Научная статья на тему 'ПАЛЛАДИАНСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVIII – XIX ВЕКАХ. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ США'

ПАЛЛАДИАНСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVIII – XIX ВЕКАХ. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ США Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / архитектура / классицизм / палладианство / георгианский стиль / городская застройка / административные здания / федеральный стиль / USA / architecture / classicism / Palladianism / Georgian style / urban development / administrative buildings / federal style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цветкова Полина Олеговна

В статье рассматривается вековой период становления и развития классических архитектурных традиций в США. Основным направлением в американской архитекторе было палладианство. В начале XVIII века оригинальное название стиля было георгианский, позднее – федеральный стиль. На примерах наиболее известных городских особняков второй половины XVIII – начала XIX веков показана эволюция палладианства в Америке. Анализируются специфические особенности федерального стиля, являющегося особой версией американского ампира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALLADIAN MANIFESTATIONS IN THE ARCHITECTURE OF URBAN DEVELOPMENT OF THE NORTHERN AMERICA IN THE XVIII – XIX CENTURIES. CREATING A FEDERAL STYLE IN US ARCHITECTURE

The article examines the age-old period of formation and development of classical architectural traditions in the USA. The main direction in which American architects were engaged was Palladianism. At the beginning of the XVIII century, the original name of the style was Georgian, later – Federal style. Examples of the most famous urban mansions of the second half of the XVIII – early XIX centuries show the evolution of Palladianism in America. The specific features of the Federal Style, which is a special version of the American Empire, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПАЛЛАДИАНСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVIII – XIX ВЕКАХ. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ США»

12. FZ RF ot 11.08.1995. № 135-FZ (red. ot 14.07.2022) «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant-Plyus.- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).

13. FZ RF ot 04.11.2014. № 327-FZ «O mecenatskoj deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant-Plyus.-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170477/ (data obrashcheniya: 09.11.2022).

14. Fyodorova M. V. Istoriya razvitiya i osobennosti russkogo mecenatstva [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i obrazovanie cult-obraz-mguki. - 2016.- Vyp. 4 (23).- S.103-109. - URL: https://readera.org/144161109 (data obrashcheniya: 05.11.2022).

15. SHpaltakov V. P. Blagotvoritel'nost' i mecenatstvo v Rossii: enciklopedicheskij spravochnik. - Omsk.: Omskij gos. un-t putej soobshcheniya, 2021. - 295 s.

УДК 72.034(73-21)6

П.О. Цветкова

ПАЛЛАДИАНСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVIII - XIX ВЕКАХ. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ США

В статье рассматривается вековой период становления и развития классических архитектурных традиций в США. Основным направлением в американской архитекторе было палладианство. В начале XVIII века оригинальное название стиля было георгианский, позднее - федеральный стиль. На примерах наиболее известных городских особняков второй половины XVIII - начала XIX веков показана эволюция палладианства в Америке. Анализируются специфические особенности федерального стиля, являющегося особой версией американского ампира.

Ключевые слова: США, архитектура, классицизм, палладианство, георгианский стиль, городская застройка, административные здания, федеральный стиль

Polina O. Tsvetkova PALLADIAN MANIFESTATIONS IN THE ARCHITECTURE OF URBAN DEVELOPMENT OF THE NORTHERN AMERICA IN THE XVIII - XIX CENTURIES. CREATING A FEDERAL STYLE IN US ARCHITECTURE

The article examines the age-old period of formation and development of classical architectural traditions in the USA. The main direction in which American architects were engaged was Palladianism. At the beginning of the XVIII century, the original name of the style was Georgian, later - Federal style. Examples of the most famous urban mansions of the second half of the XVIII - early XIX centuries show the evolution of Palladianism in America. The specific features of the Federal Style, which is a special version of the American Empire, are analyzed.

