Научная статья на тему 'П. Е. Н. -клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации и место в ней писателя'

П. Е. Н. -клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации и место в ней писателя Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
115
32
Поделиться
Ключевые слова
П.Е.Н. / ДЖОН ГОЛСУОРСИ / НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ / КЭТРИН ЭМИ ДОУСОН СКОТТ / ЖЕНСКИЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ КОРПУС / КЛУБ БУДУЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ / ПИСАТЕЛИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ / ПИСАТЕЛИ-ЖЕНЩИНЫ / КОМИТЕТ ПО ПЕРЕВОДАМ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ПРАВАМ / ПИСАТЕЛИ ЗА МИР / P.E.N. / THE WOMEN'S DEFENCE RELIEF CORPS / TRANSLATION & LINGUISTIC RIGHTS

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Котова Екатерина Викторовна

Цель настоящей статьи - отобразить историю создания международной организации П.Е.Н. и отметить вклад в ее развитие лауреата Нобелевской премии Джона Голсуорси. Автор статьи исследует период истории П.Е.Н. с момента ее создания по настоящее время.

P.E.N. club and John Galsworthy. The History of the International Organization and the Writer's Position in It

The article deals with the history of the International P.E.N. Club and the Nobel Prize winner John Galsworthy's contribution to its development. The author investigates the period of history of P.E.N. since its creation up to the present.

Текст научной работы на тему «П. Е. Н. -клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации и место в ней писателя»

УДК 82(091):82.02

Е. В. Котоба

П.Е.Н.-КЛУБ И ДЖОН ГОЛСУОРСИ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕСТО В НЕЙ ПИСАТЕЛЯ

Цель настоящей статьи - отобразить историю создания международной организации П.Е.Н. и отметить вклад в ее развитие лауреата Нобелевской премии Джона Голсуорси. Автор статьи исследует период истории П.Е.Н. с момента ее создания по настоящее время.

The article deals with the history of the International P.E.N. Club and the Nobel Prize winner John Galsworthy's contribution to its development. The author investigates the period of history of P.E.N. since its creation up to the present.

Ключевые слова: П.Е.Н., Джон Голсуорси, Нобелевская премия, Кэтрин Эми Доусон Скотт, Женский Оборонительный Корпус, Клуб будущих писателей, Писатели в заключении, Писатели-женщины, Комитет по переводам и лингвистическим правам, Писатели за мир.

Keywords: P.E.N., John Galsworthy, Nobel Prize, Catharine Amy Dawson Scott, The Women's Defence Relief Corps, To-Morrow Club, Writers in Prison, Women Writers, Translation & Linguistic Rights, Writers for Peace.

К 90-летию основания английского П.Е.Н.-клуба

В начале XX в., после окончания Первой мировой войны, в сложную эпоху смены культурных традиций, радикального обновления литературы и культуры, смелых поисков в области философии, эстетики, религии требовалась организация, способная объединить международные интеллектуальные силы. И Джон Голсуорси (John Galsworthy, OM, 1867-1933) не был в изоляции от этих процессов. В 1932 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе [1] «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"» ("for his distinguished art of narration which takes its highest form in The Forsyte Saga"), а тремя годами ранее, в 1929 г., он был награжден Орденом за Заслуги (Order of Merit, OM) [2]. Со слов премьер-министра Стэнли Болдуина, «он получил широкое признание в Европе, которое, в свою очередь, способствовало благоприятному впечатлению об Англии в других странах» [3]. Голсуорси удостоился почетных степеней доктора права [4] Сент-Эндрюсского (1922) и Кембриджского университетов (1930), а также почетных степеней доктора словесности [5] Дублинского (1929), Оксфордского (1931), Принстонского (1927), Манчестер-

© Котова Е. В., 2012

ского (1927) и Шеффилдского (1930) университетов.

