19
УДК 327.5: 341.1
ОЖИДАНИЯ АТАКИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ФИНЛЯНДИИ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ОТВЕТ НА РЕШЕНИЕ ВСТУПИТЬ В НАТО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ТУРЦИИ
© Молодых Леонид Леонидович1
1 специалист Центра глобалистики и геополитики Сибирского федерального университета
Мигранты из стран третьего мира впервые появились в Финляндии в 1970-е гг. В дальнейшем их миграционный поток нарастал, как и в целом миграционный поток в Западную Европу. Это закономерно должно было вызвать недовольство значительной части финского населения задолго до перехода в остроактуальную форму под предлогом боевых действий на Украине в 2022 г. вопроса о вступлении Финляндии в НАТО.
Ключевые слова: Скандинавия, НАТО, миграция, общественное мнение, СМИ.
Сообщения финских СМИ о подготовке Финляндии к отражению возможной атаки на её границу нелегальных мигрантов из стран третьего мира со стороны России1 соединяют два самых негативных, хотя и разноплановых стереотипа финнов. Тот, кто соединяет эти стереотипы вместе, получает огромные возможности по манипулированию массовым сознанием финнов, так как при отдельном взгляде на каждый из этих стереотипов будет намного более сложная картина, чем образ Финляндии как жертвы враждебных внешних сил, у многих финнов на понимание этого по отдельности может хватить логики. СМИ Финляндии сообщали о попытках нелегальной миграции жителей стран третьего мира (сирийцев) в Финляндию через границу с Россией ещё в 2015 г.2, также финские СМИ заявляли, что этому способствуют
пограничники со стороны России . Но в 20152016 гг. это не вызывало столь бурной реакции, как в 2022 г. Вероятно, в 2015-2016 гг. этими сообщениями только тестировалось финское общественное мнение на тему предполагаемого использования Россией беженцев в качестве оружия, целей раздуть из этого немедленную конфронтацию тогда не было. На то, что уже тогда раздувание темы мигрантского оружия было именно манипуляцией массовым сознанием, указывает, что обвинения странам-соседям за мигрантов были только в сторону России, но не в сторону Швеции, откуда мигранты с Ближнего Востока и Африки также проникали в Финляндию.
Конечно, в отношении России у финнов негативная историческая память с учётом трёх войн между странами в первой половине XX в. и потери Финляндией территорий, входящих сейчас в России в состав Ленинградской области и Карелии (откуда в 1940-е гг. по инициативе Финляндии финны были эвакуированы, а обезлюдевший из-за этого Выборг после Второй мировой войны был восстановлен уже как русский по составу населения город) и Мурманской области (что лишило Финляндию выхода к Арктике). Вероятно, среди эвакуированных и их потомков особенно сильно негативное отношение к России. Вместе с тем, если включить здравый смысл, то финны могли бы понять, что присоединять их нынешнюю территорию к себе и экспортировать им свои порядки русские не планировали даже в советское время. С перемирия 1944 г. и мирного договора 1947 г. СССР придерживался политики признания суверенитета Финляндии (с учётом изменений границ в пользу СССР, произошедших по советско-финским мирным договорам 1940 г. и 1947 г.) в обмен на нейтралитет Финляндии, означавший, что её территория не будет плацдармом для готовящих возможное вторжение третьих стран. Это было закреплено в советско-финском договоре 1948 г.4 В отличие от стран Восточной Европы, взятых под прямой
1 Ministeriot: EU-lainsaadanto ei salli rajan sulkemista kokonaan edes poikkeusoloissa. Hallitus on saanut asiasta kovaa kritiikkia oppositiolta. 12.05.2022. // https://www.hs.fi/politiikka/art-2000008812471.html
2 Border Guard: Rise in Syrians entering Finland illegally through Russia. 23 June 2015. //
https://yle.fi/uutiset/border_guard_rise_in_syrians_entering_finland_illegally _through_russia/8099091 (заблокировано); копия на https://tundratabloids.com/2015/06/24/rise-in-syrians-gaining-illegal-entry-into-finland-from-russia/
3 Russian border guard to STT: Russian security service behind northeast asylum traffic. //
https://yle.fi/uutiset/russian_border_guard_to_stt_russian_security_service_be hind_northeast_asylum_traffic/8620174 Оригинал заблокирован, но ссылки на этот материал есть на множестве интернет-форумов и в Википедии.
4 ДОГОВОР О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой. Составлен в г. Москве 6 апреля 1948 года. // https://docs.cntd.ru/document/1901033
20
советский контроль в 1944-1945 гг., в Финляндии не размещались советские войска, не менялся политический режим, и она не входила в просоветский военно-политический блок. Финляндия в годы Холодной войны понимала, что альтернативой не полностью добровольного для неё дружественного к СССР нейтралитета могло быть лишь более жёсткое для неё наказание за участие во Второй мировой войне на стороне Германии, и что изменить это положение Финляндия не сможет, пока СССР существует. Поэтому она не пыталась уйти от нейтралитета, а пыталась найти в нём выгоду от тесного экономического сотрудничества с СССР, и даже, несмотря на то, что оставалась капиталистической страной, сотрудничала с Советом Экономической Взаимопомощи на основе специального соглашения. Но это не значит, что Финляндия не накапливала обиду на СССР, только тогда не могла её выразить.
Карты 1 и 2:
Территориальные потери Финляндии по мирным договорам 1940 г. (карта слева) и 1947 г. - нарастающим итогом (карта справа)
Источники:
https://ruwikipedia.org/wiki/Московский_мирный_договор_(1940) (карта слева); Ищенко Р. Европу только могила исправит. 04 апреля 2021 г. // https://zvezdaweekly.ru/news/202142951-4gDju.html (карта справа).
Постсоветская Россия заявляет о себе как правопреемнике СССР (а не Российской империи) и заявляет о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны, что означает отсутствие посягательств России на суверенитет и территориальную целостность Финляндии. Поэтому проецирование конфликта между Россией и Украиной (являющегося, по сути, внутренним делом бывшего СССР, распущенного с нарушением тогдашних законов, что в условиях провокационной деятельности третьих стран вызвало этот и иные постсоветские конфликты)
на Финляндию абсурдно. Более того, множество проблем на постсоветском пространстве не оставляют у России сил для неспровоцированного обострения ещё на одном направлении. Вероятно, власти Финляндии это понимают и боятся, что это могут понять и обычные финны (даже если они морально поддерживают европейские устремления Украины), а потому власти Финляндии хотят усилить эмоциональный негатив в отношении России негативом в отношении мигрантов, чтобы обычные финны потеряли способность логически мыслить.
