DOI 10.24412/2658-5960-2023-42-218-234 УДК 947.085:316.6
Галина Анатольевна Ткачева1
ДИСКУРС ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
2020-х гг.
В статье представлены основные направления изучения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны на основе философских и исторических, психологических и социологических концептуальных обоснований. Расхождения в концептуальных подходах, целях и задачах: исследований, методах сбора и обработки информации привели к многовекторным интерпретациям исторической памяти общества, социальных групп и личности. Определено, что формирование исторического нарра-тива о событиях Великой Отечественной войны является приоритетным направлением государственной политики, подкреплённой комплексом мер административно-правового, организационного и материально-бытового характера. Одной из форм сохранения исторической памяти является коммеморация — формирование образно-ценностных мифологем и мемориальных систем для интеграции и социализации российского общества. Эмпирическое исследование позволило выявить, что историческая память о Великой Отечественной войне в единстве когнитивного, аксиологического и поведенческого компонентов свидетельствует об ориентирах патриотической составляющей молодёжи. В дискурсе прослеживаются идейно-ценностные определения значения Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Формирование исторической памяти у молодёжи определяется социально-демографической характеристикой возраста и содержанием знаний, умений, ценностных ориентаций, установок, которые она получает в системе воспитания, общего и профессионального образования, взаимодействуя со средствами массовой информации, учреждениями культуры. Требуется систематическое проведение мониторинга содержания чувственно-эмоционального, когнитивного, праксиологического компонентов исторической памяти и патриотического сознания молодёжи на протяжении всего периода обучения и приобретения профессиональных знаний, навыков, компетенций. Великая Отечественная война остаётся одним из значимых факторов консолидации всех слоёв рос- К
сийского общества, и исследование проблемы исторической памяти имеет не только научное, но научно-практическое значение. т
Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, т
дальневосточное общество, молодёжь, коммеморация, дискурс, патриотизм. 8
К
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. н
Galina A.Tkacheva2
DISCOURSE OF HISTORICAL MEMORY ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE FAR EASTERN SOCIETY IN THE 2020s
The article presents the main directions of studying the historical memory of the events of the Great Patriotic War on the basis of philosophical and historical, psychological and sociological conceptual justifications. Differences in conceptual approaches, goals and objectives, methods of collecting and processing information have led to multi-vector interpretations of the historical memory of society, social groups and individuals. It has been determined that the formation of a historical narrative about the events of the Great Patriotic War is a priority direction of state policy, supported by a set of measures of an administrative-legal, organizational and material-household nature. One of the forms of preserving historical memory is commemoration — the formation of figurative-value mythologemes and memorial systems for the integration and socialization of Russian society. An empirical study revealed that the historical memory of the Great Patriotic War in the unity of the cognitive, axiological and behavioral components indicates the orientation of the patriotic component of the youth. The discourse traces the ideological and value definitions of the significance of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War within the framework of scientific and rational substantiation and taking into account psychological characteristics. The formation of historical memory among young people is determined by the socio-demographic characteristics of age and the content of knowledge, skills, value orientations, attitudes that they receive in the system of upbringing, general and professional education, interacting with the media, cultural institutions. Systematic monitoring of the content of the sensory-emotional, cognitive, praxeological components of the historical memory and patriotic consciousness of young people is required throughout the entire period of education and the acquisition of professional knowledge, skills, and competencies. The Great Patriotic War remains one of the significant factors in the consolidation of all strata of Russian society, and the study of the problem of historical memory has not only scientific, but scientific and practical significance. Keywords: historical memory, Great Patriotic War, Far Eastern society, youth, commemoration, discourse, patriotism.
£ 'Трансформация геополитической ситуации и международных отношений д J. актуализирует проблему исторической памяти как составляющей военторг патриотического воспитания граждан России. Сравнительный анализ исто-и рического сознания поколений, сформировавшегося в разные периоды, предел ставляет научный интерес и исследовательскую проблему, которая изучается
российскими специалистами гуманитарного направления. 3 -
U 2 Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS,
н Vladivostok, Russia.
На сайте научной электронной библиотеки Elibrary.ru выявлено более 670 публикаций, репрезентирующих на основе философских и исторических, психологических и социологических концептуальных обоснований проблему коммеморации значимых аспектов Великой Отечественной войны. Конструирование её нарратива обосновывается как переосмысление военно-исторических событий на расширенной источниковой базе и сопровождается, с одной стороны, дискредитацией ценностных ориентиров советского народа, с другой — определением идентичности социокультурной и цивилизационной динамики российского общества.
В современных исследовательских проектах изучения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны выделяются несколько тематических направлений. Первое связано с освещением событийных аспектов в рамках традиционной парадигмы военно-патриотической составляющей Победы многонационального советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией как константы формирования коллективной и индивидуальной памяти на общероссийском и региональном пространстве [4; 11; 18; 27; 32]. Внимание акцентируется на искажении и фальсификации фактов и событий, дегероизации [5; 6; 13; 16].
