Научная статья на тему 'Независимый Вьетнам: демократия - versus - традиционность: 1945-1946 гг. - начало XXI века'

Независимый Вьетнам: демократия - versus - традиционность: 1945-1946 гг. - начало XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1798
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ / INDEPENDENCE / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ВЛАСТЬ / POWER / ПАРТИЯ / PARTY / ГОСУДАРСТВО / STATE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALISATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова О.В.

Обращение к данной теме вызвано стремлением осмыслить истоки тех важнейших изменений в социально-политической и культурной жизни вьетнамского общества, начало которым было положено в 1945 году, а также происходящим в начале XXI века. После провозглашения независимости и образования ДРВ в 1945 году Вьетнам прошел сложный исторический путь, отмеченный двумя тяжелыми войнами, разделением страны на две части, а также сменой политических режимов и общественного строя. За этот период во Вьетнаме выросли новые поколения, появились новые культурные ценности и ориентиры, происходил и продолжается процесс их адаптации или отторжения. Отметим и еще один феномен вьетнамской политической жизни: несмотря на эти существенные изменения в обществе и в государственно-политическом устройстве страны, ее бессменным лидером и руководителем остается монопольно правящая Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ), созданная в феврале 1930 г. Хо Ши Мином. С 1945 г. и по настоящее время КПВ инициатор и гарант всех значимых процессов, происходящих во вьетнамском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent Vietnam: democracy versus traditionalism: 1945-1946 - the early XXI Century

This paper is an attempt to comprehend the origins of the most important alterations in socio-political and cultural life of Vietnamese society that trace back to 1945, and to the beginning of 19th century. Since the announcement of independence and formation of Democratic Republic, Vietnam has gone through a difficult historical path marked with two slaughterous wars, division of the country and transformation of the political regime and social order. Over this period new generations of Vietnamese grew up, new cultural landmarks and values emerged and went through a long process of adaptation or sometimes rejection, which has not finished up to this day. Another important phenomenon in Vietnamese political life is worth noting: despite of these significant changes in society and polity, Communist Party of Vietnam, established by Ho Chi Minh as far back as in early 1930-s, remains state's permanent and self-perpetuating leader. After 1945 until now CPV comes as a sole initiator and guarantor of the most crucial processes in Vietnamese society.

Текст научной работы на тему «Независимый Вьетнам: демократия - versus - традиционность: 1945-1946 гг. - начало XXI века»

Раздел 2

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЬЕТНАМ

Часть 1

ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

О.В. Новакова

НЕЗАВИСИМЫЙ ВЬЕТНАМ: ДЕМОКРАТИЯ — VERSUS — ТРАДИЦИОННОСТЬ: 1945—1946 гг. — НАЧАЛО XXI ВЕКА

Обращение к данной теме вызвано стремлением осмыслить истоки тех важнейших изменений в социально-политической и культурной жизни вьетнамского общества, начало которым было положено в 1945 году, а также происходящим в начале XXI века. После провозглашения независимости и образования ДРВ в 1945 году Вьетнам прошел сложный исторический путь, отмеченный двумя тяжелыми войнами, разделением страны на две части, а также сменой политических режимов и общественного строя. За этот период во Вьетнаме выросли новые поколения, появились новые культурные ценности и ориентиры, происходил и продолжается процесс их адаптации или отторжения. Отметим и еще один феномен вьетнамской политической жизни: несмотря на эти существенные изменения в обществе и в государственно-политическом устройстве страны, ее бессменным лидером и руководителем остается монопольно правящая Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ), созданная в феврале 1930 г. Хо Ши Мином. С 1945 г. и по

настоящее время КПВ — инициатор и гарант всех значимых процессов, происходящих во вьетнамском обществе.

Ключевые слова: независимость, революция, демократия, власть, партия, государство, конституция, глобализация, традиция.

This paper is an attempt to comprehend the origins of the most important alterations in socio-political and cultural life of Vietnamese society that trace back to 1945, and to the beginning of 19th century. Since the announcement of independence and formation of Democratic Republic, Vietnam has gone through a difficult historical path marked with two slaughterous wars, division of the country and transformation of the political regime and social order. Over this period new generations of Vietnamese grew up, new cultural landmarks and values emerged and went through a long process of adaptation or sometimes rejection, which has not finished up to this day. Another important phenomenon in Vietnamese political life is worth noting: despite of these significant changes in society and polity, Communist Party of Vietnam, established by Ho Chi Minh as far back as in early 1930-s, remains state's permanent and self-perpetuating leader. After 1945 until now CPV comes as a sole initiator and guarantor of the most crucial processes in Vietnamese society.

Keywords: independence, revolution, democracy, power, party, state, constitution, globalisation, tradition.

В период Второй мировой войны военные действия в бассейне Тихого океана и в Юго-Восточной Азии затронули Индокитайский полуостров в меньшей степени, чем другие страны региона. В 1940 году после капитуляции Франции перед фашистской Германией, Япония оккупировала французский Индокитай. Начался так называемый период «мирной оккупации» Индокитая Японией. Но «мирное» проникновение Японии ни у кого не вызывало иллюзий. В условиях изолированности Индокитая от вооруженных сил Франции, французская администрация осознавала свою слабость перед 35 тыс. хорошо вооруженных частей Японии, введенных во Вьетнам.

