Научная статья на тему 'Петр Великий и Фаддей блаженный: из истории первых лет существования Петрозаводска'

Петр Великий и Фаддей блаженный: из истории первых лет существования Петрозаводска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
690
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / ФАДДЕЙ БЛАЖЕННЫЙ / Т. В. БАЛАНДИН / ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД / ПЕТРОЗАВОДСК / PETER THE FIRST / FADDEI THE BLESSED / T. V. BALANDIN / PETROVSKY FOUNDRIES / PETROZAVODSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кротов П.А., Пашков А.М., Пигин А.В.

На основе изучения краеведческих сочинений Т. В. Баландина проанализирована информация о Фаддее Блаженном жителе Петровских заводов и современнике Петра I, местночтимом святом Олонецкой и Петрозаводской митрополии, канонизированном в 2000 году. Особое внимание уделяется письму Петра І ландрату Муравьеву 1724 года, в котором содержится распоряжение о судьбе Фаддея Блаженного. Анализ этого источника позволил прояснить детали в истории взаимоотношений царя и петрозаводского святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER THE GREAT AND FADDEI THE BLESSED: FROM THE HISTORY OF PETROZAVODSK PINAFORE STAGE OF EXISTENCE

Based on the research of the local history publications by T. V. Balandin the information on Faddei the Blessed is studied and analyzed. He was a resident of Petrovsky foundries and a contemporary of Peter the Great. In 2000, Faddei the Blessed was canonized as a local saint of Olonets and Petrozavodsk metropole. Special attention is paid to the letter written by Peter the Great in 1724 to the member of the provincial court of justice Mr. Muravjev. It contained a decree on the destiny of Faddei the Blessed. The analysis of the document helped to reveal essencial details on the history of relationships between the Russian Tsar and the Saint of Petrozavodsk.

Текст научной работы на тему «Петр Великий и Фаддей блаженный: из истории первых лет существования Петрозаводска»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 1 (154). С. 7-12 Исторические науки и археология 2016

УДК 93/94

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КРОТОВ

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времен до XX века Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет, академик Академии военно-исторических наук, директор научно-исследовательского центра «Меншиковский институт» (Санкт-Петербург, Российская Федерация) p. krotov @spbu. ru

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ПАШКОВ доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) pashkov@psu. karelia. ru

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ПИГИН доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск, Российская Федерация)

av-pigin @yandex. ru

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ФАДДЕЙ БЛАЖЕННЫЙ: ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПЕТРОЗАВОДСКА

На основе изучения краеведческих сочинений Т. В. Баландина проанализирована информация о Фаддее Блаженном - жителе Петровских заводов и современнике Петра I, местночтимом святом Олонецкой и Петрозаводской митрополии, канонизированном в 2000 году. Особое внимание уделяется письму Петра I ландрату Муравьеву 1724 года, в котором содержится распоряжение о судьбе Фаддея Блаженного. Анализ этого источника позволил прояснить детали в истории взаимоотношений царя и петрозаводского святого.

Ключевые слова: Петр I, Фаддей Блаженный, Т. В. Баландин, Петровский завод, Петрозаводск

В 1703 году в устье реки Лососинки на берегу Онежского озера по распоряжению Петра I был основан Петровский завод (ныне город Петрозаводск). История сохранила имя одного из первых жителей слободы при Петровском заводе - Фаддея Блаженного (Петрозаводского), местночтимо-го святого, канонизированного 26 октября 2000 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в кафедральном Алексан-дро-Невском соборе Петрозаводска архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом (Павловым) (1950-2015).

Личность Фаддея Блаженного привлекала внимание многих историков ХК-ХХ веков, как церковных1, так и светских2. Известный поэт-декабрист Ф. Н. Глинка посвятил ему стихотворение «С железной палкою своей» (конец 1820-х годов) [7: 42]. В конце XX - начале XXI века появился целый ряд публикаций о Фаддее, подготовленных филологом В. В. Ивановым и священником К. Савандером [2: 119-139], [3: 85-96], [11: 150-155], [12: 2]. В храме Александра Невского в Петрозаводске находится современная икона (2002) с изображением св. Фаддея и с эпизодами в клеймах из его жития.