Key words: USA, architecture, classicism, Palladianism, Georgian style, urban development, administrative buildings, federal style

Введение

Для колониальной Америки XVIII века издание на английском языке труда А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» [4] стало основным источником знакомства с упорядоченным ордером. С точки зрения архитекторов Северной Америки, наиболее содержательным и практически применимым английским изданием, наполненным множественными образцами, был трактат «Правила рисования нескольких частей архитектуры» (1732) [2], автором которого был Д. Гиббс (1682-1754). Он предложил собственную упрощенную систему понимания сложных ордерных пропорций. Этот богато иллюстрированный труд стал стандартным справочником для многих строителей колониальной Америки, а в последствии и Соединенных Штатов. Например, проект номер 58 для «Джентльмена в Дорсетшире» послужил ис-

точником вдохновения для особняка плантации Джона Тейло в Вирджинии, созданного в 1748 году.

Во введении к своему труду «Книга архитектуры» Д. Гиббс отдал должное трактату А. Палладио. Он писал, что Палладио в композиции и исследовании масштабных соотношений ордерной системы, несомненно, превзошел всех остальных мастеров, на которых он сам впоследствии ровнялся [1, р. V]. Благодаря вышеуказанным трактатам, в американской архитектуре были заложены основы будущих национальных стилей, базирующихся на палладианстве и его колониальных вариациях.

Материалы и методы

При написании данной статьи использовались системный искусствоведческий подход, сравнительный метод и принцип историзма. Данные методы позволили установить при-

чинно-следственную связь развития архитектурных традиций в США, использования принципов А. Палладио в проектировании и строительстве городских и административных зданий США.

Литературный обзор

В отечественной искусствоведческой литературе проблема влияния А. Палладио на архитектуру гражданских построек США и создания федерального стиля отдельно не изучалась. Статья основана на исследованиях американских авторов, которые недостаточно используются в работах российских искусствоведов.

Результаты

Наиболее распространенное название раннего палладианства в США - георгианский стиль. Он имеет в своей основе характерные архитектурные особенности итальянской архитектуры позднего Возрождения, подробно описанные и введенные в мировую практику знаменитым венецианским архитектором А. Палладио и его прямыми учениками и последователями. По этой причине в специальной литературе для классификации сооружений XVIII - XIX веков регулярно используются оба названия.

Развитие палладианского стиля в Америке достигает в этот период своего апогея, поскольку по итогам гражданской войны страна объединилась, были заложены основы новой государственности ранее колониальных территорий, и к концу XVIII века начинается бурный рост городов. Города того времени строятся по четким планам, спонтанная застройка практически прекращается и в результате мы видим возникновение великолепных ансамблей площадей и парков, а также отдельно стоящих государственных зданий и церквей, появляются прямые линии улиц с плотной и сбалансированной жилой застройкой. Во всех этих строениях со всей очевидностью прослеживается влияние идей А. Палладио и его последователей. Американские архитекторы получили возможность строить масштабные здания в сельской местности, где ими приобретён и отшлифован огромный опыт. Результат такого практического обучения мы видим во всех крупных городах США XIX века. В данной статье мы проанализируем самые интересные примеры городских особняков и жилых домов Аннаполиса, Бостона, Вашингтона и других, проследим зарождение и становление нового - Федерального стиля.

Одной из первых палладианских построек в США является главный дом плантации

Стратфорд-холл (1730-ые) [8]. Стратфорд-холл - исторический дом-музей в округе Уэстморленд, штат Вирджиния. Это был Главный или Большой дом плантации четырех поколений семьи Ли. Строительство Большого дома в Стратфорд-Холле началось в конце 1730-х годов. Кирпичный дом, спроектированный неизвестным архитектором, представлял собой двухэтажное здание Н-образной формы, с четырех углов окруженное пристройками, которые сохранились до сих пор. По структуре этот дом близок к ранней вилле Андреа Палладио - Годи (Villa Godi - аристократическая вилла в Луго-ди-Виченца, Венето, северная Италия).