Здесь и далее под властями Финляндии мы понимаем её глубинное государство, связанное как с местным олигархатом, так и с транснациональными корпорации и наднациональными структурами, а не внешние политические декорации, принимающие форму номинального чередования партий у власти. В этом плане Финляндия ничем принципиально не отличается от иных демократических в западном смысле слова стран, составляющих коллективный Запад. Поэтому глубинные государства демократических в западном смысле слова стран, получив сигнал от своих внешних кураторов, могут сознательно действовать против национальных интересов своих стран. В 2022 г. в десятках демократических в западном смысле слова стран это проявилось особенно явно. Но от Финляндии, с учётом её географического положения, внешние кураторы могли потребовать более сильного принесения национальных интересов в жертву «порядку, основанному на правилах», чем от других стран коллективного Запада. То есть, Финляндия в деле борьбы с Россией должна стать подобием злобно-истеричной Литвы, давно привыкшей жертвовать своими экономическими интересами во имя экспорта демократии в западном смысле слова.
Карта 3:
21
Страны Европы по военно-блоковой принадлежности в эпоху Холодной войны: нейтралитет Финляндии не был полностью добровольным
Источник: he Cold War: Causes, Major Events, and How it Ended. // https://www.historyonthenet.com/cold-war-causes-major-events-ended
В отношении потока мигрантов Финляндию также нельзя считать однозначной жертвой. Финляндия несколько десятилетий настойчиво создавала себе международный образ гуманно-пацифистской страны с высоким уровнем жизни и социального обеспечения, приют преследуемых и обездоленных. Эта политика Финляндии была частью политики создания во второй половине XX в. образа новой Европы «общечеловеческих ценностей» взамен прежней Европы национализма, милитаризма, колониализма и насильственного расширения жизненных пространств. Делалось это не из гуманных соображений, а для создания благоприятного образа Запада в глазах стран третьего мира в условиях идеологической борьбы с СССР в годы Холодной войны и для экономической экспансии Западной Европы в страны третьего мира под прикрытием «общечеловеческих ценностей». Это была та политическая инструментализация миграционных потоков, в которой ЕС сейчас обвиняет Турцию, Россию и Белоруссию. Вероятно, эта начатая в годы Холодной войны и продолженная после неё политика в рамках экспорта демократии, в XXI в. вышла из под контроля, и в Финляндии, и во всей Западной Европе. А участие формально нейтральной Финляндии с 1990-х гг. в действиях НАТО за рубежом уже прямо увеличивало число беженцев в мире.
Всё это создало неразрешимые в рамках либеральной идеологии огромные противоречия, если они сказались даже на Финляндии как географически самой удалённой и исторически самой захолустной страны Западной Европы, то можно считать их всеобщими. Об их нарастании за более чем двадцать лет до описываемого нами обострения на границе Финляндии и России писал американский социолог И. Валлерстайн:
Иллюстрация 1:
Выдающийся, но работавший на Сороса американский социолог И. Валлерстайн (1930—2019 г.)
Источник: https://iwallerstein.com/
«Сегодня либерализм загнан в угол своей собственной логикой. Он продолжает утверждать законность прав человека и, чуть менее громко, прав народов. Он все еще не имеет в виду того, что есть на самом деле. Он утверждает права с целью, чтобы они не были применены в полном объеме. Но это все труднее сделать. И либералы, зажатые, как говорится, между Сциллой и Харибдой, показывают свою подлинную суть, превращаясь в большинстве в консерваторов и лишь в редких случаях в радикалов. Давайте возьмем простой, очень важный и очень насущный вопрос, относящийся к делу: миграцию. Политическая экономия проблемы миграции чрезвычайно проста. Мир-экономика более, чем когда-либо, поляризован в двух отношениях: социально-экономически и демографически. Между Севером и Югом зияет разрыв, и есть все признаки, что в ближайшие десятилетия он станет еще шире. Последствия очевидны. Существует громадное давление миграционного потока с Юга на Север. Посмотрим на него с точки зрения либеральной идеологии. Понятие прав человека очевидно включает в себя право на свободу передвижений. По логике либерализма не должно быть ни паспортов, ни виз. Каждому должно быть позволено работать и селиться повсюду, как, например, происходит сегодня в США и в большинстве суверенных государств — уж точно в тех государствах, которые претендуют на то, что являются либеральными. На практике, разумеется, большинство людей на Севере буквально приходит в ужас от идеи открытых границ. Но и политики в последнюю четверть века идут вовсе не в этом направлении...
Внутренние противоречия
либеральной идеологии носят тотальный характер. Если у всех людей равные права и у всех народов равные права, мы не можем
22
сохранять такую неэгалитарную систему, какой всегда был и всегда будет капиталистический мир-экономика. Но если это открыто признать, то капиталистический мир-экономика потеряет легитимность в глазах опасных (то есть обездоленных) классов. А если система лишена легитимности, она не выживет. Кризис тотален, дилемма тотальна. Мы будем переживать ее следствия в ближайшие полвека. Как бы мы ни разрешили коллективными усилиями этот кризис, какого бы рода новую историческую систему мы ни построили, будет ли она хуже или лучше, будет ли у нас больше или меньше прав человека и прав народов, одно несомненно: это не будет система, основанная на либеральной идеологии, какой мы ее знаем на протяжении вот уже двух веков.»1.
Иллюстрация 2:
Реальные хозяева Запада обсуждают актуальные проблемы глобального управления
* *
в?
Рисунок-аллегория источников.
из
открытых
С учётом того, что Валлерстайн вёл исследования в интересах Дж. Сороса, в том числе и процитированные выше его выводы были опубликованы в его монографии, изданной на средства фонда Сороса, то можно предположить, что теоретическая проработка возможных путей выхода из фундаментальных противоречий между заявленной доктриной универсальности прав человека (что даёт Западу обоснование для вмешательства в дела остальных частей мира) и невозможностью её последовательно применить на практике, нежеланием Запада, чтобы народы не-Запада реально воспользовались этими правами, велась в интересах реальных хозяев Запада задолго до событий 2022 г. Но факт работы Валлерстайна в интересах Сороса не говорит о том, что Валлерстайн как учёный был
недальновидный аналитик или прямой фальсификатор. Наоборот, то, что Валлерстайн при внешней критике им мировой капиталистической системы по форме, при этом, по сути, работал на Сороса - одного из самых одиозных её представителей, и не скрывал это, но при этом не создавал против себя столь же негативного широкого общественного мнения, как другие лица, работающие на Сороса, но намного более примитивными методами, чем Валлерстайн, показывает Валлерстайна как одного из самых выдающихся учёных в его научной сфере. Этим он и опасен. Но это не значит, что теоретические идеи Валлерстайна можно просто отбросить или осудить. Если разобраться, то многие учёные, считающиеся сейчас выдающимися, при жизни работали на заказчиков, бывших для современников одиозными. Но в таких случаях надо понимать, где их вклад в развитие науки, а где работа по заказу. Вероятно, проработка поставленного Валлерстайном вопроса, описанного выше, к началу 2020-х гг. дала некоторые результаты.
Иллюстрация 3:
Последствия политики коллективного Запада по стиранию границ и экспорту демократии стали видны на улицах европейских городов
Источник: Ongelmia somalipakolaisten kanssa: turvapaikkapetoksia, nuorisorikollisuutta, kunniamurhia, laittomia rahasiirtoja ja islam, osa 2. Julkaistu 24.11.2015. // https://mvlehti.net/2015/11/24/ongelmia-somalipakolaisten-kanssa-turvapaikkapetoksia-nuorisorikollisuutta-kunniamurhia-laittomia-rahasiirtoja-ja-islam-osa-2-2/
Фотография взята из финских СМИ, в пояснениях указано, что изображены мигранты из Сомали, но в источнике нет указания, снята она в Финляндии или в другой стране Европы, а приводится как пример типовой ситуации.
