Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ (ИЗ ОПЫТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ (ИЗ ОПЫТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧАЩИЕСЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕМЬЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мысливец Николай Леонтьевич

Во введении к статье обосновывается актуальность темы формирования исторической памяти молодёжи в условиях меняющегося общества. Показана научно-теоретическая и практическая значимость социологического изучения данной проблемы. Представлена методика лонгитюдного исследования исторической памяти. Описывается объект исследования: учащиеся выпускных классов учреждений общего среднего образования и студенты первого и второго курсов учреждений высшего образования Гродно (Республика Беларусь). В основной части рассматриваются вопросы эволюции исторической памяти белорусской молодёжи. Эмпирической основой работы служат результаты трех социологических опросов, проведенных в 2010, 2014 и 2021 годах. Опросы были проведены по однотипной методике. Ставилась цель выявить особенности формирования и тенденции эволюции исторической памяти учащихся и студентов, уровень знаний и представлений о событиях Великой Отечественной войны, оценки прошлого и отношение к знаковым событиям истории. Описываются механизмы формирования и межпоколенческой трансляции исторической памяти. На основе полученных эмпирических данных анализируются содержательные особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне. Важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи является школьное и университетское образование. Большинство опрошенных отмечают безусловную актуальность в современном обществе темы Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных народами СССР в эти годы. Смена поколений актуализирует роль семьи как института исторической памяти молодёжи. Описывается влияние таких социализирующих факторов, как кинофильмы, интернет, телевидение. Рассматривается роль коммемораций как источника формирования исторической памяти ныне живущих поколений. Результаты проведенных исследований имеют практическую значимость. Полученные данные были внедрены в образовательный процесс, организуемый в учреждениях общего среднего и высшего образования. Материалы и выводы были рекомендованы органам государственного управления и иным организациям для использования при разработке основных направлений государственной молодёжной политики в Республике Беларусь и ее реализации на местах. В заключении работы представлены выводы по результатам проведенного исследования. Подчеркивается консолидирующая роль исторической памяти в развитии современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мысливец Николай Леонтьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND FEATURES OF THE EVOLUTION OF HISTORICAL MEMORY AMONG THE BELARUSIAN YOUTH (FROM THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The introduction to the article substantiates the relevance of the topic of forming the historical memory of young people in a changing society. The article demonstrates the scientific-theoretical and practical significance of the sociological study of this problem. The technique of longitudinal research of historical memory is presented. The object of the study: graduate students of general secondary education and first and second year students of higher education in Grodno (Republic of Belarus). The main part of the article deals with the evolution of the historical memory of the Belarusian youth. The empirical basis of the work is formed by the results of three sociological surveys conducted in 2010, 2014 and 2021. The surveys were conducted according to the same methodology type. The goal was to identify the features and tendencies of the formation and the evolution of the historical memory of pupils and students, the level of knowledge and ideas about the events of the Great Patriotic War, assessments of the past and attitude to significant historical events. The mechanisms of formation and intergenerational transmission of historical memory are described. Based on the obtained empirical data, the content features of the historical memory of the Great Patriotic War are analysed. The most important source of formation of the historical memory of young people is school and university education. Most of the respondents note the absolute relevance in the modern society of the theme of the Great Patriotic War and the heroical deeds by the USSR peoples. The change of generations actualises the role of the family as an institution of the historical memory of young people. The article describes the influence of such socialising factors as movies, the Internet, television. The role of commemorations as a source of formation of the historical memory of living generations is considered. The results of the conducted studies are of practical importance. The obtained data were introduced into the educational process organised in institutions of general secondary and higher education. The materials and conclusions were recommended to government bodies and other organisations to be used in the development of the main directions of the state youth policy in the Republic of Belarus and its implementation across the country. At the end of the article, conclusions are presented based on the results of the study. The consolidating role of historical memory in the development of modern society is emphasised.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ (ИЗ ОПЫТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

ВЕСТНИЦ®,,

Iетшпита оциологии

26

ТЕМА НОМЕРА

СОВРЕМЕННАЯ БЕЛОРУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.772

Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодёжи (из опыта социологических исследований)

Ссылка для цитирования: Мысливец Н. Л. Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодёжи (из опыта социологических исследований) // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. С. 26-43. DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.772

For citation: Myslivets N. L. Formation and features of the evolution of historical memory Belarusian youth (from the experience of sociological research). Vestnik Instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 26-43. DOI: 10.19181/ vis.2022.13.1.772

AuthorlD РИНЦ: 957418

Аннотация. Во введении к статье обосновывается актуальность темы формирования исторической памяти молодёжи в условиях меняющегося общества. Показана научно-теоретическая и практическая значимость социологического изучения данной проблемы. Представлена методика лонгитюдного исследования исторической памяти. Описывается объект исследования: учащиеся выпускных классов учреждений общего среднего образования и студенты первого и второго курсов учреждений высшего образования Гродно (Республика Беларусь). В основной части рассматриваются вопросы эволюции исторической памяти белорусской молодёжи. Эмпирической основой работы служат результаты трех социологических опросов, проведенных в 2010, 2014 и 2021 годах. Опросы были проведены по однотипной методике. Ставилась цель выявить особенности формирования и тенденции эволюции исторической памяти учащихся и студентов, уровень знаний и представлений о событиях Великой Отечественной войны, оценки прошлого и отношение к знаковым О событиям истории. Описываются механизмы формирования и межпоколенческой транс-

^ ляции исторической памяти. На основе полученных эмпирических данных анализируются

содержательные особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне. Важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи является школь-§ ное и университетское образование. Большинство опрошенных отмечают безусловную

О актуальность в современном обществе темы Великой Отечественной войны, подвигов,

совершенных народами СССР в эти годы. Смена поколений актуализирует роль семьи как института исторической памяти молодёжи. Описывается влияние таких социализирующих факторов, как кинофильмы, интернет, телевидение. Рассматривается роль коммемораций как источника формирования исторической памяти ныне живущих поколений. Результаты

проведенных исследований имеют практическую значимость. Полученные данные были внедрены в образовательный процесс, организуемый в учреждениях общего среднего и высшего образования. Материалы и выводы были рекомендованы органам государственного управления и иным организациям для использования при разработке основных направлений государственной молодёжной политики в Республике Беларусь и ее реализации на местах. В заключении работы представлены выводы по результатам проведенного исследования. Подчеркивается консолидирующая роль исторической памяти в развитии современного общества.

Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, учащиеся, студенческая молодёжь, учреждения высшего образования, семья, система образования, преемственность поколений

о

45 <ч

го

ГЯ" о тН

§

X 1—

1- и тН

01

во 2

Введение

Проблема формирования и сохранения исторической памяти молодёжи в последние годы приобрела особую актуальность. Ускорение темпов социальной динамики, продолжающиеся процессы глобализации и регионализации мирового пространства, рост непредсказуемости социальных практик, широкое внедрение цифровых технологий в жизнь общества и многие другие обстоятельства обуславливают трансформацию роли накопленного предыдущими поколениями исторического опыта в структуре социальной деятельности современных, в первую очередь подрастающих, поколений. Отношение к такому опыту всегда было критичным, а в современных условиях степень такого критицизма и недоверия к нему ещё более возрастает. Соответственно, изучение вопросов востребованности и практического использования опыта прошлых поколений в современных социальных практиках приобретает особую научно-теоретическую и практическую значимость.

Происходящие в мире события наглядно свидетельствуют: борьба за прошлое разворачивается с новой силой в самых различных сферах общественной жизни, не только политической и экономической, но и в информационной, культурной, идеологической. Многие политики современности всё чаще и чаще активируют «опцию памяти», руководствуясь стремлением переписать историю в выгодном для себя свете, используя при этом в качестве оружия против своих оппонентов и как средство достижения собственных целей различные образы коллективной и индивидуальной памяти. Причём делают они это зачастую вопреки исторической правде, логике и здравому смыслу. Фальсификация истории - это мощнейшее когнитивное оружие, использование которого в современном мире приобретает всё более значительные масштабы.

Состояние и динамика исторической памяти народа постоянно находятся в фокусе внимания как профессиональных учёных, так и представителей органов государственной власти и государственного

управления, системы образования и культуры, средств массовой информации. Изучение исторической памяти как отдельное направление исследований в Беларуси активно развивается с конца 1990-х годов [1, 4, 5, 7, 9, 10, 14]. В результате к настоящему времени в белорусской науке проблема исторической памяти получила как своё теоретическое обоснование, так и эмпирическую интерпретацию. Накоплен и определенный опыт её социологического анализа [2, 6, 8, 11, 12].

Начиная с 2010 года кафедра социологии и специальных социологических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы под руководством автора настоящей статьи и при его участии проводит лонгитюдное социологическое исследование «История Великой Победы в памяти потомков». Объектом исследования является учащаяся и студенческая молодёжь в возрасте от 16-17 до 19-20 лет. Выделены две целевые группы: учащиеся выпускных классов учреждений общего среднего образования Гродно и Гродненской области и студенты 1-2 курсов учреждений высшего образования Гродно (Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гродненского государственного медицинского университета, Гродненского государственного аграрного университета, Гродненского филиала «БИП -Университет права и социально-информационных технологий»).

Эмпирическую основу настоящей статьи составили результаты трёх социологических опросов, проведённых в 2010, 2014 и 2021 г., в ходе которых было опрошено более двух тысяч человек: 1061 - в 2010 г., 563 - в 2014 г. и 504 - в 2021 г. Выборка квотная. В качестве квот выступали пол, класс либо курс обучения, направление получаемой специальности для студентов университета: естественные науки, точные (технические), гуманитарные, социальные. Ошибка выборки не превышает 5%. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос. Все опросы были проведены по однотипной методике, что обеспечило возможность сравнительного анализа полученных эмпирических данных.

о

го

ГЯ" о тН

§

X 1—

1- и тН

01

во 2

1. Интерес к прошлому и мотивация его изучения

Современная учащаяся и студенческая молодёжь представляет собой весьма масштабную по численности, крайне сложную и неоднородную в плане внутренней структуры и динамично меняющуюся с точки зрения выявляемых тенденций и перспектив дальнейшего развития социальную группу белорусского общества. По состоянию на начало 2020/21 учебного года в учреждениях общего среднего образования республики обучалось 1 058 300 человек. В учреждениях высшего образования на 1-й и 2-й ступенях получения высшего образования -более 263 тыс. студентов [13, с. 6]. При этом в общей численности обучающихся в белорусских учреждениях высшего образования студентов и магистрантов 7,9% составляют иностранные граждане (20 936 человек) [13, с. 33].

Результаты проводившихся в последние годы исследований, анализ накопленных эмпирических данных и опыт социологических наблюдений убедительно свидетельствуют: жизненные интересы представителей современного «цифрового поколения», их мировоззренческие установки и поведенческие практики существенно отличаются от интересов, установок и ценностей, которыми руководствовалось поколение их родителей. Для современных юношей и девушек важны не только хорошее образование и самостоятельность мышления, креативность и индивидуализм, установка на материальное благополучие и неприкосновенность частной жизни, но и повышенная эмоциональность, стремление к ярким впечатлениям и переживаниям. Растёт скорость восприятия информации, авторитет родителей и школьных учителей чаще всего не выдерживает конкуренции с интернетом, фрагментарность образа мыслей соседствует с поверхностным характером высказываемых суждений. Современные электронные средства коммуникации обеспечивают людям возможность не только постоянно взаимодействовать друг с другом, но и заниматься бизнесом и творчеством, реализовывать свои услуги, осуществлять научную и образовательную деятельность, участвовать в политике. Наряду с этим следует отметить и весьма тревожный факт, который является порождением именно нашего времени: возможность получать информацию практически в неограниченных объёмах приводит к формированию у юношей и девушек иллюзии всезнайства и уверенности в своих силах.

В настоящее время поколение <^» представляет собой поколение, одним из важнейших жизненных принципов которого выступает толерантность. Складывающиеся в этой связи паттерны поведения требуют глубокого изучения и понимания с целью возможного использования полученных знаний для организации образовательного процесса, воспитания патриотизма, формирования гражданского сознания, политической и правовой культуры, исторической памяти подрастающих поколений.

