Научная статья на тему 'Палестино-израильский конфликт в репрезентациях экспертно-аналитического сообщества США в период президентства Б. Обамы (на примере Института Брукингса и «Рэнд Корпорэйшн»)'

Палестино-израильский конфликт в репрезентациях экспертно-аналитического сообщества США в период президентства Б. Обамы (на примере Института Брукингса и «Рэнд Корпорэйшн») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
583
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / USA / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ISRAELI-PALESTINIAN CONFLICT / "МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ" / THINK TANKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Илья Юрьевич

Статья посвящена анализу деятельности экспертно-аналитического сообщества США в отношении палестино-израильского конфликта в период президентства Б. Обамы. Особый акцент делается на специфике работы американских «мозговых центров» и их проектах по урегулированию ближневосточного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Israeli-Palestinian Conflict in the Representations of the U.S. Think Tanks during the Presidency of Barack Obama (Case Study of Brookings Institution and RAND Corporation)

The article analyses the U.S. think tanks activities with regard to the Israeli-Palestinian conflict during Barack Obama’s presidency. The article focuses on the specific features of the U.S. think tanks and various projects on the Middle East conflict resolution.

Текст научной работы на тему «Палестино-израильский конфликт в репрезентациях экспертно-аналитического сообщества США в период президентства Б. Обамы (на примере Института Брукингса и «Рэнд Корпорэйшн»)»

IV. Страны и регионы в современной системе международных отношений

И.Ю. Кравченко

ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА США В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ (На примере Института Брукингса и «РЭНД Корпорэйшн»)

Статья посвящена анализу деятельности экспертно-аналитического сообщества США в отношении палестино-израильского конфликта в период президентства Б. Обамы. Особый акцент делается на специфике работы американских «мозговых центров» и их проектах по урегулированию ближневосточного конфликта.

Ключевые слова: США, Ближний Восток, внешняя политика, палестино-израильский конфликт, «мозговые центры».

Существенную роль в выработке внутренней и внешней политики США играют так называемые мозговые центры (think tanks), или экспертно-аналитические центры1. Первые такие организации появились при президенте Вудро Вильсоне для поиска основ нового международного порядка после Первой мировой войны. Ученый состав исследовательских центров был уполномочен давать аналитические и экспертные оценки, вырабатывать подходы и концептуальные объяснения международных процессов.

«Мозговые центры» стали развивать и правительства многих других государств. Однако и сегодня лидирующую роль в изучении глобальных и региональных процессов продолжают играть такие американские организации, как Институт Брукингса (Brookings Institution), «РЭНД Корпорэйшн» (RAND Corporation), Фонд Кар-неги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), Совет по внешней политике (Council on Foreign Relations) и Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)2.

© Кравченко И.Ю., 2014

В данной работе основное внимание уделено двум наиболее влиятельным «мозговым центрам»: Институту Брукингса и «РЭНД Корпорэйшн». Главной задачей является определение подходов этих центров к современной ситуации в палестино-израильском конфликте и их воздействие на внешнюю политику США.

Прежде всего необходимо отметить, что степень влияния тех или иных «мозговых центров» на процесс принятия внешнеполитических решений в США во многом зависит от политической принадлежности избранного президента, самостоятельно назначающего своих советников - выходцев из различных экспертно-аналитических центров. По мнению эксперта по внешней политике США Т.А. Шаклеиной, «многие идеи, оценки, выводы и прогнозы получают отражение во внешнеполитических документах США -стратегиях национальной безопасности, звучат в заявлениях президента и членов администраций, конгрессменов, журналистов»3.

Тем не менее Белым домом всегда использовались данные большинства таких организаций. Это явилось залогом сбалансированной внешней политики США вплоть до прихода к власти Джорджа Буша-младшего, отдавшего предпочтение лишь одному «мозговому центру» - проекту «Новый американский век» (Project for the New American Century)4. Отличительными особенностями этого центра были идеи мировой гегемонии США и представление мира в ракурсе однополярности. Так, благодаря этой организации была пролоббирована идея превентивных ударов, которая господствовала в течение 10 лет.

