Научная статья на тему 'ПАМЯТНИКИ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ'

ПАМЯТНИКИ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм в Туве / памятники / Устуу-Хурээ / буддийская ниша / монастыри / субурганы / buddhism in Tuva / monuments / Ustuu-Khure / Buddhist niche / monasteries / suburgans

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лариса Д. Чадамба

В статье представлены систематизированные сведения о буддийских культовых сооружениях Тувы. История буддизма в Туве в XX в., как и в других буддийских регионах страны, была сложной. Многие монастыри в 30-е гг. XX в. были разрушены, а священнослужители подвергнуты политическим репрессиям. Из буддийских культовых объектов, существовавших до Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), осталось всего два – «буддийская ниша» в скале Суме и руины Верхнечаданского храма (хурээ). Возрождение буддизма в Туве началось с начала 1990-х гг., когда стали появляться буддийские общины, духовенство и возводиться монументальные здания. Учитывая историко-культурное значение построенных буддийских сооружений, государством принимались решения о взятии их под охрану. В статье приведены также сведения о современных культовых буддийских памятниках, не находящихся на государственной охране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENTS OF BUDDHIST CULTURE IN TUVA

The article presents systematized information about Buddhist religious buildings in Tuva. The history of Buddhism in Tuva in the XX century was complicated as in other Buddhist regions of the country. Many monasteries were destroyed in the 30s of the XX century, and the clergy were subjected to political repression. Only two of the Buddhist relics existed before the Tuvan People's Republic (1921-1944) have ben remain – the "Buddhist niche" in the Sume rock and the ruins of the Verkhnechadan Temple (khure). The revival of Buddhism in Tuva began in the early 1990s, when Buddhist communities, clergy began to appear and monumental buildings were erected. Taking into account the historical and cultural significance of the Buddhist relics, the authorities decided to take them under protection. The article also provides information on the number of Buddhist religious monuments that are not under state protection.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТНИКИ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ»

Научная статья УДК 821.584.6

ПАМЯТНИКИ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ Лариса Д. Чадамба

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, к. и. н., руководитель Центра археологических исследований, Кызыл, Республика Тыва, Россия, chadamba2001@mail.ru

Аннотация. В статье представлены систематизированные сведения о буддийских культовых сооружениях Тувы. История буддизма в Туве в XX в., как и в других буддийских регионах страны, была сложной. Многие монастыри в 30-е гг. XX в. были разрушены, а священнослужители подвергнуты политическим репрессиям. Из буддийских культовых объектов, существовавших до Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), осталось всего два - «буддийская ниша» в скале Суме и руины Верхнечаданского храма (хурээ). Возрождение буддизма в Туве началось с начала 1990-х гг., когда стали появляться буддийские общины, духовенство и возводиться монументальные здания. Учитывая историко-культурное значение построенных буддийских сооружений, государством принимались решения о взятии их под охрану. В статье приведены также сведения о современных культовых буддийских памятниках, не находящихся на государственной охране.

Ключевые слова: буддизм в Туве, памятники, Устуу-Хурээ, буддийская ниша, монастыри, субурганы

Для цитирования: Чадамба Л. Д. Памятники буддийской культуры Тувы //Азиатские исследования: история и современность. 2023. № 4 (8). С. 25-40. DOI: 2782-6139-2023-8-25-40.

MONUMENTS OF BUDDHIST CULTURE IN TUVA

Larisa D. Chadamba

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Cand. of Sci.

(History), Head of the Center for Archaeological Research, Kyzyl, the Republic of Tuva, e-mail: chadamba2001@mail.ru

Аbstract. The article presents systematized information about Buddhist religious buildings in Tuva. The history of Buddhism in Tuva in the XX century was complicated as in other Buddhist regions of the country. Many monasteries were destroyed in the 30s of the XX century, and the clergy were subjected to political repression. Only two ofthe Buddhist relics existed before the Tuvan People's Republic (1921-1944) have ben remain - the "Buddhist niche" in the Sume rock and the ruins of the Verkhnechadan Temple (khure). The revival of Buddhism in Tuva began in the early 1990s, when Buddhist communities, clergy began to appear and monumental buildings were erected. Taking into account the historical and cultural significance of the Buddhist relics, the authorities decided to take them under protection. The article also provides information on the number of Buddhist religious monuments that are not under state protection.

