УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University
Т. 43, № 6. С. 41-52
Научная статья
DOI: 10.15393/uchz.art.2021.655 УДК 398.1
2021
Литературоведение
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА УРВАНЦЕВА
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института филологии Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) ОПС1П 0000-0002-7230-4834; [email protected]
ПРЕДАНИЯ О ПЕТРЕ I В ГАЗЕТЕ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
Аннотация. Реформаторская деятельность Петра I, неоднократно посещавшего Олонецкую губернию, оставила глубокий след в народной исторической прозе. В статье предпринята попытка систематизировать сведения об исторических преданиях о Петре I, опубликованных на страницах петрозаводской газеты XIX - начала XX века «Олонецкие губернские ведомости». Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью преданий о Петре I, опубликованных в неофициальной части местного периодического издания. Выявлено 86 преданий, напечатанных в период с 1838 по 1905 год. Основное число записей составляют сюжетные и несюжетные рассказы бытового характера. Представлена роль сотрудников и корреспондентов «Олонецких губернских ведомостей», членов Олонецкого губернского статистического комитета, которые собирали сведения о пребывании Петра I в Олонецком крае, установлены связи публикаций об императоре со знаменательными датами. В преданиях о Петре I сохранились как оригинальные, так и традиционные черты, сложившиеся у этого жанра за всю историю его бытования. Рассмотрен комплекс мотивов, сюжетов и их вариантов, а также функции, связанные с этим историческим лицом. Отдельно анализируется фольклорный образ Петра I в преданиях, выделяются основные типы (функции) персонажа, отмечаются его мифологические и сказочные черты. Дана характеристика самому крупному циклу Вытегорских преданий о Петре I. В приложении предлагается сводная таблица всех текстов о Петре I, опубликованных в газете «Олонецкие губернские ведомости».
Ключевые слова: Петр I, фольклор, предания, периодическая печать, «Олонецкие губернские ведомости», Олонецкая губерния
Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-09-42034 «Петр Великий и его эпоха в исторической памяти народов Карелии».
Для цитирования: Урванцева Н. Г. Предания о Петре I в газете «Олонецкие губерские ведомости» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Т. 43, № 6. С. 41-52. БО! 10.15393/ uchz.art.2021.655
ВВЕДЕНИЕ
Предания - один из древних жанров устного народного творчества. По словам Н. А. Кринич-ной, они являются «едва ли не единственным из эпических жанров, который сопутствует человечеству на протяжении всего его развития» [11: 4]. Вслед за К. В. Чистовым под преданием в статье понимается повествование о реальных (в разной степени) исторических событиях и лицах далекого или недавнего прошлого1. Народные предания до 1830-х годов исследовались только историками в связи с обсуждением произведений этого жанра как исторического источника, интерес был обусловлен содержащимся в них конкретным историко-этнографическим материалом. В 30-е годы XIX века повышается интерес
© Урванцева Н. Г., 2021
к памятникам народного творчества не только среди отдельных представителей литературной и общественной мысли, но и самых широких слоев населения. В это время расширяется географический охват фольклора, начинается публикация преданий в периодической печати, растет количество любителей «живой старины».
Историческая память народа сохранила многочисленные предания о Петре I. Они привлекали внимание фольклористов, краеведов, путешественников, преподавателей, священнослужителей, исследователей еще задолго до систематического изучения этого жанра несказочной прозы. Предания о первом русском императоре исследовали Д. Березкин2, Н. Виноградов3, В. Ф. Миллер4, В. И. Стражев5, Д. Д. Аброси-
мова [1], [2], В. Г. Базанов [4], [5], С. Б. Егоров [7], Т. В. Иванова [8], Н. А. Криничная [11], [12], Ю. Н. Попова [14], В. К. Соколова [16], Н. Г. Урванцева [19].
СОБИРАНИЕ ПРЕДАНИЙ О ПЕТРЕ I КОРРЕСПОНДЕНТАМИ И ИХ ПУБЛИКАЦИЯ В ГАЗЕТЕ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
Издание «Олонецких губернских ведомостей» (1838-1917) (далее «ОГВ») осуществлялось в рамках создания системы провинциальной официальной прессы. Их структура и содержание были строго регламентированы правительственной программой. Они имели официальную и неофициальную части (первоначально «Прибавления к "ОГВ"»). С первого года издания начинается публикация исторических, географических, археологических, фольклорных, этнографических и других материалов на страницах неофициальной части «ОГВ». Большая заслуга в этом принадлежит С. А. Раевскому, другу М. Ю. Лермонтова, который за распространение стихотворения «На смерть поэта» с 1837 по 1839 год находился в ссылке в Петрозаводске. С. А. Раевский был назначен чиновником особых поручений при губернаторе В. А. Дашкове, участвовал в создании и редактировании первой губернской газеты в Карелии. Именно он начал планомерную и систематическую работу по изучению местного фольклора. На страницах «ОГВ» С. А. Раевский пропагандировал необходимость развития краеведения, изучения экономики, истории, культуры и быта. Особую роль в преобразовании Олонецкого края редактор отводил императору Петру I. В статье «О предмете и цели издания прибавлений к "ОГВ"», опубликованной 4 июня 1838 года (№ 22), он призывал читателей «записать рассказы старожилов о Петре Великом, о местах его пребывания <...>»6, потому что, по его словам, реформаторская деятельность императора в Олонецкой губернии не была описана.
Одним из многочисленных фольклорных жанров, который встречается на страницах «ОГВ», являются предания. Среди всех публикаций можно выделить циклы преданий о первопоселенцах, топонимические предания, предания о чуди, панах, кладах, разбойниках, борьбе с внешними врагами. Центральной фигурой устных рассказов стал Петр I, образ которого сохранился в исторической памяти народа.
В 1838-1905 годах в газете «ОГВ» напечатано 86 преданий о Петре I. В период с 1838 по 1871 год было опубликовано 16 преданий. Основной корпус публикаций приходится на следующие 33 года - с 1872 по 1905-й (70 преданий). Наибольшее количество публикаций было сделано в 1872-1873 (11 преданий) и 1902-1903 годах (13 преданий). В этот период происходили юбилейные события, инициировавшие всплеск записей народной исторической прозы и перепечаток об императоре. В 1872 году праздновалось 200 лет со дня рождения Петра I. Для планомерного сбора материалов об императоре в «ОГВ» появилась новая рубрика «Материалы для истории и этнографии в Олонецком крае. Народные предания и рассказы о Петре Великом». 30 мая 1872 года в Петрозаводске был заложен памятник императору. 29 июня 1873 года на главном городском празднике - Петрове дне - петрозаводчане отмечали 100-летие со дня закладки Александровского завода и 170-летие со дня основания Петровского завода. В этот же день состоялось торжественное открытие памятника императору Петру I. В 1902 году исполнилось 200 лет Осударевой дороге, а 1 сентября 1903 года - 200 лет Шуйскому оружейному заводу.