Ученые и эксперты, работающие в «мозговых центрах», регулярно перемещаются на государственные должности и в обратном направлении. Такой феномен получил название «система вращающихся дверей»5. Таким образом, как пишет Ли Гамильтон, президент Международного научного центра им. Вудро Вильсона в 1999-2010 гг., «подобные центры являются полигоном для будущих высокопоставленных представителей американской админи-страции»6.

Так, в 2013 г. на пост специального помощника президента США по Ближнему Востоку, Северной Африке и региону Персидского залива был назначен Филипп Гордон - ведущий сотрудник Института Брукингса7. Многие члены команды Белого дома по Ближнему Востоку являются сотрудниками Центра стратегических и международных исследований.

Институт Брукингса был основан в 1916 г. на базе Института правительственных исследований, в задачу которого входило изучение внутренней политики США, и представляет собой коммерче-

скую общественно-политическую организацию, способствующую благодаря междисциплинарной исследовательской работе всеобъемлющему пониманию (в частности, политическими деятелями) различных альтернатив внутренней и внешней политики государства. По словам президента США Л. Джонсона, этот «могзговой центр» проводит «тщательные исследования» и дает «объективную оценку»8. Сам Институт старается подчеркивать свою роль в качестве производителя экспертизы с высоким «кредитом доверия»9. По политической и идеологической ориентации эта организация принадлежит к категории «центристских», совмещая консервативные идеи с прогрессистскими10. Институтом были определены следующие основные цели его деятельности:

• усиление американской демократии;

• обеспечение роста экономического и социального благополучия, безопасности и прогресса всех граждан Америки;

• гарантия и укрепление более открытой, безопасной и процветающей международной системы.

В качестве приоритетов были обозначены:

• энергия и климат;

• международная безопасность и дипломатия в условиях динамичного развития экономики;

• инновационное развитие;

• национальные системы образования и здравоохранения11. «РЭНД Корпорэйшн» представляет собой негосударственный

экспертно-аналитический центр, созданный в 1948 г. с целью изучения проблем военно-политического характера. Центр предоставляет военным органам США результаты всесторонних исследований и соответствующие выводы по вопросам безопасности и сопряженных проблем. «РЭНД Корпорэйшн» является ярким представителем второй волны эволюции подобных центров, которые стали финансироваться правительством. Центр также проводит военный анализ стратегических данных, сотрудничая с разведывательными органами Министерства обороны США12.

По размеру бюджета, составившего, согласно данным за 2013 г., почти 300 млн долл., «РЭНД Корпорэйшн» обогнала все другие «мозговые центры»13. На государственные заказы пришлось 82 %, 8 % составили взносы неафишируемых инвесторов, 2 % - частные заказы14. Однако Корпорация старается придерживаться беспристрастных взглядов в изучении различных вопросов, благодаря чему имеет статус авторитетной организации среди научного сообщества. Как и Институт Брукингса, «РЭНД Корпорэйшн» располагает высокопрофессиональными сотрудниками, а также

занимается междисциплинарными исследованиями, что дает ей определенное преимущество по сравнению с другими «мозговыми центрами»15. Именно «РЭНД Корпорэйшн» впервые начала использовать системный подход к анализу и сбору информации.

Миссия аналитического центра выражается в проведении таких исследований, которые способствовали бы совершенствованию принятия политических решений и определению политического курса государства.

Основными областями исследовательской деятельности «РЭНД Корпорэйшн» являются:

• национальная безопасность США;

• терроризм и международная безопасность;

• международные отношения и дипломатия;

• экономика и бизнес;

• наука и технологии;

• окружающая среда и проблемы энергетики;

• образование и медицинское обеспечение;

• институт семьи и права ребенка.

