УДК 725.945(470.621)
Малиш Марьяна Адамовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры
ПАМЯТЬ О КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ В МОНУМЕНТАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы сохранения исторической памяти о Кавказской войне. Автор исследует вклад долгосрочных республиканских целевых программ в развитии региона и воспитание молодежи. Говорится о появлении в Адыгее традиций, связанных с памятниками, посвященными памяти об этой войне. Анализируются отношение государственной власти и общественных организаций к установлению монументов данного типа. Приводится краткая характеристика памятников жертвам Кавказской войны. Выявлено, что первым инициатором их установления на Северном Кавказе, в частности в Адыгее, является Международная черкесская ассоциация. Обозначается роль СМИ в изучении и распространении информации о монументах региона. Сделан вывод, что мемориалы, свидетельствующие о трагических событиях Кавказской войны, являются символами исторической памяти и отражают отношение народа к прошлому.
Ключевые слова:
памятники, историко-культурное наследие, Республика Адыгея, воспитание молодежи, Адыгэ Хасэ, Шыу Хасэ, Кавказская война, черкесы, Международная черкесская ассоциация, историческая память, общественные организации, государственная охрана памятников, диаспора
Malish Maryana Adamovna
PhD in History, Associate Professor, History, Culturology and Museology Department, Krasnodar State Institute of Culture
MEMORY OF THE CAUCASIAN WAR IN MONUMENTS ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
Summary:
The paper raises the problem of preserving the historical memory of the Caucasian War. The author examines the contribution of long-term republican target programs in the development of the region and the education of youth. It is said about the appearance of traditions associated with monuments dedicated to the memory of this war in Adygea. The paper analyzes the attitude of state authorities and public organizations to the establishment of monuments of this type. A brief description of the monuments to the victims of the Caucasian War is given. It was revealed that the first initiator of their establishment in the North Caucasus, in particular in Adygea, is the International Circassian Association. The role of the media in the study and dissemination of information about the monuments of the region is indicated. It is concluded that memorials testifying to the tragic events of the Caucasian War are symbols of historical memory and reflect the attitude of the people to the past.
Keywords:
monuments, historical and cultural heritage, Republic of Adygea, education of youth, Adyge Khase, Shyu-Khase, Caucasian war, Circassians, International Circassian Association, historical memory, public organizations, state protection of monuments, diaspora
В современном обществе актуальным является сохранение исторической памяти с помощью символов, в частности памятников. При этом одной из наиболее острых проблем адыгов выступает признание их геноцида. Данное требование служит одной из причин объединения этой группы народов во всем мире в единую нацию с общей историей. Кроме того, указанная идея способствует установлению новых памятников, которые освещают события Кавказской войны, завершившейся 21 мая 1864 г. Эта дата стала памятной как для черкесов, проживающих в России, так и для зарубежной диаспоры. Земли черкесов были предназначены для заселения русским переселенцам. Актуальность настоящего исследования обусловлена и тем, что монументы, посвященные Кавказской войне в Адыгее, не служили предметом отдельного изучения.
В последние годы историко-культурное наследие все чаще рассматривается как одно из основ устойчивого развития общества. Возрастает его роль как одного из векторов региональной культурной политики, часто оно связывается с устойчивым развитием региона.
На современном этапе осмысливаются вопросы теоретического порядка. Памятник как явление культуры рассматривается как символ исторической памяти. В последние годы проблемам изучения исторических памятников, а также формирования идеологии исторической памяти в Адыгее уделяется особое внимание. Так, Т.П. Хлынина и Е.Ф. Кринко исследуют взаимосвязь истории, политики и нациестроительства, а также актуальные практики поддержания национального самосознания народов региона [1]. И.Л. Бабич анализирует историю попыток разработки новой горской идеологии на основе национальных чувств, интереса к национальной культуре [2]. А.Т. Урушадзе поднимает вопросы места Кавказской войны в исторической памяти адыгов на фоне локализации этого события в большом нарративе Российской Федерации [3].
Следует отметить, что большое внимание монументам как символам исторической памяти уделяют региональные средства массовой информации, в частности наиболее крупные издательства: «Советская Адыгея» - газета Государственного совета (Адыгэ Хасэ) Республики Адыгея; «Кошехабальские вести», аул Кошехабль (гл. ред. А.Ш. Дагужиев); «Согласие» - газета Тах-тамукайского района (гл. ред. М. Болотова); «Майкопские новости» - газета г. Майкопа (гл. ред. А.Н. Шутихин). СМИ распространяют информацию об установлении памятников и мероприятиях, проводимых для закрепления памяти.