Предания и легенды публиковались в газете «не как произведения устной прозы, а как информативные сообщения, имеющие в глазах ученых серьезное значение для изучения истории и археологии той или иной местности» [9: 9]. Со временем они начинают функционировать как «устная хроника одного селения или группы селений, исторически сложившегося региона, объединенного общностью социально-экономических и культурных условий развития» [12: 10]. Предания записывались во время путешествий (путевые очерки), при описании городов, приходов и сел. Собиранием народной словесности занимались постоянные корреспонденты газеты - представители местной интеллигенции, интересовавшиеся историей, бытом, обычаями и фольклором в своих приходах и уездах. Народные рассказы о Петре I были записаны сотрудниками газеты (С. А. Раевский, П. Минорский, А. А. Ласточкин, А. И. Иванов), этнографами (Е. В. Барсов,
B. Н. Майнов), краеведами (К. М. Петров), преподавателями (П. Трошков, А. Георгиевский, М. Георгиевский, А. П. Некрасов, А. М. Солныш-кова), писателями (Е. М. Прилежаев), священниками (А. Надеждин, П. И. Певин, П. Ильинский,
C. Партанский) и чиновниками (Г. Родин). Мно-
гие публикации анонимны или подписаны инициалами (Л-н, С-л-в, Г., Г. К., С. П., К.).
СОБИРАНИЕ ПРЕДАНИЙ О ПЕТРЕ I ОЛОНЕЦКИМ ГУБЕРНСКИМ СТАТИСТИЧЕСКИМ КОМИТЕТОМ И ИХ ПУБЛИКАЦИЯ В ГАЗЕТЕ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
В 1835 году был создан Олонецкий губернский статистический комитет (далее ОГСК). Секретари этого ведомства работали редакторами неофициальной части «ОГВ». Известный фольклорист, бывший сотрудник статистического комитета Е. В. Барсов прислал на имя председателя ОГСК, олонецкого губернатора Г. Г. Григорьева «Народный рассказ о поездке Петра I в Соловки» с предисловием:
«Было бы всего драгоценнее, если бы комитет собрал все предания о Петре, сохранившиеся в живой памяти народа, по которым возможно было бы воспроизвести, как этот великий гений отразился в народном сознании и в каких нравственных чертах рисуется его образ. Таких преданий я слыхал немало, и это доказывает, что Петр жив и поныне в памяти олонецкого народа»7.
ОГСК обратился в газете к любителям «живой старины» с просьбой «о сообщении народных преданий комитету о пребывании Петра Великого в здешнем крае и о царственных трудах его к развитию благосостояния нашей родины»8. Очень часто краеведческие и фольклорно-этнографиче-ские материалы о Петре I сначала публиковались в газете, а затем перепечатывались в изданиях статистического комитета - «Памятных книжках Олонецкой губернии», «Олонецких сборниках» и издавались отдельными изданиями.
Редактор «ОГВ», секретарь ОГСК, краевед А. И. Иванов призывал читателей присылать свои наблюдения и фольклорно-этнографические материалы об Олонецком крае. Он обращал особое внимание на собирание устных рассказов о Петре Великом9. 23 декабря 1871 года на общем собрание ОГСК к 200-летию со дня рождения Петра I председатель статистического комитета Г. Г. Григорьев поручил А. И. Иванову составить историческую записку о пребывании императора в Олонецкой губернии по составленному плану. Для сбора и проверки статистических и исторических материалов были выбраны 25 действительных членов ОГСК10. В 1872 году в «ОГВ» напечатан исторический очерк А. И. Иванова «Император Петр Великий и деятельность его на Олонце»11, вышедший затем отдельным изданием в Олонецкой губернской типографии12. В нем содержатся два популярных предания об императоре: о Воротном острове13 и о воровстве у Петра I камзола14. 29 июня 1873 года
на Петровской площади во время народных гуляний в честь открытия памятника императору Петру I раздавали брошюру А. И. Иванова15. В 1879 году краевед опубликовал предание о Петре I и Екатерине в Пернаволоке16.
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПРЕДАНИЙ О ПЕТРЕ I В ГАЗЕТЕ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
Тексты преданий о Петре I, опубликованные в «ОГВ», относятся к разным циклам: «Предания о заселении и освоении края», «Предания о силачах (богатырях)», «Предания о борьбе с внешними врагами» (всего 6 текстов). В цикл «Предания об исторических лицах» вошло 80 текстов. Некоторые из них построены на основе бродячих сюжетов, ставших популярными в народном репертуаре и записанных в нескольких вариантах: кумовство царя со своими подданными (сюжет «Петр I - кум», № 366-36817), украденный царский кафтан (сюжеты «Царский камзол», № 348, «Петр I и вытегоры», № 369), создание чертежа предполагаемого строительного объекта, которое приписывается историческому лицу (сюжет «Петр I и Вытегорская Покровская церковь», № 383). Самыми популярными сюжетами в «ОГВ» стали «Предсказание Фаддея Блаженного Петру I» (1 вариант, 6 текстов), «Петр I -кум» (3 варианта, 6 текстов), «Остров Воротный» (1 вариант, 8 текстов) и Вытегорский цикл (5 сюжетов, 1 вариант, 12 текстов).
В 1838 году С. А. Раевский опубликовал первое предание о Петре I. Во втором «Прибавлении» к «ОГВ» был напечатан народный рассказ о серебряной чарке18, подаренной императором крестьянину из Святозера после крещения новорожденного. В разных вариантах оно неоднократно перепечатывалось в газете, воспроизводилось в «Памятных книжках Олонецкой губернии» и в трудах дореволюционных краеведов. Из исторических источников известно, что император не раз становился крестным детей крестьян, солдат и дворовых. Повествование о реальном факте ложится на «канву» традиционного мотива царя - крестьянского кума и принадлежит к бродячему сюжету, встречающемуся в русском, словацком и польском фольклоре19. Это предание построено по традиционной схеме, когда Петр входит в крестьянскую избу, узнает о новорожденном, ищет куму, крестит ребенка, пьет из серебряной чарки (фляжки) водку или анисовку, потчует куму, роженицу, новокрещеного младенца, дарит чарку (стаканчик, подарки).