Следующим хрестоматийным дуэтом в загородной архитектуре были Сабина-холл в Вирджинии и Вилла Корнаро в Венето. Продолжая анализ адаптации палладианских вилл к американскому строительству XVIII -XIX веков, мы логически переходим к рассмотрению городских особняков колониальной и постколониальной Америки. Во второй половине XVIII века в Америке постепенную популярность набирает «схема пятисекцион-ного дома» [6] - так называется тип секционной композиции развития построек по горизонтали. За основу был взят известный пример - вилла Барбаро в итальянском местечке Мазер А. Палладио с ее характерным пятисек-ционным фасадом (состоит из главной дома нобиля, затем два соединяющие крыла бар-кесс, и, наконец, два завершающих павильона). Эта композиция из пяти частей оказалась очень популярной в Мэриленде, особенно в Аннаполисе.

Подтверждение можно увидеть, в частности, в городском доме Хаммонда-Харвуда [3], спроектированном архитектором У. Баклен-дом (1719-1785). Хаммонд-Харвуд-Хаус - исторический дом-музей на Мэриленд-авеню в Аннаполисе, Мэриленд. Построенный в 17731774 годах, он считается одним из лучших домов британского колониального периода. Это единственное сохранившееся сооружение колониальной академической архитектуры, которое в основном было спроектировано непосредственно по рисункам из трактата А. Палладио «Четыре книги архитектуры». Он был создан по образцу виллы Пизани в Мон-таньяне, Италия. В Хаммонд-Харвуд-Хаусе архитектор адаптировал дизайн виллы Пизани А. Палладио, чтобы удовлетворить требованиям моды быстрорастущего и богатого Аннаполиса. Он переработал план и изменил баркессы с высоких арочных входов А. Палла-

дио на более практичные и аскетичные одноэтажные. У. Бакленд также следовал модному в те времена приему и утопил окна несколько вглубь поверхности стены. Эта рациональная адаптация виллы А. Палладио отмечает зрелость У. Бакленда как профессионального архитектора и ставит его в один ряд с лучшими архитекторами Америки своего времени. Структура Хаммонд-Харвуд-Хауса представляет собой классический пятисекционный кирпичный дом с двухэтажным изящным главным этажом, одноэтажными баркессами с двух сторон и двухэтажными торцевыми павильонами. Павильоны выступают на улицу и придают дому дополнительный зрительный объем и корпулентность. Баркессы же, украшенные глухими арочными окнами, имеют собственные входные белоснежные двери, декорированные миниатюрными портиками, зрительно способствуют разграничению более массивных двухэтажных нобиля и павильонов.

Интересным решением является замена одного центрального портика двумя разновеликими: очень большим, расположенным под самой крышей нобиля и несущего изящное окно-медальон, и малым, расположенным непосредственно над входной дверью. И именно входная дверь становится главным орнаментальным акцентом центральной части. Как описывала дом историк архитектуры П. Хайнцельман, «здесь мало украшений, с простыми потертыми кирпичными плоскими арками над окнами. Орнамент ограничен центральным отсеком. Дверь обрамлена закрепленными ионическими колоннами и увенчана веерообразным фонарем. Над дверью окно второго этажа декорировано объемным и ан-таблементным обрамлением» [3].

Нельзя не отметить, что нарушение ордерных пропорций в расположении окон, отказ от наличников в виде стилизованных портиков заметно упрощает внешний вид особняка Хаммонда по отношению к вилле Пизани А. Палладио, но смелое решение У. Бакленда и его адаптация палладианской модели к другому строительному материалу и вкусам того времени, безусловно, дают право отнести этот особняк к наилучшим образцам городской архитектуры Америки конца XVIII века.

