Научная статья на тему 'Память о войне: источниковедческий потенциал многотиражных периодических изданий (на примере периодики Пензенской области в конце 1980-х – начале 1990-х гг.)'

Память о войне: источниковедческий потенциал многотиражных периодических изданий (на примере периодики Пензенской области в конце 1980-х – начале 1990-х гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая память / формирование идентичности / память о Великой Отечественной войне / Пенза / многотиражные периодические издания / заводская периодика / Historical memory / identity formation / memory of the Great Patriotic War / Penza / multi-circulation periodicals / factory periodicals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Александровна Сухова

Актуальность и цели. Актуальность разработки проблемы определяется необходимостью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации посредством локальных средств массовой информации. Цель исследования заключается в изучении источниковедческого потенциала заводской периодикимноготиражных периодических изданий в период социокультурной трансформации в СССР в 1980-х – начале 1990-х гг. Материалы и методы. Корпус источников, отразивших процесс институционализации мемориальной политики в советском обществе послевоенной эпохи, сформирован из невостребованных пока в региональной историографии материалов – многотиражек крупных промышленных предприятий Пензы. В то же время заводские средства массовой информации позднего СССР из-за своей специфики – локализации мемориальных практик в рамках производственного коллектива – выступают четкой проекцией происходивших изменений. Средства интерпретации полученных результатов соотносятся с методами одного из наиболее востребованных на сегодняшний день направлений в исторической науке – memory studies, постигающих прошлое посредством изучения мемориальной культуры и мемориальной политики. Результаты. Рассмотрены возможности использования многотиражных периодических изданий двух пензенских предприятий как источника по изучению способов представления информации и содержательных компонентов образа Великой Отечественной войны в период 1980-х – начала 1990-х гг. Проведена выборка выпусков многотиражек, посвященных памятным датам: 9 мая и 22 июня. Описаны средства представления информации и изменение содержания образа Великой Отечественной войны на протяжении 1980-х – начала 1990-х гг. Выводы. В середине 1960-х – 1970-е гг. в периодической печати сложился определенный алгоритм чествования юбилеев Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также согласованный партийными структурами фрейм коллективных воспоминаний. Обязательным элементом выступала мобилизация общества на решение народнохозяйственных задач. Вместе с тем в начале 1980-х гг. происходит перекодировка образа Победы: обезличенная идея о победе социализма и прогресса над фашизмом и мракобесием постепенно уступала место образу повседневного героического сопротивления агрессору и войне в целом в тылу и на фронте. Во многом это стало результатом смены поколений хранителей памяти о Великой Отечественной войне, а также появления публикаций воспоминаний фронтовиков – работников предприятий в выпусках заводских многотиражек, дополнявших образ Победы личными переживаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The memory of war: the source study potential of periodicals published in large editions (by the example of Penza regional periodicals of the late 1980s – early 1990s)

Background. The relevance of developing the issue is determined by the need to preserve the historical memory of the Great Patriotic War and memorialization practices through local media. The purpose of the study is to analyze the source potential of factory periodicalsmulti-circulation periodicals during the period of sociocultural transformation in the USSR in the 1980s – early 1990s. Materials and methods. The corpus of sources that reflected the process of institutionalization of memorial policy in Soviet society of the postwar era was formed from materials that are currently unclaimed in regional historiography – multi-circulation publications of large industrial enterprises in Penza. At the same time, factory media of the late USSR, due to their specificity – the localization of memorial practices within the enterprise team – act as a clear projection of the changes that were taking place. The means of interpreting the results obtained are correlated with the methods of one of the most popular areas in historical science today – “memory studies”, which comprehend the past through the study of memorial culture and memorial policy. Results. The possibilities of using multi-circulation periodicals of two Penza enterprises as a source for studying methods of presenting information and content components of the image of the Great Patriotic War in the period of the 1980s – early 1990s are considered. A selection of multi-circulation issues dedicated to memorable dates was carried out: May 9 and June 22. The means of presenting information and changing the content of the image of the Great Patriotic War throughout the 1980s and early 1990s are described. Conclusions. In the mid1960s – 1970s, a certain algorithm for honoring the anniversaries of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, as well as a frame of collective memories agreed upon by party structures, developed in the periodical press. An obligatory element was the mobilization of society to solve national economic problems. At the same time, in the early 1980s the image of Victory is being recoded: the impersonal idea of the victory of socialism and progress over fascism and obscurantism gradually gave way to the image of everyday heroic resistance to the aggressor and the war in general in the rear and at the front. This was largely the result of a change in generations of keepers of the memory of the Great Patriotic War, as well as the publication of memoirs of front-line soldiers – enterprise workers in multi-circulation factory issues that complemented the image of Victory with personal experiences.