«РЭНД Корпорэйшн» имеет разветвленную сеть научных центров по всему миру, что позволяет располагать широкой базой информации по различным областям.

«Мозговой центр» рассматривает вопросы мировой политики, связанные с проблемами международной безопасности, терроризма и нераспространения ядерного оружия. Межгосударственные конфликты также входят в область исследования «РЭНД Кор-порэйшн». Проблемы Палестинских территорий и государства Израиль являются специальными тематическими разделами в структуре ее исследовательских программ16.

Российские исследователи Г.Б. Кочетков и В.Б. Супян, занимающиеся анализом американских «мозговых центров», указывают, что их деятельность в большей мере сосредоточена на изучении и разработке проблем внешней политики (в области международного сотрудничества, разрешения конфликтов, международной безо-пасности)17.

В частности, с этой целью Институт Брукингса под своим руководством запустил новые исследовательские центры, предназначенные для изучения конкретного предметного поля. Одним из них стал Центр Сабана по вопросам ближневосточной политики.

Ученые Института Брукингса, основываясь на центристских идеях, исторически отводили США критически важное место в системе международных отношений для формирования либерального миропорядка18. По мнению бывшего посла США в Израиле

Мартина Индика, такое доминирующее положение США получили после Второй мировой войны и в качестве главного актора международных отношений им следует поддерживать статус единственного регулятора международного процесса и исключительного посредника мирного разрешения конфликтов19.

Большинство аналитиков, специализирующихся на изучении Ближнего Востока в Институте Брукингса (М. Калб, Х. Элгинди, М. Индинг, С. Хамид), придерживаются позиции мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, которое, тем не менее, не будет способствовать слишком сильному переформатированию геополитической ситуации в регионе. Особую роль эксперты отводят роли личностного фактора в поисках решения конфликта. В этой связи подчеркивается существенная неприязнь президента США Барака Обамы и премьер-министра Израиля Беньямина Не-таньяху друг к другу. Истоки этой неприязни начинаются 19 мая 2011 г., когда Б. Обама выступил с речью, посвященной ситуации вокруг Ближнего Востока и Северной Африки. В ней он уделил внимание и палестино-израильскому конфликту. Обама заявил: «США уверены, что в результате переговоров должны быть образованы два государства и установлены постоянные границы Палестины с Израилем, Египтом и Иорданией, а также постоянная граница между Израилем и Палестиной»20.

Но самым важным в его речи было другое. Граница между Израилем и будущим палестинским государством, по словам президента, «должна пролегать по линиям 1967 г. при взаимно согласованном обмене территориями, таким образом, чтобы установить безопасные и признаваемые обоими государствами границы»21. «Мечты о еврейском и демократическом государстве не могут существовать одновременно с постоянной оккупацией», - резюмировал Обама22.

Ответная реакция Израиля не заставила себя долго ждать. В заявлении Нетаньяху говорилось о том, что возвращение к границам 1967 г. угрожает безопасности Израиля23. Он также подчеркнул, что данное решение не отвечает реалиям сегодняшнего дня, поскольку за все эти годы на так называемых оккупированных территориях обосновались десятки тысяч граждан Израиля и уходить они явно никуда не собираются24.

Тем не менее США, продолжая на деле материально и технически поддерживать Израиль с целью сохранения влияния в регионе, развязывают руки Нетаньяху для односторонних действий. Такое мнение высказал приглашенный специалист Института Марвин Калб еще в 2012 г., за год до начала налета израильских вооруженных сил на сирийские военные объекты25.

Кроме того, М. Калб полагает, что администрация Обамы совершает ошибку, настаивая на прекращении строительства поселений на Западном берегу Иордана. По его мнению, это одна из мер, приведшая к обратным результатам, среди которых раздражение израильского руководства внешней политикой Обамы. Эксперт также считает, что на иранском и сирийском направлениях Белый дом старается избегать идеи прямого вооруженного вторжения, чтобы не повторить тяжелый опыт Дж. Буша-мл. в Ираке и Афга-нистане26.