Следующим прекрасным примером развития национального стиля на базе палладиан-ства можно считать пару домов, расположенных по соседству в центре Аннаполиса. Здесь использован эффект единообразия мотива в городской застройке, и достигнут он тожде-

ством решений соседних домов - Д. Брайса (1773-1775) и У. Пака (1765). Брайс-хаус был построен Д. Брайсом, который занимал пост мэра Аннаполиса (1782-1783 и 1787-1788) и исполнял обязанности губернатора Мэриленда в 1792 году. А У. Пак был государственным деятелем, подписавшим Декларацию независимости и три срока избиравшимся губернатором штата Мэриленд. Дом Пака был построен между 1763 и 1765 годами, и его архитектура была в значительной степени спроектирована самим будущим владельцем.

Оба строения представляют собой большие особняки из пяти сегментов на фасаде в духе А. Палладио. Существенным отличием от пал-ладианских вилл, которое можно расценить как новаторскую национальную идею, стало изменение формы крыши и направленности конька. Если у А. Палладио в его образцах из трактата, крыша над главным домом чаще всего четырехскатная с фронтоном (портиком) над главным входом, то в случае парных особняков в Аннаполисе мы видим двухскатную крышу, конек которой поставлен параллельно оси всего дома. Таким образом, парадный фронтон с портиком становится невозможным. Вынос прямой односкатной части кровли над входной дверью существенно обедняет красоту и помпезность фасадов пал-ладианских вилл. Однако такая особенность позволяет проектировать все части здания более компактно, располагать дома в более плотной городской застройке, дает возможность учитывать особенности местного климата, значительно снижает бюджет и технологические сложности строения.

Более поздними примерами разработки данного композиционного пятисекционного типа строений можно считать Уайт-хаус (1790) в Мериленде и Хомвуд в Балтиморе (1803) - по словам американских историков, «уникальное» американское выражение пал-ладианства [7]. Интерьер Хомвуда создан в духе Р. Адама. Дом стал демонстрацией того, как палладианство может сочетаться с неоклассической традицией. Одноэтажный объем Хомвуда стал прототипом для многочисленных домов из пяти секций, включая дом Дункана (1810) в Лексингтоне и дом Ри-джуэй (1817) возле Луисвилля. Но данные строения расположены в садово-парковых зонах и не могут в полной мере быть отнесены к городской застройке - теме настоящего исследования.

Зодчий Ч. Булфинч (1763-1844) был мастером, продолжившим преемственность

палладианской традиции в Америке вслед за У. Торнтоном в XIX веке [5]. Ч. Булфинч был, по всей вероятности, первым профессиональным архитектором американского происхождения. Первая его самостоятельная постройка - здание Генеральной ассамблеи штата Коннектикут (1796) - представляет собой практически копию идей голландских палладиан-цев XVII века. В подобном ключе архитектор решил и здание Генеральной ассамблеи Массачусетса (1798). Однако сейчас нас будут интересовать, в большей степени, проекты городских домов в палладианском духе, спроектированные этим мастером.

Судя по сохранившимся рисункам, Дом Джозефа Кулиджа (1792) в Бостоне можно считать безусловным шедевром частного домовладения Ч. Булфинча. К сожалению, до нас дошел только авторский набросок главного фасада этого дома, но даже по нему можно предположить, какой гармоничный и изящный особняк задумал мастер. Двойные колонны с высокими капителями, веерное окно-фонарь над входом, сералианское окно на втором этаже, большой декоративный портик с круглым окном, опирающийся на четыре полуколонны коринфского ордера, легкая заключительная балюстрада на коньке крыши. В этом проекте архитектор использовал практически все декоративные элементы, свойственные американскому палладианству рубежа веков и давшие молодой независимой стране новый национальный стиль, названный в дальнейшем федеральным. Этот стиль во многом опирался на национальные колониальные стили Англии, Голландии и Франции, но в основе своей, безусловно, имел характерные черты палладианства.

