование коммуникативных возможностей и интегральных способностей современной молодежи на международном уровне; Утечка умов в среде наиболее образованной молодежи по причине более развитой промышленности и социального обеспечения молодых специалистов в зарубежных странах, принятие гражданства этих стран [27]
Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах историческая память и сведения о Великой Отечественной войне остаются одним из немногих факторов возрождения и укрепления героического национального самосознания и образа будущего [5].
Отношение к памятникам и памятным местам, посвященным Великой Отечественной войне, позволяет рассмотреть процесс
формирования и функционирования исторической памяти (или исторического забвения) в соотношении с динамикой проявления патриотизма [33, с. 6], [4]. При этом аспект забвения следует учитывать особо. Так, на вопрос о восприятии такого памятника, как Могила Неизвестного Солдата, не смогли ответить 80 респондентов (см. Таблица 2).
Таблица 2
Представление современной молодежи о значении памятника
01 * Е- Варианты ответов на вопрос об основном назначении памятника «Неизвестному солдату» %
1 Вечный огонь, установленный практически в каждом населенном пункте, к подножию которого возлагаются цветы 3
2 Это памятник 0,2
3 Памятник погибшим неизвестным солдатам Великой Отечественной войны 5
4 Символ победы в Великой Отечественной войне 0,5
5 Могила похороненных солдат, чьи имена неизвестны 0,3
6 Место захоронения неизвестного солдата, погибшего в дни Московской битвы 1
7 Другое 18
По результатам опроса, память о событиях Великой Отечественной войны является актуальной для 73% респондентов. В большей степени интерес является свидетельством того, что члены семей респондентов принимали участие в данных событиях. При этом следует отметить, что интерес к военным действиям напрямую зависит от возраста опрашиваемых. Так, респонденты 26-30 лет показали более высокий процент заинтересованности в получении знаний об историческом прошлом, чем юноши и девушки 17-20
лет. Особую группу наибольшей информированности о событиях Великой Отечественной войны занимают школьники 69% (думается, в силу необходимости усвоения учебной программы). При этом о странах-участницах Второй мировой войны респонденты информированы мало. По мнению опрошенных, получается, что в этом крупномасштабном глобальном конфликте принимали участие всего три страны: Советский Союз отметили 72% респондентов, Германию - 71%, Соединенные Штаты Америки - 46 % (см. Таблицу 3).
№ п/п Страны, принимавшие участие в событиях ВОВ % опрошенных респондентов, отметивших страну-участницу, известную им
1 Болгария 20
2 Италия 24
3 Румыния 15
4 Советский Союз 72
5 Словакия 11
6 Финляндия 18
7 Хорватия 3
8 Китай 3
9 Франция 38
Таблица 3
Представления респондентов о составе стран-участников Второй мировой войны
№ п/п Страны, принимавшие участие в событиях ВОВ % опрошенных респондентов, отметивших страну-участницу, известную им
10 Германия 71
11 США 46
12 Англия 28
13 Япония 27
Среди социальных агентов, формирующих представление о событиях Великой Отечественной войны, респонденты называют: кинофильмы (42%), литературу (41%), СМИ (33%). Информация, передающаяся родственниками, в данном соотношении занимает 37%.