Основанная 5 октября 1921 г. в Лондоне Кэтрин Эми Доусон Скотт (Catharine Amy Dawson Scott, 1865-1934) при содействии Джона Голсу-орси, избранного первым президентом, организация П.Е.Н.-клуб (P.E.N. Club), ставшая впоследствии международной (International P.E.N.) [6], выдвигала следующие задачи:

- содействовать интеллектуальному сотрудничеству и взаимопониманию между писателями (to promote intellectual co-operation and understanding among writers);

- создать мировое сообщество писателей, которое бы подчеркивало центральную роль литературы в развитии мировой культуры (to create a world community of writers that will emphasise the central role of literature in the development of world culture);

- защищать литературу от негативных вмешательств современного мира (to defend literature against the many threats to its survival which the modern world poses) [7].

Создание Клуба связано с «непоколебимым убеждением Доусон Скотт, что, если писатели всего мира могли бы научиться протягивать друг другу руки, то и их народы впоследствии могли бы научиться делать то же самое» [8]. Идея была как нельзя более своевременной, поскольку между странами существовала огромная разобщенность после Первой мировой войны.

P.E.N.: Poets (Поэты), Essayists (Эссеисты), Novelists (Новеллисты, в русском варианте - Романисты). Заглавные буквы этих слов совпадают во многих европейских языках, а вместе составляют слово pen - ручка. Более полная версия: Poets (поэты), Playwrights (драматурги), Editors (редакторы), Essayists (эссеисты), Novelists (новеллисты), а в настоящий момент также журналисты, историки, критики, переводчики и сценаристы, членство для которых возможно независимо от национальности, этнической принадлежности, языка, цвета кожи, пола и вероисповедания. Согласно уставу главной сферой деятельности клуба является защита писательских прав, борьба за свободу слова и личности, против цензуры. С самого начала основания П.Е.Н. стало ясно, что для успеха любой подобной литературной организации важно, чтобы свобода каждого ее члена была защищена. Так что еще задолго до начала работы «Международной Амнистии» П.Е.Н. начал заниматься проблемой освобождения писателей - узников совести.

Это одна из старейших неправительственных международных организаций, которая борется за права человека, являясь одновременно старейшей международной писательской организацией. П.Е.Н. является строго неполитической, не-

Е. В. Котова. П.Е.Н.-Клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации.

государственной организацией, которая находится в формальных отношениях с ЮНЕСКО и имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций [9]. Официальными языками П.Е.Н. являются английский, французский и испанский.

Руководит П.Е.Н. международный совет, в него входят президент (переизбирается каждые два года), генеральный секретарь, казначей и семь членов, которые представляют П.Е.Н.-центры разных стран. Раз в год центры посылают своих представителей на международный конгресс П.Е.Н.-клуба. Конгрессы проводятся поочередно в Европе, Азии, Африке и Америке.

Хартия П.Е.Н.-клуба [10] основывается на резолюциях его международных конгрессов и является частью Конституции Международного П.Е.Н.-клуба, принятой на Конгрессе в Рио-де-Жанейро в 1979 г., поправки в которую внесены на конференции в Кембридже (апрель 1988 г.) и в Хельсинки (сентябрь 1998 г.).

Писатель, драматург и поэт Кэтрин Эми Доу-сон Скотт, называемая Сафо по одной из первых опубликованных ею поэм [11], считала П.Е.Н. «республикой слов, способной объединить народы» [12]. Ее литературные произведения, часто носящие ярко выраженный феминистический характер, в которых разрабатывались такие запретные на тот момент вопросы, как насилие в семье, супружеская измена и добрачные отношения, включают прозу (The Story of Anna Beames, 1907; Some Wives: The Agony Column, 1909; Madcap Jane, 1910; Mrs Noakes: An Ordinary Woman, 1911), поэзию (Idylls of Womanhood, 1892; Beyond, 1912; Bitter Herbs, 1923), пьесы (Alice Bland, and The Golden Ball. Two one act plays, 1912; Tom, Cousin Mary, and Red Riding Hood. Three One Act Plays, 1912) и истории о сверхъестественном (From Four Who Are Dead, 1926; Is this Wilson?, 1929). В октябре 1929 г. она основала спиритуалистическую организацию The Survival League.