Кроме того, японские власти во Вьетнаме развернули активную пропаганду паназиатских идей, носивших расистский характер и направленных против французских колониальных властей. Эта пропаганда имела своей целью ускорить национальные революции в странах французского Индокитая против европейского колониализма,

чтобы затем создать Великую Восточную Азию под эгидой Японии — «восемь углов под одной крышей1». Пропагандистские японские организации наводнили страны ЮВА, в том числе и французский Индокитай, своими газетами и журналами, стараясь проникнуть во все сферы культурной жизни этих стран. Во Вьетнаме, как и в других странах ЮВА, были организованы фотовыставки с рекламой японских военных побед, особенно разгрома американского флота на базе Перл-Харбор, радиопередачи, показывались соответствующие фильмы. В 1942 году в Ханое было создано Бюро информации, издававшее журналы на письменности «куок нгы»; наиболее популярным был журнал «Тан А» («Новая Азия»), Эта всесторонняя и хорошо налаженная японская пропаганда стимулировала во Вьетнаме рост националистических и антикоммунистических идей, которые реально воплощались в прояпонских политических партиях и организациях (таких обществах, как «Вьетнам Фук Куок» и «Дай Вьет», объединенных по инициативе японских властей в мае 1943 года), в политике-религиозных сектах Каодай и Хоахао, интерес к которым у японских властей возрос начиная с 1942 года. Японские власти усиленно искали и нашли среди правых националистических групп Вьетнама прояпонски настроенных лидеров, которым они могли бы доверить власть: это в первую очередь Чан Ван Ан — бывший член Конституционной партии, Хюинь Фу Со — основатель секты Хоахао, Чан Куанг Винь — известный каодаист в Камбодже, а также Чан Чонг Ким и Нго Динь Зьем.

Стремясь укрепить позиции правых националистических сил, японские власти стали набирать в вооруженные силы вьетнамцев. В Кохинхине их корпус составил 3000 человек2.

Но главным бедствием военных лет и японской оккупации была экономическая разруха, постигшая Северный Вьетнам и провинции северной части Аннама. Принудительная скупка (а с 1943 года — реквизиция) риса у крестьян для поставок японским войскам, бомбардировки американской авиацией побережья Центрального Вьетнама, парализовавшие ввоз риса из Кохинхины в Тонкин и Аннам привели к тому, что весной 1945 года в Тонкине начался голод, унесший около 2 млн жизней3. Это стало одним из серьезных факторов возникновения революционной ситуации во Вьетнаме.

На фоне ухудшавшегося экономического положения и нараставшего недовольства в деревне, в Северном Вьетнаме ускорился процесс консолидации патриотических сил. В 1941 году по инициативе находившейся в подолье компартии Индокитая (КПИК) в провинции Каобанг был создан Единый национальный фронт Вьет-минь, поставивший своей целью завоевание независимости Вьетнама. К концу 1943 года Вьетминь уже контролировал значительную часть территории семи северных провинций страны: Лангшон, Каобанг, Баккан, Тхаингуен, Тюенкуанг, Бакзянг, Виньиен.

К началу 1944 года ячейки фронта Вьетминь действовали уже по всей стране. Опорой фронта были местные общества «спасения родины» (крестьянские, рабочие, женские, учащейся молодежи). В 1944 году к фронту присоединилась созданная патриотической интеллигенцией «Демократическая партия».

К весне 1945 года руководство Вьетминя создало на северо-запа-де Тонкина — во Вьетбаке обширный освобожденный район, где начали создаваться органы народной власти — народные комитеты, существующие и в настоящее время.

Во Вьетбаке также были созданы первые партизанские формирования и «Отряд вооруженной агитации», на основе которых впоследствии была создана Вьетнамская народная армия (ВНА). Таким образом, движение Вьетминь постепенно приобретало общенациональный характер.

По мере приближения развязки Второй мировой войны ситуация во Вьетнаме обострилась. К январю 1945 года численность японских войск во Вьетнаме составила 60 тыс. человек4. Вместе с тем в конце 1944 года в Центральный Вьетнам, Лаос и китайскую провинцию Юньнань были десантированы войска, оружие и боеприпасы деГодлевской армии, было организовано французское антияпонское сопротивление. В этих условиях японские власти в Индокитае решили осуществить переворот против французской колониальной администрации, полагая, что только такие решительные действия помогут им удержаться в Индокитае.

В результате военно-политического переворота, совершенного Японией 9 марта 1945 года, японские оккупационные власти создали в бывших странах Французского Индокитая — Вьетнаме, Лаосе и

Камбодже «независимые государства», включив их в так называемую «великую восточноазиатскую сферу процветания». 17 апреля 1945 года в Хюэ по инициативе японских властей было сформировано новое правительство «империи Дайнам» во главе с известным политическим деятелем Вьетнама того времени правым националистом — Чан Чонг Кимом5. Это назначение, а также тот факт, что японские власти не призвали на трон принца Кыонг Де, символа правого национализма во Вьетнаме, проживавшего в Японии, сторонники которого (среди них был и Нго Динь Зьем) считали, что наконец пришел его час, а предпочли оставить на троне императора Бао Дая, повергло правых националистов в смятение и привело к ослаблению их политических позиций.

Политические маневры японских властей представляли серьезную опасность для революционных сил Вьетнама. Поэтому руководство фронта Вьетминь использовало различные возможности для ослабления прояпонских сил и укрепления своих позиций. Об этом говорит следующий любопытный, но малоизвестный факт. Речь идет о встрече в Ханое представителя фронта Вьетминь с премьер-министром нового правительства Чан Чонг Кимом6. Встреча состоялась в присутствии представителя императора Бао Дая — Фан Ке Тоая в его резиденции в июньские дни 1945 года, то есть в период подготовки Вьетминем всеобщего восстания и взятия власти7. Представитель фронта Вьетминь — член военно-революционного комитета Ханоя Ле Чонг Нгиа обратил внимание премьер-министра на то, что только фронт Вьетминь — единственная в настоящий момент массовая организация во Вьетнаме, способная вести борьбу за «полную и реальную независимость» страны8.

