Научная статья на тему 'Памятники средневекового населения Казахского Алтая'

Памятники средневекового населения Казахского Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Омаров Г. К., Толегенов Е. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники средневекового населения Казахского Алтая»

г.к. Омаров, Е.т. Толегенов

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы;

Филиал Института археологии им. А.Х. Маргулана, Астана, Казахстан

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОГО АЛТАЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов Комитета науки МОН РК (проекты №°1646/ГФ2-ОТ13 «Тюркское наследие Казахского Алтая: религия и мировоззрение», №1157/ГФ «Археологические памятники Курчумского района ВКО»)

Территория Казахского Алтая является чрезвычайно актуальной в плане изучения памятников различных эпох. Особое внимание приобретают алтайские материалы и в археологии тюркского времени, которое является важнейшим периодом для изучения этнической истории современных казахов. Первые сведения по тюркскому времени были получены в результате проведенных раскопок на могильнике Берел в 1865 г. В.В. Радловым, материалы которых были опубликованы в следующих работах автора: «Сибирские древности» (1886 г.), «Из Сибири (страницы дневника)» (1884 г., переиздана в 1989 г.) [Радлов, 1989]. Материалы по средневековой археологии Алтая встречается и у А.А. Захарова в книге «Materials on the Archaeology of Siberia», вышедшей в Хельсинки в 1928 г. (уточненное описание и дополнительные материалы приведены А.А. Гавриловой), а также сообщение А.В. Адрианова в капитальном труде «К археологии Западного Алтая» о каменных изваяниях, обнаруженных в регионе [Гаврилова, 1965; Адрианов, 1916, с. 80]. В результате деятельности Восточно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством С.С. Черникова, работавшем на территории Восточного Казахстана с 1947 по 1957 г., были сделаны значительные шаги в исследовании региона, изучены различные типы памятников, датируемые в пределах широкого хронологического диапазона: от эпохи камня до средневековья, масштаб проводимых работ определил их высокую результативность [Черников, 1960, с. 140-155; Археологическая карта Казахстана, с. 15, 133]. Значительный вклад в изучение средневековой археологии региона был сделан Ф.Х. Арслановой [1969, 2013.]. Так же весомый вклад в изучение древнетюркской культуры данного региона внес А.А. Чариков [Арсланов, Чариков, 1974; 1976]. Начиная с 1998 г. проводятся широкомасштабные работы на могильнике Берел, часть курганов которого датируются тюркских временем. Тюркским временем датируются объекты №25, 37, 38, 16С [Самашев, 2011, с. 103-114].

Археологические изыскания, авторами данной статьи начались с 2012 г., исследования проводились в могильниках Алкым-1, 2, 3, расположенных в 4 км к северо-востоку от с. Калжир Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Могильники находятся на разных

надпойменных террасах правобережья реки Калжир. В этом полевом сезоне памятник изучался при финансировании гранта «Археологические памятники Курчумского района» [Омаров, 2014, с. 35]. Река Калжир берет свои истоки от озера Маркаколь и, протекая через Курчумский хребет, на данном участке выходит в Зайсанскую котловину и является правым протоком Черного Иртыша. Могильник расположен у выхода реки из горной системы, которую местные жители называют «Алкым».

Исследования непосредственно объектов проводились в могильнике Алкым-2, расположенном на третьей надпойменной террасе, которую с востока обмывает река Калжир со скалистыми берегами, а с запада возвышаются горные хребты Карасенгир. Территория могильника треугольной формы, у устья она заостряется и на выходе расширяется. Длина с севера на юг - 800 м и ширина у выхода с востока на запад - 150 м. Высота местности над уровнем моря 500-515 м. Грунт данной местности каменистый. расположение курганов не имеет определенной системы. Диаметры курганов варьируется от 5 до 20 м. Конструкция курганов в основном разрушена охотниками за сокровищами, позднее каменную насыпь курганов использовали для сооружения дамбы, плотин и строительных работ. также конструкция некоторых курганов, расположенных прямо на краю террасы, разрушена оползнем и смывается паводками.

В целом, судя по географическому положению и гидрологической ситуации, данная местность очень благоприятствует для жизнедеятельности. И именно поэтому аборигены с древних времен сакрализовали эту территорию.

Можно предположить, что древние жители данной местности занимались не только кочевым скотоводством, но и сезонным земледелием, так как низовья рек Калжир и Черного Иртыша благоприятствуют орошаемому земледелию.

