Научная статья на тему 'ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952-2020)'

ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952-2020) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952-2020)»

AD MEMORIAM

doi:10.37614/2307-5252.2021.1.20.010

ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952-2020) О. А. Сулейманова

Olesya A. Suleymanova

IN MEMORY OF KONSTANTIN KUZMICH LOGINOV (1952-2020)

Рис. 1. Константин Кузьмич Логинов (29.09.1952-18.11.2020). Из личного архива И. А. Разумовой

18 ноября 2020 года ушел из жизни Константин Кузьмич Логинов — наш коллега, выдающийся этнограф, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы (рис. 1).

Константин Кузьмич Логинов родился 26 сентября 1952 года в городе Вытегре Вологодской области. Из семьи служащих. В 1974-1979 годах обучался на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. «Желание стать этнографом появилось у Константина Логинова уже после шестого класса. Мальчик много читал и неожиданно наткнулся в городской детской библиотеке на научно-популярную книгу выдающегося этнографа и антрополога Н. Н. Чебоксарова. Книга рассказывала о науке этнографии и повлияла на выбор его профессии» [Винокурова, 2020: 353]. В одном из своих интервью К. К. Логинов в деталях рассказал эту замечательную историю о том, что предшествовало выбору профессии этнографа: «...почти

мистическая история. Я в детстве, как многие дети, говорил, что буду капитаном дальнего плавания. До четвертого класса учился на одни "пятерки", в пятом появились "тройки", в шестом их уже стало много. И в 1967 году, как раз перед седьмым классом, над моим родным городом Вытегрой завис НЛО — долго висел, весь город видел, и писали об этом много. А матери приснился сон, что я ночью встал и босиком побежал к НЛО. Мне сбросили лесенку, как из вертолета — веревочную, и я по ней полез. А кто-то внизу говорит: "Смотрите, смотрите, куда Логинов полез". Примерно через неделю я пошел в библиотеку, взял книгу Николая Николаевича Чебоксарова "Что такое этнография", прочитал ее и понял, что хочу быть этнографом, снова стал учиться на "четверки" и "пятерки", и с тех пор вся моя жизнь связана с этнографией»1 [Подосокорский, ЭР].

В 1979 году К. К. Логинов поступил в аспирантуру Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ныне — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)), в сектор этнографии восточных славян. Своими учителями в науке он считал известных этнографов Р. Ф. Итса, А. В. Гадло, К. В. Чистова, Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович. В 1986 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Материальная культура русских Заонежья (вторая половина XIX — начало XX в.)». Его научным руководителем была Татьяна Владимировна Станюкович — известный советский и российский этнограф, специалист по материальной культуре и народному искусству восточных славян, исследователь этнографии русских, историограф Кунсткамеры, создатель первой экспозиции музея Ломоносова, историк музейного дела, автор ставших классическими трудов по этнографическому музееведению и истории Кунсткамеры. К. К. Логинов был одним из последних аспирантов Т. В. Станюкович. В 2019 году в сборнике материалов по результатам международной научной конференции «К 100-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Станюкович» была опубликована его статья [Логинов, 2019], в которой он написал о роли, которую «шефиня» (как с любовью и теплотой он называл Т. В. Станюкович) сыграла в его судьбе: «Она приучила меня безропотно переделывать по пять раз (не меньше) один и тот же научный текст, пока глаз не перестанет спотыкаться о шероховатости лексики и грамматики, не теряя при этом и логику изложения или доказательства. Один раз, признаюсь, был срыв. Когда Татьяна Владимировна мне в четвертый раз вернула тезисы на доработку (опубликованы в "Годичной научной сессии ИЭ" за 1985 год [Логинов, 1985]), я ей заявил: «Может быть, бросить все? Все равно ученый из меня не получается. Никак не научусь правильно писать». А шефиня по-доброму улыбнулась, я бы сказал, с хитринкой, и сказала: "Пиши! Пиши! Пиши снова. Не переживай! У Никиты Ушакова еще хуже получается. Но он же не унывает, работает". Нехорошо на фоне друга искать собственного возвышения. Но слова Татьяны Владимировны вернули мне уверенность в себе» [Логинов, 2019: 409].

