Научная статья на тему 'От бестелесного к физическому: эволюция танцевального искусства в христианстве (монография Т. А. Акиндиновой, А. В. Амашукели «Танец в традиции христианской культуры»)'

От бестелесного к физическому: эволюция танцевального искусства в христианстве (монография Т. А. Акиндиновой, А. В. Амашукели «Танец в традиции христианской культуры») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
258
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От бестелесного к физическому: эволюция танцевального искусства в христианстве (монография Т. А. Акиндиновой, А. В. Амашукели «Танец в традиции христианской культуры»)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY

УДК 008

Рецензия

ОТ БЕСТЕЛЕСНОГО К ФИЗИЧЕСКОМУ: ЭВОЛЮЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ХРИСТИАНСТВЕ (МОНОГРАФИЯ Т. А. АКИНДИНОВОЙ, А. В. АМАШУКЕЛИ «ТАНЕЦ В ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 1)

Колесова Ирина Семеновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Уральский государственный аграрный университет (г. Новоуральск, РФ). E-mail: ikolesova@mail.ru

Review

FROM DISEMBODIED TO PHYSICAL: THE EVOLUTION OF DANCE ART IN CHRISTIANITY (MONOGRAPH OF T. A. AKINDINOVA, A. V. AMASHUKELI "DANCE IN THE TRADITION OF CHRISTIAN CULTURE")

Kolesova Irina Semenovna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Ural State Agricultural University (Novouralsk, Russian Federation). E-mail: ikolesova@mail.ru

Искусство христианского мира весьма активно изучается в различных аспектах. Особый интерес исследователи проявляют к таким традиционным формам его существования, как зодчество, гимно-графия, пение, каллиграфия и, конечно, иконопись. Из всех видов христианского искусства, пожалуй, только танец не был подвергнут разносторонней научной рефлексии. Эта актуальная проблема стала предметом исследования Т. А. Акиндиновой и А. В. Амашукели в монографии «Танец в традиции христианской культуры», носящей междисциплинарный характер и созданной на стыке эстетики, культурологии, религиоведения. Теоретической подоплекой в осмыслении танца для создателей этой замечательной работы послужили идеи Й. Хейзинги, М. Бахтина, А. Гуревича.

Совершая экскурс в историю вопроса, авторы пытаются показать несостоятельность широко распространенного мнения о негативном отношении к танцу в христианской культуре. Интерпретируя высказывания и замечания о танце христианских мыслителей, авторы приходят к выводу, что утвердившаяся в сознании большинства неодобрительная позиция к танцевальному искусству в христианстве неоднозначна и требует уточнений. Весьма показательна в этом плане глава «Танец в традиции восточно-христианской культуры». Раскрывая специфичность в трактовке танца восточно-христианскими мыс-

1 Акиндинова Т. А., Амашукели А. В. Танец в традиции христианской культуры. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: РХГА, 2015. - 239 с.

лителями, авторы подчеркивают, что они отдают предпочтение экстатическому созерцательному танцу в основе которого лежит выстроенная на религиозном признании первичности духовного, каноническая конструкция. Критерием оценки танца и обоснованием его стилистики, уместности танцевальных элементов в богослужении, с точки зрения апологетов христианской Церкви, является глубина воплощения центральной идеи православного вероучения: спасение через достижение соборного единства с Богом, обретение абсолютной полноты бытия или обожения человека и выход на уровень святости. Следует настоятельно подчеркнуть, что отношение Отцов Церкви к танцу как форме веселого развлечения, в котором преобладает плотское начало, изгоняющее возвышенное, было весьма негативным. Идеальным образцом гармоничного, соразмерного, калокага-тически правильного танца восточные теоретики христианства объявляют хоровод ангелов.

