Научная статья на тему 'ФИНЛЯНДИЯ НА ПОРОГЕ НАТО: ОБЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТКАЗА ОТ НЕЙТРАЛИТЕТА'

ФИНЛЯНДИЯ НА ПОРОГЕ НАТО: ОБЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТКАЗА ОТ НЕЙТРАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / ФИНЛЯНДИЯ / НЕЙТРАЛИТЕТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ШВЕЦИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Понамарева Анастасия

В статье проанализировано общественное измерение проблемы потенциального вхождения Финляндии в НАТО. Специальная военная операция России на территории Украины рассматривается как триггер, спровоцировавший радикальное изменение позиции финского общества в отношении внеблокового статуса и нейтралитета страны. Выводы автора основываются на результатах повторного (весна 2022 г.) социологического исследования финского Аналитического центра деловой жизни (EVA), с 1998 г. изучающего трансформацию отношения граждан страны к ее вхождению в НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНЛЯНДИЯ НА ПОРОГЕ НАТО: ОБЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТКАЗА ОТ НЕЙТРАЛИТЕТА»

ФИНЛЯНДИЯ НА ПОРОГЕ НАТО: ОБЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТКАЗА ОТ НЕЙТРАЛИТЕТА

Анастасия Пономарева,

заведующая Отделом проблем европейской безопасности ИНИОН РАН

Аннотация. В статье проанализировано общественное измерение проблемы потенциального вхождения Финляндии в НАТО. Специальная военная операция России на территории Украины рассматривается как триггер, спровоцировавший радикальное изменение позиции финского общества в отношении внеблокового статуса и нейтралитета страны. Выводы автора основываются на результатах повторного (весна 2022 г.) социологического исследования финского Аналитического центра деловой жизни (EVA), с 1998 г. изучающего трансформацию отношения граждан страны к ее вхождению в НАТО.

Ключевые слова: НАТО, Финляндия, нейтралитет, специальная военная операция, Швеция, онтологическая безопасность.

Keywords: NATO, Finland, neutrality, special military operation, Sweden, ontological security.

Специальная военная операция России на территории Украины, которую целесообразно рассматривать в качестве результата системных противоречий «государства - продолжателя» Советского Союза и коллективного Запада, обозначила становление нового мирового порядка, сопровождающееся радикальной трансформацией геополитической карты мира. Одним из проявлений этой трансформации стало заявление руководителей Швеции и Финляндии - стран, обладающих нейтральным статусом, - о желании вступить в НАТО. Показательно, что российское внешнеполитическое ведомство увидело в этой риторике фактический отказ Финляндии и Швеции от безъядерного статуса. «Хорошо известно, - пояснил журналистам РИА "Новости" замглавы МИД РФ Александр Грушко, - что Финляндия и Швеция были в числе тех государств, которые наиболее активно выступали за запрещение и уничтожение ядерного оружия. Но альянс объявил себя ядерным, заявил, что будет оставаться ядерным до тех пор, пока в мире существует ядерное оружие. Эти страны будут участвовать в группе ядерного

планирования НАТО»1. Критикуя потенциальное расширение Организации Североатлантического договора, которое грозит обернуться тем, что рубеж НАТО будет находиться всего в 200 км от Санкт-Петербурга, зампред Совбеза Дмитрий Медведев заявил в своем Те^гаш-канале, что Россия оставляет за собой полное право существенно нарастить группировку войск и вооружения (включая ядерные силы) на Балтике2, 3. Накал обвинительной риторики несколько снизил президент РФ В.В. Путин, четко проговоривший в одном из своих выступлений, что «У России нет проблем с этими государствами [со Швецией и Финляндией], и поэтому в этом смысле непосредственной угрозы расширение [НАТО] за счет этих стран не создает». При этом он же констатировал способность действий Скандинавских государств усугубить «и без того непростую обстановку в сфере международной безопасности»4.

