Научная статья на тему 'Палестино-израильский переговорный процесс: новые технологии и результаты их внедрения на практике'

Палестино-израильский переговорный процесс: новые технологии и результаты их внедрения на практике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
420
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ МИРНЫЙ ПРОЦЕСС / НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колобов А. О.

Рассматриваются новейшие технологии урегулирования ближневосточного конфликта, и определяются особенности палестино-израильского переговорного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALESTINIAN-ISRAELI NEGOTIATIONS: NEW TECHNOLOGIES AND THEIR RESULTS

The author analyses the new technologies for Palestinian-Israeli conflict settlement and attempts to determine the specific features of negotiations between Israel and the Palestinian Autonomy.

Текст научной работы на тему «Палестино-израильский переговорный процесс: новые технологии и результаты их внедрения на практике»

Международные отношения. Политология. Регионовеление Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 1, с. 185-188

УДК 9:327

ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

© 2009 г. А.О. Колобов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 28.12.2008

Рассматриваются новейшие технологии урегулирования ближневосточного конфликта, и определяются особенности палестино-израильского переговорного процесса.

Ключевые слова: ближневосточный мирный процесс, новейшие технологии ближневосточного урегулирования, общество глобального риска, глобальное управление.

Причудливая мозаика противостояния Палестинской национальной автономии и Г осударства Израиль скреплена железными рамками переговорного процесса, отработанного до автоматизма.

По существу, данные переговорные мероприятия проходят в режиме on line, следуя небезызвестной формуле Э. Бернштейна «движение -все, цель - ничто». Они олицетворяют особую сложность современного палестино-израильского конфликта как одновременного развертывания опасного действия и не менее опасного контрдействия. При этом реализация намерений неизбежно сопровождается отчаянным сопротивлением, а сложное совместное действие почему-то оказывается недостигнутым.

«Политический брокераж» США во всех ближневосточных делах без исключения, а применительно к палестинской проблеме в особенности, фактически олицетворяет технологию «управления через хаос», являющуюся константой геостратегии Рах Americana - мировой американской империи [1]. Он неизменно присутствует на всех саммитах по Ближнему Востоку (проводятся на регулярной основе), многосторонних встречах представителей заинтересованных сторон рангом ниже (проводятся весьма часто), конференциях глав государств, министров иностранных дел, международных посредников (проводятся в режиме ad hoc), а также в процессе непре-кращающейся «челночной дипломатии» и при совместных действиях всевозможных спецслужб (арабских, израильских, американских) [1].

Израильтян на любых переговорах по Ближнему Востоку особо беспокоят вопросы своей безопасности. Их самостоятельность, впрочем, довольно относительна в результате растущего давления со стороны американского «стратегического союзника».

Палестинцы в отсутствие национального единства оказываются не в состоянии конструктивно воздействовать на ход сложнейших переговоров, затрагивающих их судьбы непосредственно. В настоящее время они предпочитают сосредотачиваться лишь на выторговывании себе некоторых уступок, определяющих большие объемы экономической, социальной и гуманитарной помощи и пр. Часто их не поддерживают даже, казалось бы, подлинные партнеры из арабского мира. Последние, кстати, начинают все более активные попытки исламизиро-вать весь ближневосточный мирный процесс и превратить палестинскую проблему в сильнейший импульс для консолидации радикальных мусульманских сил на глобальном уровне [2, 3].

Переговорные площадки в рамках палестино-израильского урегулирования по-прежнему сосредоточены преимущественно в крупных городах США и Западной Европы (Нью-Йорк, Вашингтон, Аннаполис, Мадрид, Париж, Лондон и др.).

Запад в целом стремится при их обустройстве не допускать никаких излишних новаций, поскольку слишком высока ставка в сложной дипломатической игре. Израиль непременно соглашается с предложениями своих стратегических партнеров, а Палестина часто вынуждена встречать своих гостей, приехавших для обсуждения палестино-израильских дел, в Египте, Сирии, Иордании и реже - у себя в столице ПНА, Рамалле. Примечательно, что даже новая ближневосточная политика президента В.В. Путина не привела к изменениям в самом контексте переговоров и при организации последних [4]. Об этом, в частности, свидетельствует неудача министра иностранных дела РФ С. Лаврова, предложившего израильским кол-

легам провести очередной саммит по Ближнему Востоку в Москве.

Наиболее активным в мирном палестиноизраильском процессе остается президент США, уделяющий обсуждению сложных ближневосточных дел до 90% рабочего времени. Не менее значительны переговорные усилия Великобритании и Франции. В последнее время Германия начинает играть гораздо большую, чем прежде, роль при рассмотрении тех аспектов палестинской проблемы, которые связаны с экономикой.

