DO1 10.18522/2500-3224-2023-3-173-187 УДК 93/94
СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ В МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ АЗЕЙРБАЙДЖАНА: ОТ ОТРИЦАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ1
Кринко Евгений Федорович
Южный научный центр РАН; Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия krinko@ssc-ras.ru
Аннотация. Статья посвящена образам советского прошлого в мемориальной культуре Азербайджана. Предметом изучения выступают памятники: советским союзным и республиканским руководителям, от В.И. Ленина до И.В. Сталина и от Н.Н. Нариманова до Г.А. Алиева, с которыми связаны основные события истории Азербайджана в 1920-1991 гг.; Бакинской коммуне как первому опыту установления советской власти, занимавшему одно из ведущих мест в мемориальной культуре советского Азербайджана; жертвам политических репрессий; событиям и участникам Великой Отечественной войны. Автор отмечает динамику отношения к советскому мемориальному наследию в Азербайджане в 1990-2000-х гг. от демонтажа к инструментализации. Негативное отношение к советскому прошлому выражалось в разрушении большинства памятников советским вождям, Бакинской коммуне и других мемориальных объектов. Однако часть советских памятников сохранилась, в том числе посвященных участникам Великой Отечественной войны. Широкомасштабная мемориализация жизни и деятельности ГА. Алиева способствует положительной оценке последних советских десятилетий. Значительное влияние на мемориальную политику республики оказали и будут в дальнейшем оказывать армяно-азербайджанские противоречия и их последствия.
Ключевые слова: Азербайджанская Республика, Азербайджанская ССР; Бакинская коммуна, историческая память, мемориальная культура, советский пост, политика памяти.
1 Исследование выполнено в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В.А. Тишков).
THE SOVIET PAST
IN THE AZERBAIJAN MEMORIAL CULTURE: FROM DENIAL TO INSTRUMENTALIZATION
Krinko Evgeny F.
Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia krinko@ssc-ras.ru
Abstract. The article deals with the images of the Soviet past in the Azerbaijan memorial culture. The subject of the study are the monuments in honor of the Soviet Union and republican leaders, from V.I. Lenin to I.V. Stalin and from N.N. Narimanov to G.A. Aliyev, who are associated with the main events in the Azerbaijan history in 1920-1991. The monuments to the Baku commune, as the first experience of establishing Soviet power, which occupied one of the leading places in the memorial culture of Soviet Azerbaijan, monuments to victims of political repression, monuments of the events and participants of the Great Patriotic War are in the focus of the research. The author notes the dynamics of the attitude towards the Soviet memorial heritage in Azerbaijan in the 1990s-2000s: from its dismantling to instrumentalization. The negative attitude towards the Soviet past was expressed in the destruction of most of the monuments to Soviet leaders, the Baku commune and other memorial objects. However, some of the Soviet monuments have been preserved, including those dedicated to the participants of the Great Patriotic War. Large-scale memorialization of the life and work of G.A. Aliyev contributes to a positive assessment of the last Soviet decades. The Armenian-Azerbaijani contradictions and their consequences have had and will continue to have a significant impact on the memorial policy of the republic.
Keywords: Republic of Azerbaijan, Azerbaijan SSR, Baku commune, historical memory, memorial culture, Soviet past, politics of memory.
Цитирование: Кринко Е.Ф. Советское прошлое в мемориальной культуре Азербайджана: от отрицания к использованию // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 3. С. 173-187. DOI 10.18522/2500-3224-2023-3-173-187 / Krinko E.F. The Soviet Past in the Azerbaijan Memorial Culture: from Denial to Use, in Novoe Proshloe / The New Past. 2023. No. 3. Pp. 173-187. DOI 10.18522/2500-3224-2023-3-173-187.
© Кринко Е.Ф., 2023
Историческая политика современного Азербайджана представляет несомненный интерес и изучается исследователями в рамках как обобщающих работ, посвященных процессам конструирования прошлого в постсоветских государствах Южного Кавказа [Шнирельман, 2003; Маркедонов, 2015; Токарев, 2017; Волхонский, Ярлы-капов, 2023 и др.], так и специальных публикаций [Смит, 2001; Мамедова, 2003; Исмаилов, Нифталиев, 2009 и др.]. Предметом самостоятельного исследования стали вопросы сохранения в республике памяти о Великой Отечественной войне [Дарвай, 2015 и др.] и другие сюжеты [Матишов, Кринко, Горюшина, 2018]. Однако опыт репрезентации советской истории в культуре памяти Азербайджана нельзя считать достаточно изученным.
Между тем именно отношение к советскому прошлому приобретает особую значимость в контексте постколониальных дискуссий и обсуждения самой возможности использования понятий колониализма и постколониализма применительно к Кавказу [Цибенко, 2013 и др.]. Национальные мифологии, призванные легитимизировать возникновение и существование государств на постсоветском пространстве, как правило, опираются на отрицание предыдущего опыта в поисках новых национальных героев и жертв как необходимой основы для формирования собственной идентичности. Материальным воплощением доминирующих версий прошлого выступает мемориальная культура: памятники дают возможность не только для визуализации в объемных формах образов исторических событий и персонажей, но и для их использования в коммеморативных практиках. Появление и ликвидация мемориальных объектов - необходимые показатели перемен в исторической политике.
