Научная статья на тему 'Культура в системе общественных отношений'

Культура в системе общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура в системе общественных отношений»

УДК 008 Д.В. Литвина

Омский государственный технический университет, г. Омск

КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Культура - один из самых сложных факторов общества и одновременно междисциплинарное понятие, используемое в бытовом и научном обиходе.

Откуда в природном мире возник радикально новый феномен — культура? Что явилось истоком культуры? Приведем обзор существующих концепций.

Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этого направления в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным существом, элементом общества.

Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок — возникновения процесса труда и речи — огромны. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу [1, С. 80 - 100].

Основатель психоанализа З. Фрейд (1856 - 1959) под человеческой культурой понимал все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ [5, С. 189 - 190].

Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен на-

62

ложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в творчестве Г. Га-дамера, Е. Финка, Й. Хейзинги. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать.

Й. Хейзинга (1872 - 1945) был убежден в том, что игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры, культура возникает в форме игры. То есть, те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму. Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность посредством игр. В этих играх, по мнению Хейзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.

Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в современной философии не только Хейзингой. Обратимся к работе известного феноменолога Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия»: «Каждый знает игру по своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, знает об-

щественные игры, цирцеевские массовые представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых; каждый знает об игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры» [4, С. 361].

Для человека игра объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры [1, С. 80 - 100].

Э. Кассирер (1874-1945) выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека. В его трудах разработана концепция символического, игрового приспособления к природному миру.

«Человек обречен на то, чтобы все время, — пишет Ю.Н. Давыдов,— восстанавливать нарушенную связь с универсумом...»[2, С. 338]. Восстановление этого нарушения есть замена инстинкта принципом культуры, то есть ориентацией на культурно-значимые предметы.

Животные реагируют на внешний стимул непосредственно, у человека же этот ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физической, но и в символической вселенной. Это символический мир мифологии, языка, искусства и науки, который сплетается вокруг человека в прочную сеть. Дальнейший прогресс культуры только укрепляет эту сеть.

Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, аксиологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен [1, С. 19 - 38].

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода к изучению понятия «культура»: философский, антропологический, социологический и комплексный, или «интегралист-ский» (общая теория культуры) [3].

В обобщенном виде различия между ними можно свести к следующему (см. табл. 1)/

63

Таблица 1

Классификационные параметры Основные подходы к изучению культуры

Философский Антропологический Социологический «Интегралистский»

Краткое определение Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности Система артефактов, знаний и верований Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей Метасистема деятельности

Существенные признаки У ниверсальность/ всеобщность Символический характер Нормативность «Комплексность»

Типичные структурные элементы Идеи и их материальное воплощение Артефакты, верования, обычаи и т.д. Ценности, нормы и значения Предметные и организационные формы

Г лавные функции Креативная (творение бытия человеком или для человека) Адаптация и воспроизводство жизненного уклада людей Латентность (поддержание образца) и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности

Приоритетные методы исследования Диалектический Эволюционный Структурно- функциональный Системно- деятельностный

Таким образом, в многочисленных интерпретациях феномен культуры предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

Библиографический список

1. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. - М. : АО «Аспект Пресс», 1994. - 317 с.

2. Давыдов, Ю. Н. Неомарксизм и проблемы социологии культуры / Ю. Н. Давыдов. -М.,1978

3. Резник, Ю. М. Человек и общество (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Вып. 3-4.

4. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича. - М., 1988.

5. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Избранное. -Лондон, 1969. - Т.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.