Научная статья на тему 'ОЖИДАНИЯ КАК ФАКТОР РЕТРАНСЛЯЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РОДИТЕЛИ VS ПРОФЕССИОНАЛЫ'

ОЖИДАНИЯ КАК ФАКТОР РЕТРАНСЛЯЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РОДИТЕЛИ VS ПРОФЕССИОНАЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ / РОДИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / РЕТРАНСЛЯЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стоянов А.С., Гущина Л.М.

В данной статье рассматриваются роль взаимных ожиданий от деятельности родителей и профессионалов (воспитателей) в ретрансляции ответственности, где, с одной стороны, повышаются требования к работе профессионалов, но с другой стороны, снижается ответственность родителей за их чадо, что вызывает целый ряд проблем в их взаимодействии. Подчёркнута важность трансляции ответственности в преемственности поколений и роли синхронизации ожиданий в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPECTATIONS AS A FACTOR IN RELAYING RESPONSIBILITY IN PRESCHOOL EDUCATION: PARENTS VS PROFESSIONALS

This article discusses the role of mutual expectations from the activities of parents and professionals (educators) in relaying responsibility, where, on the one hand, the requirements for the work of professionals increase, but on the other hand, the responsibility of parents for their child decreases, that causes a number of problems in their interaction. The importance of responsibility transfer in the continuity of generations and the role of synchronization of expectations in this process is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОЖИДАНИЯ КАК ФАКТОР РЕТРАНСЛЯЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РОДИТЕЛИ VS ПРОФЕССИОНАЛЫ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.022 УДК 37.015.4:373.2 ББК 60.561.9

А.С. СТОЯНОВ, Л.М. ГУЩИНА

ОЖИДАНИЯ КАК ФАКТОР РЕТРАНСЛЯЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РОДИТЕЛИ VS ПРОФЕССИОНАЛЫ

A.S. STOYANOV, L.M. GUSHCHINA

EXPECTATIONS AS A FACTOR IN RELAYING RESPONSIBILITY IN PRESCHOOL EDUCATION: PARENTS VS PROFESSIONALS

В данной статье рассматриваются роль взаимных ожиданий от деятельности родителей и профессионалов (воспитателей) в ретрансляции ответственности, где, с одной стороны, повышаются требования к работе профессионалов, но с другой стороны, снижается ответственность родителей за их чадо, что вызывает целый ряд проблем в их взаимодействии. Подчёркнута важность трансляции ответственности в преемственности поколений и роли синхронизации ожиданий в этом процессе.

This article discusses the role of mutual expectations from the activities of parents and professionals (educators) in relaying responsibility, where, on the one hand, the requirements for the work of professionals increase, but on the other hand, the responsibility of parents for their child decreases, that causes a number of problems in their interaction. The importance of responsibility transfer in the continuity of generations and the role of synchronization of expectations in this process is emphasized.

Ключевые слова: взаимные ожидания, родители, социальные ожидания, ретрансляция ответственности, конфликт.

Key words: mutual expectations, parents, social expectations, relaying the responsibility, conflict.

Введение. Проблема ретрансляции ответственности между родителями и воспитателями всё более актуальной становится в настоящее время, так как, c одной стороны, повышаются требования к работе профессионалов (воспитателей), но с другой стороны, снижается моральная ответственность родителей за их «чадо», что вызывает целый ряд проблем во взаимодействии профессионалов и родителей.

Ответственность является универсальным, но не единственным энергетическим источником трансляции опыта. Таковыми также являются интерес, ожидание пользы, духовная и эстетическая ценность. Однако в деле охранения жизнеспособности этноса, цивилизации именно трансляция ответственности имеет решающее значение [3, c. 44].

Касательно ретрансляции ответственности следует отметить, что достаточно большое количество родителей из-за трудного финансового и семейного положения не имеют возможности обучать должным образом своих детей, не успевают учить их речевым, умственным и нравственным навыкам с ранних лет и надеются, что при поступлении в детский сад они по факту избавятся от основной части ответственности за воспитание своих же детей. По их мнению, вышеперечисленное перейдёт в руки воспитателей, которые должны будут привить их детям все навыки, умения и знания, которые родители не смогли им дать. Однако при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение на родителей накладывается больше ответственности, чем ими ожидается, и тогда остро встаёт вопрос о распределении последней между ними и воспитателями, и, как правило, «отфутболивания» проблем воспитания ребёнка друг другу.

