Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL FACILITY / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / HEALTH-IMPROVING WORK / МЕДСЕСТРЫ / NURSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Синявская И.В., Дятлова Е.В.

Дан анализ деятельности сестринского персонала в дошкольной организации. Особое внимание уделено организации оздоровительной работы как необходимого элемента лечебно-профилактической работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Синявская И.В., Дятлова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE NURSING PERSONNEL IN ORGANIZING HEALTH-IMPROVING WORK IN PRESCHOOL FACILITIES

The paper analyzes nursing personnel''s activity in preschool facilities. Particular attention is given to the problems in organizing health-improving work as an essential element of therapeutic-and-prophylactic work with children.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

© И.В. Синявская, Е.В. Дятлова, 2014

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И.В. Синявская, Е.В. Дятлова

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова E-mail: mma.vso.kusd@gmail.com

Дан анализ деятельности сестринского персонала в дошкольной организации. Особое внимание уделено организации оздоровительной работы как необходимого элемента лечебно-профилактической работы с детьми.

Ключевые слова: дошкольная организация, оздоровительная работа, медсестры.

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья дошкольников. Организация жизнедеятельности детей в дошкольной организации (ДО) предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы (обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности), но и осуществление при тесном контакте педагогов с медицинским персоналом целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей. Важно, чтобы за период пребывания в ДО ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями и знаниями.

Состояние здоровья детей - один из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического и медицинского персонала и его руководителя. Сотрудники детских садов много внимания уделяют двигательной активности воспитанников, укреплению их здоровья, в частности с использованием современного медицинского оборудования, формированию навыков личной ги-

гиены, самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность обучения и развитие способностей.

По мере развития медицинской науки и совершенствования технологий, условий и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению растет роль медсестры в деятельности учреждений образования и здравоохранения. Особое значение имеет ее высокий профессионализм при работе с детьми. От ее знаний и умений, профессионального отношения к делу во многом зависит слаженная работа коллектива ДО [1, 4].

Работа сестринского персонала ДО сложна и многогранна, требует серьезных профессиональных навыков и должна включать в себя профилактические и оздоровительные мероприятия.

Нами проанализирована роль медсестер в оздоровительной работе в ДО и разработаны предложения по ее улучшению. Изучена деятельность медицинского и педагогического персонала государственного бюджетного образовательного учреждения Москвы - детского сада общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления, а также медсестер дошкольных образовательных учреждений Москвы. В исследовании приняли участие врач-педиатр, 15 педагогов детского сада, 30 медсестер ДО.

Нами была разработана анкета для медсестер и педагогического персонала. Анкета состояла из вопросов, касающихся фактической деятельности медсестер ДО, регламентированной приказом Минздрава РФ и Минобразования РФ №186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» [2], Санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в ДО 2.4.1.2660-10 от 22.06.10 [2].

Респондентам было предложено высказать мнение об оздоровительной работе медсестры ДО в рамках ее профессиональных обязанностей. Респондентов также просили указать, каким обязанностям сестринский персонал уделяет недостаточно внимания.

И [ Д I II п

О Ф Е С С I

Я: теаии^мпаими—

47%

Ц 30-39 лет | 40-49 лет Ц 50 лет и более

36%

17%

Рис. 1. Распределение медсестер по возрасту, %

13,3%

| Нет категории Ц I категория ] II категория ] Высшая категория

Рис. 2. Распределение медсестер по наличию квалифицированной категории, %

90 80 70 60 50 40 30 20 10

Медсестры

Педагоги

^ л1 ^ ^

Рис. 3. Мнения медицинского и педагогического персонала о необходимых формах оздоровительной работы в ДО, %

Выяснено, что в основном медсестры выполняют контролирующие функции, не осуществляя в должном объеме санитарно-просветительную работу с детьми, их родителями и воспитателями, не проводят закаливающие мероприятия и др.

Около половины медсестер - пенсионного возраста, а 1/3 - в возрасте 30-39 лет (рис. 1). С одной стороны, это положительный факт, косвенно свидетельствующий о их большом жизненном и профессиональном опыте. Однако способность работников детского сада к внедрению новых оздоровительных, образовательных и воспитательных технологий, их склонность к инновациям в такой ситуации вызывает некоторые сомнения.

