Научная статья на тему 'ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА'

ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный Банк / стресс-тест / программа гарантирования активов / докапитализация

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Анастасия Владимировна

Статья посвящена вопросам оздоровления банковского сектора Республики Казахстан. В ней рассмотрен опыт регулирования банковской отрасли таких стран, как: Россия, США и Италия, выделены достоинства и недостатки осуществляемых мер. На основе проведенного анализа зарубежного опыта предпринята попытка ответить на вопрос, насколько применение данных мер возможно в Казахстане, а также какие конкретные шаги необходимо осуществить для эффективного функционирования банковского сектора страны. Статья исходит из гипотезы, что Национальному Банку необходимо применять меры по поддержке банковского сектора, однако должны существовать определенные требования и условия для ее оказания конкретной единице, дабы исключить предполагаемый волюнтаристский подход в управлении. Особое внимание уделено механизмам bail-in и bail-out, вопросу их эффективности в отношении казахстанской банковской системы. Сделан вывод о том, что Казахстану необходимо разработать результативный механизм оздоровления банковской системы с учетом интересов налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА»

I ЭКОНОМИКА

Николаева Анастасия Владимировна магистрант Казахстанско-Немецкого университета, nastia_nikolaeva@mail.ru

ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

Аннотация

Статья посвящена вопросам оздоровления банковского сектора Республики Казахстан. В ней рассмотрен опыт регулирования банковской отрасли таких стран, как: Россия, США и Италия, выделены достоинства и недостатки осуществляемых мер. На основе проведенного анализа зарубежного опыта предпринята попытка ответить на вопрос, насколько применение данных мер возможно в Казахстане, а также какие конкретные шаги необходимо осуществить для эффективного функционирования банковского сектора страны. Статья исходит из гипотезы, что Национальному Банку необходимо применять меры по поддержке банковского сектора, однако должны существовать определенные требования и условия для ее оказания конкретной единице, дабы исключить предполагаемый волюнтаристский подход в управлении. Особое внимание уделено механизмам bail-in и bail-out, вопросу их эффективности в отношении казахстанской банковской системы. Сделан вывод о том, что Казахстану необходимо разработать результативный механизм оздоровления банковской системы с учетом интересов налогоплательщиков.

Ключевые слова: Национальный Банк, стресс-тест, программа гарантирования активов, докапитализация

Введение

Согласно консолидированной финансовой отчетности Национального Банка Республики Казахстан, убыток регулирующего органа за 2017 год составил почти 1,2 трлн. тенге, что превышает результат деятельности предыдущего года в 10 раз. Большая доля в статье расходов отчета о прибылях и убытках принадлежит расходам по оздоровлению банковского сектора. Так, по состоянию на 2017 год данная статья составила 585,6 млрд. тенге.

Целью исследования является выявление возможных мер по оказанию помощи, в условиях ее сильной необходимости, Национальным Банком единице банковского сектора путем обобщения зарубежного опыта по оздоровлению банковской системы.

1 Зарубежный опыт регулирования банковского сектора

В российском опыте поддержки банковского сектора можно выделить два основных механизма, первым из которых является механизм докапитализации банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Данное агентство выплачивает вкладчикам банка-участника возмещение по вкладам при наступлении страхового случая в пределах

определенной суммы. В Казахстане подобную функцию выполняет Казахстанский фонд гарантирования депозитов. В 2014 году АСВ было наделено правом передавать банкам второго уровня облигации федерального займа, полученные от государства в виде взноса. Такого вида облигации приводят к увеличению капитала банков, а Агентство по страхованию вкладов получает их привилегированные акции и займы, срок погашения которых совпадает со сроком облигаций федерального займа. Механизм поддержки банковского сектора осуществляется на возмездной основе, заключающейся в перечислении всего дохода по удерживаемым банками долговым бумагам в бюджет государства, что позволяет им привлечь дополнительный капитал, а государству -дополнительное финансирование своих расходов, покрываемых за счет выпуска ценных бумаг, и извлечь выгоду при перечислении банками процентов в пользу государства. АСВ выполняет в данном случае роль посредника, получая при этом займы и акции банков. Участвующие в докапитализации через Агентство по страхованию вкладов банки обязаны выполнить определенные требования1:

- в течение трех лет оставлять без изменений уровень вознаграждений руководителей и фонда оплаты труда. Данная мера была принята в связи с тем, что на первых этапах осуществления программы наблюдалось увеличение размеров бонусов сотрудников, то есть докапитализированные средства не использовались по назначению;