С другой стороны, проблематика ответственности затрагивает широкий аспект вопросов, связанных с восприятием времени, с контролем над поведением человека, с механизмами межпоколенной трансляции ответственности... Необходимо исследовать ответственность с точки зрения существующей теории и практики социологической науки с целью изучения каналов её трансляции [3, с. 45]. Что особенно важно в процессе дошкольного образования.

Цель данной статьи: исследовать ретрансляцию ответственности во взаимодействии профессионалов и родителей в контексте их ожиданий по отношению друг к другу и воспитании детей в дошкольном учреждении.

Объект исследования - родители и профессионалы детского дошкольного учреждения МБДОУ Детский сад № 2 «Улыбка» г.о. Химки.

Предмет исследования - взаимные ожидания и ретрансляция ответственности родителей и профессионалов.

Материалы и методы. Компаративистское качественное исследование по ретрансляции ответственности проведено методом социологического опроса (анкетирования) родителей и воспитателей в отдельно взятом детсаде. Также проведён анализ научной литературы и синтез полученных данных по несинхронности ожиданий в контексте ретрансляции ответственности.

Результаты и научная новизна. Проведённый анализ выявил по отдельным критериям (воспитание социальных навыков поведения и навыков личной гигиены) значительное несовпадение ожиданий во взаимной деятельности профессионалов и родителей. В то же время такие важнейшие факторы, как образование, духовное и нравственное развитие особых противоречий в ожиданиях обеих сторон не вызывают. Наименее противоречивыми в ожиданиях факторами оказались оплата нужд ребёнка, подготовка к школе, организация праздников и досуга, воспитание инициативности. Также определено, что ожидания не совпадают с реальностью в процессе воспитания и приводят к ретрансляции ответственности и потенциальным конфликтам. Чуть более половины (53,3%) родителей удовлетворены деятельностью как воспитателей, так и родителей по причине стабильного несовпадения взаимных ожиданий, а также занижения последних, по сравнению с профессионалами, что подтверждает также относительную пассивность родителей и большую склонность к ретрансляции ответственности в воспитании ребёнка на профессионалов! У воспитателей совпадение ожиданий наблюдалось у 72,2% респондентов по отношению к родителям и 83,3% к воспитателям, и причиной этому служит, на наш взгляд, профессиональный опыт и поддержка профессионального сообщества. Также выявлено, что чем выше несинхронизированность ожиданий, тем выше недопонимание во взаимодействии воспитателей и родителей и выше ретрансляция ответственности в воспитательном процессе. Полученные данные могут быть полезны в дальнейших исследованиях по близкой тематике в науках, изучающих опосредованные взаимодействия и их результаты, которые могут быть оценены спустя десятилетия: образование, воспитание, формирование идеологии и т.п.

Следует отметить, что тематика ответственности и её ретрансляции в социологии практически не разрабатывалась отечественными учёными, за исключением О.А. Безруковой [3], и частично затронута в зарубежных исследованиях относительно взаимоотношений родителей [17] и профессионалов [18]. Также проведены исследования в классах с совместным преподаванием, где предоставлены доказательства отдельных, а не взаимодополняющих ролей родителей и профессионалов [19, р. 81]. Что косвенно подтверждает проблему ретрансляции ответственности вследствие недопонимания и также подчёркивает актуальность нашего исследования.

Эмпирический опыт изучения ожиданий в отечественных работах представлен слабо. Здесь можно отметить исследования ожиданий и эксперименты по эффекту «обманутых ожиданий» А.В. Умеренковой [15]. Также частично проблемы ожиданий касались О.А. Бакасова [2], Н.П. Нарбут и И.В. Троцук [6], Ю.О. Обухова и А.Г. Танова

Касательно воспитательного процесса в последние годы началось развитие и внедрение нового формата взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, где главный принцип - партнёрство педагогов и родителей, дошкольной образовательной организации и семьи для повышения психолого-педагогической компетентности родителей на основе изучении психолого-педагогических особенностей личности ребёнка, что должно поддерживать и дополнять образовательную деятельность.