Выяснилось, что возможность обеспечения дошкольников качественной, квалифицированной медицинской помощью весьма ограничена в силу того, что большинство медсестер (60%) не имеют категории. В то же время 13% стремятся повысить свой образовательный уровень, получить категорию, совершенствоваться (рис. 2).

Практически все медицинские работники (93%) и все без исключения педагоги считают, что деятельность по оздоровлению детей в детском саду является обязательной и крайне необходимой, причем приоритетная форма этой работы - гигиеническое воспитание (по мнению 87% педагогов и 60% медсестер) - рис. 3.

Главными направлениями оздоровительной деятельности, по мнению респондентов, являются санитарно-просветительная работа с родителями и детьми (медсестры - 50%, педагоги - 33%) и закаливающие мероприятия (медсестры - 47%, педагоги -40%).

В то же время у педагогических работников, как нам представляется, - более широкие взгляды. Они предлагают и другие направления оздоровительной работы, в частности санитарно-просветительную ра-

0

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Медсестры Педагоги

Рис. 4. Формы профилактической работы (мнение медсестер и педагогов, %)

Санитарно-просветительная работа с родителями и детьми Закаливание Дни здоровья

Санитарно-просветительная работа с воспитателями Лекции, семинары Физическая нагрузка Витаминотерапия, кислородные коктейли

Увеличение времени прогулки

ЛФК, массаж

Режим труда и отдыха

нинанямаи т е о р и я

РА КТ

И К А

боту с воспитателями, занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение массажа и др. (рис. 4).

Анализируя блок вопросов, касающихся гигиенического воспитания, мы установили, что все медицинские и педагогические работники согласны с необходимостью и обязательностью гигиенического воспитания детей в ДО.

На вопрос о том, осуществляют ли сами сотрудники гигиеническое воспитание, лишь 63% медицинских работников ответили положительно. 37% не занимаются гигиеническим воспитанием, ссылаясь: на недостаточность знаний (4 человека), времени (5 человек) или отсутствие желания. Видимо, медсестры забыли, что функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка персонала ДО, что все они являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.

Мы опросили сотрудников ДО, осуществляющих гигиеническое воспитание, о месте и времени проведения этой работы (рис. 5).

Медсестры предпочитают более организованные формы обучения гигиеническому воспитанию: при консультировании родителей - 74%, при осмотре с врачом-педиатром - 47%, при проведении «праздников здоровья» - 42%. Каждая 6-я медсестра проводит гигиеническое воспитание при осмотре групп. В то же время они игнорируют возможность гигиенического воспитания в процессе диспансеризации. Может быть, это связано с большим объемом работы среднего медицинского персонала (подготовка медицинских карт, организация профилактических осмотров, свод и анализ сведений о результатах диспансеризации).

В ходе исследования выясняли также мнение сотрудников ДО о том, какие средства необходимо использовать в детском саду для гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни (рис. 6). Медсестры (60%) выделяют беседы с родителями и детьми как основное средство гигиенического воспитания, но недооценивают (47%) практический аспект демонстрации разных методик оздоровления, способов закаливания, видов физических упражнений и других форм обучения здоровому образу жизни. У педагогов превалируют 2 формы гигиенического обучения: беседы с родителями и детьми (73%) и демонстрация разных методик оздоровления (73%). Обе категории работников отметили необходимость применения игр-тренингов с родителями с целью повышения санитарной культуры, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни. Похвально, что не только педагоги (47%), но и медсестры (27%) выделили новые современные технологии гигиенического обучения.

100 80 60 40 20 0

Медсестры

Педагоги

Рис. 5. Мнения медицинского и педагогического персонала об обстоятельствах проведения гигиенического воспитания, %

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 6.

димых

Медсестры

Педагоги

Беседы

Демонтрация

Памятки, буклеты

Игры-тренинги

Мнения медицинского и педагогического персонала о необхо-средствах гигиенического обучения и воспитания, %

Следующий блок вопросов относился к оздоровительной работе с дошкольниками. Организация оздоровительной работы в ДО позволяет значительно повысить функциональные возможности детей, снизить заболеваемость, особенно в группе частоболеющих.

