Научная статья на тему 'Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании'

Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3181
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / МОНУМЕНТЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА / MONUMENTS / WORLD WAR II / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENT YOUTH / REU NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киндзерская Марина Александровна

В статье рассматриваются процессы переосмысления феномена памятников героям и событиям Великой Отечественной войны их символического значения в коммеморативных практиках современности. Памятники являются уникальными напоминаниями о подвигах предыдущих поколений, несут функции исторической преемственности опыта, культурно-исторического наследия, воспитательную, познавательную, образовательную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENTS TO THE HEROES AND EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR, THEIR ROLE IN PATRIOTIC EDUCATION

The article presents the processes of rethinking the phenomena of monuments to heroes and events of the Great Patriotic War and their symbolic meanings in commemorative practices of our time. Monuments are unique reminders of feats of previous generations, have functions of historical experience, succession cultural and historical heritage, educational, cognitive, educational and other functions.

Текст научной работы на тему «Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании»

УДК 130.2:371

DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51365

М.А. КИНДЗЕРСКАЯ кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*

Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании

В статье рассматриваются процессы переосмысления феномена памятников героям и событиям Великой Отечественной войны их символического значения в коммеморативных практиках современности. Памятники являются уникальными напоминаниями о подвигах предыдущих поколений, несут функции исторической преемственности опыта, культурно-исторического наследия, воспитательную, познавательную, образовательную.

Ключевые слова: памятники, монументы, Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, студенческая молодежь, РЭУ им. Г.В. Плеханова.

M.A. KINDZERSKAYA candidate of cultural studies, associate Professor, associate Professor of history and philosophy Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov

Monuments to the heroes and events of the great Patriotic war, their role in Patriotic education

The article presents the processes of rethinkng the phenomena of monuments to heroes and events of the Great Patriotic War and their

* Киндзерская Марина Александровна, e-mail: ma_kindzerskaja@rambler.ru

symbolic meanings in commemorative practices of our time. Monuments are unique reminders of feats of previous generations, have functions of historical experience, succession cultural and historical heritage, educational, cognitive, educational and other functions.

Key words: monuments, monuments, World War II, patriotic education, student youth, REU named after G.V. Plekhanov.

В современном мире, когда происходит беспрецедентное «переписывание» истории, каждый, даже самый неприметный памятник играет огромную роль в формировании чувства патриотизма, так как несет в себе символ подвига, героической истории нашего народа, процессы переосмысления их символического значения в коммеморативных практиках повседневности.

Памятник - это связующее звено времен, представляющее собой архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-либо события или героя1. Военные монументы служат наглядным свидетельством мужества и героизма нашего народа. По типу сооружения памятники героям и событиям Великой Отечественной войны классифицируются следующим образом: мемориальные комплексы, стелы, обелиски, мемориальные доски, бюсты и скульптурные группы.

После победы в Великой Отечественной войне на территории СССР были установлены памятники героям и жертвам военных событий, чтобы потомки помнили, какой ценой далась победа над фашизмом. Работу над сооружением памятников вели партийные, военные и творческие организации, это свидетельствует о том, что увековечению памяти павших, подвигов и побед советского народа придавалось большое значение.

Именно во многом благодаря памятникам в потомках до сих пор живет историческая память, гордость и благодарность защитникам Отечества за победу над врагом. Таким образом, памятники, посвященные Великой Отечественной войне, даже спустя 75 лет со дня ее окончания не дают каждому из нас забыть подвиг соотечественников, отдавших свою жизнь за Родину.

1 См. Киндзерская М.А. Охрана памятников в начальный период осуществления социалистических новаций // Культурная жизнь Юга России, 2009, № 2(31), с. 8-9.

Сегодня память о Великой Отечественной войне приобрела национальное содержание, празднование Дня Победы является больше национальным, чем советским праздником.

Военные мемориалы выполняют не только коммемора-тивную, но и политическую, идеологическую, ритуальную, информационную, воспитательную, эстетическую и другие функции.

Первый опыт исследования основных направлений и особенностей становления памятника героям и событиям Великой Отечественной войны как специфического явления советской художественной культуры военного времени, принадлежит Т.Г. Малининой1. Феномен памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны, а также символическая специфика Вечного огня анализируется в статье С.Б. Адоньевой «Ритуальные площадки»2. В работе Н. Конрадовой и А. Рылевой «Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной»3 рассматривается эволюция как внешнего устройства памятников Великой Отечественной войны, так и их смысловой нагрузки, идейного восприятия, отношения представителей разных поколений. Статьи И.Ю. Васильева4 и Г. Атанесян5 раскрывают восприятие памятников Великой Отечественной войны в разных регионах постсоветского времени.