Как отмечает Н.Л. Антонова, во взаимодействии педагогов и родителей превалирует скорее пассивное принятие текущей ситуации, нежели активный настрой на реализацию принципов партнёрства и сотрудничества. Главным барьером, затрудняющим становление партнёрских отношений и включение семьи в совместную с педагогами деятельность по воспитанию ребёнка, является высокая степень занятости родителей [1, с. 147].

Конечно же, приоритетность семейного воспитания на новом этапе требует доверительных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Одна из действенных форм установления последних и привлечения родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и сотрудничеству - встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей [8, с. 183].

Возвращаясь к теме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, хотелось бы отметить, что часто происходят педагогические конфликты в общении между профессионалами и законными представителями детей, что усложняет процесс воспитания.

Сложность работы с семьёй во много объясняется такими причинами как:

- распад ценностей семьи как результат развода супругов, «втягивание» ребенка в семейные споры, и как следствие - физическое, психосоматическое, социально-эмоциональное нездоровье ребенка;

- появление феномена «социальное сиротство», когда дети при живых биологических родителях становятся сиротами [16, с. 1].

С этим же феноменом связано «угасание родительской инициативы». Так, современные родители склонны перепоручать образование и воспитание своего ребёнка «третьим лицам», доля времени, посвящаемого ими семейному общению, ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей [10, с. 25].

В результате происходит часто формальное общение между воспитателями и родителями. В этом случае можно наладить взаимодействие именно через партнёрство, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответные действия другого, причём результатом таких взаимодействий является единая для всех субъектов система общих представлений и ценностей как основа для разработки совместных действий [5, с. 211].

В свою очередь, оценивая проблему ретрансляции ответственности, отметим, что на представления и ценности влияют социальные ожидания, которые вызваны системными взаимными ожиданиями каждой из взаимодействующих сторон. Как отмечает А.С. Стоянов: «Основной параметр построения взаимосвязей в обществе - создание взаимных ожиданий, независимо от уровня их проявления: индивидуального, группового или социального» [11, с. 7].

В целом социальные ожидания становятся компонентами системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе. Членам группы, занимающим ту или иную социальную позицию, выполняющим определённую роль, другие взаимодействующие с ними представители группы предъявляют принятые в данной группе требования, касающиеся форм социального поведения, отношений, установок и т.д. [4, с. 185].

С другой стороны, научно обоснованное исследование социальных ожиданий в теориях мотивации личности обладает важным теоретическим значением, так как итоговые результаты позволяют определить роль социальных ожиданий, изучить

условия и механизмы их реализации в мотивационной сфере личности, понять мотивацию поведения человека [9, с. 54].

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что основной проблемой исследования является ретрансляция ответственности, происходящая, по нашему мнению, в условиях взаимодействия несинхронизированных (несогласованных) социальных ожиданий со стороны родителей по отношению к воспитателям и наоборот.

Материалы и методы исследования. При опросе нами был использован метод анкетирования. Респонденты заполняли анкету в режиме онлайн доступа на специально сайте «Google Формы», при ответах сохранялся принцип анонимности.

Социологическое исследование проводилось в МБДОУ Детский сад № 2 «Улыбка» г.о. Химки в мае 2019 года среди родителей (61,7%) - 29 человек, (что при генеральной совокупности 275 детей, соотносимо с 12% доверительным интервалом и доверительной вероятностью 85%, достаточной для нашего исследования, имеющего качественный характер) и профессионалов-воспитателей (38,3%) - 18 человек, что совпадает с генеральной совокупностью. Общее количество опрошенных составило 47 человек, из которых большинство 29 человек (61,7%) имеют двух детей. В основном дети опрошенных ходят в подготовительную группу (55,3%), среднюю (17,0%) и старшую (19,1%). У всех опрошенных воспитателей есть дети, находящиеся в одном с ними учреждении. Большинство опрошенных 89,7% (44 человека) были в возрасте 31-50 лет. Основная часть (88,9%) респондентов была со средним доходом 15 тыс. руб. и более на каждого члена семьи, при котором удовлетворяются не только основные потребности ребёнка. Только 5 человек (11,1%) ответили, что обладают семейным доходом менее 10 тыс. рублей на каждого члена семьи.