Цель данной статьи заключается в выявлении основных тенденций представления образов советского прошлого и их динамики в мемориальной культуре Азербайджана. Огромное количество памятников в республике, так или иначе связанных с советской историей и культурой, ликвидированных, сохраняющихся и установленных в последние годы, вынуждает остановиться на нескольких группах мемориальных объектов. Предметом изучения в статье выступают памятники: советским руководителям союзного и республиканского уровня, от В.И. Ленина до И.В. Сталина и от Н.Н. Нариманова до Г.А. Алиева, с которыми связаны события истории Азербайджана в 1920-1991 гг.; Бакинской коммуне как первому опыту установления советской власти, занимавшему одно из ведущих мест в мемориальной культуре советского Азербайджана; жертвам политических репрессий; событиям и участникам Великой Отечественной войны. Разумеется, этот ряд нельзя считать исчерпывающим для характеристики мемориальной культуры Азербайджана в целом, но анализ включенных в него объектов и их судьбы позволяет оценивать общее отношение в республике к советскому мемориальному наследию и доминирующие практики мемориализации советского прошлого. Основой для статьи, помимо историографических источников, послужили заявления руководства республики и общественных организаций по мемориальным вопросам, представленные в открытом доступе другие информационные сообщения и фотографии, а
также собственные наблюдения автора и материалы, собранные в ходе поездок в Баку в 2017-2018 гг. Теоретические рамки исследования определяются разработками российских и зарубежных авторов в сфере политики памяти, символической политики и мемориальной культуры [Ассман, 2014; Методологические вопросы..., 2018 и др.].
В начале 1990-х гг. в Азербайджане, как и в большинстве других постсоветских государств, активно велась борьба с советским мемориальным наследием, в значительной степени состоявшим из памятников государственным и партийным руководителям, основоположникам марксизма, героям революции, Гражданской и Великой Отечественной войн и других объектов монументального жанра. Особенно важное место в мемориальном пространстве СССР занимали памятники Ленину, во многих населенных пунктах выполнявшие пропагандистскую и символическую функции. По сравнению с другими союзными и автономными республиками, краями и областями, в Азербайджанской Советской Социалистической Республике (далее - АзССР) памятников Ленину, видимо, насчитывалось не так много: в специализированной базе данных указаны всего 17 монументов [Памятники Ленину]. Очевидно, что это далеко не полное их количество, но сколько точно памятников Ленину было создано в АзССР, выяснить не представляется возможным. Самый крупный памятник работы азербайджанского скульптора-монументалиста Д.М. Каръягды, как и полагалось, был установлен в 1957 г. в столичном Баку на главной площади, получившей название Ленина, напротив Дома правительства. Он достигал 27 м (11 м скульптура и 16 м постамент) и вплоть до 1973 г. оставался самым высоким памятником Ленину в СССР; а к концу советской эпохи занимал третье место по высоте. Под памятником находились трибуны, где располагалось руководство АзССР во время парадов и демонстраций, чем достигался эффект его непосредственного вовлечения в публичные коммеморации. В конце августа 1991 г. памятник Ленину снесли, позже на его месте символично установили флаг Азербайджанской Республики, унаследованный от Азербайджанской Демократической Республики (далее - АДР), а саму площадь переименовали в Азадлыг - площадь Свободы.
Все или почти все остальные памятники Ленину в Азербайджане также были демонтированы. В открытом доступе можно встретить несколько упоминаний только об одном сохранившемся памятнике - в селе Гамарван Габалинского района. Наиболее позднее по времени из них, опубликованное 26 апреля 2015 г. под красноречивым заголовком «Горстка азербайджанцев у единственного памятника Ленину», сообщало, что активисты Коммунистической партии Азербайджана (далее - КПА) почтили память Ленина, возложив цветы к его памятнику: «Так они отметили 145-летие со дня рождения Ленина». Председатель Центрального комитета (далее - ЦК) КПА Г. Максимова подчеркнула «решимость активистов ее партии сохранить единственный памятник Ленину в Азербайджане» [Горстка азербайджанцев.]. Влияние компартии в современном Азербайджане невелико, и символическое расставание с Лениным, судя по всему, произошло быстро и относительно
безболезненно для азербайджанского общества, хотя его отдельные представители, преимущественно старшего возраста, как и в любом другом бывшем постсоветском государстве, с ностальгией вспоминают прежние времена.
В азербайджанских информационных ресурсах упоминается и о двух сохранившихся памятниках И.В. Сталину - в селах Чалдаш Огузского района и Алибейли Гахского района. Уцелеть они при всех изменениях политического курса страны, начиная с критики «культа личности», сопровождавшейся массовым избавлением от памятников Сталину, смогли, вероятно, благодаря самим жителям. Первый из указанных памятников стоит на выкупленном у местного муниципалитета земельном участке одного из жителей, родственники которого утверждали: «Мы воспринимаем его как памятник истории и впредь будем его охранять» [В селе Чалдаш..., 2023]. Второй располагается во дворе грузинской школы и сохранился, по словам местного историка Г. Чанашвили, потому что в Азербайджане с уважением относятся к проживающим в республике грузинам: «Все знают, что тема Сталина является для грузин достаточно чувствительной. И этот памятник стоит потому, что здесь не хотят обидеть чувства местных грузин» [Единственная деревня., 2016]. Занимая маргинальное место в мемориальном пространстве современного Азербайджана, указанные памятники выступают экзотическими туристическими объектами вследствие своей исключительности.