Сюжеты преданий являются частью не только локальной, но и «"большой" истории и приобретают общегосударственное значение» [12: 10]. Важным историческим событием, решающим судьбу России, стала Северная война (1700-1721). В «ОГВ» опубликованы предания о походе императора в 1702 году из Архангельска в Повенец по Осударевой дороге, которая была проложена Петром I от селения Нюхча до Повенца за 10 дней. Жители Карельского Поморья приняли непосредственное участие в ее строительстве. По словам Я. Г. Светаева,
«переход этот представляется нам чем-то сказочным, если мы вспомним, что пришлось идти по таким лесным зарослям, топям и болотам, переправляться по рекам и озерам, где, может быть, и нога человеческая до тех пор не ступала. Но энергия Петра не знала препятствий»20.
В народной памяти сохранились мемораты, как при постройке дороги монарх общался с крестьянами, угощал их анисовкой из своей фляжки, крестил новорожденных, дарил за услуги личные вещи (кафтан, камзол, шапку и т. д.) и деньги. В преданиях отразился дух Петровской эпохи: «раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне»21.
Со строительством Осударевой дороги и с именем Петра I связаны топонимические предания об острове Воротном (около Повенца)22, горе Беседной (около Вытегры)23, пороге Лисья (или Лысая) голова на реке Свирь24, Царской луде25. Отдельная группа преданий рассказывает о местах пребывания императора в Лодейном Поле26, Олонце27, на Соловецких островах28, Кон-чезерских Марциальных водах29, Пудожской горе в Повенецком уезде30 и др. Появление императора в конкретной местности изменяет ее положительным образом: появляется Петровская слобода, железоделательные заводы, судостроительные верфи, Мариинский канал, Осударева дорога, на почтовой Повенецо-Сумской дороге возник Петровский Ям. Местным жителям Петр I дает новые фамилии (Колпаков, Обрядин) и прозвища (Лысая голова, вытегоры-воры, камзольники). В память о пребывании монарха местные жители строят памятник в Лодейном Поле, закладывают часовню на Беседной горке около города Вытегры31, ставят крест в Петровском Яме32. С посещением Петра I местные жители связывают строительство церквей. Так, согласно преданиям, по плану и рисунку Петра I построили церковь на острове Кижи33 и Вытегорскую Покровскую церковь34.
ОБРАЗ ПЕТРА I В ПРЕДАНИЯХ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ГАЗЕТЕ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»
Особый интерес представляют устные народные воспоминания, в которых приводятся сведения очевидцев или других лиц об императоре. Крестьяне, солдаты, строители Осударевой дороги выражали «некую характерную для их среды - социально-культурной, профессиональной, локальной - точку зрения» [19: 11]. В образе Петра I сочетаются реальные и фантастические, подлинные и вымышленные черты. Многие информанты сохраняют подробности описаний, которые передавались из поколения в поколение. Скорее всего, большую роль здесь
«сыграло бережное отношение к памяти Петра I, которого на Севере долго продолжали считать "своим" царем, понимавшим народ, не гнушавшимся выполнять черную работу и справлявшимся с любым делом» [13: 104].
При создании устных рассказов рассказчики идеализировали царя. Простые люди вспоминают, что «в частной жизни своей Петр Великий был во всем образец строжайшего самоотвержения и умеренности»35.
«Дорожный наряд государя был незатейлив: летом мундирная пара, плащ, несколько белья и для прислуги денщик или два; зимой прибавлялась шуба, шапка и теплые сапоги. Обед монарха был готов везде, потому что он употреблял всякую пищу; кухня за ним никогда не тащилась»36.
В художественном сознании простых людей на основании личных или чужих наблюдений создается представление о трудолюбивом царе-работнике. Монарха вспоминают как «великого труженика», для которого «не было низкой работы, он готов был делать все»37.
«До полудня великий царь уже наработался дома, в Сенате, в Адмиралтействе, везде пребывал, все пересмотрел, всех выслушал, все поприделал, пообедал и отдыхал часок до новых трудов. Когда царь оканчивал работу в Сенате и возвращался во дворец, к нему смело мог идти всякий: и богатый, и бедный, и вельможа, и простой мужик. Всех он равно по-отечески принимал, всех выслушивал и тут же давал решение»38.
В меморатах Петр I выступает как «герой-действователь» (Ю. М. Лотман): он выдергивал зубы, лечил крестьян, разделял с ними самый низкий труд, помогал, учил, вразумлял, с каждым делил горе и радость.
«Царь Петр между своими подданными был истинный отец в большом семействе: у одного крестил да давал по целковому на зубок и поцелуй в голову матери, с другими пировал на их домашних праздниках, у этого ходил за гробом и не боялся ни чем таким уронить до-стоинство»39.
В преданиях император показан как обычный человек со своими плюсами и минусами: он забывает прочитать молитву святому в Мар-циальных водах40, забывает привезти подарок крестнице в Святозеро41, повинуется природным стихиям42.
Образ царя раскрывается во взаимоотношениях с крестьянами, солдатами, плотниками, кузнецами, горшечниками, воеводами, священниками, разбойниками, блаженными и др. Встреча с подданными заканчивается кумовством, вручением царской награды, восстановлением правды и справедливости, наказанием обидчика, проявлением заботы или кардинально меняет их жизнь. Так, олонецкий воевода становится прокурором в Адмиралтейской коллегии в Петербурге43, священник Окулин из села Ме-грецкое - членом высшей духовной коллегии44; жителям Лодейного Поля государь дал обельную грамоту, освобождавшую их от податей45; сын богатого крестьянина Плотникова, выразивший свое непочтение к монарху, казнен46.
В преданиях сохранился образ царя-богатыря, защитника Русской земли. К числу единичных текстов, опубликованных в «ОГВ», относится рассказ о встрече Петра I со «свейским царем» на Ладожском озере и победе над шведами в 1703 году, записанный от известного сказителя И. А. Касьянова из деревни Космозеро Великогубской волости Петрозаводского уезда. В его репертуаре были былины, исторические песни, баллады, заговоры, предания, духовные стихи и сказки. Предание о Петре I является плодом творчества самого сказителя, в нем И. А. Касьянов использует былинные и песенные формулы. Оно «отличается от массы преданий как содержанием и образами, так и вычурным, псевдонародным стилем» [16: 67]. В «былинно-сказочных образах» (В. Г. Базанов) изображается, как враги гибнут не в результате военных действий, а «от ветра-сивера да валов рассыпчатых». В предании военная функция исторического героя находится в синкретическом единстве с магической.