Результаты и обсуждение результатов.

Результаты распределения ответов на данный вопрос (рис. 1) дают основания полагать, что большая часть респондентов (82,9%) знает степень своей ответственности перед государством за воспитание собственных детей, что говорит нам о грамотности родителей и воспитателей в области законодательных аспектов по детскому воспитанию в пределах их компетентности и зоны ответственности.

- ^^^^ в Однозначно да

^^RL • Сгорев да, чем нет

^^^^ВЛЩ^НН^^к 9 Cm рее нет. чем да

• Нет

Ф Затрудняюсь ответ

Ч W

Рис. 1. Знаете ли вы свою степень ответственности перед государством за воспитание ребёнка?

В данном контексте следует узнать кто, по мнению респондентов, несёт ответственность за воспитание ребёнка?

Проанализировав гистограмму (рис. 2), можно сказать, что воспитатели и родители практически схожи в ответах. Но всё же Воспитатели, все 18 человек считают, что ответственными являются родители за воспитание детей. В то время как трое из родителей посчитали, что ответственными являются не только родители (воспитатель, другое: родители и государство, родители и воспитатели).

89.6

I Воспитатели Родител и

О

О

Родители Воспитатель Родственники Государство Другое

Рис. 2. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка? (%)

Одним из важнейших проблемных вопросов, лежащий в основе нашего исследования был: «Что ожидают родители и воспитатели от деятельности друг друга?» Следующие ответы показательны для всего исследования (рис. 3 и 4).

■ Воспитатели ■ Родители

Рис. 3. Ожидания родителей и воспитателей от деятельности воспитателей*

1 2 3 4 5 Ь 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Критерии ответственности

■ Воспитатели ■ Родители

Рис. 4. Ожидания родителей и воспитателей от деятельности родителей*

Примечание: *по горизонтали критерии ответственности указаны в таблице 1: Ответы приводятся в среднем значении балла от 1-10 (1 - самое незначимое, 10 - самое значимое, несколько вариантов ответов)

Таблица 1

Несинхронность (несовпадение) ожиданий от взаимной деятельности по воспитанию детей родителей и профессионалов*

№ п/п По горизонтали КРИТЕРИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ по номерам в гистограммах рис. 3 и рис. 4 НЕСИНХРОННОСТЬ ожиданий родителей и воспитателей от взаимной деятельности (баллы)

Воспитателей Родителей

1 Отучить от пользования детскими подгузниками 0,8 2,3

2 Выработать навыки личной гигиены (уход за руками, полостью рта и т.п.) 1,4 2,3

3 Выработать навыки пользования горшком (общественным туалетом) 1,9 2,1

4 Научить самостоятельно пользоваться столовыми приборами 2,1 1,8

5 Заложить у ребёнка основы поведения в обществе 2,4 1,8

6 Воспитание детей как будущих граждан страны 2,4 1,9

7 Научить азбуке, азам чтения и письма 0,4 1,6

8 Организация досуга детей 0,5 1,7

9 Организация праздничных мероприятий в жизни ребёнка 1,4 1,0

10 Помощь и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности 1,4 1,2

11 Осуществление заботы о физическом развитии ребёнка 1,7 2,2

12 Осуществление заботы о нравственном, духовном развитии ребёнка 1,3 1,8

13 Осуществление заботы об образовании ребёнка 2,0 1,7

14 Оплата необходимых социально-значимых нужд и содержание ребёнка 1,3 0,7

15 Подготовка к школе 0,6 1,4

Примечание: *жирным шрифтом выделена максимальная несинхронность в баллах.

Проанализировав ответы (рис. 3, табл. 1) родителей и воспитателей об ожиданиях от деятельности воспитателей, можно сказать, что родители находятся в ожидании помощи в подготовке к школе (6.4), поддержки детской инициативы в разных видах деятельности (6.4), обучения азбуке, азам письма и чтения (6.4). В то время как воспитатели ожидают помощи и поддержки детской инициативы в разных видах деятельности (7.8), заботы об образовании (7.6) заботы о нравственном и духовном развитии детей (7.6) и воспитании детей как будущих граждан страны (7.5).

