Научная статья на тему 'Памяти профессора Чан Ван Зау'

Памяти профессора Чан Ван Зау Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Чан Ван Зау»

В. Н. Колотое

памяти профессора чан ван ЗАУ

(1911-2010)

IN MEMORIAM GS. TRAN VAN GlAU (1911-2010)

Ngay 16/12/2010, GS. Tran Van Giau qua d&i. Viet Nam mat di mot chien si cach mang liem khiet, mot nha to chtfc cuoc tong khdi nghia, cach mang thang Tam tai Sai Gon va dtfng dau Uy ban cach mang lam th&i Nam Bo, chu tich Uy ban khang chien Nam bo, mot ngU&i anh hung, mot nha sfi hoc hang dau, mot ngU&i thay loi lac va ban than minh la mot phan vinh quang khong tach r&i dUtfc cua lich sfi Viet Nam. Ca nUCc Viet Nam mat di mot ngU&i con Uu tu, mot trong nhung ngU&i con trung thanh nhat, mot trong nhfing ngU&i da trtfc tiep tham gia trong viec lat do che do thtfc dan va khoi phuc chinh quyen dan toc tai Viet Nam.

16 декабря 2010 г. ушел из жизни Чан Ван Зау, профессор, доктор исторических наук, народный учитель, выдающийся деятель национально-освободительного движения Вьетнама, организатор и руководитель Августовской революции в Южном Вьетнаме 1945 г., глава первого революционного органа власти в Сайгоне, один из наиболее глубоких исследователей истории Вьетнама.

Чан Ван Зау родился 6 сентября 1911 г. в южновьетнамской провинции Лонган. В середине 1920-х гг. он поступил в известный в колониальном Вьетнаме колледж им. Шасслу-Лоба в Сайгоне, затем продолжил учебу во Франции, в одном из университетов Тулузы, где примкнул к антиколониальной революционной деятельности. Проявив активность на этом поприще, он был избран представителем учащейся молодежи и направлен в Париж для участия в демонстрации перед президентским дворцом с требованием отменить смертные приговоры руководству Национальной партии Вьетнама, ан-тифранцузское восстание которой было только что жестоко подавлено в северном Вьетнаме. В 1930 г. в ходе многочисленных акций протеста он был замечен французской полицией, арестован и депортирован во Вьетнам, где вступил в только что образованную Коммунистическую партию Индокитая (КПИК).

В 1930 г. он получил рекомендацию местной партийной организации и был направлен в СССР в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), в котором проходили подготовку национальные лидеры колониальных и зависимых стран. В СССР Чан Ван Зау работал под псевдонимом Хо Нам. В это время он пишет первые научные работы: «Организационные принципы большевизма», «Национал-реформизм и тактика Коммунистической партии Индокитая», «Годовщина Красного Нгеана». В 1932 г. он успешно защитил дипломную работу на тему «Аграрный вопрос в Индокитае». Получив новые теоретические знания и практические навыки подпольной работы, Чан Ван Зау вернулся в Индокитай, где развил бурную революционную деятельность, прежде всего занялся созданием подпольной коммунистической сети. Именно в это время он зарекомендовал себя как талантливый организатор, агитатор и пропагандист.

В 1935 г. Чан Ван Зау был арестован и приговорен колониальными властями к пяти годам заключения за подготовку свержения существующего строя. Он был брошен в самую страшную тюрьму на о-ве Пуло-Кондор. Через два года, как особо опасный заключенный, пользующийся авторитетом товарищей, был переведен в одиночную камеру. В 1940 г. в условиях политической нестабильности, которая после начала Второй мировой войны добралась и до Индокитая в виде французско-японских противоречий, он был отпущен, но через девять дней вновь арестован и отправлен в лагерь Талай. Однако и на новом месте Чан Ван Зау был избран представителем заключенных, интересы которых он отстаивал перед тюремной администрацией. Совместно с другими товарищами Чан Ван Зау готовил побег из лагеря, который состоялся в 1942 г. В 1943 г. на юге Вьетнама прошла конференция оставшихся на свободе подпольщиков. После поражения Южновьетнамского восстания, вспыхнувшего в ноябре 1940 г., ситуация осложнилась, так как в ходе подавления этого восстания практически полностью было уничтожено руководство КПИК, которое базировалось на юге Вьетнама. Встала задача восстановления партийных организаций всех уровней и подготовки к очередному всеобщему восстанию. Секретарем Южновьетнамской партийной региональной организации был избран Чан Ван Зау.