Чан Чонг Ким внимательно выслушал своего собеседника, а затем изложил позицию своего правительства, целью которого, по его словам, было создать независимый от колонизаторов Вьетнам. В заключение беседы Чан Чонг Ким бегло затронул проблему возможного сотрудничества его правительства с фронтом Вьетминь9, которое впоследствии, по понятным причинам, не состоялось.

После 14 августа 1945 года, когда Япония объявила о своей безоговорочной капитуляции, перед Вьетнамом открылась реальная перспектива освобождения. В создавшейся благоприятной обстановке

фронт Вьетминь призвал народ Вьетнама к всеобщему восстанию. 17, 18 и 19 августа в Ханое и других городах Северного Вьетнама проходили многотысячные мирные демонстрации под красными флагами с золотой звездой — знаменем фронта Вьетминь. По существу это была бескровная национально-освободительная революция, победившая в течение 12 дней во всей стране. Ко 2 сентября 1945 года единственной реальной силой во Вьетнаме стали революционные комитеты и Временное революционное правительство во главе с Хо Ши Мином в Ханое.

2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война. Для Вьетнама этот день знаменателен еще и потому, что 2 сентября Хо Ши Мин на грандиозном митинге на центральной площади Ханоя Бадинь провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам — независимого и свободного государства. Историческая Декларация независимости, озвученная Хо Ши Мином, выразила и закрепила волю миллионов вьетнамских граждан. Период колониального господства Франции во Вьетнаме закончился, страна вступила в новый этап — независимого развития.

Нам представляется правомерным и интересным кратко проследить процесс становления и развития государственности, политической культуры и демократии в ДРВ через основные вехи — главные документы той эпохи, определившие характер общественного строя нового, независимого Вьетнама.

Следующие три основных документа, по нашему мнению, определили политический курс фронта Вьетминь, Августовской революции и политическое развитие ДРВ в годы «мирной передышки» — 1945—1946 гг., а именно:

1. Программа Фронта Вьетминь (1941 г.).

2. Декларация независимости ДРВ (1945 г.).

3. Конституция ДРВ (1946 г.).

8 сентября 1941 года (два месяца спустя после объединения

французской колониальной администрации с милитаристской Япо-

нией) Нгуен Ай Куок1" обращается к населению Тонкина, объявляя

о создании единого национального фронта Вьетминь11 — организации, ставящей своей целью завоевание национальной независимости Вьетнама.

Полугодом раньше, в мае 1941 года в китайской провинции Гу-анси (в 100 км к северу от Каобанга) состоялся 8-й Пленум ЦК КПИК, где присутствовали Нгуен Ай Куок, Хо Тунг May, Во Нгуен Зиап, Фам Ван Донг, Ха Ба Канг, Данг Суан Кху (Чыонг Тинь). Но это не просто участники данного Пленума — это по существу соратники Хо Ши Мина, прошедшие с ним весь долгий и трудный путь и ставшие впоследствии известными руководителями ДРВ/СРВ, политической элитой, поколением, находившемся у власти с 1945 по начало 1990 годов, что можно считать уникальным и феноменальным явлением новейшей истории Вьетнама. Впоследствии это явление получило название меритократия12.

На Пленуме по инициативе и при личном участии Хо Ши Мина была принята Программа фронта Вьетминь, что свидетельствует о том, какое большое значение придавалось этому документу. Эта программа была гораздо более совершенной в политическом отношении в сравнении с первой Программой КПИК 1930 года. В частности, она смягчила опасения национальных элит стран французского Индокитая и Китая (где у власти в то время находился Чан Кайши) относительно политической природы власти Вьетминь. От этой программы Хо Ши Мин не отступал до 1945 года — до победы Августовской революции и после нее — в год «мирной передышки» 1945—1946 гг. Он придавал большое значение ее основным положениям, а также их реализации после победы революции.

Программа фронта Вьетминь

Программа была обширной — 15 страниц и состояла из двух частей. В первой части формулировалась главная задача фронта Вьетминь и всей нации — достижение независимости. Но уже в следующей фразе мы видим нечто не совсем обычное: там говорится, что если Франция признает Вьетнам независимым, то возможны отношения сотрудничества двух стран. То есть ставился вопрос о нормализации отношений с бывшей метрополией, не нагнеталась атмосфера фанатичной ненависти ко всем французам. Несмотря на агрессивные действия Японии в регионе, в Программе утверждалось,

что поражение Японии неизбежно (это было сказано в 1941 году, когда страны гитлеровской «оси» теснили страны антигитлеровской коалиции на западном и восточном фронтах).

Во второй части Программы содержался призыв к союзу с западными демократиями против фашистской агрессии: тем самым выражалась надежда на помощь, в первую очередь со стороны США и Китая.

В третьей части были сформулированы конкретные предложения по проведению общедемократических преобразований. В этом Программа Вьетминя выгодно отличалась от аналогичных программ национально-революционных партий 1920-х годов, в которых креативная часть была крайне мало разработана, и не было ясно, какое будущее ожидает Вьетнам в случае победы этих партий.

В программе же Вьетминя наибольший объем страниц отводился именно описанию мероприятий по построению будущей ДРВ. Здесь мы видим весь набор демократических преобразований: участие во всеобщих выборах всех граждан старше 18 лет, равенство в правах вьетов с национальными меньшинствами, провозглашение демократических свобод — печати, собраний, передвижений, равенство в правах мужчин и женщин. Наконец, слом прежней администрации — и замена ее новой властью в форме «народных комитетов», то есть создание в ДРВ разветвленной системы новой демократической власти.