После окончания аспирантуры К. К. Логинов переехал в Петрозаводск и с 1984 года работал в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Научные интересы Константина Кузьмича были сосредоточены на разных аспектах материальной и духовной культуры народов Российского Севера, этнолокальных групп населения Карелии и сопредельных территорий —

1 Пунктуация и орфография оригинала сохранены.

Вологодской, Архангельской, Мурманской областей (карелов, вепсов, поморов). Основное направление научной деятельности — исследование традиционной культуры русского населения Карелии в контексте этнической истории народа, ее этнолокальных групповых особенностей и межэтнических контактов с финно-угорскими народами. Первые монографии К. К. Логинова о традиционной материальной культуре [Логинов, 1993] и обрядах жизненного пути человека (родильном и погребальном) [Логинов, 1993а], написанные по этнографическим материалам Заонежья, сразу стали научными бестселлерами, в библиотеках на них была очередь. Логинов был уникальным специалистом по народным традициям русских Карелии, в особенности Заонежья. В обобщающей коллективной монографии «Народы Карелии» ему принадлежит основная часть раздела, посвященного русской культуре (четыре главы): общая характеристика и этническая история заонежан, традиционные занятия и промыслы, культура жизнеобеспечения, обряды жизненного цикла [Народы Карелии, 2019: 528-647]. По всем вопросам, так или иначе связанным с этнографией Карелии и всего северо-запада России, он был «живой энциклопедией».

Константин Кузьмич охотно и с большим удовольствием делился своим опытом и знаниями, был прекрасным преподавателем и лектором, с 2004 года преподавал и на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, вел ряд учебных курсов, посвященных истории и этнографии финно-угорских народов России, читал лекции на различных мероприятиях, постоянно выступал на научных конференциях, в том числе международных (рис. 2).

Рис. 2. Логинов К. К., Разумова И. А., Байбурин А. К. Париж, 1999 г. Из личного архива И. А. Разумовой

К. К. Логинов был талантливым полевым этнографом. Он совершил множество экспедиций в Заонежье и другие районы Карелии, Вологодской, Мурманской и Архангельской областей, собрал уникальные материалы о культуре и быте северных народов. Из воспоминаний старшего научного

сотрудника Сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Алексея Петровича Конкка: «Я знал этого человека с аспирантуры, много было совместных экспедиций... Его добродушие, готовность помочь каждому удивляли меня. Он „заражал" своей любовью окружающих. Благодаря личным качествам, Логинову удавалось находить и становиться своим среди деревенских жителей — по сути, соавторов его книг. Ему часто рассказывали о том, что иным бы не рассказали — о семейных и деревенских конфликтах, о старинных способах лечения, о колдовстве, доверяли потаенные тексты заговоров. При возможности, Константин Кузьмич выезжал в экспедиции по любимому маршруту — в Заонежье, с удовольствием общался с коренным населением. Какое при этом испытывал удовольствие — надо было видеть! Радовался даже малой научной находке!» [Смирнова, ЭР]. Общеизвестно, что полевая и собирательская работа, если при правильном подходе и умении расположить к себе местных жителей, позволяет получить уникальные сведения, которые значительно расширяют диапазон имеющихся научных знаний. Из интервью Константина Логинова изданию "Gubdaily": «Но, понимаете, научное знание, получаемое из книг, не воспитывает, ментальность не меняет. Я долго был октябренком, пионером, комсомольцем, членом партии, а когда стал этнографом и начал ездить в деревни, то там все стало видно» [Известный., ЭР]. В 2007 году выходит сборник полевых этнографических опросников под авторством К. К. Логинова (рис. 3).

САНКТ-ИЕТЕГБУРГСКИЙ ГОСУДАРС1 ВМШЫЙ Я1ИВНЧ нгкт

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

К.К.ЛО! ИНОВ

ГЬОРИИКМОЛККЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОПРОСЕ! И КОН

У Ч«:01111>,ш'кч кос ткоГшс

ГЯ

Рис. 3. Обложка учебно-методической книги под авторством К. К. Логинова. Фото с сайта [https://vk.com/wall-341621_2097?z=photo-341621_456244647%2Falbum-341621_00%2Frev]

В этом сборнике опубликованы этнографические опросники, которые являются методическими материалами по курсу «Методика полевых исследований». Основной акцент в данных опросниках был сделан на изучении обрядности жизненного цикла и традиционной пищи. В данное пособие также включен экспериментальный свод вопросов для традиционных и современных магических специалистов.