Соответственно, возникает вопрос: нужно ли современной «цифровой» молодёжи знать прошлое? Заинтересована ли она в этом сама? Чем и кем она мотивирована? Все указанные вопросы имеют не только научно-теоретический, но и значительный прикладной интерес как для специалистов системы образования, культуры, средств массовой информации, так и для политиков и государственных деятелей, наконец, для каждого из нас. И если положительный ответ на первый из перечисленных вопросов в рамках данного дискурса не вызывает сомнений, то в отношении двух других ситуация выглядит не столь очевидной. ^ В ходе проведённых исследований мы попытались получить ответы на ^ оставшиеся вопросы, отталкиваясь от мнений учащихся и студентов.

Зо (У)

|| Первое, о чем мы поинтересовались у наших респондентов:

^ ^ «Интересует ли Вас история нашей страны?». Как свидетельствуют О ответы, она вызывает интерес у 77% опрошенных (данные 2021 г.). В 2010 году такой вариант ответа выбрали 78,1% респондентов, у В 2014 году - 76%. Удельный вес данной категории респондентов за

Ц ^ 11 лет, прошедших с момента первого опроса, практически не изменился (см. табл. 1).

Таблица 1 (Table 1) Ответы на вопрос: «Интересует ли Вас история нашей страны?», %

Answers to the question "Are you interested in the history of our country?", %

Интересует ли Вас история нашей страны? 2010 2014 2021

Да, интересует 78,1 76,0 77,0

Не вызывает значительного интереса 21,3 23,5 19,0

Нет, не интересует совсем 0,6 0,5 2,4

Другое 0,0 0,0 1,6

Итого 100,0 100,0 100,0

тН

(N

О

45 (N

It

(N

S3" о тН

§

S ,о

X 1—

1- J ГО

OI

во 2

К категории молодых граждан, неравнодушных к прошлому своей страны, правомерно отнести и тех респондентов, которые выбрали вариант ответа «не вызывает значительного интереса»: их доля по состоянию на 2021 год составила менее 1/5 всего массива опрошенных (19%). Удельный вес данной категории респондентов был несколько выше в 2010 году (21,3%) и в 2014 году (23,5%). Суммирование тех, кто выбрал два указанных варианта ответа на рассматриваемый вопрос, позволяет сделать вывод о том, что в целом группа неравнодушных к истории своей страны за 11 лет несколько уменьшилась: с 99,4% в 2010 году до 96% в 2021 году. На данном этапе такая разница выглядит незначительной и продолжает (пока) оставаться в пределах статистической погрешности. Но при этом необходимо обратить особое внимание на следующий факт: за 11 лет примерно в 4 раза увеличилось число тех, кого история «не интересует совсем». И пусть динамика в процентном соотношении остаётся в пределах все той же статистической погрешности, сам факт её наличия нельзя оставить без внимания.

Интерес к прошлому и мотивация его изучения представляют собой неотъемлемые составляющие процесса обучения в целом, но и выступают важнейшими условиями формирования у подрастающих поколений гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства. Не требует доказательств утверждение: незнание своей истории молодыми гражданами страны имеет крайне негативное значение для развития всего общества. Как для его настоящего, так, безусловно, и будущего: ближайшего и самого отдалённого.

Среди мотивов интереса к истории на первом месте - стремление расширить свой кругозор. Это наиболее важный фактор для 47,3% опрошенных. Одинаковое количество респондентов (по 31,2%) выбрали варианты ответа «история даёт возможность узнать прошлое моей страны и народа» и «в истории можно найти ответы на важные вопросы современности». 16,9% опрошенных заинтересованы в хороших отметках по данному предмету (см. табл. 2).

Новым вызовом современности является тенденция снижения у молодёжи мотивации к изучению прошлого. Нужно ли такую мотивацию повышать и каким образом целесообразно это делать? Мы исходим из установки, что делать это необходимо. При этом средства повышения мотивации могут быть различными.

Таблица 2 (Table 2) Ответы на вопрос: «Чем вызван Ваш интерес к истории?», %

Answers to the question "What did cause your interest in history?", %

Чем вызван Ваш интерес к истории? (респонденты могли указать не более трех вариантов ответа) 2010 2014 2021

Я стремлюсь расширить свой кругозор 54,6 53,9 47,3

История даёт возможность узнать прошлое моей страны и народа 61,2 63,9 31,2

В истории можно найти ответы на важные вопросы современности 37,3 36,1 31,2

Интересуюсь историей, потому что не доверяю публикациям и телевизионным передачам на исторические темы 6,4 7,5 12,7

Мне нужны хорошие отметки по изучаемым предметам 24,9 21,1 16,9

Другое 1,1 0,9 8,4

TH

(N

О

4s (N

It

<N

о tH

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s ,o

X 1—

1- J ГО

Ol

GO 2

В последние годы в образовательном процессе всё более активно используются различные инновационные технологии, среди которых проектный метод, модульное и развивающее обучение, компьютерные технологии. Одним из самых влиятельных инструментов донесения информации до сознания детей, подростков, молодёжи давно уже стал и компьютер, социальные сети, всевозможные мессенджеры, каналы и прочие технологические новации. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют обучающимся максимально приблизиться к позиции свидетелей исторической реальности. В процессе преподавания истории в школах и университетах всё более активно применяются мультимедийные образовательные программы, электронные учебники, компьютерные игровые программы.

Одним из инструментов актуализации внимания молодых граждан к изучению прошлого являются исторические аккаунты в социальных сетях. Потенциал социальных сетей велик, а следовательно, он может и должен быть задействован с целью привлечения внимания детей и подростков к изучению прошлого. Но при этом нельзя игнорировать и тот факт, что сама историческая наука традиционно апеллировала к таким способам подачи материала, которые обеспечивали бы максимальную наглядность её отображения и точность воспроизведения, её графическую визуализацию. Задача разумного сочетания таких методов является крайне сложной. Очевидно, что только квалифицированный и высокомотивированный педагог (школьный учитель, университетский преподаватель) способен грамотно её решить.

