Научная статья на тему 'Памятники природы республики Башкортостан: проблемы оптимизации и охраны'

Памятники природы республики Башкортостан: проблемы оптимизации и охраны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники природы республики Башкортостан: проблемы оптимизации и охраны»

Можно надеяться, что обсуждение различных вопросов и проблем, существующих в деле сохранения природного наследия Южноуральского региона (и всего Урала в целом), позволит существенно усилить его рекреационный потенциал и сохранить уникальные творения природы.

Литература

1. ЧибилевА.А. Природа Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1995.

2. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

3. Гареев Э.З. Геологические памятники природы Республики Башкортостан. - Уфа: Тау, 2004.

4. Маслов А.В. Литология верхнерифейских отложений Башкирского мегантиклинория. - М.: Наука, 1988.

5. Маслов А.В., Крупенин М.Т., Гареев Э.З., Анфимов Л.В. Рифей западного склона Южного Урала (классические разрезы, седименто- и литогенез, минерагения, геологические памятники природы). Т. I - IV. - Екатеринбург: ИГГ УрО РАН, 2001.

6. Гареев Э.З. Геохимия осадочных пород стратотипического разреза рифея: Автореф. дис. ... канд. геол.-мин.наук. - М.: ГЕОХИ, 1989.

7. Гареев Э.З. Петрохимические и геохимические особенности и эволюция состава осадочных пород стратотипического разреза рифея на Южном Урале // Рифей Северной Евразии. Геология. Общие проблемы стратиграфии. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - С. 171 - 182.

8. Геологические памятники Пермского края. Энциклопедия / Под. общ. ред. И.И. Чайковского. Пермь: Горный институт УрО РАН, 2009.

А.В. Маслов,

член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией Института геологии и геохимии УРО РАН (г. Екатеринбург)

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ОПТИМИЗАЦИЯ И ОХРАНА

Во всех регионах наиболее массовой категорией особо охраняемых природных территорий (ООПТ) являются памятники природы. Как правило, это небольшие по площади и преимущественно природные объекты. В Республике Башкортостан на сегодня функционируют 179 памятников природы, при этом большинство из них находится в той или иной степени в хозяйственном использовании, наиболее часто - в водохозяйственных, рекреационных, туристических и познавательно-экскурсионных целях. Некоторые из них, например Гора Иремель, Шульган-таш (Капова пещера), Источник Кургазак и др., по посещаемости сравнимы с природными парками. Несмотря на это, в целом они имеют относительно неплохую сохранность. Однако имеется ряд нерешенных юридических вопросов, ка-

сающихся, прежде всего, законодательно установленных границ, площадей, режимов особой охраны и использования. Как показала практика, без решения этих проблем невозможно обеспечить их эффективную охрану, рациональное использование и государственный учет.

В РБ первые IIS памятников природы были учреждены еще в 1965 г. Инициаторы учреждения - ученые различных специальностей республики - понимали эти объекты, прежде всего, как уникальные природные достопримечательности, а не как юридически оформленные ООПТ. Поэтому при подготовке соответствующего постановления по учреждению этих памятников природы не были определены их основные параметры. Большей частью они были выделены по названиям уро-

чищ без указания точного местоположения, границ, площадей и землепользователей. При этом не всегда были понятны объекты охраны, мотивации выделения тех или иных памятников природы. Не были также разработаны режимы особой охраны и использования. Кроме того, многие памятники природы имели неудачные названия, часто принятые по названиям лесничеств и номеров кварталов, которые в дальнейшем неоднократно менялись при очередных лесоустройствах. Эти памятники природы долгое время не имели паспортов и охранных обязательств на них, практически никогда не обозначались на хозяйственных картах, как предусмотрено существующим законодательством.

Следующее постановление по учреждению памятников природы, где числится 34 объекта, увидело свет в 1985 г. К сожалению, и это постановление было оформлено некорректно и со многими ошибками. Площади памятников природы были приведены большей частью произвольно, например, культуры леса с площадью до 100 и более га в постановлении указаны как имеющие не более 1 га. Не были определены режимы особой охраны. Кроме того, в связи с переводом некоторых памятников природы с целью их юридической легализации в ранг региональных в это постановление попал ряд малоценных объектов районного значения. Как известно, категория памятников природы районного или местного значения не предусмотрена в российском и республиканском законодательствах, хотя в Башкортостане во многих административных районах они были выделены.

В дальнейшем в республике постановления по учреждению памятников природы принимались в 1986, 1997, 2003, 2005, 2007 и 2009 гг. Эти постановления уже были оформлены большей частью должным образом, включали все необходимые параметры памятников природы, в т.ч. и режимы особой охраны и использования.