Keywords: buddhism in Tuva, monuments, Ustuu-Khure, Buddhist niche, monasteries, suburgans

For citation: Chadamba, L. D. (2023) "Monuments of Buddhist Culture in Tuva" // Asian Studies: History and Modernity, 2023. no. 4 (8). p. 25-40. DOI: 2782-6139-2023-8-25-40.

Введение

Целью данной статьи является предоставление систематизированной информации о буддийских культовых объектах Тувы, находящихся на государственной охране.

Основным материалом для написания статьи послужили учётные дела (паспорта) объектов культурного наследия, находящиеся в введении Управления по охране объектов культурного наследия Республики Тыва, монографии, а также статьи, опубликованные в научных и периодических изданиях.

Период существования Тувинской Народной Республики (19211944 гг.) стал наиболее драматичным в истории тувинского буддизма. Начавшиеся в 30-е гг. XX в. политические изменения в стране привели к разрушению почти всех буддийских монастырей и репрессиям священнослужителей.

Тувинская Народно-Революционная Партия (ТНРП) считала, что буддийские монастыри могут стать трибунами для провозглашения реакционных идей, а ламы, имеющие авторитет и влияние на население, могут представлять угрозу партии в конкуренции за духовно-идеологическое доминирование [Монгуш 2001, c. 106], [Моллеров, Натсак, Самдан 2023, с. 88].

Из 22 функционировавших в 1926 г. буддийских монастырей в 30-х гг. XX в. остался только один действующий, из 3600 лам - только 15 священнослужителей [Моллеров, Натсак, Самдан 2023, с. 141].

Сначала хурээ закрывались, после разрушались, ламы ссылались в другие кожууны, а затем подвергались репрессиям. В 1930 г. было снесено Самагалтайское, в 1934 г. Эрзинское хурээ, а его руины сровняли трактором. В 1930 г. последний камбы-лама Тоджинского хурээ Тонгут был сослан в другой кожуун, а хурээ - уничтожено, культовые принадлежности - сожжены. Такая же участь постигла и другие буддийские монастыри, расположенные в разных хошунах ТНР [Монгуш, 2001, с.113].

К началу 1940-х. гг. на территории Тувы не осталось почти ни одного хурээ. Исключением остались Верхнечаданский и Нижнечаданский хурээ, в которых, несмотря на разрушенные здания, ламы продолжали проводить религиозные обряды в 6 юртах и в 2 построенных молитвенных домах. Однако в 60-70-е гг. XX в. ввиду начала новых гонений ламы вынуждены были заниматься культовой практикой нелегально [Монгуш, 2001, с. 121].

Долгие годы религия была под запретом.

Возрождение буддизма в Туве началось в 1990-е гг. и было связано со строительством буддийских комплексов, появлением буддийских обществ и духовенства [Тензин, 2018, с. 87].

В 1990 г. в республике была создана первая община буддистов. В этом же году возведено хурээ в с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна. В 1992 г. в с. Самагалтай силами местных жителей и на добровольные пожертвования был также построен буддийский монастырь [Конгу, Адыгбай, Килик, 2022, с. 101].

В 1990-е гг. были возведены небольшие дуганы и временные молитвенные дома в отдельных районах Тувы, а в Кызыле - буддийские храмы: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг.

С 2022 г. в Туве ведутся мероприятия по выявлению местонахождений разрушенных монастырей. Итогом этой работы станет включение сведений о них в единую информационную базу данных объектов буддийского наследия России.

В настоящее время на территории Тувы возведены буддийские храмы (хурээ) и множество культовых сооружений: ступы (тув. субурганы), молитвенные барабаны (тув. маани-хурту), статуи Будды и др. объекты).

Построенные буддийские объекты после постановки на государственную охрану получили статусы памятников культуры и истории, архитектуры и искусства.

На государственной охране находятся 8 объектов культурного наследия буддийского искусства, в том числе 2 выявленных объекта культурного наследия.