Особое место в историографии Фаддея Блаженного занимают сочинения петрозаводского краеведа Тихона Васильевича Баландина (около

© Кротов П. А., Пашков А. М., Питан А. В., 2016

1748-1830), впервые запечатлевшего народные предания о святом. Уроженец Петровской слободы, выходец из купеческой семьи, талантливый самоучка, Баландин по праву может считаться первым петрозаводским писателем и просветителем (см. о нем: [6: 122-130], [7: 14-50], [8: 88-110], [9: 16-19], [10: 87-129]). В детские годы Баландина память об основании Петровского завода и о приездах туда Петра I (царь посетил Петровский завод не менее семи раз в 1719-1724 годах) еще была жива среди местных жителей. Любознательный мальчик стал записывать рассказы «дружелюбных, древних, почтенных» «старцев», собиравшихся в доме его деда и отца, о Петре I, о Петровском заводе и о встречах императора с местным юродивым Фаддеем. К началу XIX века Баландин сформировался как историк-краевед, чему способствовали как впечатления детства и юности, начитанность, широкий кругозор, опыт преподавания в школе, так и успехи просветительской историографии последней четверти XVIII века. В 1808 году он поступил на службу в канцелярию Олонецких заводов и через несколько лет, в 1814 году, «с позволения и приказания» заводского начальства (А. В. Армстронга), завершил свое основное сочинение «Петрозаводские северные вечерние беседы», посвященное истории Петровского за-

вода (в «дополнении» также рассказывается об истории Александровского завода). Сочинение сохранилось в автографе Баландина (БАН, основное собрание, 1.3.37) и было опубликовано3. Именно здесь, в главах («вечерах») 26, 28 и 29, Баландин впервые изложил народные предания о св. Фаддее.

Основная информация о Фаддее Блаженном, содержащаяся в этом сочинении, заключается в следующем: Фаддей являлся одним из первых обитателей слободы при Петровском заводе; он был знаком с Петром I (знакомство произошло в 1719 году) и общался с ним во время приездов последнего на Петровские заводы, получив от царя разрешение посещать его дворец; в народной памяти Фаддей сохранился как «прозорливец», человек, способный предвидеть будущее; сделанное Фаддеем в 1724 году предсказание о скорой смерти Петра I вызвало гнев царя, блаженный был взят под «частный присмотр», но на смертном одре царь вспомнил о нем, приказал его освободить и заботиться о нем до его смерти. Кроме того, Фаддей предрек запустение Петровского завода и строительство на его месте в будущем Александровского завода.

История взаимоотношений Петра I и св. Фаддея на основе баландинских «Бесед» уже была изложена и проанализирована В. В. Ивановым [3: 85-96], что избавляет нас от необходимости подробно пересказывать и цитировать источник. Однако рассказ 29-й главы о последней встрече царя и блаженного, во время которой прозвучало пророчество о скорой смерти Петра I, позволим себе привести целиком, поскольку этот эпизод представляет для нас особый интерес.

«Во все же Его величества бывшие пребывания и присутствия на Петровских заводах, имел почтенно-уважаемого блаженного старца Фаддея в виду и пользовался его беседами с удовольствием. И когда уже сближалось время Монарху отправиться в Петербург, то между прочим в окончании разговоров заключил Государь: "Почтенный и блаженный старец Фаддей, прощай! И в молитвах своих воспоминай и на путь наш благослови". При сих словах тронутый старец Монаршими благоснисходительными милостивыми словами и предчувствиями, что уже он в последний раз видит отца отечества - рек в утопающих слезах: "Господь Бог благословит вхождение и исхождение Вашего величества со всею Вашею свитою отныне и до века. Аминь". Наконец, при печальном унынии глубокого молчания и в пролиянии утопающих слез, дополнил сими словами: "Надежа Государь! Вы уже здесь в последний раз оставляете Петровские заводы и нас пользоваться Вашим присутствием и всеми отеческими милостями и более уже к нам не возвратитесь". И еще рек: "Не бывать, Надежа Государь, не бывать"!