Могильник Алкым-П находится южнее могильника Алкым-1 на одну террасу выше. Все курганы данного могильника учтены и сделан топографический план. В данном могильнике в общей сложности около 70 курганов. Наземные конструкции всех курганов могильника состоят из каменной насыпи, в некоторых присутствует галечник.

Курган №1 расположен в южной части могильника, наземная конструкция его разрушена в результате строительства плотины, которая находится в непосредственной близости от могильника. В связи с этим определить настоящую высоту и изначальную конструкцию кургана не представляется возможным, лишь по камням, составлявшим основу наземной конструкции, можно показать диаметр кургана: с юга на север -10,9 м, с запада на восток - 9,5 м. При зачистке от дерна выявилось, что сохранился лишь один слой камней по периметру наземной конструкции, а в центральной части камни редко встречаются или совсем отсутствуют. После полной зачистки центральной части кургана выявилось могильное пятно, протянувшееся по оси восток-запад на 2 м, а с севера на юг -

на 1 м. Над могильной ямой фиксировалось скопление камней, края которых провалили вовнутрь, это, вероятно, следы грабительского лаза. Далее при послойной зачистке могильной ямы в северной части зафиксированы забутовка камней, которые являются явными признаками грабителей. Контуры могильной ямы полностью вырисовались, ее размеры с востока на запад 2 м и с севера на юг - 1,5 м. В процессе зачистки могильной ямы на глубине 0,7 м от дневной поверхности обнаружены большие плиты, являющиеся стенками каменного ящика, размерами восток-запад -1,56 м и север-юг - 0,85 м. При зачистке внутренней части каменного ящика с западной части на глубине 0,73 м и в 0,15 м от северо-западной стенки зафиксированы костяные украшения. Обнаруженное изделие из кости является подвеской поясного набора, которая имеет каплевидную форму с одной стороны и прямоугольную с прорезью внутри диаметром 6 мм. Общая длина 4,3 см. Украшение с одной стороны выпуклое, а на обороте ровно отшлифовано.

При дальнейшей зачистке на глубине 1,1 м в 0,13 м от северной стенки обнаружено изделие из бронзы продолговатой формы длиной 4,1 см и шириной 1,4 см, являющееся деталью поясного набора -концевой бляхой пояса. на обороте имеются два выступа для клепки. на лицевой стороне в средней части - глубокие линии в виде стрелки, острым концом направленные в закругленную сторону. Рядом обнаружена металлическая обойма черного цвета подпрямоугольной формы размерами 2,2x1,3 см, хорошей сохранности. Толщина металлического прута 3,5 мм. Вероятно, это тоже является деталью поясного набора. Металлическая пластина, найденная вместе с остальными, имеет размеры 2,2х1,7 см. Пластина подверглась сильной коррозии, поэтому плохой сохранности. С одного края имеется отверстие диаметром 2 мм. И еще одна металлическая пластина по своей структуре очень похожа на первую. Вероятно, она является ее продолжением, но из-за сильной коррозии, которому подверглись пластины, они не стыкуются (рис. 1).

Далее на глубине 1,2 м от дневной поверхности фиксируются останки человека, ориентированного на запад. сохранились лишь череп и нижние конечности; ребра и позвонки разрушены и разбросаны в результате деятельности грабителей. Сохранность костей удовлетворительная.

К востоку на 0,1 м от черепа и 0,2 м от северной стенки обнаружен наконечник стрелы, покрытый ржавчиной с частично сохранившимся древком, общая длина которого 7,6 см. наконечник стрелы трехгранный черешковый металлический, удовлетворительной сохранности. Длина самого наконечника составляет 3,6 см, а остальная часть (4 см) является черешком.

Аналогичные изделия из бронзы, в частности, концевые бляхи пояса, обойма и трехгранный наконечник стрелы, встречаются в Беш-Таш-Короо, Бел-Саз 2 и других могильниках, которые К. Табалдиев датирует УП-ХШ вв. Схожесть данных артефактов можно проследить и в погре-

бальном инвентаре Зевакинского могильника, хронология которого, по определению Ф.Х. Арслановой, приходится на УП-К вв. [Табалдиев, 1996; Арсланова, 2013].

6

I

■>_I

Рис. 1. Находки из кургана №1. Могильник Алкым-2

Таким образом, судя по артефактам, найденным на могильнике Алкым-2, данный объект можно предварительно отнести к памятникам средневековых номадов.