Включая в поле исследования новые факты, труды, источники, еще не полностью вовлеченные в научный оборот, авторы описывают танец во внехрамовых восточно-христианских обрядах в контексте его влияния на становление стилистики народного танца, а также бытовой танец аристократического западно-европейского общества. Данной проблематике посвящена глава «Танец в традиции католической культуры». Иерархи западного христианства, подобно восточным, негативно и даже враждебно (Августин Блаженный) относились к танцевальной практике. Тенденции сокращения зазора между «горним» и «дольним» мирами, сближение духовного и телесного в человеке, прогрессирующие в католицизме, в конечном результате привели к признанию большей значимости танца в западно-христианской культуре в отличие от православной. Формирующееся в западно-европейской ойкумене мыслительное христологическое пространство с концентрацией на фигуре воплощенного Христа дает толчок к реабилитации телесности, изменяя танцевальную идею. Новая танцевальная идеология, предполагая новые выразительные средства для телесного воплощения трансцендентного духа, изменяет

танцевальную стилистику. Авторы фиксируют парадоксальную направленность в танцевальной западно-европейской культуре: стремление к сохранению бестелесности сочетается с активацией в использовании тела для воплощения высших духовных смыслов. Поскольку все танцы: и народные, и вышедшие из них придворные, аристократические - возникли в эпоху христианства, все они в той или иной степени отражают данную танцевальную идеологию. Она же повлияла на стилистические особенности танцевальной культуры этого периода и была взята на вооружение танцевальной классикой. Зародившись как инструмент обрядового действа и оставаясь элементом богослужения, танец внедряется в социум, играя роль транслятора новой идеологии, возникшей на стыке христианской догматики, ее творческого осмысления теоретиками христианства и утверждающихся гуманистических ценностей. Катализаторами активизации танцевального дискурса, возникновения новых форм танца послужили разделение христианства на римско-католическую и православную церкви, а также религиозное движение, направленное на реформирование учения и организацию католической церкви.

Глава «Танец в протестантской культурной традиции» раскрывает особенности эволюции танцевальных форм в эпоху реформации христианства. Авторы полагают, что повышенный интерес к личности, ее свободе в протестантизме, оказав воздействие на восприятие телесности, инициировал изменения стиля танца, направленного на отражение духовной жизни человека, его творческих исканий. Данная направленность актуализировала проблему широкого использования ресурсов человеческого тела и, как следствие, элиминацию бестелесности. Ориентация на сакрализацию обыденной жизни, всеохватывающее стремление к внутренней личностной свободе укрепили эту тенденцию, получившую логическое завершение в танцевальной культуре модерна.

Философская мысль Ф. Ницше, оказав серьезное влияние на художественное самосознание эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков, имела определяю-

ISSN 2078-1768

ВЕСТНИК КемГУКИ 33/2015

щее значение и на формирование танцевальной стилистики модерна. Потерян высший идеал: «Бог умер!». Человек в конструировании танцевального стиля идет не от трансцендентного Бога, но от самого себя, от своей духовно-телесной природы, своей свободы. Онтологическая вертикаль, ориентирующая человека на высший Божественный идеал как отличительная особенность танцевальной христианской традиции, унаследованная классическим танцем, в модерне исчезает. Модерн, где ценится самовыражение, импровизация, естественность, большее внимание уделяется субъективным переживаниям, анализу бессознательных мотивов поступков человека, вообще лишен пространственных доминант. Бессознательный мир человека, субъективная эмоциональная настроенность передается здесь с помощью телодвижений, неприемлемых для предшествующих танцевальных культур: падения, вставания, танцы на корточках, танцы сидя-лежа. Модерн тем самым демонстрирует свободу от любой традиции. Тем не менее, считают авторы монографии, модерн имеет исток в христианской традиции, а значит является ее приемником, ибо «Традиция - это инаковость» (Г. Гадамер).

Обоснованию этой идеи посвящена глава «Жизнь танца в "традиции как инаковости": от истории к современности» Для ее оправдания авторы заостряют внимание на том, что проблема телесности в рамках христианской традиции решается неоднозначно и находит выход, по крайней мере, в двух позициях. В первой -оспаривается любое позитивное значение тела в возможности воплощения им духовного, поскольку душа открыта божественной благодати, тогда как тело - источник человеческой греховности. Вторая позиция примиряет антиномичное противостояние души и тела, поскольку на пути к спасению необходимо использовать не только душевные, но и телесные ресурсы. В рамках этой позиции признается возможность реабилитации духовного через посредство телесного. Открывшаяся возможность передачи телом движений души, понимание тела в качестве материализованной формы духа, отразились на стилистике

формирующегося танцевального стиля. Телу, как выразителю духа, делегируются большие возможности, чем в рамках восточно-христианской традиции с ее жесткими требованиями к минимальному проявлению телесности. Четкая иерархичность, когда душа в силу своей благородной сущности стоит выше тела, имеющего низшую природу, сглаживается, происходит их постепенное сближение, а в танце модерн почти полное их отождествление.

Метаморфозы, происходившие в ходе эволюции идей, отражающих взаимоотношения душевного и телесного начал, определяли стилистику танца, технические особенности исполнения, не только подбор костюмов, но и типажей танцовщиков. Стиль танца, отвечая на духовные вызовы той или иной исторической эпохи, воплощая важнейшие установки доминирующих мировоззренческих систем, демонстрировал принципиальные различия в отношении к телесности. Бестелесность восточно-христианского танца с его ориентацией на трансцендентные духовные сущности теряет категоричность. Признание имманентной духовной направленности человека, оттесняющей мысли о человеческой греховности на второй план, дает веру в свое величие и мощь. Апогея в своем образном воплощении данная концепция телесности достигает в классическом танце с его вертикальной онтологией, диктующей легкость, мягкость, изящество, утонченность для танцовщиков. Стиль модерн с его горизонтальной земной направленностью усиливает телесную энергетику, акцентирует естественность телесных проявлений, нивелирует мягкость, легкость, округлость. Эту направленность подчеркивает костюм. На смену тяжелой, ниспадающей «иконописной» одежде приходит легкая, не стесняющая свободы движений тела. Стремление к свободе, естественности выражает и отсутствие обуви на ногах танцовщиков.

Авторы констатируют, что существующая закономерность в смене танцевальных стилей обусловлена исторической эволюцией христианства в различных конфессиях. Архетип христианского сознания коренится в признании первичности духовного и зависимости от него

телесного начала в человеке. Понимание в соотношении этих двух начал исторически меняется. Усиление-ослабление того или иного начала определяет стилистику танца. В христианской традиции стилевая танцевальная динамика имеет направленность от бестелесности к естественности. Можно выделить несколько стадий в развитии танцевальной стилистики: бесплотные танцы раннего христианства; классический танец, продолжающий традицию бестелесности, имеющий вертикальную направленность несмотря на большее использование ресурсов тела в выражении христианских идей; гротесковый танец, в котором происходит вытеснение духовного телесным, связанный с фольклорной танцевальной культурой; стиль модерн с его стремлением от бестелесности к естественности. Авторы приходят к выводу, что несмотря на разнообразие сложившихся форм, специфических особенностей того или иного танца, формирование стилистики каждого из них принципиально связано с эволюцией христианства, имея в нем корневые основания.

Проведенное исследование убедительно показало, что христианство сыграло определяющую роль в становлении и развитии искусства танца, в том числе и потому, что христианство также нуждалось в танцевальной культуре для выражения духовного содержания христианской веры и ее трансляции в мир. Разнообразие рассматривае-

мых в исследовании явлений с применением инновационной методологии в широком междисциплинарном контексте репрезентировано в русле единого концептуального начала. Оригинальные авторские суждения, которыми насыщена работа, выявляют малоисследованные лакуны христианской культуры. Необычайный интерес представляют идеи авторов о метафизическом смысле танца ангелов, интерпретация танцевального сюжета «Плясок смерти», где синтезированы элементы сакрального богослужения и обыденной христианской культуры, размышления о том, каким частям тела придается положительная значимость в той или иной танцевальной культуре, сложившейся в рамках христианской традиции.

Авторами монографии проделана большая работа по осмыслению и систематизации огромного теоретического и эмпирического материала. Материалы и выводы монографии Т. А. Акин-диновой и А. В. Амашукели «Танец в традиции христианской культуры» имеют огромную ценность не только для теоретических исследователей в области культурологии, религиоведения, эстетики, теории танца, но ив практическом применении. Исследование будет интересно преподавателям гуманитарных дисциплин и специалистам-хореографам в работе над раскрытием смыслового содержания тех или иных танцевальных сюжетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.