Молодыми людьми также отмечаются основные мотивы патриотизма, выраженные в лозунгах. Они считают, что в годы войны ее участники сражались за: «Родину» - 59%; «Будущее» - 49%; «Родных и близких» - 46% (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Представление респондентов об иерархии ценностей участников Великой Отечественной войны
№ п/п Лозунги, наиболее ярко раскрывающие ценности воинов во время Великой Отечественной войны Количество опрошенных
1 За Родину 59
2 За будущее 49
3 За родных и близких 46
4 За свободу 39
5 За Сталина 17
6 За жизнь 27
7 Другое 6
Необходимо также отметить, что при упо- ны у молодых людей чаще всего возникает чув-минании событий Великой Отечественной вой- ство гордости за советский народ (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Эмоционально-патриотическое восприятие событий Великой Отечественной войны
№ п/п Эмоции и чувства, возникающие у респондентов при упоминании событий Великой Отечественной войны Количество опрошенных
1 Чувство патриотической гордости за военный подвиг 34
2 Особое чувство переживаний из-за нанесенного социально-экономического ущерба Советскому Союзу 14
3 Горечь утраты человеческих жизней 47
№ п/п Эмоции и чувства, возникающие у респондентов при упоминании событий Великой Отечественной войны Количество опрошенных
4 Чувство смятения, горести и гордости одновременно 23
5 Гордость за сплоченный советский народ, тружеников тыла 30
6 Сочувствие о поражении Гитлера 2
7 Полное безразличие 3
8 Особо не задумываются 2
9 Другое 5
В то же время в сознании современной молодежи ВОВ оценивается как значительное историческое событие, которое выходит за рамки характеристик «события особой важности». Так, при формировании иерархии исторических событий, значимых для истории России, вызывающих гордость, военные действия периода Великой Отечественной войны отмечаются 95% респон-
дентов; освоение космоса - 50%, военные победы вообще - 30%, а также около 45% опрошенных гордятся событиями дореволюционной истории (реформы Петра I, время правления Екатерины II). При этом памятники как символы событий Великой Отечественной войны значительно увеличивают степень эмоциональности молодых людей (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Памятник как фактор эмоционально-патриотического восприятия событий
Великой Отечественной войны
№ п/п Эмоции и чувства, возникающие у респондентов при упоминании событий Великой Отечественной войны Количество опрошенных
1 Чувство патриотической гордости за военный подвиг 54
2 Особое чувство переживаний из-за нанесенного социально-экономического ущерба Советскому Союзу 36
3 Горечь утраты человеческих жизней 72
4 Чувство смятения, горести и гордости одновременно 54
5 Гордость за сплоченный советский народ, тружеников тыла 64
6 Особо не задумываются 12
7 Другое 25
Следует отметить, что молодые люди, характеризуя отношение к памятникам, говорят о причинах, формирующих фактор забвения, основной среди которых указывается ситуативное обращение властей к проблеме сохранения памятников, приуроченное зачастую лишь к кануну празднования Дня Победы.
В заключение следует отметить, что, несмотря на большое количество социально-экономических проблем, обременяющих
современную молодежь, события Великой Отечественной войны занимают значительное место в системе ее ценностей. Безусловно, процессы, связанные с забвением, нивелированием исторической памяти, также не стоит сбрасывать со счетов, однако День Победы в сознании большинства молодых людей является праздником, приобретающим семейный характер, формирующим историческое сознание и национальную память нашего народа.
Использованная литература:
1. Абузярова Д. А. Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саранск, 2010.
2. Бондаренко Г. И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: Дис. ... д-ра соц. наук. Уфа, 2006.
3. Бредихин В. Е. Комсомол Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: социально-политические аспекты деятельности: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Тамбов, 2004.
4. Бутенко Ю. В., Панжинская Н. И. Воспитание гражданского патриотизма студентов медицинского колледжа // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5004.pdf (дата обращения: 12.04.15).
5. Венедиктова Л. Н. Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского и русского языков): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тюмень, 2004.
6. Вшивцева Ю. В. Население Краснодарского края накануне и в годы Великой Отечественной войны: исто-рико-демографический аспект (1939-1945 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2010.
7. Горшков М. К. Шереги Ф. Э. Молодежь России: ретроспектива и перспектива. Молодежь России: ретроспектива и перспектива // Гражданское общество в России: научная электронная библиотека. URL: http://www. civisbook.ru/files/File/molodeg_perspektivy.pdf (дата обращения: 12.04.15).
8. Дети и молодежь о Великой Отечественной войне (май 2004 г.) // Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека: официальный сайт. URL: http://www.chuvrdub.ru/vov2004.htm (дата обращения: 12.04.15).