1 Валлерстайн И. Анализ мировых систем. Перевод с английского. СПб, 2001, с. 204-206.
23
Вероятно, проработка поставленного Валлерстайном вопроса, описанного выше, к началу 2020-х гг. дала результаты, так как на Западе был введён в оборот термин «инструментализация миграции» ("migrant instrumentalization"). Под ним понимают применение потоков международной миграции как одного из инструментов внешней политики1. Под этим авторы доклада Германского Совета по международным отношениям (German Council on Foreign Relations) об инструментализации миграции считают, что мигрантов в качестве орудия внешней политики используют сильные государства (такие как Россия), прокси-государства (такие как Белоруссия), слабые государства (такие, как Украина) и различные негосударственные силы в странах Азии и Африки. Они рассматривают это в контексте того, что «Россия позиционирует собственную модель «сильного государства» как альтернативу западному либерализму. Это может быть привлекательным для постколониальных государств, которые видели скудную награду за их приверженность экономической взаимозависимости»2. Эти авторы считают, что данная тема является относительно новой проблемой
международных отношений, которую ранее поднимала разве что Польша, в чём не находила понимания со стороны ЕС3. Например, в 2021 г. термин использовался для политики Турции в отношении мигрантов, пытающихся проникнуть в страны Южной Европы4 и для политики Белоруссии в отношении
мигрантов,
пытающихся
проникнуть в Польшу . Но такая постановка вопроса в German Council on Foreign Relations и иных европейских источниках показывает только реакцию различных незападных сил на миграцию как глобальную проблему, но не возникновение проблемы инструментализации
1 If Russia Uses Migration as a Weapon, Europeans Should Respond in Kind. No. 6 March 2022, p. 1. // https://dgap.org/sites/default/files/article_pdfs/dgap-policy-brief-2022-06-en_0.pdf
2 If Russia Uses Migration as a Weapon, Europeans Should Respond in Kind. No. 6 March 2022, p. 1. // https://dgap.org/sites/default/files/article_pdfs/dgap-policy-brief-2022-06-en_0.pdf
3 If Russia Uses Migration as a Weapon, Europeans Should Respond in Kind. No. 6 March 2022, p. 2. // https://dgap.org/sites/default/files/article_pdfs/dgap-policy-brief-2022-06-en_0.pdf
4 Statement by the Minister of Interior Mr Nicos Nouris at the MED-5 Informal Ministerial Meeting, Málaga, Spain, 24-25.09.21. // https://www.pio.gov.cy/en/press-releases-article.html?id=22928#flat
5 BELARUS'Instrumentalization of migrants for political purposes by Belarus is unacceptable' von der Leyen. PUBLISHED 6 MONTHS AGO ON NOVEMBER 9, 2021By Catherine Feore. //
https://www.eureporter.co/world/belarus/2021/11/09/instrumentalization-of-migrants-for-political-purposes-by-belarus-is-unacceptable-von-der-leyen/
мигрантов как таковой. Изначально именно западный либерализм использовал миграцию как политический инструмент против авторитарных, с точки зрения Запада, стран, осуждая эти страны за непредоставление их гражданам права на выезд в "свободный мир".
С этой точки зрения, страны Запада в какой-то степени запутались в последствиях своей же миграционной политики, став по выражению Р. Т. Эрдогана, гостевым домом для запрещённых в мусульманских странах радикальных организаций
националистического (курдские группировки) или религиозного характера (FETO), что стало формальным поводом попытки Турции блокировать заявку Швеции и Финляндии на приём в НАТО. В какой-то степени инструментализация миграции со стороны стран не-Запада стала ответом на использование странами Запада
международной миграции в политических целях, например, Белоруссия позволила мигрантам с Ближнего и Среднего Востока проникать через границу ЕС в ответ на заявления стран ЕС о желании принять у себя демократически настроенных белорусских беженцев, в ответ на что Польша и Литва стали тут же отгораживаться от Белоруссии заборами вопреки своим же недавним словам о стирании границ.
Предположим, что в Финляндии, как и во всей Западной Европе, накопились значительные предпосылки для массовых националистических протестов, вызванные быстрым замещением титульного населения мигрантами и ростом мигрантской преступности. Но у финнов, в отличие от немцев, нет чувства исторической вины за развязывание Второй мировой войны, так как по итогам событий 1939-1945 гг. Финляндия изображает себя как страну-жертву, и нет чувства исторической вины за создание колониальных империй, расизм и работорговлю, которое может иметься (или наигранно изображаться) частью населения Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Поэтому в Финляндии у возможных массовых националистических протестов (направленных как против властей Финляндии, так и против ЕС, в рамках которого действуют конвенции на тему «общечеловеческих ценностей») меньше сдерживающих факторов, чем в ряде других стран Западной Европы. Предположим, что власти Финляндии и верхушка ЕС эту опасность для себя понимают.
24
Поэтому они хотят предпринять демонстративные акции против мигрантов из стран третьего мира для успокоения националистически настроенной части финского населения, но при этом не отказываться от своей политики (или хотя бы, её идеологических оснований) в целом. В ином случае им пришлось бы признать, что, во-первых, политика миграционной открытости была международно-политическим
инструментом, а не гуманистическим проектом, и что, во-вторых, миграционная политика вышла из под контроля и пошла намного дальше изначально задуманных целей. Это было бы началом конца либеральной Европы. Но если назвать миграционный поток инструментом в руках враждебной Западу автократии, посягающей на «международный порядок, основанный на правилах», то тогда можно внешне непротиворечиво совмещать риторику о своей верности международным либеральным правилам и одновременно воздвигать заборы на границе.
Напрямую власти Финляндии выйти с такой инициативой, идущей в разрез с прежней политикой Финляндии, вероятно, не хотят. Поэтому формально с инициативой воздвижения противомиграционных
заграждений на границе выступили не входящие в правящую коалицию во главе с социал-демократами партии: умеренно националистическая «Коалиционная партия» и чуть более националистическая партия «Истинные финны»1 . «Истинные финны» -достаточно националистическая, чтобы контролировать в интересах властей Финляндии большую часть националистически настроенных финнов, но при этом достаточно умеренная, чтобы быть парламентской партией, как в парламенте Финляндии, так и в Европарламенте, несмотря на то, что «Истинные финны» выступают против наднациональных институтов ЕС. При этом выступления «Истинных финнов» против ЕС не мешают им одновременно быть за членство Финляндии в НАТО. В целом «Истинные финны» это примерный финский аналог трампистского движения в США, такой же эклектичный и внутренне противоречивый, и такой же внешне несистемный, но, по сути, также помогающий балансировать
политическую систему в рамках выборных
процедур. Их националистическая демагогия не означает намерений добиться реального выхода Финляндии из под контроля наднациональных структур. Пытаясь ослабить одни рычаги наднационального контроля над Финляндией, они фактически тут же усиливают другие рычаги этого контроля. Реально идея по борьбе с предположительно направляемыми Россией нелегальными мигрантами, может быть надпартийной инициативой (возможно, предварительно согласованной с Брюсселем) по преодолению выхода миграционной политики Финляндии из под контроля.
