Научная статья на тему 'Публичная дипломатия США в Израиле в президентство Б. Обамы'

Публичная дипломатия США в Израиле в президентство Б. Обамы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1157
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / US-ISRAEL RELATIONS / "МЯГКАЯ СИЛА" / SOFT POWER / "УМНАЯ СИЛА" / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PUBLIC DIPLOMACY / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / DIGITAL DIPLOMACY / SMART POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полякова Анна Александровна

Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов публичной дипломатии США в 2009-2014 гг. как политики «мягкой силы» в отношении Израиля в контексте американо-израильских отношений. Автор рассматривает образовательные и информационные программы США, реализуемые в Израиле, в качестве инструмента публичной дипломатии и обращает особое внимание на недостатки действий вашингтонской администрации в том, что касается реализации концепции «умной силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The US Public Diplomacy in Israel during the Presidency of Barack Obama

The article is devoted to the analysis of theoretical and practical aspects of the US public diplomacy in 2009-2014 as the policy of “soft power” toward Israel and in the context of the US-Israel relations. The author examines the US educational and informational programs implemented in Israel as an instrument of public diplomacy and focuses on the shortcomings of the Washington administration' actions with respect to the implementation of the “smart power” concept.

Текст научной работы на тему «Публичная дипломатия США в Израиле в президентство Б. Обамы»

А.А. Полякова

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ИЗРАИЛЕ В ПРЕЗИДЕНТСТВО Б. ОБАМЫ

Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов публичной дипломатии США в 2009-2014 гг. как политики «мягкой силы» в отношении Израиля в контексте американо-израильских отношений. Автор рассматривает образовательные и информационные программы США, реализуемые в Израиле, в качестве инструмента публичной дипломатии и обращает особое внимание на недостатки действий вашингтонской администрации в том, что касается реализации концепции «умной силы».

Ключевые слова: американо-израильские отношения, «мягкая сила», «умная сила», публичная дипломатия, цифровая дипломатия.

Публичная дипломатия используется государствами в качестве реального вспомогательного инструмента, способствующего продвижению их национальных интересов на мировой арене и оказывающего воздействие на происходящие события1.

Термин «публичная дипломатия» был впервые введен в научный оборот американским дипломатом Эдмундом Галлином в 1965 г.2 Согласно словарю Государственного департамента, публичной дипломатией называют «финансируемые правительством программы, направленные на информирование и влияние на граждан зарубежных стран посредством публикаций, кинопродукции, обменов в области культуры, радиовещания и телевидения»3.

Публичная дипломатия является одним из механизмов реализации концепции «мягкой силы», вызывающей повышенный интерес у специалистов разных областей научного знания. Ее автором считается профессор Гарвардского университета и член администрации Б. Клинтона Дж. Най. Согласно его концепции, «мягкая сила» - это способность достигать внешнеполитических целей

© Полякова А.А., 2015

путем убеждения, привлечения, аргументации, что ведет к диалогу и взаимопониманию4.

«Мягкая сила» Соединенных Штатов направлена на решение двух основных задач: во-первых, создание положительного имиджа страны за рубежом вообще и содействие формированию выгодного для США восприятия их внешней политики в частности, во-вторых, распространение американской культуры и ценностей.

По результатам исследования "Soft Power Survey" за 2013 г., опубликованного международным журналом "Monocle", Соединенные Штаты значительно преуспели в использовании «мягкой силы», занимая в международном рейтинге третье место5.

В 2008 г. Дж. Най и Р. Армитадж расширили концепцию «мягкой силы» посредством тезиса об «умной силе». «Умная сила» предполагает сочетание ресурсов «жесткой» и «мягкой силы», т. е. не исключает использования военного и экономического давления, однако нацелена на создание и укрепление партнерских и дружеских отношений между США и другими странами. Согласно данным Государственного департамента, «умная сила» направлена на обеспечение безопасности США и их союзников, укрепление роли Соединенных Штатов в качестве лидера по обеспечению глобального блага, защиты и продвижения американских ценностей6.

В 2009 г. заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью Джудит Макхейл заявила, что «умная сила» станет приоритетной концепцией для администрации Б. Обамы в реализации новой стратегии публичной дипломатии США7.

