Научная статья на тему 'Памяти Александра Александровича Макарени'

Памяти Александра Александровича Макарени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ МАКАРЕНЯ / МЕНДЕЛЕЕВОВЕДЕНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ХИМИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ALEKSANDR ALEKSANDROVICH MAKARENYA / MENDELEEV STUDIES / POPULARIZATION OF SCIENCE / CHEMISTRY / PEDAGOGY / REGIONAL PEDAGOGICAL STUDIES / PHILOSOPHY OF SCIENCE / ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Коллеги и ученики вспоминают выдающегося отечественного ученого А. А. Макареню (1930-2015). Дано краткое обозрение его обширной научной и общественной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The colleagues and the followers remember the outstanding Russian scientist A. A. Makarenya (1930-2015). A brief review of his extensive scientific and social activities is given.

Текст научной работы на тему «Памяти Александра Александровича Макарени»

Выдающиеся деятели науки

Памяти Александра Александровича Макарени

29 апреля 2015 года научная общественность поздравила Александра Александровича Макареню с 85-летием, а 21 августа он ушел из жизни.

Александр Александрович известен своими замечательным трудами, посвященными жизни и деятельности Д. И. Менделеева, методологии химии, мировоззренческим аспектам, истории химии, педагогики, методики преподавания химии.

Александр Александрович всю свою сознательную жизнь служил науке: он доктор химических наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Отличник народного просвещения, академик Академии педагогических и социальных наук, академик международной Академии информатизации, Почетный профессор ТОГИРРО, Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», Почетный профессор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования».

За 60 лет научно-педагогической деятельности Александром Александровичем создана большая научная школа: под его руководством защищено 6 докторских и 87 кандидатских диссертаций соискателей из различ-

ных регионов страны (Москва, С.-Петербург, Архангельск, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Псковская области, Алтайский край, Кузбасс, Тыва, Карелия, Татарстан], а также иностранных государств (Вьетнам, Куба, Украина, Белоруссия, Казахстан] по различным научным специальностям.

Ученый - автор более 1000 публикаций разного уровня, из них 85 научных монографий, изданных в центральных издательствах («Наука», «Просвещение», «Высшая школа», «Атом-издат», «Химиздат»). Ряд монографий и статей переведены и изданы на иностранных языках в Японии, Германии, Италии, Чехословакии, Польше. Александр Александрович является автором более ста научных и научно-популярных статей, изданных в центральных журналах («Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вестник высшей школы», «Народное образование», «Советская педагогика», «Химия в школе», «Журнал ВХО имени Д.И. Менделеева», «Вопросы истории естествознания и техники», «Техника - молодежи», «Журнал судостроения», «Chemi in der Shcule» и др.] Более 30 лет он был членом редколлегии журнала «Химия в школе», в последнее время - журналов «Академия профессионального образования», «Региональное образование ХХ1 века: проблемы и перспективы».

А. А. Макареня - автор первого в СССР пособия для поступающих в вузы «Повторим химию», которое многократно переиздавалось в издательстве «Высшая школа», автор первого методологического издания для учи-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015

241

Выдающиеся деятели науки

телей химии «Методология химии», выпущенного издательством «Просвещение» в 1986 году.

Для развития научного потенциала Сибири Александр Александрович открыл четыре аспирантуры: в Тобольском ГПИ им. Д.И. Менделеева, Омском ГПУ, Новосибирском ГПУ по методике преподавания химии (13.00.02], Тюменском ОГИРРО по общей педагогике (13.00.01]. При его активном участии был создан диссертационный совет при ОмГПУ (Омск] по научным специальностям 13.00.01, 13.00.02, который по настоящее время пополняет научный потенциал сибирского региона. В данном совете Александр Александрович выполнял обязанности заместителя председателя. Кроме того, являлся членом диссертационного совета в ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО». Ранее был членом диссертационных советов при РГПУ им. А.И. Герцена, ИОВ РАО (Санкт-Петербург], ТюмГУ (Тюмень], РАО (Москва].