К этому же стилю и с обязательной отсылкой к первоисточнику, к А. Палладио, относятся некоторые дома в Бостоне. А именно известные под именем 1-й, 2-й, 3-й Дом Хар-рисона Грея Отиса. Все они были построены Ч. Булфинчем для одного и того же человека, юриста-федералиста и политика Х. Грея Оти-са. Первый дом расположен на Кембридж-стрит, 141, в Вест-Энде Бостона. Городской особняк (1795-1796) известен как один из самых ранних многоэтажных кирпичных домов, которые стали впоследствии относить к федеральному стилю. Первый Дом Отиса является самым простым из трех построек Ч. Булфинча, выполненных за последующее десятилетие для влиятельного политика. Высотой в три этажа, шириной в пять секций, он похож на правильный куб, украшенный по

периметру элегантными галереями. Сегодняшний изящный вход был добавлен архитектором после 1801 года. Входная дверь оформлена с двух сторон узкими высокими окнами и фланкирована колоннами ионического ордера, сверху над дверью расположен веерообразный фонарь. Над входом, на уровне второго этажа, Ч. Булфинч поместил трех-частное окно - реплику палладианской лоджии серлианы. Над ним на уровне третьего этажа - изящное полукруглое окно. Мотив веерного остекления объединяет все три оконных проема по вертикальной оси здания, придает ему элегантность и отсылает зрителя к палладианским идеям как базису нового федерального стиля.

Второй дом Харрисона Грея Отиса расположен по адресу Маунт-Вернон-стрит, 85, Бостон. Это большой особняк в густонаселенном районе Бикон-Хилл, время его создания 18001802 годы. Во втором доме Ч. Булфинч спроектировал первый этаж с характерными утопленными окнами и кирпичными арками над ними. Определенной инновацией по отношению к ранним постройкам палладианцев можно назвать ажурные металлические балконы, защищающие низкие окна первого этажа. Особняк трехэтажный с заметным уменьшением высоты потолков снизу вверх. Такой архитектурный прием зрительно увеличивает высоту всего здания, делает его более легким и изящным, что является безусловным достоинством для упрощенных кирпичных кубических конструкций рубежа XVШ-XIX веков. Главным декоративным элементом Второго дома Отиса можно назвать полуколонны коринфского ордена, идущие парами по боковым отсекам и объединяющие визуально второй и третий этажи. Антаблемент украшен балюстрадой, кровля представляет собой большой восьмиугольный купол. Все декоративные элементы фасада, как обычно, белые, что делает их прочтение более выгодным на красном кирпичном фоне.

Третий дом расположен на Бикон-стрит, 45, построенный в 1806 году. Это последний и самый большой из домов трех проектов домов. Особняк представляет собой четырехэтажный внушительный городской дом, также построенный в федеральном стиле. Его четыре этажа разделены на пять отсеков. Центральный вход имеет небольшой прямоугольный портик с изящными парами ионических колонн с канелюрами. Скромный первый этаж, сегодня скрытый в высоком культурном слое, первоначально имел характер-

ные для творчества Ч. Булфинча углубленные оконные проемы с кирпичными арками и, по всей видимости, был полноценным высоким этажом.

Интересным примером групповой застройки по проекту Ч. Булфинча был жилой квартал площади Франклина (1793-1795), состоящий из 16-ти трехэтажных кирпичных таунхаусов, организованных в единый комплекс вокруг главной площади, что позволяет провести аналогию с застройкой английского города Бат архитектором Д. Вудом. В Соединенных Штатах это была первая городская схема регулярной жилой застройки (комплекс снесен в 1858 году).

В первом десятилетии XIX века Ч. Булфинч уже был одним из самых авторитетных и востребованных архитекторов США. Согласно полному перечню его работ после Третьего дома Харрисона Грея Отиса архитектор специализировался исключительно на крупных федеральных заказах: строил церкви, административные здания, библиотеки. Большинство исследователей склоняются к единому мнению, что именно в творчестве Ч. Булфинча начинает складываться специфический почерк американской палладианской архитектуры, которая не просто копирует А. Палла-дио, перенося отдельные детали его системы, а создает пропорциональное и органичное прочтение его архитектурной концепции в условиях Америки.