Почему таков благословляющий и предвещающий старец, яко за излишество сказанных неприятных предсказаний, был по повелению Его величества содержим под частным присмотром, до оправдающего события, или за излишество слов восприять мзду жребия своего. Сей муж заключения своего стражу почитал пустынным удовольствием и тихим убежищем к спасению своему и в сем огражденном и охраняемом пристанище непрестанные воссылал Господу Богу горячайшие молитвы духом и истиною. <... >

И будучи при толико важных спасительных и благополучных преобразованиях и упражнениях, Великий Монарх, по власти вседержавного всех Царя и Бога, объят был тяжкою и жестокою болезнию, предвещающею к усовершению предвещаннаго достоблаженным старцем Фаддеем события к пресечению его дражайшей жизни. Почему Великий Монарх вспомнил и послал на Петровские заводы курьера с повелением, чтоб почтенного старца освободить честно, с произведением пенсиона по смерть его.

И тако всходствие Высочайшего повеления, достоублажаемый старец Фаддей восприял, при воссылаемой Богу хвале и благодарении досто-почтительную свободу к продолжению подвигов христианских. А потом уже Великий Монарх, к невозвратному и неоплаканному сожалению всея России, переселился 1725 года генваря по полуночи в шестом часу в первой четверти в вечное небесное царствие... »4.

Рассказ о пророчестве блаженного Баландин приводит после сообщения о поездке Петра I на Олонецкие железные заводы 12 октября 1724 года и по логике повествования относит событие к этому времени. Информацию об этой поездке Баландин позаимствовал из сочинения И. И. Голикова5, однако сообщение о ней отсутствует в «Походном журнале» Петра I за 1724 год. Согласно «Походному журналу», последний раз Петр I посещал Петровский завод в феврале - марте 1724 года6.

В 1814 году, одновременно с «Петрозаводскими северными вечерними беседами», Баландин написал и отдельную повесть о св. Фаддее, которую разместил по нижнему полю 72-78-й страниц в уже упомянутой рукописи (БАН, основное собрание, 1.3.37) как приложение к 26-й главе.

В этой «Повести» появляются новые детали, отсутствующие в основном тексте «Бесед». Так, Баландин сообщает о том, что Фаддей «родом был Олонецких пределов, из поселян», на Петровском заводе появился в 1706 году, обитал в «малой хижине» близ Петропавловской церкви; более подробно описан внешний облик святого; указана дата его смерти - 1726 год. Насколько можно считать эти сведения достоверными - вопрос открытый, так как никаких других источников, кроме устных рассказов, Баландин не называет, а в устной традиции конкретика (даты,

цифры, имена и пр.) исчезает в первую очередь. В «Повести» подчеркивается христианское благочестие Фаддея, постоянное посещение им церкви, причащение Святых Тайн, приверженность официальному православию и негативное отношение к разным «сектам» и «толкам», под которыми имеются в виду старообрядцы7.

«Повесть» не является в строгом смысле «житием святого», но ориентацию на агиографический канон обнаруживает. Жизнь и подвиги блаженного описаны в идеализирующем ключе. Как и древние юродивые (Андрей Цареград-ский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный и др.), Фаддей подвергается «поношениям», «биению», «оплеванию» со стороны «неистовствующих невежд», обладает даром пророчества. Однако характерный для житий юродивых мотив обличения святым высшей власти (ср. в Житии Василия Блаженного) в «Повести» Баландина не нашел воплощения: либо автор не знал таких преданий о Фаддее, либо они не соответствовали его исключительно патриотической пропетров-ской исторической концепции8. Изложение самой истории взаимоотношений Фаддея с царем каких-то новых существенных подробностей в «Повести», по сравнению с «Беседами», не содержит. За одним лишь важным исключением: поскольку цитаты из книги И. И. Голикова в «Повести» отсутствуют, последняя встреча этих двух лиц отнесена к 1724 году - без указания месяца.