2. Великая Отечественная война в исторической памяти современной молодёжи

Все мы являемся свидетелями начала новой эпохи в послевоенной истории - эпохи угасания живой памяти о Великой Отечественной войне. Уходит поколение участников войны, а вместе с ними исчезает и межличностная коммуникация как первостепенный фактор сохранения такой памяти. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь на 1 апреля 2021 г., общая численность прожива-

ющих в стране ветеранов войны и граждан, пострадавших в годы войны, составляла 3 337 человек. Непосредственными участниками и инвалидами войны являлись 1 887 человек1. Именно эти люди - последние хранители и носители живой памяти о войне, которая продолжает оставаться одним из важнейших факторов национальной идентичности белорусов, источником формирования исторической памяти подрастающих поколений, символом народного единства.

Открывается новая эпоха, когда доступной для восприятия и сохранения подрастающими поколениями остаётся только записанная и реконструированная память о войне. Прежде всего, это память, зафиксированная в различных текстах: в письмах с фронта и дневниках, в наградных листах и похоронках, в воспоминаниях очевидцев и мемуарах полководцев. Это память, которая отражена в художественных произведениях и газетных публикациях, в сборниках исторических документов и в музейных экспонатах, в аудиозаписях и в лентах кинохроники. Живая память о войне перестаёт быть собственно живой, но, несмотря на это, продолжает существовать и наследоваться в виде ментальных конструкций, сохраняющихся в памяти всех послевоенных поколений.

Что знает о Великой Отечественной войне молодое поколение белорусов? Сравнительный анализ ответов респондентов позволил выявить диапазон и глубину таких знаний и представлений, проследить динамику суждений, диагностировать степень интереса к ней.

В ходе каждого из трёх проведённых опросов респондентам задавался вопрос, согласны ли они с тем, что одним из самых важ-

/-•О О О <J TV

ных событий в новейшей истории нашей страны является Великая Отечественная война (см. табл. 3).

Таблица 3 (Table 3)

Ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что одним из самых важных событий в новейшей истории нашей страны является Великая Отечественная война?», %

Answers to the question "Do you agree that one of the most important events in the recent history of our country is the Great Patriotic War?", %

CM CM

о

Согласны ли Вы с тем, что одним из самых важных событий в новейшей истории нашей страны является Великая Отечественная война? 2010 2014 2021

Да, это так, мне об этом говорили близкие и уважаемые люди: родители, дедушка, бабушка и другие 32,5 34,4 32,5

Да, это так, мне об этом говорили на уроках истории 47,1 41,3 24,1

Возможно, это так, но я не интересовался этим специально 10,8 10,5 24,1

Нет, я так не считаю 3,8 5,4 9,3

Затрудняюсь ответить 2,2 5,1 8,4

Другой ответ 3,5 2,7 0,8

Итого 100,0 100,0 100,0

CO

i-postradavshix-na-01.04.2021.pdf (дата обращения:11.09.2021).

(N

(N

О

IF (N

It

ГО

о TH

§

s ,o

X 1—

1- J tH

Ol

GO 2

Понимание того, что война 1941-1945 гг. является одним из самых важных событий в новейшей истории Беларуси, в целом разделяет 80,7% всего массива опрошенных (данные 2021 г.). В том числе, 32,5% знают об этом со слов своих родителей, дедушек и бабушек; 24,1% узнали об этом на уроках истории в школе; еще столько же (24,1%) указали вариант ответа «возможно, это так, но я не интересовался этим специально».

Важно отметить тенденцию сокращения числа тех, кто разделяет такое понимание войны: с 91,2% опрошенных в 2010 г. до 86,2% в 2014 г. и до 80,7% в 2021 г. При этом наиболее существенно сократилась доля респондентов, которые выбрали вариант ответа «да, это так, мне об этом говорили на уроках истории»: с 47,1% в 2010 г. до 41,3% в 2014 г. и до 24,1% в 2021 г. И примерно в 2 раза увеличилось число тех, кто выбрал вариант ответа «возможно, это так, но я не интересовался этим специально»: с 10,8% в 2010 г. до 24,1% в 2021 г.

Ещё одной заслуживающей внимания тенденцией является увеличение в 2,5 раза доли тех, кто не согласился с данным утверждением: 3,8% в 2010 году и 9,3% в 2021 г. Примерно в 4 раза увеличилось и число тех, кто затруднился дать ответ на указанный вопрос: с 2,2% в 2010 г. до 8,4% в 2021 г. Если объединить указанную группу с теми, кто выбрал ответ «возможно, это так, но я не интересовался этим специально» (24,1%), и затруднившимися ответить (9,2%), её удельный вес составит уже 42,6%. Для сравнения: по данным опроса 2014 г. этот показатель составлял 21,4% всего массива респондентов, что практически в 2 раза меньше (см. табл. 4). Такое распределение мнений свидетельствует об увеличении в молодёжной среде числа тех, кто не согласен с утверждением, что Великая Отечественная война является одним из самых важных событий в новейшей истории нашей страны. И это при том, что подавляющее большинство опрошенных юношей и девушек отмечают безусловную актуальность в современном обществе темы Великой Отечественной войны, подвигов, совершённых нашим народом в эти годы.

Таблица 4 (Table 4)

Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершённых нашим народом в годы войны?», %

Answers to the question "In your opinion, is the theme of the Great Patriotic War and the war heroic deeds by our people relevant in the modern society?", %

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в годы войны? 2010 2014 2021

Нет, не актуальна 3,3 2,5 2,6

В определённой мере актуальна 56,1 52,3 48,9

Да, безусловно,актуальна 39,2 42,9 46,7

Затрудняюсь ответить 1,4 2,3 1,8

Итого 100,0 100,0 100,0

Позицию «безусловно, актуальна» разделяет 46,7% всего массива опрошенных. По мнению 48,9% респондентов, данная тема актуальна в определённой мере. Лишь 2,6% выбрали ответ «нет, не актуальна», а 1,8% затруднились дать ответ на заданный вопрос.

Сравнение данных 2021 года с результатами проведённых ранее опросов позволяет зафиксировать две основные тенденции.

1. Удельный вес респондентов, которые оценивают тему Великой Отечественной войны как актуальную для современного общества, на протяжении более чем десятилетнего периода времени остаётся примерно неизменным: 95,3% всего массива опрошенных в 2010 г.; 95,2% - в 2014 г.; 95,6% - в 2021 г.

2. Увеличилось количество респондентов, которые признают «безусловную актуальность» темы Великой Отечественной войны (с 39,2% в 2010 г. до 46,7% в 2021 г.) За это же время соответственно сократилось количество тех, кто считает рассматриваемую тему актуальной «в определённой мере»: с 56,1% в 2010 г. до 48,9% в 2021 г.

