Научная статья на тему 'П. А. Сорокин о противоправном и позитивном поведении'

П. А. Сорокин о противоправном и позитивном поведении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2188
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ПОДВИГ / НАГРАДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО / CRIME / PUNISHMENT / ACHIEVEMENT / REWARD / RESPONSIBILITY / SOCIAL EQUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зотова Наталья Владимировна

В статье дается анализ взглядов Питирима Сорокина на соотношение противоправного и положительного (позитивного) поведения. В рамках анализа данной концепции автором раскрываются особенности теории наградного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an analysis of the views of Pitirim Sorokin on the ratio of illegal and positive (positive) behavior. In the analysis of this concept, the author reveals peculiarities of the theory of premium rights.

Текст научной работы на тему «П. А. Сорокин о противоправном и позитивном поведении»

П.А. СОРОКИН О ПРОТИВОПРАВНОМ И ПОЗИТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ

ЗОТОВА Наталья Владимировна

Аннотация. В статье дается анализ взглядов Питирима Сорокина на соотношение противоправного и положительного (позитивного) поведения. В рамках анализа данной концепции автором раскрываются особенности теории наградного права.

Annotation. The article provides an analysis of the views of Pitirim Sorokin on the ratio of illegal and positive (positive) behavior. In the analysis of this concept, the author reveals peculiarities of the theory of premium rights.

Ключевые слова: преступление, наказание, подвиг, награда, ответственность, социальное равенство.

Keywords: crime, punishment, achievement, reward, responsibility, social equality.

Соотношение противоправного и правомерного (позитивного) поведения весьма активно рассматривалось в дореволюционной юридической литературе. Особая роль в этом исследовании принадлежит Питириму Александровичу Сорокину, который одним из первых обосновал принципиальную позицию, согласно которой необходимо изучать не только внешние действия, механику поведения, но и внутренние процессы, побуждающие к такому поведению, своеобразную психологию поведения личности. В своем знаменитом труде «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» он подчеркивал, что «поведение людей представляет всегда реализацию и выявление тех или иных психических переживаний и, в частности, моральных навыков, взглядов и убеждений»1.

П.А. Сорокин увязывает преступление и наказание, справедливо считая их коррелятом по отношению к наградам, используя дихотомию, предлагает изучать их параллельно, останавливаясь специально на анализе «ус-лужных» актов (услуга) или «подвигов», исходя из синонимичности данных категорий. Исследуя вопрос о подвигах и наградах в современной ему науке права, он отмечает довольно любопытное положение, своеобразную иллюстрацию «курьезов» научной мысли: «Этот "курьез" в данном случае заключается в том, что в то время как один разряд фактов соци-

1 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. М. : Астрель, 2006. С. 45.

альной жизни (преступления - наказания) обратил на себя исключительное внимание научной мысли, - другой разряд фактов, не менее важных и играющих не меньшую социальную роль, почти совершенно игнорируется тою же научною мыслью. Мы говорим о "подвигах и наградах". Преступления и наказания служат и служили до сих пор единственным объектом исследования представителей общественных наук и теоретиков уголовного права. Подвиги же и награды - как совершенно равноправная категория, как громадный разряд социальных явлений - огромному большинству юристов и социологов даже и неизвестны»2.

Если наука о преступлении и наказании -уголовное право - выросла до громадных размеров и получила характер гипертрофический, наука о подвигах и наградах или, если угодно, -наградное право - даже и не значится в числе научных дисциплин. Правда, уже давно были сделаны попытки создать ее, как отмечает П.А. Сорокин, не говоря уже о полицеистах XVIII века (Вольф, Юсти и др.), отводивших награде равную роль с наказанием, достаточно указать на целый трактат Бентама «Теория наград»3. П.А. Сорокин справедливо пишет, что «и в более близкую нам эпоху время от времени раздавались голоса о необходимости такой науки. Но эти голоса раздавались и терялись, не находя отклика в широких сферах представителей науки. Таким образом, и эти отдельные

2 См.: Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда ... С. 161.

3 См.: Bentham J. Oeuvres. Bruxelle, 1840. Vol. 2 : Theorie

des recompenses.

