Казачья Лавра. Из истории Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни
Развитие духовных традиций казачества издавна происходило под влиянием подвижников Святой Горы Афон. Важную роль в духовной жизни кубанского казачества в XIX веке играла Свято-Михайловская Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь, располагавшаяся на северном склоне Кавказских гор к юго-востоку от города Майкопа. Эта обитель была самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа в XIX веке.
Обитель располагалась на высоте 907 метров над уровнем моря, и в ясную погоду величественная панорама и сегодня открывается взору — на плато Лаго-Наки, на вершины Оштен и Абадзех, на Тыбгинский и Чугушский хребты.
По преданию, впервые монахи поселились на этом месте в IX веке, о чем свидетельствуют и сохранившиеся памятники.
Идея создания Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни родилась по окончании затяжной Кавказской войны и переселении потомков запорожских казаков на новые территории: немало ветеранов по старой казачьей традиции, зародившейся еще на Запорожской Сечи, хотели остаток жизни провести в монастыре.
Изначально казаки из станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского в 1864 году приняли решение собрать средства для строительства храма, дома приходского священника и обеспечения духовенства средствами содержания.
Но создание обычного прихода не удовлетворяло в должной мере духовные нужды кубанских казаков. По старой запорожской казачьей традиции они испытывали потребность в паломничестве к монастырским святыням. Но удовлетворить ее в данной местности не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в здешних горах.
Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь - на горном плато у горы Физиабго, напоминавшей Святой Афон. Земля, которую каза-
. ки пожертвовали под будущий монастырь, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.
Однако ходатайство казаков перед властьимущими успеха не имело. Из-за формальных бюрократических причин им было отказано в строительстве обители.
Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую Гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из Херсонской губернии. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание казачьей горной обители.
Весной 1877 г. о. Мартирий с группой афонских монахов, получив благословение от святогорских старцев, в т.ч. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, направились на Северный Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием.
Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании ими 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. На этот раз разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении афонского иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.
Вскоре для возведения монастыря со Святой Горы Афон переселились иноки Успенской кельи Кутлумушского монастыря. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. Отец Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства - 55 тыс. руб.
По желанию братии было утверждено название обители: Свято-Михайловская Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была назва-. на в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил,
имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич, . поддержавший строительство обители. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли со Святой Горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению - за р. Кубанью.
К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь Архистратига Михаила. Первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. В короткие сроки также были сооружены странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.
По предложению о. Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловскую Афонскую мужскую пустынь, принимали участие в ее дальнейшем благоустройстве. Каждый прибывающий в обитель паломник приносил с собой по камню на строительство.
В обители был введен строгий афонский устав, а также сохранялись и наследовались афонские исихастские традиции.
Монахи, подвизавшиеся в обители, по афонской традиции жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда, по афонскому уставу, начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными послушаниями. Постоянно на территории Свято-Ми-хайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.
Огромное внимание о. Мартирий уделял возрождению традиций старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а несколько старцев вырыли в горе ,
подземные ходы, келлии и храм.
В августе 1883 г. Святейший Синод благословил самостоятельное существование обители и отца Мартирия возвели в сан архимандрида, а также утвердили в звании настоятеля. К тому моменту в монастыре было уже две церкви, несколько капитальных зданий, баня, келей-
ные корпуса и паломнические гостиницы. Вокруг мона- . стыря были сады и виноградник, стояли теплицы и пасеки.
Постепенно трудами о. Мартирия и братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на вершине горы Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.
Под руководством о. Мартирия при Свято-Михайловском Афонском мужском монастыре была открыта церковно-при-ходская школа, попечителем которой стал инок Вакулин, а также построен странноприимный дом.
Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли православие и просвещение среди язычников, а также постоянно боролись с последствиями старообрядческого раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками и язычеством активизировали проповедческую деятельность.
Благодаря о. Мартирию в монастыре было создано мощное хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды, имелась большая пасека. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, иконописная, сапожная и швейная мастерские, пекарня, кузница, прачечная и красильная. Также были вырыты пруды и запущена в них рыба, занимались пчеловодством.