3. Источники исторической памяти о Великой Отечественной войне

Существуют различные подходы к классификации источников, которые участвуют в процессе формирования исторических знаний и исторической памяти различных групп общества. К таковым традиционно относят образовательный процесс, аудиовизуальные источники, печатные издания, семейную память и некоторые другие.

В таблице 5 представлено распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне?» (респонденты могли указать не более трёх вариантов ответа).

Таблица 5 (Table 5)

Ответы на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне?», %

Answers to the question "What are your sources of information about the Great Patriotic War?", %

CM

CM

о

CM

It

on

îï о

§

S ,o

X 1—

1- J

Ol

CÛ z

Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне? 2010 2014 2021

На уроках истории в школе, на занятиях в университете 89,4 86,3 69,9

Из кинофильмов 52,4 68,3 68,9

От родных и близких 40,1 52,4 50,6

Из интернета 19,2 47,2 49,3

Из телепередач 38,8 35,5 24,5

Из книг 38,2 29,4 24,9

Из проводимых в школе (в университете) мероприятий 20,7 22,1 12,0

Из газет 5,7 5,0 2,0

Важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи формально-теоретически является школьное и университетское историческое образование в целом и, соответственно, школьные и университетские учебники истории. Все принимавшие участие в опросе респонденты (в равной степени, как и представители других социально-демографических групп общества в своё время) получали и продолжают получать информацию о событиях Великой Отечественной войны именно из указанной среды. Этим обстоятельством, как нам представляется, в первую очередь и объясняется тот факт, что более 2/3 респондентов поставили на первое место среди источников информации занятия в школе и университете (69,9% всего массива опрошенных в 2021 году). Следует отметить, что в сравнении с опросом, проведённым в 2010 г., удельный вес данной категории респондентов постоянно сокращается: с 89,4% в первой волне до 86,3% во второй и, наконец, до указанного выше числа опрошенных в третьей.

Учебники пишутся профессиональными историками на основе актуальных данных исторической науки. Тем не менее представленная в них реконструкция прошлого с неизбежностью редуцируется до определённого фиксированного объёма унифицированных и систематизированных исторических знаний, определённого установленными образовательными стандартами, и выполняет, прежде всего, прагматические функции. Наряду с учебной литературой не менее значимыми для учащихся и студентов источниками текущей информации о войне являются: кино (68,9% опрошенных), ближайшее семейное окружение, родные и близкие люди (50,6%) и интернет (49,3%), без которого и вне которого представить жизнь современного подростка либо молодого человека уже просто невозможно.

Весьма широкая группа аудиовизуальных источников включает различные их виды: мемориальные сооружения, коммеморации, аудиовизуальные источники с художественным или научно-популярным оттенком (театральные представления, кинофильмы, телепередачи) и другие. Их подробное рассмотрение и анализ не входит в непосредственное проблемное поле настоящей статьи. В нашей анкете была указана лишь одна разновидность таких источников: кинофильмы о Великой Отечественной войне. Их рейтинг оказался весьма высоким (68,9%), лишь незначительно уступив по показателю востребованности образовательному процессу.

В большинстве своём современной молодёжи практически неиз-^ вестны такие классические советские картины о войне, как «Судьба §1 ^ человека», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», ^ «Баллада о солдате», «Щит и меч», «Живые и мёртвые», «В бой идут

V: О ЛЛ

|| одни «старики», «Офицеры» и другие. Незнание советской киноклас-

¡^ ^ сики, несмотря на негативное восприятие такого факта, вещь вполне О объяснимая и достаточно закономерная. Тем не менее молодёжь знает I ^ и смотрит снятые в 2000-х годах художественные фильмы «В августе 44-го», «Брестская крепость», «А зори здесь тихие...», «Сталинград»,

<4

I-

и

Ш О^ «Т-34» и многие другие.

Искушённых молодых зрителей привлекают не только всевозможные спецэффекты, трюки, различного рода режиссёрские, операторские и актёрские находки, которыми изобилует практически весь современный кинематограф. Фильмы военной тематики «берут» другим. Предлагаемые их авторами яркие и запоминающиеся зрительные образы, захватывающие сюжетные линии позволяют детям и подросткам, юношам и девушкам максимально полно погрузиться в атмосферу тех лет и событий, поставить себя на место киногероев, задуматься над такими вечными ценностями, как верность Родине, дружба, любовь, честь и достоинство, свобода и справедливость. Всё это делает художественный кинематограф одним из наиболее влиятельных механизмов формирования исторической памяти современной молодёжи. Однако при этом необходимо понимать, что разумное использование образовательного и воспитательного потенциала, который содержит современная фильмография о Великой Отечественной войне, является крайне сложной задачей. Прежде всего, сложна сама работа по подготовке молодёжи (которая, как ей представляется, знает достаточно много и о многом, но при этом не обладает глубиной понимания прошлого) к восприятию сложного исторического материала. Такая задача требует от педагога профессионального и ответственного отношения к организации такой работы. Если она будет должным образом налажена, то её результатом станет формирование подлинного интереса к постижению прошлого, желание отыскать истину, спорить с педагогами, режиссёрами, писателями, журналистами. И именно такие дискуссии способствуют рождению истинного знания и понимания прошлого и настоящего.

Каждый четвёртый респондент (24,9%) назвал в качестве наиболее значимого фактора формирования знаний о прошлом художественную литературу и книги о войне. С каждым годом тех, кто читает книги о войне, становится меньше и меньше: в 2010 г. такой вариант ответа указало 38,2% опрошенных, в 2014 г. - 29,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных источников информации о войне продолжает оставаться семья, родные и близкие опрошенных нами респондентов. В данном случае особо следует подчеркнуть тот факт, что современные учащиеся и студенты - это не дети и даже не внуки тех, кто воевал. В большинстве своём - это поколение правнуков и даже праправнуков Победы. Тем не менее на родных и близких как источник информации о Великой Отечественной войне указали 40,1% всего массива опрошен-^ ных в 2010 г. и 52,4% - в 2014 г. ^ Существенно (и вполне ожидаемо) увеличилось число респон-

¡| ^ дентов (с 19,2% в 2010 г. до 47,2% в 2014 г. и до 49,3% в 2021 г.), || ^ которые, по их признанию, получают информацию о событиях Великой ¡^ ^ Отечественной войны из сети интернет.

