Научная статья на тему 'Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания'

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев В. А.

В настоящее время наукой доказано, что здоровье человека на 10-15 % зависит от деятельности медицинских учреждений, на 15-20 % – от генетических факторов, на 20-25 % – от состояния окружающей среды и на 50-55 % – от условий и образа жизни. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многими исследованиями (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, др.), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении и предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания»

ЗОЖ - отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, - не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Список литературы:

1. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. -СПб., 1992.

2. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. - Кишинев, 1980.

3. Виноградов П. А., Физическая культура и здоровый образ жизни. -М., 1990.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© Шалаев В.А.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В настоящее время наукой доказано, что здоровье человека на 10-15 % зависит от деятельности медицинских учреждений, на 15-20 % - от генетических факторов, на 20-25 % - от состояния окружающей среды и на 5055 % - от условий и образа жизни.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многими исследованиями (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов,

* Доцент кафедры Спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук.

В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, др.), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении и предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

- средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

- физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями занимающихся;

- в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функцию. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающий несомненный оздоровительный эффект (аэробика, степ, аква- или гидроаэробика, танцевальная аэробика, шейпинг, стретчинг и др.).

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью зависит от реальной обстановки, возможности, запроса, иногда и индивидуального вкуса и интереса личности.

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления:

1. оздоровительно-рекреативная физическая культура;

2. оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

3. спортивно-реабилитационная физическая культура;

4. гигиеническая физическая культура.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура - отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно -спортивные развлечения).

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, различные массовые игры (волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.).

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1. группа ЛФК при диспансерах, больницах;

2. группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкуль-турно-спортивных базах и т.д.;

3. самостоятельные занятия.

Основными средствами занятий в указанных группах являются легко дозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.

Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.

При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд/мин для людей моложе 50 лет и 120 уд/мин для лиц старше 50 лет.

В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, сауна, психорегулирующие и другие средства.

Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Список литературы:

1. Виленский М.Я. Основы профессиональной направленности ФВ студентов педагогических институтов / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М., 1980.

2. Головин В. А. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов / В. А. Головин и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 391 с.

3. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. - Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.

4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: Изд-во ГАФК, 1999. - 324 с.

6. Сологуб Е.Б. Физиологические основы массовых форм физической культуры: Методические рекомендации / Е.Б. Сологуб. - Л.: ГДОИФК, 1986. - 62 с.

7. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов. - М., 1997.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ © Шумакова Ю.А.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

Здоровый образ жизни - совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Чтобы этого избежать, необходимо всегда соблюдать основы здорового образа жизни.

* Студент кафедры «Производственный менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.