- самостоятельно увеличить собственные средства на 50% от размера полученных облигаций федерального займа. Банк, как предприятие, являющееся по форме акционерным обществом, по всем своим обязательствам отвечает собственным капиталом. Наличие его в достаточном объеме снижает существующий риск банкротства и повышает доверие вкладчиков к финансовому институту;

- в течение следующих трех лет на более чем 1% в месяц увеличивать кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, ипотечное кредитование и субъектов, осуществляющих деятельность в важных отраслях. Данная мера способствует улучшению предпринимательского климата и экономическому развитию в стране, заставляет банки поддерживать производство, что ведет, хоть и медленными темпами, к диверсификации экономики и снижению зависимости от цен на природные ресурсы государства. На начало осуществления механизма было выделено облигаций такого вида на сумму 1 трлн. рублей.

Второй механизм оздоровления банковского сектора в России заключается в докапитализации банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов. Этот метод позволяет размещать в пределах до 10% активов Фонда в субординированные депозиты и облигации банков, обладающих капиталом в объеме не менее 100 млрд. рублей, что увеличивает дополнительный капитал кредитных организаций. Участие в механизме ограничено следующими требованиями2:

- ежеквартально предоставлять информацию о средствах, направленных на субординированный депозит, привлеченных для проектов, а также данные по ним, в том

1 Национальный Банк Республики Казахстан. Постановление правления Об одобрении Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №129 // 2017. - С. 6.

2 Национальный Банк Республики Казахстан. Постановление правления Об одобрении Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №129 // 2017. - С. 7.

числе по использованию вложенных средств. Настоящая мера позволяет контролировать финансовый институт, насколько целенаправленно он использует вложенные средства;

- досрочная уплата процентов за пользование депозитом, а также досрочное расторжение договора или прекращение обязательств по нему обязательны к согласованию с Центральным Банком;

- при банкротстве банка удовлетворять требования по субординированному депозиту возможно лишь после удовлетворения требований кредиторов;

- осуществить досрочный возврат депозита по инициативе банка возможно через 5 лет с даты включения депозита в состав источников дополнительного капитала банка.

Оба механизма, присутствующие в российской практике оздоровления банковского сектора, способствуют поддержке кредитных организаций страны, мотивируя их оказать содействие субъектам предпринимательства, развивать инфраструктурные проекты. Данные механизмы оказывают косвенное воздействие на повышение потенциала страны в социальном и экономическом плане.

Опыт поддержки банковского сектора США в кризисный период 2008 года включает пять основных механизмов финансирования. Первый, в рамках Программы Гарантирования Активов, заключается в оказании помощи государством системообразующим банкам, чей дефолт мог повлиять на экономику и навредить финансовой системе, путем абсорбирования части убытков. Данная программа осуществлялась совместно с Казначейством, Федеральной Резервной Системой и Федеральной корпорацией по страхованию вкладов. В рамках Программы Гарантирования Активов помощь была оказана двум банкам: Bank of America и Citigroup. В начале 2009 года государственные институты согласились разделить убытки Bank of America в сумме 118 млрд. долларов США. В мае 2009 года финансовый институт решил прекратить переговоры по поводу сделки и в сентябре 2009 года согласился выплатить штраф государству в размере 425 млн. долларов США. В начале 2009 года государственные институты приняли решение разделить убытки Citigroup в сумме 301 млрд. долларов США. Когда соглашение вступило в силу, государственные институты получили премию за предложенную ими гарантию, выраженную в привилегированных акциях группы, в размере 7,1 млрд. долларов США. Казначейство дополнительно получило 66,5 млн. простых акций. В планы входило, что данная программа будет действовать около 5-10 лет. Citigroup запросил о завершении программы в декабре 2009 года в связи с погашением 20 млрд. долларов США, которые были получены в рамках другой программы поддержки. Программа Гарантирования Активов считается закрытой, а результатом ее деятельности является полученная прибыль для налогоплательщиков США в размере более чем 3 млрд. долларов

США . В результате осуществления такой меры системообразующий банк страны смог устоять перед волной финансового кризиса, а государственные органы привлечь дополнительные средства для налогоплательщиков.