Большинство других памятников, символизировавших советскую эпоху и посвященных ее вождям, подверглись демонтажу. Такая судьба ожидала, в частности, памятники Карлу Марксу, Феликсу Дзержинскому и Сергею Кирову. Памятник С.М. Кирову, возглавлявшему в 1921-1925 гг. КПА, работы П.В. Сабсая и Л.А. Ильина был установлен в 1939 г. в Баку в разбитом на месте мусульманского кладбища Чамбарака парке культуры и отдыха, получившем его имя. Хорошо видный со всех концов города, памятник, при всей неоднозначности отношения к самому Кирову, долгие годы считался одной из визитных карточек азербайджанской столицы советской эпохи, о чем свидетельствуют воспоминания бакинцев того времени в открытом доступе [Памятники Баку., 2015] и в личных беседах.
В СМИ отмечалось, что только в Баку к 2008 г. было разрушено около 50 памятников [В Баку разрушено., 2008], а в последующие годы этот процесс продолжался. Так, в 2008 г. был снесен памятник председателю Совета Народных Комиссаров (далее - СНК) и Центрального Исполнительного Комитета (далее - ЦИК) АзССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (далее -ЗСФСР), председателю ЦИК СССР от ЗСФСР Г.М. Мусабекову. В то же время сохранился памятник в честь его сестры - одной из первых азербайджанских женщин-революционерок, занимавшей должности наркомов просвещения и юстиции, затем председателя Верховного Суда АзССР А.М. Султановой (вместе с братом и мужем, первым наркомом внутренних дел Г.Г. Султановым, была репрессирована в 1938 г. и реабилитирована в 1956 г.). Хотя в СМИ выражались опасения и за его судьбу: «Отношение к этому оставшемуся от бывшего СССР наследству изменилось,
и никто не обращает внимания на каменных вождей. Их величие ушло вместе с Советской властью...» [В Баку разрушено..., 2008].
Определенные противоречия в оценках вызывала деятельность руководителя временного военно-революционного комитета, поднявшего восстание против правительства АДР в ночь с 27 на 28 апреля 1920 г., затем первого председателя СНК АзССР и председателя ЦИК СССР от ЗСФСР Н.Н. Нариманова, что нашло отражение в формировании его мемориальных образов. Несмотря на значительную роль в установлении советской власти в Азербайджане и занимаемые высокие посты, первый памятник Нариманову работы скульптора М. Мир-Касимова, архитекторов Э. Исмайлова и Ф. Леонтьев был открыт лишь в 1965 г. в Сумгаите. И только в 1972 г. посвященный ему памятник скульптора Дж. Каръягды, архитекторов Т. Абдуллаева и Ю. Кадымова был установлен в Баку. Еще через пять лет, в 1977 г., в Баку открыли Мемориальный музей Нариманова. Сравнительно поздняя мемориализация Нариманова была обусловлена тем, что он считался «национал-уклонистом» из-за стремления отстаивать национальные интересы Азербайджана в условиях советизации. ГА. Алиев отмечал, что ему, как первому секретарю ЦК КПА, с трудом удалось переубедить Л.И. Брежнева и М.А. Суслова и лишь через два года после 100-летнего юбилея Нариманова добиться открытия памятника в Баку [Axundova, 2007, с. 263]. В свою очередь эти обстоятельства способствовали включению образа Нариманова в мемориальные практики современного Азербайджана. Хотя в 2009 г. был снесен бюст Нариманову возле площади и станции метро его имени, другие посвященные ему мемориальные объекты сохранились.
Своеобразным замещением образа В.И. Ленина в символическом пространстве современного Азербайджана стал образ Г.А. Алиева (хотя, по мнению исследователей, ориентиром выступал образ Ататюрка [Токарев, 2017, с. 75]). В советское время он занимал должности председателя Комитета государственной безопасности при Совете министров АзССР первого секретаря ЦК КПА, члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя председателя Совета Министров СССР. Вернувшись в Азербайджан в 1990-х гг., стал председателем Верховного Меджлиса Нахичеван-ской Автономной Республики, а затем президентом Азербайджана. В 2005 г., через полтора года после его смерти, в Баку на площади перед Дворцом Гейдара Алиева (бывшим дворцом имени Ленина) был установлен посвященный ему памятник работы скульпторов М. Ногина и С. Щербакова. Он стал первым мемориальным объектом в Азербайджанской Республике в честь политического деятеля, возглавлявшего республику в советский период, хотя, конечно, причины его установления были связаны с другими событиями жизни Г.А. Алиева. В последующие годы количество музеев, памятников и других мемориальных объектов в честь Г.А. Алиева значительно возросло и превосходит в настоящее время число монументов, посвященных в АзССР В.И. Ленину. При этом формирование культа Г.А. Алиева сопровождается положительным отношением к последним советским десятилетиям, когда он возглавлял АзССР и их возвращением в мемориальную версию истории республики.
Отдельного упоминания заслуживает судьба мемориальных объектов, связанных с Бакинской коммуной. Приход ее к власти сопровождался обострением национальных и политических противоречий и массовыми жертвами в конце марта - апреле 1918 г., в первую очередь среди мусульманского населения. Активное участие в погромах принимали вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». В свою очередь, вступление в Баку 15 сентября 1918 г. турецких войск дало начало новому погрому антиармянской направленности. Пытавшиеся бежать бакинские комиссары были вывезены в Кисловодск и казнены по обвинению в сдаче Баку турецким и азербайджанским войскам.