В социально-экономической области предполагалась отмена всех налогов, устаовленных колониальной администрацией, введение 8-часового рабочего дня, увеличение зарплаты рабочим, создание системы социального обеспечения, забота государства о пожилых гражданах, введение системы обязательного и бесплатного обучения, создание современной национальной культуры — фильмов, театров и т. д. По аграрному вопросу программа ограничивалась требованием конфискации земель французских колонизаторов и помещиков-предателей и снижением арендной платы, то есть формулировка была очень осторожной в виду сложности и важности этого вопроса и неудачной в этом отношении формулировки Программы Чан Фу 1930 года — в ней предусматривалась национализация всех земель, и это в стране, где 95 % населения составляли крестьяне. Что

касается «карающего меча революции», то предусматривалась национализация имущества фашистов и предателей.

В целом эта программа, опиравшаяся на национальные традиции, отвечала интересам подавляющего большинства населения страны. В ней подчеркивалось, что в борьбе за независимость общенациональные интересы должны ставиться превыше всего, «чтобы создать независимый и свободный Вьетнам». Все это говорит о том, что в той сложной внутриполитической и международной обстановке Хо Ши Мин во главу угла ставил вопрос о достижении независимости Вьетнама путем объединения всех социальных групп и слоев вьетнамского общества, а не принцип классовой борьбы.

Декларация независимости ДРВ

2 сентября 1945 года первый президент ДРВ — Хо Ши Мин на центральной площади Ханоя Бадинь торжественно огласил Декларацию независимости вновь образованного государства13. Он выступал на многочисленном митинге, где собралось, по некоторым данным, около 500 тыс. человек, в том числе и представители национальных меньшинств Северного Вьетнама, выделявшиеся своими красочными костюмами. Это было первое появление Хо Ши Мина перед своими соотечественниками после 30 лет эмиграции, четырех лет борьбы в джунглях Северного Вьетнама в рядах созданного им фронта Вьетминь и победы Августовской революции.

Эта Декларация, также написанная лично Хо Ши Мином, является одним из важнейших документов современной истории Вьетнама. Для миллионов вьетнамцев она стала символом конца французского колониального господства.

Декларация представляет собой краткий документ, состоящий всего из 760 слов и отмеченный образностью изложения, отсутствием витиеватых изречений, уступившим место точности и логичности обновленного за десятилетия XX века вьетнамского языка. В качестве примера может служить такой текст: «Французы бежали, японцы сдались, Бао Дай отрекся от престола», при этом был употреблен более популярный термин вьетнамских официальных хроник — «уиа»,

а не официальный, созвучный китайскому — «hoang de» — импе-

14

ратор .

Декларация написана под несомненным влиянием идей западноевропейской демократии, и это было сделано совершенно сознательно. В нее включены цитаты из американской Декларации независимости 1776 года и французской Декларации прав человека и гражданина 1791 года. Эти цитаты ставили Вьетнам в один ряд с другими революциями в мировой истории, показывая своего рода преемственность революционной традиции Вьетнама. Одновременно для Союзных держав делался акцент на том, что независимость Вьетнама согласуется с положениями, принятыми на международных конференциях (Тегеран, Ялта, Потсдам), и поэтому ДРВ достойна признания с их стороны. Поддержка Союзных держав и международное признание ДРВ были самыми насущными задачами в тот период, поэтому в Декларации не говорилось о классовой борьбе и пролетарском интернационализме. Сами вьетнамцы считают главными следующие слова Декларации: «основные права нации и каждого гражданина — вот два краеугольных камня существования человеческого сообщества, которые были органически слиты воедино Президентом Хо Ши Мином в написанной им Декларации независимости, которая вдохновила Партию на создание первой Конституции»15.

В завершение своей речи Хо Ши Мин обратился к соотечественникам с предупреждением: « Нам предстоят большие испытания и страдания. Вы должны поддерживать правительство, чтобы потом всем вместе праздновать еще больше побед!»16. Эти слова оказались пророческими. В кабинетах Парижа попросту не обратили внимания на этот документ, так как правительство Франции в тот период было озабочено не предоставлением независимости Вьетнаму, а своим возвращением в Индокитай.

В общей церемонии этого исторического митинга нашлось место и для национальных традиций. Всего три дня назад в Хюэ произошла церемония отречения императора Бао Дая в пользу фронта Вьетминь, когда он передал его представителю Чан Хюи Льеу императорские регалии — нефритовый меч и императорскую печать. Хо Ши Мин поднял высоко над головой меч со словами: «Этот меч

раньше использовался для угнетения народа, теперь он будет карать предателей»17.

Внимательное чтение Декларации обнаруживает тонкое различие между тем текстом, который Хо Ши Мин адресовал внутренней публике и тем, что предназначалось главам Союзных государств. Иными словами, в Декларацию независимости Вьетнама были включены разделы, адресованные как Союзным державам, так и внутренней, то есть вьетнамской аудитории. Их стилистика и тон совершенно различны, так как они преследовали разные цели и имели в виду различных адресатов.

Конституция 1946 года

Первая Конституция ДРВ была принята 8 ноября 1946 года в сложных условиях внутренней и внешней ситуации того времени. После Августовской революции и провозглашения независимости прошел всего год, ДРВ еще не была признана ни одним государством мира, отношения с Францией — бывшей метрополией оставались напряженными. Тем большее значение для ДРВ имело такое событие, как принятие первой конституции.

Эта конституция стала юридической основой нового, независимого Вьетнама и базой народно-демократического строя, а также национальной консолидирующей силой. С этого времени Вьетнам из колониальной страны периферийного значения становится субъектом истории и начинается процесс его активного включения в мировую историю. В целом конституция 1946 года имела ярко выраженную антиимпериалистическую и демократическую направленность и стала законодательной базой для осуществления демократического переустройства вьетнамского общества. В статье 1 определялось, что Вьетнам — это демократическая республика, но в ней не нашли отражения и не были закреплены политические и социально-экономические основы общества.