Инструментами в арсенале «умной силы» Соединенных Штатов стали укрепление и расширение сотрудничества США с неправительственными (НПО) и международными организациями, осуществление программ международного развития и экономической интеграции, развитие технологий и инноваций, убеждение и применение различных рычагов влияния8.

Публичная дипломатия, в свою очередь, позволяет реализовы-вать как «мягкую», так и «умную силу» посредством образовательных, информационных и культурных программ.

Информационные программы включают в себя деятельность традиционных средств массовой информации: газет, радио и телевидения. Параллельно с развитием киберпространства в публичной дипломатии появилось новое эффективное направление -цифровая дипломатия.

Впервые идею использования Интернета как инструмента публичной дипломатии предложил директор Информационного

агентства США Дж. Даффи в 1996 г9. Необходимость установления контактов между американским правительством и зарубежными обществами подтолкнула Соединенные Штаты к развитию сетевой дипломатии, а появление внешнего врага в лице исламского фундаментализма способствовало использованию Интернета для ведения информационных войн, мониторинга общественного мнения и мгновенной реакции на те или иные события.

Администрация Барака Обамы вывела цифровую дипломатию на новый политический уровень. В 2009 г. госсекретарь США Хилари Клинтон предложила новую программу американской внешней политики, одним из основных направлений которой стала цифровая дипломатия10. Главная задача такой дипломатии - объединение пользователей сети Интернет вокруг правительства США. В рамках осуществления сетевой дипломатии Госдепартамент США создал около 230 страниц в Facebook, 80 - в Twitter, 55 каналов на YouTube и 40 страниц на Flickr. Успешно реализуя цифровую дипломатию, Барак Обама стал первым президентом Соединенных Штатов, активно использующим Всемирную паутину. Американский президент зарегистрирован и официально подтверждает свое присутствие в 16 различных интернет-сервисах. Микроблог Обамы в «Твиттере» является одним из самых популярных в мире, так как его читают уже более 43 млн человек. Именно Барак Обама во время своего первого президентского срока сделал популярным общение официальных лиц с пользователями Интернета.

Реальным механизмом такой дипломатии становятся социальные сети, в частности Facebook и Twitter, которые, например, в период «арабской весны» превратились в платформы протестного движения. В научно-исследовательской литературе появился даже специальный термин Twiplomacy - осуществление дипломатии через социальную сеть Twitter11.

Цифровая дипломатия полностью вписывается в публичную дипломатию с присущими ей элементами, которые были охарактеризованы американским исследователем Н. Куллом. Он впервые ввел в научный оборот понятие «слушание» (listening), а именно установление диалога с зарубежными обществами и анализ общественного мнения. Второй элемент публичной дипломатии, на который обратил внимание Н. Кулл, - информационные кампании для формирования положительного мнения в зарубежных странах (advocacy)12. Другими словами, это реакция на общественное мнение с целью его коррекции в необходимом для Соединенных Штатов направлении. Именно эти элементы были предложены Дж. Макхейл в качестве нововведений в американскую публичную дипломатию в 2009 г.

Поскольку культурные программы являются средством реализации публичной дипломатии, культурную дипломатию можно рассматривать как составляющую часть публичной дипломатии. Культурная дипломатия подразумевает обмен идеями, информацией, ценностями, методами, традициями, мнениями для достижения взаимопонимания13. Она также нацелена на достижение определенных интересов и тиражирование позитивного имиджа страны.

Значение публичной дипломатии усиливается в условиях конфликта и культурно-цивилизационного противостояния. Например, в начале 2000-х гг. на фоне роста антиамериканских настроений в мусульманских странах именно они привлекают повышенное внимание в качестве объекта публичной дипломатии США.

Однако публичная дипломатия имеет большое значение и во взаимоотношениях Соединенных Штатов с союзниками, в частности с Израилем, который является одним из ключевых игроков в Ближневосточном регионе. Несмотря на традиционно дружественные отношения между США и Израилем, существует фактор, который способствует сохранению напряженности, - палестино-израильский конфликт.

