Научная статья на тему 'ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДДИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ'

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДДИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
778
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / БУДДИЗМ / ТРИПИТАКА / САНСАРА / НИРВАНА / МЕДИТАЦИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев Д.М.

Рассматривается буддийское паломничество как важнейшая часть религиозной жизни приверженцев данной мировой религии. Анализируются вопросы возникновения и развития этого явления. Многочисленные примеры показывают разнообразие паломничества в буддизме. Отмечается, что деятельность и наследие паломников являются важным материалом для изучения культуры этой духовной цивилизации. Выделяются наиболее посещаемые религиозные объекты: сакральные города, особые священные храмы, захоронения, места кремации ушедших Учителей. Для сотен миллионов верующих буддистов трепетное отношение к объекту поклонения служит накоплению благодати, а тот или иной праведник является заступником, который помогает человеку прервать цикл перерождений. Цель исследования - выявить особенности буддийского паломничества, показать влияние исторических, географических, культурных факторов на их формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILGRIMAGE IN BUDDHISM: ORIGINS, TRADITION, FEATURES

The article considers the Buddhist pilgrimage as the most important part of the religious life of adherents of this world religion. The questions of the origin and development of this phenomenon are analyzed. Numerous examples show the diversity of pilgrimage in Buddhism. It is noted that the activities and heritage of pilgrims are an important material for studying the culture of this spiritual civilization. The most visited religious objects are allocated: sacred cities, special sacred temples, burial places, places of cremation of the departed Teachers. For hundreds of millions of Buddhist believers, a reverent attitude to the object of worship serves the accumulation of grace, and this or that righteous person is an intercessor who helps a person to break the cycle of rebirth. The purpose of the study is to reveal the peculiarities of Buddhist pilgrimage, to show the influence of historical, geographical, cultural factors on their formation.

Текст научной работы на тему «ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДДИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ»

УДК 297.17 (091)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДДИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ

канд. филос. наук, доц. Д.М. ЗАЙЦЕВ (Белорусская государственная академия связи, Минск)

Рассматривается буддийское паломничество как важнейшая часть религиозной жизни приверженцев данной мировой религии. Анализируются вопросы возникновения и развития этого явления. Многочисленные примеры показывают разнообразие паломничества в буддизме. Отмечается, что деятельность и наследие паломников являются важным материалом для изучения культуры этой духовной цивилизации. Выделяются наиболее посещаемые религиозные объекты: сакральные города, особые священные храмы, захоронения, места кремации ушедших Учителей. Для сотен миллионов верующих буддистов трепетное отношение к объекту поклонения служит накоплению благодати, а тот или иной праведник является заступником, который помогает человеку прервать цикл перерождений.

Цель исследования - выявить особенности буддийского паломничества, показать влияние исторических, географических, культурных факторов на их формирование.

Ключевые слова: паломничество, буддизм, Трипитака, сансара, нирвана, медитация, культура.

Введение. Старейшей из трех мировых религий считается буддизм, появившийся в первом тысячелетии до нашей эры на границе современных Индии и Непала. Сегодня буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов и общин в странах Западной Европы, США. По оценкам специалистов, в современном мире около пятисот миллионов буддистов, абсолютное большинство из которых - жители Азии. На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Республике Беларусь буддизма придерживается небольшое количество жителей.

Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества - это лестницы в небо.

Основная часть. Святые места, являющиеся буддийскими объектами паломничества, могут быть разделены на следующие категории: связанные с важными этапами в жизни основателя религии Сид-дхартхи Гаутамы Шакьямуни; связанные с выдающимися Учителями, бодхисаттвами и мастерами буддизма; связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой; места, в которых продолжается буддийская жизнь и сегодня. Сам Сиддхартха наказывал своим последователям посещать определенные места, соотносящиеся с главными вехами его земной жизни, однако, это завещание - скорее рекомендация, чем постулат, требующий непременного исполнения.

Тело основателя религии Будды Гаутамы после его ухода в Паринирвану было кремировано, а прах разделен на восемь частей и помещен в особые мемориальные строения - ступы. Паломничества в буддизме начались именно с поклонения праху Будды. Со временем почитаться стали и статуи Сид-дхартхи. В своем путевом дневнике «Доклад о буддийских королевствах» Фа Сянь сообщает о первой буддийской статуе: «Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой. Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место. Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют» [1].