Институт выпустил серию статей, приуроченных к поездке Б. Обамы по Ближнему Востоку в марте 2013 г. Основной их идеей стал перезапуск мирного процесса обоюдными одновременными шагами конфликтующих сторон. Со стороны Израиля предполагалось осуществление сдерживания строительства поселений. Тем временем Палестина была призвана прекратить односторонние действия в ООН и Международном уголовном суде27.

По мнению Шади Хамита, руководителя исследований по Ближнему Востоку Института Брукингса в Дохе, акцент политики Белого дома на распространении демократии в арабских странах и некое равнодушие к израильской проблеме с одновременным списыванием всех «бед» Ближнего Востока на палестино-израильский конфликт может привести к негативным результатам28. И в первую очередь к закрытию окна возможности реализации стратегии «два государства для двух народов»29. По мнению же Халеда Элгинди, аналитика из Центра по ближневосточной политике Института Брукингса, следует положительно оценивать идею урегулирования конфликта путем создания Палестинского государства, существующего наравне с Израилем30.

Для достижения мира на Ближнем Востоке администрации Обамы, считает М. Калб, следует стремиться к возобновлению дружественных отношений с Израилем, которые, по его мнению, были нарушены после резких предложений Обамы по возвращению к границам 1967 г.; наконец, использовать свои возможности влияния на палестино-израильские отношения; дипломатическими способами убедить Иран не создавать ядерное оружие; найти действенный метод для политического урегулирования в Сирии. Ближневосточное турне Обамы 2013 г. было второй попыткой перезапуска мирного процесса после радикальной по содержанию, но безрезультатной Каирской речи 2009 г. В своей поездке по Ближнему Востоку 2013 г. Обама учел предыдущие ошибки и на этот раз сделал ставку на студенческую аудиторию Израиля, выступив в Университете Иерусалима. В своей речи президент США пред-

ложил избирателям активно участвовать в политической жизни государства, потому что от их мнения зависит будущее, и в первую очередь принятие соответствующих решений по созданию Палестинского государства31. Таким образом, признавая всю важность мартовского визита Обамы в Израиль в рамках ближневосточного турне и видя в нем реальную возможность для изменений в ближневосточной политике, М. Калб все же настаивает на необходимости принятия больших мер для достижения мира и безопасности в регионе32.

Институт Брукингса также проводит анализ политической обстановки в Палестине. Как известно, национальные институты Палестинской автономии до конца не оформились, однако большой вклад в их развитие внес ее премьер-министр Салам Файад, снятый с поста в 2013 г. Ему удалось значительно сократить масштабы коррупции в Палестине и прежде всего уменьшить размер хищений огромных средств, поступающих из-за рубежа для формирования палестинской государственности. Это способствовало росту доверия гражданского населения к правительству. С помошью Файада США оказывали влияние на политическую жизнь Палестинской автономии. В частности, благодаря его деятельности президент Палестины Махмуд Аббас стал склоняться к проведению переговоров с Израилем, что, по словам пресс-секретаря Госдепартамента США Виктории Нуланд, очень важно для процесса мирного урегулирования, который стараются поддерживать США33.

Однако в статье "The End of 'Fayyadism' in Palestine" сотрудник Центра Сабана по ближневосточной политике Халед Элгинди обращает внимание на отсутствие у США стратегических подходов в мирном процессе34. Эксперт видит причину в том, что в условиях дефицита институтов власти в Палестине американская политика в отношении этого государства изначально оказалась привязанной к единственной личности, чьи достижения не будут сохранены после его ухода с поста. Такой вывод эксперт делает исходя из очень напряженной ситуации внутри палестинской администрации, а также различий между поддержкой политической элиты (которая имелась лишь среди сторонников мирных переговоров) и населения (которой у Файада практически не было)35.

