Научная статья на тему '«ПАМЯТНИК БЛАГОЧЕСТИВОЙ РЕВНОСТИ ПО ВЕРЕ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ»: ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В ОЛОНЕЦКОЙГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

«ПАМЯТНИК БЛАГОЧЕСТИВОЙ РЕВНОСТИ ПО ВЕРЕ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ»: ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В ОЛОНЕЦКОЙГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / РУССКИЙ СЕВЕР / ПЁТР ПЕРВЫЙ / КАРЕЛИЯ / ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПЕТРОЗАВОДСК / МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходаковский Евгений Валентинович

Статья представляет собой обзор архивных документов и публикаций конца XVIII - начала ХХ в., которые позволяют в деталях реконструировать историю бытования выдающихся памятников деревянного зодчества петровского времени в Олонецкой губернии - Петропавловского собора в Петрозаводске и церкви cвв. Петра и Павла в Марциальных Водах. Регулярно проводившиеся ремонты и сопровождающая их переписка раскрывают особенности отношения разных поколений к самому феномену «петровской старины» в её исторической достоверности и в то же время - частичной мифологизации. Одновременно исследование этого материала показывает эволюцию исторического сознания - от разрозненных путевых заметок конца XVIII века и отдельных краеведческих очерков середины XIX столетия к общему пониманию важности и ответственности задачи по сохранению памятников со стороны как местного духовенства, архитекторов и губернских властей, так и представителей столичного научного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MONUMENT TO THE PIOUS ZEAL FOR THE FAITH OF THE GREAT SOVEREIGN": THE STUDY AND PRESERVATION OF PETER THE GREAT'S CHURCHES IN OLONETS PROVINCE IN THE LATE 18TH AND EARLY 20TH CENTURIES

The article is a review of publications and archival documents of the end of the 18th - beginning of the 20th century, which allow us to reconstruct in detail the history oflife of outstanding monuments of wooden architecture of Peter the Great epoch in Olonets province - Peter and Paul Cathedral in Petrozavodsk and St. Peter and Paul Church in Marcialnye Vody. The regularly conducted repairs and the correspondence accompanying them reveal the peculiarities of different generations' attitude to the phenomenon of "Petrovsky antiquity" itself in its historical authenticity and at the same time its partial mythologizing. At the same time the study of this material shows the evolution of historical consciousness - from scattered travel notes of the late 18th century and some sketches of regional studies of the middle of the 19th century to a general understanding of the importance and responsibility of the task of preserving monuments both bylocal clergy, architects and provincial authorities and by representatives of the scientific community of the Russian capital.

Текст научной работы на тему ««ПАМЯТНИК БЛАГОЧЕСТИВОЙ РЕВНОСТИ ПО ВЕРЕ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ»: ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В ОЛОНЕЦКОЙГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

Academia. Архитектура и строительство, № 4, стр. 13-21. Academia. Architecture and Construction, no. 4, pp. 13-21.

Исследования и теория Научная статья УДК 726:72.021

doi: 10.22337/2077-9038-2022-4-13-21

Ходаковский Евгений Валентинович (Санкт-Петербург). Кандидат искусствоведения. Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9. СПбГУ). Эл. почта: E.Khodakovsky@spbu.ru.

Khodakovsky Evgeny V. (St. Petersburg). Candidate of Sciences in Art Criticism. St Petersburg University (7-9 Universitetskaya Embankment, St Petersburg, Russia, 199034. SPbU). E-mail: E.Khodakovsky@spbu.ru.

«Памятник благочестивой ревности по вере великого государя»: изучение и сохранение церквей Петровской эпохи в Олонецкой губернии в конце XVIII - начале ХХ века

Аннотация. Статья представляет собой обзор архивных документов и публикаций конца XVIII - начала ХХ в., которые позволяют в деталях реконструировать историю бытования выдающихся памятников деревянного зодчества петровского времени в Олонецкой губернии - Петропавловского собора в Петрозаводске и церкви свв. Петра и Павла в Марциальных Водах. Регулярно проводившиеся ремонты и сопровождающая их переписка раскрывают особенности отношения разных поколений к самому феномену «петровской старины» в её исторической достоверности и в то же время - частичной мифологизации. Одновременно исследование этого материала показывает эволюцию исторического сознания - от разрозненных путевых заметок конца XVIII века и отдельных краеведческих очерков середины XIX столетия к общему пониманию важности и ответственности задачи по сохранению памятников со стороны как местного духовенства, архитекторов и губернских властей, так и представителей столичного научного сообщества.

Ключевые слова: деревянная архитектура, Русский Север, Пётр Первый, Карелия, Олонецкая губерния, Петрозаводск, Марциальные Воды

Финансирование: Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № № 21-48-04402 «Святые и герои: от христианизации к национализму. Символ, образ, память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».

© Ходаковский Е.В., 2022.

"A Monument to the Pious Zeal for the Faith of the Great Sovereign": the Study and Preservation of Peter the Great's Churches in Olonets Province in the Late 18th and Early 20th Centuries

Annotation. The article is a review of publications and archival documents of the end of the 18th - beginning of the 20th century, which allow us to reconstruct in detail the history oflife of outstanding monuments of wooden architecture of Peter the Great epoch in Olonets province - Peter and Paul Cathedral in Petrozavodsk and St. Peter and Paul Church in Marcialnye Vody. The regularly conducted repairs and the correspondence accompanying them reveal the peculiarities of different generations' attitude to the phenomenon of "Petrovsky antiquity" itself in its historical authenticity and at the same time its partial mythologizing. At the same time the study of this material shows the evolution of historical consciousness - from scattered travel notes of the late 18th century and some sketches of regional studies of the middle of the 19th century to a general understanding of the importance and responsibility of the task of preserving monuments both bylocal clergy, architects and provincial authorities and by representatives of the scientific community of the Russian capital.