Мартовский погром мусульман в Баку в 1918 г. стал главным местом памяти АДР способствовавшим формированию азербайджанского национального самосознания. Жертвы погрома были захоронены на кладбище Чамбарака. Здесь же планировалось создание мемориала для увековечения памяти азербайджанских и турецких военнослужащих, погибших в боях за Баку в сентябре 1918 г. Но в 1935 г. кладбище было ликвидировано при создании парка и памятника Кирову. В годы советской власти мартовские события 1918 г. замалчивались, ответственность за них возлагалась на национальные партии: на азербайджанский «Мусават» за то, что он начал «мятеж», и «на дашнаков за то, что те закончили дело резней граждан-мусульман» [Смит, 2001]. Напротив, значительное внимание в АзССР и в СССР в целом уделялось мемориализации Бакинской коммуны и ее руководителей, трагическая гибель которых создавала хорошие возможности для увековечивания памяти о них как о героях, павших в борьбе с врагами революции. Мифологизированный образ бакинских комиссаров стал одним из самых узнаваемых архетипических символов Гражданской войны.
Уже в сентябре 1920 г. останки бакинских комиссаров были торжественно перезахоронены в Баку на площади Свободы. В 1925 г. на площади был возведен памятник работы скульптора Е. Трипольской и архитектора И. Палевича. В 1958 г., к сорокалетию гибели комиссаров, в парке, получившем их имя, был открыт горельеф работы С. Меркулова. В 1968 г. был построен мемориальный комплекс по проекту скульпторов И. Зейналова и Н. Мамедова, архитекторов Г. Алескерова и А. Гусейнова. Он представлял собой железобетонный пантеон в форме кольца, в центре которого находился бюст нефтяника, склонившегося над Вечным огнем. Под ним были перезахоронены останки комиссаров. За пантеоном находился небольшой пруд, а за ним - стела с барельефами четырех коммунаров.
Мемориал служил воплощением идеологемы о дружбе народов в борьбе за советскую власть, изображая руководителей коммуны - представителей разных национальностей: армянина С.Г. Шаумяна, азербайджанца М.А. Азизбекова, грузина П.А. Джапаридзе и русского И.Т. Фиолетова. Позже, в 1970-1980-х гг., в Баку появились отдельные памятники в их честь. Ранее, в 1946 г., в честь Азизбекова в квартире дома, в котором он родился и жил, был открыт музей, а на самом здании установлена мемориальная доска.
В конце 1980-х гг., в связи с разрастанием конфликта вокруг Нагорного Карабаха, антиармянски настроенные демонстранты частично разрушили мемориал Бакинской коммуне, деятельность которой стала расцениваться как заговор армянских националистов и их приспешников против АДР. В начале 1990-х гг. были снесены памятники Шаумяну и Фиолетову, закрыт музей Азизбекова, а его экспонаты переданы в Музей независимости Азербайджана. Но пантеон 26 бакинским комиссарам сохранялся до января 2009 г., когда он был полностью демонтирован, что вызвало протесты ряда партий и общественных организаций. Так, президиум ЦК КПА заявил: «Разрушение памятников советского периода не может оцениваться иначе, как неуважение к прошлому и будущему азербайджанского народа» [Компартия Азербайджана., 2009]. В заявлении Прогрессивно-социалистической партии Азербайджана говорилось, что мемориал был «не столько символом официальной в то время коммунистической идеологии, сколько, в сущности, символом интернационального Баку, где нормально, дружно, по-человечески жили рядом представители очень многих национальностей» [Прогрессивно-социалистическая партия., 2009]. При проведении работ по перезахоронению коммунаров были обнаружены останки только 23 человек, которых перезахоронили на Говсанском кладбище Баку. На месте мемориала был сооружен фонтан.
В конце апреля 2009 г. в Баку демонтировали еще два памятника: Азизбекову (незадолго перед этим отремонтированный) и Джапаридзе. Хотя демонтаж официально осуществлялся городскими властями, очевидно, что за ним стояло высшее руководство республики. Выступая на церемонии открытия Губинского мемориального комплекса геноцида 18 сентября 2013 г., президент Азербайджанской Республики И.Г. Алиев заявил, что в «советские времена история была сфальсифицирована, эту правду от нас скрывали. Долгие годы бандиты, пролившие кровь азербайджанского народа <...> - Шаумян и ему подобные преподносились нам как герои <...> элементы, которые с беспощадностью чинили зверства против нашего народа, в советской истории представлялись как герои, в их честь устанавливались памятники. Только в период независимости мы восстановили истинную справедливость. Очистили наш прекрасный город, наш Баку от этих памятников» [Ильхам Алиев., 2013]. Тем не менее партии социалистической ориентации и деятели культуры предлагали сохранить снесенные памятники (уже потому, что их авторами являлись известные азербайджанские скульпторы), создав для этого парк или музей под открытым небом.
В мемориальной культуре постсоветского Азербайджана сформировались и новые темы, к которым в значительной степени относятся сталинские политические репрессии. Хотя первые памятники репрессированным деятелям культуры появились еще в советские годы (например, в 1968 г. на проспекте Строителей в Баку установили памятник поэту Микаилу Мушфигу скульптора М. Рзаевой), но тогда они имели единичный характер. В 1990-2000-х гг. был открыт целый ряд памятников и мемориальных досок в честь государственных и партийных руководителей, деятелей культуры и науки, подвергшихся репрессиям в 1930-1940-х гг. Среди них
установленный в 1993 г. памятник поэту и драматургу Г.А. Джавиду, работа над созданием которого началась еще в советское время. Используя в качестве основы произведения поэта, скульптор О. Эльдаров стремился увековечить в монументе память не только о нем, но и о многих других азербайджанцах, ставших жертвами политических репрессий.