Скотт также работала вместе с Эрнестом Рисом (Ernest Rhys) [13], редактором «Библиотеки для всех» (Everyman's Library) [14], над изданием нескольких сборников рассказов (Twenty-Seven Humorous Tales, 1926; Twenty-Six Adventure Stories: Old and New, 1929; Mainly Horses, 1929; Tales From Far And Near, 1930). Ставшая известной как Сафо среди своих современников и друзей, как упоминает ее дочь в своей книге «Миссис Сафо» [15], она была активной участницей женского суфражистского движения и устроительницей лондонских обедов женщин-писательниц, и так как в последующие десятилетия она была центром литературных сообществ, Доусон Скотт действительно стала Сафо своего време-

ни, если не как добившийся большого успеха у публики писатель, то как вдохновитель творчества других писателей и прекрасный организатор [16].

Созданию П.Е.Н.-клуба предшествовало формирование и сосуществование нескольких объединений. Первой организацией Доусон Скотт был Женский Оборонительный Корпус (The Women's Defence Relief Corps, The WDRC), созданный в сентябре 1914 г. во время Первой Мировой Войны для того, чтобы женщины занимали рабочие места мужчин, тем самым освобождая последних для несения военной службы [17]. Этому предшествовало написание ею письма от 28 августа 1914 г. в «Таймс», призывающего женщин к мобилизации. Для материальной поддержки своих начинаний Доусон Скотт занималась журналистикой, составляла рецензии на книги и даже публиковала кулинарные рецепты военного времени [18]. В 1917 г. Корпус трансформировался в Женскую Земельную Армию (Women's Land Army, WLA), действия которой продолжились и в период Второй мировой войны. В Соединенных Штатах организация называлась несколько иначе (Woman's Land Army of America, WLA). Плакат Джея Говарда Миллера (J. Howard Miller) со слоганом «Нам это по плечу!» ("We can do it!"), получивший неофициальное название «Клепальщица Рози» (Rosie the Riveter), стал символом феминистического движения этого времени.

За WDRC в 1917 г. последовал To-Morrow Club (Клуб будущих писателей). Клуб был создан для того, чтобы объединить уже состоявшихся и начинающих писателей и организовывать встречи, на которых можно было послушать лекции и пообщаться в неформальной обстановке. Среди членов клуба значились Сомерсет Моэм, Джон Голсуорси, Герберт Джордж Уэллс, Роуз Мако-лей, Арнолд Беннет, Эдуард Фредерик Бенсон, Ноэль Кауэрд [19].

Джон Голсуорси был одним из первых лекторов. Благодаря этому общению создалось партнерство, которое впоследствии послужило для будущего успеха П.Е.Н.-клуба. Встречи проходили на Лонг Эйкр в Лондоне. С 1918 г. Доусон Скотт, бывая в Лондоне, давала еженедельные обеды для писателей, входивших в клуб, используя предоставлявшиеся возможности для знакомства начинающих писателей с издателями и литературными агентами. Спустя три года ей пришла в голову мысль о создании Обеденного Клуба (A Dining Club), который бы отличался от ToMorrow тем, что был бы международным и предоставлял бы возможность встреч писателей друг с другом в каждой стране. Об этом она сообщила в письме к своей дочери Марджори Уоттс (Marjorie Watts), международному секретарю П.Е.Н. (1921-1926) [20].

Днем основания П.Е.Н. можно считать знаменательный ужин 5 октября 1921 г. в ресторане Флоренс на Пикадилли. Одними из первых членов П.Е.Н.-клуба стали Джордж Бернард Шоу, Г. Дж. Уэллс, Джозеф Конрад, Джеймс Бэрри, Мэри Уэбб, Вайолет Хант, Мэй Синклер, Ребекка Уэст, Рэдклифф Холл, Гилберт Кит Честертон, Уильям Батлер Йейтс, Дж. Джойс. Д. Г. Лоренс принял приглашение о вступлении, тогда как В. Вулф воздержалась [21]. Свое решение Лоренс подтвердил в письме к Доусон Скотт от 4 августа 1924 г. [22] Среди известных писателей в других странах к П.Е.Н. примкнули Анатоль Франс, Поль Валери, Томас Манн и Карел Чапек.