Keywords: Wooden Architecture, Russian North, Peter the Great, Karelia, Olonets province, Petrozavodsk, Marcial Waters

Funding: The article was prepared with the support of the Russian Science Foundation (project no. 21-48-04402 "Saints and heroes: from Christianization to nationalism. Symbol, Image, Memory (Northwestern Russia, the Baltic States, and Northern Europe)".

Торжества в ознаменование 350-летия Петра Первого, проходившие на протяжении всего 2022 года, не только сообщили

новый импульс к изучению личности царя-реформатора и его эпохи, но и дали возможность оценить характер отношения к петровскому наследию в различные периоды российской истории. По мере увеличения временной дистанции в царствования Николая I и Александра II (в особенности, к юбилейному 1872 году) фигура Петра Первого масштабировалась и даже порой мифологизировалась, а многие памятные места превращались не просто в достопримечательности, но и своеобразные реликвии. Естественно, в первую очередь это касалось «петровских городов» - столичного Петербурга, Воронежа, Архангельска. В этом же контексте весьма показательными являются меры по сохранению памятников архитектуры, связанных с пребыванием Петра Первого в Олонецком крае, прежде всего - Собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрозаводске (1703) и церкви с тем же посвящением в Марциальных Водах (1721-1722).

Пробуждение интереса к петровской старине в Олонецком крае обозначилось уже в год столетия Петра Первого. В 1772 году, по окончании первого капитального ремонта Петропавловского собора, он для нарядности был выкрашен белой краской «дабы соблюсть на память позднейшим временам и знак трудов и тщания Петра Великого» [1, с. 17]. В 1792 году в известной книге академика Н. Озерецковского был опубликован рисунок петрозаводского Петропавловского собора в его первоначальном виде [2, табл. IX] (рис. 1) до перестройки, произведённой уже при генерал-губернаторе Т.И. Тутолмине в середине 1789 года «через посредство архитектора Крамера»1. Несмотря на две капитальные переделки, осуществлённые в XVIII столетии, в 1824 году, олонецкий губернатор А.И. Рыхлевский поставил вопрос о возникшей необходимости поновления церквей в Петрозаводске: «.. .Состоящие в губернском городе Петрозаводске соборные церкви: одна деревянная во имя святых апостолов Петра и Павла. а вторая до куполов каменная во имя Сошествия Святого Духа быв давно оставлены без починок и поправок, время от времени приближаются к совершенному, можно сказать, разрушению. церкви сии требуют неотложного исправления. Относя столь жалкое положение храмов Господних в Петрозаводске сколько к действительному неимуществу прихожан, а не менее и к недостатку усердия большей части граждан, из числа коих особенно зажиточные или с издревле состоят в старообрядстве, или скрытным образом оного придерживаются и потому не только не радят о лучшем устройстве церквей, но ещё напротив радуются упадку их и готовы даже стараться о совершенном их уничтожении, дабы посредством видимой в них бедности и крайнего неустройства успеть более преклонить слабых к собственной своей секте.» [3]. В связи с необходимостью ремонта был особенно подчёркнут мемориальный характер и художественные достоинства собора: «Петропавловскую церковь сохранить желательно яко памятник построения Государя Петра I, и она весьма приятной архитектуры»2. К 1829 году деревянная крыша была заменена на железную, положена штукатурка, на-

стланы новые полы, сделаны новые площадки к трём входным дверям, поправлен иконостас [1, с. 17].

С тех пор внимание к этому сооружению было постоянным, особенно с учётом статьи 50 Устава духовных консисторий 1841 года, предписывавшей «чтобы старинные церкви, замечательные в каком-либо отношении историческом, возобновлялись с сохранением прежнего вида»3. В том же 1841 году были опубликованы записки епископа Игнатия (Семёнова), посвящённые пребываниям Петра Первого в Олонецком крае и описывающие в том числе деревянные храмы в Петрозаводске и Марциальных Водах [4]. В 1842 году вышло масштабное «Описание Олонецкой губернии.» В. Дашкова, также уделившего внимание памятникам петровской старины - церкви в Марциальных Водах и Петропавловскому собору в Петрозаводске [5]. Так, к 1850-м годам Петропавловский собор начинает занимать одно из центральных мест в сознании местной интеллигенции. 1858 годом датируется подробнейшее исследование истории храма, составленное законоучителем протоиереем А. Нечаевым [6, с. 172]. Среди прочего, А. Нечаев пытается привлечь внимание к ветхости, несоответствующей исторической значимости храма: «Петропавловская церковь, находящаяся в городе Петроза-

Рис. 1. Петропавловский собор в Петрозаводске (1703). Первоначальный вид (источник: [2, табл. IX])

1 РО НА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 140 (О ремонте Петропавловского кафедрального собора в городе Петрозаводске Олонецкой губернии. 1888-1910 гг.). Л. 19.

2 РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 870 (Об отпуске средств на ремонт двух соборных церквей в г. Петрозаводске. 1824 г.). Л. 2 об.

3 ПСЗРИ. Т. XVI. СПб., 1842. С. 229.