Россия, хотя и располагает большим миротворческим потенциалом посредничества, еще не так успешна в обеспечении переговорного палестино-израильского процесса, как того требуют ее региональные интересы и приоритеты по-настоящему великой державы на Ближнем Востоке. Без нее, впрочем, в 2006-2008 гг. не обошлось при обсуждении всей тематики палестино-израильского противостояния на высшем уровне. Ранее она также особо внимательно относилась к палестинской проблеме [5].

«Россия - знаю это не понаслышке, - свидетельствует известный российский государственный деятель, дипломат и ученый Е.М. Примаков, - делала очень многое для того, чтобы переломить ситуацию на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали многочисленные телефонные разговоры президента Путина с Клинтоном, Бараком, Арафатом, Асадом, Мубара-ком, Бушем, Блэром, Шираком, Шредером и другими. Ближневосточной тематикой была насыщена деятельность Министерства иностранных дел РФ, встречи министра И.С. Иванова с госсекретарем США Пауэлом, министрами иностранных дел других государств. Проблемам урегулирования были посвящены поездки И.С. Иванова на Ближний Восток и его встречи с палестинским лидером, руководителями Израиля, Египта, Иордании, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака. Однако на тот период администрация США не была склонна занять активную позицию, без чего невозможно пробиться к урегулированию.

Россия пыталась не только найти стратегическое решение для урегулирования арабоизраильского конфликта, но и в режиме реального времени обозначить такие оптимальные ходы, которые могли хотя бы промежуточно воспрепятствовать нагнетанию напряженности и одновременно готовить нелегкое генеральное решение. Это проявилось, например, когда в разгар событий, в мае 2001 г., в Москву прибыл министр иностранных дел Израиля Шимон Перес. Мне стало известно, что российские руководители в беседах с ним подчеркнули необхо-

димость прекратить неадекватное силовое давление на палестинцев, «акции возмездия», которые приводили лишь к эскалации конфликта. Президент Путин подчеркнул в беседе с Пересом, что Россия — против любых террористических действий, с какой бы стороны они ни осуществлялись, но когда вслед за взрывами одиночек террористов-самоубийц следуют авиационные налеты на жилые кварталы, разрушение сугубо гражданских объектов, гибель сотен мирных жителей, то это лишь разжигает страсти, это путь в никуда. Если кто-то думает, что одного слова Арафата достаточно, чтобы прекратить «интифаду», то он глубоко ошибается. Конфликт между палестинцами и израильтянами погрузился на такую глубину, что слов, призывов уже недостаточно» [6, 7].

В настоящее время чрезвычайно важным для развития переговорного процесса по палестинской проблеме становится усиление России во всех ближневосточных делах без исключения. При этом вполне актуальной для нынешнего российского государства, как правопреемника СССР, остается советская программа установления всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке, которая предусматривала:

• нерушимость границ между Израилем и его арабскими соседями;

• обеспечение на практике неотъемлемого права арабского народа на самоопределение и создание собственного независимого государства на палестинских землях;

• возвращение арабам восточного Иерусалима, оккупированного Израилем в 1967 г.

Советский Союз всегда подчёркивал, что нельзя обеспечить безопасность одних попирая безопасность других. Это означает, что Израиль не может требовать в переговорах по проблеме Палестины односторонних выгод и пренебрегать к тому же интересом арабского мира в целом. Данное положение, как и вопрос о международных гарантиях палестино-израильского урегулирования, является весьма важным для современной российской ближневосточной дипломатии [8].

С распадом Советского Союза, конечно же, многое изменилось и на Ближнем Востоке, и в мире в целом. Не вполне ясное очертание ближневосточной политики обновляющейся России лишь усугубило положение, так как мощных факторов сдерживания Израиля и США в регионе практически не осталось. Но, тем не менее, у Российской Федерации всё же остается шанс для укрепления своих позиций в качестве одного из основных гарантов мира и согласия на Ближнем Востоке и, может быть, в качестве наиболее удачливого международного

посредника в рамках палестино-израильского урегулирования.

Новая политика РФ на Ближнем Востоке постоянно требует иного качества переговорного процесса, прежде всего в рамках палестиноизраильского противостояния. Это понимают практически все участники саммитов, встреч иного уровня, различных миссий, многосторонних и двусторонних консультаций, не говоря уже о международных посредниках, специальных посланниках и авторитетных экспертах [9].

«В течение длительного периода времени, -подчеркивает один из наиболее известных современных ближневосточных политических деятелей Исам Фарес (Ливан), - наш регион был втянут в разрушительную борьбу, переходящую в войны, грозящие разрушить структуру всеобщего мира. В то время как Ближний Восток рассматривается Западом в качестве стратегического района, богатого нефтяными запасами, для нас он является источником древних цивилизаций, колыбелью трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама, внесших немалый вклад в развитие западных цивилизаций.