9. Жукова О. Г. Повседневная жизнь советского тыла в условиях Великой Отечественной войны 19411945 гг.: исторические и социально-культурные аспекты: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013.
10. Залужний А. Г. Проблемы войны и мира в современных протестантских теологиях: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Киев. 1994.
11. Заседание Общественной молодежной палаты и «круглого стола», организованное Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.duma.gov/ru/ mdrlibrary/laws/doktrina.html (дата обращения: 12.04.15).
12. Иванов В. Г. Философско-социологический анализ войны как особого состояния общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1990.
13. Комаров Д. Е. Великая Отечественная война: боевые действия, власть, народные массы, региональный аспект. 1941-1945 гг. (на материалах Смоленской области): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2007.
14. Концепция военно-патриотического воспитания // Сайт Алексея Подберезкина. URL: http://www. nasled.ru/pressa/obozrev/N01_99/1_09.HTM (дата обращения: 12.04.15).
References:
1. Abuzyarova, D. A., Transformatsiya sistemy sotsial'noy zashchity veteranov Velikoy Otechestvennoy voyny (Transformation of Social Protection of the Veterans of the Great Patriotic War), Extended Abstract of Cand. Sci. (Sociology) Dissertation, Saransk, 2010.
2. Bondarenko, G. I., Chelovecheskiy kapital: vzaimodeystvie sotsial'nykh institutov, vlasti i biznesa v usloviyakh transformiruyushchegosya rossiyskogo obshchestva (Human Capital: the Interaction of Social Institutions, Government and Business in the Conditions of a Transformed Russian Society), Doctoral (Sociology) Dissertation, Ufa, 2006.
3. Bredikhin, V. E., Komsomol Tambovskoy oblasti v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: sotsial'no-politicheskie aspekty deyatel'nosti (Komsomol of the Tambov Region during the Great Patriotic War: Sociopolitical Aspects of Activity), Extended Abstract of Cand. Sci. (History) Dissertation, Tambov, 2004.
4. Butenko, Yu.V. and Panzhinskaya,N.I., Vospitanie grazhdanskogo patriotizma studentov meditsinskogo kolledzha (Civil Patriotic Education of the Students of Medical College), in VI Mezhdunarodnaya studencheskaya elektronnaya nauchnaya konferentsiya «Studencheskiy nauchnyy forum» (Proc. 7th Int. Student E-Science Conference «Student Scientific Forum»). URL: http://www. scienceforum.ru/2014/pdf/5004.pdf. Accessed April 12, 2015.
5. Venediktova, L. N., Kontsept «voyna» v yazykovoy kartine mira (sopostavitel'noe issledovanie na materiale angliyskogo i russkogo yazykov) (The Concept of «War» in a Language Picture of the World (Comparative Research on a Material of English and Russian Languages)), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philology) Dissertation, Tyumen', 2004.
6. Vshivtseva, Yu. V., Naselenie Krasnodarskogo kraya nakanune i v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: istoriko-demograficheskiy aspekt (1939-1945) (Population of Krasnodar Region before and during the Great Patriotic War: Historical and Demographic aspect (1939-1945)), Extended Abstract of Cand. Sci. (History) Dissertation, Krasnodar, 2010.
7. Gorshkov, M. K. and Sheregi, F. E., Molodezh' Rossii: retrospektiva i perspektiva. Molodezh' Rossii: retrospektiva i perspektiva (Young Russia: Retrospective and Perspective. Youth of Russia: Past and Prospects), in Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: nauchnaya elektronnaya biblioteka. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ molodeg_perspektivy.pdf. Accessed April 12, 2015.
8. Deti i molodezh' o Velikoy Otechestvennoy voyne (may 2004 goda) (Children and Young People about the Great Patriotic War (May 2004)), in Chuvashskaya respublikanskaya detsko-yunosheskaya biblioteka: ofitsial'nyy sayt. URL: http://www.chuvrdub.ru/vov2004.htm. Accessed April 12, 2015.