водске, есть единственный в Олонецкой Губернии памятник благочестивой ревности по вере Великого Государя Императора Петра Первого, памятник, с коим соединяются и другие важные воспоминания о Его подвигах <...> 1703 год издавна по формулярным ведомостям Градского Петрозаводского причта показывается годом построения деревянной церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Ибо благочестивейший Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя Апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексия Человека Божия устроен, как можно полагать, по тезоименитству Цесаревича Алексия Петровича, который находился с родителем в походе его под Орешек; а левый во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского - по тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе участвовал первый по Государе во взятии Шлиссельбурга, быв Поручиком, и которого Государь сделал первым Начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов»4. Заканчивается записка комментарием, что «Петропавловская церковь, существуя 150 лет, требует исправления, какое ныне и производится, при посредстве особой Комиссии на ассигнованную от Казны сумму. Поддержать её необходимо потому, что она служит единственным памятником Христианского благочестия и в месте первого по Олонецкому краю путешествия Петра I и похода Его под Шлиссельбург, за взятием коего следовало взятие от Швеции места, где ныне столичный город Санкт-Петербург»5.

Действительно, за относительно короткий промежуток времени - с середины 1850-х до начала 1870-х годов - собор неоднократно ремонтировался, о чём можно судить по исторической справке 1880-х годов, при этом дважды - в 1856-ом и 1872 годах - в соборе освящались престолы: «Зданием церковь сия деревянная, пирамидального вида, одноглавая, внутри и снаружи была оштукатурена, без колокольни. Но как церковь со временем пришла в ветхость во всех частях, то вследствие представления от Собора было ассигновано на исправления её из сумм Святейшего Синода в 1853 г. 1872 руб. 62 % коп., а в 1855 году 2458 руб. 68 !! коп. На эти суммы шпиль на церкви обшит белым железом и на оной сделан вновь под золотом крест с яблоком; в церкви были возобновлены Св. иконы и позолочен иконостас, окрашены полы, двери, окна и крыша, и в 1856 году в 29 день июня в храмовый праздник Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла совершено освящение всех трёх престолов сей церкви. Впоследствии времени ош-тукатурка сей церкви обвалилась вновь и попортила крышу, посему на испрошенную от казны через Святейший Синод

в 1871 году сумму 2835 р. 98 коп. произведены под наблюдением особого Комитета в 1871 г. и 1872 годах следующие исправления: сделана вновь железная крыша и верхние четыре яруса стен, вместо оштукатурки - обшиты листовым железом и окрашены, а за повреждением в главном алтаре пола оный разобран, Св. престол снят и по приведении всего в должный порядок, пол везде вновь окрашен и Св. престол освящён 30 мая 1872 года в день памяти рождения Императора Петра 1го»6.

Тем не менее всего лишь через десять лет снова возникла необходимость в реставрации собора. По итогам его освидетельствования в мае 1882 года оказалось, что храм находится «не совсем в приличном святыне и памятнику Царского усердия виде, именно: штукатурка снаружи в стенах ниже крыши и колоннах на нём отвалилась, крыша местами почернела и вы-ржавела, есть повреждение в штукатурке и внутри Собора, а пол требует возобновления окраскою. При этом он, о. настоятель, присовокупил, что вместо наружной штукатурки, ежегодно отваливающейся от климатических условий, для большей прочности признавалось бы лучшим колонны и стены храма ниже крыши, по примеру верхних частей выше крыши, обшить тонким листовым железом с окраскою его на масле»7. Губернский инженер Калитович подтвердил, что повреждения не только портят внешний вид: «сверху проходит течь во внутренность церкви и самые капитальные деревянные стены подвергаются гнилости»8. Было рекомендовано «вместо исправления на стенах и колоннах наружной штукатурки, которая по дереву в суровом климате упрочена быть не может, тот же способ, какой принят был при исправлении верхних ярусов в 1871-1872 годах, именно: на первом ярусе снизу штукатурку уничтожить и вместо неё, удерживая согласно плану все наружные формы в колоннах и орнаментах, обшить листовым железом, которое и окрасить масляной краскою. Внутреннюю штукатурку поддержать и потому её в тех местах, где есть повреждения, исправить, равно наружную кирпичную обделку стен там, где кирпичи выпрели и осыпались, заменить новой. Прежние железные крыши возобновить окраской с переменой ветхих листов и исправить везде водосточные трубы.»9. Далее предписывалось заменить окна, переделать три крыльца, отреставрировать резьбу с позолотой на иконостасе «для благолепия соответственного столь драгоценному памятнику царского усердия»10.

О выделении дополнительных средств для произведения работ было решено ходатайствовать в Св. Синод об отпуске суммы в 3333 р. 88 к. Однако эта просьба так и не была удовлетворена «по недостаточности строительного кредита, ассигнуемого по финансовой смете Святейшего Синода и по множеству строительных нужд по духовному ведомству»11. В 1887 году епархиальный

4 НА РГО. Р. 25. Оп. 1. Д. 26 (Нечаев А. Сведения о Петропавловской в городе Петрозаводске церкви). Л. 1, 3 об. - 4.

5 Там же. Л. 10 об. - 11.

6 Научный архив КарНЦ. Р. VIII. Оп. 1. Д. 12 (Дело об исправлении Петрозаводского кафедрального собора. 1882-1889 гг.). Л. 2 об. - 3.

7 Там же. Л. 1.

8 Там же. Л. 1 об.

9 Там же. Л. 2.

10 Там же.

11 Научный архив КарНЦ. Р. VIII. Оп. 1. Д. 12 (Дело об исправлении Петрозаводского кафедрального собора. 1882-1889 гг.). Л. 5 об.

архитектор Нюхалов составил новую смету на ремонт, и в 1888 году, после обращения епископа Павла в Императорское Русское археологическое общество с просьбой дать заключение по проекту предполагаемых работ, Н.В. Султанов дал свой положительный отзыв, особо отметив, что «храм этот представляет собою весьма любопытные данные для истории русского зодчества»12. В итоге в 1894 году с разрешения Археологического общества от 5 ноября 1889 года собор был капитально ремонтирован13.

