Научная статья на тему 'Паломнический и религиозный туризм в Кубано-Черноморье (конец XVIII - начало XX века)'

Паломнический и религиозный туризм в Кубано-Черноморье (конец XVIII - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муртузова Зинаида Дмитриевна

Автор рассматривает такие виды туризма, как паломнический и религиозный, выявляет особенности их развития на юге России с конца XVIII до начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паломнический и религиозный туризм в Кубано-Черноморье (конец XVIII - начало XX века)»

№ 4 (51), 2013 "Культурная жизнь Юга России" ^д

З. Д. МУРТУЗОВА

ПАЛОМНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В КУБАНО-ЧЕРНОМОРЬЕ

(Конец XVIII - начало XX века)

Автор рассматривает такие виды туризма, как паломнический и религиозный, выявляет особенности их

развития на юге России с конца XVIII до начала XX века.

Ключевые слова: религиозный туризм, история и культура Северного Кавказа.

Паломничество (pilgrimage) - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными целями [1] - в той или иной форме распространено практически во всех религиях и языческих культах. Его основой является верование, что молитва или обряд должны увязываться с определенным местом, природным или рукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образом почитаемому явлению.

Казачество отличалось особенной религиозностью и приверженностью православной вере. Истоки паломничества на Кубани уходят в период переселения Черноморского войска на эти земли. После завершения Кавказской войны в 1864 году в регионе установился прочный мир, что стало причиной приезда на здешние святые земли свя-тогорских монахов из Старого Афона, которые основали ряд монастырей и скитов и возродили древние христианские святыни. Кавказ приобрел статус не только общероссийского, но и мирового религиозного христианского центра.

С. Шептун выдвинул гипотезу [2], что одним из первых святых мест на Кубани были чудотворная икона и источник Параскевы Пятницы между станицами Новолабинской и Некрасовской. В девятую и десятую пятницы после Пасхи там собиралось до двадцати тысяч людей. Почитаемой была Лабинская гора, где находились пещеры, вырытые неизвестными отшельниками.

Кроме того, паломники устремлялись в Ека-терино-Лебяжью пустынь, которая продолжала традиции Киево-Межигорского монастыря - запорожской святыни, где регулярно торжественно праздновали дни, бывшие храмовыми праздниками в древнем запорожском монастыре: Св. Николая, Преображения Господня и праздник Покрова Богородицы, который был самым главным у казаков. И. Д. Попко писал: «На эти храмовые праздники стекаются со всех концов Черноморья, земли кавказского войска и Ставропольской губернии молельщики и говельщики [3].

История Екатерино-Лебяжьей пустыни начинается в 1794 году, когда в ответ на прошения черноморцев «ради престарелых и раненых на войне сего войска старшин и казаков, желающих воспользоваться спокойною в монашестве жизнью» [4] последовал указ Екатерины II об устроении Екатерино-Лебяжьей-Свято-Николаевской мужской пустыни [5]. И. И. Кияшко отмечал: «Местом

для нее избрали северный берег Лебяжьего лимана. Местность эта была болотистая, покрытая густыми камышами, сам же лиман и впадающие в него реки Большой и Малый Бейсуги и Бейсужек изобиловали рыбою - главной пищей монашествующей братии. Иночествующее казачество тех времен и не думало о красотах природы, а именно в таких тяжелых условиях желало закалить свой дух и тело и тем с большею славою послужить Господу Богу и родному краю» [6]. Наименование свое пустынь получила в память милостей, оказанных войску Екатериной II, в честь благочти-мого казачеством святителя Николая. Казачество активно помогало в строительстве монастыря пожертвованием денег, необходимых предметов, личным участием в строительстве.

Добираться до монастыря полагалось пешком. «В монастырь ходили на богомолье, налагали здесь на себя искус, жертвовали деньгами и имуществом от избытка сердца, горели желанием угодить Богу и сделать добро людям бесхитростные сердца казаков и казачек. Монастырь и его святыни давали им то, что они искали здесь, действовали умиротворяющим образом на их настроение. Этим и определилось значение монастыря для войска и его населения», - писал о Екатерино-Лебяжьей Свято-Николаевской пустыни Ф. А. Щербина [7].

Второй монастырь черноморских казаков -женская монашеская пустынь во имя св. Марии Магдалины был основан в 1849 году [8] .Он расположился на левом берегу реки Кирпили между станицами Тимашевской и Роговской. Строительство монастыря стало возможным благодаря многочисленным прошениям казачек.

Монастырь представлял собой красивый архитектурный комплекс, в центре которого возвышался большой каменный трехпрестольный собор. На территории монастыря находились две церкви: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимняя церковь во имя св. Марии Магдалины.