Между тем экспертами Института Брукингса особо подчеркивается, что невозможность мирного урегулирования палестино-израильского конфликта обусловлена высоким уровнем разобщенности палестинского общества и прежде всего политических кругов. В последние семь лет доминирующее положение в палестинской политической сфере стало занимать движение ХАМАС36.

С мнением такого актора международных отношений, согласно Х. Элгинди, необходимо считаться. Однако, по мысли аналитика, давление Конгресса и израильского лобби в Вашингтоне на администрацию Б. Обамы ставит в определенные рамки возможности ее внешнеполитических действий37.

Большим достижением «РЭНД Корпорэйшн» в исследовании палестино-израильского конфликта и поиске путей его разрешения стала программа Палестинской инициативы «Арка» ("The Arc"), призванная способствовать формированию новой парадигмы мира между Израилем и Палестиной38. «РЭНД Корпорэйшн» разработала самые доступные и понятные рекомендации по созданию успешного Палестинского государства. Концепция содержит идеи по совершенствованию городов, использованию земли и строительству развитой инфраструктуры.

Согласно проекту, задуманный инфраструктурный коридор свяжет города Западного берега реки Иордан между собой и с населенными пунктами сектора Газа39. Сюда включены: скоростная железная дорога; сеть современных отелей, ресторанов, магазинов; расходящиеся от железнодорожных станций бульвары с домами и школами; телекоммуникационные линии; электрификация; газопроводы; сооружения для хранения и подачи воды; аэропорт и морской порт в секторе Газа. Разработчики программы в перспективе рассматривают туризм в качестве одной из основных статей ВВП Палестины. Результатом должно стать увеличение количества рабочих мест и рост благосостояния палестинского народа. Таким образом, данный проект представляет собой реальный инструмент дипломатии для достижения мира40.

Однако для мирного урегулирования палестино-израильского конфликта существуют серьезные преграды. По мысли эксперта «РЭНД Корпорэйшн» Уоррена Басса, на этот процесс, в частности, отрицательно влияет игнорирование премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху концепции «два государства для двух народов». Тем не менее понимание Б. Обамой важности включения в процесс разрешения конфликта израильских граждан выглядит перспектив-ным41. На последних выборах в кнессет левые получили достаточное количество мест, чтобы стать второй доминирующей партией после правого крыла во главе с Нетаньяху. По мнению У. Басса, это означает, что левоцентристская идея о возобновлении мирного процесса переговоров с палестинцами получила поддержку израильского народа.

Согласно другому аналитику «РЭНД Корпорэйшн», Тове Нор-лен, палестино-израильский мирный процесс зашел в тупик. По

ее мнению, идея о двух государствах теряет свою силу, тем самым актуализируя необходимость выработки других формул решения затянувшегося конфликта42.

Эксперты «РЭНД Корпорэйшн» Д. Доббинс, Д.Д. Кэй, А. На-дер и Ф. Уири полагают, что на палестино-израильский конфликт оказывает влияние и иранская подрывная деятельность. Иран, помимо экспериментов по созданию ядерного оружия, имеет возможность склонить радикальные палестинские группировки к активной антисионистской деятельности43. Речь идет о поддержке антиизраильской партии ХАМАС, а также действующей на территории Ливана группировки «Хезболла»44. ХАМАС пользуется широкой общественной поддержкой и намерена взять под свое руководство правительство Палестины. Это, в свою очередь, прямо угрожает безопасности Израиля.

Исходя из этого стратегией США, по заключению Д. Доббинса, Д.Д. Кэй, А. Надера и Ф. Уири, должно стать не акцентирование внимания на ядерной проблеме Ирана, а международная критика нарушения прав человека в этой стране, а также осуществление кросскультурного диалога цивилизаций посредством создания образовательных программ обмена для иранской молодежи с последующими возможностями трудоустройства. Проявление заботы об иранском народе может изменить отношение к внешней политике США и снизить враждебность Ирана к Израилю. Более того, США следует активнее сдерживать стремление Израиля нанести превентивный удар по Ирану, что может привести к серьезным последствиям для безопасности Израиля в долгосрочной перспективе45.