В июне 1910 года в Императорскую Археологическую комиссию от Олонецкой Духовной консистории было направлено отношение в связи с очередной необходимостью произвести ремонт собора: «1) Снаружи окрасить его белой масляной краской, 2) исправить с южной стороны забор, 3) для ограждения

12 РО НА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 140 (О ремонте Петропавловского кафедрального собора в городе Петрозаводске Олонецкой губернии. 1888-1910 гг.). Л. 13 об; См. также: Веселовский Н.И. История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования 1846-1896. СПб., 1900. С. 242.

13 РО НА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 140 (О ремонте Петропавловского кафедрального собора в городе Петрозаводске Олонецкой губернии. 1888-1910 гг.). Л. 1; См. также: НА РК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 42/10. По рапорту губ. архитектора Лыщинского о ремонте Петропавловского собора в г. Петрозаводске. 1895 г.

Рис. 2. Петропавловский собор в Петрозаводске (1703). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 год

а)

б)

Рис. 3. Петропавловский собор в Петрозаводске. Фото Ф. Каликина. 1920 год. Публикуется впервые (источник: ФО НА ИИМК РАН): а) П-4157. Общий вид; б) П-4159. Интерьер

фундамента вокруг прорыть канавы, 4) внутри обелить штукатурку известью, 5) ремонтировать цоколь собора, 6) окрасить полы с предварительной перестружкой, 7) окрасить окна, двери и балюстрады внутри храма, 8) окрасить крышу медянкой и 9) исправить каменные площадки у входа в собор»14. Комиссия не нашла никаких препятствий к осуществлению этих работ, ставших, судя по всему, последними в истории Петропавловского собора [7, с. 159]. В таком виде памятник был зафиксирован на известном снимке С.М. Прокудина-Горского (рис. 2).

В 1920 году в Петрозаводске побывал Ф. Каликин, сделавший фотографии Петропавловского собора и составивший краткую опись, упомянув, что храм «в данное время кругом обит железом и окрашен белой краской»15. Исследования и фотографии Ф.А. Каликина стали последним эпизодом в истории натурных обследований Петропавловского собора в Петрозаводске (рис. 3). Через четыре года, в ночь на 30 октября 1924 года, пожар, начавшийся в Воскресенском соборе, перекинулся и на стоявший поблизости Петропавловский собор: «Усилия пожарных ни к чему не привели. Змейками бежит под железной крышей огонь, с грохотом падает шпиль Петропавловского собора.» [8, с. 156-157].

Что касается Петропавловской церкви в Марциальных Водах (рис. 4), то по мнению Н.П. Кутькова, она с самого начала была заложена как памятный храм в ознаменование спасения Петра I в бурных водах Белого моря в 1694 году и Онежского озера в 1702 году [9, с. 162]. В этой связи более точным является ее посвящение именно покровителю царя - св. апостолу Петру, получившему спасение от Христа на Тивериадском озере.

Храм при дворце и близлежащих целебных водных источниках был заложен в 1721-ом и освящен 18 февраля 1722 года в присутствии самого Петра [10, с. 139]. «Церковь при Марциальных водах деревянная, брусяная - с усечёнными, кроме западной стены, углами, расположением крестообразная, с надстроенной над притвором или входом колокольней. Главным строителем и распорядителем работ по постройке Марциальноводской церкви, по словам летописи оной, был полковник Геннин»16. При этом Л.И. Капуста пишет, что «план церкви был предложен царём, строительством руководил ландрат Муравьёв» [11, с. 95]. «В Марциальноводской церкви, как гласит предание, император Пётр 1ый, в бытность его при водах, не только лично присутствовал за отправляемыми богослужениями, но и сам исполнял обязанности псаломщика, читал и пел, и только во время болезни стоял на хорах»17. Тем не менее после смерти царя дворец в Марциальных Водах стал приходить в запустение и к 1780 году был уже разобран. Храм счастливо избежал этой участи, и в первой трети XIX века был дважды - в 1800-ом и в 1829-1832 годы - отремонтирован. Документы из Отдела письменных источников ГИМ свидетельствуют, что в 1800 году Новгородская духовная консистория «просила начальство олонецких заводов поправить церковь сию, пришедшую уже в такую обветшалость и гнилость, что с нуждою можно было в оной литургию отправлять. Тогда директор олонецких заводов Гаскони отпустил из заводских сумм 234 руб. 2 коп., и церковь была починена. После этой починки до 1825 года она находилась без всякой поправки; а сего года положено было по ветхости её и древности возобновить на счёт заводских сумм. составлен план и фасад с полным описанием всех частей, потом церковь разо-

14 РО НА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 140 (О ремонте Петропавловского кафедрального собора в городе Петрозаводске Олонецкой губернии. 1888-1910 гг.). Л. 1.

15 РО НА ИИМК РАН. Ф. 67. Д. 41 (Регистрационные материалы памятников старины Олонецкой губ., Петрозаводского у. Анкеты, рапорта, обмеры и фотографии. 1920 г.). Л. 1-2 об.

16 РО НА ИИМК РАН. Р-3. 4214 (Метрика № 8). Л. 1 об.

17 Там же. Л. 2.