Первый Устав П.Е.Н., написанный Голсуорси, в результате больших политических и военных событий ХХ в. был существенно переработан после Второй мировой войны.

Будучи президентом, Голсуорси совершал зарубежные поездки, читал лекции, организовывал встречи для создания П.Е.Н.-центров в других странах. Для этого в 1922 г. он побывал в Швеции, Франции и Бельгии. Также для увеличения членов П.Е.Н.-клуба он обращался к таким известным людям, как профессор Гилберт Мюррей (Gilbert Murray, OM) [23] и сэр Эдмонд Госс (Sir Edmund Gosse, CB).

Многие соглашались, но с оговорками. Д. Б. Шоу, с присущим ему юмором, сразу внес вступительный взнос в двадцать гиней в качестве пожизненной ренты (при ежегодном взносе - одна гинея), мотивируя это тем, что ему этого хватит до конца жизни. На тот момент ему было шестьдесят восемь лет [24]. На самом деле он прожил на шесть лет дольше, чем рассчитывал исходя из своего взноса. Предупредив, что не относится к разного рода литературным кружкам с симпатией, считая всех писателей конкурентами, людьми разных взглядов, не способных договориться, Шоу, тем не менее, решив, что уже достаточно известен и почитаем, чтобы обращать на это внимание, согласился стать членом П.Е.Н., но не счел обязательным посещение регулярных встреч клуба.

Первый международный конгресс П.Е.Н.-клу-ба состоялся в 1923 г. в Лондоне; к тому времени П.Е.Н.-центры были созданы в одиннадцати странах мира. На данный момент (2012) организация насчитывает сто сорок центров в сто одной стране. Голсуорси вел большую работу в П.Е.Н., делал пожертвования (в том числе и Нобелевская премия), которые легли в основу фонда П.Е.Н. Будучи очень скромным человеком, он несколько раз пытался отказаться от должности президента Клуба в пользу другого кандидата. Об этом пишет Хермон Улд (Hermon Ould), международный секретарь П.Е.Н. (1926-1951) в своей книге о писателе [25]. После его смерти П.Е.Н.-клуб

возглавил Герберт Уэллс (1933-1936). Последний входил (1941-1946) в Международный Президентский Совет (International Presidential Committee), созданный во время Второй мировой войны, наряду с Ху Ши (Hu Shih, 1941-1947); Дени Сора (Denis Saurat, 1941-1947), Хермоном Улдом (Hermon Ould, 1941-1947), Торнтоном Уайлдером (Thornton Wilder, 1941-1947), Эдуардом Морганом Форстером (E. M. Forster, 1946-1947) и Франсуа Мориаком (Francois Mauriac, 1946-1947). Во время визита в Советский Союз Уэллс пытался обсудить возможность создания П.Е.Н.-клуба. Цель не была достигнута, поскольку официальные лица страны не были согласны с уставом Клуба, запрещавшего вмешательство в его деятельность государства.

Несмотря на идею независимости клуба от политики, действительность показала, что это не всегда возможно. В канун Второй мировой войны П.Е.Н.-клуб решительно осуждал идеологию нацизма и фашизма, защищал европейских писателей, чьи книги Гитлер запретил в Германии. Рост национал-социализма в Германии и фашизма в Испании бросил вызов неполитической позиции П.Е.Н.-клуба. В 1931 г. лондонский комитет ПЕН-клуба обратился с призывом ко «Всем правительствам» (Appeal to All Governments) стран, имеющих заключенных по религиозным и политическим мотивам, помнить о том, что подобные действия рано или поздно становятся известны широкой мировой общественности, которую таким образом они настраивают против себя. В 1933 г. на конгрессе в Дубровнике делегаты осудили Германский центр за отсутствие протеста против демонстративного сожжения властями нацистской Германии книг, не соответствующих идеологии национал-социализма. В 1934 г. для писателей, вынужденных бежать из Германии, в Лондоне был организован немецкоговорящий П.Е.Н.-центр (German-speaking Writers Abroad), первый из подобных центров, действующих за рубежом. В 1937 г. П.Е.Н.-центром была проведена первая успешная операция по освобождению Артура Кестлера (Arthur Koestler), приговоренного к смертной казни в фашистской Испании. В переговорах с генералом Франко участвовали Э. М. Форстер и Олдос Хаксли (Aldous Huxley). Марио Варгасу Льесе (Mario Vargas Llosa), президенту Международного П.Е.Н. (19761979) и Нобелевскому лауреату (2010), принадлежат слова: «Во время столкновений между государствами, отчуждений между народами П.Е.Н.-клуб остается важным связывающим звеном для понимания».