Для возрождения мирного процесса между Израилем и Палестиной, согласно директору Центра публичной политики Ближнего Востока «РЭНД Корпорэйшн» Далии Дассы Кэй, необходимо задействовать египетское правительство46. Именно Египет может стать посредником в переговорах о прекращении огня, а также содействовать пересмотру существующей арабской мирной инициативы.

Важно уточнить, что «РЭНД Корпорэйшн» делает акцент в первую очередь на исследовании проблем национальной безопасности США. В частности, изучаются преимущества и недостатки израильских военных учений и боевых действий против специфических противников (ХАМАС, «Хезболла»), что помогает разработке американских военных операций и укреплению армии США.

В докладе эксперта «РЭНД Корпорэйшн» Дэвида Джонсона «Тяжелая борьба: Израиль в Ливане и Газе» представлены результаты исследования так называемых гибридных противников (как

правило, под этим термином понимают гибрид партизанских и регулярных войск)47. Ими используются различные виды оружия -переносные зенитно-ракетные комплексы, минометы, беспилотные авиационные системы и т. д. Тактики проведения операций против нерегулярных войск не эффективны в борьбе с гибридными армиями, имеющими оружие дальнего действия. Следовательно, заключает автор, армии США требуется выработка новых военных тактик и концепций для проведения боевых операций на Ближнем Востоке и противостояния любым агрессивным силам. В докладе даны конкретные рекомендации по этому поводу.

Суммируя результаты исследований «РЭНД Корпорэйшн» и Института Брукингса по проблемам Ближнего Востока, в том числе палестино-израильских отношений, стоит отметить высокий уровень работ экспертов, всесторонне освещающих рассматриваемые вопросы и дающих обширные рекомендации. Оба «мозговых центра» придерживаются системного подхода при изучении внешней политики, уделяя особое внимание сбору и анализу военной информации, предоставляемой вооруженным силам, Министерству обороны, Конгрессу и Администрации президента США. Резкая критика ближневосточной политики Б. Обамы в работах сотрудников «РЭНД Корпорэйшн» и Института Брукингса не высказывается. В большинстве проанализированных материалов аналитиков этих «мозговых центров» указывается на то, что внешняя политика США при Б. Обаме, в отличие от политики Дж. Буша-младшего, отличается прагматизмом.

В первый президентский срок Б. Обаме пришлось сглаживать результаты политики своего предшественника. Была реализована попытка улучшения имиджа Соединенных Штатов на Ближнем Востоке и восстановления влияния на ход событий в регионе в качестве главного актора мировой политики. «Арабская весна» коренным образом изменила обстановку в странах региона, выдвинув на передний план экстремистские исламистские группировки. Последствия мирового экономического кризиса также оказали влияние на политику США, которым пришлось переключить внимание на внутреннюю экономику. Все эти обстоятельства подтолкнули Б. Обаму к проведению прагматической политики, что постоянно подчеркивают аналитики «РЭНД Корпорэйшн» и Института Бру-кингса.

Тем не менее США продолжают придерживаться позиции поддержки Израиля и во всех ключевых переговорных моментах занимают его сторону. Ведущие экспертно-аналитические сообщества США постоянно пытаются найти пути разрешения палестино-

израильского конфликта, вырабатывая множество новых, иногда рискованных, проектов по его урегулированию. Несмотря на это преемственность внешнеполитического курса настолько сильна, что большинство из этих инициатив так и остались нереализованными. И все же именно в этих «мозговых центрах» рождаются концепции и доктрины, которые рано или поздно могут коренным образом повлиять на исход событий.