а) б)

Рис. 4. Петропавловская церковь в Марциальных Водах (1721-1722): а) вид с северо-востока. Фото Е.В. Ходаковского. 2022 год; б) вид с юго-востока. Фото А.А. Асоновой. 2022 год

брана, сделан прочный каменный фундамент и на оный вновь из нового леса с употреблением старого годного церковь выстроена в прежнем её фасаде. Строение продолжалось с 1829 по 1832 год»18. Как и собор в Петрозаводске, храм в Марциальных Водах вошёл в описание «петровских пришествий» в Олонецкий край епископа Игнатия (Семёнова), составленное в 1829 году, когда, по его словам, «давно уже три дворца, бывший впоследствии времени купоросный завод и всё здесь опустело, упало, кроме церкви, памятника благочестия Петрова» [4, с. 147]. Освящение церкви епископом Игнатием после ремонта стало символическим событием для новоучреждённой Олонецкой епархии. Тогда «поправки церкви с колокольнею обошлись в 3609 руб. 11% коп., работал мастер Петрозаводского уезда Кузарандского прихода и погоста крестьянин Максим Никитин, под надзором смотрителя Кончезерского завода Александра Адамовича Смита»19.

К середине XIX века церковь в Марциальных Водах наряду с Петропавловским собором в Петрозаводске также становится подлинной «петровской реликвией», сведения о ней регулярно появляются как в печати [12], так и в клировых ведомостях20. Тем не менее в юбилейный 1872 год «празднование двухсотлетия на Марциальных водах было самое скромное, без видимой торжественности, но поразительное по тому живому чувству о Петре, какое пробуждалось в сознании каждого посетителя; оно вполне гармонировало окружающей природе, пустынной, молчаливой, но величественной в своём вечном, не безжизненном молчании» [13, с. 528]. В отличие от Петропавловского собора в Петрозаводске, подвергшегося серьёзным ремонтным работам к 200-летию царя, церковь в Марциальных Водах упоминается в документах уже после юбилейных торжеств. В 1875 году обсуждался вопрос о передаче исторических предметов, хранящихся в церкви, в музей, устроенный при Олонецком статистическом комитете: «При церкви на Марциальных водах, построенной имп. Петром Великим в числе прочих достопамятностей сохранились следующие: 1) деревянный ковчег с крестом на верху, пять деревянных точёных подсвечников и деревянный резной аналой собственноручной работы Петра I во время лечения Марциальными водами...в Музее находятся уже модели Марциальноводской церкви и церкви Вытегорского погоста, построенных Петром I»21. Далее, 15 марта 1879 года Св. Синод по представлению

Олонецкого епископа Палладия разрешил исправление церкви в Марциальных Водах «без изменения прежнего, как наружного, так и внутреннего, вида оной»22. Ожидаемое положительное решение вопроса было принято «ввиду таковых обстоятельств и самого значения Марциальноводского храма, построенного Великим Преобразователем России Императором Петром !м, и составляющего ныне один из немногих уцелевших памятников Его благочестивого усердия к Св. Церкви Божией.»23. Ремонт проводился под руководством губернского архитектора Полозова24, и уже в октябре 1879 года священник Пётр Мегорский сообщил, что «работы по исправлению упомянутой церкви, производимые с разрешения Святейшего Правительственного Синода на счёт казённой суммы, в настоящее время почти все уже окончены и им необходимо произвесть надлежащее свидетельствование»25. Примечательно, что в отличие от общепринятой практики XIX века, после всех многочисленных поновлений храм так и остался стоять необшитым, а стены его были покрашены охрой26.

Причины запустения объясняются следующим образом: «Самая церковь Петровская передана в ведение Кончезерского причта, имеющего прекрасную каменную церковь на погосте в 8 верстах. Причт в Марциальноводской церкви служит только один раз в год 29 июня - в праздник Св. Апостолов Петра и Павла. В 1879 году произведен был ремонт церкви, но с тех пор она не имеет поддержки, год от году приходит в ветхость. Без сомнения, в близком будущем Марциальноводская церковь может подвергнуться окончательному разрушению, как это случилось с дворцами у целебного источника. С уничтожением же церкви исчезнет [л. 5 об.] и всякая память о благотворных следах Государя, так много и так горячо потрудившегося на пользу нашего края и на благо всего государства»28.

Губернатор Н.В. Протасьев, поддержав инициативу Олонецкого статистического комитета, в своем обращении к министру внутренних дел от себя добавил, что «малейшее промедление в ремонте, намеченном только в самом неотложном виде, может иметь последствием разрушение этого редкого исторического храма»29.

31 марта 1907 года архитектором Маркушевичем была составлена смета на проведение ремонтных работ. Те позиции, которые предусматривал этот документ, позволяют понять,

18 ОПИ ГИМ. Ф. 450. Оп. 1. Д. 697 б (Сборный разнородный материал по истории населения и городов Олонецкого края). Л. 167-167 об.

19 НА РК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 39/444 (Дело с историческими описаниями приходов Пудожского, Петрозаводского уездов, составленные для поручика Генерального штаба Обручева, командированного в 1860 г. в Олонецкую губернию для производства военно-статистических работ. 1861 г). Л. 22 об.

20 НА РК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 16/143 (Ведомости о церквях Петрозаводского и Лодейнопольского уездов за 1854 год. Т. 1. Петрозаводский у.). Л. 24.

21 НА РК. Ф. Р-30. Оп. 3. Д. 16/161 [Копии д/материалов по теме: «Памятники архитектуры КФССР» (Выявлены т. Старогиным А.В.). 1952-1953 гг]. Л. 14.

22 НА РК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 19/15 (О командировании техника для наблюдения за производством работ по исправлению Марциальноводской церкви, построенной императором Петром Великим. 1879 г.). Л. 1.

23 НА РК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 19/15 (О командировании техника для наблюдения за производством работ по исправлению Марциальноводской церкви, построенной императором Петром Великим. 1879 г.). Л. 7.

24 Там же. Л. 18.

25 НА РК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 19/15 (О командировании техника для наблюдения за производством работ по исправлению Марциальноводской церкви, построенной императором Петром Великим. 1879 г.). Л. 25-25 об.