Текст научной работы на тему «Память о войне: источниковедческий потенциал многотиражных периодических изданий (на примере периодики Пензенской области в конце 1980-х – начале 1990-х гг.)»

УДК 947.084.5

doi: 10.21685/2072-3024-2024-1-11

Память о войне: источниковедческий потенциал многотиражных периодических изданий (на примере периодики Пензенской области в конце 1980-х - начале 1990-х гг.)

О. А. Сухова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия savtemp@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность разработки проблемы определяется необходимостью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации посредством локальных средств массовой информации. Цель исследования заключается в изучении источниковедческого потенциала заводской периодики - многотиражных периодических изданий в период социокультурной трансформации в СССР в 1980-х - начале 1990-х гг. Материалы и методы. Корпус источников, отразивших процесс институционализации мемориальной политики в советском обществе послевоенной эпохи, сформирован из невостребованных пока в региональной историографии материалов - многотиражек крупных промышленных предприятий Пензы. В то же время заводские средства массовой информации позднего СССР из-за своей специфики - локализации мемориальных практик в рамках производственного коллектива - выступают четкой проекцией происходивших изменений. Средства интерпретации полученных результатов соотносятся с методами одного из наиболее востребованных на сегодняшний день направлений в исторической науке - memory studies, постигающих прошлое посредством изучения мемориальной культуры и мемориальной политики. Результаты. Рассмотрены возможности использования многотиражных периодических изданий двух пензенских предприятий как источника по изучению способов представления информации и содержательных компонентов образа Великой Отечественной войны в период 1980-х -начала 1990-х гг. Проведена выборка выпусков многотиражек, посвященных памятным датам: 9 мая и 22 июня. Описаны средства представления информации и изменение содержания образа Великой Отечественной войны на протяжении 1980 -х -начала 1990-х гг. Выводы. В середине 1960-х - 1970-е гг. в периодической печати сложился определенный алгоритм чествования юбилеев Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также согласованный партийными структурами фрейм коллективных воспоминаний. Обязательным элементом выступала мобилизация общества на решение народнохозяйственных задач. Вместе с тем в начале 1980-х гг. происходит перекодировка образа Победы: обезличенная идея о победе социализма и прогресса над фашизмом и мракобесием постепенно уступала место образу повседневного героического сопротивления агрессору и войне в целом в тылу и на фронте. Во многом это стало результатом смены поколений хранителей памяти о Великой Отечественной войне, а также появления публикаций воспоминаний фронтовиков -работников предприятий в выпусках заводских многотиражек, дополнявших образ Победы личными переживаниями.

Ключевые слова: историческая память, формирование идентичности, память о Великой Отечественной войне, Пенза, многотиражные периодические издания, заводская периодика

© Сухова О. А., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20015, https://rscf.ru/project/22-18-20015/

Для цитирования: Сухова О. А. Память о войне: источниковедческий потенциал многотиражных периодических изданий (на примере периодики Пензенской области в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2024. № 1. С. 115-125. doi: 10.21685/20723024-2024-1-11

The memory of war: the source study potential of periodicals published in large editions (by the example of Penza regional periodicals of the late 1980s - early 1990s)

O.A. Sukhova

Penza State University, Penza, Russia savtemp@yandex.ru

Abstract. Background. The relevance of developing the issue is determined by the need to preserve the historical memory of the Great Patriotic War and memorialization practices through local media. The purpose of the study is to analyze the source potential of factory periodicals - multi-circulation periodicals during the period of sociocultural transformation in the USSR in the 1980s - early 1990s. Materials and methods. The corpus of sources that reflected the process of institutionalization of memorial policy in Soviet society of the postwar era was formed from materials that are currently unclaimed in regional historiography -multi-circulation publications of large industrial enterprises in Penza. At the same time, factory media of the late USSR, due to their specificity - the localization of memorial practices within the enterprise team - act as a clear projection of the changes that were taking place. The means of interpreting the results obtained are correlated with the methods of one of the most popular areas in historical science today - "memory studies", which comprehend the past through the study of memorial culture and memorial policy. Results. The possibilities of using multi-circulation periodicals of two Penza enterprises as a source for studying methods of presenting information and content components of the image of the Great Patriotic War in the period of the 1980s - early 1990s are considered. A selection of multi-circulation issues dedicated to memorable dates was carried out: May 9 and June 22. The means of presenting information and changing the content of the image of the Great Patriotic War throughout the 1980s and early 1990s are described. Conclusions. In the mid-1960s - 1970s, a certain algorithm for honoring the anniversaries of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, as well as a frame of collective memories agreed upon by party structures, developed in the periodical press. An obligatory element was the mobilization of society to solve national economic problems. At the same time, in the early 1980s the image of Victory is being recoded: the impersonal idea of the victory of socialism and progress over fascism and obscurantism gradually gave way to the image of everyday heroic resistance to the aggressor and the war in general in the rear and at the front. This was largely the result of a change in generations of keepers of the memory of the Great Patriotic War, as well as the publication of memoirs of front-line soldiers - enterprise workers in multi-circulation factory issues that complemented the image of Victory with personal experiences.