Эта конституция также была написана при непосредственном участии Хо Ши Мина. Ее преобладающий принцип состоял в том, чтобы провозгласить коренные интересы нации как первоочеред-

ные. Речь шла о реализации курса, определенного ЦК КПИК еще 25 октября 1941 года. То есть в преддверии возможной войны с Францией в Конституции 1946 года Хо Ши Мин вновь попытался воплотить в жизнь принцип единого фронта, содержавшийся в Программе фронта Вьетминь.

Первая конституция ДРВ была довольно краткой по сравнению с четырьмя последующими конституциями, принятыми в современном Вьетнаме — введение, семь глав и 70 статей. Некоторые современные вьетнамские специалисты считали ее лучшей и предлагали вернуться к Конституции 1946 года. Но недавно очередная сессия Национального собрания СРВ приняла с многочисленными поправками Конституцию СРВ 1992 года18, утвердив как бы неофициально новую пятую Конституцию современного Вьетнама19.

Таким образом, все три основные названные документы были написаны Хо Ши Мином или при его непосредственном участии. В то время среди всех революционных вьетнамских руководителей только Хо Ши Мину была по плечу эта грандиозная задача, что объяснялось во многом его жизненным и политическим опытом. Формирование его политической культуры происходило под влиянием прогрессивных деятелей Франции (социалистов и коммунистов), затем во время его пребывания в СССР. Но главной составляющей политических воззрений Хо Ши Мина всегда была его приверженность вьетнамской национальной идее, включавшей и патриотизм — то есть создание независимого вьетнамского государства.

С момента создания фронта Вьетминь и до объявления мобилизации всей нации на борьбу за независимость против вернувшихся французских колонизаторов (декабрь 1946 г.), Хо Ши Мин очень последовательно, шаг за шагом шел по пути создания необходимых государственных республиканских институтов, что было совершенно новым явлением вьетнамской политической действительности. Так, Комитет спасения был преобразован во Временное правительство. Затем следовала тщательно продуманная церемония провозглашения независимости Вьетнама на площади Бадинь с присутствием представителей союзников, затем всеобщие выборы в высший законодательный орган страны — Национальное собрание (январь 1946 г.), которое создало постоянное правительство вместо времен-

ного. Параллельно осуществлялся слом старой государственной машины и создание на местах органов новой государственной власти.

Был еще один важнейший (четвертый) документ того времени — «Тезисы о вьетнамской культуре», написанные в 1943 году, в которых излагались основы политики фронта Вьетминь в области культуры в независимом Вьетнаме2". Этот документ нашел положительный отклик среди большей части интеллигенции в городах Северного Вьетнама, в первую очередь, среди авторитетной ханойской профессуры, что было очень важно, так как эта элитная группа «создавала мнение» в Ханое, к ней прислушивались и нейтральные группы, и колеблющиеся. Свидетельством положительного восприятия этого документа стало создание в 1944 году в Северном Вьетнаме Демократической партии из представителей интеллигенции и элиты Ханоя. Тем самым решалась задача выхода фронта Вьетминь из определенной социальной и географической изоляции: сам факт существования этой организации, ее цели и борьба за независимость становились известными в столице и находили поддержку со стороны авторитетных социальных групп, что во многом облегчило ход Августовской революции и ее относительно бескровный характер.

«Тезисы» были написаны Чыонг Тинем, одним из идеологов КПИК21. В этом документе компартия провозглашала три принципа новой вьетнамской литературы и искусства: национальное лицо, научность и массовость. Это единственный документ из анализируемых четырех, не написанный непосредственно Хо Ши Мином. «Тезисы» состояли из нескольких разделов, в которых подвергалось критике феодальное и колониальное прошлое Вьетнама и содержался призыв к борьбе с этим прошлым.

Последовавшие затем десятилетия тяжелых войн (1946—1954 и 1965—1975 гг.) потребовали мобилизации всех сил нации и выдвижения новых задач. Кроме того, с начала 1950-х годов изменилась внешнеполитическая ситуация: ДРВ, будучи признанной КНР и СССР, вышла из дипломатической изоляции. После воссоединения страны и провозглашения СРВ (1976) укрепились всесторонние связи Вьетнама с Советским Союзом. Руководство Вьетнама во главе с генеральным секретарем ЦК КПВ Ле Зуаном стало во многом копировать советскую модель социализма22. По примеру конституций

СССР впервые во вьетнамский основной закон была включена статья о компартии как единственной руководящей силе государства и общества (ст. 4)23.

С провозглашением « политики обновления» и началом проведения рыночных реформ получил право на существование вьетнамский социализм с национальной спецификой, что означало поворот к традициям и их включение в политический «багаж» партийного истеблишмента.

Избрание на VI съезде КПВ (декабрь 1986 г.) генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Ван Линя (1915—1998), последователя Хо Ши Мина, ознаменовало начало курса активного обновления. В начале 1988 года по инициативе Нгуен Ван Линя была начата кампания так называемого «упорядочения партии. В частности, по следам критических газетных выступлений были уволены или подвергнуты взысканиям многие партийные и государственные деятели. Условия работы прессы стали более либеральными24.

Процесс начавшейся демократизации вьетнамского общества, в первую очередь различных сфер культуры и СМИ Вьетнама, получил свое развитие после встречи Нгуен Ван Линя с представителями творческой интеллигенции Ханоя, состоявшейся 6—7 октября 1987 года. Среди творческой интеллигенции этот период получил название «ханойской весны». Культура получила возможность развиваться в более либеральных условиях: появились новые издательства, не финансируемые государством, во Вьетнам стали ввозиться произведения вьетнамских писателей-эмигрантов из Европы и США25.