«<...> Взял царь отвязал от ремня золотой рожок, протрубил на все стороны громким голосом, разносился голос по морям далеким, по водам зеленым. Становилась вдруг темень Божия, собирались ветры в тучу густую, расходились воды ярые, расходились воды ярые - вал вала подталкивает, гребни ветры им подтягивают. Налетел ветер, посрывал покровы алые, побросал платье по морю, а тут нагнала их вода ярая -вал живой горой идет, тянется, белым гребнем отливается. Подошел тут первый вал, приподнял стоймя лодки свейские, а второй вал понакренил их, а третий - уж тут как тут был - захлестнул на век начальников. Расступилась вода надвое, ушли камнем в топь глубокую
души грешные, некрещеные. С той поры давней на Ладожском по кажинный год на том месте тонет человек -душа крещеная: собирают то силу утопшие на войну с Петром царем»47.
Образ Петра I тесно связан с водной стихией. В преданиях император показан плывущим по воде на яхте, корабле, ладье или путешествующим к Марциальным водам. Вода в народном представлении - это среда, естественная для основателя русского флота. В рассказе о поездке Петра I по Ладожскому озеру император усмиряет «сердитое море».
«- Ай же ты, мать - сыра земля, - закричал царь, -не колебайся; не смотри глупо на Ладожское озеро.
Того часу приказал поднять кнут и порешил наказать сердитое море. Место, где изволил наказать своима цар-скима руками, звали Сухая луда, а с тех пор называется Царская луда. После того Ладожское стало смирнее и тишину имеет, как и прочие озера <.. .>»48.
Сказочные элементы появляются и в предании, записанном этнографом В. Н. Майновым, когда государь разгневался на Ладогу,
«что она не пущает дальше погодами, не стерпел, вышел на берег и высек Ладогу плетью - и стала Ладога смиряться, и поветер подул, с ним, видно, и озеро-то спорить не осиливалось»49.
ВЫТЕГОРСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПЕТРЕ I
Одним из популярных стал корпус вытегор-ских преданий о Петре I, в который входят тексты о похищении вытегорами у царя камзола, дарении его юродивому Грише, фамилии Об-рядин, Беседной горке, строительстве Мариин-ской системы и Покровской церкви в селе Вы-тегорский погост. В 1711 году во время одного из своих путешествий из Петербурга в Архангельск, проезжая Вытегру близ деревни Шестовой, через которую проходил тогда Архангельский почтовый тракт, император был встречен крестьянами Вытегорского погоста и окрестных деревень на небольшой горе. Местные жители рассказали Петру I о сухопутном пути между Бадожскою и Вянгинскою пристанями. Заинтересовавшись крестьянскими рассказами, император поехал на Вянгинскую пристань (ныне город Вытегра). Согласно преданию, после беседы с крестьянами Петру I пришла мысль о соединении реки Волги с Балтийскими водами и о строительстве Мариинского водного пути50. Гора, на которой жители Вытегорского погоста встретили царя и удостоились разговора с ним, стала называться Беседной горкой. В память о встрече с императором была построена деревянная часовня51.
Рассказ о похищении царской одежды относится к группе бытовых сказок о ловком воре
(СУС 1525А «Ловкий вор» [17: 305]), распространенных и популярных в народе, а также к анекдотическим повествованиям о царских особах - Петре I (воровство камзола, кафтана, плаща) и Екатерине II (воровство шубы) [18: 70]. В предании рассказывается история кражи у Петра I камзола на Беседной горке под соснами около часовни во имя Исаакия Далматского (в деревне Шестово, в деревне Вяньги в избе или клети). По одной из версий император отдыхал после обеда, по другой - остановился на Вытегорском погосте для перемены лошадей. Юродивый Гриша52 (вариант - блаженный53) выпросил на память царский камзол, чтобы нашить шапки и повойники. Согласно другой версии, местные жители утаили красный камзол, чтобы сшить из него шапки. Государь выполнил их просьбу и назвал вытегоров «ворами» и «камзольниками». Для воровского промысла использовалась шапка-невидимка, обеспечивающая нужные для ремесла вора способности: невидимость, неуязвимость и неуловимость. Чтобы их получить, эту чудесную шапку нужно украсть (отнять, выменять, завладеть, получить) у банника, домового, лешего или черта54. В ней «можно делать, что угодно, никто не увидит и не узнает»55. Вытегоры не случайно хотят смастерить себе головные уборы. Вспомним известную пословицу: «На воре шапка горит». Так говорят о человеке, совершившем проступок и своим поведением невольно выдавшем себя. Здесь есть намек на неудачное воровство местных жителей.
Кражу во всех преданиях вытегорского цикла, опубликованных в «ОГВ», можно рассматривать как ловкость, озорство, хитроумность. Вор - одновременно и мошенник, и авантюрист, но при этом всегда - человек находчивый, хитрый, ловкий56. Смещение акцента с вороватости на ловкость характерно и для сказочной тради-ции57. Только в одном предании воровство можно расценивать как преступление: камзол украли с корыстным расчетом. Основная цель этих народных рассказов - попытка оправдать прозвище «вытегоры-воры», «камзольники», данное государем и завистливыми соседями.
В другой версии предания рассказывается о ложном воровстве царской одежды. Когда государь почивал,
«один из игравших близ жилья крестьянских мальчиков снял с колышка государев камзол, надел его на себя и, конечно, не без шлейфа, вышел пощеголять в нем перед товарищами. Между тем государь проснулся. Камзола нет как нет. Кинулись искать. Нашли щеголя, сопровождаемого толпою товарищей, привели в чужом камзоле пред лицом великого, который, усмехаясь наивности предстоявших ребятишек и поласкав их,
шутливо сказал: "Ах, вы воры-вытегоры". Предание добавило остальное: "у Петра Великого камзол украли"»58.
Вариант возникновения известного присловья «вытегоры-воры» «не соотносится с фактом реальной кражи, являясь аргументом ошибочности прямого толкования лексемы "вор" внешним окружением»59.
Находчивые «воры-вытегоры» с легкостью выходят из сложившейся ситуации. В народных рассказах наблюдается симпатия по отношению к образу вора, проявляющаяся в представлении его как ловкого и удалого мастера своего дела. При обнаружении пропавшего камзола государь смеется или дарит его. Только в одной версии предания о происхождении фамилии Об-рядин Петр I, не найдя своей одежды, вспылил и приказал наказать похитителей кнутом. Хитрые вытегоры, боясь расправы, надели красный камзол на трехлетнего мальчика и сказали ему отвечать на вопросы: «Обрядил»60. Государь заметил его, стал расспрашивать о камзоле, но ребенок отвечал на все вопросы только слово «обрядил». Государь дал ему фамилию Обрядин61. В другом предании о происхождении фамилии Обрядин:
«Когда государь схватился камзола и стал искать его, то явились старики и сказали: "Надежа Осу-дарь! Мы кафтан-от обрядили на память". Государь, рассмеявшись, сказал: "Будьте же вы, старики, Обряди-ны!". От этого, будто бы, произошла фамилия Обрядин. С этого времени за вытегорами закрепилась нелестная кличка: "Вытегоры - воры", да еще "камзольники"»62.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Газета «ОГВ» является бесценным источником по изучению дореволюционной народной исторической прозы Олонецкой губернии. Редакторы газеты и члены ОГСК организовали собирательскую работу на местах и постоянную публикацию местных преданий о Петре I. В результате этой деятельности на страницах неофициальной части «ОГВ» в период с 1838 по 1905 год было опубликовано 86 преданий об императоре.