Также произведён анализ ответов (рис. 4, табл. 1) родителей и воспитателей об ожиданиях от деятельности родителей: со стороны родителей важным ожиданием выступаетпомощь иподдержкадетскойинициативывразных видахдеятельности (6.5), оплата необходимых социально-значимых нужд и содержание ребёнка (6.6), осущест-влениезаботыобовсехвидахразвития ребёнка(6.5).В товремя каквоспитатели ожидают, что в деятельности родителей важным будет осуществление заботы о физическом развитии ребёнка(8.4),осуществление заботы об образовании (8.2), воспитание детей как будущих граждан (8.2), заложение основ поведения в обществе (8.1).

Такие важнейшие факторы (рис. 3 и 4, табл. 1) как образование, духовное и нравственное развитие особых противоречий в ожиданиях обеих сторон не вызывают. Наименее противоречивыми в ожиданиях факторами оказались оплата нужд, подготовка к школе, организация праздников и досуга, воспитание инициативности.

Также необходимо отметить, что максимальные несовпадения (несинхронизирован-ность) ожиданий по отношению к усилиям родителей и воспитателей с обеих сторон выявлены в воспитании социальных навыков: поведение в обществе (2,4) и будущих граждан (2,4). Также это наблюдается в навыках физиологического плана: личной гигиены (2,3), физического развития (2,2), пользования общественным туалетом (2,1) и столовыми приборами (2,1).

Таким образом, можно сделать вывод, что у родителей и воспитателей не совпадают их взаимные ожидания по вышеуказанным критериям, что впоследствии приводит к ретрансляции ответственности за ребёнка, а также к непониманию каждой из сторон и, как следствие, к возможному конфликту. В свою очередь конфликт - есть взаимодействие несинхронизированных ожиданий [13, с. 207]. Также отметим, что родители склонны занижать ожидания и общую значимость всех вышеуказанных критериев, что также говорит об их заниженных ожиданиях от воспитательного процесса.

Как следствие указанного ранее, при наличии несинхронизированных ожиданий от деятельности обеих сторон в воспитании детей происходит ретрансляция ответственности в воспитании ребёнка! Другими словами, «между реальным действием и его соответствием ожидаемому стоит общепринятая интерпретация - социальная реальность. Последнюю хорошо воссоздают поговорки и приметы, неизменные во времени и отражающие народную мудрость» [12, с. 86]. В нашем случае, как говорится в русской поговорке, являющейся формой устойчивых ожиданий: «У семи нянек дитя без глаза!»

Следующие два вопроса были по ожиданиям респондентов от получения необходимого образования в детском саду и в семье.

Исходя из анализа представленных данных (рис. 5), можно сделать вывод, что родители и профессионалы считают детский сад одной из важнейших ступеней получения необходимого образования среди детей. Большинство опрошенных родителей (25 человек - 86,2%) оценили высоко свои ожидания от необходимого образования их детей в детском саду. Практически такие же ответы (14 человек - 77,8%) со стороны воспитателей.

60 50 40 30 20 10

50,0

41,4

44,8

27,8

I Родители I Воспитатели

10,4

5,6 3,4 0,0 0,0

16,6

Да, однозначно Скорее да, чем Скорее нет, чем Нет, однозначно Затрудняюсь нет да ответить

Рис. 5. Ожидаете ли Вы что ребёнок получит необходимое образование (развитие) в детском саду? (%)

По сравнению с предыдущим, ответ (рис. 6) на данный вопрос о положительном развитие ребёнка в семье был отмечен 40 участниками (24 родителя - 82,8% и 16 воспитателей - 88,8%). Больше сомнений выразили родители (17,2%), которые считают, что ребёнок «скорее не получит, чем получит» необходимое образования в семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

55,2

27,6

33

I Родители Воспитатели

Да, однозначно Скорее да, чем Скорее нет, чем Нет, однозначно Затрудняюсь нет да ответить

Рис. 6. Ожидаете ли Вы что ребёнок получит необходимое развитие (образование) в семье? (%)

Исходя из анализа вышеописанных двух вопросов, можно сделать вывод, что респонденты считают семью и детский сад практически равнозначимыми для необходимого развития и образования ребёнка. Это показывает нам то, что «детский сад - второй дом», и именно в нём дети приобретают те качества, которые в семье не всегда получают: коммуникабельность, дружелюбность, доброта, помощь и т.д.