С приходом к власти в 2009 г. Барак Обама намеревался выстроить новую политику в отношениях с арабским и мусульманским миром, отличающуюся от той, которую проводила администрация его предшественника Дж. Буша-младшего.

В своей каирской речи Барак Обама не забыл подчеркнуть незыблемость союзнических отношений США с Израилем и заявил, что не станет отступать от исторически сложившихся принципов оказания поддержки государству Израиль, но также выразил симпатию к палестинцам, осудив продолжающуюся экспансию израильских поселенцев на западный берег реки Иордан14. Именно с выступления Обамы в Каире начался период охлаждения в американо-израильских отношениях.

Несмотря на негативную политическую конъюнктуру, связь между США и Израилем не стала менее тесной. Так, согласно опросу, проведенному в США Центром современных еврейских исследований Коэна при Университете Брандейс в 2009 г., примерно 63 % респондентов заявили, что они чувствуют личную тесную связь с Израилем, в то время как 75 % указали на тот факт, что забота о происходящем в Израиле является важной частью их национального самосознания15.

Причиной кризиса в американо-израильских отношениях в 2010 г. стали критические заявления Барака Обамы по поводу

строительства израильских поселений на оккупированных территориях. Политику Обамы стали воспринимать как «слишком жестокую» по отношению к еврейскому государству и называть «антиизраильской». Опрос общественного мнения, проведенный по заказу газеты "The Jerusalem Post" в мае 2011 г., показал, что 40 % израильтян считают политику Барака Обамы «пропалестинской» и только 12 % жителей государства поддерживают его политику16.

Однако после произнесенной президентом США речи на сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. ситуация изменилась и популярность Барака Обамы в Израиле значительно возросла. В своей речи он заявил, что к созданию палестинского государства могут привести только переговоры с Израилем17. Впоследствии Обама проинформировал главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса, что США воспользуются правом вето в Совете Безопасности в случае обращения Палестины в ООН с требованием включить ее в состав организации. Согласно опросу, проведенному в конце сентября 2011 г. в Израиле, уже 54 % его граждан одобряли политику Обамы и считали ее благоприятной для еврейского государства. И только 19 % по-прежнему полагали, что в политике Обамы преобладает «пропалестинская» направленность18.

Новый виток напряженности в отношениях между США и Израилем возник на фоне приостановки Израилем переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта, которые начались в июле 2013 г. при активном посредничестве США и, в частности, государственного секретаря Джона Керри.

Одним из ключевых вопросов, по которому между США и Израилем до сих пор остаются определенные разногласия, является иранская ядерная программа. Израиль добивается от Соединенных Штатов проведения жесткой политики по отношению к Ирану, так как видит в его ядерной программе угрозу своей безопасности. Для Израиля единственно приемлемым результатом переговоров с Ираном является отказ этой страны от своей ядерной программы. Однако в 2013 г. США пошли на сближение с Исламской Республикой Иран, чем вызвали резкую критику израильского руководства и как следствие ухудшение американо-израильских отношений.

Тем не менее посол Израиля в Вашингтоне Майкл Орен утверждает, что, несмотря на разногласия по вопросу иранской ядерной программы, Израиль и США остаются союзниками. Посол США в Израиле Дан Шапиро также подтвердил, что разногласия между странами не означают кризиса в двусторонних отношениях, нацеленных на выполнение общей миссии на Ближнем Востоке19.

Укреплению двусторонних отношений, а также созданию положительного образа США в Израиле способствует публичная дипломатия, которая широко используется Соединенными Штатами в еврейском государстве.

Соединенные Штаты осуществляют публичную дипломатию в Израиле прежде всего посредством образовательных и информационных программ, что полностью вписывается в концепцию «мягкой силы».