В 1818 году Баландин создал новую редакцию «Повести», которая сохранилась в рукописи БАН, собрание текущих поступлений, № 610, л. 64 об.-87 (текст написан писарской скорописью с частичной правкой рукой Баландина). Основные различия между вариантами 1814 и 1818 годов заключаются в том, что в более поздний текст Баландин добавил автобиографическое «Предуведомление», «Похвалу Христа ради юродивым» и небольшой фрагмент из «Бесед», заменил имя священника, исповедовавшего Фаддея перед смертью (Афанасия - на Никиту

Ульянова), несколько расширил заключительную часть о посмертном почитании Фаддея панихидами и о посвященной ему часовне. Основное повествование редактированию не подверглось. Редакция 1818 года была опубликована в сокращенном виде (без «Предуведомления» и «Похвалы») архимандритом Фаддеем (Успен-ским)9 в 1904 году по рукописи, принадлежавшей жителю Петрозаводска М. Н. Пикину10.

Публикация Фаддея (Успенского) вводила в научный оборот еще один ценный источник, связанный с Фаддем Петрозаводским, - письмо Петра I петрозаводскому ландрату Муравьеву, в котором царь давал распоряжение о судьбе блаженного. По сообщению архимандрита Фаддея, это письмо было найдено в архиве Морского министерства выпускником петрозаводской гимназии и преподавателем С.-Петербургского археологического института А. П. Вороновым [4: 332-350], сообщившим его текст известному петрозаводскому краеведу и крупному чиновнику И. И. Благовещенскому [5: 67-85]. Последний в свою очередь ознакомил с ним архимандрита Фаддея, который расценил данный источник как «важное доказательство подлинности содержащихся в жизнеописании рассказов о жизни блаженного Фаддея»11, но детально с «Повестью» Баландина его не сопоставлял. При этом архимандрит Фаддей предположил, что письмо (датировки оно не имеет) было составлено в начальный период общения Петра с блаженным12. Позднее это письмо, по выписке А. П. Воронова, несколько раз переиздавалось и цитировалось13.

Автограф письма Петра I ландрату Муравьеву о Фаддее Петрозаводском сохранился до наших дней - возможность ознакомиться с ним и послужила поводом для написания настоящей статьи. Письмо хранится в РГАВМФ, оно отмечено в каталоге автографов Петра I в фондах этого архива [1: 122]. Ниже даем его публикацию, подготовленную одним из авторов этой статьи, П. А. Кротовым14:

Указ императора Петра Великого (без даты) ландрату Олонецкого уезда (дистрикта) Муравьеву об отводе на Петровский завод для прокормления вплоть до его смерти живущего в лесу богомольца Фаддея, почитаемого местными жителями за святого.

Г[осподин] Муравьеф.

Здешней мужик, которого завут Фадеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит и в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказавают. Того ради дабы не было блазни15, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его.

Писарская приписка: Подан сей Его Императорского Величества указ на Петровских заводах в канцелярии чрез Оштинского погоста жителя Софрона Бескова.

Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. 223 (Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-совета). Оп. 1. Д. 26. Л. 11. Подлинник. Собственноручный.

В предыдущих публикациях этого письма писарская приписка не воспроизводилась, потому что она не была скопирована с оригинала А. П. Вороновым. Между тем приписка представляется важной для датировки источника. Из нее выясняется, что в канцелярию Петровских заводов письмо доставил житель Оштинского погоста Софрон Бесков.