попытки окончились неудачей»4. Справедливости ради отметим, что в современной юридической литературе по теории государства и права известны работы А.В. Малько, В.А. Винокурова, которые рассматривали данные явления как эффективное правовое средство, все чаще используемое на практике.

П.А. Сорокин считал, что уже давным-давно было сказано, наряду с изречением «начало премудрости - страх наказания», - изречение «не принимай даров», ибо «дары слепыми делают зрячих». Если в древних кодексах, как, например, в Библии, законах Ману, законах Хаммурапи, в «книге Мертвых» и т. д., мы находим кары, в изобилии расточаемые за совершение преступных актов, то не в меньшем изобилии мы находим там и награды. Поэтому, казалось бы, такое игнорирование их не должно иметь места. Но факт остается фактом: игнорирование налицо, и его приходится констатировать. «Что за дело юристу до вознаграждения? - вполне справедливо иронизирует Р. Иеринг. - В наше время никакого; в наше время разработке его вверено лишь наказа-ние!»5. Но, к счастью, в последнее время все чаще и чаще начинают раздаваться голоса в пользу громадного значения услуг и наград и в пользу обоснования специальной научной дисциплины, изучающей эти явления.

«Вознаграждение, - говорит Р. Иеринг, -в более обширном смысле представляется противоположением наказанию; общество наказывает того, кто провинится перед ним, оно награждает того, кто имеет пред ним заслугу. Средину между образом действия того и другого занимает деятельность лица, которая не более и не менее как только соответствует требованиям закона. Таким образом, мы получаем соответствующие друг другу понятия о преступлении и наказании, о заслуге и вознаграж-

6

дении, о легальном и правовой охране» .

Аналогично рассматривает социальные взаимоотношения и автор книги «О социологических принципах криминологии», посвятивший целых три страницы эскизу наградного или «премиального» права. Он говорит, что другое право, право симметричное с правом

4 См.: Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда ... С. 161.

5 Иеринг Р. Цель в праве / под ред. В.Р. Лицкой ; пер. Н.Ф. Дерюжинский, Н.В. Муравьев. СПб. : Изд. Н.В. Муравьева, 1881. Т. 1. С. 140.

6 Там же. С. 127.

пенальным и неизвестное как криминалистам, так и криминологистам, - это есть право премиальное. Преступлению или нарушению права должен быть противопоставлен героизм или необязательная добродетель, выходящая из границ (нормальной или обязательной) добродетели». «Это есть уже преизобилие (surabondance) альтруизма, тогда как преступление есть не что иное, как изобилие эгоизма»7.

П.А. Сорокин указывает, что и в России имеется ряд лиц, которые уже давно говорят о необходимости наградного права. Он ссылается на Л.И. Петражицкого и Н.А. Гредескула. Первый в ряде своих лекций не раз касался этого вопроса и набрасывал основные черты этой будущей дисциплины, а второй в книге «К учению об осуществлении права» достаточно резко подчеркнул воздействие права на жизнь не только путем принуждения и кар, но и путем обещаний выгод и наград8.

П.А. Сорокин, определяя подвиги или услуги, констатирует, что психическая природа преступления приложима и к правомерному (позитивному) поведению, и подвиг, или услуж-ный акт, является таковым не благодаря своему материальному характеру, а благодаря тому, что у каждого человека определенный ряд актов, как своих, так и чужих, сопровождается психическим переживанием suigeneris, не совпадающим ни с переживанием «долженствования» (правомочия и обязанности), ни с переживанием «за-прещенности» или «преступности». Поэтому приходится и здесь differentia specifica «услуж-ных» актов искать в характере соответствующего психического переживания. Этот своеобразный психический процесс, известный почти каждому по собственным переживаниям, можно охарактеризовать следующими признаками: для каждого из нас «услужными» являются те акты (как свои, так и чужие), которые, во-первых, не противоречат нашим «должным» шаблонам, во-вторых, выходят по своей «добродетельности» за пределы «обязанности», в силу этого они добровольны и никто не может притязать на них, а равно выполняющий их не сознает себя «обязанным» выполнять их (в форме ли "facere", или "pati", или "abstinere")9.