К. К. Логинов глубоко изучал бытовую магию Заонежского и Пудожского края, а также семейные обряды и верования местных жителей. В 2013 году издание "Gubdaily" опубликовало интервью с ученым под заголовком — «Известный карельский этнограф Константин Логинов: колдун или ученый?» [Известный..., ЭР]. В этом интервью ему задали вопрос, относит ли он себя к колдунам? К. К. Логинов ответил так: «Это неправда. Я — ученый, который многое узнал благодаря своей работе. А колдун — это человек, который прошел обряд посвящения в колдуны и работает с духами, пребывающими в инферно. Это очень глубокие подземные слои. Ведун работает с духами воды, земли, леса, огня, то есть с тем слоем, в котором мы находимся. А колдун — это очень нехорошо. Тут, знаете, очевидно незнание или непонимание людей. Вот бабушка рассказывает: "Ой, такая колдунья была, такая колдунья. но, правда, все только на хорошее делала". Какая ж это колдунья? Понятно, что речь идет о знахарке. Надо различать эти понятия».

В связи с затронутой темой о магии и сверхъестественном автору этих строк вспоминается случай, когда Константин Кузьмич писал отзыв на автореферат моей кандидатской диссертации. Так получилось, что у него возникали различные формальные сложности с отзывом: вкрадывались какие-то технические ошибки, в связи с чем пришлось неоднократно его переделывать. Помню, как в один из дней он мне позвонил и сообщил о том, что ему необходимо срочно выезжать на работу, чтобы заверить переделанный отзыв, но ключи от квартиры куда-то затерялись, а на тот момент кроме него дома никого не оказалось. Он тогда неоднократно в своей речи упоминал нечистую силу, которая якобы мешает ему вовремя сделать важное дело. К счастью, все трудности разрешились и отзыв был отправлен вовремя. С большой теплотой вспоминаю все встречи и общение с Константином Кузьмичем! Он трепетно относился к тем, кто обращался к нему за помощью, был по-настоящему добрым и отзывчивым человеком! Светлая память Вам, дорогой Константин Кузьмич!

За годы научной деятельности К. К. Логиновым подготовлено и опубликовано около 200 научных работ, среди которых 11 монографий. Он неоднократно публиковался в Трудах Кольского научного центра РАН и собирался прислать статью в этот, 20-й выпуск.

Основные публикации Константина Кузьмича Логинова

Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья: (конец XIX — начало XX в.). СПб.: Наука, 1993. 157 с.

Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993а. 227 с.

Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX — начало XX в.). Петрозаводск, 2001. 328 с.

Логинов К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. 276 с.

Логинов К. К. Сборник полевых этнографических опросников: учеб.-метод. пособие. СПб., 2007. 69 с.

Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 153-246.

Логинов К. К. Народный календарь и праздники народов Карелии // Слово и праздник. Петрозаводск, 2008. С. 15-60.

Логинов К. К. Некоторые выводы из работы с носителями «магических знаний» в экспедициях 1977-2008 гг. // PAX SONORIS: история и современность. Памяти М. А. Этингера. Астрахань, 2009. Вып. 3. C. 105-107.

Логинов К. К. Конфликты и конфликтные ситуации традиционного жизненного цикла русских Водлозерья на отрезке жизни от рождения до свадьбы // Материалы научной конференции «Современные методы сохранения и изучения культур народов Карелии (г. Петрозаводск, 15-16 марта 2010 г.). Петрозаводск,

2010. C. 17-30.

Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.; Петрозаводск, 2010. 413 с.

Логинов К. К. Былички Обонежья (опыт включенного наблюдения) // Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: сб. докл. Т. 2. М.,

2011.C. 115-121.

Логинов К. К. Заонежские заговоры деревни Вицино (из современных расшифровок) // PAX SONORIS: науч. журн. Астрахань: Полиграфком, 2012. Вып. VI. C. 203-207.

Логинов К. К. Несколько замечаний по поводу этнической идентичности коренных народов Карелии // Этническая культура и XXI век: материалы науч.-практ. конф. (15-16 апреля 2011 г.). Петрозаводск, 2012. C. 8-13.

