Научная статья на тему 'Память о подвиге солдат сохраним в веках'

Память о подвиге солдат сохраним в веках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смотрелкина Марина Николаевна

Тысячи экспонатов школьного музея боевой славы красноречивый, яркий рассказ о войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Память о подвиге солдат сохраним в веках»

ПАМЯТЬ О ПОДВИГЕ СОЛДАТ сохраним в веках

Марина Николаевна Смотрелкина,

заместитель директора московского Центра образования № 491

Школьный музей... Сегодня он стал визитной карточкой практически любого образовательного учреждения. Особенно такой, как этот — военно-патриотический музей Центра образования № 491 «Марьино». Его знают не только в районе и не только школьники. Здесь постоянно бывают и дошколята, и студенты, и жители микрорайона столицы.

Устроитель, консультант и направляющий вектор этого мемориального пространства — директор Центра образования, заслуженный учитель школы РФ Валентина Ефимовна Ипатова. Она глубоко убеждена в том, что школа — первая ступень на пути становления человека с высокими морально-этическими качествами. Духовную, гражданскую, нравственную и патриотическую основу воспитательной работы школы и музейной педагогики, в частности, определяют такие поэтические строки:

Я причастен к России, К её вечной земле, К её боли и славе, К её вольной судьбе.

Чем же интересен наш музей? Почему он так привлекает к себе? Не потому ли, что он один из лучших школьных музеев Москвы? Его особенность — в многочисленной коллекции подлинных военных

экспонатов, в уникальном военно-историческом материале.

Сейчас в музее более тысячи единиц хранения. А начиналось всё 20 лет назад, когда школьный технический клуб «Газулька», объединивший группу 10 — 15-летних мальчишек, возглавляемый руководителем клуба Александром Леонидовичем Тихоновым, отправился в поход на летних каникулах. В той экспедиции школьники нашли и привезли домой пробитые пулями солдатские каски, патроны, они и легли в основу военного музея школы. Вскоре мальчишки из «Газульки» объединились в поисковый отряд, и он стал ежегодно выезжать на поля сражений Великой Отечественной войны в составе городского поискового отряда «Обелиск». Ежегодно наши поисковики принимают участие в Вахте Памяти, в перезахоронении останков бойцов, найденных во время экспедиций, привозят для школьного музея всё новые и новые экспонаты. Каждый из них бережно очищают от ржавчины, подбирают для него военный эпизод, основанный на подлинных событиях того времени. Весь материал скомпонован в 10 разделах музея: «Начало войны», «Битва под Москвой», «Женщины на войне», «Война и дети», «Народное ополчение», «Война и религия», «Катя» прилетела», «Невыученный урок истории», «Великая Победа».

Обширная экспозиция, большой охват исторического материала позволяют посетителям музея подробно знакомиться с событиями отгремевшей войны. Школьный музей, не уступающий по богатству экспозиции государственным военным музеям столицы, готов принять любой контингент экскурсантов.

С помощью учителя истории О.В. Бурлако-вой подготовлена группа квалифицированных экскурсоводов-школьниц.

Здесь, в военном музее, проводятся уроки мужества и боевой славы, встречи с ветеранами, уроки истории. Занятия в музее очень отличаются от традиционного урока, поскольку дают возможность использовать богатый наглядный материал в качестве демонстрационного, расширяя тем самым границы урока. Знакомство с музейной экспозицией, проникновение в военно-историчес-

раздвигая границы информационного поля. Сейчас мы уже не мыслим воспитание гражданских чувств, патриотизма без опоры на музейную педагогику.

Музей отражает весь период Великой Отечественной войны. Дверь этого особого уголка школы всегда открыта. Руководитель музея Александр Леонидович проведёт экскурсию и с группой взрослых экскурсантов, жителей микрорайона, и с одним-двумя первоклассниками. У него всегда найдётся что сказать и убелённому сединой ветерану, и малышам, и родителям наших учеников. Эти рассказы завораживают: вот она, оказывается, какая эта Великая Отечественная война. Слушаешь этот рассказ, смотришь на искорёженные гусеницы танков, пробитые каски и ощущаешь, как вдруг защипало глаза, запершило в горле...