Изучение преданий о Петре I показало, что образ императора является наиболее сохранившимся в Карелии, имеющим большое количество сюжетов и вариантов. Отбор традиционных элементов и мотивов местного происхождения, формирующих образ монарха, определяется характером его деятельности. Петр I является активным персонажем, для которого характерна широкая вариативность функций. Устные рассказы о царе не отличаются высокой исторической точностью, но при этом фольклорный образ Петра I изображен именно таким, каким он навсегда запечатлелся в народной памяти.
Приложение
Предания о Петре I в газете «Олонецкие губернские ведомости» (1838-1905 годы)
Appendix
Legends about Peter the Great in The Olonets Province Gazette (1838-1905)
Кол-во Сюжетно-тематические группы Год Номер Страница Всего текстов
1 2 3 4 5 6
I. ПРЕДАНИЯ О ЗАСЕЛЕНИИ И ОСВОЕНИИ КРАЯ
Предания об основании селения одним персонажем
1 Основание Петрозаводска (№ 2, Предания.) 1841 25 131 1
1895 100 4 2
2 Основание Петрозаводска (№ 3, Предания.) 1842 32-33 122 3
II. ПРЕДАНИЯ О СИЛАЧАХ (БОГАТЫРЯХ)
Проявление необычайной физической силы в труде
Маковка из корней (№ 189, Северные.)
1842
32-33
122
III. ПРЕДАНИЯ О БОРЬБЕ С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ
Предания об избавлении от внешних врагов посредством магической силы или свершившегося чуда
1 Петр I и шведский король на Ладожском озере 1872 36 339 5
1903 52 3 6
IV. ПРЕДАНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
1. Предание о царской награде
1 Подарок Петра I (№ 200, Северные.) 1871 74 858 7
2 Петр I и горшечник (№ 342, Предания.) 1872 13 155 8
3 Царский камзол (№ 348, Предания.) 1880 32 424 9
1873 49 576 10
1884 98 989 11
2. Предания о кумовстве царя с подданными
1 Петр I - кум (№ 366, Предания.) 1838 24 22-23 12
2 Петр I - кум (№ 367, Предания.) 1850 8 4 13
1852 39 6 14
1903 53 4 15
3 Петр I - кум (№ 368, Предания.) 1878 71 849 16
1903 23 2 17
3. Предания о похищении у царя кафтана (камзола, плаща)
1 Петр I и вытегоры (№ 369, Предания.) 1864 52 611 18
1873 19 213 19
1884 98 989 20
4. Предания о мудром суде
1 Олонецкий воевода (№ 373, Предания.) 1859 18 81 21
1872 37 409-410 22
1873 86 979 23
1887 85 765 24
1905 16 4 25
2 Осударева дорога. Боярская леность (№ 173, Северные.) 1878 70 838 26
5. Предания о взимании даней, податей, оброков, налогов
1 Юрик - новосел, или дани и подати (№ 375, Предания.) 1868 51 706 27
6. Предания об основании царем селений, храмов, о строительстве водных и сухопутных коммуникаций
1 Основание Лодейного Поля (№ 382, Предания.) 1902 91 3 28
2 Петр I и Вытегорская Покровская церковь (№ 383, Предания.) 1873 19 212-213 29
1887 2 12 30
1890 16 165 31
1895 100 6 32
1
4
Продолжение приложения
1 2 3 4 5 6
3 Петр I и Дьяков (№ 385, Предания...) 1885 2 12 33
4 Петр I и Мариинская система (№ 386, Предания.) 1887 2 12 34
1903 56 3 35
5 Петр I и Ладожский канал (№ 390, Предания.) 1881 14 171 36
6 Петр I и Пудожская гора (№ 391, Предания.) 1888 47 436 37
1896 89 3 38
7 Петр Первый и Преображенская церковь в Кижах (№ 179, Северные.) 1892 93 954 39
1896 89 2 40
8 Открытие Марциальных вод (№ 192, Северные.) 1894 50 5 41
7. Предания о происхождении географических названий, связанных с историческим лицом
1 Остров Воротный (№ 395, Предания.) 1841 11 50 42
1841 25 131 43
1854 6 50 44
1872 48 568 45
1882 38 418 46
1895 100 4 47
1903 24 3 48
1903 56 2 49
2 Петр I и Екатерина в Пертнаволоке (№ 398, Предания.) 1879 44 536 50
1881 19 236 51
3 Поездка Петра I на Соловки (№ 171, Северные.) 1872 8 89 52
4 Лисья голова (№ 206, Северные.) 1872 37 409 53
5 Петр I и Обрядины (№ 400, Предания.) 1880 85 952 54
1885 100 7 55
8. Предания о происхождении фамилий, прозвищ, дразнилок, связанных с историческим лицом
1 Петр I и Обрядины (№ 400, Предания.) 1884 98 989 56
1895 100 7 57
2 Подарок Петра I (№ 200, Северные.) 1871 74 858 58
3 Петр I и Мариинская система (№ 386, Предания.) 1887 2 12 59
1903 56 2 60
4 Лисья голова (№ 206, Северные.) 1872 37 409 61
9. Преодоление историческим лицом прежних религиозных верований и представлений
1 Петр I в Святозере (№ 408, Предания.) 1872 73 842-843 62
1888 17 154 63
1903 56 2 64
2 Петр I и Илья-пророк (№ 410, Предания.) 1841 28 154 65
1878 71 849-850 66
1903 56 2 67
3 Петр I и раскольники (№ 412, Предания.) 1878 71 849 68
4 Олонецкий священник (№ 414, Предания.) 1868 60 800 69
1872 37 409 70
1887 85 705 71
1891 94 958 72
1897 55 2 73
10. Предания о предсказании будущего историческому лицу либо историческим лицом
1 Фаддей Блаженный о будущем Петрозаводска (№ 415, Предания.) 1894 100 10 74
2 Предсказание Фаддея Блаженного Петру I (№ 416, Предания.) 1841 27 148-149 75
Окончание приложения
1 2 3 4 5 6
1844 27 117-118 76
1866 44 847 77
1876 8 86 78
1894 100 10-11 79
1903 52 3 80
11. Предания об оставлении историческим лицом следов своего пребывания в конкретной местности
1 Сваи под железную дорогу (№ 427, Предания.) 1903 24 3 81
12. Предания о гибели исторического лица
1 Конь Петра I (№ 209, Северные.) 1899 39 2-3 82
13. Предания об Осударевой дороге
1 Боярская леность (№ 173, Северные.) 1878 70 838 83
2 Первая мостина (№ 220, Северные.) 1878 70 838 84
1903 23 2 85
3 Переправа перед Пулозером (№ 230, Северные.) 1878 70 838 86
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Чистов К. В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М.: Наука, 1964. 9 с.