Много лет ученый являлся членом различных комиссий при Министерстве образования, членом УМО по химическому, педагогическому образованию, куратором создаваемых кафедр общекультурной подготовки учителя в педагогическом вузе, заведующим первой такой кафедры в СССР, созданной при Тобольском ГПИ им. Д.И. Менделеева.

Александр Александрович был активным организатором и участником многочисленных научных и научно-практических конференций разного уровня (международного, всесоюзного, всероссийского, межрегионального, регионального, межвузовского и т.д.], организатором первой всесоюзной конференции по менделеевоведению (1994], активным участником всесоюзных, всероссийских менделеевских съездов, менделеевских чтений, проводимых при Ленинградском государственном университете в советское время.

Основные научные направления его деятельности:

- менделеевоведение и популяризация научно-педагогического наследия выдающихся деятелей науки и культуры (монографии «Менделеев и физико-химические науки», «Периодический закон Менделеева», «Менделеев», «Менделеев в Петербурге», «Менделеев и Петербургский университет», «Менделеев в воспоминаниях современников», «Менделеев и культура России»; большое количество

статей в центральной печати, в том числе в энциклопедической литературе - «Энциклопедия неорганической химии», «История химии» и др.]; популяризация наследия М. В. Ломоносова, А. А. Байкова, Л. А. Чугаева, В. И.Вернадского, Н. С. Курнакова, А. С. Макаренко, П. П. Ершова и др., - за это Александр Александрович был награжден медалями Ре-зерфорда, Вернадского, Курнакова, Чугаева;

- популяризация химической науки через издание научно-популярной литературы: «Металл из „камня надежды"», «Химия и цивилизация», «Химия и научно-технический прогресс», «Индивидуальность серебра и фотографический процесс», «Индивидуальность химических элементов», «Валеология на уроках неорганической химии» и др.; научное редактирование серии «Проблемы современной химии»;

- философско-методологические аспекты химического и педагогического образования (учебные пособия для учителей «Методология химии», «Построение курса химии средней школы на основе естественнонаучной концепции идеально-реалистического моделирования», для студентов «Реальная философия», «Природа и дух: Мир философских проблем», для учащихся «Антропоэкология»; научные издания «Педагогическая антропо-экология», «Культуротворческая среда: статус, функции, развитие», «Химия и мировоззрение», «Программа для аспирантов по исследовательской деятельности», «Программа кандидатского минимума по методике преподавания химии», «Программа кандидатского минимума и рекомендации для сдачи кандидатского экзамена по педагогике» и др.];

- педагогическое регионоведение, в рамках которого защищено большое количество диссертационных исследований, разработаны и опубликованы программы спецкурсов, методические рекомендации («Родиноведение», «Менделеев и культура России», «Педагогическая культурология», «Ершов», «Ремезов», «Региональность образования в Тюменской области», «Светочи сибирской культуры»]; по инициативе Александра Александровича в ТОГИРРО издается журнал «Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы» и др.];

- образование взрослых в регионах России: в рамках этого направления изданы монографии и методические пособия «Интеграционные процессы в образовании взрослых как

242

Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО

Памяти Александра Александровича Макарени

фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов», «Образование взрослых как фактор социокультурного развития регионов», «Саморазвитие педагогического коллектива (на основе культурологической среды]», «Системное управление образованием взрослых в условиях модернизации»; проводятся регулярные научно-практические конференции в различных регионах страны: «Педагогическая инноватика в профессиональной школе» (С.-Петербург], «Специфика педагогического образования в условиях социокультурного развития регионов»

(Тюмень], «Образование в эпоху перемен» (Новокузнецк], «Развитие вузовского образования в современных условиях» (Тобольск] и др. с выпуском сборников материалов конференции.

Продолжателями научной деятельности Александра Александровича являются его ученики. Ученики и научная общественность скорбят по поводу ухода из жизни Александра Александровича. Память о нем будет сохраняться в продолжении его идей его учениками.

С. Н. Рягин, И. И. Соколова., Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых, Н. Г. Милованова,

Ученики, сотрудники, коллеги Александра Александровича.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015 - 243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.