Научная статья на тему 'П. С. Гуревич. Происхождение культуры'

П. С. Гуревич. Происхождение культуры Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
411
58
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. С. Гуревич. Происхождение культуры»

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

П. С. Гуревич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ*

Реферируется глава из учебника по культурологии Павла Семёновича Гуревича. Объясняя происхождение культуры, автор излагает несколько существующих концепций.

Орудийно-трудовая концепция в XIX в. утверждала, что культура возникла благодаря способности человека к труду. Наиболее обстоятельно эта концепция была разработана в марксистской традиции. Согласно Ф. Энгельсу, человек выделился из животного мира, т. е. обезьяна превратилась в человека в процессе труда: «Труд сотворил человека и культуру как способ жизнедеятельности» (с. 66).

В.М. Вильчек в работе «Прощание с Марксом: алгоритмы истории» (М., 1993) критикует марксистскую концепцию, поскольку считает, что обезьяна в таком случае должна была бы находиться на относительно высокой ступени развития. И задает ряд вопросов: «Как труд появился раньше человека? В силу чего человек мог обрести то, что не заложено в его генетической программе? Что заставило человека искать внеприродные пути самовыражения?» Ведь, судя по наскальным рисункам, человек «демонстрировал собственную неприспособляемость к природе, ее велениям и законам» (с. 68).

* Гуревич П.С. Происхождение культуры // Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - С. 65-85.

П. С. Гуревич

Американский философ и культуролог Льюис Мэмфорд (1895-1990) писал, что марксизм ошибается, придавая орудиям труда центральное место в развитии человека и культуры. Человеческая раса достигла особого положения, полагал Мэмфорд, благодаря собственному, движимому уму, «чрезмерно развитому, постоянно активному мозгу» (с. 70). А техника обязана игре, «мифу и фантазии, магическому обряду и религиозному механическому запоминанию» (с. 71). Возникновение языка «было несравненно важнее для дальнейшего человеческого развития, чем обработка горы ручных топоров» (с. 72). Но рассматривать человека в качестве животного, изготовляющего орудия, - «значит пропустить основные главы человеческой предыстории, которые фактически были решающими этапами развития» (с. 73).

Психоаналитическое объяснение происхождения культуры принадлежит Зигмунду Фрейду (1856-1939), который думал, что «возможность обнажить первоначальные импульсы творческой энергии человека позволит подойти к выяснению феномена культуры в целом» (с. 74). Фрейд пытался объяснить появление сознания из тайн психики. Он подошел к проблеме происхождения культуры, основываясь на внутренней жизни человека и не привлекая таких внешних факторов, как орудия труда и проч. Главная задача культуры, по Фрейду, состоит в том, «чтобы защищать нас от природы» (с. 79).

Эрнест Кассирер (1874-1945) был склонен считать отличительным признаком человека его деятельность. Язык, искусство, миф, религия связаны общими узами, имеют символическое происхождение, согласно Э. Кассиреру.

Из всех версий происхождения культуры (орудийно-трудовой, психоаналитической и символической) автор реферируемой работы называет наиболее убедительной и разработанной символическую версию. Однако человечество не располагает пока ясной теорией, «объясняющей во всех деталях становление человека», заключает П.С. Гуревич (с. 84).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.