В 2013 г. исследования средневековых памятников могильника Алкым-2 продолжились, они проводились в рамках грантовой темы «Тюркское наследие Казахского Алтая: религия и мировоззрение». В этом полевом сезоне были исследованы два объекта.

Курган №9 находится на третьей надпойменной террасе р. Калжир, в юго-западной части могильника.

При визуальной фиксации наземная конструкция кургана представляла собой каменную насыпь из обломков сланцевых пород, поросшую травой. После расчистки насыпи кургана от травяного покроя обнаружена округлая наземная конструкция диаметром 6 м. После удаления камней в центре кургана была выявлена каменная выкладка, перекрывающая могильную яму. Выкладка овальной формы, размеры по линии З-В 3,8 м, С-Ю - 2,7 м. Камни лежат в два слоя, сконцентрированы в основном в середине, размерами в среднем 74х38х12; 62х43х10; 50х25х9; 52х46х9; 58х34х11. После снятия верхних камней был расчищен каменный ящик, сооруженный из плашмя уложенных плит. Ориентирован длинной осью по линии З-В. Внутренние размеры: северная стенка длиной 1,8 м, южная - 1,7 м, западная - 0,6 м, восточная - 0,7 м. Плиты ящика слегка наклонены вовнутрь. Западная и восточная стенки каменной конструкции состоят из крупных плит, лежа-

щих плашмя длинной стороной вдоль стенки могилы. Размер западной плиты 0,55x0,3x0,1 м, восточной - 0,7x0,45x0,1 м. Северная и южная стенки ящика сооружены из нескольких крупных плит. Размеры плит ящика составляют от 0,5x0,15x0,05 до 0,75x0,3x0,1 м. Общая глубина могильной ямы на момент расчистки от уровня верxа ящика составляет 0,45 м, толщина плит - от 0,1 до 0,15 м.

В могильной яме обнаружен скелет человека, лежащий in situ. Костяк был ориентирован головой на запад. Усопшего уложили навзничь на живот, головой на север (рис. 2). Обе руки чуть согнуты в локтяx. Ноги вытянуты прямо, стопа левой ноги наxодится под стопой правой ноги. Кости плоxой соxранности. Длина расчищенного костяка от верx-ней части черепа до костей стоп составляет 1,8 м. Друг^ материальный останков в могиле не зафиксировано.

Рис. 2. Курган №9. Заxоронение ничком. Могильник Алкым-2

Курган №10 расположен к юго-востоку от кургана №9, на небольшой возвышенности. Насыпь кургана состояла из сплошь уложенных каменных плит средних размеров, частично разрушена при проведении гидротехнических работ. Диаметр кургана при первоначальном измерении около 6 м. После расчистки оставшихся плит насыпи, частично задернованных землей, была зафиксирована каменная оградка в форме ящика, стенки которой сооружены из плашмя уложенных плит, ориентированная длинной осью по линии З-В. Она подпрямоугольной формы, в средней части более широкая, со срезанными углами. Максимальная длина ящика по центральной оси по линии З-В - 1,8 м, ширина в центральной части по линии С-Ю - 1,1 м. Западная стенка оградки состоит из одной плиты размерами 0,8х0,4х0,1 м, восточная стенка из трех

плит - одной более крупной и двух мелких, уложенных поверх крупной плиты. Все плиты стен оградки лежат длинной осью вдоль стены. Местами стенки ящика состоят из двух более тонких плит, положенных одна на другую. Размеры плит оградки составляют от 0,25х0,2х0,05 до 0,8х0,4х0,1 м. Каменные плиты, составляющие стенки и лежащие плашмя, уложены прямо на древней поверхности. Плиты лежат в один слой, и лишь с северной стороны камни установлены в два слоя.

В заполнении каменного ящика, состоящем из грунта с мелким колотым камнем темно-серого цвета, зафиксированы разрозненные фрагменты человеческих костей плохой сохранности, так как усопшего положили на уровне древней поверхности. После расчистки был заложен шурф внутри оградки; оказалось, что далее идет материк.