Все поездки Петра I на Марциальные воды совершались по маршруту С.-Петербург -Петровский завод - Марциальные воды. Только в последнюю поездку Петр I со свитой в марте 1724 года двинулся из Марциальных вод на Петровский завод, а оттуда через Белоозеро в Москву. Походный журнал описывает эту поездку так: «15-го [марта]. Его императорское величество изволил быть у обедни в церкви Петра и Павла (что у вод Марциальных). И после обеда пошли Их величества на Петровские заводы и прибыли того же числа.

16-го. Пополудни в 9-м часу Его величество пошел с Петровских заводов в путь свой в Москву.

18-го. Проехали Белоозеро в вечеру... »16.

Селение Оштинский погост (ныне село Ошта в Вытегорском районе Вологодской области, в 150 км от Петрозаводска) находилось на пути из Петровского завода на Белоозеро. Если учесть, что большая часть этого маршрута прошла по санному пути по льду Онежского озера, для безостановочного проезда царя заранее были собраны лошади, а скорость движения ямских троек по шоссе была не менее 12 верст в час, а по обыкновенной дороге - не менее 10 верст в час (по нормативам XIX века), то можно предположить, что Петр I сделал кратковременную остановку для перемены лошадей и, возможно, для завтрака в Оште утром 17 марта, то есть на следующий день после отъезда из Петровского завода. Именно тогда было написано письмо ландрату Муравьеву о Фаддее. Доставить его в канцелярию Петровских заводов было поручено местному жителю Софрону Бескову (вероятно, это была обычная практика того времени).

Итак, письмо Петра I ландрату Муравьеву является важным дополнением к тем устным рассказам о Фаддее, которые были собраны и переработаны Т. В. Баландиным в литературное сочинение. Согласно «Повести» Баландина, Фаддей предсказал скорую кончину царя - это пророчество прозвучало в последний день пребывания Петра на Петровском заводе (то есть, в соответ-

ствии с «Походным журналом», 16 марта 1724 года) и вызвало гнев Петра I. Поскольку эти мотивы содержатся в литературном произведении, имеющем своими источниками устные предания, их невозможно безоговорочно принимать за подлинные исторические факты. Тем не менее предложенная нами датировка письма Петра I ландрату Муравьеву - 17 марта 1724 года - подтверждает рассказ баландинской «Повести» о том, что царь общался с Фаддеем в этот свой приезд на Петровский завод. Иначе невозможно объяснить, почему, находясь в дороге, в Оштинском погосте, Петр вдруг вспомнил об этом человеке.

Встреча с Фаддеем, судя по всему, произвела на Петра тяжелое впечатление. Что послужило тому причиной? Действительно ли из уст блаженного прозвучало страшное пророчество о скорой смерти царя? Разумеется, любая попытка ответить на эти вопросы уводит нас в область художественного вымысла. И все же отметим, что в этот период Петр I, не отличавшийся крепким здоровьем, по-видимому, уже задумывался о смерти. Не случайно во время пребывания в марте 1724 года на Марциальных водах он отдал важное распоряжение напечатать «все свои прежние указы и повеления, с тем, чтобы то продолжалось и впредь»17 и послал повеление в С.-Петербург, связанное с его желанием «совершить в Москве со всем возможным великолепием торжество коронации возлюбленной супруги своея» Екатерины Алексеевны, чтобы упрочить ее положение18.