Второе предметное поле исследований исторической памяти сформировалось в рамках научного дискурса институционального и конфликтологического подходов, которые в большинстве своём раскрывают рефлексию представлений о войне в коммуникативной и коммеморативной практике. В данном направлении активно работают учёные институтов Российской академии наук в Москве и Екатеринбурге, где сформировались основные направления социально-политической дискурсологии [1; 2; 12; 15; 23; 24; 33].
Третий тематический блок составляют работы, в которых с использованием данных социологических опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения и Института социологии РАН, а также кафедр образовательных учреждений проанализирован уровень сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне по территориальным и этнокультурным, возрастным и гендерным характеристикам с начала 2000-х гг. [3; 8; 9; 14; 20; 21; 25; 26; 28; 34].
Расхождения в концептуальных подходах, целях и задачах, методах сбора и обработки информации привели к многовекторным интерпретациям исторической памяти общества, социальных групп и личности. В её структуре выделены познавательно-творческие, смысловые, ценностные, нормативно-регулятивные, мотивационные и деятельно-волевые
hC
составляющие, в репрезентации — когнитивные и аксиологические, эмоци- gj ональные и бихевиористические компоненты. По мнению ведущих специалистов, одной из форм сохранения исторической памяти является комме-морация — передача и формирование мировоззренческих ориентиров через ¡Ц увековечивание событий и личностей, создание образно-ценностных мифо-
« ел
►л
логем и мемориальных систем для идентификации, интеграции, социали- Е^ зации российского общества. н
Формирование исторического нарратива о событиях Великой Отечественной войны является приоритетным направлением государственной политики, подкреплённой комплексом мер административно-правового, организационного и материально-бытового характера. Узаконенный в советской официальной идеологии, он определял мобилизующую патриотическую направленность системы образования и воспитания, национальное самосознание, духовно-нравственные ценности, взгляды и идеалы многонационального народа СССР [7]. Создание на постсоветском пространстве демократических социально-политических структур изменило условия, формы и методы формирования исторической памяти гражданского общества, но на нормативно-законодательном уровне Российской Федерации инновационные мировоззренческие постулаты сохраняют преемственность. Основной закон страны определяет уважение к подвигам, совершённым предыдущими поколениями, как обязательство, реализуемое гражданами Российской Федерации [10].
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ с последующими изменениями (09.02.2009 № 12-ФЗ, 04.11.2014 № 332-ф3, 02.12.2019 № 421-ФЗ, 01.07.2021 №278-ФЗ, 29.12.2022 № 579-ФЗ) запрещает отождествление целей, решений и действий руководства, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии и стран Оси в ходе Второй мировой войны, отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы [19].
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, противодействие фальсификации истории Российского государства способствуют укреплению единства народов на основе общероссийской гражданской идентичности, а посягательство на историческое наследие страны, умаление подвига народа при защите Отечества недопустимо. Поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. 29.12.2022 г.) ужесточают ответственность за реабилитацию нацизма, оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны [29; 31].
Идея патриотизма включена в программные установки российских политических партий и их лидеров. Так, в 2000—2018 гг. президенты Российской ^ Федерации выступили 237 раз с памятными речами, из них 62 — о Вели-§ кой Отечественной / Второй мировой войне, 34 — о защитниках Отечества ■ [17, с. 106, 111]. Генеральная Ассамблея ООН 5 ноября 2020 г. приняла пред-
Рч
^ ложенную Россией резолюцию, которая провозглашает 8 и 9 мая Днями
§ памяти всех жертв Второй мировой войны. В тексте содержится призыв дове-
^ сти резолюцию до сведения всех государств — членов ООН. Таким образом,
¡Ц в выступлениях официальных лиц с использованием дискурсивных стратегий и риторических приёмов актуализируется прошлое, определяя основ-
и ные направления коммеморации и патриотического воспитания в Россий-
н ской Федерации.
Историческая действительность, научные и образовательные учреждения, общественные организации и движения, система коммуникации формируют коммеморативную культуру. В общественном мнении прослеживаются идейно-ценностные определения значения Победы советского народа в Великой Отечественной войне для последующих поколений советского/ российского и мирового сообщества.
Образовательные учреждения являются важнейшим звеном в формировании знаний, оценочных суждений об истории войны, идеалов и нравственных ориентиров молодёжи. Данная социально-демографическая группа в большей степени подвержена различным социально-экономическим, политическим и культурным влияниям, что приводит к неопределённости в мировоззренческих оценках. Приоритетной задачей в сфере образования и воспитания является развитие высоконравственной личности, уважающей защитников Отечества, российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины [22; 30].
Образовательная модификация научно-исторических знаний в учебниках по истории Великой Отечественной войны содержит политизированную коммеморативную составляющую, единую в принципиальном значении для младшего, среднего и старшего возраста. Здесь нет ценностно-нейтрального набора дат и фактов, а есть смысловое повествование, которое призвано превращать знания в убеждения. В таком контексте осуществляется разработка новых учебников и учебных пособий преподавателями и научными работниками, подкреплённая социально-патриотическими проектами.