26 РО НА ИИМК РАН. Р-3. 4214 (Метрика № 8.). Л. 2 об.

27 Научный архив КарНЦ. Р. VIII. Оп. 1. Д. 14 (Дело по ремонту храма на Марциальных водах. 1907 г.). Л. 3-4.

28 Там же. Л. 5-5 об.

29 Там же. Л. 5 об. - 6.

каков был характер повреждений и что именно планировалось сделать: [л. 14] «перекрыть крышу с употреблением на нижний ряд старых досок, а на верхний - новых. [л. 14 об.] вырубить в стенах сгнившие венцы и ввести новые с оконопаткой и обтёской бревен с двух сторон. разобрать полы на колокольне без снятия балок. настлать полы из пластин [л. 15] с притёской кромок на колокольне. Подшить чистых потолков взамен сгнивших в алтаре. Исправление лестницы на колокольню, с заменой сгнивших ступеней новыми. [л. 15 об.] .для прибивки стоек, поддерживающих крышу на колокольне. оштукатурить после обивки старой штукатурки постаменты старинных чугунных печей. Сделать 25 саж. труб дымовых снаружи строения. окрасить крышу черлядью на масле по новому дереву [л. 16] окрасить стены церкви снаружи клеевой краской (охрой) погрунтовать и покрыть мелом за 2 раза внутри церкви потолки и стены»30. Работы на сумму в 300 руб. были проведены в 1908 году31.

О том, в каком виде Петропавловская церковь в Марциаль-ных Водах вошла в новый, советский период истории Карелии, можно судить по материалам Ф. Каликина, который направил в Ленинградскую государственную реставрационную мастерскую рапорт о состоянии храма, подробные обмеры, семь фотографий и опросный лист32. Общее состояние церкви Ф. Каликин оценивал как «удовлетворительное, если не считать начавшиеся течи в крыше в нескольких местах, и того, что в колоссально больших окнах в рамах нет 1/3 стекол, вслед чего зимою наметает много снегу и живут птицы»33. Тем не менее, по данным И.М. Мулло, последующие реставрации были осуществлены только в 1949 и 1964 годах [14, с. 37].

С петровской эпохой в Олонецкой губернии прочно ассоциировались и некоторые другие выдающиеся памятники церковной архитектуры, несмотря на отсутствие документальных подтверждений об участии Петра Первого в их строительстве. Например, в 1793 году в прошении причта и прихожан Покровского храма Вытегорского погоста, направленного епископу Архангельскому и Олонецкому Вениамину, освятить «за ветхостию разобранную во имя Покрова Пресвятыя Богородицы церковь с двумя приделами; святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова да святого Великомученика Георгия, и поставленную ныне вновь на каменном фундаменте по прежнему фасаду»34, имя Петра Великого не упоминается. Также и в одном из первых упоминаний Покровского храма в печати в 1857 году, где был опубликован «чертёж этой древней национальной постройки», она никак

не ассоциируется с деяниями царя в Обонежье [15, с. 73]. При этом уже с середины XIX века сооружение Покровской церкви Вытегорского погоста напрямую связывается с пребыванием царя в Вытегорском крае: «Вытегорская Покровская церковь и по наружному своему виду, и по времени построения есть замечательный христианский памятник петровской старины в Вытегорском уезде. Народное предание говорит, что она построена по плану и рисунку Петра I»35. Н.А. Криничная воспроизводит известный рассказ о крестьянине Плотникове, задумавшем воздвигнуть церковь в память о сыне, которого казнил Пётр. Вняв этой просьбе, царь сам начертил рисунок, по которому впоследствии и была воздвигнута эта церковь [16, с. 204-205].

На протяжении XIX века образ «петровской старины» регулярно возникает на страницах архивных документов, связанных с церковным строительством в Олонецкой губернии, в частности Вытегорском уезде. Так, в Верхнем Рубеже на Мариинском канале вопрос о поправке храма уже напрямую связан с задачами по сохранению памятника петровской эпохи. В августе 1811 году главный директор путей сообщения принц Георгий Голштинский сообщал, что церковь «против самого устоя канала существовала ещё со времени самого Государя Императора Петра Великого, и которая ныне найдена мною в самом ветхом положении»36. В 1813 году начальник II округа генерал-майор Леонтьев подтвердил в своём рапорте, что «Рубежская церковь и дом, занимаемый ныне Мариинскою школою, находятся в самом ветхом положении», ввиду чего он признал нужным «под Рубежскую старую церковь подвесть вместо ненадёжных деревянных венцов небольшой каменный фундамент; произвесть обшивку стен досками, устроить новую ограду и произвесть окраску кровли и церкви»37. В 1854 году в Петропавловском погосте Вытегорского уезда к существующей Никольской церкви проектируется в первую очередь колокольня, несмотря на ветхость самого храма, «к сохранению колоколов, составляющих археологическую редкость, ибо по показанию местного священника, некоторые из них жертвованы Императором Петром Великим, и другие, имея надписи на Шведском языке, относятся к эпохе Карла XII и как надо

полагать, захвачены от Шведов во время бывших тогда войн»38.

* * *

Обзор архивных документов и публикаций конца XVIII -начала ХХ века позволяет в деталях реконструировать историю

30 Там же. Л. 14-16.

31 РО НА ИИМК РАН. Ф. 67. Д. 41 (Регистрационные материалы памятников старины Олонецкой губ., Петрозаводского у. Анкеты, рапорта, обмеры и фотографии. 1920 г.). Л. 75.

32 Там же. Л. 56-80.

33 Там же. Л. 56.