7 De la Grasserie R. Des principes sociologiques de la criminologie. P., 1901. Р. 28-32.

8 См.: Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1901. § 3, 4.

9 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда ...

С.115-116.

П.А. Сорокин всю совокупность поведения человека делит на ряд актов (поступков), которые представляют собой, во-первых, или делание чего-нибудь (Гасеге), во-вторых, или неделание (попГасеге) чего-нибудь. Неделание можно разделить на акты воздержания (abstineгe) и акты терпения (рай). Если первый вариант поведения представляет собой воздержание от каких-либо действий (пассивное поведение), то второй вариант поведения - это поведение, подразумевающее терпение воздействий, исходящих от других людей10. В каждой из категорий социальных действий (актов) - facere, abstineгe и рай, по мнению П.А. Сорокина, имеется ряд актов, которые сопровождаются специфическими психическими процессами, наделяющими субъектов определенными правами и обязанностями. В свою очередь все акты - Гасеге, abstineгe и рай - по характеру психических переживаний распадаются на три основные категории:

1. Акты «дозволено - должные», которыми являются поступки, соответствующие представлениям «должного» поведения, атрибутивно-императивным переживаниям. В соответствии с концепцией П.А. Сорокина это акты осуществления прав или акты осуществления обязанностей.

2. Акты «рекомендуемые». Такими актами для каждого человека будут акты, не противоречащие его представлениям дозволенно-должного поведения, но представляющие, по определению П.А. Сорокина, «сверхнормальную роскошь», избыток над необходимым минимумом «доброго» поведения, каковым является дозволенно-должное поведение.

3. Акты «запрещенные» или «недозволенные». Такими актами являются акты, противоречащие представлениям человека о «должном» поведении11.

Установив три разряда актов, П.А. Сорокин обозначил их характер с точки зрения социально значимой оценки. Опираясь на идеи И. Бентама, он предложил именовать рекомендуемые акты подвигом или услугой, а реакцию на них со стороны другого, воспринимающего их именно как акты рекомендуемые, - наградой; акты запрещенные - преступлением, а реакцию на них - наказанием; акты должно-

10 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда ...

С. 116.

11 Там же. С. 122-123.

дозволенные и вызываемую ими реакцию -просто должно-дозволенными. Таким образом, получаются три пары реакций: преступление -наказание, подвиг - награда, «дозволенный» акт - «должная» реакция12.

Анализируя эволюционные тенденции кар и наград, П.А. Сорокин пришел к оптимистическому выводу о том, что по мере роста социальности совершается постепенное нравственное восхождение общества на новые и новые ступени. То, что раньше люди делали только под влиянием кар или наград, в дальнейшем -раз оно социально полезно - становится для них внутренне потребным долгом, совершается без всяких наград, а следовательно, и сами награды, делаясь излишними, теряют свое значение13.

Следовательно, три черты характеризуют услужный акт:

1. Его непротиворечие с переживанием «долженствования»... В силу этого он всегда рассматривается как морально положительный в противоположность преступным актам, всегда квалифицируемым как акты морально отрицательные. Это происходит в силу того, что «должные» шаблоны поведения в силу «долженствования» всегда являются нормой и мерой «справедливости». Долженствование есть синоним справедливости, поэтому раз ус-лужные акты (подвиги) не противоречат должным, а, так сказать, представляют высшие сверхнормальные степени справедливости -то, понятно, - они не могут квалифицироваться в качестве морально отрицательных. Преступные же акты, противоречащие должным актам, всегда должны переживаться как акты несправедливые и морально отрицательные.

2. Его «сверхнормальность» или избыток «добродетельности»14. Эта черта выражается в том, что притязать на эти акты или вменять их в обязанность нельзя, и в свою очередь указывает на третий признак.

3. Признак «добровольности» этих актов. Если совершит субъект услуги свой акт - его добрая воля; не совершит - тоже его добрая воля. Претендовать на него я не могу.

12 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда .

С. 127.

13 Там же. С. 450.