В Советские времена были попытки создания Советского П.Е.Н.-клуба. В начале 30-х гг. Михаил Михайлович Зощенко и Борис Андреевич Пильняк, председатель Всероссийского союза

Е. В. Котоба. П.Е.Н.-Клуб и Джон Голсуорси. История создания международной организации.

писателей, узнав, что на Западе существует П.Е.Н.-клуб, написали Сталину письмо о необходимости создания П.Е.Н.-клуба в Советском Союзе. Сталин ответил: «Такая организация нам не нужна». В письме к Алексею Ремизову от 12 июня 1923 г. Пильняк сообщает о своем участии в Первом международном конгрессе П.Е.Н.-клуба, на котором он пытался договориться об открытии филиала клуба в Советской России. Правление П.Е.Н. обратилось к И. Бунину, А. Куприну, Д. Мережковскому и М. Горькому, но те были настроены против этой идеи. «По вопросу о России г-н Голсуорси зачитал письма, полученные от Ивана Бунина, Д. Мережковского и Максима Горького. Все они настроены решительно против организации отделения П.Е.Н.-клуба в Москве. Учитывая это мнение, секретарю поручается направить г-ну Пильняку письмо с разъяснением, что в результате обсуждения вопроса было достигнуто полное согласие в том, что организация отделения П.Е.Н.-клуба в Москве должна быть отложена до более благоприятного момента» [26]. В 1956 г. за подписью секретаря правления Союза писателей СССР Бориса Полевого и председателя Иностранной комиссии СП СССР Сергея Михалкова была составлена записка Союза писателей СССР секретарю ЦК КПСС Михаилу Андреевичу Суслову об организации в СССР П.Е.Н.-клуба [27]. В ней предлагалось создать П.Е.Н.-клуб в Москве при Центральном доме литераторов. Но предложение было отклонено. Впервые П.Е.Н.-клуб появился в России в 1989 г. Его первым президентом стал Анатолий Рыбаков. Вместе с Битовым и Аркадием Ваксбергом он присутствовал в Майстрихе (1989), где Советский П.Е.Н.-клуб был принят в Международный П.Е.Н.-клуб. В 1991 г., когда произошел распад Советского Союза, Советский П.Е.Н.-клуб стал называться Русским П.Е.Н.-клу-бом. На данный момент (2012) президентом является Андрей Битов, вице-президентом - Алексей Симонов [28]. Летом 2000 г. по инициативе Русского П.Е.Н.-центра в Москве впервые прошел шестьдесят седьмой Всемирный конгресс П.Е.Н.-клуба под председательством лауреата Нобелевской премии (1999) Гюнтера Грасса. В России существует еще один П.Е.Н.-клуб - Татарский, который был принят в Международный П.Е.Н.-клуб на Всемирном конгрессе писателей в Мексике в 1996 г.

Каждую весну Фестиваль Международного П.Е.Н.-клуба (World Voices Festival of International Literature) собирает в Нью-Йорке ведущих писателей мира, чтобы отметить силу писательского слова как важный элемент общественного дискурса. Программа включает круглые столы, писательские чтения, спектакли и многое другое.