Многие специалисты отмечают, что на общероссийском и региональном уровне в процессе патриотического воспитания активно используется потенциал исторической памяти. В частности, применяя образно-событийный и образно-ситуативный методологические подходы, Краевое государственное автономное учреждение дополнительного образования «Региональный модельный центр Приморского края» (КГАУ ДО «РМЦ Приморского края» — правопреемник «Детско-юношеский центр Приморского края») в течение многих лет проводит конкурс исследовательских работ «Отечество. Моё Приморье» в муниципальных образовательных учреждениях.
Представленные на конкурс работы по направлениям «Наследие России» (номинация «Археология и этнография»), «Воинская слава России» (военная история, Великая Отечественная война), «Родной край» (литературное краеведение, топонимика, родословие, земляки, исторический § некрополь, культурное наследие), «Родная земля» (летопись родного края, § природное наследие, экология), «Историческое краеведение» (музееведение) предварительно рассматривались сотрудниками центра (техническое ^ оформление и оригинальность), экспертами (научными работниками, пре- § подавателями). Основные оценочные критерии практически не изменялись ^ (актуальность и новизна выполненной самостоятельно поисково-исследо- ¡Ц вательской работы должна составлять не менее 70%), но требования повышались, и лучшие работы представлялись на заключительный этап кон- Е^ курса—участие в конференции, где и определялись победители. н
§
£ £
О м ч:
СП <
£
£ £
рЕ-
Необходимо отметить, что проекты представляли учащиеся младшей, средней и старшей возрастной группы, но на заключительный этап проходили более подготовленные. Работы по всем номинациям в той или иной степени отражают уровень знаний и коммеморативную составляющую по истории Отечества и При-
6-7-й класс 17%
8-й класс
11-й класс
10-й класс
9-й класс 24%
Рис.1. Распределение учащихся — конкурсантов Приморского края по возрасту за период 2019—2022 гг. (сост. автором)
морского края. В региональном центре отчётные данные не сохранились даже за последние годы, а материалы личного архива автора позволяют проанализировать лишь направление «Воинская слава России». В 2019—2022 гг. в данной номинации было представлено 54 поисково-исследовательские работы, из них 41% —учащимися 10—11-х классов, 42% — 8—9-х классов, 17% — 6—7-х классов. Участие конкурсантов по годам и по возрастной категории приблизительно равномерное, за исключением 2021 г., когда в конкурсе участвовали восемь учащихся 7-х классов и один — 8-го класса (24 чел. в 2019 г., 7 чел. — в 2020 г., 9 чел. — в 2021 г., 14 чел. — в 2022 г.) (рис. 1).
Участие в реализации проектов объединило учащихся, учителей, родителей, что способствовало формированию чувства толерантности, ответственности за сохранение исторической памяти о героическом прошлом России. Среди представленных проектов 46% подготовлены в рамках сохранения социетально-событийной памяти на основе семейных архивов и воспоминаний, интервью участников и детей Великой Отечественной войны, 24% касаются истории Приморского края и 19% — истории военных событий, меморизации мест воинской славы и названий посвящено 11% работ. Можно констатировать, что практика организации конкурсов направлена преимущественно на выработку эмоционального компонента гордости за Победу в Великой Отечественной войне, уважительного отношения к ветеранам и памятным местам воинской славы (рис. 2).
Память о войне отдаляется во времени и выходит за пределы событийной памяти (носители памяти уходят из жизни), возмещаясь в условиях
история воины
память 11%
история края
участники войны
дети воины
Рис. 2. Распределение конкурсных работ учащихся Приморского края по тематике за период 2019—2022 гг. (сост. автором)
трансформации российского общества политико-идеологической константой. Формирование концептов по истории Отечества, государственной символике и защитниках Отечества реализуется в различных формах. Эмпирические исследования отношения к событиям Великой Отечественной войны молодёжи позволяют представить уровень сохранения исторической памяти. В исследовании, проведённом в декабре 2022 г. — январе 2023 г., принимали участие студенты вузов Владивостока (бакалавры гуманитарного направления подготовки). Для формирования выборочной совокупности использован целевой стихийный отбор, в качестве метода сбора информации — онлайн-анкета. Выборка составила 100 чел. (обрабатывались анкеты только с полными ответами).
Результаты опроса показывают, что 62% студентов интересуются событиями Великой Отечественной войны, а 20% из них считают их важными для себя, но 38% — не интересуются, что свидетельствует о проблемах в реализации патриотических ориентаций и установок (рис. 3).
Затрудняюсь ответить Совсем не интересуют
Скорее интересуют
Очень интересуют
Скорее не интересуют
Рис. 3. Отношение к событиям Великой Отечественной войны студентов Владивостока (сост. автором)
Наиболее сложным и противоречивым является процесс формирования индивидуальных мировоззренческих ориентиров с использованием различных источников. Здесь, по мнению студентов, основное значение имеет образовательный процесс (82%), кинофильмы, театральные постановки (53%), коммуникативное взаимодействие с родственниками, друзьями, знакомыми (38%) и информация в социальных сетях (41%). Уточняющие вопросы показали, что предпочитают получать сведения из документальных фильмов 60% студентов, из художественных произведений — 51%, из средств массовой информации — 45%, а из научных изданий — 32%. Значимыми являются посещения музеев, мемориалов (38%) и походы по местам боевой славы (14%). Таким образом, студенты предпочитают официальную версию событий, трансляцию научных знаний в визуальных образах и семейных реликвиях (письма, награды, фотографии), но необходимо отметить, что и художественная литература является одним из важных источников знаний о войне (табл. 1).