В 2019 г. в Баку, в здании, в котором располагались сначала Азербайджанская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а затем республиканский наркомат внутренних дел, был открыт Музей жертв политических репрессий, основу экспозиции которого составили фотографии, документы и композиции местных мастеров. Тем не менее правозащитники указывали на отсутствие специального мемориала в память о жертвах политических репрессий в Азербайджане. При этом такой памятник был открыт в Казахстане, где в лагерях отбывали наказание азербайджанцы - жертвы репрессий [В Азербайджане вспомнили..., 2018].
Напротив, сохранение памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны относится к традиционным мемориальным практикам, унаследованным Азербайджаном из советской эпохи. Во многих населенных пунктах республики расположены памятники участникам войны. Среди них созданный еще в 1949 г. архитекторами Ф.Г. Абдурахмановым и Л.И. Гонсиоровским надгробный памятник в Нагорном парке генерал-майору танковых войск А.А. Асланову - единственному азербайджанцу, дважды удостоенному звания Героя Советского Союза. Еще один памятник ему установлен в Ленкорани, где в 1969 г. был открыт также дом-музей А.А. Асланова.
В 1973 г. появился памятник скульптора Ф.Г. Абдурахманова и архитектора М.А. Усейнова Герою Советского Союза лейтенанту М.Г. Гусейнзаде, после побега из немецкого плена возглавлявшему одну из наиболее успешных диверсионно-разведывательных групп на территории Югославии. По проекту скульптора В. Цигаля, архитекторов Р. Алиева, Л. Павлова и Ю. Дубова в 1981 г. был установлен памятник советскому разведчику Герою Советского Союза Р. Зорге (родившемуся в поселке Сабунчи близ Баку) в парке его имени. В центре продолговатой бронзовой доски изображена часть лица Зорге с прорезанными насквозь глазами. В тот же парк был перенесен главный монумент Памяти 1941-1945 гг., посвященный всем жителям республики, погибшим в Великой Отечественной войне. Уже в постсоветский период был открыт мемориальный комплекс «Братская могила», на территории которого захоронены 1462 воина, скончавшиеся в годы войны в бакинских госпиталях. Большинство памятников участникам Великой Отечественной войны находится в хорошем состоянии: «Их поддерживают, скорее, по традиции, нежели в связи с особым символическим значением» [Токарев, 2017, с. 71]. Ежегодно 9 мая у мемориалов проводятся торжественные мероприятия, а также акции «Бессмертный полк».
Однако на судьбе многих памятников на территории АзССР, в том числе посвященных участникам Великой Отечественной войны, негативно сказались Карабахский
конфликт и армяно-азербайджанское противостояние в целом. По заявлениям азербайджанских СМИ, армянами были разрушены мемориалы погибшим в Великой Отечественной войне в Физулинском, Джебраильском, Губадлинском, Занги-ланском и Агдамском районах [Разрушение мемориалов., 2021].
Другие авторы, напротив, отмечают разрушения находившихся на азербайджанской территории памятников участникам Великой Отечественной войны - армянам. Во время антиармянских погромов в 1988 г. в городе Кировабаде (в настоящее время - Гянджа) был снесен бронзовый бюст Маршала Советского Союза дважды Героя Советского Союза И.Х. Баграмяна. В том же году в Шуше был снесен памятник уроженцу этого города - дважды Герою Советского Союза гвардии подполковнику Н.Г. Степаняну. Сообщалось также о разрушении дома-музея маршала Баграмяна в селе Чардахлу, памятников маршалу авиации С.А. Худякову (А.А. Хан-ферянцу) и другим участникам войны [Акопян, 2020].
В целом отношение к советскому прошлому и его отражению в мемориальной культуре Азербайджана проделало определенную эволюцию за последние три с лишним десятилетия - от его отрицания и демонтажа к воссозданию и использованию в актуальных для республики политических целях. Расставание с советской версией прошлого происходило в условиях обострения армяно-азербайджанских противоречий и формирования негативных представлений о роли СССР (а до него - Российской империи), которым приписывалась защита исключительно армянских интересов. В новой национальной версии прошлого главным предшественником Азербайджанской Республики выступает АДР от которой унаследованы важнейшие государственные символы и другие места памяти.
Ликвидация советского мемориального наследия была характерна практически для всего постсоветского пространства как следствие широкого распространения постколониальных идеологических конструкций, представлявших жертвами бывшие народы Российской империи, а затем Советского государства. Однако историческая политика Азербайджана имеет серьезное отличие, выражающееся в ее подчеркнуто антиармянском характере. Эта тенденция проявляется в мемориальных процессах даже сильнее, чем десоветизация: если памятники, посвященные революционерам, политикам, военачальникам, деятелям культуры, имеющим армянское происхождение, уничтожены в Азербайджане, видимо, полностью, то часть советских монументов сохранилась. Более того, появились и новые памятники, связанные с советской эпохой. В первую очередь это монументы, посвященные Г.А. Алиеву, а также репрессированным деятелям культуры. Однако тема репрессий не получила развития в мемориальном пространстве Азербайджана.