На фото: экспонаты школьного музея

кую тему, изучение прошлого своей страны — всё это способствует воспитанию патриота и гражданина Отечества, пробуждает в душах школьников гордость за свою Родину, воспитывает высокие моральные качества личности. Музейная педагогика стала частью воспитательного процесса школы, наполняя его новым содержанием,

Здесь не так, как в городских музеях, здесь можно всё потрогать руками, а солдатские каски, пробитые пулями и осколками, примерить на себе и на минуту почувствовать себя солдатом сорок первого года. Здесь шумливые дети затихают, задумываются. И эти ощущения, это настроение особенно важны детям ХХ! века, для которых эта война — далёкая история...

«Оборона Москвы» — не статичный музей, он в постоянном движении. Его экспонаты часто «принимают участие» то в открытии Аллеи Славы в районе, то в праздновании Дня Победы, то в передвижной музейной выставкой в Марьинском парке. Солдатские каски, пулемёт, автоматы помогают создавать военную обстановку на сцене школьного театра «Марьинская слобода», поставившего спектакль по книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Школьный музей активно сотрудничает с военно-историческими музеями Москвы, городской музей «Танк Т-34» получил от нас в дар фрагменты брони «тридцатьчетверки» — лучшей боевой машины военного времени. Ребята гордятся такими фактами.

Любят школьный музей ветераны войны. Они давно стали друзьями ребят. Борис Васильевич Томашенко до последнего дня оставался на «боевом посту» — работал в Совете ветеранов и в школьном Совете музея. Мы благодарны Александру Павловичу

подошёл к своему «боевому товарищу», обнял его и несколько секунд не мог справиться с волнением. Это было так искренне и трогательно, что зал взорвался аплодисментами. И завязался интересный разговор о военных событиях между поколениями отцов и детей. Школьники узнают от ветеранов детали военного быта, слушают рассказы о боях, о чём и в книгах не прочтёшь. Так, Борис Васильевич Тома-шенко поведал ребятам о солдатской смекалке, помогающей на фронте, о юморе на войне, так необходимом в жестоких, смертельно опасных условиях. Но такие эпизоды не заслоняют самого главного — истории войны, этапов великой битвы на пути к Победе.

Эмоциональный накал таких встреч огромен и невозможно переоценить его воз-

Полуэктову, члену Совета музея, который до сих пор выступает в школе с концертами в составе городского хора ветеранов и является постоянным участником всех массовых школьных мероприятий. Много лет назад, когда он впервые пришёл в школу, в актовом зале была в тот день организована передвижная выставка музея. Среди представленных экспонатов — пулемёт, точно такой же, с каким воевал бывший солдат-пулемётчик. Он

действие на гражданские и патриотические чувства подрастающего поколения. Это особенно важно именно сегодня, поскольку за последние двадцать лет школы значительно упустили вопросы воспитания нравственности, патриотизма.

Любая вещь из экспозиции нашего музея становится темой для волнующего разговора с детьми, с посетителями.

Так, например, одну из экспозиций, мы назвали: «Утро 5-го декабря, или «Катя» прилетела». На площади в 5 квадратных метров расположили немецкую позицию на «заснеженном поле». Позиция «обстреливается» «Катюшами»: реактивный снаряд вот-вот разорвётся (подсветка, имитирует работу реактивного двигателя), другой реактивный снаряд уже пролетел на позицию врага (световая имитация взрыва). Рядом металлические корпуса реактивных снарядов разорваны на полоски. Вид искорёженного металла приводит зрителей в замешательство: если так разрывало металл, что же происходило на войне с людьми?.. Саму позицию обрамляют 13 разорванных в куски реактивных снарядов... Ничего живого не остаётся после таких залпов.