Бюро по делам образования и культуры (The Bureau of Educational and Cultural Affairs) Госдепартамента США осуществляет в еврейском государстве самую известную образовательную программу У. Фулбрайта20. Для участия израильтян в этой программе в 1956 г. был создан Американо-израильский образовательный фонд (United States-Israel Educational Foundation). Целевой аудиторией программы американского сенатора У. Фулбрайта считаются студенты, аспиранты, специалисты, ученые и исследователи, которые обладают высоким уровнем академической успеваемости, лидерскими качествами, гибкостью и способностью быстро адаптироваться к условиям иной культурной среды. Таким образом, эта программа рассчитана на действующую или потенциальную элиту общества, которая впоследствии сможет оказывать влияние на политику своей страны. Согласно статистике Института международного образования (Institute of International Education), за 2012-2013 гг. по программе Фулбрайта прошли обучение 2430 израильских студентов21. Среди выпускников программы немало членов правительства и представителей интеллигенции. Это доказывает, что программа способствует формированию дружественной США элиты Израиля.

Американо-израильский фонд осуществляет программу конференций (Fulbright-Israel inference Program), которая предоставляет платформу для выступлений и дискуссий стипендиатам и выпускникам программы Фулбрайта, а также спикерам из США и Израиля22.

Примечательно, что американские образовательные программы имеют большую популярность среди израильской молодежи. Прежде всего израильтян привлекает возможность установления деловых связей с представителями международных компаний. Студенты из Израиля в основном ориентируются на США. В рейтинге уровня образования в странах мира (Education Index) за 2013 г. Соединенные Штаты занимают первое место. Кроме того, дипломы вузов США наиболее востребованы работодателями23.

Израиль традиционно участвует в американских программах военного обучения. Государственный департамент США финан-

сирует самую известную из них - Международную программу военного образования и стажировок (International Military Education and Training). Она обеспечивает обучение и образование военнослужащих на основе грантов24, что способствует поддержанию благоприятного имиджа США в армии, а также распространению американского влияния в регионе в целом.

Кроме того, в рамках публичной дипломатии США осуществляется деятельность совместных американо-израильских фондов, нацеленных на развитие взаимоотношений двух стран в области промышленности и сельского хозяйства на уровне научно-технической интеллигенции: Фонд двусторонних промышленных исследований и развития (Binational Industrial Research & Development Foundation), основанный для обеспечения посреднических услуг между израильскими и американскими промышленными компаниями в области высоких технологий25; Фонд двусторонних исследований и разработок в сфере сельского хозяйства (Binational Agricultural Research and Development Fund), созданный для поддержки американо-израильского сотрудничества в области сельскохозяйственных исследований26; Фонд двусторонних научных исследований (Binational Science Foundation), содействующий развитию сотрудничества в научно-технических исследованиях27.

Осуществляя образовательные программы и оказывая воздействие не только на элиты общества, но и на молодежь, Соединенные Штаты используют образование для распространения своего влияния.

Важным инструментом реализации публичной дипломатии США в Израиле в начале XXI в. стали информационные программы. Поскольку Ближний Восток остается одной из приоритетных зон публичной дипломатии США, в регионе была создана широкая сеть американских радиостанций и телевидения. В частности, телеканал «Аль Хурра» и радио «Сава» осуществляют вещание на Израиль и Палестинские территории, оказывая воздействие на арабское население страны28.

Трансляция спутникового телеканала «Аль Хурра» включает в себя новостные программы, освещающие последние события на Ближнем Востоке, в США и во всем мире, а также телепередачи, посвященные вопросам науки и культуры, политики и бизнеса. Таким образом, Соединенные Штаты имеют возможность передавать новости, соответствующие их интересам.

Телеканал транслирует специальные программы, рассказывающие о повседневной жизни американского общества, об истории и политике США, параллельно обращая внимание на создание об-

раза успешных арабских американцев, что способствует развитию доверия арабского населения Израиля к США, в том числе как к посреднику в палестино-израильском конфликте. Кроме того, отдельным направлением работы телеканала стал весь комплекс проблем развития стран Ближнего Востока с особым акцентом на недостатках политических режимов региона, достоинствах курса США, преимуществах развития государства Израиль.

Особое внимание канал «Аль Хурра» уделяет женской аудитории, еженедельно транслируя интервью с влиятельными арабскими женщинами, а также дискуссии о правах женщин в регионе. Поднимая вопросы социального положения женщин в обществе, США стимулирует процесс эмансипации. Это способствует более активному вовлечению арабских женщин в процесс производства в Израиле, который стремится не только повысить долю трудоспособного населения за счет увеличения занятости женщин в арабском секторе, но и увеличить ВВП страны на душу населения, преодолев отставание Израиля от 15 наиболее развитых стран29.

