Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЖЕНЩИН-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЖЕНЩИН-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРИМИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Березина Л. А., Тимошина И. Н., Быстрова О. Л.

Цель исследования - выявить организационные основы реализации методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с использованием стриминговых технологий в условиях дистанционного обучения. Методика и организация исследования. Педагогический анализ проводился на базе УлГПУ им. И.Н. Ульянова в период с 2019 по 2021 гг. В нем приняли участие женщины-преподаватели историко-филологического факультета в составе 24 человек, в возрасте от 35 до 40 лет. Экспериментальная группа (12 человек) занималась по предложенной методике оздоровительной физической культуры с элементами фитнеса на основе стриминговых технологий в режиме прямой трансляции с инструктором. В контрольной группе (12 человек) методика оздоровительной физической культуры также проводилась с использованием стриминговых технологий, включая рабочие листы с комплексами оздоровительной аэробики, рекомендациями и схемами выполнения упражнений, обучающими видеороликами. Занятия проводились без личного участия инструктора. Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента у женщин-преподавателей экспериментальной группы выявлены достоверные положительные различия в контрольных испытаниях: ЖЕЛ - на 2,13%; ЧД в покое - на 29,9%; кистевой динамометрии - на 12,6%; весоростового индекса - на 14,4%; мышечная масса - на 11,3%; жировой массы - на 35,0%. Планомерное улучшение исследуемых показателей в ЭГ наглядно показало эффективность методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с использованием стриминговых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Березина Л. А., Тимошина И. Н., Быстрова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PHYSICAL CULTURE FOR FEMALE UNIVERSITY TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Objective of the study was to identify the organizational bases for the implementation of the method of health-improving physical culture of female teachers using streaming technologies in distance learning. Methods and structure of the study. Pedagogical analysis was carried at the Ulyanovsk State University of Education in the period from 2019 to 2021. It was attended by women teachers of the Faculty of History and Philology, consisting of 24 people, aged 35 to 40 years. The experimental group (12 people) practiced according to the proposed method of health-improving physical culture with elements of fitness based on streaming technologies in a live broadcast mode with an instructor. In the control group (12 people), the methodology of health-improving physical culture was also carried out using streaming technologies, including worksheets with health-improving aerobics complexes, recommendations and exercise schemes, and training videos. Classes were held without the personal participation of the instructor. Results and conclusions. In the course of the pedagogical experiment, women teachers of the experimental group showed significant positive differences in control tests: VC - by 2.13%; RR at rest - by 29.9%; carpal dynamometry - by 12.6%; weight and height index - by 14.4%; muscle mass - by 11.3%; fat mass - by 35.0%. The systematic improvement of the studied indicators in the EG clearly showed the effectiveness of the method of health-improving physical culture of female teachers using streaming technologies.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЖЕНЩИН-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЖЕНЩИН-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.072:378

Поступила в редакцию 12.03.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Березина1 Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Быстрова1 1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

HEALTH PHYSICAL CULTURE FOR FEMALE UNIVERSITY TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

PhD, Associate Professor L.A. Berezina1 Dr. Hab., Professor I.N. Timoshina1 PhD, Associate Professor O.L. Bystrova1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: tin443051@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить организационные основы реализации методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с использованием стриминговых технологий в условиях дистанционного обучения. Методика и организация исследования. Педагогический анализ проводился на базе УлГПУ им. И.Н. Ульянова в период с 2019 по 2021 гг. В нем приняли участие женщины-преподаватели историко-филологического факультета в составе 24 человек, в возрасте от 35 до 40 лет. Экспериментальная группа (12 человек) занималась по предложенной методике оздоровительной физической культуры с элементами фитнеса на основе стриминговых технологий в режиме прямой трансляции с инструктором. В контрольной группе (12 человек) методика оздоровительной физической культуры также проводилась с использованием стриминговых технологий, включая рабочие листы с комплексами оздоровительной аэробики, рекомендациями и схемами выполнения упражнений, обучающими видеороликами. Занятия проводились без личного участия инструктора.

Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента у женщин-преподавателей экспериментальной группы выявлены достоверные положительные различия в контрольных испытаниях: ЖЕЛ - на 2,13%; ЧД в покое - на 29,9%; кистевой динамометрии - на 12,6%; весоростово-го индекса - на 14,4%; мышечная масса - на 11,3%; жировой массы - на 35,0%. Планомерное улучшение исследуемых показателей в ЭГ наглядно показало эффективность методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с использованием стриминговых технологий.

Ключевые слова: стриминговые технологии, оздоровительная физическая культура, дистанционное обучение, организационные основы.

Abstract

Objective of the study was to identify the organizational bases for the implementation of the method of health-improving physical culture of female teachers using streaming technologies in distance learning.