Keywords: Historical memory, identity formation, memory of the Great Patriotic War, Penza, multi-circulation periodicals, factory periodicals

Financing: the research was financed by the grant No. 22-18-20015 of the Russian Science Foundation, https ://rscf.ru/project/22-18-20015/

For citation: Sukhova O.A. The memory of war: the source study potential of periodicals published in large editions (by the example of Penza regional periodicals of the late 1980s -early 1990s). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2024;(1):115-125. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2024-1-11

Отечественная историография последнего десятилетия характеризуется определенным «мемориальным поворотом» в исследовательских практиках, акцентирующих внимание на проблемах коммеморации, исторической памяти и исторической политики [1, с. 36; 2, с. 17-28]. Неслучайно работа Алейды Ассман «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика» выдержала в издательстве «Новое литературное обозрение» уже три издания (2014, 2018 и 2023 г.) [3, 4]. Разграничивая культуру и политику, Ассман предостерегает от «инструментализации» (политизации) прошлого и подчеркивает социальные функции коллективных воспоминаний: формирование идентичности, чувства общности, критичности самооценки, возможности забвения, что выступает необходимым стимулом развития [3, с. 300-301].

Основным средством коммеморации Великой Отечественной войны с момента ее завершения выступало освещение событий прошлого и практик чествования на страницах газетной периодики, что позволяет использовать данные материалы в качестве репрезентативного источника по изучению способов представления информации и содержательных компонентов образа Великой Отечественной войны на протяжении довольно длительного исторического периода. Необходимо отметить, что газета сохранила позицию основного канала информирования граждан о событиях прошлого и настоящего вплоть до конца советской эпохи, что объясняет особое внимание исследователей мемориальной политики к изучению материалов центральной, региональной и локальной прессы во второй половине ХХ в. «Газетное дело» в целом рассматривается исследователями как важнейшее условие формирования нации и национальной идентичности [3, с. 40]. Так, М. А. Клинова и А. В. Трофимов рассматривают эволюцию алгоритма освещения и содержания образов Великой Отечественной войны и Победы в 1946-1965 гг. на материалах газет «Правда», «Уральский рабочий», «Советская Сибирь» и «Магнитогорский металл». По мнению авторов, матрица коммеморации (ритуал чествования, иерархия смыслов) сложилась уже в первую годовщину Победы, что позволило авторам определиться с выборкой выпусков газет: анонсирование торжеств в преддверии праздника, праздничный номер и описание результатов празднования в следующем номере [1, с. 37].

Принципиальное значение для изучения мемориальной политики имеет анализ структуры информационного поля, а также определение приоритетов при размещении материалов. Важнейшими конструктами образа Великой Отечественной войны авторы называют: историческое значение Победы, определение роли Советской армии, народа и государства, лично Сталина. Обязательным элементом выступает мобилизация общества на решение народнохозяйственных и внешнеполитических задач [1, с. 37]. Инструментальный характер материалов, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, просматривается в изменении общей тональности и эмоциональной насыщенности при описании

мероприятий. В частности, авторы обращают внимание на эволюцию образа от всеобщего народного ликования, уличных форм неорганизованного досуга к сдержанным по тональности, но имевшим больший воспитательный эффект рассказам о проведении лекций, выставок, встреч с участниками войны и пр. [1, с. 39-40]. В качестве знаковой тенденции авторы рассматривают рост интенсивности сообщений о трудовых практиках (свершения «в честь Победы») в первое послевоенное пятилетие и сокращение их числа в первой половине 1950-х гг. [1, с. 40]. Переломным во всех отношениях для формирования практик коммеморации событий Великой Отечественной войны становится 1956 г.: происходит полная перекодировка образа посредством почти полного игнорирования значимой ранее информации, «купирование темы войны». Новая иерархия смыслов и алгоритм празднования сложились к 20-летнему юбилею Победы. Общая направленность эволюции - формализация празднования, вытеснение «народного» присутствия, а также трудовой активности. Сложился и новый ритуал проведения мероприятий: торжественные заседания, праздничный концерт, военный парад и возложение цветов к мемориалам Великой Отечественной войны [1, с. 42-43].