Сохраняется и традиционная положительная оценка участия Азербайджана в Великой Отечественной войне и его вклада в Победу, причем не только азербайджанцев, но и представителей других национальностей, о чем свидетельствует, например, сохранение памятника Р. Зорге или бюста еще одному уроженцу Баку - наркому боеприпасов СССР, трижды Герою Социалистического Труда, генерал-полковнику
инженерной службы Б.Л. Ванникову. Более того, азербайджанские и армянские политики и СМИ активно обвиняют друг друга в увековечивании памяти о коллаборационистах, воевавших на стороне противника (в Азербайджане объектом критики выступают памятники лидеру партии «Мусават» эмигранту М.Э. Расулзаде, участвовавшему в переговорах с германским руководством). Однако никакие награды и звания участников Великой Отечественной войны в рядах Красной армии не могут спасти от уничтожения посвященные им памятники, оказавшиеся на подконтрольной противоположной стороне территории.
Все это позволяет считать, что в Азербайджане применяется инструменталистский подход к советскому прошлому. Через национализацию истории происходит ее присвоение и использование в политических целях, порой приобретающее противоречивый характер. Однако политические изменения последних лет сопровождается новыми вызовами. События и участники современных войн, вероятно, будут постепенно вытеснять образы советского прошлого, в большей степени отвечая задачам конструирования азербайджанской идентичности.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Акопян А. Память о Великой Отечественной как инструмент этнической ксенофобии в Азербайджане. 19.05.2020. URL: http://www.kavkazoved.info/news/2020/05/19/ pamjat-o-velikoj-otechestvennoj-kak-instrument-etnicheskoj-ksenofobii-v-azerbajdzhane. html (дата обращения - 23 июля 2023 г.).
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
В Азербайджане вспомнили о жертвах сталинских репрессий. 31.01.2018. URL: https://az.sputniknews.ru/20180131/pamatnik-stalinskiye-repressiyi-spisok-413850514. html?ysclid=lm3y5k63vi30433471 (дата обращения - 29 июля 2023 г.).
В Баку разрушено около 50 памятников. 13.04.2008. URL: https://www.trend.az/life/ socium/1174813.html (дата обращения - 28 июля 2023 г.).
В селе Чалдаш Огузского района до сих пор сохранился памятник Сталину. 12.06.2023. URL: https://media.az/society/1067913572/v-sele-chaldash-oguzskogo-rayona-do-sih-por-sohranilsya-pamyatnik-stalinu-foto-video (дата обращения - 21 июля 2023 г.). Волхонский М.А., Ярлыкапов А.А. «Историческая политика» Грузии, Армении и Азербайджана в пространстве Российского пограничного города (на материалах исследования в г. Астрахань) // Новое прошлое. 2023. № 1. С. 80-100.
Горстка азербайджанцев у единственного памятника Ленину. URL: https://haqqin.az/ news/43969 (дата обращения - 23 июля 2023 г.).
Дарвай Р.В. Азербайджан. Трансформация памяти // Наследники Победы и поражения. Вторая мировая война в исторической политике стран СНГ и ЕС. Ред. Т.С. Гузен-кова, О.В. Петровская. М.: РИСИ, 2015. С. 206-217.
Единственная деревня в Азербайджане, где Сталин все еще «живой». 23.04.2016. URL: https://sputnik-georgia.ru/20160423/231295275.html (дата обращения - 25 июля 2023 г.).
Ильхам Алиев принял участие в открытии созданного при поддержке Фонда Гейдара Алиева Губинского мемориального комплекса геноцида. 18.09.2013. URL: https:// president.az/ru/articles/view/9346 (дата обращения - 23 июля 2023 г.).
Исмаилов Э., Нифталиев И. Проблемы развития национальной истории в Азербайджане // Национальные истории на постсоветском пространстве - II. Под ред. Ф. Бом-сдорфа, Г. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ1, 2009. С. 201-224. Компартия Азербайджана: «Снос памятника 26 Бакинским комиссарам подрывает международный имидж нашей страны». 13.01.2009. URL: https://news.day.az/ society/143502.html (дата обращения - 23 июля 2023 г.).
Мамедова Ш. Россия в азербайджанских учебниках истории // Россия и страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии: старые и новые образы в современных учебниках истории. Научные доклады и сообщения. Под ред. Ф. Бомсдорфа, Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2003. С. 223-235. Маркедонов С. Праздники и памятные даты постсоветского Закавказья: история и политика // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3(101). С. 273-285.
Матишов Г.Г., Кринко Е.Ф., Горюшина Е.М. Национально-государственные преобразования в Азербайджане в 1918-1920 гг. и их отражение в исторической памяти // Azerbaijan Democratic Republic-100. The First Parliamentary Republic In The Muslim East. Proceedings of the International Conference at Baku State University (May 21-23,2018). Baku: Baku State University, 2018. Pp. 137-141.
Методологические вопросы изучения политики памяти: Сб. научных трудов. Ред. А.И. Миллер, Д.В. Ефременко. М.-СПб.: Нестор-История, 2018. 224 с. Памятники Баку, бывшие и настоящие. 8.04.2015. URL: https://ngasanova.livejournal. com/1373558.html?ysclid=lm1qsn2fvw338386827 (дата обращения - 18 июля 2023 г.). Памятники Ленину. URL: http://leninstatues.ru/place/azerbaydzhan (дата обращения -23 июля 2023 г.).