В современной России одной из важных государственных задач является патриотическое воспитание молодежи, которой предстоит принять эстафету памяти и бережно относиться к каждому свидетельству Великой Отечественной войны. Мы должны ценить любую возможность лично поклониться мужеству и стойкости ветеранов и тружеников тыла, всем, кто внес свой вклад в Великую Победу.

1 Малинина Т.Г. Художественный образ памятника Великой Отечественной войны (по материалам конкурсов и выставок 1942-1945 годов). Дисс... канд. искусствоведения. М., 1984.

2 Адоньева С.Б. Ритуальные площадки [Электронный ресурс] // Русский фольклор в современных записях. URL: http://folk.ru/Research/adonyeva_ri-tual_ plostch.php

3 Конрадова Н., Рылева А. Герои и жертвы, Мемориалы Великой Отечественной [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2005. № 2-3. URL: http://magazines.russ.ru/

4 Васильев И.Ю. Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев [Электронный ресурс] // Наследие веков, 2017, № 2, с. 69-74.

5 Атанесян Г. Судьба памятников Великой Отечественной войны в постсоветской Армении. // Человек и культура, 2018, № 3, с. 1-6.

При этом для молодежи их родственники - участники Великой Отечественной войны в основном уже относятся к поколению прадедов, возрастной группы, мало известной или попросту лично не знакомой своим правнукам. Для молодежи подобные представления в большей степени имеют абстрактный характер1.

Для того чтобы понять, какова значимость памятников, посвященных Великой Отечественной войне для студенческой молодежи, в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова было проведено анкетирование среди студентов 1 курса факультета экономики и права. В анкетировании приняли участие 60 человек. В большинстве случаев (48) у опрошенных студентов кто-либо из членов семьи участвовал в Великой Отечественной войне на фронте или в тылу. У 12 студентов прабабушки и прадедушки были детьми войны. Посещает места их захоронений лишь треть студентов (21), в сопровождении своих родственников, преимущественно родителей. При этом большинство студентов (56) посещают музеи боевой славы, памятники и мемориальные комплексы в составе экскурсионных групп. Посещение памятников с целью их облагораживания фиксируется в двух случаях - 2 студента участвовали в уборке территории памятника в качестве волонтеров. В целом осознание студенческой молодежью важности и значимости памятников Великой Отечественной войны продолжает присутствовать. Позиционируется как важное и престижное знание о войне, полученное от старших родственников. Почти половина (29) респондентов сообщили о своем участии в акции «Бессмертный полк». Все студенты контрольной группы написали эссе о своих прадедах и прабабушках, в которых поделились воспоминаниями своих родственников о Великой Отечественной войне, рассказали о семейных традициях, о мемориальных предметах, связанных с памятью ветеранов войны, показали фотографии фронтовиков, их ордена и медали, а также копии наградных листов и других архивных документов. Авторы лучших работ приняли участие в Международной научной студенческой конференции «Великая Отечественная война: уроки истории» (посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной

1 Ахмедова М.М., Киндзерская М.А., Конова ЕЮ. Комплекс мер по сохранению культурно-исторического наследия в современной России // Современные фундаментальные и прикладные исследования, 2011, № 3, с. 15-16.

войне), организованной кафедрой истории и философии РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Неоценимую роль в патриотическом воспитании студенческой молодежи может сыграть привлечение в учебный процесс историко-монументальных памятников, благодаря которым студенты могут не только приобрести новые знания и умения, но и почувствовать свою причастность к истории великой страны. Для вузовского преподавателя историко-монументальные памятники являются не только яркой иллюстрацией событий прошлого, но и инструментом, способствующим повышению мотивации студентов, средством развития у них патриотических чувств. Кроме того, для сохранения памяти о военном лихолетье и подвиге советского народа, в воспитательном и образовательном процессах в РЭУ им. Г.В. Плеханова организуются экскурсии в музеи и к местам боевой славы. Хорошей традицией стало готовить вместе со студентами творческие работы (рефераты, проекты, сочинения, презентации) о памятниках и событиях военной поры. В процессе семинарских занятий по истории студенты знакомятся с творчеством писателей военного и послевоенного времени. В рамках воспитательной работы для студентов организуются выставки работ художников-фронтовиков и др. Планируются мероприятия по уходу за памятниками, закреплению определенных памятников за студенческими группами, проведению субботников с целью облагораживания территории вокруг воинских захоронений. Иными словами, формируя посредством исторической памяти патриота, мы формируем культурного человека, а чем выше культурный уровень человека, тем богаче чувство патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.