Ясно одно: в своем письме царь повелевает ограничить свободу «умалишенного» «мужика», держать его на заводе, чтобы тот не ходил «в деревню» (то есть в Петровскую слободу) и «дабы не было блазни», но при этом приказывает «кормить» его до самой смерти. Примечательно, как народное предание, запечатленное Баландиным, переосмыслило этот исторический эпизод: приказ о взятии святого под стражу царь отдает, согласно «Повести», в Петровской слободе, а затем, спустя немалое время, почувствовав приближение смерти, пишет письмо из Петербурга об освобождении юродивого «с произведением пенсиона по смерти его». Конкретный исторический факт, который лишь частично реконструируется благодаря сохранившемуся письму царя, народное предание дополняет новыми подробностями и придает ему нравственно-философское осмысление.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Игнатий (Семенов). Воспоминание о пришествиях Великого государя Петра I в Олонец. СПб., 1849; Павел (Доброхотов). Блаженный Фаддей в народной памяти // Олонецкие губернские ведомости. 1894. № 100 (от 31 декабря) (далее ОГВ); Фаддей (Успенский). Местночтимый подвижник блаженный Фаддей // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. № 13. С. 387-393; № 14. С. 415-421; № 15. С. 450-456 (далее ОЕВ); [Чуков Н. К.] День памяти Блаженного Фаддея в г. Петрозаводске (21-го августа 1909 года) // ОГВ. 1909. № 86 (от 25 августа); Поселянин (Погожев) Е. Н. Петрозаводский юродивый Фаддей // Поселянин (Погожев) Е. Н. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. М., 1991. С. 199-203 [Репринт издания: СПб., 1905].

2 Епифанов Г. С. Заметки об Олонецкой стороне // Сын отечества. 1839. № 8. Отд. 6. С. 72-88; [Иванов А. И.] Фаддей Блаженный, современник Петра Великого (биографический очерк, составленный по современной рукописи) // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1858 год. СПб., 1858. 2-я паг. С. 216-219 (далее ПКОГ).

3 См.: Баландин Т. В. Петрозаводские северные вечерние беседы // ОГВ. 1866. № 6-12, 14, 20, 22, 23, 25, 26, 29, 30, 35-44, 46; 1867. № 5-9 (отд. оттиск: Петрозаводск, 1867).

4 Там же. № 44. С. 847.

5 Голиков И. И. Деяния Петра Великого. М., 1789. Т. 9. С. 153.

6 Походный журнал 1724 года. Изд. 2-е. СПб., 1913. С. 3-4. 12 октября 1724 года, согласно этому источнику, Петр I из Шлиссельбурга прибыл в Новую Ладогу, затем в этот же день отправился в Старую Руссу, откуда 27 октября вернулся в С.-Петербург (Там же. С. 21).

7 В. В. Иванов, посвятивший Фаддею Петрозаводскому несколько работ, ошибается, полагая, что «мотив борьбы Фаддея с раскольниками» был впервые введен олонецким архиепископом Игнатием (Семеновым) (см.: [2: 129]). В действительности этот мотив содержится уже в повести Баландина (Фаддей «не допускал к себе приражаться противомудрствующе-му и разномысленному учению сект»).

8 Позднее архимандрит Никодим (Кононов) использует такой мотив в «Олонецком патерике»: святой Фаддей упрекает Петра I в том, что во время церковной службы царь «духом был на других местах, строил крепость и обдумывал, как лучше сделать» (Никодим (Кононов), архимандрит. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 69). Впрочем, и здесь этот мотив призван подчеркнуть не столько неприлежание царя в делах веры, сколько заботу его о государстве.

9 Фаддей (Успенский) (1872-1937) - деятель Русской православной церкви, в 1903-1908 годах - ректор Олонецкой духовной семинарии, в советское время был архиепископом Астраханским (1923-1928), Саратовским (1928) и Калининским и Кашинским (1928-1937), 20 декабря 1937 года арестован и 31 декабря казнен, в 1997 году причислен к лику святых как новомученик.

10 Фаддей (Успенский). Местночтимый подвижник блаженный Фаддей // ОЕВ. 1904. № 14. С. 415-421; № 15. С. 450-456.

11 Там же. № 13. С. 388.

12 В письме Петр называет Фаддея «умалишенным», но постепенно, как считает архимандрит Фаддей, Петр переменил свое отношение к блаженному и «проникнулся к нему уважением» (Там же. С. 388-389).

13 См.: Правдин М. С. Из прошлого Олонецкого края: материалы из истории Олонецкого края А. П. Воронова // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1914. Т. 4. № 6-7. С. 125; см. также: [2: 132].