Косвенным доказательством
надпартийности идеи закрытия границы с Россией могут быть слова с 35 страницы официального доклада Финляндии за 13 апреля 2022 г. про ожидаемое вступление в НАТО: «Миграция временно может вызвать локальную напряженность между различными слоями населения в стране назначения, нарушить общественный порядок и безопасность и увеличить количество преступлений на почве ненависти. Напряжения также можно использовать для ускорения развития поляризации и возбуждения беспорядков. Основным средством борьбы с описанными угрозами внутренней
безопасности является активизация
взаимодействия органов власти всех уровней. Финляндия контролирует самую протяженную границу между ЕС и Россией. Меры по охране границы предотвращают несанкционированное пересечение границы, борются с трансграничной преступностью и охраняют общественный порядок и безопасность, здоровье населения и территориальную целостность. Операционная среда существенно меняется, что стимулирует разработку мер по охране границ, связанных с поддержанием внешней безопасности. Целостность ситуации с безопасностью на границе обеспечивается на всех уровнях посредством национального и международного сотрудничества между властями. Готовность обеспечить
территориальную целостность является немедленной. Финляндия поддерживает высокий уровень готовности к крупномасштабному проникновению, уделяя особое внимание восточной границе»2.
По данных финских СМИ учения по борьбе с потоком мигрантов через границу с
1 Ministeriot: EU-lainsaadanto ei salli rajan sulkemista kokonaan edes poikkeusoloissa. Hallitus on saanut asiasta kovaa kritiikkia oppositiolta. 12.05.2022. // https ://www. hs.fi/politiikka/art-2000008812471.html
2 Ajankohtaisselonteko turvallisuusympariston muutoksesta. Valtioneuvosto Helsinki 2022. // https://urn.fi/URN:ISBN:978-952-383-772-0
Россией были запланированы на осень 2022 г. ещё в конце 2021 г. после миграционного кризиса на границе Белоруссии и Польши1. «В учениях под названием Latu 22 примут участие представители таких ведомств, как пограничная служба, министерство
социального обеспечения и здравоохранения, министерство внутренних дел, министерство обороны, полиция, полиция безопасности, миграционная служба, таможня, министерство обороны Финляндии и агентство Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex»2. После такой обработки массового сознания финнов возможный нелегальный переход через границу России и Финляндии (возможно постановочный) небольшой группы иракцев или сирийцев (которых можно без лишнего шума спокойно выслать назад в страны происхождения), будет преподнесён для широкой финской аудитории почти как масштабное вторжение вражеской армии. И финны пойдут добровольцами в свои военкоматы защищать свою страну от воображаемой ими агрессии. По итогам соцопроса от 18 мая 2022 г., символически озвученных министром обороны Финляндии 22 июня, 82% её населения морально готово к войне с Россией3. По результатам соцопроса издания НеЫп^п Sanomat, в мае 2022 г. вступить в НАТО хотели 73% финнов, в июне 2022 г. - 79%, против в июне 2022 г. были 11%4. Реальными авторами ужастиков про мигрантскую агрессию со стороны России, вероятно, являются не финны, а те же политтехнологи и специалисты
информационно-психологических операций из стран НАТО, что ранее обрабатывали народы США и стран Европы идеями мультикультурности и универсальности прав человека для оправдания вторжений Запада в Афганистан, Ирак, Ливию и др.
Гипотетическая атака нелегальных
1 Финляндия проведет масштабные учения по подготовке к потоку мигрантов из России — "Речь идет о тех, кто будет пересекать восточную границу, мы говорим о большом потоке людей". 20 мая 2022 г. // https://inosmi.ru/20220520/finlyandiya-254208055.html Оригинал https://www.hs.fi/kotimaa/art-2000008821951.html заблокирован.
2 Финляндия проведет масштабные учения по подготовке к потоку мигрантов из России — "Речь идет о тех, кто будет пересекать восточную границу, мы говорим о большом потоке людей". 20 мая 2022 г. // https://inosmi.ru/20220520/finlyandiya-254208055.html Оригинал https://www.hs.fi/kotimaa/art-2000008821951.html заблокирован.
3 Finland is ready to fight Russia if attacked - defence chief. June 22, 2022. // https://www.reuters.com/business/aerospace-defense/finland-is-ready-fight-russia-if-attacked-defence-chief-2022-06-22/
4 Selva enemmisto suomalaisista ei halua, etta Suomi muuttaa... 27.06.2022. // https://www.hs.fi/politiikka/art-2000008903207.html Источник заблокирован, но текст частично виден в Яндексе без открытия страницы.
25
мигрантов на границу Финляндии, даже если она будет частично успешной, не помешает интеграции Финляндии в НАТО (тем более, если противник к этому заранее готовится), поэтому будет для России стратегически бессмысленной, но при этом может обострить национальный вопрос в Ленинградской области и Карелии.
Идея по закрытию границы с Россией, вероятно, вызовет большие споры из-за её деталей. Допустим, в итоге идею можно сформулировать так, чтобы внешне удовлетворить как умеренную части националистов (борьба с нелегальной миграцией), так и глобалистов (воздвижение заборов на границе с Россией не означает отхода Финляндии от политики соблюдения прав человека, так как в этом случае, мигранты объявляются не людьми, а инструментами враждебной либеральным ценностям автократии). После снижения популярности чистого глобализма, многие страны Европы для снижения внутренних противоречий, вероятно, будут создавать внутриполитический союз глобалистов и националистов, и единственной объединяющей темой этих политических сил является борьба с Россией. В этом союзе реальные решения будут принимать глобалисты, а националисты будут для них пушечным мясом, реальное строительство национальных государств не планируется. Примерно так с 2014 г. происходит на Украине. Но нет ясности, как такой союз будет работать в условиях страны с более высоким уровнем жизни, чем Украина и с имевшимися до 2022 г. широкими пацифистскими настроениями. Отсюда можно предположить, что для проверки этого ЕС ставит на финнах социальный эксперимент.
Иллюстрация 4:
В то время как нелегальные мигранты массово прибывают в Финляндию через другие
страны Европы, власти Финляндии намерены демонстративно перекрыть границу с Россией
26
Источник: Финляндия проведет масштабные учения по подготовке к потоку мигрантов из России — "Речь идет о тех, кто будет пересекать восточную границу, мы говорим о большом потоке людей". 20 мая 2022 г. //
https://inosmi.ru/20220520/finlyandiya-254208055.html Оригинал https://www.hs.fi/kotimaa/art-2000008821951.htmlзаблокирован.