Кроме объектов, охраняемых государством, на территории республики силами местных жителей, а также общественных организаций и фондов было построено 80 субурганов, 8 маани хурту, 4 хурээ, 8 дуганов, 2 статуи Будды, монастырь «Тубтен Шедруб Линг», 2 ретритных центра буддийского учения.

Буддийская ниша на горе Суме-Бели

Единственным памятником, не подвергнутым разрушению и относящимся к культовым буддийским сооружениям на территории Тувы, является «буддийская ниша», высеченная на горе Суме в Чаа-Хольском кожууне. Размер ниши в скале не велик. Высота её составляет 1 м, ширина - 60 м, а глубина - 86 сантиметров. На сером камне выбито барельефное изображение Будды, двух Бодхисаттв - слева и справа видны силуэты верных стражей, стоящих в устрашающих позах. Нишу обрамляла сетка красных штрихов1.

Впервые о «буддийской нише» на горе Суме-Бели стало известно в начале XVIII в. из донесений экспедиций военных топографов, а также казаков, посетивших территорию современной Тувы со специальным заданием описать, в том числе «чаа-хольскую пещеру», и привезти «татарские болваны и письма». Из материалов, собранных экспедициями красноярских казаков, следует, что: «.. .чаа-хольская буддийская ниша» уже в начале XVIII в. считалась древней. Вопреки уверениям местных жителей, утверждавших, что ниша не использовалась для молений, всё же по наличию в ней «ламаистских (написанных по-тибетски) молитв и жертвоприношений в виде ячменя, сломанных стрел и луков можно понять, что памятник использовался как культовый объект» [Радлов, 1988, с.13-15].

Датировка памятника остаётся дискуссионным вопросом: официально считается, что ниша высечена в скале в ХЬХШ вв., хотя по данным последних исследований, дата создания удревлена до VI-VII вв. н.э.

Б. Б. Монгуш, исследователь древнетюркской культуры, высказал

1 Паспорт объекта культурного наследия «Буддийская ниша».

предположение, что изображения «буддийской ниши» относятся к VII в. н.э. По его мнению, облики двух защитников выполнены в китайском стиле, и относятся ко времени распада Первого тюркского каганата, когда местные племена оказались под китайской властью [Цит. по: Донгак, 2023, с.7].

Буддийская ниша является уникальным памятником культуры мирового значения. Подобные ей, высеченные в горе, культовые сооружения в России отсутствуют.

По составу персонажей и по стилю исполнения божеств ниша на горе Суме наиболее близка к аналогам грота Цяньсисы в Лунмэне в Китае, где также показаны Будда Амитабху со спутниками Бодхисаттвами [Бичелдей, Чадамба, 2020, с. 590].

«Буддийская ниша» принята на государственную охрану постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 5 апреля 1977 г. № 152 «О мерах охраны памятников истории и культуры Тувинской АССР» как памятник археологии.

В связи с тем, что во время набора воды в Саяно-Шушенском водохранилище ниша ежегодно затапливается, рядом с ней, на высокой незатопляемой части горы, по заказу благотворительного фонда «Авыда - пробуждение Будды» сделана ее копия.

Рис. 1. Современное состояние «буддийской ниши» на горе Суме.

Верхнечаданское хурээ

Руины главного хурээ - единственно сохранившиеся от комплекса монастырских сооружений - расположены в живописной местности, в урочище Чайлаг-Алаак, по правому берегу среднего течения р. Чадан, в 7 км к востоку от г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна.

В конце ХЕХ-начале XX вв. в урочище Чайлаг-Алаак уже существовал целый комплекс монастырских сооружений, как культовых, так и служебных, жилых, центральное место в котором занимало здание главного хурээ - цокчин. Возможно, первоначальный цокчин был относительно небольшой и скромной постройкой, а потому к началу XX в. уже не соответствовал возросшим богатству и значимости монастыря.

Весной 1905 г. по инициативе нойона Хемчикского хошуна Хайдыпа началось строительство нового хурээ. Он специально пригласил из Тибета Кунтана Римпоче как проектировщика будущего здания.