14 Приносим благодарность протоиерею о. Константину Савандеру, заказавшему в архиве скан-копию этого источника и любезно предоставившему ее нам для изучения и публикации.

15 Блазн или блазна - здесь: соблазн, искушение.

16 Походный журнал 1724 года. 2-е изд. СПб., 1913. С. 4.

17 Чудинов И. К. Олонецкие марциальные воды // ПКОГ на 1858 год. СПб., 1858. 2-я паг. С. 148.

18 Голиков И. И. Деяния Петра Великого. М., 1789. Т. 9. С. 85.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автографы Петра Великого в фондах РГАВМФ: Каталог / Отв. ред. X. ван Конингбрюгге; Науч. ред. В. С. Соболев; Автор-сост. Т. П. Мазур. СПб.: Ольга, 2002. 152 с.

2. И в а н о в В . В . Сравнительный анализ редакций и вариантов жизнеописания петрозаводского юродивого Фаддея // Иванов В. В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1993. С. 119-139.

3. Иванов В. В. Фарисей или святой? К истории образа «святого» - петрозаводского юродивого Фаддея // Православие в Карелии: история и современность. Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 85-96.

4. П а ш к о в А . М . Андрей Воронов - архивовед и региональный историк // Историографические чтения памяти профессора В. А. Муравьева: Сб. статей. М.: Изд-во РГГУ, 2013. Т. 2. С. 332-350.

5. Пашков А . М. В. Е. Рудаков и И. И. Благовещенский: из истории краеведения Олонецкой губернии на рубеже XIX-XX вв. // Державинский сборник - 2013. Петрозаводск: Карельский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы, 2013. С. 67-85.

6. Пашков А. М. «В стране знатнейших северных холмов...» (Т. В. Баландин - первый историк Петрозаводска) // Север. 1997. № 6. С. 122-130.

7. П а ш к о в А . М . Горнозаводское краеведение Карелии. Петрозаводск: Изд-во Карельского государственного педагогического университета, 2007. 304 с.

8. Пашков А. М. Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. Т. 1. 176 с.

9. Пашков А. М. Т. В. Баландин - малоизвестный петрозаводский просветитель конца XVIII - начала XIX вв. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1991. С. 16-29.

10. Пигин А. В. «Древнейшая в севере состоящая обитель»: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) // Вестник церковной истории. 2015. № 1/2 (37/38). С. 87-129.

11. Савандер К. Ю. Блаженный старец Фаддей Петрозаводский // Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск: Петрозаводская и Карельская епархия, 2001. С. 150-155.

12. С а в а н д е р К . Ю . Святой Фаддей Петрозаводский. Петрозаводск: Петрозаводская и Карельская епархия, приход кафедрального Александро-Невского собора, 2009. 33 с.

Krotov P. A., St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russian Federation) Pashkov A. M., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) Pigin A. V., Institute of Language, Literature and History. Karelian Research Centre of RAS (Petrozavodsk, Russian Federation)

PETER THE GREAT AND FADDEI THE BLESSED: FROM THE HISTORY OF PETROZAVODSK PINAFORE STAGE OF EXISTENCE

Based on the research of the local history publications by T. V. Balandin the information on Faddei the Blessed is studied and analyzed. He was a resident of Petrovsky foundries and a contemporary of Peter the Great. In 2000, Faddei the Blessed was canonized

as a local saint of Olonets and Petrozavodsk metropole. Special attention is paid to the letter written by Peter the Great in 1724 to the member of the provincial court of justice Mr. Muravjev. It contained a decree on the destiny of Faddei the Blessed. The analysis of the document helped to reveal essencial details on the history of relationships between the Russian Tsar and the Saint of Petrozavodsk.

