Научная статья на тему 'Памяти Олега Натановича Гринбаума'

Памяти Олега Натановича Гринбаума Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Олега Натановича Гринбаума»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9

Вып. 4

ХРОНИКА

ПАМЯТИ ОЛЕГА НАТАНОВИЧА ГРИНБАУМА

29 апреля 2015 г. безвременно ушел из жизни Олег Натанович Гринбаум — доктор филологических наук, профессор кафедры математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета, талантливый исследователь-стиховед.

Он родился 26 декабря 1950 г. в семье известного ученого-классика Н. С. Гринбаума. Однако путь самого Олега Натановича в филологию был неординарным. В 1967 г. он поступил на электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого), который окончил в 1973 г. по кафедре «Автоматика и телемеханика», получив распределение в институт «Энергосетьпро-ект». Работа в проектном институте (позднее и в других организациях) не удовлетворяла Олега Натановича, всегда стремившегося к научной деятельности. Он поддерживал связь с Особым конструкторским бюро технической кибернетики и одноименной кафедрой Политехнического института, занимаясь проблемами искусственного интеллекта под руководством доктора технических наук Ф. М. Кулакова и в сотрудничестве с основоположником отечественной школы искусственного интеллекта академиком Г. С. Поспеловым. В этот период О. Н. Гринбаум перевел книгу американского ученого М. Минского «Фреймы для представления знаний» (М., 1979), описывающую механизмы человеческого мышления, восприятия зрительной и слуховой информации. Спустя некоторое время он начал сотрудничать с заведующим лабораторией математической лингвистики математико-механического факультета СПбГУ доктором физико-математических наук Г. С. Цейтиным, а затем и с сотрудниками кафедры математической лингвистики филологического факультета С. Я. Фитиаловым, В. Д. Буторовым, Г. Я. Мартыненко, занимаясь автоматизированной системой обработки текстов «Линда» и проблемами стилеметрии. Тогда же Олег Натанович начал работать на кафедре математической лингвистики на общественных началах, в 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Автоматическая структуризация текстов (на материале художественной прозы)», в 1991 г. стал постоянным сотрудником кафедры, с 1998 г. — доцентом, а с 2002 г. — профессором.

Используя свой опыт работы в области кибернетики и информатики, О. Н. Гринбаум в дальнейшем разработал и применил на практике новаторскую математическую теорию гармонии — «эстетико-формальный» метод изучения строфического ритма, основанный на принципе «золотого сечения» и числовых последовательностях Фибоначчи. Соединив в своих исследованиях возможности математического анализа с традиционными литературоведческими приемами, он предложил оригинальный метод изучения ритмико-гармонической

типологии строфы русского классического стиха, при этом сама ритмическая организация стихотворного текста рассматривалась им как воплощение универсальных законов искусства. Эти идеи легли в основу докторской диссертации Олега Натановича «Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» и русского сонета)» (2000), по итогам защиты которой ему были присвоены две ученые степени — по специальностям «Структурная и прикладная лингвистика» и «Русская литература».

Основное содержание диссертации было представлено в монографии «Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале "Онегинской строфы" и русского сонета)» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000). Последовавшие за ней труды («Эстетико-формальное стиховедение: Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001), учебное пособие «Гармония стиха Пушкина» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008), «Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010), учебное пособие «Основы математико-гармонического анализа поэтических текстов» (СПб: Изд-во СПбГУ, 2013), а также многочисленные статьи) помимо развития ранее заявленных принципов содержали также попытку соединить вопросы ритмико-гармонической точности стихотворного текста с психофизиологическими оценками его восприятия. Так был сделан необходимый шаг к новому направлению исследований в области рецептивной поэтики.

Олег Натанович ушел из жизни в период высокой творческой активности, не успев осуществить многие замыслы, увидеть опубликованными уже сданные в печать работы. Светлая память об Олеге Натановиче Гринбауме — замечательном ученом и педагоге, обаятельном человеке и верном друге — навсегда сохранится в наших сердцах.

А. А. Карпов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.