9. Zhukova, O. G., Povsednevnaya zhizn' sovetskogo tyla v usloviyakh Velikoy Otechestvennoy voyny 19411945 godov: istoricheskie i sotsial'no-kul'turnye aspekty (Everyday Life of the Soviet Rear in Terms of the Great Patriotic War (1941-1945): the Historical and Socio-Cultural Aspects), Extended Abstract of Cand. Sci. (History) Dissertation, Moscow, 2013.
15. Кравченко И. Г. Социально-философские аспекты исследования культурно-исторического наследия // Человек, общество, история: методологические инновации и национальный контекст. сб. материалов Всерос. науч. конф. памяти С. Э. Крапивенского / отв. ред. А. Л. Стризое. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2008. С. 137-145.
16. Кузнецов В. И. Динамика ценностных ориен-таций российской молодежи. Ростов-на-Дону: Академия, 2009.
17. Новое поколение: установки и оценки // Фонд Общественное Мнение: официальный сайт. URL: http:// bd.fom.ru/pdf/d13np10.pdf (дата обращения: 12.04.15).
18. Лавриненко Т. А. Прецедентный мир «Великая Отечественная война» в русской лингвокультуре: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2008.
19. Лохова Т. В. Сельское хозяйство Краснодарского края и Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2012.
20. Лысов В. А. Карательная политика Советского государства и особенности судопроизводства по государственным преступлениям в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2008.
21. Останин П. П. Музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2003.
22. «Поколение Y»: социальный портрет современной молодежи 18-25 лет, составленный по свежим данным Фонда Общественное Мнение // Фонд Общественное Мнение: официальный сайт. URL: http://bd.fom. ru/report/map/pokoleme21/press_r140410np (дата обращения: 12.04.15).
23. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад / Отв. ред. В. А. Луков, Б. А. Ручкин. М.:[б.и.], 1998.
24. Потрепалова С. М. Художественный очерк на страницах газеты «Красная звезда» в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2000.
25. Реброва И. В. Великая Отечественная война в мемуарах: историко-психологический аспект (на материалах Краснодарского края): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб, 2005.
26. Рябченко А. Г. Органы внутренних дел Краснодарского края в период Великой Отечественной войны: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Волгоград. 2000.
27. Социальные проблемы, волнующие молодежь // Фонд Общественное Мнение: официальный сайт. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d29molod.pdf (дата обращения: 12.04.15).
28. Сутягина Л. Э. Проблема войны и мира в русской религиозно-философской и богословской мысли рубежа XIX - XX столетий: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб, 2007.
29. Статистика сиротства в России // Мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/news/71 (дата обращения: 12.04.15).
10. Zaluzhniy, A. G., Problemy voyny i mira v sovremennykh protestantskikh teologiyakh (Issues of War and Peace in Modern Protestant Theologies), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation, Kiev, 1994.
11. Zasedanie Obshchestvennoy molodezhnoy palaty i «kruglogo stola», organizovannoe Komitetom po fizicheskoy kul'ture, sportu i delam molodezhi (A Meeting of the Public Chamber of the Youth and the «Round Table» Organized by the Committee for Physical Culture, Sport and Youth Affairs), in Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt. URL: http://www.duma.gov/ru/mdrlibrary/laws/doktrina.html. Accessed April 12, 2015.
12. Ivanov, V. G., Filosofsko-sotsiologicheskiy analiz voyny kak osobogo sostoyaniya obshchestva (Philosophical and Sociological Analysis of the War as a Special State of Society), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation, M., 1990.
13. Komarov, D. E., Velikaya Otechestvennaya voyna: boevye deystviya, vlast', narodnye massy, regional'nyy aspekt. 1941-1945 (na materialakh Smolenskoy oblasti) (The Great Patriotic War: Military Actions, the Masses, the Regional Dimension. 1941-1945. (on Materials of Smolensk Area)), Extended Abstract of Doctoral (History) Dissertation, M., 2007.