Key words: Peter the First, Faddei the Blessed, T. V. Balandin, Petrovsky foundries, Petrozavodsk

REFERENCES

1. Avtografy Petra Velikogo v fondakh RGAVMF: Katalog [Peter the Great's autographs in Russian State Navy Archive funds] / Chief ed. H. van Koningsbrugge; Ed. by V. S. Sobolev; Author and originator T. P. Mazur. St. Petersburg, Ol'ga Publ., 2002. 152 p.

2. Ivanov V. V. Comparative analysis of editions and versions of the biography of Faddei the Blessed from Petrozavodsk [Sravnitel'nyy analiz redaktsii i variantov zhizneopisaniya petrozavodskogo yurodivogo Faddeya]. Ivanov V. V. Bezobrazie krasoty: Dostoevskiy i russkoeyurodstvo. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1993. P. 119-139.

3. Ivanov V. V. ' Pharisee or Saint? To the history of the image of Petrozavodsk "Saint" - Petrozavodsk foolish Faddei [Farisey ili svyatoy? K istorii obraza "svyatogo" - petrozavodskogo yurodivogo Faddeya]. Pravoslavie v Karelii: istoriya i sovremennost'. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1987. P. 85-96.

4. Pashkov A. M. Andrei Voronov as an archive scholar and a regional historian [Andrey Voronov - arkhivoved i region-al'nyy istorik]. Istoriograficheskie chteniyapamyatiprofessora V. A. Murav'eva: Sbornik statey. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2013. Vol. 2. P. 332-350.

5. Pashkov A. M. V. E. Rudakov and I. I. Blagoveshchenskii: from Olonets province local lore History in the late 19th -early 20th centuries [V. E. Rudakov i I. I. Blagoveshchenskiy: iz istorii kraevedeniya Olonetskoy gubernii na rubezhe 19-20 ve-kov]. Derzhavinskiy sbornik - 2013. Petrozavodsk, Karelian branch of the Russian Presidential Academy of National economy and Public administration Publ., 2013. P. 67-85.

6. Pashkov A. M. "In the country ofthe most famous northern hills..." (T. V. Balandin as the first Historian of Petrozavodsk) ["V strane znatneyshikh severnykh kholmov..." (T. V. Balandin - pervyy istorik Petrozavodska)]. Sever. 1997. № 6. P. 122-130.

7. Pashkov A. M. Gornozavodskoe kraevedenie Karelii [Mining local lore studies of Karelia]. Petrozavodsk, Karelian State pedagogical University Publ., 2007. 304 p.

8. Pashkov A. M. Kareliya i Solovki glazami literatorov pushkinskoy epokhi [Karelia and the Solovetsk Monastery from the viewpoint of literary men of Pushkin's times]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2001. Vol. 1. 176 p.

9. Pashkov A. M. T. V. Balandin - a little-known Petrozavodsk enlighter of the late 18th - early 19th centuries [T. V. Balandin - maloizvestnyy petrozavodskiy prosvetitel' kontsa XVIII - nachala XIX vv.]. Voprosy istorii Evropeyskogo Severa. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1991. P. 16-29.

10. Pig in A. V. T. V. Balandin and Peleosrovskii monastery (late 18th - early 19th centuries) ["Drevneyshaya v severe sostoyashchaya obitel'": T. V. Balandin i Peleosrovskiy monastyr' (konets XVIII - nachalo XIX v.)]. Vestnik tserkovnoy istorii. 2015. № 1/2 (37/38). P. 87-129.

11. Savander K. Yu. The blessed aged man Faddei from Petrozavodsk [Blazhennyy starets Faddey Petrozavodskiy]. Olo-netskaya eparkhiya. Stranitsy istorii. Petrozavodsk, Petrozavodsk and Karelian eparchy Publ., 2001. P. 150-155.

12. Savander K. Yu. Svyatoy Faddey Petrozavodskiy [Saint Faddei from Petrozavodsk]. Petrozavodsk, Petrozavodsk and Karelian eparchy, Alexandro-Nevsky cathedral parich Publ., 2009. 33 p.

Поступила в редакцию 15.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.