В настоящее время деятельность П.Е.Н. весьма разнообразна. Помимо литературных проблем, организация в процессе работы своих комитетов добивается освобождения писателей-узников совести, ратует за права человека в разных странах, способствует решению гуманитарных проблем в развивающихся странах. Основными комитетами П.Е.Н. являются: Писатели в заключении (Writers in Prison), Писатели за мир (Writers for Peace), Комитет по переводам и лингвистическим правам (Translation & Linguistic Rights). В настоящее время президентом международного ПЕН-клуба является канадский журналист и писатель Джон Ролстон Сол (John Ralston Saul). В 1990-1992 гг. он возглавлял канадский П.Е.Н.-центр. Произведения Сола переведены на двадцать два языка, в литературном мире он стал одним из первых, кто предупреждал об опасностях глобализации и нынешнего экономического кризиса. По словам Иржи Груши [29], за П.Е.Н.-клубом - огромное будущее. Главная цель - сохранение литературного наследия разных наций.

Примечания

1. Номинировался также в 1919, 1920, 1921, 1922 и 1931 гг. / Nominations for the Nobel Prize in Literature each year (1901-1950). URL: http://nobelprize.org/ nobel_prizes/literature/nomination/1901_1950.html

2. OM, Order of Merit - Орден за Заслуги, учрежденный в Великобритании королем Эдуардом VII в 1902 году / Stanley Martin. The Order of Merit: One Hundred Years of Matchless Honour. L., N. Y.: I. B. Tauris, 2007. P. 237-240. См. также: Marrot H. V. The Life and Letters of John Galsworthy. L., Toronto: William Heinemann, 1935. P. 618-622.

3. "His influence in Europe is widespread and all for the good in favourably representing England to other Nations ..." / Stanley Martin. The Order of Merit. P. 238.

4. LL.D. - Legum Doctor (Doctor of Laws).

5. D.Litt. - Doctor Litterarum (Doctor of Letters; Doctor of Literature).

6. Джон Голсуорси являлся президентом английского П.Е.Н. с 1921 г., международного - с 1923 по 1933 г. С 2011 г. организация носит название PEN International.

7. History of International P.E.N. URL: http:// www.englishpen.org/aboutenglishpen/history/

8. Marchette Gaylord Chute. P.E.N. American Center: A History of the First Fifty Years. N. Y.: P.E.N. American Center, 1972. P. 3.

9. P.E.N. American Center. URL: http://www.pen.org/ page.php/prmID/157

10. Хартия П.Е.Н.-клуба. URL: http://www.penrussia. org/hartpen.htm

11. Sappho. A Poem (1889).

12. "a republic of words that would bring together the nations". URL: http://cyberkonference.dk/content/ danskpen

13. Эрнест Рис (1859-1946) - писатель, основатель «Клуба рифмачей» (Rhymers' Club) (вместе с Уильямом Батлером Йейтсом).

14. «Библиотека для всех» (Everyman's Library) -издательство, основанное Джозефом Дентом (Joseph

Dent) и Эрнестом Рисом в 1906 г., осуществляло выпуск классической литературы и справочных изданий. Каждая книга стоила шиллинг. Серии выпускались по цвету: алая - современная классика; темно-синяя -XX в.; темно-красная - викторианская литература; темно-зеленая - предвикторианская романтическая литература; светло-голубая - XVII в. и ранее; цвета морской волны - классика неевропейских культур; розовато-лиловая - античная классика; песочная - поэзия.

URL: http:// www.randomhouse.com/knopf/ classics/ about.html

15. Marjorie Watts. Mrs. Sappho: The Life of C. A. Dawson Scott, Mother of International P.E.N. L.: Duckwort, 1987. P. 16.

16. Yopie Prins. Victorian Sappho. Princeton University Press, 1999. P. 239

17. Neil R. Storey, Molly Housego. Women in the First World War. Oxford; N. Y.: Shire Publications, 2010. P. 7; 43-49; 58-59.

18. Marjorie Watts. Mrs. Sappho. P. 64.; Marjorie Watts. P.E.N. The Early Years, 1921-1926. L.: Archive Press, 1971. P. 4.