В рамках изучения пензенской многотиражной периодики особое значение имеет сквозное сравнение материалов периодических изданий центрального, регионального и локального уровней. В частности, речь идет о производственной ориентированности «победных» публикаций и практически полном прекращении упоминаний о трудовых свершениях в 1956 г. в газете «Магнитогорский металл» [1, с. 41-42].

Для реконструкции образа Великой Отечественной войны на страницах производственной периодики в драматический период кризиса и распада советской государственности в фондах областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова была произведена выборка выпусков многотиражек крупнейших пензенских предприятий, посвященных подготовке и празднованию юбилейных дат 9 мая, а также трагическим событиям июня 1941 г.

Так, предпраздничный выпуск «Химмашевца» от 28 апреля 1980 г. актуализирует производственную тематику: первая страница выпуска посвящена 90-летию 1 Мая и, соответственно, победителям социалистического соревнования. Заводчане рапортовали о выполнении обязательств первого квартала и личных пятилетних планов и в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина [5, с. 1]. «Светлый праздник Победы социализма и прогресса над фашизмом и мракобесием» - 35-летие Победы было отмечено публикацией лишь одного эпизода из воспоминаний фронтовика [6, с. 2].

Образ Победы формировался и в публикации, посвященной 40-летию начала Великой Отечественной войны. В статье участника войны В. Агнеина достойным ответом на «временные победы» и активную пропаганду противника (применение громкоговорителей на передовой, «обещание "райской" жизни нашим солдатам») летом 1942 г. названа умелая организация сопротивления: минометный обстрел и уничтожение немецкого батальона: «Три месяца я находился на этом участке. Больше мы ни разу не слышали таких обещаний. Да и музыка у фашистов стала звучать все реже и реже» [7, с. 2].

Заметным трендом в эволюции содержательного контента памяти о войне становится «оповседневнивание» войны, возвращение народного характера Победе, ковавшейся не только на фронте, но и в тылу. Так, в статье М. Гущина

повествуется о жизненном пути В. И. Вальчевского, которому 8 мая 1983 г. исполнилось 100 лет. Герой публикации участвовал в Русско-японской войне: «видел ужасы Мукдена», был ранен. В Германскую уже воевать не пришлось. Великая Отечественная война застала Вальчевского в Курске, где он руководил работами по уничтожению заводского оборудования при отступлении наших войск, после занятия города немцами ушел на восток. Так он оказался в Пензе, где служил его сын, инженер-химик. После освобождения Курска он вернулся к семье, пережившей ужасы оккупации, а затем все же переехал в Пензу, где и проработал в объединении «Пензхиммаш» до 1971 г. [8, с. 2].

В середине 1980-х гг. в «Химмашевце» появился специальный предпраздничный выпуск, посвященный чествованию Победы. Так, в 1984 г. выпуск газеты вышел 7 мая и публикации о Великой Отечественной войне переместились на первую страницу. При сохранении производственной тематики (рубрика «Дневник соревнования») обращает на себя внимание заголовок передовой статьи: «Великий подвиг Великого народа» [9, с. 1]. В воспоминаниях стрелка военизированной охраны завода М. Л. Тразановой повествуется о детском восприятии экстремальной военной повседневности: «В сорок первом взяли отца на фронт, а через год мать умерла. И извещение тогда же пришло - отец пропал без вести. Семь человек нас осталось...» [10, с. 2].

Юбилейный выпуск «Химмашевца» 1985 г. выдержан в духе позднесо-ветских традиций мобилизации трудящихся на грядущие трудовые свершения и был полностью посвящен коммеморации памятного события. Передовая статья в рубрике «Решения апрельского Пленума ЦК КПСС - в жизнь!» вышла под названием «Отвечаем делом». Коллектив бригады электросварщиков цеха № 10 рапортовал о своих успехах в социалистическом соревновании в честь 40-летия Победы. Здесь же размещена публикация о торжественном собрании комсомольцев и молодежи объединения - победителей социалистического соревнования. «Героико-патриотическая» акция «Равнение на знамена Победы!» сопровождалась внесением в зал заседаний в сопровождении почетного эскорта «знамени 846-го артиллерийского Краснознаменного ордена Кутузова полка, сформированного на Пензенской земле» [11, с. 1]. Вторая страница выпуска полностью посвящена воспоминаниям за-водчан - участников войны. Содержание статей подчеркивает значение ком-меморативных практик и формирование мемориальной культуры, народной памяти о Великой Отечественной войне. Так, А. Сафронов обращается к теме стойкости советского народа и одновременно к теме «бесчисленных лишений»: «А летом 1941 года наш полк стоял недалеко от Бреста. Многие сейчас знают о героических защитниках крепости. А тогда... 22 июня полк наш был разбит. Уцелевшие 15-20 человек отступали на Бобруйск». Автор публикации пережил оккупацию и вернулся в строй и воевал уже после освобождения Бобруйской области [12, с. 2]. В этом номере нашли свое отражение вопросы трансформации содержания памяти о войне в связи со сменой поколений, а также значимости сохранения личностного и родового восприятия жертвенного подвига павших предков. Так, В. Юрков задается вопросом: «А что вспомним мы, рождения 38-го, 39-го, 40-го? Те, кто не знает и не знал никогда отца своего по-настоящему?» [13, с. 2]. Указание на общность подобных переживаний свидетельствует о формировании нового тренда