Радио «Сава» осуществляет преимущественно трансляцию музыки. 80 % эфирного времени посвящено популярным песням арабских, американских и европейских исполнителей. 20 % эфира отведено рубрикам последних новостей, интервью и спорта30.

Помимо реализации своих целей, США помогают еврейскому государству противостоять арабским странам в информационной войне. Так, когда между Израилем и ХАМАС вспыхнула борьба, телеканал «Аль Хурра» освещал обе стороны сложившейся ситуации. «Аль Хурра» предоставил еврейской стороне возможность рассказать о своем положении, чего не делали арабоязычные каналы, и показал страдания израильских и палестинских граждан.

Что касается печатных изданий, то около половины израильских газет переводятся на английский язык. Кроме того, в наиболее известных израильских газетах, таких как "The Times of Israel", "The Jerusalem Post", "Haaretz", существуют разделы, посвященные еврейской диаспоре, в том числе в США. Это показывает тесную связь двух стран и координацию действий в информационном пространстве.

Газеты, радио и телевидение считаются эффективными средствами публичной дипломатии, однако сейчас они постепенно уходят на второй план, отдавая первенство сети Интернет, особенно в работе с главной целевой аудиторией - молодежью.

Проводя цифровую дипломатию, Соединенные Штаты умело используют Всемирную паутину для создания положительного

имиджа страны, разъяснения своей внешней политики и распространения американских культурных ценностей.

Американская цифровая дипломатия осуществляется и в отношении Израиля. Еврейское государство входит в число активных пользователей Всемирной паутины. По данным компании «Безек», в Израиле сегодня из 8,1 млн человек около 5 млн являются интернет-пользователями. В среднем 82 % из них выходят в сеть еже-дневно31. По данным TechCrunch, на сайт Facebook каждый день заходит почти треть израильтян - 2,7 млн человек. Всего активных пользователей-израильтян этой социальной сети насчитывается более 3,8 млн человек32. По данным компании «Комскор», социальной сетью Twitter ежедневно пользуются 235 тыс. израильтян. Этот показатель касается только владельцев стационарных компьютеров, а с учетом пользователей мобильных устройств число израильтян в Twitter значительно больше33.

Дипломатия в киберпространстве позволяет полномасштабно осуществлять концепцию «слушания», которая имеет большое значение в контексте международной коммуникации, как подчеркнул Барак Обама в интервью телеканалу «Аль Арабия» в 2009 г.34 Благодаря такому общению у пользователей создается впечатление личного знакомства, близкого общения, появляется надежда быть услышанными, что непосредственным образом влияет на личный рейтинг официального лица, а также государства в целом.

Методы реализации публичной дипломатии, основанные на деятельности в сети Интернет, - сетевые контакты, форумы и интернет-телевидение - вписываются в концепцию «умной силы».

В Израиле существует множество интернет-форумов, где обсуждаются американо-израильские взаимоотношения, политика Соединенных Штатов. Например, на Israelforum.com существуют разные разделы, посвященные насущным проблемам еврейского государства. В частности, участники форума могут найти отдельный раздел, посвященный политике США (U.S. politics)35.

Помимо потребления новостей, израильтяне также пользуются мультимедийной платформой YouTube, отправляя свои сообщения всему миру. Так, во время операции «Литой свинец» Израиль выкладывал видео происходящих событий36. Кроме того, Израиль также использовал Twitter для общения с молодежью. Именно в Twitter разворачивались дебаты о ситуации в Секторе Газа. Тем самым еврейское государство, используя американские методы, пыталось противостоять информационной войне, которая разразилась в 2008 г., и донести свою точку зрения до пользователей социальных сетей.

Примером реализации «умной силы» США в Израиле можно считать заявление госсекретаря Дж. Керри на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в 2014 г. о возможном экономическом бойкоте Израиля странами Запада и вероятной третьей интифаде, в случае если Израиль не примет требования палестинских арабов и не подпишет с ними договор о создании Палестинского государства37. Таким образом, США пытаются убедить еврейское государство, оказывая давление с применением экономических рычагов влияния.