14. Kontseptsiya voenno-patrioticheskogo vospitaniya (The Conception of Military-Patriotic Education), in Sayt Alekseya Podberezkina. URL: http://www.nasled.ru/pressa/ obozrev/N01_99/1_09.HTM. Accessed April 12, 2015.
15. Kravchenko, I. G., Sotsial'no-filosofskie aspekty issledovaniya kul'turno-istoricheskogo naslediya (Social-Philosophical Aspects of the Study of Cultural Heritage), in Chelovek, obshchestvo, istoriya: metodologicheskie innovatsii i natsional'nyy kontekst: Vserossiyskaya nauchnaya konferenciya pamyati S. E. Krapivenskogo (Proc. All-Russian Sci. Conf. in the Memory of S. E. Krapivensky «Man, Society, History: Methodological Innovation and the National Context»),StrizoeA. L.,Ed., Volgograd: Izdatel'stvo Volzhskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2008, pp. 137-145.
16. Kuznetsov, V. I., Dinamika tsennostnykh orientatsiy rossiyskoy molodezhi (Dynamics of Valuable Orientations of the Russian Youth.), Rostov-na-Donu: Akademiya, 2009.
17. Novoe pokolenie: ustanovki i otsenki (The New Generation: the Installation and Evaluation), in Fond Obshchestvennoe Mnenie: ofitsial'nyy sayt. URL: http:// bd.fom.ru/pdf/d13np10.pdf. Accessed April 12, 2015.
18. Lavrinenko, T. A., Pretsedentnyy mir «Velikaya Otechestvennaya voyna» v russkoy lingvokul'ture (Precedential World «Great Patriotic War» in the Russian Linguistic Culture), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation, Volgograd, 2008.
19. Lokhova, T. V., Sel'skoe khozyaystvo Krasnodarskogo kraya i Adygeyskoy avtonomnoy oblasti v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (19411945) (The Agriculture of the Krasnodar Region and Adygei Autonomous Region during the Great Patriotic War (1941-1945)), Extended Abstract of Cand. Sci. (History) Dissertation, Maykop, 2012.
20. Lysov, V. A., Karatel'naya politika Sovetskogo gosudarstva i osobennosti sudoproizvodstva po gosudarstvennym prestupleniyam v period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945): istoriko-pravovoe
30. Тимофеев В. В. Органы милиции Чувашии в годы Великой Отечественной войны: Историко-правовой аспект: Дис. ... канд юр. наук. Нижний Новгород, 2002.
31. Фомина О. Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: www.science-education.ru/105-6973 (дата обращения: 05.05.2015).
32. Хамдохов С. Ю. Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова : Дис. ... канд. филол. наук. Нальчик, 2010.
33. Юбилей Великой Победы: канун возрождения и развития российского патриотизма. Волгоград: [б.и.], 2005.
issledovanie (Punitive Policy of the Soviet State and the Particular Proceedings in State Crimes in the Period of the Great Patriotic War (1941-1945): Historical and Legal Research), Extended Abstract of Cand. Sci. (Juridical Science) Dissertation, Krasnodar, 2008.
21. Ostanin, P. P., Muzykal'noe obrazovanie shkol'nikov v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (Music Education of the Students in the Great Patriotic War), Extended Abstract of Cand. Sci. (Pedagogy) Dissertation, Perm', 2003.
22. «Pokolenie Y»: sotsial'nyy portret sovremennoy molodezhi 18-25 let, sostavlennyy po svezhim dannym Fonda Obshchestvennoe Mnenie («Generation Y»: a Social Portrait of Modern Youth aged 18-25 According to Recent Data Compiled by the Public Opinion Foundation), in Fond Obshchestvennoe Mnenie: ofitsial'nyy sayt. URL: http:// bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/press_r140410np. Accessed April 12, 2015.