Следует отметить, что студенты осознают проблему искажения событий Великой Отечественной войны: 35% считают, что в средствах массовой информации и социальных сетях это происходит часто, 40% — иногда, только 2% — никогда (рис. 4).
Таблица 1
Распределение ответов студентов на вопрос об источниках информации о событиях Великой Отечественной войны (сост. автором), в %
Показатели
Источники информации Часто Иногда Редко Никогда Затрудняюсь ответить
Из рассказов, воспоминаний фронтовиков, тружеников тыла 6 39 22 17 17
Изучал (а) в школе, вузе, других учебных заведениях 82 15 0 2 2
Из дополнительного образования (онлайн-курсы) 19 28 7 30 17
Из рассказов родителей, друзей, знакомых 38 34 11 9 9
Из семейных архивов 19 28 22 20 11
Из кинофильмов, мультфильмов, театральных постановок 53 35 3 3 5
Из документальных фильмов 60 30 2 3 5
Из художественной литературы о войне я 37 3 з 5
Из научной литературы 32 32 12 11 14
Из средств массовой информации (ТВ, радио, газеты, журналы, в том числе интернет-издания) 45 40 8 3 3
Из социальных сетей (УоиТиЬе, КиШЬс, ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс Дзен) 41 31 12 7 9
Из посещения музеев, воинских мемориалов, лекториев
38
26
21
10
Из походов по местам боевой славы
§
£ £
О м ч
СП <
£
£ £
рЕ-
Наиболее сильно, по мнению студентов, искажается вклад СССР в окончание Второй мировой войны, причины начала войны и военное искусство полководцев Победы (табл. 2).
Для определения уровня исторической памяти студентов использовались два основных подхода— когнитивный и аксиологический. В рамках первого были предложены вопросы на знание наиболее
Рис. 4. Мнение студентов об искажениях истории Великой Отечественной войны в средствах массовой информации и социальных сетях (сост. автором)
Никогда Редко
Затрудняюсь ответить
Иногда
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Подвергаются ли искажениям события Великой Отечественной войны?» (сост. автором), в %
События Шкала*
1 2 3 4 5
Причина начала войны 20 22 22 17 20
Массовый героизм на фронтах 35 29 15 13 8
Вклад СССР в окончание Второй мировой войны 11 19 24 22 24
Военное искусство полководцев 24 21 27 15 13
Подвиг тружеников тыла 47 25 16 9 3
* По шкале от 1 до 5: 1 — не искажается совсем, 5 — искажается очень сильно.
значимых военных событий. К большому сожалению, только 17—18% знают о начале, окончании Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, 10% — о сражениях, переломивших ход войны, и только 8% — о разгроме милитаристской Японии (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос о знаниях основных исторических событий 1939—1945 гг. (сост. автором)
Основные события Показатель
Начало Великой Отечественной войны 18
Начало Второй мировой войны 17
Окончание Второй мировой войны 17
Прорыв блокады Ленинграда 11
Курская битва 10
Сталинградская битва 10
Битва под Москвой 8
Разгром милитаристской Японии 8
Не знаю ни одного 1
Оценочные суждения о руководителях антигитлеровской коалиции, несмотря на дискредитацию в коммуникативных источниках, однозначно свидетельствуют, что в массовом историческом сознании Победа советского народа над фашизмом связана с именем И.В. Сталина (табл. 4).
Одним из показателей единства и преемственности исторической памяти является представление о том, благодаря чему Советскому Союзу удалось победить в тяжёлой и кровавой войне: 37% студентов считают патриотизм и героизм, 12% — систему воспитания и формирования ненависти к фашистам, 9% — создание военно-промышленного и оборонного потенциала в СССР, только 4% — открытие второго фронта (табл. 5).
£ О т
СП <
Б Б
3
£ рЕ-
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос о роли руководителей антигитлеровской коалиции в Победе над фашизмом (сост. автором)
Руководители Показатели
Решающая Значительная Незначительная Затрудняюсь
Ф. Рузвельт 14 58 9 19
У. Черчилль 20 50 11 19
И. Сталин 58 34 0 8
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы сыграли важную роль в достижении победы над фашизмом?» (сост. автором)
Факторы Показатели
Героизм на фронте и в тылу 22
Патриотизм 15
Партизанское движение 13
Наличие талантливых полководцев и военачальников 13
Огромная территория СССР, суровый климат, бездорожье 11
Система обороны, созданная в СССР 9
Советское воспитание 8
Открытие союзниками второго фронта 4
Ненависть к фашизму 3
Затрудняюсь ответить 2
Другое 1
Е-
На уровне эмоционального восприятия 24% респондентов испытывают чувство гордости за Победу СССР в Великой Отечественной войне, в том числе 76% — за патриотизм и героизм советского народа, 13% — восхищение, 19% — скорбь, 8% — горе, 7% — ужас от потерь. Следует отметить особо, что 19% студентов испытывают чувство патриотизма, 8% — неопреде-| лённость, а 2 и 1% — соответственно гнев и настороженность (табл. 6). Такие
оценки в определённой степени отражают уровень общественного мнения К
^ о состоянии современного российского общества.
g Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что историческая
^ память о Великой Отечественной войне в процессе персонификации когни-¡Ц тивного, аксиологического и поведенческого компонентов свидетельствует о её патриотической составляющей. Что касается разрыва между «живой
i-Q u
EJ памятью», хранимой в семьях, и историей, можно говорить о заполнении н «лакун памяти» конструируемым историческим материалом (табл. 7).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства испытываете по поводу Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.?» (сост. автором)
Ответ Показатели
Гордость 24
Скорбь 19
Патриотизм 19
Восхищение 13
Горе 8
Ужас 7
Не испытываю никаких чувств 5
Затрудняюсь ответить 3
Гнев 2
Настороженность 1
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Что вызывает наибольшее чувство гордости?» (сост. автором), %
Ответ Показатели
Патриотизм и героизм 41
Подвиг тружеников тыла 35
Военное искусство полководцев 10
Ничего из перечисленного 8
Другое 3
Перебазирование предприятий 3
Память о Великой Отечественной войне обладает подвижностью и лабильностью. Формирование исторической памяти у молодёжи определяется социально-демографической характеристикой возраста и содержанием знаний, умений, ценностных ориентаций, установок, которые ^ молодёжь получает в системе воспитания, общего и профессионального § образования, взаимодействуя со средствами массовой информации, учреждениями культуры.
Отмечая важную роль институтов в признании поколениями истори- о ческой значимости Победы советского народа, российские учёные, иссле- ^ дователи и педагоги обращают внимание на важность преподавания исто- ^ рии в общеобразовательных учреждениях, а также на роль преподавателя в передаче исторической правды следующим поколениям, его личного отношения к происходившим событиям. н
Наличие внешнеполитического и внутриполитического дискурса доказывает, что Великая Отечественная война никогда не будет прошлым, она присутствует в настоящем, определяя угол зрения исследователей и экспертов, влияет на понимание тенденций модернизации российского общества и трансформации в будущем. Феномен Великой Отечественной войны в качестве объединяющего, цементирующего начала беспрецедентен для российского общества.
Для повышения эффективности сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне оптимальной является реализация следующих направлений:
- формирование потребностей в изучении наследия войны;
- осуществление реконструкции событий военного прошлого в ходе активных форм и методов организации учебно-педагогического процесса;
- усвоение наследия Великой Победы в процессе трансляции сведений от участников событий (использование записей), просмотр хроники, документальных фильмов, телевизионных передач о войне;
- использование «метода биографий» — изучение жизненного пути героев Великой Отечественной войны по различным (по возможности аутентичным) источникам информации: архивным материалам, письмам, статьям в прессе тех лет, рассказам родственников с целью эмоционального осмысления военных событий;
- использование исторических параллелей между героизмом в годы Великой Отечественной войны и военными действиями на современном этапе;
- посещение и охрана мемориальных мест.
Исследования показали, что требуется систематическое проведение мониторинга содержания чувственно-эмоционального, когнитивного, праксиологического компонентов исторической памяти и патриотического сознания молодёжи на протяжении всего периода обучения и приобретения профессиональных знаний, навыков, компетенций. Великая Отечественная война остаётся одним из значимых факторов консолидации всех слоёв российского общества, и исследование проблемы исторической памяти имеет не только научное, но научно-практическое значение.
ЛИТЕРАТУРА
§
1. Беркут В.П., Савицкая С.В. Подвиг как символ и инструмент идеологического щ воздействия на общественное сознание // Вестник Сибирского юридического << института ФСКН России. 2015. № 1. С. 130—136.
2. Боймирзаев С.Б. Роль коммеморативных практик в процессе функционирования ^ и развития исторической памяти // Проблемы науки. 2017. № 7 (20). С. 49—51. ^ 3. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодёжи на истории
Великой Отечественной войны 1941—1945 годов // Образовательные ресурсы 3 и технологии. 2020. № 1 (30). С. 24—28.
4. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.: в памяти народа, медиапро-н странстве и оценках современных исследователей: сб. науч. ст. по материалам
Всерос. науч. конф. с международным участием, посвящ. 80-летию начала Великой Отечественной войны (г. Пенза, 15 апреля 2021 г.). Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 292 с.
5. Вершилов С.А. Историческая память о войне: особенности и проблемы сохранения // Военно-исторический журнал. 2021. № 6. С. 35—38.
6. Вилков А.А. Информационные сражения на полях исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах // Вестник Поволжского института управления. 2020. № 2. С. 19—25.