В тот начальный период вьетнамской «перестройки» новые веяния охватили преподавателей вузов и студенчество. В 1988—89 гг. в Хошимине и Ханое прошли студенческие выступления с выражением протеста против отсутствия университетской автономии, перегруженности учебных планов курсами марксизма-ленинизма26. Министерство образования Вьетнама пошло на частичное удовлетворение этих требований и разрешило некоторым вузам на Юге (в частности, в Кантхо) избирать ректора, учебные планы были также несколько модернизированы: были введены курсы лекций по рыночной экономике, менеджменту, разрешено также открытие частных школ27.

Но уже в феврале 1989 года Нгуен Ван Линь заявил о том, что демократия должна быть управляемой. Новый закон о печати регламентировал деятельность СМИ. Официальное изменение курса руководства КПВ в области литературы и искусства на более жесткий получило свое закрепление в постановлении Секретариата ЦК КПВ в июле 1990 года28.

Нгуен Ван Линь, архитектор реформ, ЦК КПВ, оставался генсеком ЦК КПВ всего один срок. На VII съезде КПВ его не оказалось в составе Политбюро, так же как и его ближайших соратников. На их место в состав Политбюро вошли 9 новых членов — произошла беспрецедентная смена членов Политбюро. Таким образом, можно предположить, что в руководстве КПВ в начале 1990-х годов, после VII съезда КПВ, произошло укрепление позиции умеренных сторонников курса обновления29. Генеральным секретарем ЦК КПВ был избран ветеран партии До Мыой.

Таким образом, на примере лидеров руководства КПВ на начальном этапе перестройки — Нгуен Ван Линя и До Мыоя и их конкретной политики можно сделать вывод, что произошла очередная смена процесса прогресса (демократизации) и отката назад по политическим причинам, а именно — из-за возросших опасений руководства страны, что новые политические условия и вызовы могут привести к негативным последствиям.

Но в целом провозглашенный курс на проведение рыночных реформ в экономике, открытость во внешней политике оставался неизменным. В 1995 году Вьетнам вступил в АСЕАН, это стало «его возвращением в ЮВА», значимым событием, позволившим СРВ обрести важнейшую внешнюю опору в своем регионе, возместить утрату СССР как главного союзника, сбалансировать традиционное давление Китая и, наконец, обеспечить дальнейшее поступательное движение и рост авторитета вьетнамского государства.

Новые реалии — политика «обновления» требовали и решения вопроса о роли государства в политической системе Вьетнама. В Конституции 1992 года государственный строй определялся уже не как диктатура пролетариата, а как «государство народа, основанное народом и для народа» (ст. 2). Ст. 4, по-прежнему закрепляющая

руководящую роль компартии в государстве и обществе, сохранилась, но была упразднена отдельная статья об идеологии марксизма-ленинизма3" .

В течение всего периода политики «обновления» (с конца 1990-х годов) и в начале XXI века иностранные инвестиции служили и остаются основным ресурсом развития экономики Вьетнама. Основными донорами выступают такие страны, как Тайвань, Сингапур, Республика Корея и Япония, то есть группа стран, развивавшихся под сильным влиянием древнекитайской цивилизации и имеющих общие «корни»31. По мнению некоторых экспертов, развитие Вьетнама эволюционировало в сторону известного в Восточной Азии типа авторитарной политической системы (наиболее успешно реализованной в Сингапуре.) Это подтверждается и тем фактом, что при выработке вьетнамским руководством политики «обновления» советником тогдашнего президента СРВ был сам Ли Куан Ю32. В своей книге «Сингапурская история: из третьего мира в первый» он, характеризуя вьетнамцев, писал: «Вьетнамцам потребуется некоторое время, чтобы сбросить с себя коммунистическую смирительную рубашку и начать двигаться свободно и гибко»33.

Но в последнее время Ханой все большее предпочтение отдает сотрудничеству с Республикой Корея, ориентируясь на модель развития этой страны. Корейская массовая культура пользуется огромной популярностью среди вьетнамской молодежи. А для руководства страны южнокорейский опыт становится ориентиром для построения промышленно развитого государства.

С провозглашением курса «обновления» началась и перестройка ортодоксальных коммунистических взглядов. Получил право на существование вьетнамский социализм с национальной спецификой, что означало поворот к традициям и их включение в политический «багаж» партийного истеблишмента. Это означало также строительство «конфуцианского социализма» по примеру Китая. Происходила вьетнамизация марксизма, что подразумевает установку на то, что только так называемое «народное конфуцианство», а в более широком смысле — морализаторские положения конфуцианской культуры — могут обеспечить счастье и мир всего человечества (ввести мир в эру «Великого Единения»)34.

В настоящее время мы наблюдаем ставший характерным для Вьетнама с начала 1990-х годов ментальный возврат к «славному» историческому прошлому, к «золотому» веку вьетнамской истории. В этой связи руководство КПВ/СРВ выдвинуло и включило в свой идеологический арсенал новый тезис, утверждающий, что в процессе современного социально-политического развития Вьетнама на новой основе — на основе рыночной экономики, традиционный со-циально-культурный и религиозный комплекс может выполнять интеграционные функции, удерживая общество от распада35. Но именно потому, что конфуцианство окончательно умерло, его духовное наследие может быть реинвестировано в новый менталитет, не входя в противоречие с требованиями современного развития.

Эти процессы характерны для всех бывших колониальных стран, особенно отмеченных влиянием древнекитайской цивилизации. По мере смены поколений элиты (сейчас во Вьетнаме после Августовской революции к власти пришло 3-е или 4-е поколение руководства, так называемые «дети принцев», то есть дети или родственники высокопоставленных работников), тем более в условиях жестких вызовов XXI века, глобализации и конкуренции, влияние традиционных цивилизационных ценностей в обществе будет только возрастать.