Пришло время ответить на вызов, стоящий перед регионом. Мы должны решительно остановить насилие между палестинцами и израильтянами. Только в этом случае мы предотвратим новую волну фундаментализма и всплески экстремистских идеологий.

Насилие множит насилие, а ненависть порождает ненависть. В конфликтах, подобных ближневосточному, нет другой альтернативы кроме диалога, диалога в рамках закона и международного права. В течение пяти десятилетий ООН принимает резолюции по всем аспектам ближневосточного конфликта. Мир, к которому мы стремимся, должен быть построен на основе этих резолюций. Резолюции ООН предусматривают, что они должны выполняться полностью, а не истолковываться неопределенно, что в конечном итоге искажает их суть.

На настоящий момент речь идет о “полном уходе с оккупированных территорий в обмен на полную нормализацию отношений”. Это прекрасно, но это упрощает картину. Уход с территорий — это лишь одна сторона вопроса, и позиции сторон по нему прямо противоположны. Проблема беженцев не менее важна. Только в одном Ливане находится около 400 000 палестинских беженцев, не говоря об остальных, перемещенных в другие страны и регионы. Их проблемы должны решаться в соответствии с резолюцией № 194 СБ ООН. И это не только гуманитарная проблема, но и политическая, оказывающая значительное влияние на будущую стабильность в регионе» [10].

Мир на Ближнем Востоке, как мне представляется, включает следующее:

1. Согласие Израиля с резолюциями ООН по всему спектру вопросов ближневосточного конфликта. Согласие включает выполнение резолюций № 242, 338 и 425, которые призывают Израиль уйти с территорий, оккупированных в 1967 году.

2. Образование независимого и жизнеспособного государства Палестина.

3. Договоренность всех государств о ликвидации оружия массового уничтожения в регионе.

4. Договоренность всех государств Ближнего Востока о таком экономическом порядке, который бы поощрял развитие, прогресс и создание демократических институтов.

5. Договоренность о новом видении региона, в котором бы каждое государство чувствовало себя в безопасности на долгосрочную перспективу.

Таким образом, влияние палестинской проблемы на всю современную ближневосточную ситуацию усиливается. Более того, именно с ней оказываются связанными всевозможные проекты всеобъемлющего мира не только на Ближнем Востоке, но и в других стратегически важных и богатых регионах планеты [11].

В 2006-2008 гг. позиции заинтересованных сторон определились окончательно, а переговорный процесс со всеми его трудностями и спецификой составил стержень той международной миротворческой дипломатии, которая связана с формирующимися структурами глобального управления (Global Governance) в обществе «глобального риска» (Global Risk Society). Данное обстоятельство настойчиво взывает к особой ответственности в сложившихся палестино-израильских делах тех, кто решает эти проблемы, и позитивной энергии тех, кому эти решения предложены.

На Ближнем Востоке пока нет «мира под оливами», но ситуация может измениться к наилучшему, если чётко обозначатся новые возможности постконфликтного миростроительства, будут выработаны новые концептуальные положения мироце-левых формулировок и просто утвердится спокойная атмосфера добрососедства во всём регионе.

Список литературы

1. Колобов А.О. Сила, полная решимости. Н. Новгород: ННГУ, 2004. С. 72-177.

2. The Israel Journal of Foreign Affairs. 2007. V. 1, No. 2. Р. 7-135.

3. The Israel Journal of Foreign Affairs. 2008. V. 2, No. 1. P. 7-155.

4. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008). М.: Изд-во «Восток-Запад», 2007.

5. Материалы Департамента информации и печати МИД России по Ближнему Востоку. URL: www.mid.ru (2006-2008).

6. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября и вторжения в Ирак. Екатеринбург: Изд-во «Пироговъ», 2003.

7. Алестин Ф. Палестина в петле сионизма. М.: Юридическая литература, 1988. С. 294-296.

8. Барышев А.П. Проблемы мира на рубеже 80-х годов. М.: Знание, 1979. С. 3-64.

9. Отчет о заседании Совета Безопасности ООН - S/PV.5847 от 1 марта 2008 г.

10. Фарес И. Ближний Восток. Путь к миру и согласию: Пер. с араб. М.: ДА МИД РФ; Изд-во «Известия», 2005.

11. Newsweek (Русская версия). 06.08. - 12.08. 2007. С. 32-36.

PALESTINIAN-ISRAELI NEGOTIATIONS: NEW TECHNOLOGIES AND THEIR RESULTS

A.O. Kolobov

The author analyses the new technologies for Palestinian-Israeli conflict settlement and attempts to determine the specific features of negotiations between Israel and the Palestinian Autonomy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.