Сооружение, возводившееся китайскими мастерами и местным населением, было завершено в 1907 г. Оно представляло собой характерную для монгольской культовой архитектуры ярусную постройку, строительные, композиционные и декоративные особенности которой соединили традиции, пришедшие из Тибета и Китая. Внутри хурээ представляло собой единое помещение с четырьмя рядами столбов, открытое на всю высоту здания.

После разрушения хурээ в 1937 г., были полностью утрачены все деревянные элементы, как конструктивные, так и декоративные: гонхон, кровли, пол, система вертикальных опор и балки, портик главного фасада, фриз, завершающий стены основного объема. Остались только глинобитные стены сооружения.

В настоящее время стены эррозированы и имеют многочисленные серьёзные повреждения: утрачено правое прясло южной торцевой стены, разрушены части продольных стен над всеми оконными проёмами и простенок между правым и центральным окнами по восточной стене. Штукатурное покрытие и известковая обмазка стен в значительной степени утрачены, а там, где есть, покрыты многочисленными глубокими и мелкими трещинами.

Историко-архитектурная ценность памятника определяется также тем, что он является уникальным сооружением подобного типа не только в Туве, но на территории всего постсоветского пространства.

Руины Верхнечаданского хурээ являются памятником истории и культуры в соответствии с постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 6 марта 1984 г. № 93 «О создании при Министерстве культуры

Тувинской АССР производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры и утверждении списка памятников истории и культуры местного значения»2.

Рис. 2. Руины Верхнечаданского хурээ.

Здание хурээ и камнерезной мастерской в с. Кызыл-Даге

Хурээ расположено в с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна и является главной его достопримечательностью. Возведено в 1990 г. в ознаменование возрождения буддизма в Туве. Местные художники-камнерезы К. М. Саая и С. Х. Кочаа начали строить в с. Кызыл-Даг камнерезную мастерскую для учащихся. Министерство просвещения Тувы тогда частично профинансироровало эти работы. Чтобы привлечь население к строительству данного объекта, инициаторы строительства приняли решение о возведении хурээ на втором этаже этого здания. Все работы были завершены за 7 месяцев. Обряд освящения совершил бывший лама Куулар Шымбай-оол, обучавшийся в своё время в Верхне-чаданском хурээ. Помещение хурээ украсили художники: член Союза художников Х. Б. Донгак создал скульптуру буддийского божества; заслуженный художник РСФСР Д. Х. Дойбухаа вырезал из агальматолита Сагаан Дарийги - Белую Тару; всю роспись по дереву осуществил К. М. Саая.

Здание хурээ и камнерезной мастерской является памятником архитектуры регионального значения, было принято на государственную

2 Паспорт объекта культурного наследия «Руины Верхнечаданского хурээ».

охрану постановлением Правительства Республики Тыва от 12 мая 1997 г. № 190 «О дополнении к Государственному списку памятников истории и культуры Республики Тыва»3.

Рис. 3. Здание хурээ и камнерезной мастерской в с. Кызыл-Даг.

Хурээ «Тубтен Чойхорлинг»

Здание хурээ расположено на правом берегу р. Енисей, в 2 км к северу от г. Кызыла. Оно представляет из себя одноэтажное, деревянное здание, квадратное в плане, выполненное в восточном стиле. Хурээ было построено в 1992 г. по инициативе Тувинского буддийского общества «Сарыг-Шажын». Внутри оно представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам размещены меньшие по размеру бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стенах вывешены «танки» - изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Здание хурээ «Тубтен Чойхорлинг» является памятником архитектуры регионального значения. Принято на государственную охрану постановлением Правительства Республики Тыва от 12 мая 1997 г. № 190 «О дополнении к Государственному списку памятников истории и культуры Республики Тыва».

3 Паспорт объекта культурного наследия «Здание хурээ и камнерезной мастерской».

Рис. 4. Здание хурээ «Тубтен Чойхорлинг».

Хурээ «Цеченлинг»

Буддийское хурээ «Цеченлинг» (Обитель безграничного сострадания) расположено в г. Кызыле, по ул. Щетинкина-Кравченко, 2. Архитектором являлся Фан Че Ир.