В обитель приезжало большое количество паломников. Здесь обучали грамоте и ремеслу девушек из окрестных станиц. Параллельно со строительством создавалось монастырское хозяйство.

Важным является тот факт, что монастыри стали единственными центрами просвещения и распространения в народе светского и религиозного образования, в период, когда в Черномории еще не было учебных заведений.

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (51), 2013

В Черноморском округе (губернии) также было немало объектов религиозного туризма. Селение Пиленково, получившее название в честь первого начальника и устроителя Черноморского округа генерала Ю. Пиленко, привлекало туристов развалинами христианского храма V-VI вв. Храм сравнительно хорошо сохранился, особенно полукруглый свод из тесаного камня и некоторые части постройки. На месте храма экскурсанты могли видеть много черепичного боя и обломков звуковых сосудов, заделывавшихся в древности в стены храма для лучшей акустики. Храм был небольших размеров, но производил сильное впечатление величием и простотой и пользовался особым уважением у местного населения.

На восточной границе Черноморской губернии, в районе Гагр, паломники могли видеть высеченный из местного камня крест. Вблизи него находилась пещера св. Ипатия, где в древности спасался Гагринский епископ Ипатий, память которого почитается православной церковью.

На 28-й версте Красно-Полянского шоссе паломники и курортники посещали Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкий монастырь включал ряд древних построек, сгруппированных вокруг небольшого, единственного в монастыре храма с синими главами в честь Святой Троицы. Монастырь был основан в 1902 г. монахом Старо-Афонского монастыря отцом Маркианом, впоследствии ставшим настоятелем. Доходные статьи монастыря составляли фруктовый сад, пчельник на 150 колод и ведение лесного хозяйства.

В деревянной части церкви Святой Троицы туристы знакомились с резным иконостасом, целиком сделанным из самшита. Монахи радушно принимали всех посетителей и экскурсантов, которые пешком шли на Красную Поляну и останавливались в монастыре на ночлег [9].

В конце XIX - начале XX века самым популярным маршрутом в Кубанской области стало посещение Ново-Афонского монастыря. Как отмечает С. И. Васюков, «о Новом Афоне говорят, им интересуются и туда ездят туристы и богомольцы» [10]. Публику, которая прибывала в Новый Афон, в монастыре условно разделяли на культурную и некультурную. К первой категории относились богомольцы. Их размещали в номерах, расположенных на втором этаже монастырской гостиницы. Помещение и продовольствие было даровое. Согласно монастырским правилам, допускалось пользоваться этими благами бесплатно три-четыре дня, а говеющим - неделю. Туристы же пользовались помещением и столом за плату, которая устанавливалась в размере «не ниже одного рубля в сутки». Для привилегированных посетителей в верхнем этаже Генуэзской башни была устроена гостиница.

В монастыре было пять церквей. Одна из них, церковь Симона Кананита, была восстановлена из развалин древнего храма, основанного в IV веке, по преданию абхазцев, на том месте, где был

погребен апостол Симон Кананит. У местных жителей он пользовалась большим уважением. Перед церковью находился фонтанчик в виде креста, из оконечностей которого били тонкие струйки чистейшей горной воды.

Также внимание приезжавших привлекал ботанический сад монастыря. Главный садовник, отец Тиберий, показывал экскурсантам тропическую и японскую флору, редкие виды растений далеких стран. Плодовый сад, в котором акклиматизации растений дальнего юго-востока Азии было отведено подобающее место, довольно часто посещали садоводы окрестностей с целью заимствования знаний и опыта у монахов в возделывании и выращивании растений. Иеромонах Тиберий, заведовавший садами, за выдающиеся заслуги был награжден золотой медалью.

В монастыре велось образцовое хозяйство. У самого моря находились десять прудов, наполненных рыбой. Имелись конный завод, образцовая ферма, пасека, апельсиновая, лимонная и оливковая рощи. Монастырь располагал собственными каменоломнями, водяной мельницей, кирпичным, чугунолитейным и свечным заводами, механической столярной, токарной, слесарной, сапожной, портняжной и другими мастерскими. Вокруг монастыря была устроена железная дорога, которая захватывала основные хозяйственные постройки. В 1913 году здесь был сооружен фуникулер с электрической тягой до вершины Иверской горы. Туристы, находясь на экскурсии, могли наблюдать внедрение множества технических новинок.

Двадцать четвертого сентября 1888 года в присутствии императора Александра III и царской семьи был заложен соборный храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона, благоверного князя Александра Невского и Марии Магдалины. Это был так называемый Нагорный монастырь. Белизна его стен была видна издали, а само здание производили сильное впечатление своей красотой и грандиозностью [11].

В Новый Афон паломники и туристы добирались сушей и морем, непременно взбирались на Иверскую гору. На пристани была воздвигнута красивая каменная часовня. В память о посещении Ново-Афонского и Симоно-Кананитского мужского монастыря приобретали иконки, книжки, фотографии.