Methods and structure of the study. Pedagogical analysis was carried at the Ulyanovsk State University of Education in the period from 2019 to 2021. It was attended by women teachers of the Faculty of History and Philology, consisting of 24 people, aged 35 to 40 years. The experimental group (12 people) practiced according to the proposed method of health-improving physical culture with elements of fitness based on streaming technologies in a live broadcast mode with an instructor. In the control group (12 people), the methodology of health-improving physical culture was also carried out using streaming technologies, including worksheets with health-improving aerobics complexes, recommendations and exercise schemes, and training videos. Classes were held without the personal participation of the instructor.

Results and conclusions. In the course of the pedagogical experiment, women teachers of the experimental group showed significant positive differences in control tests: VC - by 2.13%; RR at rest - by 29.9%; carpal dynamometry - by 12.6%; weight and height index - by 14.4%; muscle mass - by 11.3%; fat mass -by 35.0%. The systematic improvement of the studied indicators in the EG clearly showed the effectiveness of the method of health-improving physical culture of female teachers using streaming technologies.

Keywords: streaming technologies, recreational physical culture, distance learning, organizational bases.

Введение. В настоящее время становятся актуальными разработка и реализация средств и методов оздоровительной физической культуры преподавателей, в частности женщин, на основе стриминговых технологий с учетом интенсивности занятий, нормированием нагрузки и ее переносимости [3].

Цель исследования - выявить организационные основы реализации методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с использованием стриминговых технологий в условиях дистанционного обучения.

Методика и организация исследования. Педагогический анализ проводился на базе УлГПУ им. И. Н. Ульянова в период с 2019 по 2021 гг., в котором приняли участие

женщины-преподаватели историко-филологического факультета в составе 24 человек, в возрасте от 35 до 40 лет. Экспериментальная группа (12 человек, ЭГ) занималась по предложенной методике оздоровительной физической культуры с элементами фитнеса на основе стриминговых технологий в режиме прямой трансляции с инструктором. В контрольной группе (12 человек, КГ) методика оздоровительной физической культуры также проводилась с использованием стри-минговых технологий, включая рабочие листы с комплексами оздоровительной аэробики, рекомендациями и схемами выполнения упражнений, обучающими видеороликами. Занятия проводились без личного участия инструктора [2].

На первом этапе исследования были выявлены организационные основы реализации методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей с применением стриминговых технологий, включающие:

- организацию онлайн-видеотрансляций с программным обеспечением и быстрым каналом подключения к интернету (подключенным микрофоном и видеокамерой), с выходом в эфир для просмотров в прямом эфире пользователей, входящих в педагогический эксперимент;

- обратную связь с инструктором по фитнесу осуществляли непосредственно на стриминговой площадке, с последующими рекомендациями по самоконтролю, питанию, программированию индивидуальных занятий, с помощью мессенджера, такого как Telegram;

- занятия проводились по предложенной методике оздоровительной физической культуры с элементами фитнеса в режиме прямой трансляции три раза в неделю по 60 минут; также были включены онлайн-тренинги (один раз в две недели) для улучшения психоэмоционального состояния и создания доверительного взаимодействия между всеми членами группы.

На втором этапе исследования выполнялись контрольные измерения в период с января по июль 2020 г. Метод контрольного тестирования был основным диагностическим способом для оценки уровня физического развития, функционального и психоэмоционального состояния женщин-преподавателей (методика САН, опросник «Самочувствие, активность, настроение») [1, 4].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты применения экспериментальной методики позволили выявить положительную динамику в показателях, характеризующих морфофункциональное развитие за период исследования. Наблюдения за динамикой изменения массы тела показали, что у женщин КГ и ЭГ происходило ее уменьшение. Снижение массы тела и индекса массы в ЭГ было статистически достоверным по отношению к исходным данным, в то время как в КГ изменение данных показателей статистически незначимо (табл. 1). В ходе педагогического эксперимента претерпели изменения показатели жизненной емкости легких. Так, в контрольной группе показатель ЖЕЛ имел достоверные различия, но прирост составил лишь 1,03%, в то время как в экспериментальной - 2,13%.

Анализ табл. 1 выявил достоверные различия между КГ и ЭГ по тестируемым показателям. Основные различия соста-

вили такие показатели, как масса тела, окружность грудной клетки, кистевая динамометрия, ЖЕЛ, ЧСС в покое. В ходе педагогического эксперимента весоростовой индекс имел некоторое снижение в каждой из исследуемых групп и составил в КГ - 6,92%, в ЭГ - 14,4%. Изменение показателей систолического артериального давления и ЧСС в покое может свидетельствовать о стабилизации функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Начало исследования показало, что указанные функциональные характеристики в среднем укладываются в возрастные нормы. Между значениями исследуемых показателей у женщин КГ и ЭГ достоверных различий не выявлено (табл. 2). Полученные результаты после педагогического эксперимента показали положительную динамику в обеих группах. Однако наиболее значимое снижение ЧД в покое наблюдалось у женщин ЭГ и составило 29,9%, у женщин КГ - 19,4%.