Несмотря на то что исследованию памятников в Адыгее ученые уделяют достаточный объем внимания, однако вопросы, связанные с установлением мемориалов, посвященных Кавказской войне, остаются малоизученными. Историографический обзор показывает, что данная тема не была до настоящего времени предметом специального анализа. Лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в некоторых работах.
Память о Кавказской войне замалчивается в адыгском и в целом в российском мемориальном пространстве. Вопрос о том, как можно использовать символы - памятники Кавказской войны для исторической памяти, часто поднимается в Черкесском парламенте Адыгэ Хасэ. Способом формирования нового адыгского исторического сознания общественные организации и историки видят в установлении монументов, посвященных Кавказской войне, а также в издании «Многотомной истории адыгов» [4].
Первым лидером постсоветской России, который попытался дать оценку Кавказской войны, был Б.Н. Ельцин. 18 мая 1994 г. пресс-служба президента распространила «Обращение к народам Кавказа», приуроченное к 130-летию окончания этой войны [5, с. 109]. Отметим, что до этого события в Адыгее уже поднимались проблемы исторической памяти о Кавказской войне, началась установка монументов этой тематики. Историческое наследие войны обсуждалось историками, писателями, общественными деятелями, а также стало предметом принятия мемориальных законов. В Республике Адыгея задачи сохранения и развития культурных и нравственных ценностей, а также воспитания патриотических чувств молодежи решаются путем формирования соответствующей законодательной базы и принятия долгосрочных республиканских целевых программ. Разработаны и успешно реализуются такие программы, как «Этнокультурное развитие и профилактика экстремизма», «Патриотическое воспитание жителей Республики Адыгея», «Молодежь Адыгеи». Участники этих проектов выявляют, берут на учет, благоустраивают места воинской славы - памятники, памятные знаки на участках боев, местах массовых и единичных захоронений жертв войны [6]. В 1991 г. черкесы создали в г. Нальчике организацию «Международная черкесская ассоциация», которая представлена в Российской Федерации, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Турции, Иордании, Сирии, Израиле, США. Объединение в первую очередь является инициаторам возведения монументов, посвященных Кавказской войне, в целях закрепления исторической памяти народа. В этом же году установлены первые памятники аналогичной тематики по всему Северному Кавказу.
В 2004 г. памятник жертвам Кавказской войны «Древо жизни» был установлен в Нальчике. В 2008 г. подобный монумент возведен в ауле Большой Кичмай Лазаревского района, где проживают шапсуги-адыги, в мае 2009 г. - на одном из кладбищ Карачаево-Черкесии. В Адыгее в память о тех событиях такие монументы создаются как символы исторической памяти Кавказской войны. В целом с 2004 по 2020 г. памятники этой тематики установлены во многих районах региона.
Первый мемориальный камень жертвам войны был открыт в городе Адыгейске в 2004 г. в день 140-летия ее окончания по инициативе Адыгэ Хасэ. Монумент состоит из монолита, на котором размещены две памятные доски и надпись «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем». Этот памятник является символом дружбы народов и напоминанием о печальных страницах истории. Открытие монумента сопровождалось траурным митингом в честь погибших адыгов. Участниками и организаторами церемонии выступили представители Адыгэ Хасэ и Международной черкеской ассоциации.
В ауле Уляп Красногвардейского района 21 мая 2012 г. был установлен памятник жертвам Кавказской войны по инициативе общественной организации Адыгэ Хасэ [7]. Мемориал расположен в центральной части в алее. В центре архитектурной композиции установлены возвышения с обозначением 12 племен, длина мемориала 25 м, посередине размещен камень с орлом в позе броска. Памятник символизирует идеологию свободы и независимости народа. На нем высечены слова: «Защитникам Черкесии», «В любой войне виноваты идеологи, а не воины», также прикреплена табличка с картой древней Черкесии. Комплекс возведен на народные средства. Его открытие сопровождалось шествием, митингом и возложением цветов.