2 Березкин Д. Император Петр Великий в народном предании: Очерк. СПб.: Постоян. ком. нар. чтений М. Н. П., [1913]. 47 с.
3 Виноградов Н. Из прошлого Карелии. Петр I в Карелии // Красная Карелия. 1937. 11 окт.
4 Миллер В. Ф. К песням, сказкам и преданиям о Петре Великом // Русский филологический вестник. Варшава: Тип. Варшавского учеб. окр., 1909. Т. 61. Вып. 1. С. 40-50. Отд. оттиск: Миллер В. Ф. К песням, сказкам и преданиям о Петре Великом. [Варшава, 1909]. 11 с.
5 Стражев В. И. Петр Великий в народном предании. Песни и сказки о Петре Великом // Этнографическое обозрение. 1902. № 3. С. 94-121.
6 Р... О предмете и цели издания прибавлений к ОГВ // ОГВ. 1838. № 22. Прибавление 1.
7 Барсов Е. В. Народный рассказ о поездке Петра I в Соловки // ОГВ. 1872. № 8. С. 89.
8 Там же.
9 А. И. О важности народных преданий // ОГВ. 1846. № 14; О предметах, входящих в состав неофициальной части «Олонецких губернских ведомостей» // ОГВ. 1856. № 1. С. 4; Об издании «Олонецких губернских ведомостей» в 1859 году // ОГВ. 1858. № 48. С. 183; О важности изучения Олонецкой губернии // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1858 год: Год третий. СПб.: Изд. ред. Олонец. губ. ведомостей, 1858. С. 81-84.
10 Общее собрание Олонецкого губернского статистического комитета. 23-го дек. 1871 года // ОГВ. 1872. № 2. С. 21-22.
11 Иванов А. И. Император Петр Великий и деятельность его на Олонце: Исторический очерк для народа // ОГВ. 1872. № 61. С. 699-703, № 62. С. 717-719; 1873. № 47. С. 557-559, № 48. С. 567-569, № 49. С. 576-577.
12 Иванов А. И. Император Петр Великий и деятельность его на Олонце: Исторический очерк для народа. Петрозаводск: Губ. тип., 1873. 39 с.
13 Иванов А. И. Император Петр Великий и деятельность его на Олонце: Исторический очерк для народа // ОГВ. 1873. № 48. С. 568.
14 Иванов А. И. Император Петр Великий и деятельность его на Олонце: Исторический очерк для народа // ОГВ. 1873. № 49. С. 576.
15 Петрозаводск. Торжественное открытие памятника императору Петру Великому. 29-го июня 1873 года // ОГВ. 1873. № 51. С. 600.
16 Иванов А. Из Петрозаводска в Кончезеро и к Сунским водопадам // ОГВ. 1879. № 44. С. 536.
17 Здесь и далее нумерация сюжетов дана по изданию: Криничная Н. А. Предания Русского Севера / Отв. ред. Ю. И. Юдин. СПб.: Наука, 1991. С. 278-294. (Далее: Криничная Н. А. Предания.).
18 Раевский С. Серебряная чарка Петра Великого // ОГВ. 1838. № 24. С. 22-23.
19 Криничная Н., Пулькин В. Слова преданий - летопись живая. // Север. 1977. № 8. С. 94; Криничная Н. А. Предания... С. 270.
20 Светаев Я. Г. Пребывание Петра Великого в Олонецком крае // ОГВ. 1903. № 56. С. 2.
21 Криничная Н. А. Когда гранит и летопись безмолвны. // Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. Н. А. Криничной. М.: Современник, 1989. С. 14. (Далее: Легенды. Предания. Бывальщины.).
22 История г. Повенца (Отрывок из историко-статистического описания губернии) // ОГВ. 1841. № 11. С. 50 и др.
23 Петров К. М. Город Вытегра // ОГВ. 1880. № 3. С. 424; Вытегорский погост // ОГВ. 1884. № 98. С. 989.
24 Минорский П. Народные предания и рассказы о Петре Великом // ОГВ. 1872. № 37. С. 409.
25 Барсов Е. В. Народный рассказ о поездке Петра I в Соловки / [Зап. от В. П. Щеголенка] // ОГВ. 1872. № 8. С. 89.
26 Аненнский А. Из поездки по Олонецкому краю. Г. Лодейное Поле. 19 марта // ОГВ. 1902. № 91. С. 3.
27 Олонецкая старина. Из рассказов Нартова о Петре I // ОГВ. 1897. № 55. С. 2.
28 Барсов Е. В. Народный рассказ о поездке Петра I в Соловки... С. 89.
29 Кончезерские и Марциальные воды и находящиеся при них древности // ОГВ. 1841. № 2. С. 6-8.
30 N. Этнографические заметки. Пудожская гора в Повенецком уезде // ОГВ. 1888. № 47. С. 436.
31 Закладка часовни в память Императора Петра Великого на Беседной горе близ города Вытегры // ОГВ. 1880. № 85. С. 952-953; Трошков П. Пребывание Петра Великого в пределах Олонецкой губернии // ОГВ. 1895. № 100. С. 6.
32 Новое поселение на Повенецко-Сумской почтовой дороге - «Петровский Ям» // ОГВ. 1880. № 7. С. 91.
33 Кижи. Этнографические материалы // ОГВ. 1892. № 93. С. 954.
34 Партанский С. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте (краткий очерк) // ОГВ. 1873. № 19. С. 212-213.
35 [Кулжипский]. Воспоминания о Петре Великом (отрывок) // ОГВ. 1843. № 39. С. 134.
36 Олонецкий воевода (Анекдот из времен Петра Великого) // ОГВ. 1859. № 18. С. 81.
37 [Кулжипский]. Воспоминания о Петре Великом (отрывок) // ОГВ. 1843. № 39. С. 135.
38 Там же.
39 [Кулжипский]. Воспоминания о Петре Великом (отрывок) // ОГВ. 1843. № 40. С. 136.