Логинов К. К. Методика полевых работ и архивация фольклорных, лингвистических и этнографических материалов // Материалы VI науч.-практ. семинара (г. Петрозаводск, 27-28 марта 2013 г.). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. C. 182-191.

Логинов К. К. «Раздача боли и страха» в русских мальчишеских играх (на примере г. Вытегры и сопредельных территорий) // Традиционная культура. 2014. № 3. C. 92-98.

Логинов К. К. Из истории бани в Карелии // Традиционная культура. 2015. № 1. C. 133-139.

Логинов К. К. Деревья и кустарники в традиционных поверьях русских Карелии // Вепсы, карелы и русские Карелии и сопредельных областей: исследования и материалы к комплексному описанию этносов. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. C. 175-186.

Логинов К. К. Звон «естественный», утилитарный и ритуальный в традиционной крестьянской культуре Обонежья // Колокола и колокольчики: альманах. Вып. 1 / Мин-во культуры РФ, ГМЗ «Ростовский кремль». Ростов Великий, 2016. C. 208-220.

Логинов К. К. А. В. Гадло — преподаватель, научный руководитель, учитель // Материалы научной конференции «Археология и этнография Кавказа и Крыма», посвященная 80-летию со дня рождения профессора А. В. Гадло (19372002) (6-8 апреля 2017 года). СПб.: СПбГУ, 2017. C. 32-34.

Логинов К. К. Петух в обрядах и представлениях русских Обонежья // История и традиционная культура народов Карелии и сопредельных областей

в свете новых источников, методов и подходов (памяти Р. Ф. Никольской). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. C. 251-264.

Логинов К. К. О колоколах в народной культуре Обонежья и в творчестве поэта Н. Клюева // Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова: школы, исследования, персоны (к 50-летнему юбилею): сб. науч. ст. Петрозаводск, 2018. C.216-225.

Логинов К. К. Моя шефиня Татьяна Владимировна // Вещи. Экспедиции. Музеи. К 100-летию со дня рождения Т. В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2019. C.405-410.

Логинов К. К. Морские суда западного Поморья (вторая половина XIX — начала XX вв.) // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Апатиты, 2019. Т. 10, № 2 (16). C. 67-77.

Логинов К. К. Поморские карбасы (Карельский, Поморский и Летний берега) // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Апатиты, 2020. Т. 11, № 1-18. C. 43-54.

Список литературы

Винокурова И. Ю. Памяти Константина Кузьмича Логинова (1952-2020) // Альманах североевропейских и балтийских исследований / Петрозаводский государственный университет, ФИЦ «Карельский научный центр РАН». Петрозаводск, 2020. № 5. С. 353-359.

Известный карельский этнограф Константин Логинов: колдун или ученый? // Gubdaily. URL: https://gubdaily-ru.turb0pages.0rg/gubdaily.ru/s/ sociology/interview/izvestnyj-karelskij-etnograf-konstantin-loginov-koldun-ili-uchenyj/ (дата обращения: 01.02.2021).

Логинов К. К. Моя шефиня Татьяна Владимировна // Вещи. Экспедиции. Музеи. К 100-летию со дня рождения Т. В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2019. C.405-410.

Народы Карелии: историко-этнографические очерки / отв. ред. И. Ю. Винокурова. Петрозаводск: Периодика, 2019. 752 с.

Подосокорский Н. Умер карельский этнограф Константин Логинов, исследователь магии Русского Севера // LiveJournal. URL: https://philologist.livejournal.com/11684705.html (дата обращения: 01.02.2021).

Смирнова Т. «Корни наши в земле». Заонежане вспоминают об ученом-этнографе Константине Логинове // 7х7 — Горизонтальная Россия. Республика Карелия. URL: https://7x7-journal.ru/posts/2020/12/05/korni-nashi-v-zemle-zaonezhane-vspominayut-ob-uchenom-etnografe-konstantine-loginove (дата обращения: 01.02.2021).

Сведения об авторе Сулейманова Олеся Анатольевна

кандидат исторических наук, научный сотрудник

Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН

Olesya A. Suleymanova

PhD (History), Research Fellow

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.