Тем не менее, противоречия в Финляндии по поводу закрытия границ возникли. На сайте «Истинных финнов» идея по закрытию границы с Россией получила дальнейшее рассмотрение. Из опубликованных там материалов видны разногласия этой партией и властей Финляндии по методам осуществления закрытия границы. Если премьер-министр социал-демократка С. Марин просит разрешение Еврокомиссии и обращается за этим к У. фон дер Ляйен, то «Истинные финны» полагают что Финляндия обязана ради обеспечения своей национальной безопасности закрыть границу самостоятельно, и что действующие международные договоры это не запрещают1 . В нынешнем варианте вероятные действия властей Финляндии по закрытию границ «Истинные финны» считают недостаточными, так как «1. Предложения вообще не улучшают шансов на борьбу с массовой иммиграцией, а только на её приём. 2. Пограничная процедура никак не поможет гибридной операции под руководством России. Она не относится к национальностям, которые будут представляться заявителями. 3. Пограничники не вправе отказывать в приеме заявок на ТС без соответствующего законодательства. Политического решения недостаточно, потому что власть подчиняется закону. 4. Ответ на запрос к Комиссии уже известен. Ни одна другая страна, которая смогла защитить себя, не просила об этом. 5. Комиссия является административным органом, и ЕС даже не обладает компетенцией в вопросах, касающихся национальной безопасности государств-членов. Конечно, в интересах Союза в целом сохранение внешней границы. 6. Ни один международный договор и т.п. не запрещает суверенному государству защищать свою национальную безопасность и защищать себя, наоборот»2. Наибольшими
1 MATTI MATIKAINEN. Sanna Marin kàvi taas noyristelemàssà Brysselissà -Immonen moittii pokkurointia: "Hallituksen ei pidà kysellà EU-komissiolta lupia sille, kenet se alueelleen pààstàà". // https://www.suomenuutiset.fi/sanna-marin-kavi-taas-noyristelemassa-brysselissa-immonen-moittii-pokkurointia-hallituksen-ei-pida-kysella-eu-komissiolta-lupia-sille-kenet-se-alueelleen-paastaa/
2 Hallitus ei saa rajaturvallisuutta kuntoon, jàttàà Suomen vaille suojaa - kày sen sijaan perussuomalaisten kimppuun, joka vaatii lainsààdàntoà rajan turvaamiseen. kesàkuu 04, 2022. // https://www.suomenuutiset.fi/hallitus-ei-saa-rajaturvallisuutta-kuntoon-jattaa-suomen-vaille-suojaa-kay-sen-sijaan-perussuomalaisten-kimppuun-joka-vaatii-lainsaadantoa-rajan-turvaamiseen/
идеологическими противниками «Истинных финнов» является партия зелёных, так как «в коридорах парламента общеизвестно, что зелёные поставили условием для других правящих партий, что Финляндия не закроет свои границы ни при каких обстоятельствах, даже когда на Финляндию оказывается
3
давление с помощью мигрантского оружия» . Разногласия по поводу мигрантов между «Истинными финнами» и зелёными есть и безотносительно вопроса о закрытии границы с Россией. В публикации «Истинных финнов» на тему уличного беспредела мигрантов за 2 июня 2022 г. граница с Россией не упомянута ни разу, но жёстко критикуется министр внутренних дел от партии зелёных К. Микконен за бездействие полиции; указывается, что «Финляндия, похоже, следует за развитием Швеции по спирали уличного и бандитского насилия. Швеция является ведущей страной по насилию с применением огнестрельного оружия в Европе в целом, что, по мнению властей, связано с провальной
„4
иммиграционной политикой» и что «ежегодно на помощь развитию тратится более миллиарда евро, тогда как полиции приходится довольствоваться менее чем 900 миллионами, из-за чего, по их собственным оценкам, полиция уже не в полной мере выполняет свои уставные обязанности»5.
Из перечисленного выше видны противоречия между националистами с одной стороны и правящей коалицией (социал-демократы - основа коалиции, а также центристы, зелёные, левые, «Шведская народная партия»), из которой наибольшую враждебность у националистов вызывают зелёные; потенциально - между властями Финляндии и Брюсселем по поводу распределения полномочий по закрытию границы; потенциально - между националистами по поводу признания основным врагом России либо мигрантов,
3 Suuren valiokunnan varapuheenjohtaja Jani Màkelà ihmettelee, miksi pààministeri Marin kyselee EU:lta lupaa itàrajan sulkemiseen - "Komissio ei pààtà tuollaisista asioista". // https://www.suomenuutiset.fi/suuren-valiokunnan-varapuheenjohtaja-jani-makela-ihmettelee-miksi-paaministeri-marin-kyselee-eulta-lupaa-itarajan-sulkemiseen-komissio-ei-paata-tuollaisista-asioista/
4 Jengivàkivallan juurisyyt ovat Afrikasta ja Làhi-idàstà tulevassa maahanmuutossa -perussuomalaiset moitti kyselytunnilla hallituksen avuttomuutta, vaatii turvallisia katuja. kesàkuu 02, 2022. // https://www.suomenuutiset.fi/jengivakivallan-juurisyyt-ovat-afrikasta-ja-lahi-idasta-tulevassa-maahanmuutossa-perussuomalaiset-moitti-kyselytunnilla-hallituksen-avuttomuutta-vaatii-turvallisia-katuja/
5 Jengivàkivallan juurisyyt ovat Afrikasta ja Làhi-idàstà tulevassa maahanmuutossa -perussuomalaiset moitti kyselytunnilla hallituksen avuttomuutta, vaatii turvallisia katuja. kesàkuu 02, 2022. // https://www.suomenuutiset.fi/jengivakivallan-juurisyyt-ovat-afrikasta-ja-lahi-idasta-tulevassa-maahanmuutossa-perussuomalaiset-moitti-kyselytunnilla-hallituksen-avuttomuutta-vaatii-turvallisia-katuja/
27
националисты, по крайней мере на словах, готовы идти в борьбе с мигрантами намного дальше закрытия границы с Россией. Вероятно, в Финляндии есть та же закономерность, что отмечена в России и в США: враждебность населения к противнику внешнеполитического типа и к противнику миграционного типа обратно пропорциональна одна другой. С этой точки зрения концепция инструментализации мигрантов, о которой заявила в 2022 г. Финляндия, объединяет оба типа враждебности. Также отметим, что так называемая "помощь развитию",
предоставляемая странами Запада странам третьего мира, которой недовольны «Истинные финны», отнюдь не бескорыстна, а обеспечивает экономическую экспансию Запада в страны третьего мира. Этого прямолинейные националисты не хотят видеть. Но в значительной мере уровень жизни, социального обеспечения, доступности образования, медицины и т. п. в странах Запада обеспечивается за счёт поступления неоколониальных доходов. Но если доступ к этим благам получают мигранты из тех же стран третьего мира, и эти блага становятся для них мощным стимулом к миграции в страны Запада, то теряется и изначальный смысл экономической экспансии под предлогом "помощи развитию".