В 1874 году недалеко от Майкопа был сооружен Свято-Михайловско-Афонский монастырь. К 1917 году эта святая обитель представляла собой мощный паломнический центр Кавказа, который по числу посетителей мог быть отнесен на второе место после Троице-Сергиевской Лавры. Монастырский комплекс содержался трудами братии под чутким руководством архимандрита Мартирия [12].

В десяти верстах от Новороссийска, за Мар-хотским хребтом, уже в пределах Кубанской области, находится целебный источник «Святая Рука» [13]. По преданию, во времена обитания в

№ 4 (51), 2013

жизнь Юга России"

- 71

этой местности шапсугов в их владениях находился целебный родник, привлекавший тысячи паломников и располагавшийся в восьми верстах от станицы Неберджаевской. У самого источника, на скале, виднелась рельефная каменная рука. Жители окрестных станиц издавна использовали эту воду для лечения различных болезней. Славу источнику «Святой Руки» создали греки-поселенцы, рассказывавшие о многочисленных случаях исцеления от различных болезней. В благодарность паломники оставляли у источника образки, кольца, часы и другие вещи. Особенный наплыв паломников к «Святой Руке» наблюдался ежегодно на день св. Петра и Павла и в день Успения Богородицы.

Путешествие к «Святой Руке» было продолжительным и трудным. Кратчайший путь (10-11 верст) можно было преодолеть только пешком или на верховой лошади среди живописных ущелий и долин, поросших вековым лесом. Менее трудным, но более продолжительным был путь по железной дороге до станции Баканская, а оттуда через станицу Неберджаевскую 38 верст на лошадях [14]. В 1914 году у источника соорудили большую каменную часовню на средства грека-поселенца В. Колесиди из Геленджика в благодарность за чудесное исцеление жены от болезни.

В районе Псекупских минеральных источников на южной стороне минеральной площадки у подножья Абадзехской горы рядом с Иверской часовней белела чаша Иверского источника. К нему стремились за исцелением от недугов.

Паломничество в монастыри позволяло приобщиться к православной культуре. Монастыри были центрами просвещения. В больницах, организованных при них, оказывали помощь нищим и больным. Монастырское хозяйство, как правило, было образцовым. Строгость и послушание, молитва и труд, милосердие и высокая культура во

всем - вот общие черты божьих обителей, которые отмечали паломники и туристы.

Литература и источники

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2001. С. 228.

2. Шептун С. Из истории православной церкви. Краснодар, 1995. С. 220.

3. Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858. С. 172.

4. Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. 4. СПб., 1898. С. 184.

5. Там же. Т. 3. С. 774-775.

6. Кияшко И. И. Екатерино-Лебяжья-Свято-Николаевская пустынь. Краткая историческая справка. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 670. Оп. 1. Д. 23, 29.

7. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913. Т. 2. С. 785-786.

8. Крыжановский П. Н. Исторический очерк женской во имя Св. Марии Магдалины иноческой за 50 лет ее существования пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1902.

9. Доброхотов Ф. П. Черноморское побережье Кавказа. Справочная книга. СПб., 1916. С. 137.

10. Васюков С. И. Край гордой красоты. СПб., 1903. С. 152.

11. Москвич Г. Г. Путеводитель по Кавказу. СПб., 1914. С. 403-406.

12. Майкопский церковный вестник. № 9 (28). 15 июля 2002.

13. Доброхотов Ф. П. Черноморское побережье Кавказа ... С. 137.

14. Москвич Г. Г. Путеводитель по Кавказу ... С. 403.

Z. D. MURTUZOVA. DEVELOPING OF PILGRIMAGE AND RELIGIOUS TOURISM IN KUBAN-CHERNOMORIYE

(End of XVIII - beginning of XX)

The author investigates such kinds of tourism as pilgrimage and religious one, underlines the peculiarities of their development in the South of Russia from the end of XVIII century to the beginning of XX century. Key words: religious tourism, History and culture of the North Caucasus.

С. С. ЛАЗАРЯН

ТОРГОВЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КАВКАЗСКОГО НАМЕСТНИКА КНЯЗЯ М. С. ВОРОНЦОВА

Автор характеризует торговую политику властей на Юге России, в частности - деятельность кавказского наместника М. С. Воронцова, который способствовал приобщению кавказских жителей к новым ценностям и внедрению в их жизнь новых смыслов повседневного существования.

Ключевые слова: князь М. С. Воронцов, экономика Северного Кавказа, социокультурное пространство региона.

Вступив в управление Кавказом, князь М. С. действенные способы решения основных задач, Воронцов тотчас же стал искать наиболее поставленных перед ним императором. Весь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.