Однако любое государство - это не просто совокупность социальных институтов и определяющих содержание их деятельности элит, но не столь заметное за этой надстройкой макрополитическое сообщество. И в рамках настоящей статьи, рассматривая проблему потенциального вхождения одной из двух нейтральных североевропейских стран -Финляндии - в НАТО, мы из всех возможных измерений данного вопроса сфокусируемся именно на трансформации общественного дискурса. Представляется, что указанный аспект заслуживает отдельного, детального анализа, поскольку на протяжении

1 В МИД РФ оценили фактический отказ Швеции и Финляндии от безъядерного статуса. - РИА Новости. - 14 мая 2005 г. -URL: В МИД оценили фактический отказ Швеции и Финляндии от безъядерного статуса - РИА Новости, 14.05.2022 (iia.ru)

2 Telegram-канал зампредседателя Совбеза России Дмитрия Медведева. - 14 апреля 2022 г. - URL: Дмитрий Медведев - Telegram

3 Вступление Финляндии и Швеции в НАТО лишает Балтику безъядерного статуса.

4 Путин заявил, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО не создает угрозы. - РБК. - 16 мая 2022 г. - URL: https:// www.rbc.ru/politics/16/05/2022/62823ce19a794708d0996d8a? ysclid=l4xv3isvb2862418089

трех десятилетий курс Финляндии на военное неприсоединение и самостоятельную оборонную политику неизменно поддерживался большинством населения страны. Но с началом специальной военной операции России на территории Украины общественное мнение «страны тысячи озер» развернулось на 180 градусов: и вот уже мы снова наблюдаем консенсус населения и элит, сложившийся тем не менее вокруг прямо противоположного предыдущему видения судьбы государства.

Выводы предлагаемого вашему вниманию текста будут основываться на результатах повторного социологического исследования финского Аналитического центра деловой жизни (EVA), с 1998 г. анализирующего отношение граждан страны к ее вхождению в НАТО. Данные исследования собирались в ходе второй и третьей недели СВО на Украине, в период с 4 по 15 марта 2022 г. Опрос проводился по репрезентативной выборке населения Финляндии, 2074 человека в возрасте от 18 до 79 лет. Предельная ошибка выборки составила ±2,2-3%1.

Нейтралитет, который лопнул

Нейтральный статус Финляндии оформился после Второй мировой войны и был юридически зафиксирован в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией 1948 г. В условиях холодной войны эта мера работала на сохранение суверенитета страны, находящейся в непосредственной близости от СССР. Тем не менее и в 1990-е годы продолжение курса на неприсоединение рассматривалось финской политической элитой как часть национальной идентичности («финляндизация»). Подобный подход не препятствовал установлению тесного сотрудничества с НАТО. В 1994 г. Финляндия становится участником программы «Партнерство ради мира», а в 1997 г. - Совета евроатлантического партнерства. В 2008 г. страна присоединились к Силам быстрого реагирования блока, с 2014 г. участвует в Программе расширенных возможностей, направленной на усиление оперативной совместимости войск, а в 2017 г. вошла в состав объединенных экспедиционных сил НАТО. Поскольку нейтральный статус не накладывал ограничения на участие в миротворческих миссиях, шведские и финские военнослужащие были задействованы в операциях Альянса в Афганистане, Боснии, Косово и Ливии.

Несмотря на привилегированное партнерство с блоком, политические силы и общественное мнение обеих стран сохраняли линию на неприсоединение,

и официальная риторика изменилась только после 24 февраля 2022 г. 13 апреля правительство Финляндии представило доклад по внешней политике и политике безопасности, в котором впервые говорилось о наличии «российской угрозы»2. 18 мая 2022 г. посол Финляндии (параллельно с послом Швеции) передал генеральному секретарю НАТО Иенсу Столтенбергу заявку на вступление в альянс3.

По данным исследования EVA, 60% респондентов поддержали идею необходимости вхождения Финляндии в НАТО и 19% выступили против. Доля голосующих за присоединение к альянсу увеличилась на 34% по сравнению с осенью 2021 г. (тогда 26% финнов высказались за присоединение к НАТО и 40% - против). Таким образом, произошедшее изменение общественного мнения носило характер радикальный и не имело аналогов в истории проведения опросов по данной теме (см. табл. 1).