В Майкопе 19 июля 2013 г. представлен Монумент памяти и единения в форме очага, посвященный жертвам Кавказской войны, строительство которого было запланировано еще в 1993 г. Комплекс представляет собой архитектурное сооружение, выполненное в форме адыгского очага,
символизирующего материальную и духовную основу дома и семьи. Памятник располагается на территории рядом с парком, мечетью, филармонией, Национальным музеем Адыгеи и Площадью дружбы. Автором архитектурной композиции является художник и скульптор А.М. Берсиров. Монумент разбит на пять ярусов: первый - стилобат, на котором размещен очаг; второй - символизирует элементы адыгской культуры; на третьем расположены барельефы выдающихся представителей народа, внесших заметный вклад в мировую культуру, и знаменитых воинов; на четвертом изображено каменное поле; пятый ярус отображает древние элементы символики адыгов, служащие официальной геральдикой Республики Адыгея: три стрелы и двенадцать золотых звезд. Кроме того, разные композиции обращены к четырем сторонам света. На восточной - изображен обряд встречи Нового года: старейшины, мальчик и девочка в национальных костюмах. На южной -рельеф глашатая, зовущего вернуться адыгов на историческую Родину. На северной - герой нарт-ского эпоса Саусэрыкъо на коне, возвращающий огонь людям. На западной стороне - серебреная нашивка на кольчуге воина, состоящая из двух частей, верхняя часть посвящена торжеству жизни, нижняя - смерти. В первом случае представлено рождение олененка, а во втором - орел, нападающий на зайца. Части разделены чертой - другого не дано: жизнь или смерть. Воин с такой высокой мотивацией осознавал себя защитником отечества. Идея проекта монумента заключается в создании единого очага для всех адыгов и стремлении к взаимопониманию всех народов. Этот памятник олицетворяет единение и согласие всех национальностей, живущих на территории Адыгеи, а также многогранную культуру, гордость за свой народ и его непростую судьбу.
В мае 2017 г. к дате окончания Кавказской войны был установлен мемориальный комплекс в ауле Тахтамукай по инициативе Адыгэ Хасэ и при поддержки муниципального образования района. Церемония открытия памятника сопровождалась митингом и шествием. На мероприятии присутствовали представители общественных организаций, главы районов, а также жители аула, в основном молодежь. Следует отметить, что во всех муниципальных образованиях в день окончания Кавказской войны проходят мероприятия: открытые уроки в школах, книжные выставки, посвященные памяти жертв войны, выступления ученых, преподавателей, общественных деятелей, тематические встречи с молодежью, конкурсы сочинений.
В центре аула Афипсип 28 апреля 2018 г. установлен памятник Кизбечу Тугужуко - историческому деятелю, военному предводителю Кавказской войны. Монумент представляет собой конную скульптуру. В основу проекта положено изображение Кизбеча из книги Дж. Белла «Дневник пребывания в Черкесии». Авторами памятника являются скульпторы В.А. Жданов, М.М. Ар-утюнян и архитектор А.М. Берсиров. Монумент построен по инициативе и при поддержке фонда содействия сохранению историко-культурного наследия «Наследие». Место расположения было утверждено Советом по вопросам архитектуры и градостроительства Республики Адыгея. Идею установления монумента адыгскому герою и полководцу поддержали деятели науки и культуры. Открытие памятника стало важным событием для жителей Тахтамукайского района и Адыгеи в целом и сопровождалось шествием и митингом. Возведение такого монумента является показателем обращения к исторической памяти прошлых лет и изучения подлинной истории Кавказской войны. Такие памятники также помогают оценивать военные действия создавать условия для искоренения радикализма и искажения исторических событий.
К дате окончания Кавказской войны на территории Республики Адыгея установлены мемориальные гранитные камни в аулах Ходзь, Егерухай, Кошехабль, Хачемзий. Все монументы созданы по инициативе муниципального образования Кошехабльского района и Адыгэ Хасэ. Открытие каждого памятника сопровождалось торжественными шествиями. Установление таких мемориалов играет большую роль в формировании исторических знаний у подрастающего поколения.
Как правило, открытие памятников, установленных в Адыгее, приурочено к дате окончания Кавказской войны Х1Х в. Данная закономерность служит подтверждением обращения народа к важным событиям, в исторической памяти адыгов эта война занимает особое место. 21 мая 2020 г. исполнилось 156 лет со дня ее окончания. Следует отметить, что значимым показателем оценки исторического прошлого выступает и новое для республики явление - День репатриантов - обращения к итогам войны как истокам массовой эмиграции соотечественников. В день скорби и памяти по жертвам проводятся митинги и шествия возле памятников. Общеобразовательные организации реализуют соответствующие мероприятия, например общешкольные линейки, презентации, внеклассные уроки. Социальные учреждения проводят круглые столы на тему российско-адыгских отношений Х1Х в. Общественная организация Шыу Хасэ занимается подготовкой ежегодного конного перехода молодых всадников для участия в мероприятиях, посвященных Дню памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. Формируются пешеходные экскурсии по маршрутам, позволяющим посетить монументы. Майкопский государственный технологический университет проводит научные конференции по проблемам изучения истории и закрепления исторической памяти с помощью символов Кавказской войны.