О Безусловно, немаловажную роль в деле сохранения историче-

X ^ ской памяти и формирования у подрастающих поколений гражданской культуры и патриотизма играют внеучебные мероприятия. Как

<4

I-

и

Щ свидетельствует накопленный системой образования опыт, они весьма

СО ^

органично вплетаются в образовательный процесс, не только способствуя популяризации прошлого, но и оказывая на учащуюся молодёжь мощное информационно-просветительское и социализирующее воздействие. В своих анкетах это отметили 20,7% опрошенных в 2010 г. и 22,1% - в 2014 г. В 2021 г. на это указали лишь 12% респондентов!

Заслуживает внимания распределение мнений участников опроса при ответе на вопрос: «Приближается 76-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Какие мысли и чувства вызывает у Вас эта дата?» (опрос проводился накануне 9 мая 2021 года).

Как показывают полученные данные, только каждый третий респондент (32,0%) указал на то, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут и в будущем примером для новых поколений. Каждый четвёртый участник опроса (24,6%) считает, что память о войне навсегда сохранится в сознании жителей нашей страны.

Не может не вызывать тревогу следующий факт: по мнению 4,9% опрошенных героизм и самопожертвования советских людей во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми значительной части современной молодёжи; 28,3% указали ответ «с годами память о войне всё более стирается в сознании новых поколений, её заслоняют иные события и проблемы»; 6,6% затруднились с ответом на данный вопрос. Суммарно доля респондентов, которые выбрали 3 вышеуказанных варианта ответа, составила 39,8% всего массива опрошенных. Это даёт основание сделать следующий вывод: примерно треть всего массива опрошенных признаёт, что значимость войны и ценность одержанной советскими людьми Победы к настоящему моменту определённым образом девальвированы, а в дальнейшем оценка их значимости будет ещё более снижаться.

Процесс смены поколений актуализирует вопрос о роли семьи как института, призванного формировать у подрастающих поколений в том числе и патриотические ценности. Современные старшеклассники, в основной своей массе, - это поколение правнуков Победы, которое по времени всё дальше и дальше дистанцируется от событий прошлого. Особенно ярко это обнаруживается при анализе ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, кто из Ваших родственников либо близких Вам и Вашей семье людей воевал на фронте или в тылу врага в годы Великой Отечественной войны, либо погиб (пропал без вести)?». Большинство ^ опрошенных (59,9%) знают об этом из рассказов близких и членов семьи. Ещё 10,3% «слышали об этом что-то, но не запомнили». В то же время ^ 21,0% ничего об этом не знают, а 8,8% вообще затруднились дать ответ || ^ на поставленный вопрос. Не может не волновать тот факт, что сегодня, ¡^ ^ когда ещё живы непосредственные участники войны, более четверти О опрошенных претендуют на то, чтобы быть названными «Иванами, не X ^ помнящими родства». На наш взгляд, это тревожный диагноз, и наша общая задача, которую необходимо решать в настоящее время, - сделать

<4

I-

и

Щ так, чтобы число таких «Иванов» не превратилось целое поколение.

СО ^

Одной из важнейших задач, решаемых в настоящее время в работе по патриотическому воспитанию современной белорусской молодёжи, является формирование у школьников и студентов чувства гордости за свою родную страну и свой народ, чувства сопричастности подвигу, который несколько десятилетий тому назад совершили их соотечественники. В ходе исследования респондентам был задан вопрос: «Можете ли Вы с уверенностью сказать: «Я горжусь тем, что живу в стране, которая вместе с другими странами одержала победу в Великой Отечественной войне?». 82,1% опрошенных в этом абсолютно уверены, еще 8,4% указали вариант ответа «да, но я вспоминаю об этом только в дни празднования Победы». Тревогу вызывает тот факт, что 7,7% всего массива опрошенных никогда не задумывались об этом.

Важным источником формирования исторической памяти подрастающих поколений являются коммеморации - празднования исторических событий. Для белорусов одним из важнейших в этом ряду является ежегодно всенародно отмечаемый 9 мая праздник - День Победы. Назовут ли будущие поколения Победу в Великой Отечественной войне одним из самых значимых событий прошлого или её значение поблекнет в их сознании? Респондентам, которые принимали участие в опросе во время последней, третьей волны, был задан вопрос: «Считаете ли Вы День Победы 9 мая национальным праздником белорусского народа?» (см. табл. 6).

Таблица 6 (Table 6) Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы День Победы 9 мая национальным праздником белорусского народа?», %

Answers to the question "Do you consider May 9 Victory Day a national holiday of the Belarusian people?", %

Считаете ли Вы День Победы 9 мая национальным праздником белорусского народа? 2021

Да, считаю 78,5

Никогда не задумывался об этом 12,1

Нет, не считаю 4,5

Затрудняюсь ответить 4,9

Итого 100,0

(N

(N

О

45 (N

It

ГО

S3" о тН

§

S ,о

X 1—

1- J тН

OI

во 2

Вариант ответа «да, считаю» выбрало 78,5% всего массива опрошенных. 4,5% принимавших участие в опросе студентов так не считают. А еще столько же затруднились дать ответ на указанный вопрос. 12,1% (!) никогда не задумывались об этом.

Заключение

Историческая память представляет собой один из наиболее сложных феноменов общественного сознания. Она образует основу национального самосознания, формирует чёткую «систему координат» в оценке настоящего и будущего, является важной частью реального исторического процесса.

Существенное воздействие на содержание исторической памяти и процессы ее межпоколенческой трансляции оказывают многочисленные вызовы XXI века, вследствие которых традиционные механизмы памяти, образы прошлого, коммеморативные практики подвергаются значительным трансформациям. Вместе с тем, несмотря на всевозможные попытки ревизии прошлого, живая память о героических и трагических моментах истории передаётся от поколения к поколению и сохраняется в сознании современной молодёжи. Тем самым создаётся серьёзный и труднопреодолимый барьер против навязывания обществу чуждых идей и ложных представлений, что принципиально важно для формирования гражданственности и патриотических качеств подрастающих поколений. Изучение механизмов исторической памяти и особенностей их воздействия на общество, конкретные социальные группы, отдельных индивидов позволяет глубже понять многомерную социальную реальность, эффективно осуществлять социальное планирование и социальное управление происходящими в обществе процессами.

Ключевыми механизмами формирования исторической памяти молодёжи по-прежнему остаются семья, учреждения образования и культуры, средства массовой информации, молодёжные объединения. Основополагающим источником знаний о прошлом для современных детей и подростков служит образовательный процесс. Для того, чтобы сделать такое прошлое как можно более доступным и наглядным для его восприятия и понимания молодыми гражданами страны, повысить их мотивацию к изучению истории, в учебный процесс все более активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии, различные формы внеаудиторной работы с обучающимися. Вместе с тем глубокую и полную научную оценку эффективности таких приемов и методов еще предстоит сделать.

Анализ результатов социологических исследований свидетельствует о том, что историческая память современной белорусской молодежи все более смещается от живой, событийной, семейной памяти к обобщенной реконструированной памяти, содержание которой тесно вплетается в официальный исторический дискурс. Тем самым она оказывает значительное воздействие на формирование трендов социального развития, способствует ускорению одних социально-политических процессов и одновременно препятствует развитию других. В связи с этим актуализируется задача выработки целостной системы патриотического воспитания молодёжи, её нормативно правовых основ и меха-^ низмов. В основу такой системы должны быть положены исторический ^ опыт, традиционные духовные ценности народа, базовые принципы

Зо (У)

1| современного национально-государственного строительства Беларуси. ^ ^ Важнейшая функция исторической памяти - консолидирующая. О Данную её роль образно и чётко сформулировал белорусский академик Е. М. Бабосов: «Чем больше общество - масса унифицированных потре-

у бителей, тем оно слабее. Чем больше общество - народ, в котором объеди-

Ц О} нены личности на основе общего менталитета, национальной культуры

и традиций, тем оно сильнее» [3, с. 29]. Почти 80 лет прошло со дня Великой Победы. Героизм и мужество белорусского народа, проявленные в годы Великой Отечественной войны, были и остаются важнейшим моральным стержнем политической независимости белорусского общества. Достигнутые за эти годы единство и сплочённость нации - надёжная защита перед идеологическими угрозами современности. Такая память характеризуется наличием консолидированной позиции в отношении оценок наиболее значимых событий настоящего и прошлого и формируется в первую очередь под воздействием официального дискурса, а одним их основных средств диагностики ее содержания и особенностей эволюции должен служить социологический мониторинг.

о

го

ГЯ" о тН

§

X 1—

1- и тН

01

во 2

Библиографический список

1. Беларусь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / А. А. Коваленя (рук. авт. коллект.), А. М. Литвин, В. И. Кузьменко и др. Минск: БЕЛТА, 2005. 544 с.

2. Данилов А. Н. Историческая память в культуре современного города // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города. Сборник научных трудов/ Науч. ред. Т. И. Грабельных. Иркутск: ИГУ, 2021. С. 24-29.

3. Знать, чтобы предвидеть... Социологические этюды / А. Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А. Н. Данилова. Минск: БГУ, 2015. 359 с.

4. История белорусской государственности: в 5 т. Т. 3: Белорусская государственность: от идеи к национальному государству (1917-1939 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома: В. Г. Мазец, Н. В. Смехович, С. А. Третьяк; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. Минск: Беларуская навука, 2019. 639 с.

5. Коваленя А. А. Отстаивать правду Великой Отечественной войны // Проблемы управления. 2015. № 2 (55). С. 25-32.

6. Котляров И. В. Гордиться славой своих предков. Великая Отечественная война в памяти народа: социологические тренды // Беларуская думка. 2014. № 8. С. 88-91.

7. Ластовский А. Л. Историческая память в содержании культурной идентичности // Взаимодействие устойчивости и инновацион-ности в развитии белорусского общества: сб. науч. тр. Минск, 2009. С. 284-299.

8. Лашук И. В. Социальный компонент исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси: поколенческие различия // Социологический альманах. 2015. Вып. 6. С. 210-220.

9. Мальцев Л. С. Великая Отечественная война: сражение за правду истории // Армия. 2009. № 33. С. 1-7.

10. Марецкий А. И. Проблема формирования исторической памяти у студенческой молодёжи // ЭкалоНя культуры: XVII Мiжнар. Юрыла-Мяфодзiеyскiя чытанш, прысвечаныя Дням славянскага шсьменства i культуры (Мiнск, 26-28 мая 2011 г.) / Беларусш дзяржауны ушверсггэт культуры i мастацтвау. Мiнск, 2012. С. 62-68.

11. Матусевич О. А. Основные подходы к изучению исторической памяти белорусов: проблемы, достижения и перспективы // Труды БГТУ. Сер. 6. История, философия. 2017. № 2 (203). С. 74-78.

12. Мысливец Н. Л. Социологический лонгитюд как метод исследования семейной исторической памяти // Весшк ГрДУ iмя Янш Купалы. Сер. 5. Эканомжа. СацыялоНя. Бiялогiя. 2016. Т. 6. № 2. С. 106-111.

13. Образование в Республике Беларусь: буклет / редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. 39 с.

14. Бiч М. В. Аб нацыянальнай канцэпцьй гюторьп гютарычнай адукацьй у Рэспублщы Беларусь // Беларуск1 гiстарычны часопiс. 1993. № 1. С. 15-24.

Статья поступила 26.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мысливец Николай Леонтьевич, кандидат социологических наук, доцент, директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь

(N

(N

О

(N

It

ГО

о TH

§

s ,o

X 1—

1- J tH

Ol

GO 2

DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.772

Formation and Features of the Evolution of Historical Memory Among the Belarusian Youth (from the Experience of Sociological Research)

Nikolay L. Myslivets

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Republic of Belarus

E-mail: n.myslivets@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-9989-3501

For citation: Myslivets N. L. Formation and features of the evolution of historical memory Belarusian youth (from the experience of sociological research). Vestnik Instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 26-43. DOI: 10.19181/ vis.2022.13.1.772

Abstract. The introduction to the article substantiates the relevance of the topic of forming the historical memory of young people in a changing society. The article demonstrates the scientific-theoretical and practical significance of the sociological study of this problem. The technique of longitudinal research of historical memory is presented. The object of the study: graduate students of general secondary education and first and second year students of higher education in Grodno (Republic of Belarus). The main part of the article deals with the evolution of the historical memory of the Belarusian youth. The empirical basis of the work is formed by the results of three sociological surveys conducted in 2010, 2014 and 2021. The surveys were conducted according to the same methodology type. The goal was to identify the features and tendencies of the formation and the evolution of the historical memory of pupils and students, the level of knowledge and ideas about the events of the Great Patriotic War, assessments of the past and attitude to significant historical events. The mechanisms of formation and intergenerational transmis-

sion of historical memory are described. Based on the obtained empirical data, the content features of the historical memory of the Great Patriotic War are analysed.