Согласно данному источнику, Будда не только позволил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание, что должно служить образцом для всех последующих его изображений. Подтверждением этому служит разрешение Сиддхартхи королю Бимбисаре сделать свое изображение. При этом Будда настоятельно подчеркнул полезное действие этой картины.

Особое значение для последователей Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни имеют четыре главных центра почитания Будды, которые сегодня широко разрекламированы. В 1896 году непальские археологи открыли на территории городка Лумбини каменную колонну с надписями царя Ашоки, а также записями китайского паломника, которые помогли идентифицировать место рождения Сиддхартхи Гаутамы. Рядом находятся руины дворца, где он жил до двадцати девяти лет. В этом небольшом поселении расположен крупный храмовый комплекс, так называемый «Священный сад». Сегодня в Лумбини действуют более двадцати монастырей. Свой храм или реликварий здесь может установить любая страна мира, где

хотя бы часть населения исповедует буддизм. В храмовом комплексе можно увидеть святилища и монастыри Таиланда, Китая, Японии, Германии, Франции. Здесь регулярно проходят семинары и конференции, выступления буддийских Учителей. Сам городок разделен на две части, восточную и западную. В восточной части расположены монастыри ранней буддистской школы Тхеравада, в западной - монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. Центром комплекса является храм, который носит имя Майи Деви, матери Сиддхартхи [2]. Неподалеку от храма находится священный водоем Пушкарини, в котором Майя Деви совершила омовение незадолго до рождения Будды.

В Бодхгая Будде Гаутаме после трех суток непрерывной медитации было ниспослано просветление, именно тогда он нашел ответы на свои вопросы. Это зафиксировано во многих документах и надписях в основном китайских паломников. Центром привлечения паломников является находящийся на том месте, где Будда обрел просветление Махабодхи Мандир, храм, на стенах которого высечены многочисленные барельефы Просветленного. Паломники приезжают поклониться священному дереву Бодха, под которым медитировал Будда, увидеть Чаукраману - дорожку, полностью вымощенную драгоценными камнями. Также объектами поклонения являются ступы с реликвиями Будды и его огромная статуя [2]. Вокруг главного храма Махабодхи находятся монастыри и духовные буддийские миссии разных стран, свои храмы построили Бутан, Китай, Япония, Мьянма, Непал, Сикким, Шри-Ланка, Таиланд, Тибет, Вьетнам. Все храмы украшены статуями Будды и выполнены в национальном стиле страны, которая их возвела.

В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. По легенде первыми слушателями этой проповеди были две лани и пять аскетов. Именно здесь можно увидеть одну из самых больших ступ региона. Довольно нестандартным строением по форме и содержанию является вихара Мулагандхкути. Внутрь вихары можно свободно зайти несмотря на то, что там хранится одна из главнейших святынь буддизма - кости Будды. Эта реликвия выставляется на всеобщее обозрение каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца [2].

В Кушинагаре Сиддхартха в возрасте восьмидесяти лет покинул свое тело и вошел в Паринирва-ну, достиг главной цели своей религиозной и духовной практики - прервал бесконечную цепь перерождений, обретя тем самым бесконечный покой и счастье. И как символ этой бесконечности, лишенной страданий, был выстроен храм Паринирваны, в котором находится грандиозная золотого цвета статуя Лежащего Будды. Также здесь можно увидеть образ Будды из голубого аспидного сланца, помещенный в усыпальницу Мата Кунвар. Одним из главных мест поклонения считается ступа Рамбхар, которая предположительно находится в месте кремирования Гаутамы [2].

Из других центров почитания Будды на территории Индостана особо следует выделить следующие.

Раджгар - где Будда дружелюбием усмирил взбесившегося слона Налагири, а также было дано разъяснение Махаяны, Сиддхартха поведал миру учение о пустоте. В этом месте расположена пещера, в котором проходил первый буддийский собор. Вайшали - здесь были составлены правила монашеского устава (Виная), Будда читал последние проповеди и предсказал свой скорый уход из земного мира. Шра-васти - где Буддой было совершено пятнадцать чудес, публично продемонстрированы необычные способности и переданы некоторые учения тантры, на которых основано учение Ваджраяны. Санкасья -здесь произошло сошествие Будды в мир людей с Небес Тушита, где он три месяца обучал свою покойную мать Абхидхарме. В штате Махараштра находятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего двадцать девять храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой. Иные места буддийского паломничества, связанные с жизнью Будды Гаутамы, - это Паталипутра, Наланда, Гайя, Капилавасту, Косамби, Варанаси, Кесария, Девадаха, Пава и Матхура. Все они расположены в долине Ганга.