К примеру, японские ученые по-новому осмысливают сегодня исторические и культурные корни своей страны и нации, утверждая идею о том, что Япония и все остальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии принадлежат к океанической культуре, в отличие от Китая, который относится к континентальной культуре. То есть среди политической и интеллектуальной элиты Японии господствует вполне оформленное убеждение, что в Восточной и Юго-Вос-точной Азии существует не одна, а две различные по типу азиатские культуры36. Им вторят вьетнамцы: в научных кругах все более популярными становятся термин и понятие «океаническая цивилизация» и призыв: «Мы с вами одной крови!»37.

Но включение традиционных ценностей в политический багаж КПВ и апеллирование к примерам древней истории для подтверждения легитимности своей власти не освободило ее от социалистической риторики: « Обновление не означает отказа от марксизма-ле-

нинизма и идей Хо Ши Мина... Оно означает, что марксизм-лени -низм и идеи Хо Ши Мина — это идейный фундамент партии и

эо

компас в революционной деятельности» .

Эти слова очень точно определяют значимость образа вождя и легитимного правителя в новейшей истории Вьетнама — Хо Ши Мина, который восстановил самое ценное для каждого вьетнамца — независимость и саму вьетнамскую государственность. В глазах всей нации он законный правитель, обладающий харизмой, восстановивший самое ценное для каждого вьетнамца — независимость и вьетнамскую государственность. Его авторитет никем не оспаривается. Указанные качества усиливаются тем, что сама концепция национальной независимости справедливо считается центральным нервом традиционной мысли Вьетнама.

В ряду мероприятий КПВ по реанимации и возвеличиванию национальных духовных ценностей одно из первых мест в современном Вьетнаме занимает все укрепляющийся посмертный культ Хо Ши Мина — харизматического вождя независимого Вьетнама. Руководство страны во все возрастающем объеме прибегает к идеям Хо Ши Мина как к одному из базовых средств, цементирующих ставшее уже социально разнородным вьетнамское общество. Поэтому в 1980—1990-х годах во вьетнамских вузах появилась новая общественная дисциплина — «хошиминоведение»39.

В прославлении и возвеличении образа Хо Ши Мина, в возрастании его посмертной славы ясно прослеживается озабоченность руководства Вьетнама новыми вызовами и необходимостью решать их с помощью проверенных традиционных средств. Достаточно сказать, что образ Хо Ши Мина возведен в статус духа-покровителя нации, что во Вьетнаме после 1945 года установилась эра Хо Ши Мина4" (по аналогии с эрами правления вьетнамских правителей), ему воздвигнут на центральной площади Ханоя — столицы СРВ погребальный мавзолей, и, наконец, происходит сакрализация его образа не только в государственно-политическом отношении, но и в чисто религиозном — на уровне буддизма (в многочисленных буддийских пагодах установлены бюсты Хо Ши Мина).

Все эти почести в старом Вьетнаме воздавались только законному монарху. Стоит отметить, что этот культ в его традиционном виде

не был навязан «сверху», он начал реализовываться «снизу», и власти не только не препятствовали этому, но всеми способами поощряли сакрализацию образа вождя в духе традиционной государственной идеологии Вьетнама, особенно четко обозначившейся во время империи Дайнам и правления династии Нгуенов (первая половина XIX в.)41. С большой степенью уверенности можно утверждать, что все вьетнамцы чувствуют себя ментально лучше и спокойнее, когда в стране опять появился дух-покровитель нации. Это верование самое древнее и самое устойчивое во Вьетнаме.

Все вышеизложенное позволяет типологически идентифицировать современное вьетнамское общество. В 2005 году отмечалась 60-я годовщина ДРВ-СРВ — значимый для вьетнамского массового сознания факт, так как с момента создания современного государства колесо истории совершило полный шестидесятиричный цикл. В течение XX и XXI веков Вьетнам в процессе стремительной трансформации вобрал в себя элементы сразу нескольких социальных эпох и цивилизаций: совершив переход от общества с господствующей конфуцианской идеологией через короткий период существования демократического республиканского строя, нескольких десятилетий интенсивного строительства социализма советской модели, он снова возвращается к традиционной идеологии — на твердую и веками проверенную почву вьетнамской национальной политической традиции, где главным стержнем выступает тандем «правитель (партия) — государство» как олицетворение единства власти и собственности, политики и экономики.

Примечания

1 Средства массовой пропаганды Японии в странах ЮВА во время Второй мировой войны. М., 1985 г., С.25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Devillers Ph. Histoire du Viet- Nam de 1940 a 1952. Paris, 1952. P.93.

3 Новакова O.B., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Ч. 2. М., 1995. С.204.

4 Там же. С. 209.

5 Чан Чонг Ким (Trân Trong Kim, 1883—1953) был также известным ученым историком, его работа «Viêt-nam sù luge» (Краткая история Вьетнама) Т. 1—2. S.,

1971 стала настольным учебником вьетнамских студентов практически в течение всего колониального периода. Основой его философских взглядов служило конфуцианство. В 1930 г. он опубликовал монографию «Nho giäo» («Конфуцианство»), в которой главной идеей было утверждение о том, что только «чистое» конфуцианское учение, очищенное от поздних наслоений чжусианства, может и должно служить главной идеологией современного Вьетнама в противостоянии коммунизму, троцкизму и другим учениям, пришедшим с Запада.

6 Le Tröng Nghia. Dai dien Viet Minh vai cliinh phü Trän Trong Kim er Hä Nöi näml945 (Jle Чонг Нгиа. Представитель Вьетминя при правительстве Чан Чонг Кима в 1945 г.) // Xira vä nay, thäng 8-2012, so 409.