Исходя из анализа результатов (рис. 7), можно увидеть, что большая часть профессионалов (11 человек - 61,1%) отнеслись негативно к обучению ребёнка в платном детском садике. С другой стороны родители распределились на 3 группы. 1-я группа (13 человек - 44,8%) считают, что обучение в платном д/с - это хорошо, возможно они придерживаются такого мнения: «Чем дороже - тем лучше». 2-я группа (10 человек -33,5%) считает платный детский сад не приемлемым вариантом для своего ребёнка, даже не смотря на хорошую репутацию и 3-я группа (6 человек - 20,7%) затрудняются ответить.

35 30 25 20 15 10 5 0

27,8

— 20,7 22 24,1 20,7 20,7

11, 13,8

1 5,6

I Родители I Воспитатели

Да, однозначно Скорее да, чем Скорее нет, чем Нет, однозначно Затрудняюсь нет да ответить

Рис. 7. Отдали бы Вы своего ребёнка в платный д/с, если бы знали о его хорошей репутации в образовании ребёнка?(%)

Исходя из анализа данных гистограммы (рис. 8) видно, что ожидания у большинства, как профессионалов (83,3%), так и родителей (82,7%) о росте образования ребёнка в их детском саду подтвердились. Только один из родителей ответил, что его ожидания от образования ребёнка однозначно не подтвердились. Это, следовательно, определяет, что профессионалы касательно образования выполняют свою

работу качественно и ожидания от их деятельности подтверждаются реальными результатами, что показывает нам наличие эффективного взаимодействия родителей с профессионалами в процессе развития детей, что также подтверждено данными (см. табл. 1).

60

50 40

30 -20 10 0

50,0

33,3

6,9

15

0,0

Да, однозначно Скорее да, чет Скорее нет, чем Нет, однозначно Затрудняюсь нет да ответить

I Родители I Воспитатели

Рис. 8. Подтвердились ли Ваши ожидания о росте образования ребёнка

в Вашем д/с? (%)

При сравнительном анализе ответов на вопросы о подтверждении взаимных ожиданий (электронные материалы анкетных данных) выяснилось следующее. У 72,2% профессионалов подтвердились ожидания от деятельности родителей. 83,3% воспитателей указали на подтверждение ожиданий от деятельности профессионалов. 53,2% родителей подтвердили совпадение ожиданий от деятельности профессионалов. Анализ показал, что эти цифры согласуются с ответами тех же родителей на вышеуказанные вопросы. Другими словами чуть более половины (53,3%) родителей удовлетворены как воспитателями, так и родителями! Это подтверждается стабильным несовпадением взаимных ожиданий. Что в контексте теории «Общества ожиданий» позволяет подтвердить её положение о том, что удовлетворённость в группе определяется совпадением ожиданий с реальностью [14, с. 176].

С другой стороны, выявленная стабильность заниженных ожиданий родителей (рис. 3 и 4, табл. 1) от воспитательного процесса подтверждает также относительную их пассивность и большую склонность, нежели у профессионалов, к ретрансляции ответственности в воспитании ребёнка на воспитателей!

Подавляющее большинство воспитателей удовлетворено и родителями (72,2%), и воспитателями (83,3%), и причиной этому служит, на наш взгляд, профессиональный опыт. Исходя из этого, полагаем, что конфликтные ситуации чаще возникают со стороны родителей. С другой стороны, у воспитателей присутствует поддержка профессионального сообщества, что способствует снижению количества конфликтогенных ситуаций в их профессиональной деятельности.

Выводы. Исходя из анализа вышеописанных данных, удалось выяснить, что проблема ретрансляции ответственности действительно существует у каждой из сторон воспитательного процесса вследствие наличия несинхронизированных ожиданий у родителей и воспитателей (табл. 1.). Таким образом, чем выше несинхрони-зированность ожиданий, тем выше недопонимание во взаимодействии воспитателей и родителей по поводу одного и того же объекта воздействия - ребёнка, вследствие чего это становится значимым фактором ретрансляция ответственности, происходящем в воспитательном процессе.