В 1998 г. президентом Тувы Ш.Д. Ооржаком был заложен первый камень, а Его Святейшество Богдо-Гэген IX освятил место строительства будущего хурээ. Благодаря финансовой помощи спонсоров, здание было введено в эксплуатацию за рекордно короткий срок, в октябре 1999 г.

Хурээ имеет необычный индивидуальный образ и гармонично вписывается в окружающую среду.

Архитектурное решение, сочетающее в себе национальный колорит в современном стиле, отличается новизной и оригинальностью. На первом этаже здания расположены кабинеты для приёма населения. На втором - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными божествами, изображения Будды и Далай-ламы XIV. На территории хурээ построены восемь ступ, каждая из которых соответствует важному событию в жизни Будды.

В настоящее время хурээ «Цеченлинг», вместе с построенным в 2023 г. монастырем «Тубтен Шедруб Линг» являются центром духовной жизни жителей республики.

Хурээ «Цеченлинг» является памятником истории и культуры регионального значения. Принят на государственную охрану постановлением Правительства Республики Тыва от 28 октября 2004 г. № 968 «О внесении дополнений в Государственный список памятников истории и культуры Республики Тыва»4.

4 Паспорт объекта культурного наследия Хурээ «Цеченлинг».

Рис. 5. Хурээ «Цеченлинг».

Буддийская священная ступа Бодхисаттвы

Ступа Бодхисаттвы, установленная в 2004 г., расположена на ул. Московская, г. Кызыла. Это классическая ступа, построенная по канонам буддийской архитектуры, возведена под руководством Досточтимого Шивалха Ринпоче.

Архитектура памятника состоит из пяти основных частей, олицетворяющих пять элементов материи: верхушки, зонта, шпиля, сферы (купола) и основания. Верхушка состоит из Лунного диска, Солнца и Драгоценности. Зонт - шатрообразная золотая вершина шпиля. Шпиль из тринадцати дисков установлен на небольшой подставке. На пятиступенчатой основе, поддерживающей купол, находится ниша (изображение медитирующего Будды).

Буддийская священная ступа Бодхисаттвы является памятником историиикультурырегиональногозначенияипринятанагосударственную охрану постановлением Правительства Республики Тыва от 28 октября 2004 г. № 968 «О внесении дополнений в Государственный список памятников истории и культуры Республики Тыва»5.

5 Паспорт объекта культурного наследия «Буддийская священная ступа Бодхисаттвы»

Рис. 6. Буддийская священная ступа Бодхисаттвы.

Буддийский храм «Течен раптен даши чойхорлинг» (тув. Махаянаныц ханы ввредиинщ аас-кежиктиг шажын ораны; рус.- Обитель духовного счастья учения Махаяны) Хурээ расположено в урочище Чайлаг-Алаак, в 7 км. от г. Чадана, на территории храмового комплекса «Устуу-Хурээ».

Строительство хурээ началось в 2008 г. при поддержке министра МЧС России С. К. Шойгу, а также культурного фонда «Пор-Бажын». Позднее строительство стало всенародным, финансовую помощь в строительстве оказывали местные жители, верующие, предприниматели, депутаты, музыканты, участники ежегодного фестиваля «Устуу-Хурээ» и др.

Первоначально планировалось восстановление разрушенного в 30-е годы XX в. Устуу-Хурээ, однако было решено оставить развалины нетронутыми, а неподалеку построить новое здание, полностью идентичное разрушенному.

Торжественная церемония открытия хурээ состоялась 23 июля 2012 г.

Хурээ принято на государственную охрану постановлением Правительства Республики Тыва от 28 августа 2013 г. N° 531 «О внесении изменения в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва и о внесении изменения в пункт 23

Рис. 7. Буддийский храм «Течен раптен даши чойхорлинг».

Барельефы буддийских божеств на камне, изображения буддийского божества Комбу (санкср. Махакала) и женского божества, являющихся грозными ипостасями буддийского пантеона ХУШ-Х1Х вв. н. э.

Изображения буддийских божеств на камнях зафиксированы на вершине горы Бурганныг-Чарык, в м. Хууректиг Сут-Хольского кожууна.