40 Поездка на Кончезерский завод и к Марциальным водам // ОГВ. 1841. № 13. С. 64.
41 Раевский С. Серебряная чарка Петра Великого // ОГВ. 1838. № 24. С. 22-23.
42 О постройке часовни на острове Воротном в Повенецком заливе // ОГВ. 1882. № 38. С. 418.
43 Олонецкий воевода (Анекдот из времен Петра Великого). С. 80-81.
44 Олонецкий священник / Сообщил С. Соловьев // ОГВ. 1872. № 37. С. 409.
45 Аненнский А. Из поездки по Олонецкому краю. Г. Лодейное Поле. С. 3.
46 Партанский С. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте (краткий очерк) // ОГВ. 1873. № 19. С. 212-213.
47 Минорский П. Встреча Петра I со шведами на Ладожском озере // ОГВ. 1872. № 36. С. 339.
48 Барсов Е. В. Народный рассказ о поездке Петра I в Соловки. С. 89.
49 Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб.: Тип. В. Демакова, 1874. С. 15.
50 Светаев Я. Г. Пребывание Петра Великого в Олонецком крае // ОГВ. 1903. № 56. С. 3.
51 Закладка часовни в память императора Петра Великого на Беседной горке близ Вытегры. С. 952-953.
52 Партанский С. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте (краткий очерк). С. 213; Иванов А. И. Император Петр Великий и деятельность его на Олонце: Исторический очерк для народа // ОГВ. 1873. № 49. С. 576; [Петров К. М.] Город Вытегра // ОГВ. 1880. № 32. С. 424.
53 Некрасов А. П. Вытегорский погост // ОГВ. 1884. № 98. С. 989.
54 См. подробнее: Бауэр Т. В. Представления и практики, связанные с воровством в крестьянской культуре (по русским, белорусским и украинским материалам середины XIX - начала XX в.): Дис. . канд. ист. наук. СПб., 2019. С. 86-95.
55 Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып. 2 / Под ред. Н. Харузина. М.: Типография А. Левенсон и К°, 1890. С. 121-122.
56 Ср. диал. воровой - «удалой, бойкий, проворный» (Кулик.)
57 Бауэр Т. В. Представления и практики, связанные с воровством. С. 230.
58 Из Вытегры // ОГВ. 1864. № 52. С. 611.
59 Бауэр Т. В. Представления и практики, связанные с воровством. С. 231.
60 Обрядить - то же, что нарядить. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2000. С. 437.
61 Некрасов А. П. Вытегорский погост. С. 989.
62 Трошков П. Пребывание Петра Великого в пределах Олонецкой губернии // ОГВ. 1895. № 100. С. 6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова Д. Д. Публикации А. Д. Георгиевского: фольклорные материалы в статьях 18991905 гг. // Федосовские чтения: Материалы науч.-практ. краеведческой конф., посвящ. 190-летию со дня рождения И. А. Федосовой (Петрозаводск, 27-28 апреля 2017 г.) / Сост. и науч. ред. А. С. Лызлова. Петрозаводск: Verso, 2017. C. 56-65.
2. А б р о с и м о в а Д . Д . Фольклорные материалы «села Муромля» в записях А. Д. Георгиевского // Краеведческие чтения: Материалы XI науч. конф. (16-17 февраля 2017 г.) / Сост. Н. Ю. Кирикова, В. А. Ягодкина. Петрозаводск, 2017. C. 258-268 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.karelia.ru/files/11753.pdf (дата обращения 04.07.2020).
3. А н и к и н В . П . Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (к общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Русская народная проза / Ред. С. Н. Азбелев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. Т. 13. С. 6-19.
4. Базанов В. Г. Народная словесность Карелии. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1947. 279 с.
5. Базанов В. Г. Петр I в Карелии и народные предания о нем // Базанов В. Г. Карелия в русской литературе и фольклористике XIX века: Очерки. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1955. С. 136-146.
6. Васкул А. И. Литература по русскому фольклору. 1856-1880 гг. // Русский фольклор: Библиографический указатель. 1856-1880 / Сост. А. И. Васкул. СПб.: Нестор-История, 2017. С. 8-21.
7. Егоров С. Б. Предания вепсов о Петре I // Петербургские чтения - 97. Петербург и Россия: Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург - 2003» / [Ред. Ю. В. Кривошеев и др.]. СПб.: Петровский фонд, 1997. С. 127-131.
8. Иванова Т. В. Святозеро в его песнях и преданиях // Фольклористика Карелии / [Науч. ред.: Н. А. Кри-ничная, Э. С. Киуру]. Петрозаводск, 1986. С. 170-187.
9. Иванова Т. Г. Литература по русскому фольклору в 1800-1855 годах // Русский фольклор: Библиографический указатель. 1800-1855 / Сост. Т. Г. Иванова; Под ред. А. А. Горелова. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 7-19.
10. Колесницкая М. М. Русские предания и легенды в публикациях 1860-1870-х годов // Русский фольклор. Русская народная проза / Ред. С. Н. Азбелев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. Т. 13. С. 23-39.
11. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. 192 с.
12. К р и н и ч н а я Н . А . Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры / Отв. ред. В. К. Соколова. Л.: Наука, 1987. 227 с.
13. Н е к р ы л о в а А . Ф . Предания и легенды, отразившие военные события Петровского времени // Русский фольклор. Русская народная проза / Ред. С. Н. Азбелев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. Т. 13. С. 103-110.
14. П о п о в а Ю . Н . Предания как источник для изучения исторической памяти народа (на примере Олонецкой губернии) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 5 (126). С. 36-38.
15. П у т и л о в Б . Н . Петр Великий - фольклорный герой // Петр Великий: предания, легенды, анекдоты, сказки, песни / Сост. Б. Н. Путилов. СПб.: Азбука-классика, 2009. С. 5-16.
16. Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.
17. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославян. сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Ка-башников, Н. В. Новиков. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 437 с.
18. Тихвинский фольклорный архив: Исследования и материалы. Вып. 1 / Предисл. В. В. Головин и др. СПб., 2000. 156 с.
19. Урванцева Н. Г. Образ Петра I в топонимических преданиях о поселке Святозеро Пряжинско-го района Республики Карелия: (по материалам фольклорных экспедиций студентов КГПУ) // Методика полевых работ и архивное хранение фольклорных, этнографических и лингвистических материалов: Материалы науч.-практ. семинара (г. Петрозаводск, 23-24 апреля 2009 г.) / Ред. В. П. Кузнецова. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. С. 68-73.