Подобная радикальная трансформация стала результатом реакции населения Финляндии на символическое пересечение границ онтологической безопасности государства, что разрушило чувство защищенности. В условиях изменения пространства безопасности вокруг Финляндии нейтралитет перестал восприниматься как полезная часть национальной идентичности.

Лишь 11% опрошенных сочли, что Финляндия не является объектом каких-либо реальных военных угроз, при этом 74% заявили, что уже сейчас ощущают присутствие последних (см. табл. 2).

Эрозия онтологической безопасности самым драматическим образом сказалась на результатах исследования. Как было отмечено в докладе EVA: «Финны лишь сейчас увидели истину. Россия продемонстрировала, что не уважает суверенитет ближайших соседей. Война на Украине продемонстрировала ужасающую природу оборонительной войны на собственной территории и вскрыла тот факт, что страны НАТО не могут ввести свои войска для защиты государства, кото-

4

рое не является частью альянса» .

В общественном мнении Финляндии утвердилось представление о том, что в условиях наличия общей границы с «нестабильной Россией» безопаснее для страны будет войти в НАТО. С этим согласны 64% респондентов и только 15% - против (см. табл. 3).

1 Haavisto I. At NATO's Door. - EVA Analysis. - № 104. 23 March 2002. - P. 9.

2 Как менялись позиции Швеции и Финляндии по вопросу о вступлении в НАТО. - ТАСС. - 18 мая 2022 г. - URL: Как менялись позиции Швеции и Финляндии по вопросу о вступлении в НАТО - ТАСС (tass.ru)

3 Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО. - РБК. - 18 мая 2022 г. - URL: https://www.rbc.ru/ politics/18/05/2022/62848e589a7947464a51a54b

4 Haavisto I. At NATO's Door. - URL: EVA Analysis. -№ 104. - 23 March 2002. - P. 2.

Таблица 1. «Финляндия должна п рисоединиться к НАТО» (%)

Полностью Частично Тру дно сказать, Частично Совершенно

согласен согласен согласен или не согласен не согласен не согласен

Весна 2022 36 24 21 9 10

Осень 2021 11 15 33 18 22

Осень 2020 10 12 32 19 26

Осень 2019 10 12 32 21 26

Осень 2018 10 13 31 17 29

Зима 2017 11 14 29 17 29

Зима 2016 10 17 27 21 25

Зима 2015 12 14 32 16 27

Зима 2014 7 11 30 19 32

Зима 2013 6 12 27 22 33

Зима 2012 4 10 21 25 40

Зима 2011 9 10 30 15 35

Зима 2009 11 13 28 17 31

Осень 2007 10 11 23 14 40

Осень 2006 10 10 28 15 37

Осень 2005 10 10 29 16 35

Осень 2004 10 12 25 17 36

Осень 2003 8 12 25 17 38

Осень 2002 8 11 26 17 38

Осень 2000 8 12 28 19 33

Осень 1998 13 15 34 15 24

Таблица 2. «Финляндия не является объектом каких-либо военных угроз» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 3 8 25 35 39

Зима 2022 7 25 16 39 13

Осень 2007 17 32 20 23 8

Таблица 3. «Поскольку Финляндия граничит с нестабильной Россией, для нее будет безопаснее стать членом НАТО, а не оставаться вне альянса» (%)

Полностью согласен Частично согласен Тру дно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 40 24 21 9 6

Осень 2007 13 15 25 22 25

Осень 2013 9 16 25 27 23

Практически все высказавшиеся (96%) за вхождение Финляндии в НАТО связывают это с необходимостью обеспечения национальной безопасности в контексте возрастания угроз со стороны России.

Демографический срез общественной поддержки вхождения Финляндии в НАТО

Изменение общественного мнения финнов относительно членства их страны в НАТО было не только стремительным, но также охватило все слои общества. Всего лишь полгода назад все подгрупп-

пы населения довольно осторожно высказывались на эту тему, но к настоящему моменту большая часть каждой голосует за вхождение Финляндии в альянс. При этом мужчины, а также самые младшие и самые старшие респонденты выражают свое согласие с решением властей активнее. Также наблюдается корреляция между возрастанием поддержки членства Финляндии в НАТО и упрочением социально-экономического статуса респондента.