на закрепление в качестве хранителей и, соответственно, трансляторов памяти о войне поколения детей войны.

А. Ассман объясняет содержательный и ценностный поворот в современной мемориальной культуре влиянием фактора глобализации памяти, отмечая особую роль категорий «признания вины и ответственности» [3, с. 123— 124]. Вместе с тем для советского общества, исключенного из этого процесса практиками холодной войны, источники трансформации памяти, «учредительного мифа» [14, с. 155-156, 167, 169] о войне будут принципиально иными. Материалы многотиражек отражают при этом не только конструкты мемориальной политики, но и локальный и общенациональный этос восприятия личной и национальной трагедии. Боль утраты близких затронула каждую семью, поэтому императив «Будущее - ценой жизни миллионов» одновременно отражал аффективное состояние шока от перенесенной потери и коллективное чувство ответственности перед памятью павших: «Сороковая мирная весна уверенно идет по стране... В этот солнечный субботний день все заводчане вышли на работу. Их встречает духовой оркестр бравыми маршами, напоминанием предстоящего события звучит песня "День Победы"». 4 мая 1985 г. на пензенском производственном объединении электронно-вычислительной техники (ПО ЭВТ) состоялся Всесоюзный субботник, посвященный 40-летию Победы над фашистской Германией (под девизом «Бессмертному подвигу - подвиг трудовой»). Заработанные средства были направлены на строительство госпиталей и больниц для ветеранов войны, на сооружение в Москве памятника Победы советского народа в Великой Отечественной войне. «Сегодня чувствуется какая-то иная ответственность, чем в прежние дни», - отметил Владимир Алтухин, ученик фрезеровщика. Победителям «ударной трудовой вахты Памяти», проходившей в три этапа, каждый из которых был посвящен участнику войны - работнику предприятия, были вручены вымпелы и дипломы [15, с. 1]. Весь разворот юбилейного выпуска заполнен воспоминаниями ветеранов. Также отметим акцентирование публикаций на описании экстремальных условий военной повседневности как средства актуализации памяти для новых поколений [16, с. 3]. В этом же ряду и решение ЦК КПСС, Министерства обороны СССР и ЦК ДОСААФ о проведении в год 40-летия Победы Всесоюзной патриотической акции «Равнение на знамена Победы!». С января 1985 г. начали свое торжественное шествие по комсомольским организациям области четыре боевых знамени. Одно из них - знамя 1203 полка 354 стрелковой дивизии - участвовало в проведении торжественного митинга комсомольцев и молодежи - участников Вахты Памяти на ПО ЭВТ [15, с. 4].

В условиях деструкции национальной идентичности, спровоцированной кризисом советской государственности в конце 1980-х гг., происходят изменения мемориального контента о войне, выступавшего глубинной психологической скрепой национального самосознания. Так, на первый взгляд, содержание следующего юбилейного выпуска «Химмашевца» не изменилось. Первую страницу номера от 7 мая 1990 г. открывала передовица «Великий подвиг народа», пересказавшая рефрен сложившейся практики: «Навязанная нам агрессия была беспощадным экзаменом на жизненность социалистического строя, на крепость многонационального Советского государства, на силу патриотического духа советских людей» [16, с. 1]. Однако воспоминания

ветеранов не публиковались. Большая часть статей выпуска посвящена истории предприятий-юбиляров (Завода имени Фрунзе и пензенского ПО «Заря»), что свидетельствует о сохранении тренда на коммеморацию индустриальной основы пензенской экономики как залога устойчивого развития в будущем.