В качестве гипотезы также можно рассмотреть версию, что переговоры властей Финляндии с Брюсселем на самом деле связаны не только с закрытием границы с Россией и открыто заявленной частью противомигрантских учений, а также и с возможной подготовкой властями Финляндии вооружённой или террористической провокации с возможными человеческими жертвами, ответственность за что они хотят возложить на Россию. Это может быть им нужно, чтобы убедить последних сомневающихся в необходимости вступить в НАТО финнов, преодолеть пацифистские настроения в рядах сторонников входящих в правящую коалицию социал-демократов и их союзников партий, отвлечь финнов от возникающих из-за разрыва экономических связей с Россией проблем, создать дополнительный повод давления на Турцию для снятия её вето на заявки Финляндии и Швеции на в НАТО. Так как Финляндия, вероятно, боится осуществить большую провокацию единоличным решением, то, возможно, просит поддержки Брюсселя.
Отсюда следует, что заявления Финляндии по поводу угрозы мигрантов из стран третьего мира со стороны России связаны не с реальными или предполагаемыми действиями России, а с глубокими противоречиями внутри финского общества, с попытками одновременно сочетать
позиционирование Финляндии как части коллективного Запада и верность «порядку, основанному на правилах» с попытками хотя бы частично сохранить национальное лицо. Если эта гипотеза верна, то попытки Финляндии противодействовать миграционной угрозе на границе с Россией будут иметь скорее демонстративный, чем содержательный характер. И в целом истерия по поводу предполагаемой финнами русской угрозы и связанным с этим желанием вступить в НАТО связана не столько с реальными действиями России на Украине, сколько с внутренними противоречиями в Финляндии и ЕС, которым хотят найти такой выход, так как иначе нельзя обосновать мероприятия (например, ограничение миграции), идущие вразрез с «общечеловеческими ценностями».
Иллюстрация 5:
Нелегальные мигранты из Ирака протестуют против депортации из Финляндии
Источник: Perussuomalaiset kyselytunnilla: Irakilaiset оп palautettava kotimaahansa - nyt. helmikuu 14, 2019. // https://www.suomenuutiset.fi/perussuomalaiset-kyselytunnilla-irakilaiset-palautettava-kotimaahansa/
Но из недавних инициатив не следует резкого поворота Финляндии в сторону радикального национализма, так как антимиграционные инициативы (по крайней мере, на 2022 г.) являются выборочными, и отнюдь не националистам принадлежит решающее слово в принятии решений. Это чётко показали переговоры Финляндии и Швеции с Турцией по поводу попыток Турции заблокировать их заявки на вступление в НАТО. По данным турецких СМИ, Турция выдвинула для снятия вето с заявок этих стран на членство в НАТО такие требования: «1. РПК
28
и ее производные являются террористическими организациями. Необходимо уточнить позицию по этому вопросу. 2. Деятельность, в том числе принятие имен в так называемом исполнительном аппарате террористической организации в парламентах стран, должна быть прекращена. Недопустимо, чтобы такие террористы, как Зубейр Айдар, так называемый европейский лидер террористической организации РПК, проводили конференцию в парламенте страны. 3. В частности, должна быть прекращена открытая финансовая поддержка, которую вы оказывали террористической организации YPG, другие террористические организации не должны быть легитимизированы под видом борьбы с террористической организацией ДАИШ. 4. Избегать контактов с руководящим составом РПК в ирако-сирийском поле, которые оживляют организацию. 5. Дезинформационная деятельность беглецов ФЕТО, у которых есть ордер на обыск, должна быть прекращена. 6. Ускорить процедуру экстрадиции членов организации, действующей от имени РПК/YPG/KCK, причастных к преступлению и поэтому разыскиваемых с красным уведомлением. 7. Правомерно стремясь к гарантиям безопасности своей страны, прекратить поддерживать любые действия против безопасности Турции, которые несовместимы с духом союза. 8. Следует выступить с совместной инициативой по созданию механизма, который будет поддерживать регулярные консультации и тесное сотрудничество с Турцией в борьбе с терроризмом. 9. Перекрыть денежный поток террористических организаций в вашей стране, заблокировать их банковские счета. 10-Предотвратить деятельность и попытки сбора средств организаций под видом НПО против Турции»1.
Иллюстрация 6:
Курды проводят политические мероприятия на территории Финляндии
1 Son dakika | Ankara'dan Finlandiya ve isve$'e 10 maddelik NATO manifestosu!. 18.05.2022. // https://www.sabah.com.tr/galeri/yasam/son-dakika-ankaradan-finlandiya ve-isvece-10-maddelik-nato-manifestosu/14
Источник: Son dakika | Ankara'dan Finlandiya ve isve$'e 10 maddelik NATO manifestosu!. 18.05.2022. // https://www.sabah.com.tr/galeri/yasam/son-dakika-ankaradan-finlandiya-ve-isvece-10-maddelik-nato-manifestosu/14
На основе утечек информации в СМИ нельзя однозначно сказать, насколько достоверны данные требования и были ли какие-то причины Турции блокировать заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО кроме названных выше. Вероятно, были. Но, по крайней мере, этот список требований не противоречит ранее известной политике Турции в отношении запрещённых по турецким законам группировок, а Турция, хотя и относится к коллективному Западу (членство в НАТО, ассоциация с ЕС) в его рамках имеет на порядок больше свободы внешней политики, чем Швеция и Финляндия. Посмотрим на требования Турции с точки зрения финских или шведских националистов: Эрдоган предложил исполнить сразу две их мечты: 1) Фактически вынудить курдских и иных запрещённых в Турции активистов (террористов) к выезду за пределы Финляндии и Швеции, так как в случае буквального выполнения требований Турции курдские и иные запрещённые в Турции группировки не смогут вести политическую деятельность в этих странах, что для этих группировок неприемлемо, а ещё лучше - если Эрдоган заберёт их в свои тюрьмы. Если будет пресечена деятельность запрещённых в Турции группировок, то и политические активисты/террористы иного происхождения также могут потерять интерес к базированию в Швеции и Финляндии, подумав, что Швеция и Финляндия по аналогии могут начать сотрудничать и с правительствами тех стран. Выполнение требования Эрдогана было бы для Финляндии намного более эффективной антимиграционной мерой, чем
демонстративные акции на границе с Россией. 2) Наградой за выполнение этих требований станет приём Швеции и Финляндии в НАТО, о чём националисты в этих странах также давно мечтали.
29
Но если требования Эрдогана были бы выполнены, то Швеция и Финляндия не смогли бы играть отведённые им "гуманные" роли в рамках коллективного Запада. Риторика Швеции и Финляндии по предоставлению убежища по гуманитарным соображениям жертвам репрессий в третьих странах позволяет США иметь на территории Швеции и Финляндии (на примере курдов) средство давления на Турцию, на Иран, на Сирию, на Ирак. Иметь на территории Швеции и Финляндии такое средство давления на третьи страны для США не менее важно, чем обеспечить Швеции и Финляндии формальное членство в НАТО. И до подачи заявок Швеции и Финляндии в НАТО, несмотря на фиктивный нейтралитет, их вооружённые силы и так были унифицированы с НАТО по стандартам вооружения, организации, тактической подготовке. Участвовали Швеция и Финляндия в совместных с НАТО масштабных учениях, таких, как Trident Juncture 20181. Когда в марте 2022 г. обсуждалась идея согласия Украины на формальный нейтралитет по образцу Швеции в обмен на согласие России на вступление Украины в ЕС, европейские эксперты полагали, что таким образом можно обмануть Россию, так как с 2007 г. в ЕС действует Лиссабонская конвенция, 42-я статья которой примерно соответствует 5-й статье устава НАТО, а НАТО
ЕС
являются
взаимодополняемыми
.2
брюссельскими структурами2.
