Таким образом, можно видеть, что возникновение каждого из этих больших танцевальных стилей так или иначе, напрямую или от обратного, связано с эволюцией христианства и пониманием танца в контексте христианской культуры. Многообразие танцевальных форм современного мира, без сомнения, обладая автономией по отношению к религии вместе с архитектурой, музыкой, живописью, несет на себе, тем не менее, отсвет духовного богатства многотысячелетней истории христианской культуры, связуя эпохи, и может быть, только разросшиеся за это время в искусстве оттенки изначальных смыслов придают актуальность исторической традиции.
1 Sachs С. World History of the Dance. New York, 1937. P. 6.
2 Соколов-Каминский A.A. Танец// Восточно-славянский фольклорный словарь научной и народной мифологии. Минск, 1993. С. 344.
5 Там же.
4 Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. С. 44.
5 Там же. С. 110.
6 Плотин. Космология. О благе или едином VI. 9, 8, 9 // Плотин. Эннеады. М., 1995. С. 52.
7 Апостолос-Колпадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 1996. С. 216.
8 DaviesJ.G. Liturgical danse. London, 1984. P. 112.
' Лосский В.Н. Указ. соч. С. 51.
10 Гуревич А.Я. Дух и материя. Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Культура и общественная мысль. Античность, Средние Века, Эпоха Возрождения. М., 1988. С. 123.
" Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 169.
12 Sachs С. Op. cit. Р. 66.
" Цит. по: Лосский В.Н. Указ. соч. С. 73.
14 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 85.
15 Лосский В.Н. Указ. соч. С. 75.
" Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987. С. 180.
17 Цит. по: Комаров Г.А. Танец модерн // Балет / Под ред. Ю.Н. Григоровича. М., 1989. С. 506.
" Ванслов В.В. Стиль // Балет. С. 350.
" Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 54.
20 CopelandR., Соопеп М. What is dance? Readings in theory and criticism. Oxford; New York; Melbourn, 1983. P. 3.
21 Бахтин H.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990. С. 62.
22 Haskell A.L. The wonderful world of the dance. London, 1969. P. 81.
23 DaviesJ.G. Op. cit. P. 14.
24 Emmerson G.S. Asocial histori scotish danse. Monreal; London, 1972. P. 1.
25 Платон. Законы // Платон. Соч.: В 4 т. М„ 1972. Т. 3. С. 122.
Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.
Памяти автора: Антон Владимирович Амашукели
(24.12.1969-2.03.2007)
Внезапная болезнь оборвала жизнь Антона Владимировича Амашукели в то время, когда он завершал работу над диссертацией. Человек разнообразных культурных запросов, он пришел к идее философского осмысления танца после многолетних занятий естественными, техническими и гуманитарными науками. Он закончил Авиационный институт в Риге, учился в Санкт-Петербургской консерватории, преподавал на кафедре философии в Тираспольском университете. Диссертационное исследование отразило высокий интеллектуальный потенциал молодого ученого, соединившего в себе творческую свободу мысли и стремление к самому тщательному ее обоснованию.
На протяжении всей жизни самой большой любовью Антона Владимировича был танец, который покорил его с детских лет, стал его судьбой и одной из его профессий. В годы юности он был артистом музыкального театра, а затем, работая уже в университете, возглавил детскую студию классического танца в Тирасполе и стал ее хореографом. Он был радостным и оригинальным хореографом, танцевальные композиции в его постановке и талантливом исполнении детей принимались неизменно тепло на родине и за рубежом.
Логическим завершением развития интереса к танцевальному искусству стала работа над диссертационным исследованием «Танец в традиции христианской культуры», которая проводилась на кафедре эстетики и философии культуры Санкт-Петербургского университета под руководством профессора Т. А. Акиндиновой. С настойчивостью и творческим азартом Антон Владимирович собирал необходимый для диссертации материал по истории танца и смежных областей искусства, осваивая для этого не только библиотеки Санкт-Петербурга, но и книгохранилища новоафонского монастыря. Усилия оказались оправданными.
Он сумел доказать то, что прежде не считалось научной истиной, а именно, что европейское искусство танца не только возникло на почве христианства, в недрах его обряда, но и последующая эволюция танца также происходила в прямой зависимости от исторического изменения христианского сознания. Более того, он показал, что современные формы танца, несмотря на свою нетрадиционность и казалось бы полную независимость от религии и церкви, испытывают влияние многовековой христианской культуры и воплощают в себе ее вечные ценности.
Коллеги Антона Амашукели полагают, что основные идеи его научного труда непременно войдут в проблемное поле современной эстетики и философии культуры.
/