В концепцию «умной силы» вписывается и деятельность различных неправительственных организаций. Однако ее нельзя признать успешной.

В Израиле действует специальная некоммерческая организация, занимающаяся сбором информации об НПО, анализом их деятельности и распространением результатов своих исследований, - "NGO Monitor". Согласно ее данным, в Израиле осуществляют свою деятельность такие американские организации, как «Джей-стрит» (JStreet), Фонд Форда, Новый израильский фонд (New Israel Fund), к которым в Израиле относятся крайне негативно.

Леворадикальная и антиизраильская направленность НПО «Джей-стрит» очевидна. Один из ее основателей, Даниэль Леви, назвал создание государства Израиль «исторической ошибкой». «Джей-стрит» получает пожертвования от проживающих в Америке мусульман, а также от нескольких лиц, связанных с лоббированием интересов Палестинской автономии и Ирана38.

Фонд Форда является некоммерческой и неправительственной организацией и позиционирует себя как защитник демократии и прав человека. В течение холодной войны Фонд служил прикрытием финансовых операций ЦРУ и имел тесную связь с Управлением39. Посредством иностранных фондов - Палестинского центра по правам человека (Palestinian Center For Human Rights) и Центра защиты конституционных прав (Center for Constitutional Rights) -Фонд Форда оплачивал иски против ряда израильских военных40. В 2003 г. он подвергся критике за поддержку палестинских НПО, участвовавших в антиизраильских мероприятиях в ходе Всемирной конференции против расизма в 2001 г. После подписания 21 конгрессменом петиции фонд был вынужден принести извинения. В то же время Фонд Форда объявил о создании Нового израильского фонда (НИФ).

Полковник Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Бенни Янайя заявил: «Новый израильский фонд действует против Израиля,

против солдат страны». Организация «Консенсус», в которую входят 300 высокопоставленных израильских армейских офицеров, убеждена, что НИФ является в настоящее время ведущей угрозой для боевой эффективности израильской армии, ВВС и ВМФ41.

Таким образом, несмотря на то что американские НПО активно действуют в Израиле, их деятельность не способствует укреплению двусторонних отношений.

Ярким примером реализации публичной дипломатии США является деятельность Американо-израильского комитета по общественным связям (American-Israel Public Affairs Committee -AIPAC), который был создан в 1954 г. с целью обеспечить поддержку молодому еврейскому государству со стороны правительства Соединенных Штатов Америки. С тех пор AIPAC постоянно способствует укреплению отношений между США и Израилем в экономической, политической и военной областях42. Начав свою деятельность как одно из многочисленных лобби в конгрессе, AIPAC превратился во влиятельную организацию со штаб-квартирой в Вашингтоне и местными представительствами по всей территории США. Члены AIPAC активно работают не только в Конгрессе, но и в самых различных кругах общества, стремясь вовлечь как можно больше американских граждан в мероприятия по укреплению дружественных связей между Израилем и США. Таким образом, пользуясь значительным влиянием в Вашингтоне, еврейское лобби оказывает давление на законодательную и исполнительную власти США.

Еврейское лобби осуществляет контроль над такими ведущими газетами, как "The Wall Street Journal", "The New York Times", "The Washington Post", а также журналами "New Republic", "Commentary", "Weekly Standard"43.

Многочисленная и влиятельная еврейская диаспора в США является своеобразным инструментом публичной дипломатии. По данным еврейской энциклопедии, в США проживают 5,6 млн евреев, что составляет 1,8 % всего населения страны. Большинство из них живут в крупных городах: прежде всего в Нью-Йорке, а также в Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго, Бостоне44. К началу XXI в. в США действовало 5380 еврейских организаций. Политическая система и политическая культура США позволяют еврейским организациям играть решающую роль на выборах всех уровней, делая большие взносы в предвыборные фонды45.

Американские евреи занимают ведущие посты в теле- и киноиндустрии, заведуют театрами и управляют консерваториями.

Располагая огромным влиянием в СМИ и щедро финансируя научно-исследовательские центры, еврейское лобби создает положительный имидж Израиля в США. Кроме того, посредством культурных мероприятий, а также личных контактов американские евреи оказывают влияние на евреев, живущих в Израиле.