Наибольший разброс мнений связан с принадлежностью опрашиваемых к той или иной партии. Можно выделить три группы респондентов. Первая включает в себя сторонников Национальной

коалиции (84%) и Шведской народной партии (79%), которые являются ярыми приверженцами членства Финляндии в НАТО. Вторая группа объединяет электорат Движения сейчас (70%), Зеленого союза (61%), партии Истинные финны (63%), Социально-демократической партии (62%) и Центристской партии Финляндии (61%). Третья -скептически относящихся к НАТО сторонников Христианских демократов (47%), Левого союза (33%), из которых не менее 31% отвергают идею вхождения Финляндии в альянс (см. табл. 4).

Из результатов опроса следует, что негативное отношение к НАТО не является специфическим признаком каких-либо демографических групп. Практически в каждой когорте присутствуют противники вхождения Финляндии в альянс. Единственный фактор, который коррелирует с неприятием членства Финляндии в НАТО, это евроскептицизм: большинство (52%) выступающих против членства страны в Евросоюзе также выступают и против членства в НАТО.

Если не сейчас, то когда?

Общественная переоценка перспектив членства Финляндии в НАТО не произошла в политическом вакууме. На момент проведения EVA социологического опроса финский парламент был вовлечен в дискуссию о стратегии национальной безопасности в изменившихся условиях.

Правительство Финляндии готовило обзорный отчет парламенту об изменениях в области международной безопасности и их влиянии страну. Президент заявил, что по итогам данного доклада внешняя политика и политика безопасности будут пересмотрены - «осторожно, но без прокрастинации.

Очевидно, что финны не хотели бы превращать вопрос членства их страны в НАТО в каждодневный политический диспут. Лишь немногие (6%) готовы отложить его решение до парламентских выборов, и лишь один процент респондентов выразил готовность подождать до президентских выборов.

Пропорция тех, кто хотел бы услышать окончательное решение до конца 2022 г. (60%), корреспондируется с долей тех, кто выступает в поддержку членства в НАТО.

Лишь 12% полагают возможным отложить решение данного вопроса в долгий ящик. 5% респондентов выступают категорически против членства в НАТО как такового. Эта группа может быть названа «ядром сопротивления», но обнаружить какой-нибудь объединяющий ее представителей признак авторам доклада не удалось (см. табл. 5).

В настоящее время лишь 8% финнов верят в необходимость «попридержать коней» на пути вступления в НАТО. Это очень хорошо отражает произошедшую трансформацию финской политики безопасности.

В последнем правительственном отчете по внешней политике и политике безопасности Финляндии опция вхождения в НАТО описывалась следующим образом: «Поддержание национального пространства для маневра и свободы выбора также являются интегральными частями внешней политики Финляндии, политики страны в области безопасности и обороны. Это сохраняет возможность присоединиться к военному альянсу и подать заявку на членство в НАТО. Решения всегда рассматриваются в реальном времени, с учетом изменений в области международной безопасности»1.

Оценка прежней политики Финляндии в соотнесении с новыми условиями существования на международной арене раскалывает выборку. Почти треть (35%) респондентов верят, что нейтралитет Финляндии как часть ее национальной идентичности оправдан. И аналогичное число респондентов это мнение не разделяют (36%) (см. табл. 6).

Подобное распределение можно интерпретировать как отражение представления финнов о том, что ранее политика нейтралитета себя оправдывала, но теперь пришло время использовать отложенную опцию вхождения в военно-политический блок.

Располагая возможностью примкнуть к НАТО, многие считают непрактичным дожидаться, пока угроза атаки станет реальной. 71% респондентов исходит из того, что присоединение к альянсу невозможно в условиях реализации пока еще потенциальной угрозы, и 11% полагают допустимым подключение к блоку даже в угрожаемом состоянии (см. табл. 7).