Ментальный след перестроечной исторической политики нашел отражение в публикации В. Смирнова, записавшего беседу с одним из рабочих ПО ЭВТ Николаем Исаевым в преддверии 45-летия Победы (выпуск «Прогресса» от 6 апреля 1990 г.). Военная биография Н. Ф. Исаева, рядового, а затем младшего сержанта 95-го стрелкового полка, началась зимой 1941-1942 гг., когда он, будучи еще четырнадцатилетним подростком, участвовал в рейде кавалерийского корпуса генерала Белова на Смоленщине, затем был лагерь для гражданских лиц и побег из немецкого эшелона, направлявшегося в Германию. В июне 1944 г. он вышел в расположение советских войск и вступил в ряды РККА. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Великой Отечественной войны. После войны трудился заточником на промышленных предприятиях Ленинграда, а затем Пензы. Обращает на себя внимание болезненное восприятие деструкции прежних основ национальной идентичности: «В то время Запад не был для советской молодежи настолько привлекательным, чтобы согласиться туда ехать даже насильственно»; «За освобождение Литвы, за восстановление там Советской власти наши положили около 135 тысяч человек. Так что же это напрасно?». С другой стороны, главным завоеванием современности назван процесс разрядки и разоружения. К решению этой проблемы ветеран призывает все страны Запада, отмечая глобальное значение Перестройки в СССР [17, с. 2].

Юбилейной теме - 45-летию Великой Победы - был посвящен выпуск «Прогресса» от 27 апреля 1990 г. Разворот газеты по традиции отражает мемориальный контент. Так, здесь представлены воспоминания М. И. Ушакова, участника войны с Японией. Войну он встретил учеником фабрично-заводского училища в Хабаровске. В 1942 г. был призван в армию, служил в разведке на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. После войны семья вернулась на родину в Пензенскую область. В 1990 г. ветеран продолжал трудиться в цехе № 9. Уроженец Пензы, М. Ф. Мартынов в 1937 г. попадает во Владивосток. Война застала его в ремесленном училище, по окончании которого он оказался в портовых мастерских. Самым тяжелым, по воспоминаниям Михаила Федоровича, было постоянное недоедание. Призыв в армию в этом отношении был облегчением - «по крайней мере нормальный паек будет гарантирован». Служил на Балтийском море - на тральщике. Был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени. В памяти ветерана сохранились образы страданий, вызванных экстремальными условиями войны, и единого и исключительного по своему значению устремления всего народа - Победы: «И вдруг выбегает из радиорубки радист и во все горло кричит: "Ура! Война закончилась!". Ну, тут, конечно, как вспоминает Михаил Федорович, все моряки друг к другу бросились обниматься. А через мгновение над Балтикой уже гремел победный салют - стреляли из всех видов оружия. Кораблям было разрешено встать на якорь и отметить это главное в жизни солдат и матросов событие» [18, с. 2].

Принципиальным моментом выступает саморефлексия на тему памяти о войне: «В первые послевоенные годы, когда наш народ на фронте и в тылу

перенес большие тяготы, мы были к друг другу как-то добрее. Или нас тогда сближало перенесенное почти в каждой семье горе?»; «Приятно, что сейчас по всей стране идет движение за милосердие» [18, с. 2].

Бесспорно, пресса играла ключевую роль в манифестации принципов мемориальной политики, но одновременно выступала отражением политических реалий в процессе перекодировки элементов образа. Так, в 1991 г. «Прогресс» в нарушение принятых ране канонов два номера от 14 и 21 июня 1991 г. посвятил 50-летию начала Великой Отечественной войны. В выпуске от 14 июня было помещено интервью с ветераном войны, слесарем-ремонтником цеха № 1 Николаем Трофимовичем Потаповым. Формулировка вопросов отразила и содержание момента (дату трагического юбилея), и результаты глобализации мемориальной культуры: «Помните ли момент начала войны: "Еще бы не помнить! Жили мы тогда в Валяевке, недалеко от Пензы. Народ говорил: "Война, быть войне!". Люди как будто предчувствовали ее приближение. Хотя сначала надеялись, что гроза обойдет стороной. Ведь у нас договор был с Германией о ненападении. А тут она грянула"». В 1939 г. Николай поступил в велозаводское фабрично-заводское училище, затем работал на заводах им. Фрунзе и арматурном. Его призвали 10 февраля 1942 г. и направили в танковое училище. Был серьезно ранен в конце 1944 г. и 20 марта 1945 г. вернулся домой. Самый глубинный и болезненный пласт воспоминаний - утрата близких, а следовательно, разрушение семейной и родовой памяти: «Много у нас из родни за Родину полегло: сколько дядьев, двоюродных, троюродных... У отца было шесть братьев, все фронтовики, кроме дяди Вани, у него броня была от велозавода». В семье Потаповых погибли отец и сын, старший брат Николая: «...отец сразу, а брат в 1943 г.» [19, с. 3].