Федеральный стиль продолжает традиции XVIII века, но существенно видоизменяет их, приводя, во-первых, к самостоятельному национальному звучанию; во-вторых, приближает к общим тенденциям в архитектуре Европы начала XIX века. Отличительными чертами этого нового языка в архитектуре Соединенных Штатов можно назвать совершенно симметричную, сбалансированную композицию фасада, лаконичную и сдержанную по своему решению.

Одна из адаптаций структуры частного дома к концепции А. Палладио, сделанных в Америке, которая была выявлена при составлении реестра памятников данного стиля, заключалась в том, что пьяно нобиле, или господский этаж, располагался на первом этаже, а не над служебным цоколем, как это было у А. Палладио. Служебный этаж, если он присутствовал в проекте, что встречается только в некоторых случаях, размещался в полуподвале. Таким образом, в американских частных домах исчезает необходимость внешней лест-

ницы, ведущей к главному входу, как в оригинальных палладианских проектах.

Обсуждение

В начале развития архитектурных направлений в Америке очень не хватало собственных профессиональных кадров, с чем связанно отсутствие имен мастеров, создавших большую часть проектов. Вероятно, большая часть построек была разработана архитекторами-строителями, которые в меру своих личных возможностей следуют традиции А. Палладио, но зачастую транслируют ее в специфическом ракурсе. Известно, что У. Торнтон был самоучкой, а У. Пак собственноручно выполнил большую часть проектных работ по своему дому. Фактически, вплоть до Ч. Бул-финча американские строители и проектировщики использовали трактаты А. Палладио и Д. Гиббса как руководство по строительству, или же работали с приехавшими из метрополии архитекторами. Поэтому мотив появления портика на фасаде частного дома, столь распространенный в XVIII веке в американской архитектуре, не имел глубоких конструктивных свойств и использовался как символический архитектурный признак знакомства с европейской традицией. Таким же буквальным переносом в американскую архитектуру было и использование узнаваемой схемы «пятисекционного дома». Однако, в отличии от венетийской традиции использования такого композиционного приема в развитии ансамбля загородной виллы, в Америке он преимущественно применяется в условиях городов, что вызывает много вопросов относительно целесообразности данной схемы. С самых первых построек американские зодчие подробно следуют архетипам проектов А. Палладио, повторяют габариты построек, пропорции. Американские архитекторы чувствуют полную свободу в развитии городского дома в пространстве, не стесненные многовековыми традициями городов Старого Света, они активно применяют различные палла-дианские композиционные схемы (полукруг, квадрат, продольная ось). И только со временем приходят к идее таунхаусов, как модели более плотной застройки во вновь образованных городах.

Заключение

Работая в Федеральном стиле, архитекторы США используют один или пару узнаваемых элементов архитектуры А. Палладио как символ архитектурно-культурной идентичности. Это может быть портик, колонны около главного входа или на главном фасаде, пяти-

секционная структура здания, люнеты, веер- авторскими, в них остается меньше буквальное окно-фонарь над входом, мотив лоджии ных повторений А. Палладио. В XIX веке мы серлианы. наблюдаем значительно больше вариаций на

Нужно отметить, что в период формирова- тему его творчества, но в тоже время све-ния собственных национальных архитектур- жесть и непосредственность сменяется в них ных стилей на базе палладианства в XVIII - разнообразными хитроумными архитектур-начале XIX веков проекты американских уса- ными аллегориями и идеологическим симво-деб и городских особняков становятся более лизмом.

Литература:

1. Gibbs J. A book of architecture, containing designs of buildings and ornaments. - London, 1728. - 342 p.

2. Gibbs J. Rules for drawing the several parts of architecture, in a more exact and easy manner than has been heretofore practised, by which all fractions, in dividing the principal members and their parts, are avoided.