Другая неопределенность, касающаяся использования возможности присоединения к НАТО, связана с неуверенностью респондентов в том, что двери Альянса всегда открыты для Финляндии. 47% полагают, что финнам стоит воспользоваться опцией вхождения в блок как можно быстрее, 28% -не торопятся, поскольку либо не сомневаются в лояльности НАТО, либо надеются, что Финляндия вовсе не прибегнет к такому решению проблем безопасности (см. табл. 8).

Финны в целом соглашаются, что не осталось пространства для отсрочки. 60% респондентов полагают, что решение относительно членства в НАТО должно быть принято в этом году, из них 41% голосуют за то, чтобы решение принималось в ближайшие несколько месяцев и 19% - до конца года.

1 Finnish Government (2020).

Таблица 4. «Финляндия должна присоединиться к НАТО» (%)

Согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Не согласен

Все население 60 21 19

Мужчины 75 12 13

Женщины 45 30 24

18-25 лет 62 19 19

26-35 лет 59 22 19

36-45 лет 57 25 18

46-55 лет 59 19 22

56-65 лет 61 21 18

Свыше 65 лет 66 20 14

Нет профессионального обучения 49 27 24

Курс краткосрочного обучения 59 22 19

Профессионально-техническое образование 57 22 21

Высшее образование 62 21 18

Университет прикладных наук 56 28 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академическая степень 68 14 18

Руководящая должность 63 21 16

Старший наемный сотрудник 77 14 9

Младший наемный сотрудник 57 29 14

Рабочий 58 18 24

Индивидуальный предприниматель / Самозанятый 65 13 22

Студент 56 23 21

Пенсионер 58 22 20

Безработный 38 31 31

Центральная организация профсоюзов Финляндии (БАК) 59 19 21

Финская конфедерация специалистов (БТТК) 53 33 13

Конфедерация профсоюзов работников с высшим образованием (Акауа) 63 18 19

Социально-демократическая партия Финляндии 62 18 20

Истинные финны 63 13 24

Национальная коалиция 84 7 9

Центристская партия Финляндии 61 22 17

Зеленый союз 61 23 16

Левый союз 33 36 31

Шведская народная партия 79 7 14

Христианские демократы 47 32 21

«Движение сейчас» 70 20 10

Уусимаа 64 19 17

Южная Финляндия 59 21 20

Средняя (Центральная) Финляндия 60 23 17

Восточная Финляндия 53 29 18

Северная Финляндия 59 17 24

Менее 4 тыс. жителей 46 34 19

4-8 тыс. жителей 59 21 20

8-30 тыс. жителей 57 19 24

30-80 тыс. жителей 62 18 20

Более 80 тыс. жителей 63 22 15

Про-ЕС 71 19 10

Нейтральное отношение 45 31 24

Анти-ЕС 32 16 52

Таблица 5. «Когда должно быть принято решение относительно присоединения / неприсоединения к НАТО» (%)

В ближайшие несколько месяцев / До начала лета 41

До конца года 19

В 2023 г., после парламентских выборов 6

В 2024 г., после президентских выборов 1

В будущем, если это будет необходимо 12

Никогда 5

Затрудняюсь ответить 15

Таблица 6. «Стабилизирующая политика Финляндии, предполагавшая пребывание вне НАТО при наличии возможности войти в альянс в случае необходимости, это мудрая предосторожность» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 9 26 28 20 16

Таблица 7. «Нереалистично думать, что Финляндия могла бы присоединиться к военному альянсу в условиях актуализации реальной угрозы» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 39 32 1 8 7 4

Осень 2007 28 27 29 11 5

Таблица 8. «Финляндия должна как можно быстрее подать заявку на присоединение к НАТО, потому что потом может быть поздно» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 27 20 24 17 11

Таблица 9. «Я бы поддержал членство Финляндии в НАТО, если руководство страны его поддержит» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 42 25 1 6 7 9

Осень 2018 11 15 29 18 27

Зима 2012 5 10 22 24 39

Осень 2007 12 11 1 9 18 40

Осень 2005 11 12 24 19 33

Вхождение в НАТО - не элитарный проект

Показательно, что позиция руководства страны относительно присоединения Финляндии к НАТО не играет для населения решающей роли. Этот факт подтверждает, что изменение общественного мнения не продиктовано сугубо ситуативными причинами, а имеет под собой более глубокие основания.

Две трети респондентов (67%) утверждают, что поддержат членство Финляндии в НАТО, если руководство страны выступит за. Лишь пятая часть (16%) не разделяет пронатовский выбор правительства (см. табл. 9).

Если руководство займет антинатовскую позицию, то это скажется на выборе населения, но незначительно. Почти половина (48%) респондентов заверили, что все равно будут требовать вхождения Финляндии в НАТО, и менее трети (31%) согласились проявить солидарность с правительством (см. табл. 10).

Надо отметить, что картина незначительно меняется при опросе тех, кто выступает против членства Финляндии в НАТО: 16% останутся при своем мнении даже при условии «противодействия» со стороны правительства (см. табл. 11).

Таблица 10. «Я бы поддержал членство Финляндии в НАТО, даже если руководство страны его не поддержит» (%)

Полностью согласен Частично согласен Тру дно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 28 20 20 17 14

Таблица 11. «Я бы не поддержал членство Финляндии в НАТО,

даже если руководство страны его поддержит» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 8 8 13 21 50

Зима 2016 22 16 26 17 19

Осень 2003 31 17 22 14 16

Таблица 12. «Финляндия не должна присоединяться к НАТО, даже если Швеция решит присоединиться» (%)

Полностью согласен Частично согласен Трудно сказать, согласен или не согласен Частично не согласен Совершенно не согласен

Весна 2022 6 5 20 22 47

Осень 2018 19 19 32 18 13

Зима 2017 20 15 32 16 17

Зима 2016 19 20 28 19 14

Осень 2007 26 15 28 15 16

Осень 1999 24 17 26 20 13

Осень 1998 18 13 28 22 19

Осень 1997 22 14 32 18 15

Осень 1996 19 15 34 19 13

За компанию и монах женился

Финляндия не занимается вопросами безопасности в одиночку, они решаются в кооперации со Швецией. Неудивительно, что позиция Швеции оказывает влияние на выбор населения.

Влияние шведского гипотетического членства в НАТО на общественное мнение Финляндии относительно вхождения страны в альянс сопоставимо с воздействием на него риторики национального правительства, с той лишь разницей, что доля возражающих против членства в НАТО сокращается до 10%. Это подтверждает тезис о том, что финны склонны оценивать перспективы сохранения Финляндии в качестве единственной страны Северной Европы вне НАТО как довольно мрачные (см. табл. 12).

Заключение

Предполагалось, что решение о вступлении Финляндии в Альянс будет принято на Мадридском саммите в конце июня 2022 г. Однако внутри самого блока препятствием для Финляндии (и Швеции) оказались Хорватия, президент которой пообещал наложить вето на вступление обе-

их стран в альянс, если вопрос будет решаться на президентском уровне, а также Турция. Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно обвинял Хельсинки и Стокгольм в оказании помощи курдским организациям, признанным Анкарой террористическими, и указывал на недопустимость подключения к НАТО государств, «поддерживающих терроризм».

8 июня 2022 г. Анкара озвучила десять условий на снятие вето на членство в НАТО Швеции и Финляндии. Первым пунктом в пакете требований значилась «поддержка Турции в ее борьбе с террористическими организациями: Рабочей партией Курдистана (РПК) и организацией исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) и их филиалами». Кроме того, Стокгольм и Хельсинки «должны установить необходимые правовые нормы и правовую инфраструктуру для борьбы с терроризмом»1.

Было предложено пресекать любые попытки создания представительств РПК на территории Финляндии и Швеции и ввести полный запрет на деятельность FETÖ, включая закрытие их веб-сайтов.

1 Цит. по: Шакриров А. Yeni Safak: Турция поставила Швеции и Финляндии десять условий для вступления в НАТО // Комсомольская правда. - 8 июня 2022 г. - URL: Турция выдвинула Швеции и Финляндии десять условий для вступления в НАТО - KP.Ru

Помимо этого, в число условий турецкой стороны вошла заморозка активов и закрытие ассоциаций, которые связаны с терроризмом, депортация и экстрадиция предполагаемых участников экстремистских группировок, запрещенных на территории Турции. Наконец, Анкара предложила предоставлять ей разведданные и снять санкции с турецкого ОПК, введенные США и странами Запада в ответ на закупку Турцией российского комплекса С-400 и неучастие Турции в разработке и потом в дальнейших закупках истребителя пятого поколения Б-351.