7. Война была позавчера... Российское студенчество о Великой Отечественной войне: Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 312 с.
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
9. Дробышева Т.П. Характеристики коллективной памяти в контексте социально-психологических особенностей двух поколений // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 71—85.
10. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202003140001 (дата обращения: 19.01.2023).
11. «.И помнит мир спасённый»: система образования, как залог победы советского народа в Великой Отечественной войне: сб. науч. работ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Победы (Уфа, 17—18 апреля 2020 г.). Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. 615 с.
12. Кокоулин В.М. Технологии трансформации исторической памяти о Великой Отечественной войне в постсоветской России // Дискурс-Пи. 2020. № 3 (40). С. 10—25.
13. Левченко А.С. Исторический ревизионизм и память о Великой Отечественной войне в геополитическом противостоянии на западном фланге постсоветского пространства // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 7. С. 581—590.
14. Лутовинов В.И. Формирование уважения к прошлому и любви к Отечеству в процессе изучения истории в системе среднего образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с дистанционным и международным участием. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 147—151.
15. Малинкин А.Н. Историческая память о Великой Отечественной войне: эпистемологические и генеалогические аспекты // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 23—34.
16. Малинкин А.Н. О природе пустоты, возникшей на месте марксизма-ленинизма с начала 1990-х годов. Исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2019. № 3. С. 26—45.
17. Малинова О.Ю. Кто и как формирует официальный исторический нарратив? Анализ российских практик // Полития. 2019. № 3 (94). С. 103—126.
18. Михайлова Е.М. Историческая память о героике в Великой Отечественной <tj войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосозна- о
PQ
ния молодёжи // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2. ч
ел
Б
С. 138—143.
19. Обзор изменений Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 го-
дов» от 19 мая 1995 года. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ Ef
Б Ei
р-
LAW_84694 (дата обращения: 07.01.2023). н
20. Попов С.А. Героические меморативы в российской топонимике // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 596—604.
21. Пронина Е.И. Роль школы и других социальных институтов в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 134—139.
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 (дата обращения: 07.01.2023).
23. Романова К.С. Дискурсы исторической памяти // Дискурс-Пи. 2016. № 3—4 (24—25). С. 31—36.
24. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г., Моисеенко Я.Ю. Дискурс политики памяти: исследования символических аспектов // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 2. С. 154—171.
25. Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. 312 с.
26. Тихонов В.В. Герои Великой Отечественной войны в советских школьных учебниках по истории // Новые исторические перспективы. 2019. № 1 (14). С. 60—70.
27. Тощенко Ж.Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной войне // Альтернатива. 2020. № 2. С. 143—150.
28. Трегубенко Е.Н. Историческая память о Великой Отечественной войне как средство формирования патриотизма подрастающего поколения // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. 2020. № 3 (47). С. 77—80.
29. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271 (дата обращения: 07.01.2023).
30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения: 31.07.2020 № 304-ФЗ). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 07.01.2023).
31. Федеральный закон от 05.04.2021 №59-ФЗ «О внесении изменений в статью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381360 (дата обращения: 07.01.2023).
32. Чуркин М.К. «Помнить нельзя забыть»: Великая Отечественная война 1941—1945 годов в коллективной памяти российского общества // Гуманитарные исследования. 2020. № 2. С. 55—61.
33. Шевелёва К.В. Историческая память о Великой Отечественной войне как объект уголовно-правовой охраны // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 2. С. 152—159.
34. Широкалова Г.С. Историческая память о Великой Отечественной войне: причины плюрализма // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. C. 19—35.
I REFERENCES
К
1. Berkut V.P., Savitskaya S.V. Podvig kak simvol i instrument ideologicheskogo voz-deystviya na obshchestvennoe soznanie [Feat as a Symbol and Instrument of Ideo-
4 logical Influence on Public Consciousness]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo insti-
tuta FSKN Rossii, 2015, no. 1, pp. 130—136. (In Russ.)
2. Boymirzaev S.B. Rol' kommemorativnykh praktik v protsesse funktsionirovaniya ц i razvitiya istoricheskoy pamyati [The Role of Commemorative Practices in the Pro-Ef cess of Functioning and Development of Historical Memory]. Problemy nauki, 2017, H no. 7 (20), pp. 49—51. (In Russ.)
3. Bykov A.K. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya molodezhi na istorii Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945 godov [Formation of the Patriotic Consciousness of Youth on the History of the Great Patriotic War of 1941—1945]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, 2020, no. 1 (30), pp. 24—28. (In Russ.)
4. Velikaya Otechestvennaya voyna 1941—1945gg.: v pamyati naroda, mediaprostrans-tve i otsenkakh sovremennykh issledovateley: sb. nauch. st. po materialam Vseros. nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashch. 80-letiyu nachala Velikoy Otechestvennoy voyny (g. Penza, 15 aprelya 2021 g.) [The Great Patriotic War of 1941—1945: in the Memory of the People, the Media Space and the Assessments of Modern Researchers: Sat. Scientific Art. Based on the Materials of the All-Russian Scientific Conf. with International Participation, Dedicated to 80th Anniversary of the Start of the Great Patriotic War (Penza, April 15, 2021)]. Penza, Izd-vo PGU Publ., 2021, 292 p. (In Russ.)