The most important source of formation of the historical memory of young people is school and university education. Most of the respondents note the absolute relevance in the modern society of the theme of the Great Patriotic War and the heroical deeds by the USSR peoples. The change of generations actualises the role of the family as an institution of the historical memory of young people. The article describes the influence of such socialising factors as movies, the Internet, television. The role of commemorations as a source of formation of the historical memory of living generations is considered. The results of the conducted studies are of practical importance. The obtained data were introduced into the educational process organised in institutions of general secondary and higher education. The materials and conclusions were recommended to government bodies and other organisations to be used in the development of the main directions of the state youth policy in the Republic of Belarus and its implementation across the country. At the end of the article, conclusions are presented based on the results of the study. The consolidating role of historical memory in the development of modern society is emphasised.

Keywords: historical memory, the Great Patriotic War, students, student youth, higher education institutions, family, education system, continuity of generations

References

(N

(N

О

4s IF (N

It

ГО

о TH

§

s ,o

X 1—

1- J tH

Ol

GO 2

1. Belarus' v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945. [Belarus during the Great Patriotic War 1941-1945]. A. A. Kovalenya (head of the team of authors), A. M. Litvin, V. I. Kuz'menko et al. Minsk, BELTA, 2005: 544 (in Russ.).

2. Danilov A. N. Historical memory in the culture of a modern city. Tsivilizatsionnyye sdvigi v razvitii sovremennogo goroda. Sbornik nauchnykh trudov [Civilizational shifts in the development of a modern city. Collection of scientific papers]. Ed. by T. I. Grabel'nykh. Irkutsk, IGU, 2021: 24-29 (in Russ.).

3. Znat', chtoby predvidet' ... Sotsiologicheskiye etyudy [To know to foresee... Sociological scetches]. Ed. by A. N. Danilov. Minsk, BGU, 2015: 359 (in Russ.).

4. Istoriya belorusskoy gosudarstvennosti. Vol. 3: Belorusskaya gosudarstvennost': ot idei k natsional'nomu gosudarstvu (1917-1939 gg.) [History of Belarusian statehood: in 5 vol. Vol. 3: Belarusian statehood: from an idea to a national state (1917-1939)]. Ed. by V. G. Mazets, N. V. Smekhovich, S. A. Tret'yak; Institute of History of the National Academy of Sciences of Belarus. Minsk, Belaruskaya navuka, 2019: 639 (in Russ.).

5. Kovalenya A. A. To defend the truth of the great patriotic war. Problemy upravleniya, 2015: 2 (55): 25-32 (in Russ.).

6. Kotlyarov I. V. Gordit'sya slavoy svoikh predkov. Velikaya Otechestvennaya voyna v pamyati naroda: sotsiologicheskiye trendy [Be proud of the glory of your ancestors. The Great Patriotic War in the memory of the people: sociological trends]. Belaruskaya dumka, 2014: 8: 88-91 (in Russ.).

7. Lastovskiy A. L. Istoricheskaya pamyat' v soderzhanii kul'turnoy identichnosti. [Historical memory in the content of cultural identity]. Vzaimodeystviye ustoychivosti i innovat-sionnosti v razvitii belorusskogo obshchestva: sbornik nauchnykh trudov. [Interaction of sustain-ability and innovation in the development of Belarusian society: Collection of scientific papers]. Minsk, 2009: 284-299 (in Russ.).

8. Lashuk I. V. Social component of the historical memory of the great patriotic war in the public consciousness of the citizens in belarus: generational differences. Sotsiologicheskiy al'manakh, 2015: 6: 210-220 (in Russ.).

9. Mal'tsev L. S. Velikaya Otechestvennaya voyna: srazheniye za pravdu istorii [Great Patriotic War: the battle for the truth of history]. Armiya, 2009: 33: 1-7 (in Russ.).

10. Maretskiy A. I. Problema formirovaniya istoricheskoy pamyati u studencheskoy molo-dezhi [The problem of the formation of historical memory among students]. Ekalogiya kul'tury: XVII Mizhnar. Kiryla-Myafodziewskiya chytanni, prysvechanyya Dnyam slavyanskaga pis'menstva i kul'tury. [Environmental Culture: XVII International Cyrill and Methodius Readings dedicated to the Days of Slavic Written Language and Culture]. Minsk, 2012: 62-68 (in Russ.).

11. Matusevich O. A. Basic approaches to the study of the historical memory of belarusians: challenges, achievements and prospects. Trudy BGTU. Seriya 6. Istoriya, filosofiya, 2017: 2 (203): 74-78 (in Russ.).

12. Myslivets N. L. Sociological longitude as a research method of historical memory of the family. Vesnik GrDU imya Yanki Kupaly. Ser. 5. Ekanomika. Satsyyalogiya. Biyalogiya, 2016: 6: 2: 106-111 (in Russ.).

13. Education in the Republic of Belarus: short data book. Ed. by I. V. Medvedeva [et al.]. Minsk, Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus', 2021: 39 (in Russ.).

14. Bich M. V. Ab natsyyanal'nay kantseptsyi gistoryi gistarychnay adukatsyi w Respublitsy Belarus' [On the national concept of the history of historical education in the Republic of Belarus]. Belaruski gistary^chny" chasopis, 1993: 1: 15-24 (in Bel.).

The article was submitted on: October 26. 2021

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolai L. Myslivets, Candidate of Sociological Sciences, Director of the Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Republic of Belarus

Is

So

(N (N О (N

ГО

I

Ш Ol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.