- 3rd ed. - London : Printed for W. Innys and J. Richardson, J. and P. Knapton, C. Hitch and L. Hawes, R. Manby and H.S. Cox, 1973. - VI.- 174 p.

3. National Register of Historic Places Inventory - Nomination form. Hammond-Harwood House, [07.30.1974] // NPGallery : [site]. - Режим доступа: https://npgallery.nps.gov/NRHP/GetAsset/NHLS/66000384_text (дата обращения: 30.09.2022).

4. Palladio А. The four books of Andrea Palladio Architecture: wherein, after a short treatise of the five orders, thos observations that are most necessary in building. Private houses, streets, bridges, piazzas, xisti, und templas are treated of. - London : Ware, 1738. - 108 p.

5. Place C. A. Charles Bulfinch : architect and citizen. - New York : Da Capo Press, 1968. - XIV.- 294 p.

6. Roth L. M. A concise history of american architecture. - New York : Harper & Row, 1980. - XXVI.- 400 p.

7. Sheridan P. Sir Edward Lovett Pearce, 1699-1733 : the Palladian architect and his buildings // Dublin Historical Record. - 2014. - Vol. 67, no. 2. - P. 19-25.

8. Stratford Hall : [site] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: https://www.stratfordhall.org (дата обращения: 02.11.2022).

References:

1. Gibbs J. A book of architecture, containing designs of buildings and ornaments. - London, 1728. - 342 p.

2. Gibbs J. Rules for drawing the several parts of architecture, in a more exact and easy manner than has been heretofore practised, by which all fractions, in dividing the principal members and their parts, are avoided.

- 3rd ed. - London : Printed for W. Innys and J. Richardson, J. and P. Knapton, C. Hitch and L. Hawes, R. Manby and H.S. Cox, 1973. - VI.- 174 p.

3. National Register of Historic Places Inventory - Nomination form. Hammond-Harwood House, [07.30.1974] // NPGallery : [site]. - Rezhim dostupa: https://npgallery.nps.gov/NRHP/GetAsset/NHLS/66000384_text (data obrashcheniya: 30.09.2022).

4. Palladio A. The four books of Andrea Palladio Architecture: wherein, after a short treatise of the five orders, thos observations that are most necessary in building. Private houses, streets, bridges, piazzas, xisti, und templas are treated of. - London : Ware, 1738. - 108 p.

5. Place C. A. Charles Bulfinch : architect and citizen. - New York : Da Capo Press, 1968. - XIV.- 294 p.

6. Roth L. M. A concise history of american architecture. - New York : Harper & Row, 1980. - XXVI.- 400 p.

7. Sheridan P. Sir Edward Lovett Pearce, 1699-1733 : the Palladian architect and his buildings // Dublin Historical Record. - 2014. - Vol. 67, no. 2. - P. 19-25.

8. Stratford Hall : [site] [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: - URL: https://www.stratfordhall.org (data obrashcheniya: 02.11.2022).

УДК 7.036.1

А.С. Монахова, Л.А. Кинёва

СИМВОЛИКА МОТИВА ГОРЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РСФСР Е.И. ГУДИНА (1921-1991)

В творчестве Народного художника РСФСР Е.И. Гудина, представителя «сурового стиля», жанр пейзажа играл определяющую роль. В статье рассматриваются особенности пейзажной живописи уральского художника, исследуется творческий процесс работы над картиной, и особое внимание сосредотачивается на мотиве горы в пейзаже как символе, через который мастером раскрывается понимание сложности жизненных явлений, отражается взаимосвязь человека с землей.

Ключевые слова: пейзаж, «суровый стиль», мотив горы, уральский художник Е.И. Гудин

Anna S. Monakhova, Larisa A. Kineva THE SYMBOLISM OF THE MOUNTAIN MOTIF IN LANDSCAPE PAINTING BY THE PEOPLE'S ARTIST OF THE RSFSR E.I. GUDIN (1921-1991)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.