34 НА РК. Ф. 25. Оп. 7. Д. 1/8 (По прошению Вытегорского уезда и прихода священника Ивана Стефанова об освящении новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого великомученика Георгия и о выдаче в Покровскую церковь на атлас освященного антиминса. 1793 г.). Л. 1.

35 Научный архив КарНЦ. Р. VIII. Оп. 1. Д. 16 (Сведения о монастырях и церквях Олонецкой губернии за 1840-1843 гг.). Л. 55.

36 РГИА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 180 (О исправлении церкви в с. Рубеже и школы при Мариинском канале. 1812-1813 гг.). Л. 1.

37 Там же. Л. 48-48 об.

38 НА РК. Ф. 3. Оп. 4. Д. 9/4 (Дело об утверждении плана и двух смет на исправление деревянной церкви и постройку новой колокольни в Петропавловском погосте. 1854 г.). Л. 2 об.

бытования выдающихся памятников деревянного зодчества петровского времени в Олонецкой губернии - Петропавловского собора в Петрозаводске и церкви свв. Петра и Павла в Марциальных Водах. Регулярно проводившиеся ремонты и сопровождающая их переписка раскрывают особенности отношения разных поколений к самому феномену «петровской старины» в её исторической достоверности и одновременно -частичной мифологизации. В то же время исследование этого материала показывает эволюцию исторического сознания - от разрозненных путевых заметок конца XVIII века и отдельных краеведческих очерков середины XIX столетия к общему пониманию важности и ответственности задачи по сохранению памятников со стороны как местного духовенства, архитекторов и губернских властей, так и представителей столичного научного сообщества.

Список источников

1. Сорокина, Т.В. Соборы Петрозаводска / Т.В. Сорокина, Д.З. Генделев. - Текст: непосредственный. - Петрозаводск, 1999. - 31 с.

2. Озерецковский, Н. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому / Н. Озерецковский. - Текст: непосредственный

- СПб : Императорская Академия наук, 1792. - 335 с.

3. Петрозаводск. 300 лет истории. Документы и материалы : В 3-х кн. Кн. 2. 1803-1903 / Научн. ред. О.П. Илюха, Н.А. Кораблёв, Д.З. Генделев. - Текст: непосредственный. - Петрозаводск : Карелия, 2001. - 399. - С. 269-270.

4. Игнатий (Семенов), еп. Воспоминание о высочайших пришествиях великого государя Петра Первого, коими осчастливлен край, составляющий ныне Олонецкую губернию / Семенов И. - Текст: непосредственный // Олонецкие губернские ведомости. - 1841. - № 25. - С. 124-131; № 26. - С. 136-141; № 27. - С. 144-150.

5. Дашков, В.А. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях / В. Дашков. - Текст: непосредственный - СПб : типография Министерства внутренних дел, 1842,. С. 102-103; 114.

6. Пашков, А.М. Петропавловская церковь в Петрозаводске по описанию 1858 года / А.М. Пашков. - Текст: непосредственный // Народное зодчество : Межвузовский сборник. - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 1999. - С. 169-184.

7. Известия Императорской Археологической комиссии / Текст: непосредственный. - СПб : Главное управление уделов.

- Вып. 39. - 1911. - 205 с. - С. 6-7; Вып. 57. - 1915. - 198 с.

8. Змеевская, М.А. Петропавловский и Воскресенский соборы Петрозаводска в первые годы советской власти / М.А. Змеевская. - Текст: непосредственный // Материалы IV научной конференции, посвящённой 25-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии «Православие в Карелии». 25-26 ноября 2015 г., Петрозаводск - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2016. - С. 156-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кутьков Н.П. Дворцовый комплекс Марциальных Вод. История его развития и разрушения в конце XVIII в. / Н.П. Кутьков. - Текст: непосредственный // Народное зодчество : Межвузовский сборник. - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 1999. - С. 161-168.

10. Материалы Международной научно-практической конференции «Марциальные воды в истории Карелии и России», 12-13 сентября 2019 года, г. Петрозаводск / Текст: непосредственный. - Петрозаводск : Периодика, 2019. - 144 с.

11. Капуста, Л.И. Первый российский курорт Марциальные Воды / Капуста Л.И. - Текст: непосредственный. - Петрозаводск : Периодика, 2019. - 127 с.

12. Кончезерские и Марциальные воды и находящиеся при них древности / Текст: непосредственный // Олонецкие губернские ведомости. - 1841. - № 2. - С. 6-8; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1858 год. - СПб, 1858. - С. 144-145.

13. Празднование двухсотлетия со дня рождения императора Петра Великого на Олонецких Марциальных Водах / Текст: непосредственный // Олонецкие губернские ведомости. - 1872. - № 47.

15. Бобикова,Л.В. Из истории первого российского курорта Марциальные Воды : обзор коллекции аудиовизуальных источников Национального музея Республики Карелия / Л.В. Бобикова. - Текст: непосредственный // Материалы Международной научно-практической конференции «Марциальные воды в истории Карелии и России», 12-13 сентября 2019 года, г. Петрозаводск. - Петрозаводск : Периодика, 2019. - 144 с. - С. 24-39.

16. Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий / Текст: непосредственный. - 1858. - Том XXVII.

17. Криничная, Н.А. Предания Русского Севера / Н.А. Криничная. - Текст: непосредственный. - СПб : Наука, С.-Петербургское отделение, 1991. - 325 с. - С. 204-205.

References

1. Sorokina T.V., Gendelev D.Z. Sobory Petrozavodska [Cathedrals of Petrozavodsk]. Petrozavodsk, National Archives RK Publ., 1999, 31 p. (In Russ.)