Однако основная масса памятников природы остается с законными параметрами, не установленными юридически. Конечно, природоохранными структурами совместно с землепользователями неоднократно предпринимались различные проверки, при которых уточнялись границы и площади тех или иных ООПТ. Но эти проверки не носили системный характер, и по ним не были приняты какие-либо по-

становления. При этом число вариантов в понимании границ тех или иных памятников только увеличивалось.

Все это в дальнейшем создало большую путаницу в понимании и назначении тех или иных памятников природы, что впоследствии сказалось и на их сохранности. Кроме того, отсутствие законодательно установленных границ практически лишает возможности принятия мер против нарушителей режима ООПТ, с чем природоохранным структурам РБ уже приходилось сталкиваться. Кроме того, эти ООПТ трудно учитывать в территориальных комплексных схемах землеустройства и районных планировках. Особенно этот вопрос встанет остро при предстоящей кадастровой оценке территорий памятников природы.

Первую масштабную попытку приведения памятников природы в порядок на землях Гос-лесфонда предпринял в 199S г. отдел ООПТ Министерства лесного хозяйства РБ. Информация собиралась путем анкетирования лесхозов и в ходе отдельных натурных обследований. Впервые за многие десятилетия были получены более достоверные сведения о местоположениях, границах и современном состоянии этих ООПТ. Однако, к сожалению, они содержали большое количество ошибок и подмен. Многие объекты не были обнаружены.

В 1998 г. по заданию Госкомэкологии РБ Институтом биологии УНЦ РАН и НИИ безопасности жизнедеятельности РБ с привлечением специалистов из других учреждений было начато составление «Государственного кадастра ООПТ РБ», где собирались и систематизировались всесторонние сведения по специальной форме. Однако она была единой как для малых, так и для больших ООПТ (заповедников, парков), поэтому для памятников природы оказалась крайне неудобной и громоздкой.

Вскоре выяснилось, что информации очень мало, она часто противоречива о большинстве памятников природы, и без их натурного обследования составление Кадастра оказалось практически невозможным.

В связи с этим по заданию Министерства природных ресурсов РБ с 2000 г. указанными выше учреждениями были начаты планомерные работы по инвентаризации памятников природы. Эти работы включают точное установление местоположений их границ на местности, на топографических и хозяйственных

картах, уточнение площадей, разработку режимов особой охраны и использования. Все эти параметры памятников природы согласуются с землепользователями на местах. Изначально имелось в виду по полученной информации о памятниках природы подготовить постановления Правительства РБ, узаконивающие их уточненные параметры.

На сегодня инвентаризировано 148 памятников природы в 34 административных районах из 54. Все уточненные данные по этим ООПТ вносятся в «Государственный кадастр ООПТ РБ» в год их инвентаризации. В ходе работы было вскрыто еще немало других проблем.

Многие памятники или их части по естественным причинам, а также в результате антропогенных воздействий утратили свою природоохранную и культурную значимость. По результатам инвентаризации специальным постановлением пришлось упразднить около 20 таких объектов. Ряд объектов не удалось обнаружить, или они при различных учетах были ошибочно подменены другими. Особенно это касается старых лесных культур.

В результате интенсивного хозяйственного использования ряд памятников в корне изменили внешний вид. Так, многие водные источники, особенно минеральные, были кооптированы и огорожены.

Для организации и охраны некоторых уникальных природных или культурных объектов, памятников природы были выделены необоснованно большие территории. Особенно это касается пещер, небольших популяций редких видов растений и др. Охранные зоны этих, часто точечных объектов, достигают от 100 до 4 тыс. га. При учреждении памятников природы на землях Гослесфонда часто сами лесхозы выступали инициаторами выделения больших площадей в целях ограждения лесов от выпаса. В настоящее время, с накоплением больших площадей перестойных лесов в этих памятниках природы, которые по санитарным нормам должны вырубаться, лесничества, наоборот, просят разрешить вести здесь лесохозяйственную деятельность в полном объеме. В связи с захламлением леса некоторые памятники природы были даже упразднены, вместо того чтобы оптимизировать их границы.

К сожалению, во многих случаях определить разумные границы ООПТ оказалось не-

возможным. Изначально многие ООПТ, где охраняемыми объектами являются малые по площади или точечные объекты, находятся в пределах крупных хозяйственных выделов, имеющих площади 100, 200 га и более. Часто эти территории заняты малоценными перестойными лесами. Очевидно, что здесь необходимы землеустроительные или лесоустроительные работы, с выделением новых контуров и выделов в оптимальных границах ООПТ. Например, в Республике Татарстан специальное землеустройство было проведено на территориях всех ООПТ, что раз и навсегда избавило от спорных вопросов с границами и позволило провести кадастровую оценку их земель.