Исследование по данной тематике является пробным камнем в логическом продолжении развития теории «Общества ожиданий» [13] и требует дальнейшей тщательной проработки.

Полученные данные могут быть полезны в дальнейших исследованиях по близкой тематике в социологических, педагогических и других науках. Особенно ярко вышеуказанные явления (ретрансляция ответственности, латентные конфликты, синхронизация ожиданий, взаимодействие несинхронизированных ожиданий и т.п.) себя проявляют в процессах, имеющих многосторонний и многоуровневый характер непосредственного и опосредованного взаимодействия по поводу результата последнего, который может быть оценён спустя десятилетия: образование, воспитание, формирование идеологии и т.п.

Литература

1. Антонова Н.Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании // Образование и наука. 2018. № 2 (20). С. 147-161.

2. Бакасова О.А. Влияние социальных ожиданий студентов в отношении бренда университета на развитие академической мотивации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 264-268.

3. Безрукова О.А. Этика ответственности перед будущим с позиции современной социологической методологии // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2014. № 3 (140). С. 42-46.

4. Грибов Д.Е. Социальные ожидания как регулятор социального поведения личности: теоретические проблемы исследования // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 182-189.

5. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209-212.

6. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Жизненные планы российских студентов: ожидания и опасения в профессиональной сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. 2014. № 2. С. 90-107.

7. Обухова Ю.О., Танова А.Г. Внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания (на примере студентов СПбПУ) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). C. 168-174.

8. Пантелеева Н.Г. Социальное партнёрство детского сада и родителей. URL: https://psyjoumals.ш/Шes/65802/16_Пантелеева_psyedu_4_2013.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

9. Попович И.С. Социальные ожидания в теориях мотивации личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 4. С. 53-63.

10. Соснина Н.В., Старобина Е.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // Человек и образование. 2010. № 4. С. 25-29.

11. Стоянов А.С. Актуальность «ожиданий» как системы структурных взаимосвязей в обществе (к обоснованию теории «Общества ожиданий»). URL: https:// sfk-mn.ru/PDF/15SCSK419.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

12. Стоянов А.С Социальное действие: реакция как взаимность ожиданий // Миссия конфессий. 2019. № 36. С. 81-88.

13. Стоянов А.С. Общество ожиданий: введение в концептуальные основы теории. Элективный спецкурс. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 336 с.

14. Стоянов А.С. Формирование «Общества ожиданий» как процесс социальной синхронизации // Миссия конфессий. 2019. № 37. C. 170-180.

15. Умеренкова А.В. Лингво-когнитивное моделирование эффекта обманутого ожидания: Автореф. дис.... канд. филол. наук. Курск, 2009. 19 с.

16. Чумичева Р.М., Грабаровская Л.В. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12. С. 1-5.

17. Macbeth A. Involving parents // Teaching and Learning in the Primary School. 1994. Pp. 304-313.

18. Sihem B. Social responsibility of educators // International Journal of Educational Research and Technology. 2013. Vol. 4. No 1. Pp. 46-51.

19. Strogilos V., Tragoulia E. Inclusive and collaborative practices in co-taught classrooms: Roles and responsibilities for teachers and parents // Teaching and teacher education. 2013. Vol. 35. Pp. 81-91.

References

1. Antonova N.L. Osobennosti vzaimodejstviya roditelej i pedagogov v doshkol'nom obrazovanii. [Features of the interaction of parents and teachers in preschool education] // Obrazovanie i nauka. 2018. № 2 (20). S. 147-161. (In Russian).

2. Bakasova O.A. Vliyanie social'nyh ozhidanij studentov v otnoshenii brenda universiteta na razvitie akademicheskoj motivacii [The impact of social expectations of students with regard to the university brand on development of academic motivation] // Bi-znes. Obrazovaniye. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2016. № 1 (34). S. 264-268. (In Russian).

3. Bezrukova O.A. Etika otvetstvennostipered budushchim s pozitsii sovremennoy sotsio-logicheskoy metodologii [Ethics of responsibility to the future from the perspective of modern sociological methodology] // Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2014. № 3 (140). S. 42-46. (In Russian).