Иллюстрация 7:
Коллаж под заголовком одной из турецких газет: «Президент Эрдоган закрыл дверь для запроса Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО»
Источник: Cumhurbaçkam Erdogan isveç ve Finlandiya'ya NATO kapisini kapatti: Biz bunlara nasil inanacagiz? 16 Mayis 2022. // https://www.yenisafak.com/gundem/cumhurbaskani-erdogan-isvec-ve-fmlandiyaya-nato-kapisini-kapatti-biz-bunlara-nasil-inanacagiz-3820181
1 Ralph Clem. Military Exercises as Geopolitical Messaging in the NATO-Russia Dynamic: Reassurance, Deterrence, and (In)stability. //
http://dx.doi.org/10.26153/tsw/865 // https://tnsr.org/2018/11/military-exercises-as-
geopolitical-messaging-in-the-nato-russia-dynamic-reassurance-deterrence-and-
instability/
2 EU-Beitritt der Ukraine wäre gleichbedeutend mit einer NATO-Mitgliedschaft. //
https://www.freitag.de/autoren/der-freitag/eu-und-die-ukraine-ueberlappende-pflichten
Как писал в 2022 г. после начала боевых действий между Россией и Украиной, но до подачи Финляндией официальной заявки в НАТО, посол США в Финляндии в 2004-2005 гг. Э. Мак: «Когда я прибыл в качестве посла, в знак уважения к силе финских вооруженных сил мне сказали, что "шведы будут сражаться до последнего финна"»3. Так как мысли воевать с Россией до последнего финна были задолго до конфликта 2022 г. и до конфликта 2014 г. между Россией и Украиной, и даже до конфликта между Россией и Грузией в 2008 г., то они не могут быть реакцией на новейшие действия России. Но если мотивация американцев (политика стратегического уничтожения России любыми средствами) и шведов (обида на поражения в давних войнах) воевать до последнего финна понятна и не требует от американцев и шведов чрезмерных рисков, то желание финнов быть инструментом против России, пушечным мясом чужой войны (в годы максимальной нормализации отношений между Россией и Западом) на первый взгляд непонятна. На это можно выдвинуть гипотезу, что различные «рейтинги счастья», где Финляндия получала одно из первых мест, в принципе были ошибочны, так как за видимым уровнем ВВП на душу населения и высоким уровнем социального обеспечения, образования, медицины и т. п., скрывался глубокий комплекс
неполноценности финнов, внутренне полагавших, что шведы и остальной Запад их страну - исторически глухую окраину с тарабарским языком за настоящую Европу не считают, а для России Финляндия - одна из стран-лимитрофов. Но если финны будут передовым отрядом коллективного Запада по борьбе с Россией, то получат за это похвалу от более западных стран, что для них морально очень важно. В плане комплекса двойной неполноценности (глухая окраина для Европы и осколок империи для России) финны мало отличаются поляков, прибалтов, украинцев или грузин. Но, вероятно, из-за более высокого уровня жизни финнов, чем у поляков, прибалтов, украинцев или грузин, в годы работы Э. Мака послом в Финляндии, концептуально имевшаяся у финнов идея быть передовым отрядом Запада в борьбе с Россией, тогда не принимала у них внешне агрессивных форм. Но после активизации русофобской
3 Finland and NATO: A turning point the West should not miss. BY EARLE MACK, OPINION CONTRIBUTOR - 06/03/22. // https://thehill.com/opinion/national-security/3510675-finland-and-nato-a-turning-point-the-west-should-not-miss/
и
30
пропаганды в 2014 г. в сочетании с миграционным кризисом 2015 г., к 2022 г. финны по уровню массового безумия приблизились к украинцам, и по состоянию на май-июнь 2022 г. уже готовы жертвовать уровнем жизни из-за свёртывания экономических связей с Россией, а после возможных провокаций, подстроенных своими властями и/или третьими странами - будут готовы и жертвовать и своими жизнями.
Иллюстрация 8:
Бывший посол США в Финляндии Эрл Ирвинг Мак, подстрекающий к войне с Россией до последнего финна
Источник: https://www.theatricalindex.com/person/earle-i-mack
Всё это показывает, что на обострение с Россией Финляндия пошла не от роста страха перед военной мощью России, а из-за его снижения. В эпоху Холодной войны, когда наша армия была многочисленнее всего населения Финляндии, Финляндия не кричала о русской угрозе. Фактически интеграция Финляндии и Швеции в НАТО началась в 1994 г., первоначально - под предлогом участия в миротворческих миссиях и совместной борьбы с терроризмом и шла по нарастающей - вплоть до участия Швеции и Финляндии в масштабных учениях войск НАТО, в том числе на своих территориях1. В 1990-х гг. страх перед военной мощью России у этих стран упал, так как Россия сократила численность армии, военные расходы и ушла из стран Восточной Европы и большей части зарубежного постсоветского пространства. Так как Россия вместо включавшего жёсткие обязательства Финляндии договора 1948 г. в 1992 г. подписала с Финляндией новый договор, столь жёстких требований к Финляндии не содержащий2, и после этого каждый раз не
1 Как менялись позиции Швеции и Финляндии по вопросу о вступлении в НАТО. 19 мая 2022 г. // https://tass.ru
2 ДОГОВОР между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений. Хельсинки 20 января 1992 года. //
://docs. cntd.ru/document/1901000
реагировала на шаги Финляндии в сторону НАТО, то Финляндия решалась на следующие шаги в сторону НАТО. Власти Финляндии и Швеции 28 лет сознательно лгали России и своим народам, что они в НАТО якобы не собираются. Здесь видна явная параллель с заявлявшимися Украиной в марте 2022 г. обещаниями «шведской модели нейтралитета» в обмен на возможные ответные уступки России.