6 Ibid. Tr. 3.

7 Ibid. Tr. 3.

8 Ibid. Tr. 5.

9

Ibid. Tr. 5. Но на обложке данного номера журнал помещает фото массовых августовских демонстраций, в которых участвуют совместно представители фронта Вьетминь и правительства Чан Чонг Кима.

111 В начале февраля 1941 года Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок) после 30 лет жизни в эмиграции с группой своих ближайших соратников перешел китай-ско-вьетнамскую границу в районе Пакбо (провинция Каобанг) и возглавил нараставшее национально-освободительное движение вьетнамского народа.

11 В официальных документах того времени Вьетминь назывался Лига независимости Вьетнама.

12

См. Мурашева Г.Ф. Политическая элита Вьетнама в начале эпохи обновления (дой мой) // Вьетнамские исследования. Выпуск 1. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 62.

13 Но СЫ Minh. Toän Тар, tap 3. HN, 1983. Tr. 812-823. См. также Viet Nam Social Sciences (Hanoi). № 3. 1985. P. 145-147.

14 Отметим, что с отречением императора Бао Дая страна оставила позади два тысячелетия монархического строя.

15 Новости Вьетнама. 1982. № 2. С. 8.

16 Trang Hiep. Hörn nay lä Ngäy Вбс Läp! (Сегодня — День Независимости) // Trung Bäc ChüNhät, № 261, 09.09.1945. Tr. 5-6.

17 Вбс Läp (Hanoi), № 1, 04.09.1945; Vu Ngu Chieu. Political and Social Changes in Vietnam between 1940 and 1946. Wisconsin, 1984. P. 380-381.

18

Из 120 статей нового текста 101 были переделаны. См. Цветов П.Ю. Новая Конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и гражданина //Азия и Африка сегодня. № 6. 2014. С. 22.

19 Всего в независимом Вьетнаме официально было принято четыре конституции: 1946, 1960 и 1992 гг.

20

Полное название «Вё circrng ve cach mang van hoa Viet Nam» («Тезисы о культурной революции во Вьетнаме»). Тезисы о культуре были напечатаны дважды: в первом номере журнала Tien Phong (10.11.1945) и потом в 1996 г. в полном собрании номеров журнала Tien Phong. Тар chi Tien phong, с о quan cua Hoi Van hoa Ciiu quoc VN, so 1 (10.11.1945). Sim tap tronbo «Tidn phong» 1945—1946, tap chi cua Hoi van hoa cuu quoc Viet Nam, Lai Nguyen An va ffiiu Nhuan suu tarn, tap 1 (1945), HaNoi, 1996, tr. 32-35.

21

Именно ему было поручено провозгласить политику «обновлен™» в 1986 г. на VI съезде КПВ, когда он занимал пост генерального секретаря ЦК КПВ (скончался в 1987 г.).

22

Цветов П.Ю. Новая Конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и гражданина. Указ. соч. С. 21.

23

Конституция Социалистической Республики Вьетнам. М., 1982. С. 21.

24 Thayer, Carlyle A. Political Development in Vietnam: From the Sixth to Seventh National Party Congress // Regime change and regime maintenance in Asia and the Pacific. Canberra, 1992. P. 7.

25 Ibid. P. 9-10.

Far Eastern Economic Review. 20.07.1989.

27 Quan dpi nhan dan. 14.08.1989.

28 Nhan Dan. 28.07.1990.

29

Мурашева Г.Ф. Политическая элита Вьетнама в начале эпохи обновления. Указ. соч. С. 67.

30

Цветов П.Ю. Новая Конституция Вьетнама. Указ. соч. С. 21.

Отметим, что помимо общих цивилизационных корней, это экономическое и финансовое сотрудничество имеет и общую историю в недавнем прошлом: в годы существования «Республики Вьетнам» именно Южная Корея и Тайвань инвестировали значительный капитал в экономику Южного Вьетнама.

32

Локшин Г. М. Некоторые особенности идейно-политической жизни Вьетнама до и после XI съезда КПВ // Вьетнамские исследования. Выпуск 1. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 40.

33

Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: МГИМО(У), 2005. С. 300.

34

Переломов Л.С. Конфуцианство в политической культуре стран дальневосточного региона // Культурное наследие в современной политической и со-

циальной практике стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Санкт-Пе-тербургский университет, Восточный факультет, 2011. С. 7—8.

35 Thoibáo kinh té Viet-Nam (Ha Nói). 21.01.1999.

36 Мосяков Д.В. Процессы региональной консолидации в Восточной и Юго-Восточной Азии и японо-китайские отношения // Юго-Восточная Азия в 2001. М.: ИВ РАН, 2002. С. 51.

37

Титаренко M.JI. Выступление на конференции «Российско-вьетнамский круглый стол». М., 28.03.2000.

38 Báng cóng Sán Viet Nam. Dai Hói lán thú X. HN, 2006. Tr. 70.

39

Цветов П. Ю. Политический портрет. Историк и революционер Чан Ван Зяу (1911-2010)//Восток(Oriens). 2014. № 2. С. 61-62.

411 Заявление Генерального секретаря ЦК КПВ Ле Кха Фиеу, занимавшего этот пост в конце 1990-х годов, на встрече с представителями иностранных делегаций в Ханое на 1-й международной научной конференции «Изучение Вьетнама», участницей которой была и автор данной статьи. Ханой, июль 1998 г.

41 Новакова О.В. Вьетнам: поиск культурной идентичности в новых политических реалиях // Губеровские чтения. Т. 1. М.: ИСАА МГУ, 2009. С. 263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.