В условиях двойного французско-японского гнета была начата подготовка к всеобщему восстанию на юге Вьетнама и успешно проведена революция в Сайгоне 25 августа 1945 г., несмотря на отсутствие связи с руководством партии, которое находилось тогда на Севере. Затем было развернуто вооруженное сопротивление вернувшимся во Вьетнам французским войскам, обеспечена оборона Сайгона, а впоследствии в Сайгоне были созданы подполье и партизанские базы. В начале 1947 г. Чан Ван Зау был переведен на Север в район Вьет Бак, где тогда находилось правительство ДРВ. Там он был назначен директором Информационного агентства ДРВ, а также начал оказывать существенную помощь в организации министерства образования. После освобождения Северного Вьетнама в середине 1950-х гг. он активно включился в научно-преподавательскую деятельность в недавно созданных Педагогическом институте, Ханойском университете, Институте истории Вьетнама и т. д. Чан Ван Зау стал одним из первых профессоров ДРВ.

Профессор Чан Ван Зау известен как один из ведущих исследователей социальных и революционных процессов, который воспитал многих крупных историков Вьетнама. Хорошо известны его фундаментальные труды по философии, диалектической методологии, истории французского колониализма и движения сопротивления на юге Вьетнама. Он автор четырехтомного труда «Рабочий класс Вьетнама», трехтомного исследования «История общественной мысли Вьетнама (XIX в. — Августовская революция 1945)» и многих других фундаментальных работ. Широкий отклик получили его многочисленные аналитические статьи в ведущих журналах Вьетнама, посвященные актуальным политическим процессам и глобализации. Большое впечатление на автора этих строк произвела, в частности, статья Чан Ван Зау, в которой он сравнивал итоги дезинтеграции СССР c библейским великим потопом (1995 г.), а также его полемика с идеями, высказанными в книге «Конец истории и последний человек». Чан Ван Зау совместно с известным публицистом Чан Бать Дангом курировал важный проект «История Вьетнама в картинках», в рамках которого были изданы десятки книжек-раскрасок для детей, посвященные различным аспектам истории Вьетнама.

Несмотря на преклонный возраст, Чан Ван Зау много читал, постоянно был в курсе основных направлений изучения истории Вьетнама в разных странах. У него была прекрасная личная библиотека. Вьетнамские историки, зная это, часто брали у него книги западных коллег, которые в то время невозможно было достать во Вьетнаме, делали копии и работали с ними. Так в середине 1990-х гг. у автора этих строк оказалась копия монографии известного норвежского историка Стейна Тоннессона «Вьетнамская революция 1945 г.», с которой произошла курьезная история. Кто бы мог подумать, что в 1998 г., будучи в Копенгагене в Институте востоковедения стран Северной Европы (NIAS), мы познакомимся с С. Тоннессоном, имея сделанную во Вьетнаме копию с того самого экземпляра книги, который в свое время он подарил Чан Ван Зау. С. Тоннессон с интересом выслушал рассказ о происхождении столь необычной копии его монографии. В тот же вечер «нелегальная копия» была обменяна на легальный экземпляр и за-

няла место в коллекции скандинавского историка. В 2002 г. на рабочем столе Чан Ван Зау мы видели изданную во Вьетнаме на вьетнамском языке замечательную книгу российского коллеги А. А. Соколова «Коминтерн и Вьетнам. Подготовка вьетнамских политических кадров в коммунистических вузах СССР. 20-30-е годы. Историко-политический очерк» (М., 1998), в которой рассказывалось и о деятельности самого Чан Ван Зау в СССР.

Профессор Чан Ван Зау — кавалер многих высоких государственных наград и званий. Ему были присвоены Орден независимости 1-й степени, Орден Хо Ши Мина, звания Героя труда периода обновления и Народного учителя. Он стал лауреатом престижной премии Хо Ши Мина.

В 2001 г. Чан Ван Зау продал свой дом в центре г. Хошимина и часть вырученных средств (1000 унций золота) передал Научному обществу истории Вьетнама на основание специализированного фонда для финансирования проектов, связанных с изучением Южного Вьетнама.