Поступила в редакцию 06.07.2020; принята к публикации 28.06.2021
Original article
Natalya G. Urvantseva, Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) ORCID 0000-0002-7230-4834; [email protected]
LEGENDS ABOUT PETER THE GREAT IN THE OLONETS PROVINCE GAZETTE
Abstract. Reforms of Peter the Great who repeatedly visited the Olonets Province left a deep imprint on the folk historical prose. The article attempts to systematize information about the historical legends about Peter the Great published on the pages of a Petrozavodsk newspaper The Olonets Province Gazette in the XIX and the early XX centuries. The relevance of the article is due to the insufficient study of the legends about Peter the Great published in the unofficial section of the local periodical. There were revealed 86 legends published from 1838 to 1905. The majority of them are narrative or non-narrative stories about everyday life. The article examines the role of the newspaper's contributors and other employees, as well as the members of the Olonets Province Statistical Committee in collecting information about Peter the Great's stay in the Olonets region, and establishes links between publications about the Emperor and various significant dates. Legends about Peter the Great preserve both original and traditional features that this genre had developed throughout its history. The author examines a set of motifs, plots and their variants, as well as functions associated with this historical person. The article provides a separate analysis of the folklore image of Peter the Great in legends. It identifies the main types (functions) of this character and his mythological and fairy-tale features, and characterizes the largest cycle of Vytegra legends about the Emperor. The appendix to the article contains a summary table of all texts about Peter the Great published in The Olonets Province Gazette.
Keywords: Peter the Great, folklore, legends, periodicals, Olonets Province Gazette, Olonets Province
Acknowledgements. The article was funded by the Russian Foundation for Basic Research as part of the
project No 20-09-42034 "Peter the Great and his epoch in the historical memory of the peoples of Karelia".
For citation: Urvantseva, N. G. Legends about Peter the Great in The Olonets Province Gazette. Proceedings of
Petrozavodsk State University. 2021;43(6):41-52. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.655
REFERENCES
1. Abrosimova, D. D. Publications by A. D. Georgievsky: folklore materials in articles of 1899-1905. Fedosov Readings: Proceedings of the research and practical local lore conferene commemorating the 190th birth anniversary of I. A. Fedosova (Petrozavodsk, April 27-28, 2017). (A. S. Lyzlova, Ed.). Petrozavodsk, 2017. P. 56-65. (In Russ.)
2. Abrosimova, D. D. Folklore materials of the "village of Muromlya" in the records of A. D. Georgievsky. Local Lore Readings: Proceedings of the XI research conference (February 16-17, 2017). (N. Yu. Kirikova, V. A. Yagodkina, Comps.). Petrozavodsk, 2017. C. 258-268. Available at: http://library.karelia.ru/files/11753.pdf (accessed 04.07.2020). (In Russ.)
3. Anikin, V. P. Fiction of non-fairy-tale genres (general formulation of the problem). Russian folklore. Russian folk prose. (S. N. Azbelev, Ed.). Leningrad, 1972. Vol. 13. P. 6-19. (In Russ.)
4. Bazanov, V. G. Folk literature of Karelia. Petrozavodsk, 1947. 279 p. (In Russ.)
5. Bazanov, V. G. Peter the Great in Karelia and folk legends about him. Bazanov V. G. Karelia in Russian literature and folklore studies of the XIX century: Essays. Petrozavodsk, 1955. P. 136-146. (In Russ.)
6. Vaskul, A. I. Literature on Russian folklore. 1856-1880. Russian folklore: Bibliographic index. 1856-1880. (A. I. Vaskul, Comp.). St. Petersburg, 2017. P. 8-21. (In Russ.)
7. Egorov, S. B. Veps legends about Peter the Great. Saint Petersburg Readings - 97. St. Petersburg and Russia: Materials of the Encyclopedic Library "Saint Petersburg - 2003". (Yu. V. Krivosheev et al., Eds.). St. Petersburg, 1997. P. 127-131. (In Russ.)
8. Ivanova, T. V. Svyatozero in its songs and legends. Folklore studies in Karelia. (N. A. Krinichnaya, E. S. Kiuru, Eds.). Petrozavodsk, 1986. P. 170-187. (In Russ.)
9. Ivanova, T. G. Literature on Russian folklore in 1800-1855. Russian folklore: Bibliographic index. 1800-1855 (T. G. Ivanova, Comp.; A. A. Gorelov, Ed.). St. Petersburg, 1996. P. 7-19. (In Russ.)
10. 10. K o le s n i t s k ay a, M. M. Russian legends and stories in the publications of the 1860-1870s. Russian folklore. Russian folk prose. (S. N. Azbelev, Ed.). Leningrad, 1972. Vol. 13. P. 23-39. (In Russ.)
11. Krinichnaya, N. A. Characters of legends: the formation and evolution of image. Leningrad, 1988. 192 p. (In Russ.)
12. Krinichnaya, N. A. Russian folk historical prose: Questions of genesis and structure. (V. K. Sokolova, Ed.). Leningrad, 1987. 227 p. (In Russ.)
13. N e k r y l o v a , A . F . Stories and legends reflecting the military events of the Petrine times. Russian folklore. Russian folk prose. (S. N. Azbelev, Ed.). Leningrad, 1972. Vol. 13. P. 103-110. (In Russ.)
14. P o p o va , Yu . N. Legends as a source for studying the historical memory of the people (the case of the Olonets Province). Proceedings of Petrozavodsk State University. Series: Social Sciences and Humanities. 2012;5(126):36-38. (In Russ.)
15. Putilov, B. N. Peter the Great - a folklore hero. Peter the Great: legends, stories, anecdotes, fairy tales, songs. (B. N. Putilov, Comp.). St. Petersburg, 2009. P. 5-16. (In Russ.)
16. Sokolova, V. K. Russian historical legends. Moscow, 1970. 288 p. (In Russ.)
17. Comparative index of plots: East Slavic fairy tales (L. G. Barag, I. P. Berezovsky, K. P. Kabashnikov, N. V. Novikov, Comps.). Leningrad, 1979. 437 p. (In Russ.)
18. Tikhvin Folklore Archive: Research and materials. Vol. 1 (V. V. Golovin et al., Foreword). St. Petersburg, 2000. 156 p. (In Russ.)
19. Urvantseva, N. G. The image of Peter the Great in the toponymic legends about the village of Svyatozero, Pryazha district of the Republic of Karelia: (based on the materials of the Petrozavodsk State Pedagogical University students' folklore expeditions). Methods of field work and archival storage of folklore, ethnographic and linguistic materials: Proceedings of the research and practice seminar (Petrozavodsk, April 23-24, 2009). (V. P. Kuznetsova, Ed.). Petrozavodsk, 2009. P. 68-73. (In Russ.)
Received: 6 July, 2020; accepted: 28 June, 2021