Вторым механизмом поддержки является программа оценки регуляторного капитала. Разработанный стресс-тест в рамках программы призван был определить «здоровье» 19 крупнейших банковских холдингов. В мае 2009 года Федеральная Резервная Система

3 Asset Guarantee Program // Official site of the US Department of the Treasury //

https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investment-programs/agp/Pages/

overview.aspx

опубликовала результаты, где 9 из 19 организаций имели достаточный капитал для различных стресс-сценариев, оставшиеся 10 нуждались в общем объеме в 75 млрд. долларов США. Девять из тех банков могли привлечь дополнительный капитал для своих нужд с помощью рынка, и только один институт Ally Financial нуждался в дополнительном финансировании. Осуществляемая программа была приостановлена в ноябре 2009 года без дополнительно вложенных инвестиций4. После проведенных стресс-тестов банки имели возможность привлечь сотни миллиардов долларов частного капитала, благодаря повышенному доверию со стороны инвесторов.

Третьим механизмом поддержки является программа, предоставляющая возможность получить капитал жизнеспособным банкам по всей стране. В рамках программы Казначейство предоставило капитал 707 единицам финансовых институтов в 48 штатах, включая 450 маленьких и местных банков. Денежные средства были вложены в обмен на привилегированные акции, доходность которых составила в первые 5 лет на уровне 5%, после - 9%, и долговые инструменты. В общем итоге было инвестировано около 205 млрд. долларов США. К концу октября 2016 года государство получило 226,7 млрд. долларов США посредством различных выплат, дивидендов, процентов 5 . Программа способствовала поддержке малых банков с различной географией и привлечению государством дополнительных средств.

В Италии в целях поддержки банков был создан специальный Фонд рекапитализации проблемных банков в размере 20 млрд. евро. В качестве инструментов поддержки выбрано вхождение государства в капитал нуждающегося банка Monte dei Paschi di Siena на необходимую сумму его рекапитализации, а также реструктуризация долга (bail-in) на сумму в 2,3 млрд. евро путем конвертации субординированных облигаций инвесторов в акции банка. Поддержка данному банку оказывается не в первый раз: по итогам запланированной в 2017 году национализации доля государства в капитале банка вырасла, составив 70%6. Здесь стоит лишь обратить внимание на то, что поддержка указанному выше банку уже осуществлялась ранее. Если необходимость в этом возникает снова, стоит поставить под сомнение вопрос об эффективности принятой меры.

2 Возможности применения мер по оздоровлению банковской системы Казахстана, основанные на зарубежном опыте

Применяемая в Италии программа по поддержке банков с помощью инструмента bail-in относится больше к банкам, чье положение определяется как критическое, т. е. если не применить меры по оздоровлению банка, он будет ликвидирован. Осуществить рекапитализацию за счет кредиторов в Казахстане возможно только на добровольной основе с учетом того, что есть согласие не менее 75% кредиторов, представляющих собой государственный или квазигосударственный секторы. Такие ограничения практически

4 Supervisory Capital Assessment Program & Capital Assistance Program // Official site of the US Department of the Treasury // https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investment-programs/scap-and-cap/Pages/overview.aspx

5 Capital Purchase Program // Official site of the US Department of the Treasury // https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investmentprograms/cap/Pages/ overview.aspx

6 Национальный Банк Республики Казахстан. Постановление правления Об одобрении Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №129 // 2017. - С. 11.

размывают разницу между механизмами bail-in (рекапитализация за счет кредиторов) и bail-out (рекапитализация за счет государственных средств) и делают применение данного метода непопулярным. Осуществление добровольного bail-in в Казахстане применялось впервые в отношении RBK банка. Принято считать, что при эффективной работе по регулированию банковского сектора, прибегнуть к государственной поддержки возможно только в случаях ее сильной необходимости, а порождать надежды среди участников рынка на помощь государства нежелательно. Согласно Базельским рекомендациям, осуществление государственной поддержки банкам должно быть в сочетании с продуманной фискальной политикой. Решение следует оценить со всех сторон и принять только при условии острой необходимости, серьезного системного кризиса: прекращение или грубое нарушение кредитования и платежных услуг . На сегодняшний день механизм bail-in в Казахстане желательно исключить из списка мер по оздоровлению банковского сектора. Причиной такого предложения является несовершенство данного механизма: в ситуации, когда bail-in является добровольным, но требуется согласие кредиторов в лице государственных и квазигосударственных учреждений, а bail-out, по сути, представляет собой то же самое, существует опасность принятия «несправедливых» решений. В условиях существования лишь добровольного bail-in в Казахстане неэффективная деятельность топ-менеджмента банка может привести к дальнейшей их безответственности в подходе к оздоровлению. Именно поэтому необходимо так же начать применять принудительный bail-in. Как и в случае с российскими требованиями, важен контроль изменений уровня вознаграждений руководителей и фонда оплаты труда, чтобы быть уверенным в том, что выделенные средства на поддержку кредитной организации используются целенаправленно.