Оздоровительная работа предусматривает гигиеническое и физическое воспитание, рациональное питание, применение разных методов закаливания, профилактических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений состояния здоровья, и т.д.

Согласно данным анкетирования, оздоровительную работу в равной степени осуществляют как медицинские, так и педагогические работники. Приоритетными формами оздоровительной работы, по мнению сотрудников, являются гигиеническое воспитание (медсестры - 60%, педагоги -87%), закаливание (медсестры - 73%, педагоги -80%), физическое воспитание (медсестры - 73%, педагоги - 80%). Медицинский (30%) и педагогиче-

фессия: т е оъртшшиштшмжтш&ш

90 80 70 60 50 40

30

£ 20

Педагоги

Рис. 7. Мнения медицинского и педагогического персонала о необходимых формах оздоровительной работы в ДО, %

ский (40%) персонал недооценивает необходимость тщательного мониторинга состояния здоровья воспитанников. Между тем динамика основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг здоровья) позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в реабилитации и кор-рекционных мероприятиях (рис. 7).

Педагоги (87%) выбирают гигиеническое воспитание в качестве приоритетной формы оздоровительной работы в ДО; считают его таковой 60% медсестер.

В целях оптимизации оздоровительной деятельности в ДО сделаны следующие предложения:

• администрации ДО совместно с медицинским персоналом необходимо составить перечень основных направлений оздоровительной деятельности медсестер в соответствии с их специализацией;

• медсестра ДО должна ежемесячно составлять план профилактических и оздоровительных мероприятий (включая санитарно-просвети-тельную работу), согласовывать его в дошко-льно-школьном отделении детской поликлиники и вносить коррективы в соответствии с конкретной санитарно-эпидемиологической ситуацией;

• для повышения уровня санитарной грамотности родителей, чьи дети посещают ДО, медицинским работникам следует практиковать лекции, игры-тренинги, семинары и другие формы взаимодействия, включая спортивно-оздоровительные праздники совместно с детьми;

• внедрить в практику работы ДО составление еженедельной циклограммы деятельности

для каждой медсестры, добиваясь исключения из ее графика посторонних видов работ, несвойственных ее профессиональным обязанностям; • поставить перед администрацией детской поликлиники вопрос о целесообразности создания на базе поликлиники Школы здорового образа жизни с привлечением к этой работе сотрудников ДО. Эти изменения могут быть внедрены в отделении профилактики детской городской поликлиники с последующим их анализом большим числом представителей медицинского и педагогического персонала ДО.

Итак, проведенная работа позволила выяснить, каким направлениям деятельности среднего медицинского персонала по сохранению и укреплению здоровья дошкольников необходимо уделять больше внимания, какова роль медсестер в оздоровительной работе. При разработке предложений по улучшению оздоровительной работы в ДО были учтены результаты анкетирования. Изучение содержания оздоровительных мероприятий в ДО и роли в них медсестры позволит в дальнейшем разработать план работы медсестры с включением оздоровительных мероприятий.

Литература

1. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра. Практическое руководство по сестринскому делу. - М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. -16 с.

2. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников. Под ред. Г.Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 2003. - 334 с.

3. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

4. Санитарно-эпидемиологические нормы и требования к устройству, содержанию и режиму работы в ДО. 2.4.1.2660-10 от 22.06.10.

5. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2005; 9: 51-55 // Справочник руководителя дошкольного учреждения/URL: http://menobr.ru/ mater¡al/default.aspx?control=15&¡d=4653&catalog¡ (=71

ROLE OF THE NURSING PERSONNEL IN ORGANIZING HEALTH-IMPROVING WORK IN PRESCHOOL FACILITIES I.V. Sinyavskaya, E.V. Dyatlova I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper analyzes nursing personnel's activity in preschool facilities. Particular attention is given to the problems in organizing health-improving work as an essential element of therapeutic-and-prophylactic work with children.

Key words: preschool facility, health-improving work,

nurses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.