Прогрессивно-социалистическая партия Азербайджана осуждает снос памятника 26 Бакинским комиссарам. 15.01.2009. URL: https://news.day.az/politics/143756.html (дата обращения - 23 июля 2023 г.).
Разрушение мемориалов погибшим в Великой Отечественной войне. 21.01.2021. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/45651795-razrushenie-memorialov-pogibshim-v-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения - 23 июля 2023 г.). Смит М. Память об утратах и азербайджанское общество // Азербайджан и Россия: общества и государства. Ред. Д.Е. Фурман. Вып. 4. М.: Летний сад, 2001. С. 88-117. Токарев С.С. Отрицание, встраивание, постепенное забвение: государственные стратегии по отношению к советскому наследию в Грузии, Армении, Азербайджане // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 5(56). С. 66-80.
Цибенко (Иванова) В.В. Концепции постколониализма и посториентализма в применении к кавказской проблематике // Метаморфоз Трансформация. Мультидис-циплинарный подход к изучению истории адыгов в Х1Х-ХХ1 вв.: материалы Международной научной конференции 6 декабря 2013 г., г. Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ 2013. С. 74-86.
Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.
Axundova Е. Heydэr 9Пуе^ §эх51ууэ1 vэ Zaman. Вак|: Ozan, 2007. 784 s.
REFERENCES
Akopyan A. Pamyat' o Velikoi Otechestvennoi kak instrument etnicheskoi ksenofobii v Azerbaidzhane [Memory of the Great Patriotic War as an instrument of ethnic xenophobia in Azerbaijan] 19.05.2020. Available at: http://www.kavkazoved.info/news/2020/05/19/ pamjat-o-velikoj-otechestvennoj-kak-instrument-etnicheskoj-ksenofobii-v-azerbajdzhane. html (accessed 28 July 2023).
Assman A. Dlinnaya ten'proshlogo: Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 328 p. (in Russian).
V Azerbaidzhane vspomnili o zhertvakh stalinskikh repressii [Victims of Stalin's repressions remembered in Azerbaijan]. 31.01.2018. Available at: https:// az.sputniknews.ru/20180131/pamatnik-stalinskiye-repressiyi-spisok-413850514. html?ysclid=lm3y5k63vi30433471 (accessed 20 July 2023).
V Baku razrusheno okolo 50 pamyatnikov [About 50 monuments have been destroyed in Baku] 13.04.2008. Available at: https://www.trend.az/life/socium/1174813.html (accessed 28 July 2023).
V sele Chaldash Oguzskogo raiona do sikh por sokhranilsya pamyatnik Stalinu [In the village of Chaldash, Oguz region, there is still a monument to Stalin]. 12.06.2023. Available at: https://media.az/society/1067913572/v-sele-chaldash-oguzskogo-rayona-do-sih-por-sohranilsya-pamyatnik-stalinu-foto-video (accessed 21 July 2023). Volkhonskii M.A., Yarlykapov A.A. "Istoricheskaya politika" Gruzii, Armenii i Azerbaidzhana v prostranstve Rossiiskogo pogranichnogo goroda (na materialakh issledovaniya v g. Astrakhan') ["Historical policy" of Georgia, Armenia and Azerbaijan in the space of the Russian border town (based on research materials in Astrakhan)], in Novoe proshloe. 2023. No. 1. Pp. 80-100 (in Russian).
Gorstka azerbaidzhantsev u edinstvennogo pamyatnika Leninu [A handful of Azerbaijanis at the only monument to Lenin]. Available at: https://haqqin.az/news/43969 (accessed 23 July 2023).
Darvai R.V. Azerbaidzhan. Transformatsiya pamyati [Azerbaijan. Transformation of memory], in Nasledniki Pobedy i porazheniya. Vtoraya mirovaya voina v istoricheskoi politike stran SNG i ES [Heirs of Victory and defeat. The Second World War in the historical
politics of the CIS countries and the EU]. Ed. T.S. Guzenkova, O.V. Petrovskaya. Moscow: RISS, 2015. Pp. 206-217 (in Russian).
Edinstvennaya derevnya v Azerbaidzhane, gde Stalin vse eshche "zhivoi" [The only village in Azerbaijan where Stalin is still "alive"]. 23.04.2016. Available at: https://sputnik-georgia. ru/20160423/231295275.html (accessed 25 July 2023).
Il'kham Aliev prinyal uchastie v otkrytii sozdannogo pri podderzhke Fonda Geidara Alieva Gubinskogo memorial'nogo kompleksa genotsida [Ilham Aliyev took part in the opening of the Guba Genocide Memorial Complex created with the support of the Heydar Aliyev Foundation]. 18.09.2013. Available at: https://president.az/ru/articles/view/9346 (accessed 23 July 2023).
Ismailov E., Niftaliev I. Problemy razvitiya natsional'noi istorii v Azerbaidzhane [Problems of development of national history in Azerbaijan], in Natsional'nye istorii na postsovetskom prostranstve - II [National histories in the post-Soviet space - II]. Ed. F. Bomsdorf, G. Bordyugov. Moscow: Friedrich Naumann Foundation, AIRO-XXI, 2009. Pp. 201-224 (in Russian).
