Научная статья на тему 'П. В. Разин. Журналы в мире субкультурных сообществ'

П. В. Разин. Журналы в мире субкультурных сообществ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. В. Разин. Журналы в мире субкультурных сообществ»

П.В. Разин

ЖУРНАЛЫ В МИРЕ СУБКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ*

Термин «субкультура» употреблялся в различное время в разных значениях. Традиционно им обозначалась девиантная активность маргинальных слоев общества. В 70-е годы ХХ в. под субкультурой стали понимать богемную молодежь (хиппи, стиляги, панки и проч.). Затем под этим термином уже понимались модели межличностного взаимодействия участников жестких социальных структур (школа, тюрьма, армия) и дедовщина в этих структурах. В современной литературе уже говорят о «субкультуре молодежи», «субкультуре туристов, провозящих наркотики», о субкультуре рекламистов, полицейских, журналистов или «о субкультуре целого социального строя, например, представителей управленческого аппарата со своей системой символов, ценностей и оценок» (с. 209).

Автор реферируемой статьи понимает под субкультурой «реальные городские социальные группы, занятые нетрадиционными, необычными, выходящими за пределы ежедневных потребностей основной массы населения и обычной (массовой) культуры практиками» (с. 210). Согласно данным Центра изучения массовых информационных процессов, различные российские субкультурные сообщества насчитывают 10,6% населения старше 16 лет (с. 213). Только в Москве насчитывается 450 таких сообществ (там же).

Однако при этом совершенно не разработаны в социологическом дискурсе их отношения со средствами массовой информации

* Разин П.В. Журналы в мире субкультурных сообществ // СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 209-224.

Журналы в мире субкультурных сообществ

(СМИ). Дело в том, что участие в субкультурах, как правило, характеризуется стремлением «ускользнуть» из пространства влияния СМИ. Локализация многих субкультур осуществляется часто в потаенном, непредсказуемом, маргинальном пространстве: «Лес, море, горы, подземелье, небо, заброшенные военные и промышленные объекты, иные страны, иные культуры» (с. 214).

Учрежденные непосредственно самими субкультурами журналы и другие СМИ автор реферируемой статьи предлагает классифицировать по ряду признаков: 1) журнал издается «ядром» сообщества, причем большим тиражом («Рыбачьте с нами», «Квир» и др.); 2) если журнал издается минимальным тиражом, то он ориентирован только на членов сообщества, для внутреннего пользования (часто на офисной технике); 3) журнал издается независимой от сообщества группой для обслуживания нескольких однотипных сообществ («Афиша», «Хулиган», «Доски» и проч.); 4) журнал признается сообществом «культовым», хотя он является обычным изданием для массового потребителя («Vogue», «Elle», «Esquire» и др.); 5) журнал специализируется на иной проблематике, но иногда публикует статьи о той или иной субкультуре (с. 220-221).

«Собственные журналы с тиражом более 500 экземпляров есть у 170 из приблизительно 450 зафиксированных нами российских субкультурных сообществ», - пишет автор реферируемой статьи (с. 221).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.