Паломничества в эти места стали особенно популярны после того, как их посетил император Ашока в III веке до н.э. Кроме него в числе знаменитых паломников - почитаемые монахи: из Китая - Фа Сянь, Сюань Цзан и И Цзин, Кореи - Хе Чхо, Тибета - Дхармасвамин, Шри-Ланки - реформатор буддизма Анагарика Дхармапала [3, с. 5].

Наиболее почитаемые места паломничества получили общее название Аттха-махатханани (в пер. с языка пали Восемь великих мест). Постепенно сложились такие понятия, как Восемь чудес Будды, излюбленная тема изобразительного искусства в южном буддизме Тхеравады, и Восемь ступ Татхагаты, в северном буддизме тибето-монгольской традиции Махаяны и Ваджраяны - архитектурный канон для восьми видов Ступ, буддийских монументов, символов просветленного ума. Такие ступы сочетают в себе черты одновременно и мемориальных, и реликварных ступ, в которых могут храниться как телесные останки, так и личные вещи просветленных [3, с. 6].

Паломническая жизнь буддистов не ограничивается территорией северной Индии и южного Непала, где главным образом проходила земная жизнь основателя религии. Их пути ведут и в другие страны.

Будда Шакьямуни был на Цейлоне три раза. Он посетил множество мест на острове и благословил их своим присутствием. Впервые Сиддхартха посетил Цейлон после девятого месяца как достиг просветления. В месте Махиянгана был возведен буддийский храм. Монахи этого храма преподнесли богу Саману реликвию в виде горстки волос Будды. Это предопределило распространение буддизма среди населения Цейлона. Из многочисленных статуй Будды, найденных на Шри-Ланке, Авукана Будда - одна из лучших скульптур в Южной Азии. В Сессаруве находится одна из самых древних статуй Будды высотой около двенадцати метров. В V веке н.э. царь Касапа построил на скале Сигирия неприступную крепость, в которой расположился буддийский монастырь. Храм, созданный в скале, состоит из пяти пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых более двух тысяч лет. Самое важное событие, произошедшее в храме и принесшее ему известность, - запись буддийского канона Трипитака, который создавался в течение трех лет на сингальском языке.

«Шри-Ланка - настоящая буддийская страна», - так об этом удивительном острове отзывается Его Святейшество Далай-лама XIV. «Буддисты посещают места, где когда-то медитировал тот или иной буддийский наставник. Пребывание высокого мастера в этом месте сделало его благословенным или заряженным энергетически, словно окруженным неким электрическим полем. Паломники приходят сюда, чтобы ощутить эти мистические вибрации, разделить его духовные прозрения. На своем пути они преодолевают преграды, не помышляя о выгоде материального толка. Каждый их шаг, каждое движение проникнуты духом духовного прогресса. Некоторые стремятся сделать свое паломничество еще труднее, отправляясь в путь пешком или всю дорогу читая молитвы и мантры, чтобы приумножить обретаемую ими духовную заслугу» [4].

Основной паломнический центр Тибета - его столица, город Лхаса. Здесь находится дворец Пота-ла, бывшая резиденция Далай-ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты-паломники совершают обход святых мест. Такими местами в Тибете считаются священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Кайлаш священна для представителей четырех религий: буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу, путешествие может продолжаться до двух недель. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем - два. Далее паломники отправляются в город Шигацзе, где посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию Панчен-ламы. «Повсюду в Тибете можно видеть, как паломники движутся по часовой стрелке вокруг монастырей, ступы, священной горы. Внутри храмов они также следуют выбранному направлению, методично преподнося дары каждому Будде и божеству. Специальная практика - нендро - призвана особенно глубоко очистить карму молящегося» [5].

К числу рекомендуемых для посещения относятся место обитания идама Чакрасамвары, а также поселение, где поэт и мистик Миларепа одержал победу в диспуте с бонским священником; гора Утай-шань как место обитания бодхисаттвы мудрости - Манджушри. Особый вид паломничества представляет собой обход «земель обетованных» как разновидность пути к просветлению с обязательным посещением Бодхгаи (центр), Шамбалы (север), Уддияны (запад), Утайшань (восток), Потала (юг). В число священных объектов входят горы Ньянчхентханлха и Амьемачин - места обитания горных божеств, включенных в буддистский пантеон Падмасамбхавой [6]. Для тибетцев объект особого почитания - ступа Бодхнатх в Непале.

