Научная статья на тему 'Тюркские оградки памятника Белый Бом-II'

Тюркские оградки памятника Белый Бом-II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тюркские оградки памятника Белый Бом-II»

В.Н. Владимиров, Ю.Т. Мамадаков, Е.В. Шелепова

Алтайский государственный университет, Барнаул

ТЮРКСКИЕ ОГРАДКИ ПАМЯТНИКА БЕЛЫЙ БОМ-П

Цель настоящей статьи - введение в научный оборот материалов исследований ритуальных сооружений на памятнике Белый Бом-П. Публикуемые сведения происходят из отчетов В.Н. Владимирова [1981], Ю.Т. Мамадакова [1981] и Г.Д. Глоба [1981], хранящихся в архиве Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета.

Погребально-поминальный комплекс Белый Бом-П расположен в 2,5-3 км к югу-юго-востоку от с. Белый Бом на второй надпойменной террасе левого берега Чуй, в вытянутой с юго-востока на северо-запад долине, между высокими, крутыми склонами гор Сальджарского и Северо-Чуйского хребтов, в 50-70 м к востоку от дороги, ведущей к озеру, и в 5,5 км к югу от с. Иня Онгудайского района Республики Алтай. На противоположном обрывистом берегу Чуй находится Чуйский тракт.

Памятник состоит из более 62 археологических объектов (рис. 1), датирующихся от раннего железного века до раннего средневековья включительно (пазырыкская, булан-кобинская, тюркская культуры). Размеры сооружений варьируются от 5 до 25 м, высота - от 0,2 до 1 м. Курганы могильника вытянуты двумя цепочками с юго-запада на северо-восток. С восточной стороны больших курганов расположены объекты меньших размеров. В центральной части у многих сооружений отмечены западины.

Могильник впервые был зафиксирован в 1980 г. М.Т. Абдулганеевым. В том же году раскопки на памятнике производились археологическими отрядами под руководством В.Н. Владимирова, Ю.Т. Мамадакова и Г.Д. Глоба [Владимиров, 1981; Мамадаков, 1981; Владимиров, Глоба, 1981; Глоба, 1983]. В целях осуществления аварийных раскопок и составления археологической карты Алтайского края В.Н. Владимиров вскрыл на памятнике шесть объектов: курган пазырыкской культуры (№28), три оградки тюркской культуры (№57-59) и два скопления камней (№1 и 2) (рис. 2). В 1981 г. Онгудайский отряд Алтайской археологической экспедиции Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Т. Мамадакова осуществил раскопки трех курганов (№9, 17, 61) и двух оградок (№16 и 46). Результаты исследований пазырыкских курганов №28 и 61 опубликованы [Владимиров, Шульга, 1984, с. 98, рис. 1.-1, 3; 2.-2-7, 12-13]. Отрядом Г.Д. Глоба в том же году раскопано четыре кургана «гунно-сарматского» времени (всего 14 погребений) и несколько оградок тюркской культуры (№11, 15). Дальнейшие работы на памятнике были возобновлены во 2-й половине 1980-х гг. Горно-Алтайской археологической экспедицией Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Т. Мамадакова [1987].

Основную массу изученных за весь период объектов составили курганы II—V вв. н.э. Согласно современной периодизации они относятся к разным этапам развития булан-кобинской культуры [Тишкин, Горбунов, 2002]. Результаты раскопок эти погребений частично введены в научный оборот [Глоба, 1983; Мамадаков, 1987].

Остановимся на характеристике исследованных в пределах памятника ритуальных сооружениях.

Скопление камней 1. Объект обнаружен в северо-восточной части могильника (рис. 1). На поверхности прослеживалась небольшая куча камней размерами 1,2x1 м (рис. 2.-а). Размеры камней варьировались от 0,2x0,2 до 0,3x1 м. Предварительно соо-

| - раскопанный курган ш | - раскопанная оградка

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ | - грабленый курган

I Ф 1 * лиственные деревья I 1 1 - хвойные деревья река и направление ее течения

сечение гопигшнталей чепеч 3 м

<3> | - курган, №

|-п-гт| - обрыв берега реки

I I - скопление камней | ° | - поминальник

I - тропа

Рис. 1. Планы памятников Белый Бом-П-Ш

ружение было определено как курган, однако после зачистки площади объекта и снятия камней наброски обнаружено полное отсутствие признаков погребения.

Скопление камней 2. Объект находился в непосредственной близости от скопления камней 1 и внешне почти ничем от него не отличался, за исключением хорошо видимых на поверхности двух плит, лежавших друг к другу под углом, близким к прямому (рис. 2.-6). Размеры сооружения практически идентичны предыдущему объекту. После снятия камней признаки погребения не обнаружены.

Оградки №57-59. Располагались в северо-восточной части памятника (рис. 1). Внешне они напоминали курганы и на поверхности были отмечены перекрывавшими друг друга всхолмлениями из рваных камней и плит. Вследствие этого все три объекта исследовались одним раскопом, в который было включено и предполагаемое сооружение из камней, завершающееся стелой к югу от оградки №58. Длина раскопа составила 12,5 м, наибольшая ширина -7 м, наименьшая - 6 м.

После снятия дерна и зачистки камней выяснилось наличие трех рядом стоящих сооружений из поставленных на ребро каменных плит (рис. З.-а). Стенку каждой ограды составляли две-три плиты. Размеры оградок следующие: 3,65x3,75 м; 3,6x3,8 м; 2,8x2,5 м. Объекты ориентированы с небольшим отклонением по линии 3-В. Внутреннее пространство сооружений было заполнено камнями. После зачистки в центре каждой оградки

условный, обозначг.ния И-лер1. ЕЭ-суглинок ТЕ«

| О |-камни |А— Б|~ линия ра*рс$а

• 10 2« см

УСЛОВНЫЙ обозначения

17~~Н—ЛСРН 53“ материк

[£Д>|-наклонио поставленный |Р |~камни ЕЗ-р”“рс'.Ь„о линии А Б ЕЗЭ-суглинок

Скопление камней 1 Скопление камней 2

Рис. 2. Скопление камней 1 и 2. Планы и разрезы

Б 1

РАЗРЕЗ ПО ЛИНИИ Л-Ь

РАЗРЕЗ НО ЛИНИИ А-Б

о»о

Условные обозначения

|е-^1- наклонно поС1авленный камень

- вертикально поставленный камень

|СР| - камни I ; | - разрез по линии Л-Б

о О

__I

Б

О 50 100 1—1—1 см

Оградки №57—59 после снятия дерна

Два і-1-г

Условные обозначения

- наклонно поставленный камень |ЦЯ -угли {-

I * I - древесный тлен ГТ~1 - разрез по линии А-Б - зольные пятна

Оградки №57—59 после расчистки

Разрез по линии А-Б

№59

Разрез по линии В-Г 9

№58

Разрез по линии Д-Е

№57

Услосные обозначения

па -дерн

S - золистый слой |о5«*| - материк | - суглинок

№ - древесный тлен \чШ\ - углистый слой - разрез камней

В

0 40 80

I—_______і______і см

отмечены остатки дерева, вокруг которых выявлены угли и зольные пятна (рис. З.-б). Диаметр деревянных столбов из оградки №57 - 16 см, оградки №58-24 см, оградки №59 - 12 см, а их длина доходила до 70 см от уровня современной поверхности (рис. З.-в). Ни в одной из конструкций вещественные материалы не обнаружены.

Скудными оказались сведения об оградках №11 и 15. Имеются лишь планы раскопанных объектов (рис. 4-5), но соответствующее текстовое описание отсутствует. Внутри оградки №11 предположительно обнаружена вещественная находка (?) (рис. 4.-6).