Принимая во внимание российский опыт, особое значение необходимо придать докапитализации банка за счет собственных, а не заемных, средств акционеров. Следует учитывать то, как активно банк, принимающий помощь в оздоровлении, занимается кредитованием малого и среднего бизнеса, а также поддерживает производство и сельское хозяйство, что, в конечном итоге, положительно влияет на общее состояние экономики страны. Исследуя опыт Соединенных Штатов Америки, мы видим, что принимаемые программы по оздоровлению банковского сектора направлены не только на их главную цель и возвратность государственных средств, но и на получение прибыли в бюджет страны. В Казахстане же программа Национального Банка рассчитана на то, что возвратность государственных средств должна будет осуществляться путем погашения в течение определенного срока, но не более 15 лет. Проведение стресс-тестов также является немаловажным аспектом деятельности Национального Банка. Здесь желательно развить большую прозрачность, чтобы населению страны было известно, что они проводятся и каковы их результаты. В таком случае повысится доверие к протестированному банку.

Заключение

Исходя из российского опыта, Казахстану следует стремиться, даже в случае осуществления мер по оздоровлению банковского сектора, находить пути пополнения

7 Национальный Банк Республики Казахстан. Постановление правления Об одобрении Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №129 // 2017. - С. 17-18.

бюджета. Существующий механизм докапитализации банков через Агентство по страхованию вкладов способствует поддержке кредитных организаций страны, а также субъектов малого и среднего предпринимательства. Механизм докапитализации банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов желателен и в условиях Казахстана. Известно, что необходимые средства для оздоровления банковской системы Казахстана могут быть получены государством из Фонда национального благосостояния, однако банками они могут быть использованы не на целевые нужды. Российский опыт, в качестве примера, показывает, что выделенные денежные средства из такого Фонда должны иметь целевое использование, а данную меру необходимо определить на законодательном уровне.

Осуществляемая в США Программа Гарантирования Активов позволила системообразующему банку в свое время устоять в кризисный период, а также получить прибыль в бюджет. Вырученные государством денежные средства могут участвовать в улучшении социальных и экономических условий страны.

В рамках программы оценки регуляторного капитала банков проведение стресс-тестов в США повысило степень доверия населения к банкам, прошедшим данную оценку, а также позволило привлечь миллиарды долларов частного капитала.

Организованная программа покупки капитала помогла спасти огромное число небольших банков, а государству - получить в итоге дополнительные средства.

Осуществляемая в Италии программа по рекапитализации за счет средств кредиторов имеет место на существование и в Казахстане. Причина непопулярности настоящей меры состоит в наличии ограничений, которые, возможно, не способствуют мотивации в принятии данного решения.

Согласно международным рекомендациям, помощь банку второго уровня оказывается лишь тогда, когда существует опасность развития дефектов системы. Помощь банку - крайняя мера, которая должна быть взвешена и продумана с учетом многих факторов.

Казахстану необходимо выявить удобные способы участия в оздоровлении банковской системы в случае, если того требует рынок, в то же время, следует учитывать интересы налогоплательщиков, т. е. искать пути пополнения бюджета за счет оказания поддержки банкам второго уровня. Тот финансовый институт поспособствует поступлению средств в бюджет, который будет оценен как жизнеспособный: достаточный объем активов и собственного капитала, позволяющий покрыть все присутствующие у него обязательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Национальный Банк Республики Казахстан. Постановление правления Об одобрении Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №129 // 2017. - С. 31.

[2] Asset Guarantee Program // Official site of the US Department of the Treasury // https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investment-programs/agp/Pages/overview.aspx (был доступен 11 ноября 2018 года)

[3] Capital Purchase Program // Official site of the US Department of the Treasury // https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investment-programs/cap/Pages/overview.aspx (был доступен 11 ноября 2018 года)

[4] Supervisory Capital Assessment Program & Capital Assistance Program // Official site of the US Department of the Treasury // https://www.treasury.gov/initiatives/financial-stability/TARP-Programs/bank-investment-programs/scap-and-cap/Pages/overview.aspx (был доступен 11 ноября 2018 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.