Основой монастырского хозяйства были многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха. В монастырских мастерских ежегодно обучались мастерству боле 20 подростков. Праздных людей в монастыре не держали: вся братия, включая иеромонахов, готовила пищу, убирала сено, шила одежду и обувь, занималась скотоводством, пчеловодством, работала на нескольких монастырских заводах, воочию показав, что молитва и труд - основа всякого благополучия.
Со временем в монастыре построили несколько заводов: свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, шелкопрядный, ,
У± ■
винодельный, маслодельный, кожевенный. Был водопровод, паровая мельница, метеорологическая станция, больница и аптека.
В последнюю четверть XIX века на Кавказе было воздвигнуто четыре Второ-Афонские обители: Симона - Кананита в Абхазии, Свято-Михайловская в Адыгее, Свято-Александровская в Зеленчуке и в городе Пятигорске.
Свято-Михайловская Афонская пустынь была самой крупной в регионе. Ее населяли 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродиакона и 165 послушников.
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало до 150 тысяч паломников, а в дни Великого Поста в обитель стекалось до пяти тысяч человек. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Со всех сторон Российской империи в обитель стекались богомольцы, чтобы поклониться многочисленным Святыням Михайло-Афонской пустыни, привезенным со Святой Горы Афон. Тесные связи обитель поддерживала с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем и «казачьим» Свя-то-Ильинским скитом на Святой Горе.
Местные жители называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии под руководством архимандрита Мартирия.
Жизненный путь отца Мартирия (Островых) - яркий пример бескорыстного служения Православной Церкви. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина - бывшего казака Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин - так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел.
Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять
. тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила.
Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поехал на Святую Гору Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество с именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Марти-рия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, испросив благословения, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Святую Гору Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к греческому Кутлумушскому монастырю. Назад в Чернигов о. Мартирий уже не вернулся. Он принял решение остаться на Святой Горе, но вскоре, по благословению святогорских старцев, отправился на Северный Кавказ. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.
В 1917 г. о. Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.
Гибель настоятеля братия обители восприняли как предзнаменование будущих грозных событий...
После богоборческой революции 1917 г. началось восхождение на свою Голгофу братии обители. В 1917 г. погиб строитель и настоятель монастыря архимандрит Мартирий (Островой).
В 1920 году советской властью у монастыря были конфискованы земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование.
В монастыре оставалось чуть больше шестидесяти монахов и послушников. Отправлять службы большевики разрешили лишь в двух церквях. Однако в 1923 г. по неизвестным причинам сгорел храм Архангела Михаила, как бы знаменуя окончание обители.
В 1926 году на территории обители был образован дом отдыха ГПУ, а в 1927 году - разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на это, монашеское служение в пустыни еще продолжалось. Поэтому в 1928 году «по просьбе коммунаров и отдыхающих» монастырь был окончательно распущен и закрыт, а многие из братии репрессированы.
С 1944 года на территории обители располагается детская . трудовая колония. В 1946-47 годах все уцелевшие храмы мо-
настыря были взорваны, а слагавшие их камни использованы . для строительства бараков колонии. Снесены были и большинство вспомогательных построек обители. В относительно хорошем состоянии сохранилось лишь здание трапезной Троицкого храма, да еще некоторые жилые и хозяйственные постройки.
После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского пло-досовхоза, а в 1972 году - переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям для организации турбазы «Романтика».
В 1992 году православные верующие начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной Церкви. Эта борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена Церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской Афонской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Лишь в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной Церкви.
Сейчас в обители вместе с настоятелем (иеромонахом Герасимом) девять монахов, пять иноков и семь послушников. Братия живут и совершают богослужения по афонскому уставу. И сегодня звучит стук деревянной доски — била, призывающего братию на службу; и стасидии — особые сидалища, где монахи находятся во время долгих богослужений; особые греческие скуфейки, поверх которых во время службы монахи то набрасывают, то снимают легкие наметки.
В обители имеется источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Находится он примерно в одном километре на северо-восток от монастыря. Здесь монахами возведена закрытая купальня для омовения.
Автор материала Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон
Статью подготовил С. Шмель