5. Vershilov S.A. Istoricheskaya pamyat' o voyne: osobennosti i problemy sokhraneni-ya [Historical Memory of the War: Features and Problems of Preservation]. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2021, no. 6, pp. 35—38. (In Russ.)
6. Vilkov A.A. Informatsionnye srazheniya na polyakh istoricheskoy pamyati o Vto-roy mirovoy i Velikoy Otechestvennoy voynakh [Information Battles on the Fields of Historical Memory of the Second World War and the Great Patriotic War]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya, 2020, no. 2, pp. 19—25. (In Russ.)
7. Voyna byla pozavchera... Rossiyskoe studenchestvo o Velikoy Otechestvennoy voyne: Ma-terialy monitoringa «Sovremennoe rossiyskoe studenchestvo o Velikoy Otechestvennoy voyne» [The War Was the Day before Yesterday... Russian Students about the Great Patriotic War: Monitoring Materials "Modern Russian Students about the Great Patriotic War"]. Yekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta Publ., 2015, 312 p. (In Russ.)
8. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremen-nom rossiyskom obshchestve [Patriotic Education of Youth in Modern Russian Society]. Volgograd, NP IPD «Avtorskoe pero» Publ., 2006, 172 p. (In Russ.)
9. Drobysheva T.P. Kharakteristiki kollektivnoy pamyati v kontekste sotsial'no-psikho-logicheskikh osobennostey dvukh pokoleniy [Characteristics of Collective Memory in the Context of Socio-Psychological Characteristics of Two Generations]. Gorizonty gumanitarnogo znaniya, 2017, no. 5, pp. 71—85. (In Russ.)
10. Zakon Rossiyskoy Federatsii o popravke k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nykh vopro-sov organizatsii i funktsionirovaniya publichnoy vlasti» [Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation Dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On Improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Authorities"]. Available at: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202003140001 (accessed 19.01.2023). (In Russ.)
11. «.I pomnit mir spasennyy»: sistema obrazovaniya, kak zalog pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne: sb. nauch. rabot Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu Pobedy (ufa, 17—18 aprelya 2020 g.) [".And the Saved World ^ Remembers": the Education System as a Guarantee of the Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War: Sat. Scientific Works of the International Scientific- ^ Practical. Conf., Dedicated to the 75th Anniversary of the Victory (Ufa, April 17—18, 2020)]. Ufa, BGPU im. M. Akmully Publ., 2020, 615 p. (In Russ.) O
PQ
12. Kokoulin V.M. Tekhnologii transformatsii istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechest- t^ vennoy voyne v postsovetskoy Rossii [Technologies for the Transformation of His- ^ torical Memory of the Great Patriotic War in Post-Soviet Russia]. Diskurs-Pi, 2020,
no. 3 (40), pp. 10—25. (In Russ.) g
13. Levchenko A.S. Istoricheskiy revizionizm i pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne EJ v geopoliticheskom protivostoyanii na zapadnom flange postsovetskogo prostranstva h
[Historical Revisionism and Memory of the Great Patriotic War in the Geopolitical Confrontation on the Western Flank of the Post-Soviet Space]. Postsovetskie issledo-vaniya, 2021, vol. 4, no. 7, pp. 581—590. (In Russ.)
14. Lutovinov V.I. Formirovanie uvazheniya k proshlomu i lyubvi k Otechestvu v protsesse izucheniya istorii v sisteme srednego obrazovaniya [Formation of Respect for the Past and Love for the Fatherland in the Process of Studying History in the System of Secondary Education]. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii: materialy Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. s distan-tsionnym i mezhdunarodnym uchastiem [Actual Problems of Modern Education: Experience and Innovation: Materials of the All-Russian Scientific and Practical. Conf. with Remote and International Participation]. Ul'yanovsk, Zebra Publ., 2019, pp. 147—151. (In Russ.)
15. Malinkin A.N. Istoricheskaya pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne: epistemo-logicheskie i genealogicheskie aspekty [Historical Memory of the Great Patriotic War: Epistemological and Genealogical Aspects]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020, no. 5, pp. 23—34. (In Russ.)
16. Malinkin A.N. O prirode pustoty, voznikshey na meste marksizma-leniniz-ma s nachala 1990-kh godov. Issledovanie po sotsiologii znaniya [On the Nature of the Void That has Arisen in the Place of Marxism-Leninism since the Early 1990s. Research on the Sociology of Knowledge]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 2019, no. 3, pp. 26—45. (In Russ.)
17. Malinova O.Yu. Kto i kak formiruet ofitsial'nyy istoricheskiy narrativ? Analiz ros-siyskikh praktik [Who and How Forms the Official Historical Narrative? Analysis of Russian Practices]. Politiya, 2019, no. 3 (94), pp. 103—126. (In Russ.)