По некоторым сведениям, приблизительно в конце XIX в. барельефы с изображениями божеств были привезены из Тибета. По словам А. К. Ондара, чья чабанская стоянка находится у подножия горы Бурганныг-Чарык, в сентябре 2010 г. специально приехавшие ламы провели обряд освящения божеств.

Памятник был исследован в 2012 г. экспедицией Тувинского института гуманитарных исследований [Чондан 2013, с. 110-112]. По мнению Р. Л. Лудупа, соржу ламы хурээ Ташипандэлин, на камнях изображены божества в женском и мужском облике. В связи с плохой сохранностью, определить женское божество не удалось. Мужское божество Р.Л. Лудупом идентифицировано как шестирукий Махакала (тув. Комбу) [Лудуп 2013, с. 112-114].

Барельефы буддийских божеств были приняты на государственную

6 Паспорт выявленного объекта культурного наследия «Буддийский храм «Течен раптен даши чойхорлинг».

охрану Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 августа 2013 г. № 531 «О внесении изменения в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва и о внесении изменения в пункт 23 раздела 6 приложения к постановлению Совета Министров Тувинской АССР от 5 апреля 1977 г. № 152» как памятник искусства регионального значения7 .

Рис. 8. Барельефы буддийских божеств в Сут-Хольском кожууне.

Заключение

Возведённые на территории Тувы в конце XX и в начале XXI вв. силами общественных организаций, фондов, а также местных жителей различные буддийские культовые сооружения были взяты государством под свою охрану. Сооружения, относящиеся к буддийским культовым объектам, как находящиеся на государственной охране, так и построенные в последнее время - статуи Будды на горе Догээ, на слиянии рек Бий-Хем и Каа-Хем, буддийский монастырь Тубтен Шедруб Линг, ретритные центры, а также множество субурганов свидетельствуют о возрождении буддийской религии в Туве.

7 Паспорт выявленного объекта культурного наследия «Барельефы буддийских божеств на камне, изображения буддийского божества Комбу (санкср. Махакала) и женского божества, являющихся грозными ипостасями буддийского пантеона XVIII-XIX вв. н. э.».

Литература:

1. Бичелдей, Чадамба 2020 - Бичелдей У. П., Чадамба Л. Д. О судьбе буддийского святилища на горе суме (Тува) // Буддизм Ваджраяны в России: актуальная история и социокультурная аналитика. М., изд-во «Алмазный путь». 2020, с. 590-595.

2. Донгак 2023 - Донгак С. Ч. Традиционное мировоззрение и этика воспитания у тувинских кочевников. Кызыл, тип-я МБОУ КЦО «Аныяк». 2023, 52 с.

3. Конгу, Адыгбай, Килик 2022 - Конгу А. А., Адыгбай Ч. О., Килик А. Возрождение Самагалтайского буддийского монастыря на современном этапе // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 95-103.

4. Радлов 1888 - Радлов В. В. Сибирские древности. Т. 1. Вып. 1. № 3. Приложения. СПб. 1888. С. 13-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Моллеров, Натсак, Самдан - Моллеров Н. М., Натсак О. Д., Самдан А. А. Радикальные ответы на вызовы социально-политической трансформации (вооружённые восстания в Тувинской Народной Республике). Кызыл. 2023 г. 197 с.

6. Монгуш 2001 - Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI-конец XX в.). Новосибирск, Наука. 2001. 200 с.

7. Тензин 2018 - Тензин Ч. М.-Х. Буддизм в духовной жизни тувинского общества // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. Т.1. Вып. 3. C. 87-93.

8. Лудуп 2012 - Лудуп Р. Д. Даштарда сиилбиттинген бурганнарньщ аттарын тодарадыры-биле чоруткан шинчилел ажылы // Материалы международной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие народов Центральной Азии: перспективы развития и проблемы сохранения», посвящённой 20-летию создания государственного органа по охране памятников истории и культуры в Республике Тыва и Году Российской истории. Кызыл. 2012. C. 112-114.