Оградка №16. Располагалась в 21 м к югу от кургана №9 и вплотную с северо-востока к раскопанной Г.Д. Глоба оградке №15 (рис. 1). Сильно задернованное сооружение на поверхности было отмечено слабым всхолмлением подпрямоугольной формы. Параметры оградки следующие: 4,1 м - по линии Ю-С и 3,8 м -по линии 3-В. Высота объекта - 0,18 м. Для изучения памятника был заложен раскоп квадратной формы размерами 4,24x4,24 м. После сня-

m- угли

вертикально поставленный камень 9 ^0

I I I I см

эй

_____ _____ _____ 0 40

(д-дсрн |;^|-суглинок [о]-камни ^ линия разреза материк •-------1 1

Рис. 6. Оградка №16 после снятия дерна

тия дерна выявлена конструкция сооружения в виде наброски из расположенных без определенного порядка рваных камней и плит (рис. 6). Наибольший размер последних составил 1,4x0,54x0,1 м. В результате произведенного исследования ни в оградке, ни за ее пределами культурных остатков не обнаружено.

Разрез по линии Ю-С (рис. 6). Длина разреза составила 4,24 м, мощность гумуса -до 0,16 м. В гумусе встречены рваные камни и плиты. Светло-коричневый суглинок имел толщину 0,30 м. В нем также обнаружены рваные камни. Материк представлял собой желтую глину со щебнем и валунами.

Оградка №46 (рис. 7). Расположена в 310 м к северо-северо-востоку от кургана №9 (рис. 1). На поверхности объект выделялся слабым всхолмлением подпря-моугольной формы. Его первоначальные параметры следующие: 4 м - по линии Ю-С и 3,8 м - по линии 3-В. Высота сооружения - 0,19 м. В 0,2 м к северо-западу от насыпи оградки найдена наклонно установленная по отношению к ее стенке каменная стела. Над уровнем современной поверхности камень выступал на 0,18 м. Его ширина составила 0,27 м, а толщина - 0,07 м. Для более детального изучения на объекте был заложен квадратный раскоп размерами 4,6x4,6 м. После снятия гумуса обнаружена квадратная оградка размерами 3,8x3,8 м, сооруженная из каменных плит размерами 0,9x0,37x0,06 м. Внутреннее пространство объекта было заполнено в основном рваными камнями; встречены сланцевые плиты (рис. 7.-а).

ПОСЛЕ СНЯТИЯ ДЕРНА

___________ІС

ПОСЛЕ ЗАЧИСТКИ

I с

о ^ Р Г)

0^0

^-)0 ^ о иа

^—1 о

(V о его л \

^ Оо^ о о'

йтттт^1

_и____________

I* ю

—ДЕРН

— СУГЛИНОК

| С2) [—КАМНИ

І ТОЇ I —ВЕРТИКАЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ КАМЕНЬ ГЛЭРЕЗ ПО ЛИНИИ 1-І’ (С*Ю>

— НАКЛОННО ПОПГАНЛРННЫЙ КАМЕНЬ

$0

Рис. 7. Оградка №46

Под однослойной каменной насыпью вся площадь оградки оказалась заполнена суглинком мощностью 0,34 м. В 0,62 м от западной стенки и в 0,76 м от южной стенки конструкции отмечено скопление камней различных размеров. Один из них был поставлен вертикально. Общая длина этого камня - 0,64 м, ширина - 0,3 м, толщина -0,09 м. Очевидно, первоначально обнаруженные камни находились в определенном порядке, который позднее оказался нарушен (рис. 7.-6).

Стела из северо-западного сектора имела общую длину 0,41 м.

Находок в оградке не выявлено.

Разрез по линии Ю-С. Длина разреза - 4,6 м. Гумус представлял собой темно-ко-ричневый суглинок мощностью 0,16 м. Толщина светло-коричневого суглинка составила 0,36 м. Материк - желтая глина с примесью из щебня и валунов (рис. 7.-6).