18. Mikhaylova E.M. Istoricheskaya pamyat' o geroike v Velikoy Otechestvennoy voyne kak faktor vospitaniya patriotizma i natsional'nogo samosoznaniya molodezhi [Historical Memory of Heroism in the Great Patriotic War as a Factor in the Education of Patriotism and National Self-Consciousness of Youth]. Vestnik Rossiyskogo univer-siteta kooperatsii, 2015, no. 2, pp. 138—143. (In Russ.)
19. Obzor izmeneniy Federal'nogo zakona ot 19.05.1995 № 80-FZ «Ob uvekove-chenii Pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941—1945 godov» ot 19 maya 1995 goda [Review of Amendments to Federal Law No. 80-FZ of May 19, 1995 "On Perpetuating the Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War of 1941—1945" Dated May 19, 1995]. Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_84694 (accessed 07.01.2023). (In Russ.)
20. Popov S.A. Geroicheskie memorativy v rossiyskoy toponimike [Heroic Memoratives in Russian Toponymy]. Neofilologiya, 2021, vol. 7, no. 28, pp. 596—604. (In Russ.)
21. Pronina E.I. Rol' shkoly i drugikh sotsial'nykh institutov v sokhranenii istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne [The Role of Schools and Other Social Institutions in Preserving the Historical Memory of the Great Patriotic War]. Obshche-stvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2021, no. 12, pp. 134—139. (In Russ.)
^ 22. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2015 № 996-r «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda» [Order of the Government g; of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r "Strategy for the Development
O of Education in the Russian Federation until 2025"]. Available at: https://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 (accessed 07.01.2023). (In Russ.)
23. Romanova K.S. Diskursy istoricheskoy pamyati [Discourses of Historical Memory]. H Diskurs-Pi, 2016, no. 3—4 (24—25), pp. 31—36. (In Russ.)
g 24. Rusakova O.F., Gribovod E.G., Moiseenko Ya.Yu. Diskurs politiki pamyati: issledo-EJ vaniya simvolicheskikh aspektov [The Discourse of the Politics of Memory: Studies
h of Symbolic Aspects]. Diskurs-Pi, 2022, vol. 19, no. 2, pp. 154—171. (In Russ.)
25. Simvolicheskie aspekty politiki pamyati v sovremennoy Rossii i Vostochnoy Evrope [Symbolic Aspects of the Politics of Memory in Modern Russia and Eastern Europe]. Saint Petersburg, Izd-vo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge Publ., 2021, 312 p. (In Russ.)
26. Tikhonov V.V. Geroi Velikoy Otechestvennoy voyny v sovetskikh shkol'nykh ucheb-nikakh po istorii [Heroes of the Great Patriotic War in Soviet School History Textbooks]. Novye istoricheskie perspektivy, 2019, no. 1 (14), pp. 60—70. (In Russ.)
27. Toshchenko Zh.T. Chto proiskhodit s istoricheskoy pamyat'yu o Velikoy Otechestvennoy voyne [What Happens to the Historical Memory of the Great Patriotic War]. Al'ternativa, 2020, no. 2, pp. 143—150. (In Russ.)
28. Tregubenko E.N. Istoricheskaya pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne kak sred-stvo formirovaniya patriotizma podrastayushchego pokoleniya [Historical Memory of the Great Patriotic War as a Means of Forming the Patriotism of the Younger Generation]. Vestnik LNU imeni Tarasa Shevchenko, 2020, no. 3 (47), pp. 77—80. (In Russ.)
29. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Ros-siyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271 (accessed 07.01.2023). (In Russ.)
30. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» (izmeneniya: 31.07.2020 № 304-FZ) [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (amended: 31.07.2020 No. 304-FZ)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (accessed 07.01.2023). (In Russ.)
31. Federal'nyy zakon ot 05.04.2021 № 59-FZ «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 354.1 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law No. 59-FZ of 05.04.2021 "On Amendments to Article 354.1 of the Criminal Code of the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381360 (accessed 07.01.2023). (In Russ.)
32. Churkin M.K. «Pomnit' nel'zya zabyt'»: Velikaya Otechestvennaya voyna 1941—1945 godov v kollektivnoy pamyati rossiyskogo obshchestva ["You Can't Forget to Remember": The Great Patriotic War of 1941—1945 in the Collective Memory of Russian Society]. Gumanitarnye issledovaniya, 2020, no. 2, pp. 55—61. (In Russ.)
33. Sheveleva K.V. Istoricheskaya pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne kak ob"ekt ugolovno-pravovoy okhrany [Historical Memory of the Great Patriotic War as an Object of Criminal Law Protection]. Pravovoegosudarstvo: teoriya i praktika, 2022, no. 2, pp. 152—159. (In Russ.)
34. Shirokalova G.S. Istoricheskaya pamyat' o Velikoy Otechestvennoy voyne: prichiny plyuralizma [Historical Memory of the Great Patriotic War: Causes of Pluralism]. Vestnik Instituta sotsiologii, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 19—35. (In Russ.) §