9. Чондан 2012 - Чондан Ч. С. Бурганныг-Чарык дагда чаа тывылган ыдыктыг тураскаал // Материалы международной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие народов Центральной Азии: перспективы развития и проблемы сохранения», посвящённой 20-летию создания государственного органа по охране памятников истории и культуры в Республике Тыва и Году Российской истории. Кызыл. 2012. C. 110-112.

References:

1. Bicheldej, U. P., Chadamba, L. D. (2020) "O Sudbe buddijskogo svyatilishha na gore sume (Tuva)" [About the fate of the Buddhist sanctuary on Mount Sume

(Tuva)], Buddizm Vadzhrayany' v Rossii: aktual'naya istoriya i sociokul'turnaya analitika, Moscow, izd-vo «Almazny'j put'», p. 590-595. (In Russ.).

2. Dongak, S. Ch. (2023) "Tradicionnoe mirovozzrenie i e'tika vospitaniya u tuvinskix kochevnikov" [Traditional worldview and ethics of upbringing among Tuvan nomads], Kyzyl, tip. MBOU KCzO «Any'yak», 52 p. (In Russ.).

3. Kongu, A. A., Ady'gbaj, Ch. O., Kilik, A. A. (2022) "Vozrozhdenie Samagaltajskogo buddijskogo monasty'rya na sovremennom e'tape" [The revival of the Samagaltai Buddhist monastery at the present stage], Kunstkamera, no. 4 (18), p. 95-103. (In Russ.).

4. Radlov, V. V. (1888) "Sibirskie drevnosti", vol. 1, issue 1, no. 3, Prilozheniya, Saint-Petersburg, 13-15. (In Russ.).

5. Mollerov, N. M., Natsak, O. D., Samdan, A. A. (2023) "Radikal'ny'e otvety' na vy'zovy' social'no-politicheskoj transformacii (vooruzhenny'e vosstaniya v Tuvinskoj Narodnoj Respublike)" [Radical responses to the challenges of sociopolitical transformation (armed uprisings in the Tuvan People's Republic)], Kyzyl, 197 p. (In Russ.).

6. Mongush, M. V. (2001) "Istoriya buddizma v Tuve (vtoraya polovina VI-konecz XX v.)", Novosibirsk, Nauka, 200 p. (In Russ.).

7. Tenzin, Ch. M.-X. (2018) "Buddizm v duxovnoj zhizni tuvinskogo obshhestva" [Buddhism in the spiritual life ofthe Tuvan society], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, vol.1, issue 3, p. 87-93. (In Russ.).

8. Ludup, R. D. (2012) "Dashtarda siilbittingen burgannarnyn attaryn todaradyry-bile chorutkan shinchilel azhyly" in Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Central'noj Azii: perspektivy razvitiya i problemy sohraneniya», posvyashchennoj 20-letiyu sozdaniya gosudarstvennogo organa po ohrane pamyatnikov istorii i kul'tury v Respublike Tyva i Godu Rossijskoj istorii, Kyzyl, p. 112-114. (In Tuv.).

9. Chondan, Ch. S. (2012) "Burganyg-Charyk dagda chaa tyvylgan ydyktyg turaskaal" in Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Central'noj Azii: perspektivy razvitiya i problemy sohraneniya», posvyashchennoj 20-letiyu sozdaniya gosudarstvennogo organa po ohrane pamyatnikov istorii i kul'tury v Respublike Tyva i Godu Rossijskoj istorii, Kyzyl, p. 110-112. (In Tuv.).

В статье использована учётная документация (паспорта), а также фотографии объектов культурного наследия из архива Управления по охране объектов культурного наследия Республики Тыва.

Информация об авторе:

Лариса Д. Чадамба, кандидат исторических наук, руководитель Центра археологических исследований, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Кызыл, Россия; 667000, Россия, Кызыл, ул. Кочетова, 4 E-mail: chadamba2001@mail.ru Author ID РИНЦ: 967754.

Larisa D. Chadamba

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Cand. of Sci. (History), Head of the Center for Archaeological Research, Kyzyl, Russia; 4 Kochetov ublic of Tucva, Russia. E-mail: chadamba2001@mail.ru

@Чадамба Л. Д., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.