19. Philip Hoare. Noel Coward: A Biography. University of Chicago Press, 2008. P. 69.

20. "I've got an Idea! A Dining Club - men and women of repute. I am going to write to Violet (Hunt) about it -she and I could do it (...)". / Marjorie Watts. P.E.N. The Early Year 1921-1926. Archive Press Ltd, 1971. P. 11.

21. "I am much flattered that the PEN, should ask me to become a member. I would do so with pleasure, except that I don't know what being a member means. Does it commit one to make speeches, or to come regularly, or to read papers or what?"/ Nigel Nicolson, Joanne Trautmann Banks. A Change of Perspective: The Letters of Virginia Woolf. Vol. III: 1923-1928. L.: Hogarth Press, 1977. P. 25.

22. James T. Boulton, Lindeth Vasey. The Letters of D. H. Lawrence. Vol. V: March 1924 - March 1927. Cambridge University Press, 2003. P. 88.

23. H. V. Marrot. The Life and Letters of John Galsworthy. P. 543-544.

24. Ibid. P. 544-545.

25. Джон Голсуорси посвятил Улду роман «Пустыня в цвету» (Flowering Wilderness). Биограф Голсуорси Харолд Винсент Мэррот цитирует Улда в своей книге о Голсуорси / Ibid. P. 512.

26. Из протокола П.Е.Н.-клуба от 25 июля 1923 г.; цит. по изд.: Казнина О. Б.П. и ПЕН-клуб // Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения. М., 1994. С. 142.

27. Записка Союза писателей СССР секретарю ЦК КПСС М. А. Суслову об организации в СССР Пен-клуба. URL: http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/ 19560922pen.html

28. Также вице-президентами являлись Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина.

29. Иржи Груша (Jiri Grusa), президент Международного П.Е.Н. с 2003 по 2009 г.

УДК 82-2:821.133.1(091)-792.2Anouilh-Jean И. Г. Прудиус

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО СЮЖЕТА В ДРАМЕ Ж. АНУЯ «МЕДЕЯ». ЛЮБОВЬ МЕДЕИ И ЯСОНА В ТРАКТОВКЕ ЖАНА АНУЯ

В статье представлена реализация концепции французского писателя - противопоставление героя-максималиста и героя-конформиста - через призму развития отношений Медеи и Ясона в Коринфе.

The article represents the realization of the French playwright's message in the confrontation of two characters, conformist and maximalist, which is viewed through the prism of Medea and Jason's relationship in Corinth.

Ключевые слова: французская драма, интеллектуальная драма, Ануй Жан.

Keywords: dramaturgy, French literature, Jean Anouilh.

Медея является одним из центральных персонажей мифа об аргонавтах. Данный сюжет на протяжении многих столетий привлекал внимание писателей, но интересно то, что авторы чаще обращались собственно не к самому походу за золотым руном, а к эпизоду, представляющему развитие отношений Ясона и Медеи в Коринфе. Писателей XX в. привлекает неординарность Медеи, ее противостояние ханжеским нормам общества. С одной стороны, колхидская волшебница - это жестокая мстительница, но с другой - униженная и оскорбленная женщина.

В нашем исследовании мы обратимся к интерпретации сюжета о Медее французским драматургом XX в. Жаном Ануем, в центре произведений которого всегда находились герои, конфликтующие с обществом.

На первый план в исследуемой пьесе выходят противостоящие друг другу персонажи - Медея и Ясон, одинаково страдающие и разочаровавшиеся в жизни, но имеющие разные жизненные позиции. Ясон устал и хочет покоя, который он может получить, бросив семью и женившись на молодой царевне Креусе. А Медея, не менее уставшая от обыденной жизни, не в силах смириться с предложенными ей условиями - уехать и дать Ясону свободу. Отсюда конфликт - между героем-конформистом и героем воли.

«Главная разграничительная линия в его [Ануя] пьесах проходит, как известно, между теми, кто сказал обществу "да", и теми, кто сказал "нет". <...> Существует две породы людей.

© Прудиус И. Г., 2012