23. Polozhenie molodezhi v Rossiyskoy Federatsii i gosudarstvennaya molodezhnaya politika: gosudarstvennyy doklad (The Position of Young People in the Russian Federation and the State Youth Policy: State Report), Lukov, V. A. and Ruchkin, B. A., Eds., Moscow, 1998.
24. Potrepalova, S. M., Khudozhestvennyy ocherk na stranitsakh gazety «Krasnaya zvezda» v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945) (Art Essay in the Newspaper «Red Star» in the Years of the Great Patriotic War (1941-1945)), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philology) Dissertation, Tyumen', 2000.
25. Rebrova, I. V., Velikaya Otechestvennaya voyna v memuarakh: istoriko-psikhologicheskiy aspekt (na materialakh Krasnodarskogo kraya) (Great Patriotic War in Memoirs: Historical and Psychological Aspect (on Materials of Krasnodar Region)), Extended Abstract of Cand. Sci. (History) Dissertation, Saint-Petersburg, 2005.
26. Ryabchenko, A. G., Organy vnutrennikh del Krasnodarskogo kraya v period Velikoy Otechestvennoy voyny: istoriko-pravovoy aspekt (Internal Affairs Agencies of the Krasnodar Region in the Great Patriotic War: Historical and Legal Aspect), Extended Abstract of Cand. Sci. (Juridical Science) Dissertation, Volgograd, 2000.
27. Sotsial'nye problemy, volnuyushchie molodezh' (Social Problems Concerning to Young People), in Fond Obshchestvennoe Mnenie: ofitsial'nyy sayt. URL: http:// bd.fom.ru/pdf/d29molod.pdf. Accessed April 12, 2015.
28. Sutyagina, L. E., Problema voyny i mira v russkoy religiozno-filosofskoy i bogoslovskoy mysli rubezha XIX -XX stoletiy (Problem of War and Peace in the Russian Religious-Philosophical and Theological Thought abroad the 19th-20th Centuries), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation, Saint-Petersburg, 2007.
29. Statistika sirotstva v Rossii (Statistics of the Orphanage in Russia), in Monitoring realizatsii Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 20122017 gody. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/ news/71. Accessed April 12, 2015.
30. Timofeev, V. V., Organy militsii Chuvashii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: Istoriko-pravovoy aspekt (The Police of Chuvashia during the Great Patriotic War: Historical and Legal Aspect), Extended Abstract of Cand. Sci. (Juridical Science) Dissertation, Nizhniy Novgorod, 2002.
31. Fomina, O. E., Dukhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti studentov v sisteme vysshego
obrazovaniya (Spiritual and Moral Education of the Person of Students in Higher Education), in Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, № 5. URL: www.science-education.ru/105-6973. Accessed April 12, 2015.
32. Khamdokhov, S. Yu., Khudozhestvennoe reshenie temy Velikoy Otechestvennoy voyny v proze Alima Keshokova (Artistic Solution of the Great Patriotic War Theme in the Prose of Alim Keshokov), Extended Abstract of Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation, Nal'chik, 2010.
33. Yubiley Velikoy Pobedy: kanun vozrozhdeniya i razvitiya rossiyskogo patriotizma (Anniversary of the Great Victory: Eve of the Revival and Development of Russian Patriotism), Volgograd, 2005.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко, Г. И. Памятники Великой Отечественной войны в структуре ценностей современной молодежи [Электронный ресурс] / Г. И. Бондаренко, Н. Е. Продиблох // Наследие веков. - 2015. - № 1. - С. 95-104. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/07/2015_1_Bondarenko&Prodiblokh.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
Full bibliographic reference to the article:
Bondarenko, G. I. and Prodiblokh, N. E., Pamyatniki Velikoy Otechestvennoy voyny v strukture tsennostey sovremennoy molodezhi (Monuments of the Great Patriotic War in the Structure of the Values of Today's Youth), Naslediye Vekov, 2015, no. 1. pp. 95-l04. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/07/2015_1_Bondarenko&Prodiblokh.pdf. Accessed Month DD, YYYY.