В начале 1990-х гг. историческая память о войне пополняется контентом, ранее подлежавшим забвению и вытеснявшимся из публичного пространства. К числу подобных тем относился вопрос о поражениях Красной армии в первые годы войны: «А приходилось ли вам отступать? "А как же! Да еще как - подошвы отлетели... Бои были большие за Орел, Орловско-Курская дуга много жизней унесла. Орел несколько раз переходил из рук в руки. От города осталось чистое место. Как и от Брянска... А это был небольшой зеленый городишко. После боев все смело. Даже интересно было смотреть: все крыши посшибало, а стены стоят. Вот я как раз за Брянск и получил Красную Звезду. А потом начались госпиталя <...> Стал инвалидом в двадцать с небольшим <...> Главное - все выдержали, победили, взяли свое, - продолжает Николай Трофимович. - Помню, лежал я в госпитале, в какой-то деревушке. Ноги у меня сильно обгорели. Месяца полтора я там отлежал. И вот самолеты немецкие враз налетели, все кругом разбомбили. А мне вот повезло, я остался в живых <. > Поэтому, когда спрашивают, чего же хорошего было, сказать нечего <...> Да, приходилось и отступать, и наступать. Первое время не поймешь, что было. Куда, зачем, для чего? Ничего не знали"». Память ветерана сохранила чувство благодарности своим товарищам - не раз спасали от смерти (сделали перевязку, сбили пламя брезентом).

Еще одной трудной темой стал вопрос о готовности СССР к предстоящей войне: «Сейчас много известно о подготовке гитлеровцев к войне, нашей армии... "Конечно, я много слышал, перечитал. Ведь как Сталина предупреждали: "Иосиф Виссарионович, ведь Гитлер готовится к войне! Надо что-то

делать!" - "Нет, ведь мы договор с ним заключили, войны не будет". А какая у нас подготовка была? Нам в вольской школе давали 600 г хлеба и один раз приварок - это нам-то, таким молодым, здоровым ребятам по 17-18 лет! Помню, приехал к нам Ворошилов в 1942 г. И как в сказке появилось: 800 г хлеба, 50 г сахара и 50 г масла. А одеты мы как были... А тут подняли нас по тревоге, повели в баню. Сказали: "Сбрасывайте все старье". Одели нас во все с иголочки и - в Тулу. Небольшая подготовка и - в бой"».

Интервью с Н. Т. Потаповым носит характер откровенного нарратива и не укладывается в привычные рамки «мобилизующей корреспонденции», и на вопрос корреспондента, вспоминает ли он военную эпоху, читаем: «А как же?! Да вот только жалко, что самые молодые годы были загублены войной. Здоровье подорвано на всю жизнь. А вот сейчас особенно тяжело: вроде воевали мы, воевали за счастливую жизнь, а где она? Народ сейчас стал какой-то озлобленный. Иной раз подойдешь в магазине без очереди к прилавку (такое право у нас есть), да такое услышишь, что в другой раз и не захочешь больше. А ведь как за границей живут, например, в Германии, участники той же войны? У них все есть, они ни в чем не нуждаются. Вот то-то и обидно... Да и мы, фронтовики, в нашей стране не все в равном положении. У меня пенсия, к примеру, 160 рублей, а у соседа - 400. А ведь я два с половиной года воевал, повалялся в болотах, был ранен, горел...» [19, с. 3].

21 июня теме коммеморации войны был посвящен разворот многотиражки [20, с. 2-3]. Программный характер носит публикация В. Николиной: «Война вызывает у меня горькое чувство: в великой "бойне" под Сталинградом погибли два моих дяди: Николай и Андрей... И были мои дяди очень молоды: Коле сравнялось 19 лет, Андрею - чуть перевалило за 20... Говорили в семье и о других погибших: о мамином дяде Прокофии и его сыне Леньке, похоронки на которых прилетели чуть ли не в один год. Обо всех, кто не вернулся в нашу небольшую деревеньку... Весной 41-го года моя семья ждала демобилизации отца, который служил на Балтийском флоте. Предрассветная бомбежка перемешала все планы: отец с первого дня войны встал, говоря высокопарным языком, на защиту Родины... Умер отец в возрасте 33 лет, не прожив в родном доме и двух лет, сказалось сильное истощение организма» [20, с. 2]. Помимо воспоминаний в выпуске опубликована фронтовая корреспонденция 1943 г., повествующая о жизни и трагической кончине одного из участников войны, а также дайджест печатных СМИ 1990 г. о трудных вопросах истории Великой Отечественной войны (предупреждения о готовящейся войне, о потерях, о плане «Ост», о «манипуляции победой») [20, с. 3].