Можно с уверенностью сказать, что в начале XXI в. США активно используют публичную дипломатию для поддержания и укрепления взаимоотношений с Израилем. Несмотря на охлаждение американо-израильских отношений и разногласия по некоторым вопросам, две страны остаются союзниками благодаря тесной связи не только двух государств, но и двух народов, реальный вклад в которую вносит публичная дипломатия.

Примечания

Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2010. С. 18.

Долинский А. Публичная дипломатия для бизнеса, НКО и университетов [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=2399#top (дата обращения: 04.04.2014). Цатурян С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии [Электронный ресурс] // АНО Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/component/csef/project/-/-/-?id=3371 (дата обращения: 06.04.2014).

Nye J. Soft Power: The Means of Success in World Politics. N. Y.: Public Affairs Press, 2004. P. 6-7.

Soft Power Survey 2013 [Электронный ресурс] // Monocle. URL: http://monocle. com/film/affairs/soft-power-survey-2013/ (дата обращения: 23.04.2014). American "Smart Power": Diplomacy and Development Are the Vanguard [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/r/pa/ pl/162247.htm (дата обращения: 08.04.2014).

Public Diplomacy: A National Security Imperative [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/rAemarks/2009/124640.htm (дата обращения: 23.06.2014).

Журавлева В.Ю. Концепция «умной силы» и Стратегия национального развития Б. Обамы [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 (дата обращения: 14.06.2014). Цветкова Н. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США [Электронный ресурс] // История США. URL: http://www.ushistory.ru/stati/559-programmy-web-20-v-publichnoj-diplomatii-ssha.html (дата обращения: 09.04.2014).

2

3

4

5

6

7

8

10 U.S. Secretary of State Hillary Rodham Clinton speaks about 21st century statecraft [Электронный ресурс] // YouTube. URL: http://www.youtube.com/watch7v-x-6PFPCTEr3c (дата обращения: 20.06.2014).

11 Зонова Т. Публичная дипломатия и ее акторы [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=681#top (дата обращения: 10.04.2014).

12 Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 35.

13 Hemming J. Comment on Cultural Diplomacy [Электронный ресурс] // Academy for Cultural Diplomacy. URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/index. php?Comment-on-Cultural-Diplomacy-4 (дата обращения: 10.06.2014).

14 Косач Г.Г. Барак Обама в Каирском университете: речь, обращенная к арабскому и мусульманскому миру [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/7p-8763 (дата обращения: 07.04.2014).

15 Связь евреев Америки с Израилем остается неизменной [Электронный ресурс] // Media international group MIGnews.com. URL: http://www.mignews.com/news/ society/world/050910_03529_13725.html (дата обращения: 07.04.2014).

16 Hoffman G. Poll: 12 % of Israeli Jews consider Obama to be pro-Israel [Электронный ресурс] // The Jerusalem Post. URL: http://www.jpost.com/Diplomacy-and-Politics/Poll-12-percent-of-Israeli-Jews-consider-Obama-to-be-pro-Israel (дата обращения: 07.04.2014).

17 The United States of America. Statement summary [Электронный ресурс] // General Assembly of the United Nations. URL: http://gadebate.un.org/66/unit-ed-states-america (дата обращения: 07.04.2014).

18 Hoffman G. Op. cit.

19 Бывший посол Израиля в США рассказал об истинных отношениях Обамы и Нетаниягу [Электронный ресурс] // Центральный еврейский ресурс SEM 40. URL: http://www.sem40.ru/index.php7newsid-237750 (дата обращения: 13.06.2014).

20 About Us [Электронный ресурс] // United States-Israel Educational Foundation. URL: http://fulbright.org.il/en/ (дата обращения: 08.04.2014).

21 International Students: All Places of Origin [Электронный ресурс] // Institute of International Education. URL: http://www.iie.org/Research-and-Publications/ Open-Doors/Data/International-Students/All-Places-of-Origin/2011-13 (дата обращения: 08.04.2014).