Kompartiya Azerbaidzhana: "Snos pamyatnika 26 Bakinskim komissaram podryvaet mezhdunarodnyi imidzh nashei strany" [Communist Party of Azerbaijan: "The demolition of the monument to 26 Baku commissars undermines the international image of our country"]. 13.01.2009. Available at: https://news.day.az/society/143502.html (accessed 23 July 2023).
Mamedova Sh. Rossiya v azerbaidzhanskikh uchebnikakh istorii [Russia in Azerbaijani history textbooks], in Rossiya i strany Baltii, Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy, Yuzhnogo Kavkaza, Tsentral'noi Azii: starye i novye obrazy v sovremennykh uchebnikakh istorii. Nauchnye doklady i soobshcheniya [Russia and the Baltic countries, Central and Eastern Europe, South Caucasus, Central Asia: old and new images in modern history textbooks. Scientific reports and communications]. Ed. F. Bomsdorf, G.A. Bordyugov. Moscow: AIRO-XXI, 2003. Pp. 223-235 (in Russian).
Markedonov S. Prazdniki i pamyatnye daty postsovetskogo Zakavkaz'ya: istoriya i politika [Holidays and memorable dates of the post-Soviet Transcaucasia: history and politics], in Neprikosnovennyi zapas. Debaty o politike i kul'ture. 2015. No. 3(101). Pp. 273-285 (in Russian).
Matishov G.G., Krinko E.F., Goryushina E.M. Natsional'no-gosudarstvennye preobrazovaniya v Azerbaidzhane v 1918-1920 gg. i ikh otrazhenie v istoricheskoi pamyati [National-state transformations in Azerbaijan in 1918-1920 and their reflection in historical memory], in Azerbaijan Democratic Republic-100. The First Parliamentary Republic in the Muslim East. Proceedings of the International Conference at Baku State University (May 21-23,2018) [Azerbaijan Democratic Republic-100. The First Parliamentary Republic in the Muslim East. Proceedings of the International Conference at Baku State University (21-23 May 2018)]. Baku: Baku State University, 2018. Pp. 137-141 (in Russian).
Metodologicheskie voprosy izucheniya politikipamyati: Sb. nauchnykh trudov [Methodological issues of studying the politics of memory: Sat. scientific works]. Ed. A.I. Miller, D.V. Efremenko. Moscow - St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2018. 224 p. (in Russian).
Pamyatniki Baku, byvshie i nastoyashchie [Monuments of Baku, past and present]. 8.04.2015. Available at: https://ngasanova.livejournal.com/1373558. html?ysclid=lm1qsn2fvw338386827 (accessed 18 July 2023). Pamyatniki Leninu [Monuments to Lenin] Available at: http://leninstatues.ru/place/ azerbaydzhan (accessed 18 July 2023).
Progressivno-sotsialisticheskaya partiya Azerbaidzhana osuzhdaet snos pamyatnika 26 Bakinskim komissaram [The Progressive Socialist Party of Azerbaijan condemns the demolition of the monument to 26 Baku commissars]. 15.01.2009. Available at: https:// news.day.az/politics/143756.html (accessed 18 July 2023). Razrushenie memorialov pogibshim v Velikoi Otechestvennoi voine [The destruction of memorials to those who died in the Great Patriotic War]. 21.01.2021. Available at: https:// news.rambler.ru/conflicts/45651795-razrushenie-memorialov-pogibshim-v-velikoy-otechestvennoy-voyne (accessed 18 July 2023).
Smit M. Pamyat' ob utratakh i azerbaidzhanskoe obshchestvo [Memory of losses and Azerbaijani society], in Azerbaidzhan i Rossiya: obshchestva i gosudarstva: Sb. st. [Azerbaijan and Russia: societies and states: Sat. Art.] Ed. D.E. Furman. Is. 4. Moscow: Letnii sad, 2001. Pp. 88-117 (in Russian).
Tokarev S.S. Otritsanie, vstraivanie, postepennoe zabvenie: gosudarstvennye strategii po otnosheniyu k sovetskomu naslediyu v Gruzii, Armenii, Azerbaidzhane [Denial, embedding, gradual oblivion: state strategies in relation to the Soviet heritage in Georgia, Armenia, Azerbaijan], in Bulletin of MGIMO-University. 2017. No. 5(56). Pp. 66-80 (in Russian). Tsibenko (Ivanova) V.V. Kontseptsii postkolonializma i postorientalizma v primenenii k kavkazskoi problematike [Concepts of post-colonialism and post-orientalism as applied to Caucasian problems], in Metamorfoz vs Transformatsiya. Mul'tidistsiplinarnyi podkhod k izucheniyu istorii adygov v XIX-XXI vv.: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 6 dekabrya 2013 g., g. Rostov-na-Donu. [Metamorphosis vs Transformation. A multidisciplinary approach to the study of the history of the Adygs in the 19th-21st centuries: proceedings of the International Scientific Conference 6 December 2013, Rostov-on-Don]. Rostov-on-Don: NKSC HS SFU, 2013. Pp. 74-86 (in Russian). Shnirelman V.A. Voinypamyati: mify, identichnost' ipolitika v Zakavkaz'e [Memory Wars: Myths, Identity and Politics in Transcaucasia]. Moscow: Akademkniga, 2003. 592 p. (in Russian).
Axundova E. Heydsr dliyev. §sxsiyyst vs Zaman [Heydar Aliyev. Identity and Time]. Baku: Ozan, 2007. 784 p. (in Azerbaijani).
Статья принята к публикации 14.08.2023