Таким образом, локализация практик коммеморации в масштабах конкретного предприятия, представленных в публикациях многотиражных периодических изданий, позволяет извлечь уникальную информацию первичного уровня о закономерностях формирования мемориальной культуры и о средствах мемориальной политики. Здесь нашли свое отражение одновременно и ритуализация смыслов мобилизационного порядка, и эволюция содержания мемориальной культуры в связи со сменой поколений хранителей (носителей и трансляторов) памяти о Великой Отечественной войне.

Список литературы

1. Клинова М. А., Трофимов А. В. Великая Отечественная война: коммеморативные практики и образы в газетной периодике (1946-1965 гг.) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 36-45.

2. Соколова О. М. Культура коммеморации в контексте мемориальных исследований ХХ - начала XXI в. // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (35). С. 17-28.

3. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. 3 изд-е. М. : Новое литературное обозрение, 2023. 328 с.

4. Леонтьева О. Б. Память, время, мемориальная культура в работах Алейды Ассман // Историческая экспертиза. 2017. № 4. С. 31-46.

5. Химмашевец. 1980. № 16.

6. Аникин М. Один эпизод. Из воспоминаний фронтовика // Химмашевец. 1980. № 16.

7. Агнеин В. Достойный ответ // Химмашевец. 1981. № 24.

8. Гущин М. Век прожит не зря // Химмашевец. 1983. № 18.

9. Химмашевец. 1984. № 20.

10. Тразанова М. Л. «Низкий тебе поклон» // Химмашевец. 1984. № 20.

11. Химмашевец. 1985. № 18.

12. Сафронов А. Мы отстояли мир // Химмашевец. 1985. № 18.

13. Юрков В. Год рожденья - предвоенный... // Химмашевец. 1985. № 18.

14. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 232 с.

15. Прогресс. 1985. № 33-34.

16. Химмашевец. 1990. № 19.

17. Прогресс. 1990. № 14.

18. Прогресс. 1990. № 17.

19. Прогресс. 1991. № 23.

20. Прогресс. 1991. № 24.

References

1. Klinova M.A., Trofimov A.V. The Great Patriotic War: commemorative practices and images in newspaper periodicals (1946-1965). Ural'skiy istoricheskiy vestnik = Ural historical bulletin. 2021;(2):36-45. (In Russ.)

2. Sokolova O.M. The culture of commemoration in the context of memorial studies of the 20th - early 21st century. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Belarusian State University of Culture and Arts. 2020;(1): 17-28. (In Russ.)

3. Assman A. Dlinnaya ten'proshlogo: Memorial'naya kul'tura i istoricheskayapolitika = The long shadow of the past: memorial culture and historical politics. 3rd ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2023:328. (In Russ.)

4. Leont'eva O.B. Memory, time, memorial culture in the works of Aleydi Assman. Istoricheskaya ekspertiza = Historical expertise. 2017;(4):31-46. (In Russ.)

5. Khimmashevets = Khimmashevets. 1980;(16). (In Russ.)

6. Anikin M. One episode. From the memories of a front-line soldier. Khimmashevets = Khimmashevets. 1980;(16). (In Russ.)

7. Agnein V. Decent answer. Khimmashevets = Khimmashevets. 1981;(24). (In Russ.)

8. Gushchin M. Living a century is not in vain. Khimmashevets = Khimmashevets. 1983;(18). (In Russ.)

9. Khimmashevets = Khimmashevets. 1984;(20). (In Russ.)

10. Trazanova M.L. "I bow to you." Khimmashevets = Khimmashevets. 1984;(20). (In Russ.)

11. Khimmashevets = Khimmashevets. 1985;(18). (In Russ.)

12. Safronov A. We defended the world. Khimmashevets = Khimmashevets. 1985;(18). (In Russ.)

13. Yurkov V. Year of birth - pre-war... Khimmashevets = Khimmashevets. 1985;(18). (In Russ.)

14. Assman A. Novoe nedovol'stvo memorial'noy kul'turoy = New dissatisfaction with memorial culture. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2016:232. (In Russ.)

15. Progress = Progress. 1985;(33-34). (In Russ.)

16. Khimmashevets = Khimmashevets. 1990;(19). (In Russ.)

17. Progress = Progress. 1990;(14). (In Russ.)

18. Progress = Progress. 1990;(17). (In Russ.)

19. Progress = Progress. 1991;(23). (In Russ.)

20. Progress = Progress. 1991;(24). (In Russ.)

E-mail: savtemp@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 19.10.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.11.2023 Принята к публикации / Accepted 22.01.2024

Информация об авторах / Information about the authors

Ольга Александровна Сухова доктор исторических наук,

Olga A. Sukhova Doctor of historical sciences, professor, dean of the faculty of history and languages, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

профессор, декан историко-

филологического факультета, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.