В отличие от стран Прибалтики, Финляндия делала интеграцию в НАТО постепенной, вероятно, чтобы не вредить экономическим связям с Россией. Для НАТО в 1990-е - 2000-е гг. также было важнее освоить политически неустойчивые бывшие страны Варшавского Договора и бывшие союзные республики западной части СССР, чем Финляндию, которую и так считали частью коллективного Запада, но долгое время вынужденную соблюдать нейтралитет не по своей воле. Если бы у Финляндии страх перед СССР был меньшим (как у Норвегии, чья протяжённость границы с СССР была намного короче, чем у Финляндии, или как у стран Западной Европы, не имевших общей границы с СССР), то она вошла бы в НАТО ещё в эпоху Холодной войны. А окончательно решилась на вступление в НАТО Финляндия не в первые дни боевых действий между Россией и Украиной, когда быстрая победа России казалась вероятной, а после отвода войск России от Киева и Чернигова. Из этого власти Финляндии могли сделать вывод, что у России нет сил для быстрой победы, и что конфликт на Украине затянется, а так как Россия не пойдёт на обострение с Финляндией до завершения боевых действий на Украине, то Финляндия может спокойно осуществить свою давнюю мечту на вступление в НАТО, ранее сдерживаемую страхом перед Россией. Но обычным финнам их пропаганда показывает прямо противоположную картину, доведённую до истерии - намерение вступить в НАТО увязывает с действиями России на Украине, хотя реально шаги в сторону НАТО Финляндия делала прежние 28 лет. И в состоянии истерии финны морально готовы сократить потребление энергоресурсов, не предъявляя претензий своему правительству, а если произойдёт вооружённый инцидент, то будут обвинять в этом Россию.
Будучи винтиками в машине коллективного Запада, а не реально суверенными странами, Швеция и Финляндия
31
не могут выполнить требования Турции даже перед лицом воображаемой финнами и шведами угрозы русского вторжения. При этом власти Финляндии и Швеции, вероятно, понимают, что реальной угрозы нападения России на их страны нет (если только Финляндия не получит приказ от США обстрелять Россию, чтобы полученный ответ России потом можно было назвать русской агрессией), и что пропагандистские аналогии ситуации на границе России и Финляндии с западной трактовкой действий России на Украине явно искусственные. Поэтому они могут позволить себе затягивать процедуру формального вступления в НАТО на неопределённый срок, что не помешает росту их дальнейшей фактической интеграции в НАТО, включая размещение иностранной военной инфраструктуры в Швеции и Финляндии, независимо от чередования партий у власти в Финляндии. Вероятно, по публично незаявленным причинам (что решение о вступлении Финляндии в НАТО было принято не в Финляндии) не могут договориться с Эрдоганом в том числе и финские националисты, хотя теоретически им предложение Эрдогана должно быть интересно. Юсси Халла-ахо, член парламента от «Истинных финнов» и председатель комитета по иностранным делам заявил, что требования Эрдогана к Финляндии в значительной мере невыполнимы из всех требований выполнимым назвал (по крайней мере, публично) только снятие с Турции ограничений на поставки оружия1. Но его слова нельзя считать однозначным признаком того, что финские националисты не могут пытаться.
EXPECTATIONS OF ATTACKS OF ILLEGAL MIGRANTS FROM THE MIDDLE EAST IN FINLAND AS A POSSIBLE RESPONSE TO THE DECISION TO JOIN NATO. POLITICAL POSITION OF TURKEY
Molodih Leonid Leonidovich
Specialist of the Center for Global Studies and Geopolitics, Siberian Federal University
Migrants from third world countries first appeared in Finland in the 1970s. In the future, their migration flow increased, as did the migration flow to Western Europe as a whole. This naturally should have caused dissatisfaction with a significant part of the Finnish population long before the issue oof Finland's entry into NATO under the pretext oof hostilities in Ukraine in 2022 became acute.
Key words: Scandinavia, NA TO, migration, public opinion, mass media.
Рукопись поступила: Submitted: 1 July 2022
2022
ДОГОВОР
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Президент Финляндской Республики.
я целях дальнейшего развития дружественных отношения между СССР и Финляндией.
убежденные в том, что укрепление добрососедских отношений и сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой отвечает жизненным интересам обеих стран,
принимая во внимание стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами велияих держав и
выражая свое неуклонное стремление к сотрудничеству в интересах поддержания международного мира н безопасности соответственно целям и принципам Организации Объединенных Наций.
решили заключить я этих целях настоящий Договор и назначить в качестве своих Уподноиочен-
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик — Вячеслава Михайловича Молотов», Заместителя Председателя Совета Министров и Министра Иностранных Дел Союза ССР;
Президент Финляндской Республики — Мауио Псккала, Премьер Министра Финляндской Респуб-
которые п
с обмена своими полномочиями, най-жиой форме и я полком порядке, со-
Статья I.
В случае, если Финляндия или Советский Союз, через территорию Фпнляидин. станут объектом военной агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства. Финляндия, верная своему долгу самостоятельного государства, будет , сражаться для отражения агрессин. Финляндия направит при этом все имеющиеся в ее распоряжении силы не защиту неприкосновенности своей территории на суше, на морс и в воздухе, действуя в пределах своих границ, в соответствии со своими обязательствами по настоящему Договору, при помощи. в случае необходимости." Советского Союза или вместе с ним.
В указанных выше случаях Советский Союз окажет Финляндии необходимую помощь, о предоставлении которой Стороны договорятся друг с другом.
Статья 2.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут консультироваться друг с другом в случае констатирования угрозы военного нападения, предусмотренного в статье 1.
Высокие Договаривающиеся Стороны подтверждают свое намерение самым искренним образом участвовать во всех мероприятиях, направленных ил поддержание международного мира и безопасности соответственно целям и принципам Органтя-цни Объединенных Наций.
Высокие Договаривающиеся Стороны подтверждают содержащееся в статье 3 Мирного Договора, подписанного в Париже 10 февраля 1947 годя, обязательство не заключать каких-либо союзов или участвовать в коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны.
Высокие Договаривающиеся Стороны подтвер. ждают свою решимость действовать в духе сотрудничества и дружбы в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между Советским Союзом и Финляндией.
Статья 6.
Высокие Договаривающиеся -Стороны обязуются следовать принципам взаимного уважения их государственного суверенитета и независимости, а также невмешательства во внутренние дела другого государства.
Статья 7.
Осуществление настоящего Договора будет находиться в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций.
Ста|ья 8.
Настоящий Договор подлежит ратификации «будет действителен в течение десяти лет со лия вступления его в силу. Договор вступит в силу со дня обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Хельсинки в возможно короткий
pRc.ih одна из Высоких Договаривающихся Сторон не откажется за один гол до истечения указанного десятилетнего срока от Договора, таковой будет оставаться в силе на каждые следу юти; пять лет, пока одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сделает за одни год до окончания текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие
В удостоверение чего Уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои
Составлен в г. Москве. 6 апреля 1948 года, в двух экземплярах, каждый на русском и финском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
По уполномочию По уполномочию
Президиума Верховного Президента Финляндской Совета СССР Республики
В. МОЛОТОВ. МАУНО ПЕККАЛА.
Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР II мая 1948 г. Вступил в силу 31 мая 1948 г.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Издатель: ВГ.РХОВНЫЯ СОВЕТ СССР
1
1 Halla-aho Suomen ja Turkin Nato-neuvotteluista: Aserajoitukset aihepiiri, jonka tiimoilta làhentymistà voisi tapahtua. toukokuu 26, 2022. // https://www.suomenuutiset.fi/halla-aho-suomen-ja-turkin-nato-neuvotteluista-aserajoitukset-aihepiiri-jonka-tiimoilta-lahentymista-voisi-tapahtua/