2. Ozeretskovskii N. Puteshestvie po ozeram Ladozhskomu i Onezhskomu [Journey through the Lakes of Ladoga and Onega]. St. Petersburg, Imperial Academy of Sciences Publ., 1792, 335 p. (In Russ.)

3. Ilyukha O.P., Korablev N.A., Gendelev D.Z. (sci.eds.) Petrozavodsk. 300 let istorii. Dokumenty i materialy [300 Years of History. Documents and Materials], in 3 books, book 2 "1803-1903". Petrozavodsk, Kareliya Publ., 2001, pp. 269-270. (In Russ.)

4. Ignatii (Semenov), ep. Vospominanie o vysochaishikh prishestviyakh velikogo gosudarya Petra Pervogo, koimi oschastlivlen krai, sostavlyayushchii nyne Olonetskuyu guberniyu [Recollection of the Highest Comings of the Great Sovereign Peter the Great, with which the Land That Now

Constitutes the OLonets Province is Blessed]. In: Olonetskie gubernskie vedomosti [Olonets Provincial Sheets], 1841, no. 25. S. 124-131; no. 26. S. 136-141; no. 27. S. 144-150. (In Russ.)

5. Dashkov V.A. Opisanie Olonetskoi gubernii v istoricheskom, statisticheskom i etnograficheskom otnosheniyakh [Description of the OLonets province in historical, statistical and ethnographic terms]. St. Petersburg, printing house of the Ministry of Internal Affairs Publ., 1842, pp. 102-103; 114. (In Russ.)

6. Pashkov A.M. Petropavlovskaya tserkov' v Petrozavodske po opisaniyu 1858 goda [Peter and Paul Church in Petrozavodsk according to the Description of 1858]. In: Mezhvuzovskii sbornik «Narodnoe zodchestvo» [Interuniversity collection "Folk Architecture"]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1999, pp. 169-184. (In Russ.)

7. Izvestiya Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissi [News of the Imperial Archaeological Commission]. St. Petersburg: Main department of appanages Publ., Iss. 39, 1911, 205 p., pp. 6-7.; Iss. 57, 1915, 198 p. (In Russ.)

8. Zmeevskaya M.A. Petropavlovskii i Voskresenskii sobory Petrozavodska v pervye gody sovetskoi vlasti [The Church of stt. Peter and Paul and the Church of the Resurrection of Petrozavodsk in the First Years of Soviet Power]. In: Materialy IV nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu vozrozhdeniya Petrozavodskoi i Karel'skoi eparkhii «Pravoslavie v Karelii» [Proceedings of the IV Scientific Conference Dedicated to the 25th Anniversary of the Revival of the Petrozavodsk and Karelian Diocese "Orthodoxyin Karelia"], November 25-26, 2015, Petrozavodsk]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ.,2016, pp. 156-157. (In Russ., abstr. in Engl.)

9. Kut'kov N. P. Dvortsovyi kompleks Martsial'nykh Vod. Istoriya ego razvitiya i razrusheniya v kontse XVIII v. [Palace complex of Marcial Waters. The History of its Development and Destruction at the End of the XVIII Century]. In: Mezhvuzovskii sbornik «Narodnoe zodchestvo» [Interuniversity collection "Folk Architecture"]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1999, pp. 161-168. (In Russ.)

10. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Martsial'nye vody v istorii Karelii i Rossii»

[Materials of the International scientific and practical conference "Marcial Waters in the History of Karelia and Russia"], September 12-13, 2019, Petrozavodsk. Petrozavodsk, Periodika Publ., 2019, 144 p. (In Russ., abstr. in Engl.)

11. Kapusta L.I. Pervyi rossiiskii kurort Martsial'nye Vody [The First Russian Resort Marcial Waters]. Petrozavodsk, Periodika Publ., 2019, 127 p. (In Russ.)

12. Konchezerskie i Martsial'nye vody i nakhodyashchiesya pri nikh drevnosti [Konchezero and Marcial Waters and Antiquities Located near Them]. In: Olonetskie gubernskie vedomosti [Olonets Provincial Sheets], 1841, no. 2, pp. 6-8 (In Russ.); Pamyatnaya knizhka Olonetskoi gubernii na 1858 god [Commemorative Book of the Olonets Province for 1858]. St. Petersburg, 1858, pp. 144-145. (In Russ.)

13. Prazdnovanie dvukhsotletiya so dnya rozhdeniya imperatora Petra Velikogo na Olonetskikh Martsial'nykh Vodakh [Celebration of the Bicentenary of the Birth of Emperor Peter the Great on the Olonets Martial Waters]. In: Olonetskie gubernskie vedomosti [Olonets Provincial Sheets], 1872, no. 47. (In Russ.)

15. Bobikova L.V. Iz istorii pervogo rossiiskogo kurorta Martsial'nye Vody: obzor kollektsii audiovizual'nykh istochnikov Natsional'nogo muzeya Respubliki Kareliya [From the History of the First Russian Resort Marcial Waters: a Review of the Collection of Audiovisual Sources of the National Museum of the Republic of Karelia]. In: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Martsial'nye vody v istorii Karelii i Rossii» [Proceedings of the International scientific and practical conference "Marcial Waters in the History of Karelia and Russia"], September 12-13, 2019, Petrozavodsk. Periodika Publ., 2019, 144 p., pp. 24-39. (In Russ., abstr.in Engl.)

16. Zhurnal Glavnogo upravleniya putei soobshcheniya i publichnykh zdanii [Journal of the Main Directorate of Railways and Public Buildings], 1858, Vol. XXVII. (In Russ.)

17. Krinichnaya N.A. Predaniya Russkogo Severa [Traditions of the Russian North]. St. Petersburg, Nauka, St. Petersburg department Publ., 1991, pp. 204-205. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.