14 Выражаясь языком Еллинека, «должные» акты можно охарактеризовать как акты, представляющие «минимум моральности», подвигами же или рекомендованными актами будут те акты, которые выходят за пределы этого минимума (см.: Елли-нек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания. М., 1910. С. 48).

В силу сказанного для каждого индивида или для совокупности индивидов «подвигами» будут все те акты, как свои, так и чужие, которые наделяются или переживаются ими как акты, обладающие вышеуказанными свойствами.

Таковы основные признаки услужных актов, которые П.А. Сорокин называет просто «подвигами».

Анализируя свои психические переживания, каждый индивид найдет в своем поведении эту категорию фактов, наряду с другими -должными актами и преступлениями.

Само собой разумеется, что различные люди могут относить к числу подвигов конкретно-различные акты (в зависимости от того, какое поведение и какие акты они считают должными), но всякий акт, квалифицируемый ими как акт услужный (подвиг), будет обладать указанными чертами.

В силу этого в каждой общественной группе и во всех общественных отношениях мы должны встретить различение, как указывалось выше, этих трех разрядов: должных, преступных и «услужных» актов.

Что эти три категории даны в современном обществе - это несомненно: для этого достаточно указать, с одной стороны, на свод законов, устанавливающий права и обязанности каждого члена; с другой - на уголовные кодексы, в которых перечислены запрещенные акты, и с третьей - на ряд привилегированных «прав», которые могут быть получены только по выполнении ряда поступков, не обязательных ни для кого и никому не навязываемых, но рекомендуемых индивиду с обещанием наград и привилегий за их выполнение. Так, например, поступать в университет с точки зрения государства никто не обязан - в противоположность отбыванию воинской повинности, - но если кто-нибудь поступит и кончит - ему обещается диплом и ряд «прав», сверхнормальных по сравнению с правами не учившихся. Точно так же получить степень магистра не вменяется в обязанность студенту, но если он выполнит ряд актов (напишет диссертацию и т. д.), ему обещается ряд наград и т. д. Подобных рекомендованных норм поведения можно найти сколько угодно в любой части свода законов, не говоря уже о живой социальной действительности, где они фигурируют на каждом шагу.

Однако, может быть, этих категорий нет в первобытных группах? Вместо ответа достаточно указать на так называемое «обычное

право» каждой группы, представляющее ряд норм «должного» поведения. Достаточно далее указать на широкую распространенность запретов в первобытных группах, констатированных всеми этнографами и получивших нарицательное название «табу», взятое у полинезийцев и прилагаемое теперь ко всем запретам первобытных групп. Ввиду того, что любая работа по этнографии и первобытной культуре дает множество фактов, свидетельствующих о наличии у первобытных групп переживаний долга и запрещенное, - приводить примеры, показывающие, что у дикарей действительно имеется «различие» должных и «запрещенных» актов, можно считать излишним15.

Более сомнительно - есть ли у первобытных людей различение рекомендованных актов - подвигов. Однако данные этнографии не допускают ни малейшего сомнения и в этом пункте.

У племен сомакие и донакие, например, рабу не вменяется в обязанность убивать врагов своего господина; но такое поведение рекомендуется, и если раб убьет 10 врагов (совершит подвиг), он может получить более высокое общественное положение - награду16.

Храбрость и хитрость, хотя и вменяются в обязанность членам группы, но имеют свои пределы; квалифицированная исключительная храбрость есть уже не должный, а рекомендуемый поступок, за который «виновник» этого подвига получает ряд наград, то в виде выбора его предводителем и начальником группы, то в виде представления ему большего числа жен и т. д. Далее, у ряда племен, как, например, у такули, устраивать пиры в пользу всех сочленов группы есть акт рекомендуемый, но не обязательный. Кто устроит - тот получает ряд почестей, хотя бы в виде выбора

17

его в старейшины .

Не перечисляя многочисленные факты, П.А. Сорокин ограничивается приведением одного из многочисленных мест «Илиады», где выражено и психическое переживание рекомендованного акта. Ахиллес, собирающийся отплыть обратно из-под стен Илиона, не созна-

15 См.: Спенсер Г. Основания нравственности : пер. с англ. изд. 1892 г. М. : ЛКИ, 2008. Ч. 2 : Индукция этики ; Его же. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX в. : тексты. М., 1996. С. 279-332 ; Летурно Ш. Прогресс нравственности. 2-е изд. СПб., 1910 ; и др.