22 About Us // United States-Israel Educational Foundation...

23 Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] // Global EDU. URL: http://global-edu.ru/foreign-education/education-country-ratings/ (дата обращения: 21.04.2014).

24 International Military Education and Training (IMET) [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/pm/65533.htm (дата обращения: 08.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 What is BIRD? [Электронный ресурс] // BIRD Foundation. URL: http://www. birdf.com/?CategoryID=317&ArticleID=374 (дата обращения: 17.04.2014).

26 U.S.-Israel Binational Foundations: Binational Agricultural Research & Development Fund (BARD) [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http:// www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/BARD.html (дата обращения: 17.04.2014).

27 U.S.-Israel Binational Foundations: Binational Science Foundation (BSF) [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www.jewishvirtual-library.org/jsource/US-Israel/bsf.html (дата обращения: 17.04.2014).

28 Alhurra TV, Radio Sawa [Электронный ресурс] // Broadcasting Board of Governors. URL: http://www.bbg.gov/broadcasters/mbn/ (дата обращения: 09.04.2014).

29 Дубсон Б.И. Современный Израиль: Социально-экономические очерки. М.: Международные отношения, 2014. С. 28.

30 Radio Sawa [Электронный ресурс] // World News Network. URL: http://wn.com/ radio_sawa (дата обращения: 18.04.2014).

31 Интернет в Израиле. Статистика [Электронный ресурс] // 9tv.co.il. URL: http://9tv.co.il/news/2014/02/26/169935.html (дата обращения: 07.04.2014).

32 Там же.

33 Сотни тысяч израильтян сидят в «Твиттере» [Электронный ресурс] // 9tv. co.il. URL: http://9tv.co.il/news/2014/05/27/176619.html (дата обращения: 14.06.2014).

34 Obama tells Al Arabiya peace talks should resume [Электронный ресурс] // AL ARABIA NEWS. URL: http://www.alarabiya.net/articles/2009/01/27/65087.html (дата обращения: 12.04.2014).

35 2 4-Hour News, Discussion & Debate from a Pro-Israeli Viewpoint [Электронный ресурс] // Israelforum. URL: http://www.israelforum.com/ (дата обращения: 09.04.2014).

36 Israel uses YouTube, Twitter to share its point of view [Электронный ресурс] // CNN.com. URL: http://edition.cnn.com/2008/WORLD/meast/12/31 /israel.you-tube/ (дата обращения: 11.04.2014).

37 Генис Д.Е. Керри угрожает Израилю бойкотом [Электронный ресурс] // Сервер «Заграница» при библиотеке Мошкова. URL: http://world.lib.ru/g/genis_d_e/ kerri_boikot_israel.shtml (дата обращения: 09.04.2014).

38 Левые американские евреи задумали переворот в Израиле [Электронный ресурс] // Новости ХАДАШОТ. URL: http://hadashot.kiev.ua/old/Hadashot%20 06-2012/Had%2013-06-2012.html (дата обращения: 20.04.2014).

39 Лабарик П. Почему Фонд Форда финансирует споры [Электронный ресурс] // Сеть Вольтер. URL: http://www.voltairenet.org/article129883.html (дата обращения: 25.04.2014).

40 Генис Д.Е. Кто платит левым «правозащитникам» Израиля [Электронный ресурс] // Сервер «Заграница» при библиотеке Мошкова. URL: http://world.lib. ru/g/genis_d_e/ktoplatitlevymisrailya.shtml (дата обращения: 20.04.2014).

41 Black E. Financing the Flames [Электронный ресурс] // Financing the Flames by Edwin Black. URL: http://www.financingtheflames.com/ (дата обращения: 30.04.2014).

42 Our Mission [Электронный ресурс] // AIPAC America's Pro-Israel Lobby. URL: http://www.aipac.org/about/mission (дата обращения: 18.04.2014).

43 Меликян А. Евреи и США [Электронный ресурс] // Журнал «Золотой лев». URL: http://www.zlev.ru/173/173_56.htm (дата обращения: 18.04.2014).

44 Евреи США: история успеха [Электронный ресурс] // Jewish.ru. URL: http:// www.jewish.ru/history/facts/2011/10/news994301406.php (дата обращения: 15.04.2014).

45 Меликян А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.