Бутан - страна, где тантрический буддизм непрерывно практикуется с VII века, что привлекает сюда большое количество почитателей этого течения. Хотя главной буддийской школой здесь является Другпа Кагью, в Бутане присутствуют монастыри всех буддийских направлений, включая Карма Кагью, а кармапы традиционно были и остаются учителями королевской семьи Бутана.

Одно из самых почитаемых мест в Японии - город Нара, который посещают ежегодно около трех миллионов паломников. Здесь расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы, в котором установлена одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии. Ее высота 22 метра.

В Таиланде более восемнадцати тысяч буддийских храмов и монастырей. Из них свыше четырехсот в Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды на территории королевского дворца. На пути от Бангкока к городу Канчанабури размещен самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. В соседней Камбодже можно увидеть знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, включающий около двухсот различных культовых сооружений. В Индонезии на острове Ява паломники направляются во всемирно известный храмовый комплекс Боробудур [7].

Для некоторых народов России буддизм стал главной религией. Неудивительно, что определенное развитие получило здесь и паломничество. Много святых буддийских мест находится в Бурятии. Буддийские храмы называют дацанами. Главный из них - Иволгинский, расположенный недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости. Буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит

об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай [8]. В последнее время в Бурятии была открыта Академия буддизма, восстановлены более двадцати дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский.

В Туве уже не первый год действует паломнический маршрут, в рамках которого гости могут познакомиться с буддийскими достопримечательностями Кызыла и произвести радиальные выезды к буддийским святыням: буддийской нише в Чаа-Холе, монастырю Устуу-Хурээ, памятнику «След Будды» и монастырю у озера Чагытай. Также в Туве разработан маршрут «коры» вокруг горы Хайыракан, которую во время визита в Туву Его Святейшество Далай-лама XIV освятил как одну из природных реликвий тувинского народа. В Калмыкии закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чой-корминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

Особое значение для русской истории и культуры имеет освященный в 1915 году Санкт-Петербургский дацан, сплотивший вокруг себя многих ищущих людей из среды интеллигенции. Представители Золотого века русской философии (Вл. Соловьев, В. Кожевников, Н. Лосский, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.) и Серебряного века литературы (М. Волошин, К. Бальмонт, Н. Гумилев, В. Хлебников и др.) неоднократно использовали в своих произведениях буддистские мотивы [9, с. 25]. После крушения советской идеологии в Санкт-Петербурге в 1991 году был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

Интерес к буддизму со стороны западной цивилизации наблюдался как в период античности, так и в средние века. Усиление контактов с буддистским миром началось в XII веке, когда францисканские и доминиканские монахи проникли в Монголию, а Марко Поло, Васко да Гама описывали свои путешествия по Востоку. В XIX - начале XX веков началось систематическое изучение данной религии, в ряде западных стран появились буддистские общества, получившие статус культовых центров. В Европе и Америке открылись и стали объектами паломничества десятки монастырей буддизма тхеравады, ламаизма, дзен-буддизма и других направлений. Во многих университетах были созданы центры по изучению буддизма и практике медитации. Буддистское движение на Западе во многом приобрело популярность благодаря открытости, мобильности, отсутствию жестких структур и иерархии, строгой приверженности к определенной догматике в данной религии. К изучению буддизма многих подтолкнули знаменитые труды таких мыслителей, как Ф. Ницше, Э. Фромм, П. Тиллих, Д. Икеда, Ф.И. Щербатский.

Широкое распространение одного из направлений, а именно тибетского буддизма, в западных странах - уникальное явление. Соединение древней традиции и современности, практики сосредоточения и стремления к быстрому результату, аскезы и комфорта - противоречиво, тем не менее, это реальность. При всей разнице ценностей тибетский буддизм занял прочное место в духовной жизни западных обществ. Такое стало возможным благодаря универсальности древнего учения и гибкости его практического применения. Открытость, толерантность и доступность тибетской культуры сохраняются благодаря пониманию тибетцами невозможности применения жестких методов в реализации учения в условиях инокультурной и иносоциальной среды. В ситуации возможного культурного и религиозного конфликта предпочтение отдается адаптации культурных традиций и типов ментальности. Буддистские учения оказались кстати для западного человека, когда культурные, ментальные и практические основания современной западной цивилизации стали неспособными продуктивно реагировать на потребности и проблемы экзистенциального характера. В настоящее время тибетцы - это не чужеродная замкнутая система, а актуальный сегмент общечеловеческой культуры, перешагнувший национальные рамки. Тибетский буддизм призывает к моральному совершенствованию личности, что тесно переплетается с философской и религиозной мыслью Запада. В этом плане буддизм выступает важнейшим средством интеграции человечества и преодоления классовой, элитной, национальной ограниченности [10, с. 44].

Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Но праздники предназначены в первую очередь для того, чтобы вспомнить о своем долге и подтвердить намерения. Праздник Весак - день поминовения; в этот день отмечают день рождения, просветления и день смерти Будды. Праздник Асала отмечают в честь первой проповеди Будды. Праздник Лосар - это Новый Год, почитаем еще как праздник голодных духов [7]. Паломники составляют значительную часть участников данных торжеств.

Заключение. В мировом буддизме существует множество мест паломничества, связанных с важными событиями жизни Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни, основателя самой древней мировой религии, его последователей и историей распространения данного вероисповедания. Четыре из этих мест, описанные в Трипитаке, сутрах буддийского канона, завещаны самим Буддой Гаутамой и располагаются в бассейне Ганга в Индии и Непале. Их посещают как буддийские паломники всего мира, так и индуисты. Это

места, где он родился, достиг Просветления, совершил Первый поворот Колеса Дхармы, осуществил Па-ринирвану. Кроме того, популярными остаются и другие маршруты и места поклонения. Сегодня достопримечательности этой религии бережно охраняются, в т.ч. монахами, и поэтому неплохо сохранились.

Чтобы почувствовать дух буддизма, ощутить его энергетику, многие адепты Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни отправляются в паломничество по буддийским местам. Пилигримы отмечают, что учение Будды освобождает душу, а путешествие помогает ее очистить, ощутить особую духовную атмосферу, прикоснувшись к древним святыням.

ЛИТЕРАТУРА

1. Происхождение изображения Будды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buddhism.rU/proishozhdenie-izobrazheniya-buddyi/#ad-image-0. - Дата доступа: 25.08.2017.

2. Индия и Непал: четыре главных места буддийского паломничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tour52.ru/Vidy-otdyha/religios/buddiyskoe_palomnichestvo.html. - Дата доступа: 25.08.2017.

3. Хижняк, О.С. Восемь великих ступ / О.С. Хижняк // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение : материалы науч. конф. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - C. 5-6.

4. Паломничество по святым местам Шри-Ланки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shakyamuni.ru/articles/92. - Дата доступа: 25.08.2017.

5. Круг жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://savetibet.ru/2017/05/05/tuva.html. - Дата доступа: 25.08.2017.

6. Паломничество буддистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/religion/12771. - Дата доступа: 25.08.2017.

7. Бабкин, А.В. Религиозный туризм в буддизме [Электронный ресурс] / А.В. Бабкин. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/babkin05.html. - Дата доступа: 25.08.2017.

8. Святые места буддистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/svyatye-mesta-buddistov.html. - Дата доступа: 25.08.2017.

9. Сафронова, Е.С. Буддизм в странах Запада и в России: историко-культурологический анализ / Е.С. Сафронова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 1999. - 45 с.

10. Аюшеева, Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе / Д.В. Аюшеева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2003. - 121 с.

Поступила 26.10.2017 PILGRIMAGE IN BUDDHISM: ORIGINS, TRADITION, FEATURES

D. ZAITSEV

The article considers the Buddhist pilgrimage as the most important part of the religious life of adherents of this world religion. The questions of the origin and development of this phenomenon are analyzed. Numerous examples show the diversity of pilgrimage in Buddhism. It is noted that the activities and heritage of pilgrims are an important material for studying the culture of this spiritual civilization. The most visited religious objects are allocated: sacred cities, special sacred temples, burial places, places of cremation of the departed Teachers. For hundreds of millions of Buddhist believers, a reverent attitude to the object of worship serves the accumulation of grace, and this or that righteous person is an intercessor who helps a person to break the cycle of rebirth.

The purpose of the study is to reveal the peculiarities of Buddhist pilgrimage, to show the influence of historical, geographical, cultural factors on their formation.

Keywords: pilgrimage, Buddhism, Tripitaka, samsara, nirvana, meditation, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.