Научная статья на тему 'Памяти Андрея Митрофановича Журавского (к 120-летию со дня рождения)'

Памяти Андрея Митрофановича Журавского (к 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Андрея Митрофановича Журавского (к 120-летию со дня рождения)»

ПАМЯТИ АНДРЕЯ МИТРОФАНОВИЧА ЖУРАВСКОГО (к 120-летию со дня рождения)

IN MEMORY OF ANDREI MITROFANOVICH ZHURA VSCKY (oon the 120th anniversary of his birth)

Андрей Митрофанович родился 13 декабря 1892 г. в г.Чернигове в семье чиновника духовного военного ведомства Митрофана Петровича Журавского. В 1896 г. М.П. Журав-ский был направлен на службу в Петербург в канцелярию протопресвитера Военного и Морского духовенства, курировал (в чине действительного статского советника) строительство Морского собора в Кронштадте.

После окончания с золотой медалью 3-й Санкт-Петербургской гимназии (19031911) Андрей Митрофанович в 1911 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете в то время преподавали выдающиеся математики: профессор, затем академик Андрей Андреевич Марков (1856-1922); с 1906 г. - профессор, затем академик Владимир Андреевич Стеклов; профессор, затем член-корреспондент АН СССР Николай Максимович Гюнтер и др.

В 1915 г. А.М.Журавский окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1918 г., пройдя соответствующие испытания, А.М. Журавский получил степень магистра чистой математики и с января 1919 г. начал преподавать высшую алгебру на физико-математическом факультете Петроградского университета. Одновременно, будучи избранным ассистентом кафедры высшей математики, с 1916 г. А.М.Журавский начал сотрудничать с Горным институтом.

Высшая математика в Горном институте преподавалась на высоком уровне: к занятиям привлекались известные математики, связанные как с Академией наук - В.Я.Буняковский, И.И.Сомов и др., так и с Петербургским университетом - В.А.Анкудович, В.И.Смирнов, А.А.Фридман, Я.Д.Тамаркин. Заведующим кафедрой высшей математики в 1912-1917 гг. был выпускник Горного института, будущий академик АН СССР, основоположник нелинейной механики Николай Митрофанович Крылов. В 1919 г. на Совете Горного института Андрей Митрофанович был избран профессором кафедры высшей математики, а в 1920 г. стал заведующим этой кафедрой.

В 20-30-е годы А.М.Журавский много и успешно работал над совершенствованием курса высшей математики и методики его преподавания. Его лекции в конце 30-х годов слушали будущие деканы геофизического факультета - проф. Ю.Н.Капков, доц. Г.П.Новицкий, будущий профессор-геофизик С.В.Шалаев, будущий заведующий кафедрой геофизических методов проф. И.В.Литвиненко.

А.М.Журавский участвовал в работе Первого всероссийского (1927) и Первого (1930) и Второго (1934) всесоюзных съездов математиков, сделав доклады по проблемам математического анализа и теории вероятностей.

Проф. А.М.Журавский разработал и впервые прочитал курс теории подсчета запасов полезных ископаемых на курсах повышения квалификации при ЦНИГРИ и ВНИГРИ (1928-1929).

Характерной особенностью работы кафедры высшей математики была ее тесная связь с геологоразведочным производством и горной промышленностью. Ее сотрудники под руководством А.М.Журавского участвовали в работе ведущих научно-исследовательских институтов - ЦНИГРИ, ВСЕГЕИ, ВНИГРИ, Гипромез, Механобр, ВИТР, ВНИМИ и др.

А.М.Журавский владел многими языками: в совершенстве французским, немецким и английским, хорошо знал греческий и латынь; читал и объяснялся на итальянском, испанском, шведском, польском, украинском, мог общаться на языке коми.

В 1928 г. А.М. Журавский участвовал в Третьем международном математическом конгрессе в Италии. Получив предложение правительства Б.Муссолини остаться работать в Риме, он отверг его.

Андрей Митрофанович принимал участие в конгрессе по бурению в Париже в 1929 г. и в международном конгрессе по бурению в Берлине в 1932 г. с докладами: «Математический анализ проблемы подсчета запасов полезных ископаемых» и «Новый метод подсчета запасов, соответствующий новейшим приемам разведки».

С 1932 г. А.М.Журавский - (по совместительству) старший математик в Математическом институте Академии наук (МИАН) им. В.А.Стеклова, с 1936 г. - руководитель отдела прикладных методов и приближенных вычислений. В это время А.М.Журавским издан «Справочник по эллиптическим функциям» (М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 235 с.).

В 1940 г. Математический институт переехал в Москву, а в нашем городе осталось Ленинградское отделение Математического института им. В.А.Стеклова (ЛОМИ). С осени 1941 г. А.М.Журавский назначен руководителем ЛОМИ, где выполнялись некоторые работы, связанные с повышением обороноспособности страны.

17 февраля 1942 г. Андрей Митрофанович был арестован, ему в группе из 12 ученых, преподавателей и инженеров вузов (включая чл.-кор. АН СССР, проф. ЛГУ Н.С.Кош-лякова, декана математико-механического факультета, проф. Н.В.Розе и др.) было предъявлено обвинение в участии в антисоветской организации и пособничестве иностранному государству, находящемуся в состоянии войны с СССР. Военный трибунал войск НКВД 25 апреля 1942 г. приговорил всех обвиняемых к высшей мере наказания - расстрелу.

Забегая вперед, заметим, что в 1954 г. военная прокуратура Ленинградского военного округа (ЛВО) произвела проверку дела. В качестве свидетелей были допрошены четверо уцелевших бывших осужденных по этому делу: А.М.Журавский, Н.С.Кошляков,

10 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.200

Н.И.Постоева и С.С.Рузов (остальные восемь осужденных умерли во время заключения), а также Е.М.Журавская, проф. К.И.Страхович, акад. В.И.Смирнов и бывший следователь Н.Ф.Кружков. В результате проверки было установлено, что дело в отношении Кошлякова, Журавского искусственно создано следователем Кружковым, применявшим избиение, обман, угрозы и другие запрещенные законом меры ведения следствия. Военный трибунал ЛВО от 20.12.1954 г. вынес определение об отмене приговора за отсутствием состава преступления. А.М.Журавскому была выдана справка о его полной реабилитации.

Тогда же, во время войны, президиум Верховного Совета СССР 28 мая 1942 г. постановил всем осужденным по делу заменить высшую меру наказания 10 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях.

Вскоре А.М.Журавский был отправлен по этапу в Усольлаг ныне Пермской области. 18 февраля 1943 г. он был помещен в тюрьму № 1 г. Молотова (ныне Пермь) и стал работать в закрытом тюремном ОКБ-172 (в просторечии - «шарашке») в системе 4-го спецотдела МВД СССР. 20 декабря 1944 г. в связи с реэвакуацией ОКБ-172 в Ленинград Андрей Митрофанович был переведен в тюрьму № 1 Ленинграда («Кресты»), где и проработал в ОКБ-172 до окончания срока заключения. За время работы в этой «шарашке» (1943-1952) А.М.Журавский решил важнейшую оборонную задачу повышения эффективности стрельбы крупных морских орудий: разработал теоретические основы и оригинальную методику расчета тепловых процессов в орудийном стволе. В 1945-1948 годах был проведен большой объем экспериментальных исследований, подтвердивших теоретические расчеты.

Эти результаты (без указания имени автора) в 1950 г. опубликованы в «Бюллетене Артиллерийского управления Военно-морских сил № 1» и разосланы по заинтересованным организациям. В декабре 1951 г. после доклада А.М.Журавского на Президиуме Академии артиллерийских наук методика теплового расчета арторудия была признана обязательной к применению при разработке проектов новых орудий. В 1952 г. Главным Артиллерийским управлением ВМС издана подготовленная А.М.Журавским монография «Теория теплового процесса в артиллерийском орудии».

После выполнения этих работ последовало «поощрение» со стороны начальства: в феврале 1952 г. в связи с истечением срока заключения А.М.Журавский был отправлен в ссылку в Коми АССР. После возвращения из ссылки в Ленинград в 1953 г. он был принят в ОКБ-43 на должность главного инженера-расчетчика и вскоре переведен на должность руководителя группы расчетного отдела. Здесь были продолжены работы по развитию теории теплового процесса в арторудии и его влиянии на эффективность стрельбы стволов с различными видами принудительного охлаждения.

В это время А.М.Журавский предложил один из первых методов решения обратной задачи теории теплопроводности - определение плотности теплового потока на поверхности ствола по результатам измерения температуры. Как известно, решение «обратных» задач является главной целью теории всех геофизических методов поисков и разведки полезных ископаемых.

После возвращения из ссылки и восстановления весной 1955 г. в прежней должности - заведующего кафедрой высшей математики ЛГИ проф. А.М.Журавский читал курс лекций студентам-геофизикам. Студентов привлекали как содержание лекций, строгость и логика изложения, так и энциклопедичность и фундаментальность знаний лектора. А.М.Журавский организовал также чтение ряда факультативных курсов.

Решением Высшей аттестационной комиссии 5 марта 1958 г. проф. А.М.Журав-скому была присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 г. А.М.Журавский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1962 г. Горный институт торжественно отметил 70-летие А.М.Журав-ского. Присутствовали представители геологоразведочных и горных НИИ, оборонного ЦКБ-4, от ЛГУ - математики акад. В.И.Смирнов и проф. И.П.Натансон.

Приветствие ректора Горного института проф. Л.Н.Келля по этому случаю вполне отражает значение А.М.Журавского для института и отношение к нему коллектива:

Дорогой Андрей Митрофановым!"

Вот уже 45 лет со времени Гришки Распутина Вы связаны с дорогим всем нам Горным институтом и, нужно думать, вполне прониклись его благородными вековыми традициями.

Одной из таких традиций является уважение к математике в применении к горному и геологоразведочному делу среди достойных питомцев - горных инженеров.

Широкий размах творческой деятельности таких питомцев воодушевлялся необъятными просторами и рудными богатствами Родины. Это захватило и Вас. Хотя Вы и не горный инженер, но у Вас оказались такие специфические черты, которые особенно тесно связали Вас с маркшейдерской школой незабвенного В.И.Баумана уже с первых лет революции. Вы подошли нам как никто другой, как не только деятельный участник предметной комиссии, вырабатывавшей учебный план выделяемой новой маркшейдерской специальности, но и как непременный член приятных пикников, связанных с созданием геодезической станции в Токсове.

На последних я и остановлюсь в своем приветствии. Наши пикники являются «блестками» трудовой жизни, к сожалению, не частыми. Редко нам удается вытряхнуть себя из футляра повседневности.

Вот Вам на память увеличенный групповой фотоснимок от 11 ноября 1928 г., где Вы изображены в характерном для Вас стойком виде и где никаких следов блесток нет. Но мы уже почувствовали, что выходим из футляров в присутствии директора Мушке-това, как бы комиссара Васильева и «бороды» бухгалтера Ролецкого. Мирные времена!

Черный ворон еще не задел нас своим крылом. Теперь мы можем устраивать пикники с открытой душой, мы знаем, куда идем. Но даты нашей жизни неумолимо стоят за спиной.

Остается пожелать нашей молодежи больше пользоваться «блестками» жизни, соединяя их с благородными порывами души в преддверии грядущего царства труда.

Во всяком случае мы, беспартийные, с Андреем Митрофановичем приведены к одному знаменателю, недаром шалунья-калмычка, потомок пушкинского друга степей, в Ла-гани на берегу северного Каспия бойко объяснила мне, что такое наименьшее кратное.

Для нас это общая жизнь в дружеском коллективе. Считаем Вас самого с моральной стороны «Наименьшим кратным», не требующим дополнительного множителя.

А насчет здоровья, бодрости духа, долголетия должна позаботиться равнодушная природа с непременным участием заслуженного благожелательства и чуткости окружающих. Мы же постараемся, чтобы о нас не сказали словами профессора Долбни: «...я никак не могу упрекнуть господина (товарища) диссертанта в знании математики».

Да здравствует утверждающее наименьшее кратное советского гражданина -Андрея Митрофановича и его посильное участие после 45 лет творческой деятельности в возможно ярких блестках наступающей жизни нашей части мира.

* Из архива В.Д.Чебанова, племянника Андрея Митрофановича, публикуется впервые

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.200

На Кавголовской геодезической практике ЛГИ (1928)

Сидят слева направо: М.Н.Виноградский, архитектор; Д.И.Мушкетов, директор Ленинградского горного института (1918-1927), с 1926 по 1929 г. - директор Геолкома;

В.Н.Васильев, заместитель директора ЛГИ по хозяйственной части; Н.Г.Келль, профессор, заведующий кафедрой геодезии ЛГИ; Ролецкий, главный бухгалтер ЛГИ и два неизвестных инженера-строителя; стоит А.М.Журавский

К приветствию ректора ЛГИ Л.Н.Келля можно добавить, что «отцами» разведочной геофизики в Горном институте были маркшейдеры проф. В.И.Бауман и проф. И.М.Бахурин.

В 1960-1961 годах в Горном институте изданы написанные А.М.Журавским три части «Курса математического анализа», в 1964 г. - конспект лекций «Теория вероятностей». В 1963/64 учебном году по инициативе А.М.Журавского в ЛГИ впервые введен курс «Линейное программирование», а в 1965 г. опубликован написанный совместно с доц. Р.Э.Соловейчиком «Конспект лекций по линейному программированию».

В 1960-е годы в ЛГИ А.М.Журавский был официальным оппонентом на защитах докторских диссертаций геофизика С.В.Шалаева, использовавшего методы линейного программирования при решении обратных задач разведочной геофизики, и обогатителя О.Н.Тихонова, описавшего процесс обогащения руд нелинейными интегро-дифференциальными уравнениями.

Под руководством А.М.Журавского защитили кандидатские диссертации многие другие сотрудники кафедры высшей математики: В.Я.Бриль, Л.П.Ильина, Д.Н.Климова и др. На кафедре геодезических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых под его руководством готовил диссертационную работу будущий профессор и декан геофизического факультета О.Ф.Путиков.

Проф. А.М.Журавский скончался 4 сентября 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.