Таким образом, масштабные мероприятия, связанные событиями войны, проходят по всей Адыгее. Проанализировав работу общественных организаций и учебных заведений, можно сделать вывод, что молодежь стала больше интересоваться историей своего народа. Установление по всей республике монументальных памятников - еще одно подтверждение этому феномену в обществе. Мемориалы необходимы для закрепления и передачи исторической памяти последующему поколению, они также способствует формированию современной морали, духовных ценностей.
Отдельно следует указать, что подготовка к проведению зимней Олимпиады в Сочи вывела проблему последствий Кавказской войны на международный уровень обсуждения. Возросла и активность российских черкесов - общественников. В публикациях членов черкесских социальных организаций Сочи был объявлен «землей геноцида» [8]. Региональные власти попытались вести объединяющую и примиряющую политику в рамках сохранения исторической памяти. В Сочи на выставках были представлены традиционная культура адыгов. Открытие Олимпиады сопровождалось народными адыгскими танцами.
Вместе с тем борьба с исторической памятью черкесов о Кавказской войне может привести к обратному эффекту, особенно на фоне возведения памятников русским генералам, ассоциирующимся с массовыми убийствами черкесов во время колонизации Кавказа. Власти Адлерского района Сочи демонтировали посвященный героям Кавказской войны Памятник подвигу русских солдат [9]. Причиной стало обращение черкесских активистов, которые посчитали, что этот монумент может послужить символом исторической памяти, раскалывающим общество. Власти признали, что он был поставлен без необходимых согласований с представителями коренного народа. Отметим, что в данной ситуации требовался символ, который объединил бы русских и черкесов.
Кавказская война XIX в. выступает стержнем исторического самосознания народа. Она является трагическим событием в истории страны, и ее интерпретация в научной литературе трансформируется и переосмысливается самим народом. Представляется, что причиной пересмотра истории войны служит отсутствие объективной политической оценки Российской Федерацией.
Отметим, что мемориалы, посвященные Кавказской войне, появились в Адыгее сравнительно недавно, в основном в начале 2000-х гг. Монументы возводились по инициативе общественных организаций и с одобрения или при прямой поддержке властей. Таким образом, на территории Республики наблюдается наиболее масштабная установка памятников жертвам той войны. Кроме того, она стала источником ряда мемориальных конфликтов, свидетельствующих не только об острых разногласиях в ее интерпретациях, но и об использовании этих разногласий в политических целях. Своеобразной особенностью государственного отношения к памяти о войне выступает и отсутствие запрета на создание соответствующих монументов. Следует говорить о том, что место памятника в историческом сознании диктуется общей идеологией и политическим строем страны. В современной Адыгее монументы являются символами памяти Кавказской войны. Они играют важную роль в сплочении адыгского народа. Мемориалы представляют собой наглядный материал для изучения истории и важнейший социальный ресурс развития Российского государства, в частности Республики Адыгеи.
Ссылки:
1. Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф. История, политика и нациестроительство на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2014. 433 с.
2. Бабич И.Л. Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа. М., 2008. 43 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 208).
3. Урушадзе А.Т. Помнить-нельзя-забыть: Кавказская война в исторической памяти адыгов и российском пространстве коммеморации // Политическая наука. 2018. № 3. С. 106-128. https://doi.org/10.31249/poln/20.
4. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Из истории сословно-представительных учреждений феодальной Черкесии. Нальчик, 1992. 161 с.
5. Урушадзе А.Т. Указ. соч. С. 109.
6. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. 2005. № 6. С. 59-63.
7. Чалый О. Памятник в ауле Уляп символизирует независимость и свободу [Электронный ресурс] // Кавказский узел. 2012. 21 мая. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/206924 (дата обращения: 04.12.2020).
8. Черкесский вопрос в Сочи: Столица Олимпиады или земля геноцида? [Электронный ресурс] // Там же. 2014. 24 марта. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/238010 (дата обращения: 04.12.2020).
9. Памятник героям Кавказской войны в Сочи демонтировали после жалобы черкесов [Электронный ресурс] // Национальный акцент. 2020. 10 июля. URL: https://nazaccent.ru/content/33586-pamyatnik-geroyam-kavkazskoj-vojny-v-so-chi.html (дата обращения: 04.12.2020).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна