Научная статья на тему 'ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ α-АМИНОАНТРАХИНОНА'

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ α-АМИНОАНТРАХИНОНА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF SAFER LABOUR CONDITIONS IN THE PRODUCTION OF α—AMINOANTHRAQUINONE

Alfa-aminoanthraquinone is the basic intermediate semi-finished product in obtaining the anthraquinone series of dyes. At present there are several procedures for obtaining this semi-finished product in the industry. One of the methods provides for mercury as a catalyst, while another one requires nitration excluding the use of mercury. The present investigation deals mainly with the method in which mercury catalyst is used since it is most hazardous insofar as the labour hygiene is concerned. When this technical procedure for obtaining alfa-aminoanthroquinone is used mercury contaminates appreciably both the semi-finished product itself and the industrial premises. The mercury content in the air of the industrial premises exceeds the maximum permissible concentration more than ten-fold. The results of the hygienic investigation of the technological process, providing for mercury to be used in obtaining alpha-aminotraquinone, warrant recommendations for the elimination of mercury hazards in the production, and an alternative method is suggested excluding the use of mercury.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ α-АМИНОАНТРАХИНОНА»

УДК 613.632 : 547.67;.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ

а-АМИНОАНТРАХИНОНА

А. А. Макаренко

Кафедра гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова и Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

а-Аминоантрахинон является основным промежуточным продуктом при получении красителей антрахинонового ряда. Красители антрахино-нового ряда отличаются значительной прочностью, чистотой и яркостью тона и применяются для окраски синтетического волокна, ацетатного шелка, шерсти и др. В настоящее время запланировано строительство ряда предприятий для получения этого полупродукта.

В отечественной и зарубежной литературе мы не нашли сведений о гигиенической характеристике условий труда в производстве а-аминоан-трахинона (1-АА).

Известны два основных способа получения 1-АА: 1) через калиевую соль а-сульфокислоту антрахинона (К 1-СКА) с использованием ртути в качестве катализатора; 2) через а-нитроантрахинон, исключающий применение ртути. Последний способ еще не внедрен в практику.

В настоящем сообщении мы даем гигиеническую характеристику условий труда при производстве 1-АА первым способом. Применение ртути в качестве катализатора создает возможность загрязнения воздушной среды помещений цехов ртутью. Отсюда возникает опасность ртутной интоксикации у рабочих.

Технологический процесс получения 1-АА состоит из двух основных этапов: получения К 1-СКА, при которой ртуть вводится в качестве катализатора, и получение 1-АА на основе К 1-СКА.

Необходимым сырьем для этого процесса служит олеум, антрахи-нон (сублимированный или «обратный»), кроме того, используется окись ртути (в виде порошка), хлористый калий, К 1-СКА, аммиачная вода и натриевая соль [л-нитробензолсульфокислоты (лудигол).

К 1-СКА (точка плавления 218°) получают путем нагревания антрахинона (К. Венкатараман) с полуторным количеством 18% олеума и небольшим количеством окиси ртути. Образование [3-изомера может быть предотвращено энергичным перемешиванием, которое необходимо для возможно полного распространения весьма слабо растворимого в серной кислоте сульфата ртути. Температуру повышают в течение 2 часов до 120°, прибавляют 60% олеум и продолжают нагревать до 150° в течение еще 2 часов. По окончании реакции плав выливают в ледяную воду, отделяют выпавший антрахинон, обрабатывают фильтрат хлористым калием до начала кристаллизации К1-СКА, которая фильтруется, высушивается и выгружается в бумажные мешки.

Процесс получения 1-АА (Н. Н. Ворожцов) осуществляется продолжительным (50—60-часовым) нагреванием К1-СКА с водным аммиаком и натриевой солью jx-нитробензолсульфокислоты до 170—180° под давлением 30 атм. Выделенный и отфильтрованный 1-АА высушивается и идет на получение различных полупродуктов антрахинона.

При изучении условий труда в производстве 1-АА нами были выде-. лены основные неблагоприятные факторы, которые могут повлиять на здоровье рабочих. Установлено, что ряд операций сопровождается большим выделением пыли. При загрузке антрахинона в воздухе обнаружено от 7,0 до 46, 7 мг/мг пыли, при выгрузке К 1-СКА еще более высокие концентрации. Загрузка К 1-СКА и лудигола при введении процесса

аминирования также связана со значительным пылением. На рабочем месте аппаратчика найдено от 8,2 до 22,0 мг/м3 пыли, а в отдельных случаях до сотни мг/м3. Выгрузка, помол и расфасовка 1-АА также создают большую запыленность воздуха на рабочем месте. Вместе с тем при проведении некоторых операций в воздух поступают газо- и парообразные токсические вещества: туман серной кислоты при загрузке антрахинона в сульфуратор (концентрация в воздухе 0,02—0,028 мг/л), аммиак при загрузке К 1-СКА и лудигола в реактор на аминирование (концентрации в воздухе до 0,1—0,56 мг/л).

Процесс сушки и выгрузки «обратного» антрахинона, К 1-СКА и 1-АА сопровождается выделением тепла (температура на рабочем месте сушильщика достигает 30—38°).

Вследствие прерывности процесса и недостаточной механизации выполнения ряда операций производство 1-АА связано со значительной затратой физического труда: ручная загрузка сыпучих продуктов, перелопачивание реакционной массы при фильтрации на нутч-фильтрах, загрузка пасты на сушильные противни в сушильный шкаф типа Гордон, выгрузка высушенного продукта и др.

Особенно существенно то, что весь технологический процесс получения 1-АА связан с возможностью загрязнения производственных помещений соединениями ртути. Поэтому вопрос о ртутной опасности нами изучен более подробно.

Выявлено два основных источника загрязнения ртутью производственных помещений. Первый источник — это пыление окиси ртути при развешивании, расфасовке, а также внесении ее в сульфуратор (ртуть найдена в воздухе на рабочих местах в концентрациях от 0,14 до 0,7 мг/м3). Этот источник ограничен в основном местами развешивания и пространством около загрузочного люка сульфуратора. Главным источником ртутной опасности является наличие соединений ртути в К 1-СКА и «обратном» антрахиноне. Несмотря на то что технологическим процессом предусмотрены мероприятия по очистке продукта от ртути, фактически ртуть остается в этих продуктах в больших количествах. Отсюда она выделяется в воздух производственных помещений. Технологическим регламентом допускается содержание довольно значительных количеств ртути в обрабатываемых продуктах (0,02%). Нашими исследованиями было установлено, что в 92% взятых проб К 1-СКА и «обратного» антрахинона содержалась ртуть (более 0,2%).

Выделение ртути в воздух производственных помещений начинается с момента загрузки антрахинона в сульфуратор, когда пары ртути через загрузочный люк проникают в цех. На рабочем месте сульфура-торщика она была обнаружена в воздухе в концентрациях 0,16—0,7 мг/м3. При фильтрации «обратного» антрахинона или К 1-СКА

на нутч-фильтрах в воздух также поступает значительное количество

ртути (0,016—0,09 мг/м3). Выгруженная паста в открытых баках остается некоторое время в операционном зале и является источником выделения ртути. На этом рабочем месте концентрация ртути в воздухе достигала 0,7 мг/м3.

Значительным источником распространения ртути в производственные помещения являются сушилки типа Гордон. При высушивании пасты при температуре 115—120° ртуть постоянно попадает в цех. Мы обнаружили ртуть в воздухе в концентрации 0,14—0,3 мг/м3. Большое количество ртути поступает в воздух при перелопачивании и выгрузке продукта (до 0,76 мг/м3). При исследовании проб воздуха, взятых в различных местах цеха, ртуть была обнаружена в концентрациях 0,01—0,089 мг/м3. Ртуть была также найдена в воздухе на лестничных клетках между этажами, сменной комнате мастеров, цеховой лаборатории и других помещениях (на уровне предельно допустимой концентрации).

В результате большого содержания ртути в К 1-СКА она дальше мигрирует и в цех, где получают 1-АА. При изучении воздушной среды ртуть была обнаружена в автоклавном отделении в концентрации 0,05 мг/м3у в сушильном и помольном отделениях 1-АА в пределах 0,2—0,7 мг/м3. При анализе проб 1-АА на содержание ртути мы обнаружили, что ртуть присутствует и в этом продукте в заметных количествах (до 0,2%). В связи с этим не исключена возможность того, что ртуть может быть занесена и дальше В цеха ПО производству краси- Содержание ртути в моче у рабочих тел ей. обследованных цехов

Профессия Количество ртути в моче (в мл/г)

Начальник смен. . . Сульфураторщики . . Автоклавщики .... Помощники автоклав- Сушильщики .... • 0,008—0,009 0,006—0,011 0,007—0,030 0,006-0,015 0,010—0,080

Важно отметить, что меркуропро-изводные1, за счет которых и происходит загрязнение продукта, при соприкосновении с металлическими частями аппаратуры распадаются, выделяя металлическую ртуть. Ртуть обнаруживается на дне реакторов при периодических чистках.

Все изложенное выше указывает на опасность ртутной интоксикации у рабочих при получении 1-АА с применением ртути в качестве катализатора. Опасность ртутной интоксикации при производстве 1-АА не учитывалась ранее при проведении систематических медицинских осмотров.

Мы совместно с профотделением Кемеровской областной больницы обследовали рабочих указанных цехов. Обследованные рабочие предъявляли жалобы, характерные для ртутной интоксикации. Осмотр и анализы мочи на содержание ртути позволили выявить несколько случаев ртутной интоксикации. Остальные обследованные были носителями ртути (см. таблицу).

Наши исследования позволили рекомендовать ряд санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению условий труда рабочих (ограничение содержания ртути в веществе минимальными количествами, герметизация и механизация развески и загрузки ртути в сульфуратор, механизация загрузки сыпучих продуктов, рациональное размещение оборудования, устройство приточно-вытяжной системы вентиляции и др.).

Необходимо наладить постоянный лабораторный контроль воздушной среды в производственных помещениях и медицинский контроль за состоянием здоровья рабочих, учитывая возможность ртутной интоксикации.

Кардинальной мерой оздоровления условий труда в производстве полупродуктов антрахинонового ряда является внедрение новой технологии получения 1-АА на основе а-нитроантрахинона и получение К 1-СКА без применения ртути.

ЛИТЕРАТУРА

1. В е н к а т а р а м а н К- Химия синтетических красителей. Л., 1956, т. 1. •стр. 79, 114.—В о рож цо в Н. Н. Основы синтеза промежуточных продуктов и кра-жителей. М., 1955, стр. 324.—Г о ф м а н М. 3. Гиг. и сан., 1963, № 12, стр. 73.— Д о-кунихин Н. С., Га ев а Л. А. Ж- Всесоюзн. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева, 1961, № 1, стр. 112.—Д о к у н и х и н Н. С., Г а ев а Л. А. Там же, 1962, № 2, »стр. 236.

Поступила 8/1 1964 г.

1 По данным Н. С. Докунихина и Л. А. Гаевой (1961, 1962), антрахинон, не всту-

пивший в реакцию сульфирования, содержит ртуть в неионизированном состоянии.

з Гигиена и санитария, №7 33

PROVISION OF SAFER LABOUR CONDITIONS IN THE PRODUCTION OF

a—AMINOANTHRAQUINONE

A. A. Makarenko

Alfa-aminoanthraquinone is the basic intermediate semi-finished product in obtaining the anthraquinone series of dyes. At present there are several procedures for obtaining this semi-finished product in the industry. One of the methods provides for mercury as a catalyst, while another one requires nitration excluding the use of mercury. The present investigation deals mainly with the method in which mercury catalyst is used since it is most hazardous insofar as the labour hygiene is concerned. When this technical procedure for obtaining alfa-aminoanthroquinine is used mercury contaminates appreciably both the semi-finished product itself and the industrial premises. The mercury content in the air of the industrial premises exceeds the maximum permissible concentration more than ten-fold.

The results of the hygienic investigation of the technological process, providing for mercury to be used in obtaining alpha-aminotraquinone, warrant recommendations for the elimination of mercury hazards in the production, and an alternative method is suggested excluding the use of mercury.

УДК 613.632 : 678.028

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУРФУРАМИДА — НОВОГО УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ

Кандидаты мед. наук Л. Н. Архангельская и Т. А. Рощина

Кафедра гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова

В связи с заменой фурфурамидом ряда распространенных ускорителей вулканизации, в частности дифенилгуанидина, предполагается организация его производства. Поэтому возникла необходимость в токсикологической характеристике этого сыпучего, легко распыляющегося продукта.

Фурфурамид — (С^Н^ОзЫг) имеет структурную формулу:

НС—СН

II II

НС С—С=1М НС—СН

\/ \ II II

О С— С СН

О / \/

/\ / О

НС С—С=Ы

Г II II

НС—СН

Это мелкокристаллическое вещество соломенно-желтого цвета, * горькое на вкус, с запахом миндаля. Температура плавления 119° (температура плавления технического продукта 110—114°). В воде фурфурамид практически нерастворим, хорошо растворяется в спиртах, бензоле и других органических растворителях. В кислой среде разлагается с образованием фурфурола и аммиака. Под воздействием солнечного света (ультрафиолетовых лучей) темнеет, не изменяя при этом остальных свойств.

В производственных условиях на операциях получения и упаковки, а также в процессе использования (при транспортировке, просеве, развешивании, смешении с другими ингредиентами резины) возможно распыление фурфурамида и, следовательно, воздействие на работающих. Для пылинок характерна высокая дисперсность (основная масса частиц имеет размеры менее 2 мк).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.