Примечания

В российском экспертном сообществе нет консолидированной позиции по поводу русскоязычного варианта термина "think tank". Можно встретить такие варианты, как «мозговой трест» (Н. Нарочницкая), «мозговой центр» (Т. Ша-клеина), «фабрика мысли» (Ю. Наумова), «мыслительный центр» (П. Тихон). Тем не менее вариант «мозговой центр» чаще всего встречается в экспертной среде как наиболее близкий к оригинальному смысловому значению, поэтому он и был выбран нами в качестве основного.

2013 Global Go To Think Tank Index Report [Электронный ресурс] // The Think Tanks and Civil Society Program. URL: http://gotothinktank.com/dev1/wp-content/ uploads/2014/01/GoToReport2013.pdf (дата обращения: 25.04.2014). P. 30-33. Введение в прикладной анализ международных ситуаций: Учебник / Под ред. Т.А. Шаклеиной. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 121.

Мирзаян Г.В. «Мозговые центры» и процесс принятия решений в США [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 3. URL: http://www. rusus.ru/?act=read&id=301 (дата обращения: 25.04.2014).

The Revolving Door (U.S. Foreign Policy Agenda: An Electronic Journal of the U.S. Department of State. 2002. November. Vol. 7. № 3) [Электронный ресурс] // GoogleBooks. URL: http://books.google.ru/books?id=C9sa-QdP3GYC&pg=PA 39&dq=haass+think+tanks+and+us+foreign+policy+system+of+doors&hl=en&s a=X&ei=FsR_UerlGujL4AS89IHgAg&ved=0CC8Q6AEwAA#v=onepage&q=h aass%20think%20tanks%20and%20us%20foreign%20policy%20system%20of%20 doors&f=false (дата обращения: 25.04.2014).

Цит. по: Между политикой и наукой / Интервью Л. Гамильтона И. Троицкому [Электронный ресурс] // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/ tenth/011.htm (дата обращения: 25.04.2014).

White House Announces New Coordinator for the Middle East, North Africa and the Gulf Region [Электронный ресурс] // The White House. URL: http:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/03/02/white-house-announces-new-coordinator-middle-east-north-africa-and-gulf- (дата обращения: 25.04.2014).

2

3

4

5

6

8 Public Papers of the Presidents of the United States: Lyndon B. Johnson. 1966. Book II. Washington, 1967 [Электронный ресурс] // MLibrary Digital Collection. URL: http://quod.lib.umich.edu/p/ppotpus/4731549.1966.002/470?page=root;rgn=full +text;size=100;view=image (дата обращения: 25.04.2014). P. 1096-1097.

9 Brooking's Reputation [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/about/reputation (дата обращения: 25.04.2014).

10 Кочетков Г.Б., Супян В.Б. «Мозговые центры» в США: наука как инструмент реальной политики [Электронный ресурс] // Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. URL: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=2010/5/05 (дата обращения: 25.04.2014).

11 All-Brookings Priorities [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/about/all-brookings-priorities (дата обращения: 25.04.2014).

12 Филиппов В.А. Аналитические центры - стратегический интеллектуальный ресурс. М.: ЛЕНАНД, 2007 [Электронный ресурс] // АрхиДока.ру. URL: http:// arhidoka.ru/materials/analit_center (дата обращения: 25.04.2014).

13 Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Указ. соч.

14 Financial Statements. Fiscal Year Ended September 29, 2013 [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/pubs/corporate_pubs/ CP665.html (дата обращения: 25.04.2014).

15 Ibid.

16 Israel Public Policy Research at RAND [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/jie/centers/israel.html (дата обращения: 25.04.2014); Occupied Palestinian Territory [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/topics/occupied-palestinian-territory.html (дата обращения: 25.04.2014).

17 Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Указ. соч.

18 Brookings Institution History [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/about/history (дата обращения: 25.04.2014).

19 Indyk M.S. Obama's Foreign Policy in his Second Term [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/interviews/ 2013/05/02-obama-foreign-policy-indyk (дата обращения: 25.04.2014).