Постоянный интерес вызывает раздел экспозиции, посвящённый народному ополчению. Вот только один эпизод. Ополченцам катастрофически не хватало боевого оружия, выдавалось всё, что могло стрелять. Об этом вспоминает Константин Бирюков — бывший начальник снабжения оружием рабочих коммунистических батальонов: «При формировании батальоны получали самое различное оружие — отечественное, трофейное и даже музейное. Это было характерным не только для Москвы. В Вязьме когда-то был неплохой музей, посвящённый событиям 1812 года. Экспонатами музея вооружали ополченцев сорок первого»... Такое «оружие» в руках бойца имело чисто психологическое значение: стрелять из него нельзя, можно было лишь колоть полуметровым штыком и бить прикладом. Раздавали из музея также и сабли. На месте боёв 1941 года в районе прорыва из окружения у села Богородицкое в засыпанном окопе поисковый отряд нашёл французскую кавалерийскую саблю времён войны 1812 г. Может быть, она была экспонатом вяземского музея? По её сохранности видно, что лежала она в земле не более 50 лет. Ребята обнаружили также два ствола дульно-зарядных пистонных ружей и штык-ятаган, который состоял на воору-

жении русской армии с 1842 года. По его сохранности можно судить, что он из вяземского музея и принадлежал одному из ополченцев.

Особая, самая страшная глава Великой Отечественной — трагедия заключённых концентрационных лагерей. Как только Гитлер пришёл к власти, на территории Германии, а затем и в оккупированных странах появились концлагеря. За колючую проволоку бросали людей различных национальностей, и самое страшное, чему и теперь отказываешься верить, — туда же заключали и детей. На фотографиях — дети-скелетики. Рассказываем, как их заставляли работать, как сжигали в печах, предварительно выкачав кровь для раненых фашистских солдат. И у каждого солдата вермахта, сражавшегося на Восточном фронте, в кармане кителя обязательно находилась маленькая книжица- «Памятка немецкого солдата». Вот выдержка из неё: «У тебя нет нервов и сердца — на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, мальчик или девочка. Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься навек!»

В экспозиции представлена фотография, запечатлевшая расстрелянную с младенцем женщину.

Об ужасах войны написано много. Открываем книгу «СС в действии» и читаем немецкий документ, где приводится такой факт: только из одного концлагеря отправлено в Германию огромное количество одежды убитых людей — мужской, женской, детской. Большой, скорбный список. Рубашечки, чулочки, ботиночки. Одних детских ботиночек 22 тысячи пар. Для немецких детей. Показываем композицию под названием: «Дорогой дочке Марточке от папы Ганса».

Можно приводить бессчётное количество страшных примеров военной поры. Гитлер говорил: «Славянский гад должен находиться под присмотром расы господ». Мы не устаём напоминать детям, что всем нам, и старшему, и молодому, выпало счастье — жить в мирное время. Его завоевали наши бойцы, добыв Победу ценой самопожертвования.

...Однажды в поисковом походе ребята нашли карабин в хорошем состоянии. При прочистке ствола шомполом на землю выпали согнутые проволочки, что вызвало у всех недоумение. В канал ствола ничего помещать, кроме патрона, нельзя. Иначе произойдёт разрыв металла. В музее есть винтовка с разорванным стволом от попавшей в него грязи. А на следующий день поисковики нашли в окопе женские бигуди. И стало ясно, что проволочки из ствола карабина — это самодельные шпильки для волос. Как они туда попали, мы никогда не узнаем.

И вот — долгожданная Победа! Наши доблестные воины отстояли не только независимость нашей Родины, но и спасли весь мир от «коричневой чумы», не дали фашизму уничтожить народы стран Европы, превратить их в рабов.

Память о нашей великой Победе мы сохраним на века.

В экспозиции — фрагмент колонны Рейхстага с надписью, оставленной одним из солдат Красной армии: «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам больше не ходили!». Эту надпись надо было бы выжечь каленым железом и оставить на Рейхстаге на вечные времена. Более ёмко и красноречиво не сказать о чувстве наших солдат, нашего народа.

Иногда мы задаём школьникам после экскурсии по музею вопрос: «Что увидели, поняли, почувствовали?». Подумав немнго, ребята отвечают: «Войну представляли себе по учебнику, а теперь её как будто потрогали, увидели своими глазами».

Каждый экспонат школьного музея боевой славы — это красноречивый рассказ о войне, о её ужасах и о беспредельном героизме советских солдат в те грозные сороковые. Их воля и мужество оказались сильнее огня и стали.

Память об этом подвиге будет жить в веках. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.