16 Ковалевский М.М. Соч. : в 2 т. / отв. ред. А.О. Бороноев. СПб. : Алетейя, 1997. Т. 1 : Социология. С. 176

17 Там же. С. 188.

ет себя совсем «обязанным» остаться, и другие ахейцы во главе с Агамемноном не думают, что Ахиллес «обязан» это сделать. Они не требуют от него, чтобы он остался, а просят или рекомендуют остаться, обещая ему за этот подвиг различные дары - награды. Ахиллес, раздумывая, остаться ли ему или уехать, не переживает никакой эмоции «связанности». Напротив, он «чувствует» себя вполне свободным. Более того, он сам рассматривает свои акты, как подвиги, которые должны увенчаться наградой в виде славы, которые добровольны и вместе с тем морально положительны.

Если, далее, обратиться, например, к первоисточникам (древним кодексам), то и здесь ясно выделены «подвиги» среди остальных актов поведения. <Нет греха в употреблении мяса и спиртных напитков, ни в плотских удовольствиях в дозволенных законом случаях, -читаем мы в законах Ману, - ибо таков естественный путь созданных существ; но воздержание доставляет большие награды»118. Здесь ясно выделены добровольность, сверхнормальность и морально положительный характер в актах воздержания.

Вообще всюду, где в социальной группе есть «привилегированные» лица - тем самым даны и подвиги, и награды.

Если в первобытных кланах чародей или шаман обладает экстраординарными привилегиями (наградами), то только потому, что он совершает и экстраординарные поступки - подвиги: вызывает дождь, управляет силами природы, предохраняет от болезней и т. п. Здесь награды даются ему за знание священных заклинаний, недоступных простым смертным. Если, далее, группа выбирает кого-нибудь в предводители, т. е. дает ему экстраординарную привилегию, то дает не зря, а за «подвиги» его, состоящие или в экстраординарной доблести (германцы выбирают царей по знатности, вождей - по храбрости, говорит Тацит о германцах), или в силе, или в ловкости и т. п.

Таким образом, спустя более века после выхода в свет цитируемого труда П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» следует отметить, что кара и награда не утратили своей значимости, люди по-прежнему склонны к общественному признанию, к привилегиям, почетным званиям и наградам. Эти правовые средства используются в поощрительных нормах права и остаются важнейшими рычагами, обеспечивающими добросовестное исполнение людьми своих обязанностей.

Библиографический список

1 . Гредескул, Н.А. К учению об осуществлении права. - Харьков, 1901. - § 3, 4.

2 . Еллинек, Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания. - М., 1910.

3 . Законы Ману / пер. с санскрита С.Д. Эльмановича. - СПб. : Типо-лит. Н.И. Евстифеева, 1913.

4 . Иеринг, Р. Цель в праве / под ред. В.Р. Лицкой ; пер. Н.Ф. Дерюжинский, Н.В. Муравьев. -СПб. : Изд. Н.В. Муравьева, 1881. - Т. 1.

5 . Ковалевский, М.М. Соч. : в 2 т. / отв. ред. А.О. Бороноев. - СПб. : Алетейя, 1997. - Т. 1 : Социология.

6 . Летурно, Ш. Прогресс нравственности. - 2-е изд. - СПб., 1910.

7 . Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - М. : Астрель, 2006.

8 . Спенсер, Г. Основания нравственности : пер. с англ. изд. 1892 г. - М. : ЛКИ, 2008. - Ч. 2 : Индукция этики.

9 . Спенсер, Г. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX в. : тексты. -М., 1996.

10 . Bentham, J. Oeuvres. - Bruxelle, 1840. - Vol. 2 : Theorie des recompenses.

11 . De la Grasserie, R. Des principes sociologiques de la criminologie. - P., 1901.

18 Законы Ману / пер. с санскрита С.Д. Эльмановича. СПб. Типо-лит. Н.И. Евстифеева, 1913. Гл. 5. Ст. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.