20 Obama's Speech on U.S. Policies in Middle East and North Africa [Электронный ресурс] // IIP Digital. URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/text-trans/2011/05/20110519124857su0.5616201.html#axzz1Mv4EkmCT (дата обращения: 25.04.2014).

21 Ibid.

22 Ibid.

23 Нетаньяху не поддержал Обаму [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: http://scan.interfax.ru/TopicNews.aspx?id=284acd69-b609-48c7-8659-8ce2b2f6f4b6 (дата обращения: 25.04.2014).

24 Там же.

25 Kalb M. Obama's Israel Problem [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/blogs/up-front/posts/2012/05/09-israel-obama-kalb (дата обращения: 25.04.2014).

26 Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Indyk M.S. Five Things President Obama Can Do to Win Israel [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/opin-ions/2013/03/20-obama-israel-indyk (дата обращения: 25.04.2014).

28 Hamid S. Prioritizing Democracy: How the Next President Should Re-Orient U.S. Policy in the Middle East [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/papers/2012/06/20-middle-east-hamid (дата обращения: 25.04.2014).

29 Ibid.

30 Elgindy Kh. The Two-State Solution [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/opinions/2012/07/06-israel-pales-tine-elgindy (дата обращения: 25.04.2014).

31 Remarks of President Barack Obama to the People of Israel [Электронный ресурс] // The White House. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-of-fice/2013/03/21/remarks-president-barack-obama-people-israel (дата обращения: 25.04.2014).

32 Kalb M. Why Is Obama Going to Israel - Now? [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/blogs/up-front/posts/2013/03/18-obama-israel-kalb (дата обращения: 25.04.2014).

33 Nuland V. Daily Press Briefing - February 9, 2012 [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: http://www.state.goV/r/pa/prs/dpb/2012/02/183639. htm (дата обращения: 25.04.2014).

34 Elgindy Kh. The End of 'Fayyadism' in Palestine [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/opinions/2013/04/22-fayyad-ism-palestine-elgindy (дата обращения: 25.04.2014).

35 Ibid.

36 ХАМАС (полное название - Исламское движение сопротивления) - палестинское исламистское движение и политическая партия; признано террористической организацией во многих странах мира, включая США и Израиль.

37 Elgindy Kh. Palestinian Politics Do Matter [Электронный ресурс] // Brookings Institution. URL: http://www.brookings.edu/research/opinions/2013/03/24-pal-estine-politics-elgindy (дата обращения: 25.04.2014).

38 Video: The Arc - An Overview [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/multimedia/video/2009/04/16/the_arc_overview.html (дата обращения: 25.04.2014).

39 The RAND Palestine Initiative [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/pubs/corporate_pubs/CP562.html (дата обращения: 25.04.2014).

40 Ibid.

41 Bass W. Demonstration Effect [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/commentary/2013/03/22/FP.html (дата обращения: 25.04.2014).

42 Norlen T. What Does the Israel's Election Mean for Israeli-Palestinian Peace? [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: ttp://www.rand.org/com-mentary/2013/01/25/RAND.html (дата обращения: 25.04.2014).

43 Dobbins J., Kaye D.D., Nader A., Wehrey F. Bolster Diplomacy, Israeli Security, and the Iranian Citizenry [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http:// www.rand.org/pubs/periodicals /rand-review/issues/2012/spring/iran.html (дата обращения: 25.04.2014).

44 Хезболла - военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана.

45 Dobbins J., Kaye D.D., Nader A., Wehrey F. Op. cit.

46 Kaye D.D. Gaza: Hard Fighting Looms without a Broader Peace Strategy [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/blog/2012/11/ gaza-hard-fighting-looms-without-a-broader-peace-strategy.html (дата обращения: 25.04.2014).

47 Johnson D.E. Hard Fighting: Israel in Lebanon and Gaza [Электронный ресурс] // RAND Corporation. URL: http://www.rand.org/pubs/monographs/MG1085.html (дата обращения: 25.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.