Исследуемые объекты древнетюркского времени данного могильника дают нам ранее не фиксированный интересный материал о мировоззрении, культуре и быте средневековых номадов этого региона. Обнаруженные в оградке №9 останки погребенного, лежащего навзничь, доселе на территории Казахстана в погребальных памятниках средневековья не прослеживались. Однако в 2010 г. в могильнике эпохи бронзы Кумсай, расположенном в Уилском районе Актюбинской области, было обнаружено впускное захоронение, которое совершено на незначительной глубине [Исследование могильника Кумсай..., 2011]. Костяк взрослого человека лежал в нестандартной позе - на животе, головой на юго-восток. Усопшего уложили с согнутыми в коленях ногами. Погребение также безынвентарное. Здесь стоит еще раз напомнить, что данное захоронение является впускным и без каких-либо анализов говорить о датировке не представляется возможным.

В Перу были обнаружены погребения людей, захороненных ничком. Исследователи считают, что это было связано с поведением человека при жизни, которое не укладывалось в рамки общества. Поэтому выразить свое неуважение к нему можно было после смерти. Также причинами такого способа захоронения, по мнению Каролины Арсини, являются культурные и религиозные конфликты [www.convert-mw.ru/ arheologi-obnaruzhili-lyudej-zahoronenny-h-vniz-litsom/]. Захоронения ничком встречаются и в сарматских погребениях. Об этом свидетельствуют записи Тадеуша Сулимирского в книге «Сарматы. Древний народ юга России». Трупы обычно клали навзничь, но на ранних этапах культуры нередко встречались и захоронения в согнутом положении, характерные для бронзового века. Это говорит о том, что данные захоронения датируются более поздним, чем эпоха бронзы, временем, хотя конкретной датировки не имеют [lib.rus.ec/b/290590/read]. В своей статье «Исторические формы захоронений у абхазов» С.А. Дбар [2003, с. 278] отметил, что, по этнографическим материалам, захоронению ничком у абхазов подвергаются изгои, чаще всего обвиненные в кровосмесительстве и измене. Но в нашем случае возникает парадокс: если

погребенного считать изгоем или изменником, то зачем сооружали такую сложную конструкцию оградки в виде ящика из аккуратно уложенных каменных плит?

Исходя из этого можно предположить, что усопший при жизни был известным человеком в своем обществе; по нашему мнению, данный индивид был субъектом с нетрадиционным мышлением, т.е. возможно предполагать, что он был шаманом.

Таким образом, исследование вышеизложенных памятников древ-нетюркского времени данного могильника дает нам ранее не фиксированный интересный материал о мировоззрении, культуре и быте средневековых номадов этого региона, которые, несомненно, восполнят материальную базу в изучении тюркского периода Казахского Алтая.

Библиографический список

Адрианов А.В. К археологии Западного Алтая (из поездки в Семипалатинскую область в 1911 г.). Петроград, 1916.

Арсланова Ф.Х. Очерки средневековой археологии Верхнего Прирты-шья // Материалы и исследования по археологии Казахстана. Астана, 2013. Т. 3. 406 с.

Арсланова Ф.Х. Погребения тюркского времени в Восточном Казахстане // Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. Алма-Ата, 1969. С. 43-57.

Арсланова Ф.Х., Чариков А.А. Каменные изваяния Верхнего Прииртышья // СА. 1974. №3. С. 220-235.

Археологическая карта Казахстана / отв. ред. К.А. Акишев. Алма-Ата, 1960.

486 с.

Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 145 с.

Дбар С.А. Исторические формы захоронений у абхазов // Кавказ: история, культура, традиции, языки: мат. Междунар. науч. конф. Сухуми, 2003. С. 275-286.

Исследование могильника Кумсай (Кырык оба) в 2010 г. // Отчет о научно-исследовательской работе (науч. рук. З. Самашев). Актобе, 2011.

Омаров Г.К. Археологические памятники Курчумского района (археологические исследования 2012 года). Алматы, 2014. 148 с. (на каз. языке).

Радлов В.В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989. 750 с.: карты.

Самашев З.С. Берел. Алматы, 2011. 236 с.

Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек, 1996. 255 с.

Чариков А.А. Раннесредневековые скульптуры из Восточного Казахстана // СА. 1976. №4. С. 153-165.

Черников С.С. Наскальные изображения верховий Иртыша // СА. 1947. Т. IX. С. 251-282.

Черников С.С. В глубине веков // Очерки истории Рудного Алтая. Усть-Каменогорск, 1970. С. 5-15.

Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // Материалы исследования по археологии СССР. М.; Л, 1960. №88. 273 с.

www.convert-mw.ru/arheologi-obnaruzhili-lyudej-zahoronenny-h-vniz-litsom/.

lib.rus.ec/b/290590/read.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.