Из всего списка требований в качестве относительно приемлемого эксперты полагали лишь последнее, прогнозируя, что дискуссия на тему «поддержки терроризма» продлится вплоть до осени, минимум, пока не будет произведен удовлетворяющий турецкую сторону политический 2

размен .

Однако накануне саммита Североатлантического альянса в Мадриде состоялась встреча с участием президентов Финляндии и премьер-министра Швеции, по итогам которой был подписан трехсторонний меморандум, подтверждающий, что Турция поддержит приглашение Финляндии и Швеции стать членами НАТО3.

Возникает вопрос, чем можно объяснить такую резкую смену позиции Турции? Ответить на него проще, если принять во внимание тот факт, что публично требования были адресованы Швеции и Финляндии, однако основными адресатами месседжа турецкого руководства мы вправе счесть США и Великобританию. Позже стало известно, что Лондон полностью снял

все ограничения на экспорт оборонной продукции в Турцию, которые были введены после военной операции Анкары на севере Сирии в 2019 г. А 29 июня администрация США, в свою очередь, заявила о готовности поддержать планы Турции по модернизации истребителей F-16C/D (F-16V) Block 704, «поблагодарив» тем самым Эрдогана за консенсус со Швецией и Финляндией5.

При этом стоит отметить, что у Турции есть время проверить на прочность договоренности со Швецией и Финляндией до тех пор, пока парламент страны не ратифицирует вступление новых кандидатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается отношений Москвы и Хельсинки, то с учетом неизбежной ответной реакции России на вступление Финляндии в НАТО дальнейшее взаимодействие двух стран окажется вписанным в тупиковую дилемму безопасности, парадоксальную ситуацию, в которой меры по обеспечению национальной безопасности одного государства воспринимаются другим как угроза собственной безопасности.

24 февраля 2022 г. стало триггером, спровоцировавшим финское общество на определение своей онтологической безопасности в системе координат, конфронтационной по отношению к России. Актуализировался старый шаблон восприятия: Россия, уставшая от роли «вечного подмастерья» Европы, так и не удостоенная допуска в «цех», вновь оказалась на положении «врага у ворот». И в среднесрочной перспективе иного амплуа в евро-атлантическом общественном дискурсе нам предложено не будет.

1 Десять условий от Турции. Страна выдвинула требования для Швеции и Финляндии по поводу членства в НАТО. -BFM.ru. - 8 июня 2022 г. - URL: Десять условий от Турции. Страна выдвинула требования для Швеции и Финляндии по поводу членства в НАТО (bfm.ru)

2 См., в частности: Десять условий от Турции. Страна выдвинула требования для Швеции и Финляндии по поводу членства в НАТО // BFM.RU. - 8 июня 2022 г. - URL: Десять условий от Турции. Страна выдвинула требования для Швеции и Финляндии по поводу членства в НАТО (bfm.ru)

3 Турция договорилась с Финляндией и Швецией по их

членству в НАТО // РБК. - 28 июня 2022 г. - URL: https://

www.rbc.ru/politics/28/06/2022/62bb47949a7947c787c4672e? ysclid=l529ns4kks428074535https

4 Приобретение истребителей F-16C/D (F-16V) Block 70 для ВВС Турции могло стать компенсацией отказа США от поставок Турции уже законтрактованных турецкой стороной истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II и последовавшего в апреле 2021 г. официального исключения американцами Турции из программы самолета F-35 (JSF).

5 Почему Турция внезапно отказалась блокировать вступление Финляндии и Швеции в НАТО // Федеральное агентство новостей. - 20 июня 2022 г. - URL: Почему Турция внезапно отказалась блокировать вступление Финляндии и Швеции в НАТО (riafan.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.