Со студенческой скамьи автора этих строк интересовал вопрос о роли личности в истории, особенно таких фигур, деятельность которых радикально меняет тип политического режима. Кто такой профессиональный революционер, о котором написано столько книг? Можно ли доверять таким книгам, тем более что после их выхода прошло немало времени? К сожалению, давно ушли из жизни участники наших революций, к тому же в начале 1990-х гг. о них чего только не писали. Но во Вьетнаме, как оказалось, можно было не только увидеть настоящего профессионального революционера вживую, но и пообщаться с ним. Находясь на стажировке, мы подчас задавали свои наивные вопросы более опытным старшим коллегам, много повидавшим и прошедшим суровые испытания. И часто слышали в ответ: у нас такие люди есть, и они вполне доступны, например Чан Ван Зау — принципиальный и честный профессиональный революционер, которого уважали даже заклятые враги, выдающийся ученый-историк, очень тактичный и проницательный собеседник, скромный человек с железной волей и могучим интеллектом.

В 1995 г., будучи на стажировке во Вьетнаме, мы попросили о встрече с ним, и этот всемирно известный ученый любезно согласился принять простого аспиранта для бесед под деревом во дворе своего дома на улице им. Фам Нгок Тхатя — другого известного революционера, который в середине 1940-х гг. возглавлял полувоенную организацию «Молодой авангард», принимавшую активное участие в руководимом Чан Ван Зау восстании 1945 г. Так получилось, что руководитель революции в Сайгоне жил на улице, названной в честь одного из его соратников. А недалеко, по словам Чан Ван Зау, жил еще один его коллега, тов. «Пригорный» — этот псевдоним был дан в 1930-х гг. в Коминтерне другому выдающемуся вьетнамцу, Нгуен Ван Чану. При первой нашей встрече профессор Чан Ван Зау только что оторвался от доклада по философии Декарта, который он писал бисерным почерком по-французски для какой-то очередной конференции...

Чан Ван Зау с теплотой вспоминал Ленинград, с интересом рассматривал привезенный ему в подарок настенный календарь с видами уже Санкт-Петербурга. Узнавал, листая большие цветные фотографии, городские виды и соборы, увиденные им впервые еще в начале 1930-х гг.

Несмотря на всемирную известность и многочисленные звания, выдающийся политический деятель и ученый, можно сказать, живая история восстановления национального государства Чан Ван Зау оказался очень доброжелательным и доступным человеком, который четко и логично анализировал сложнейшие проблемы политической истории Южного Вьетнама и современности. Как прирожденный политик, он обладал редким даром путем убеждения и компромиссов склонять на свою сторону и выступать единым фронтом, казалось бы, несовместимые политические фракции, религиозные секты и даже полукриминальные формирования. Не зря французские колонизаторы опасались такого противника. Несколько встреч с этим замечательным человеком, прямые и честные рассказы о революционных вихрях 1940-х гг., про табуированные в официальной историографии темы открывали глаза на многие события в истории Южного Вьетнама.

Как вьетнамские, так и западные ученые часто называли Чан Ван Зау одним из самых выдающихся историков Вьетнама. Вся жизнь этого замечательного человека была посвящена борьбе за освобождение своей Родины от иноземного господства, объективному изучению ее истории,

разносторонней педагогической деятельности, в том числе патриотическому воспитанию молодежи.

Чан Ван Зау прожил 100 лет (по вьетнамской традиции в возраст включается и период развития в утробе матери)! Он сменил немало занятий: был студентом в Сайгоне, Тулузе и Москве, революционером-подпольщиком и политзаключенным, организатором революции и лидером сопротивления, политиком и государственным деятелем, ученым-историком и педагогом. Любой человек мог бы гордиться, если бы в жизни ему удалось сделать хотя бы десятую часть того, что совершил Чан Ван Зау!

Мы прощаемся с выдающимся ученым, политиком и революционером, посвятившим борьбе за свободу своей Родины всю жизнь! Это правда, а не просто приличествующие случаю громкие слова. Поскольку эти слова о Чан Ван Зау.

С грустью читаем мы строки заполнивших прессу Вьетнама многочисленных соболезнований об уходе этого замечательного человека. Многие поколения будут читать научные и публицистические работы Чан Ван Зау. Его ученики и последователи продолжат начатые им дела, главное из которых — борьба за независимость и подлинно научное осмысление истории своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.