Другой сложной проблемой является наложение, порой неоднократное, иногда до 3 - 4 раз, одних категорий ООПТ на другие. Поскольку они имеют различные режимы охраны и использования, возникают определенные противоречия; кроме того, затрудняется суммарный учет площадей ООПТ по категориям. По результатам инвентаризации было предложено упразднить ряд памятников, некоторые из них уже законодательно ликвидированы.

Выявились также случаи, когда из-за чрезмерно строгой охраны некоторые ООПТ в значительной степени потеряли свою значимость. Это касается степных ООПТ, где в результате полного запрета выпаса происходит деградация степей.

Недостаточно отработана законодательная база по памятникам природы. Прежде всего, это касается Положения о порядке учреждения и ликвидации их: нет ни слова о необходимости при этом научного обоснования. В результате берутся под государственную охрану малоценные или не нуждающиеся в особой охране объекты. По сути, по представлению лишь землепользователя, например лесхоза, могут ликвидироваться любые памятники природы. Случаи необоснованных списаний памятников природы не единичны.

Вызывает также сожаление, что очень мало в республике популярной и доступной литературы по памятникам природы, что не способствует развитию познавательного туризма. Многие уникальные объекты остаются малоизвестными для широкого круга населения.

Несмотря на проводимую большую работу по инвентаризации памятников природы, до сих пор в республике не принято ни одного

постановления, которое бы узаконивало их уточненные параметры. Хотя эти материалы уже отражены в «Государственном кадастре ООПТ РБ», в «Реестре ООПТ РБ» и в обновляемых паспортах памятников природы, без специального постановления Правительства

РБ по существующему законодательству они не имеют полной юридической силы. Только оформление через специальные постановления Правительства РБ обеспечит сохранность и рациональное использование памятников природы в республике.

А.А. Мулдашев,

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биологии УНЦ РАН

ЮЖНЫЙ УРАЛ: «ПАРК» ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА

Геологические объекты в России почти не используются для привлечения отечественных туристов, а тем более - иностранных. Между тем на территории Урала и Приуралья имеется большой фонд таких «экспонатов». Естественно, что для привлечения внимания россиян и иностранцев должна быть выполнена большая работа профессионалов по выбору, составлению путеводителей с четкой и популярной характеристикой демонстрируемых объектов. В перспективе эти объекты могут и должны использоваться также для студентов геологических техникумов и вузов. В настоящее время на Урале имеется серия «природных парков», в которых геологические объекты играют роль только «наполнителей» ландшафтов. В качестве примеров можно указать парки «Оленьи ручьи» и « Река Чусовая» на территории Свердловской области, богатые объектами с уникальной и привлекательной для туристов геологической информацией.

Кроме того, для обеспечения геологической стороны туризма должна быть создана соответствующая инфраструктура, обеспечивающая подготовку и содержание геологического объекта, профессиональное объяснение его природы, размещение и доставку туристов к объекту, обеспечение их бытовых потребностей.

Следует отметить, что мы без выбора точечного объекта предлагаем воссоздание цельной картины пермского моря, восстановленной по осадочным комплексам и сопровож-

дающей их биоте. К настоящему времени все фациальные зоны ранней перми достаточно хорошо изучены и сопоставлены между собой. Значительная часть их сосредоточена на территории Республики Башкортостан. Некоторые объекты могут быть «заимствованы» из смежных территорий Оренбургской и Свердловской областей.

С востока на запад выделяются следующие фациально-биономические зоны (ФБЗ) [I, 2, 3, 4]:

1. Наиболее приближенные к горам Палео-урала грубообломочные фации хорошо представлены конгломерато-песчаниковыми толщами ассельского, сакмарского и артинского ярусов в районе села Новый Белокатай, на р. Юрюзань в районе курорта Янган-тау. Восточная ФБЗ кунгурского яруса, сложенная чередованием карбонатных и терригенных пачек с морской фауной с толщами эвапоритов, выступает в серии выходов на рр. Ай и Юрюзнь. В этих же районах можно наблюдать фации песчаникового флиша ассельского, сакмар-ского и артинского ярусов. За пределами Башкортостана этот набор фациальных зон доступен на рр. Сакмара и Урал в Оренбургской области. Разрез «Кондуровка» на р. Сакмара вблизи одноименной железнодорожной станции является геологическим памятником и стратотипом нижней границы как сакмарско-го, так и всего яруса ^, 6].

2. Глубоководные и маломощные разрезы ассельского, сакмарского ярусов представле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.