Характерные параметры конструкции исследованных в пределах комплекса оградок №57-59, 11, 15-16 и 46 позволяют датировать их временем существования тюркской культуры (2-я половина V - 1-я половина XI в.). Объекты №57-59 относятся к разряду рядом стоящих сооружений. К югу от оградки №58 выявлена небольшая стела. Две другие оградки отличаются отсутствием каких-либо дополнительных конструкций с внешней стороны. В центральной части всех трех сооружений обнаружены ямки с остатками деревянных столбов, углями, золой. Такая особенность оформления ритуальных сооружений характеризует многие тюркские оградки Монголии, Тувы, Центрального и Восточного Казахстана, Кыргызстана. Этот конструктивный признак зафиксирован для 40% оградок с территории Алтая (из более чем 320 раскопанных сооружений) [Шелепова, 2008]. В некоторых из таких оградок вблизи от столбовой ямки фиксируется так называемая жертвенная ямка (без каких-либо культурных остатков либо с предметами вещевого комплекса, костями животных, углями и т.д.).

Оградки №11, 15-16 и 46 представляют собой одиночные конструкции. Первые три объекта были сооружены с восточной стороны и вплотную к курганам булан-ко-бинской культуры. Внутри оградки №11, как и при исследовании объектов №57-59, отмечена столбовая ямка с остатками дерева.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оградка №46 выявлена в северо-восточной части могильного поля, около рядом стоявших оградок №47-49, оставшихся нераскопанными (рис. 1). Она относится к объектам со стелой/изваянием с внешней стороны ограждения. Нетипично то, что стела установлена с северной стороны. Заметим, что северная и западная ориентация стел/изваяний довольно редка для ритуальных памятников тюркской культуры Алтая. Тем не менее она встречена еще на нескольких комплексах из Центрального Алтая: Булан-Кобы-IV, Яломан-П и др. [Мамадаков, 1994; Горбунов, Тишкин, 2007; и др.].

Скопления камней 1 и 2 не могут быть пока четко идентифицированы. Возможно, они представляют собой остатки разрушенных оградок.

Общая планиграфия могильника Белый Бом-11 позволяет сделать некоторые выводы относительно порядка устройства составляющих его ритуальных объектов тюркской культуры. Часть оградок сооружались на довольно близком расстоянии, а иногда и вплотную к курганам булан-кобинской культуры. Другие сооружения разбросаны на могильном поле без определенного порядка и взаимосвязь между конкретными объектами не наблюдается.

По совокупности конструктивных параметров ритуальные сооружения памятника Белый Бом-П датируются в довольно широких хронологических пределах, соответствующих времени существования тюркской культуры Алтая.

Архивные источники

Владимиров В.Н. Отчет о летних полевых работах 1980 г. в Онгудайском и Усть-Канском районах Горно-Алтайской автономной области Алтайского края. Барнаул, 1981. (Архив Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ. №18).

Мамадаков Ю.Т. Отчет об археологических исследованиях Онгудайского отряда Алтайской археологической экспедиции в Онгудайском районе Горно-Алтайской автономной области в 1980 г. Барнаул, 1981. (Архив Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ. №25).

Библиографический список

Владимиров В.Н., Глоба Г.Д. Раскопки у с. Белый Бом // АО 1980 г. М.: Наука, 1981. С. 172-173.

Владимиров В.H., Шульга П.И. Новые материалы по скифской эпохе Горного Алтая // Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1984. С. 97-104.

Глоба Г.Д. Раскопки курганного могильника Белый Бом-П // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 гг. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 116-126.

Горбунов В.В., Тишкин A.A. Каменные изваяния тюркского времени на Яломанском археологическом комплексе // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Барнаул: Азбука, 2007. С. 119-124. (Труды САИПИ. Вып. 3).

Мамадаков Ю.Т. О памятниках первой половины I тыс. н.э. в Горном Алтае // Археологические исследования на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1987. С. 197-203.

Мамадаков Ю.Т. Ритуальные сооружения булан-кобинской культуры // Археология Горного Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 58-63.

Тишкин A.A., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002. №9. С. 82-91.

Шелепова Е.В. Некоторые аспекты изучения тюркских ритуальных комплексов Алтая // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул: Азбука, 2008. С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.