4. Gribov D.E. Social'nye ozhidaniya kak regulyator social'nogo povedeniya lichnosti: teo-reticheskie problemy issledovaniya. [Social expectations as a regulator of individual social behavior: theoretical research problems] // Gumanitariy Yuga Rossii. 2016. № 3. S. 182. (In Russian).

5. Koshchienko I.V. Vzaimodejstvie pedagogov i roditelej kak social'naya i psihologo-pedagogicheskaya problema [Interaction between teachers and parents as a social, psychological and pedagogical problem] // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2011. № 1. S. 209-2012. (In Russian).

6. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossijskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professional'noj sfere [Russian students life plans: expectations and concerns in the professional field] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2014. № 2. S. 90-107. (In Russian, abstract in Eng.)

7. Obukhova Yu.O., Tanova A.G. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov v sovremennom universitete: interesy i ozhidaniya (na primere studentovSPbPU) [Students non-learning activities in modern university: interests and expectations (for example, students of the St. Petersburg Polytechnic University)] // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumani-tarnyye i obshchestvennyye nauki. 2016. № 4 (255). S. 168-174. (In Russian).

8. Panteleeva N.G. Social'noe partnyorstvo detskogo sada i roditelej [Social partnership of kindergarten and parents]. URL: https://psyjournals.ru/files/65802/16_ Пантелеева_psyedu_4_2013.pdf (data obrashheniya: 16.02.2020). (In Russian).

9. Popovich I.S. Social'nye ozhidaniya v teoriyah motivacii lichnosti [Social expectations in the theories of motivation of personality] // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. 2014. № 4. S. 53-63. (In Russian).

10. Sosnina N.V., Starobina E.M. Vzaimodejstvie doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezh-deniya s sem'ej [Interaction of preschool educational institution with the family] // Chelovek i obrazovanie. 2010. № 4. S. 25-29. (In Russian).

11. Stoyanov A.S. Aktual'nost' «ozhidanij» kak sistemy strukturnyh vzaimosvyazej v ob-shchestve (k obosnovaniyu teorii «Obshchestva ozhidanij») [The relevance of "expectations" as a system of structural relationships of society (substantiation of the theory of "Society of expectations")]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/15SCSK419.pdf (data obrashheniya: 16 february 2020). (In Russian).

12. Stoyanov A.S. Social'noe dejstvie: reakciya kak vzaimnost' ozhidanij [Social action: reaction as reciprocal expectations] // Missiya konfessiy. 2019. № 36. S. 81-88. (In Russian, abstract in Eng.).

13. Stoyanov A.S. Obshchestvo ozhidaniy: vvedenie v kontseptual'nye osnovy teorii. Ehlek-tivnyy spetskurs [The society of expectations: an introduction to the conceptual basis of theory. elective special course]. M.: Flinta: Science, 2016. 336 s. (In Russian).

14. Stoyanov A.S. Formirovanie «Obshchestva ozhidanij» kak process social'noj sinhroni-zacii [Formation of the "Society of Expectations" as a process of social synchronization] // Missiya konfessiy. 2019. № 37. S. 170-180. (In Russian, abstract in Eng.)

15. Umerenkova A.V. Lingvo-kognitivnoe modelirovanie effekta obmanutogo ozhidaniya [Linguistic-cognitive modeling of the effect of deceived expectation]: Avtoref. dis ... kand. filol. nauk. Kursk, 2009. 19 s. (In Russian).

16. Chumicheva R.M., Grabarovskaya L.V. Otvetstvennoe roditel'stvo: postanovka prob-lemy i rezul'taty diagnostiki [Responsible parenthood: statement of the problem and diagnostic results]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniy. 2014. № 12. S. 1-5. (In Russian).

17. Macbeth A. Involving parents // Teaching and Learning in the Primary School. 1994. Pp. 304-313. (In English).

18. Sihem B. Social responsibility of educators // International Journal of Educational Research and Technology. 2013. Vol. 1. Pp. 46-51. (In English).

19. Strogilos V., Tragoulia E. Inclusive and collaborative practices in co-taught classrooms: roles and responsibilities for teachers and parents // Teaching and teacher education. 2013. Pp. 81-91. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.