Снижение ЧД после тренировки прослеживалось во всех группах занимающихся, однако максимальная интенсивность ее снижения наблюдалась у женщин ЭГ. В КГ учащенное дыхание снизилось на 14,8%, в экспериментальной - на 18,9%. Время восстановления дыхания у женщин ЭГ в среднем сократилось на 2,1 минуту, у женщин КГ - на 2,9 минут. Измерение ЧСС до тренировки показало, что ее среднее значение составляет 84,8 уд/мин и является статистически равнозначным для женщин обеих групп.

Показатели ЧСС после нагрузки возрастали в среднем на 14,1 уд/мин и составляли: 99,7 уд/мин - у женщин КГ, 97,8 уд/мин, - соответственно, у женщин ЭГ. По окончании педагогического эксперимента ЧСС до и после тренировочной нагрузки свидетельствует о том, что время восстановления ЧСС достоверно уменьшились у женщин обеих групп. Однако анализ относительной динамики величин ЧСС показывает, что наиболее интенсивная адаптация сердечно-сосудистой системы оказалась у женщин ЭГ. Снижение ЧСС после нагрузки в КГ составило 7,4%, в ЭГ - 11,9%, а время восстановления пульса уменьшилось в КГ на 32,0%, в ЭГ - на 43,4%, соответственно. Сравнительный анализ групп позволяет заключить, что женщины, занимающиеся по экспериментальной методике в конце педагогического эксперимента, превосходили женщин из КГ по показателям ЧСС в покое и после нагрузки, времени восстановления ЧСС, достоверному снижению АД, чего не наблюдалось у женщин КГ. Таким образом, реализация методики оздоровительной физической культуры женщин-преподавателей на основе стриминговых технологий

Таблица 1. Сравнительная характеристика морфофункциональных показателей женщин КГ и ЭГ за период исследования

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Показатели КГ ЭГ Достоверность различий

t Р

Длина тела, см 166,5±1,0 166,2±1,0 167,6±1,0 167,6±1,2 0,6 1,4 >0,05 >0,05

Масса тела, кг 65,3±1,8 61,8±1,2 64,3±0,9 56,3±1,4 0,4 3,0 >0,05 <0,01

Индекс массы BMI кг/м2 23,3±0,7 22,3±0,4 22,9±0,7 20,3±0,4 0,4 3,6 >0,05 <0,01

Окружность грудной клетки, см 83,4±0,9 84,2±0,14 83,2±1,1 85,3±0,1 0,2 6,3 >0,05 <0,01

Кистевая динамометрия, кг 37,2±0,9 39,2±0,5 37,4±0,9 42,1±0,4 0,1 3,7 >0,05 <0,01

ЖЕЛ, мл 3013±2,7 3018±1,8 3009±2,2 3014±0,8 14 2,3 >0,05 <0,05

Весоростовой индекс, г/см 0,390±0,2 0,363±0,02 0,384±0,1 0,341±0,01 0,02 1,0 >0,05 >0,05

Систолическое артерильное давление, мм.рт.ст 117,0±0,1 114,0±1,01 118,1±0,1 116,0±0,4 0,7 0,9 >0,05 >0,05

ЧСС в покое, уд/мин 77,1±0,1 68,3±0,2 76,8±0,1 56,5±0,2 0,7 5,1 >0,05 <0,01

Примечание: в числителе - результаты до педагогического эксперимента, в знаменателе - после педагогического эксперимента.

46

http://www.teoriya.ru

№5 • 2023 Май | May

Таблица 2. Динамика показателей функционального состояния женщин КГ и ЭГ за период исследования

Показатели КГ ЭГ Достоверность различий

t Р

Частота дыхания до нагрузки, количество раз 14,7±0,2 12,1±0,5 14,5±0,3 10,8±0,4 0,55 2,28 <0,05 <0,05

Частота дыхания после нагрузки, количество раз 23,4±0,9 19,6±0,8 22,9±0,9 16,7±0,5 0,37 3,08 >0,05 <0,01

Изменение частоты дыхания за время тренировки, количество раз 8,7±0,2 7,5±0,4 8,3±0,3 5,9±0,3 1,11 3,9 >0,05 <0,01

Время восстановления дыхания, уд/мин 4,2±0,2 2,9±0,2 4,1±0,2 2,1±0,1 0,35 2,85 >0,05 <0,05

ЧСС до тренировки, уд/мин 85,4±0,9 78,4±0,7 85,2±1,1 75,9±0,7 0,14 2,55 >0,05 <0,05

ЧСС после тренировки, уд/мин 99,7±0,9 92,6±0,8 97,8±1,2 88,4±0,8 1,26 3,71 >0,05 <0,01

Время восстановления ЧСС, уд/мин 6,2±0,2 4,5±0,2 6,0±0,3 3,9±0,2 0,55 2,72 >0,05 <0,05

Примечание: в числителе - результаты до педагогического эксперимента, в знаменателе - после педагогического эксперимента

Таблица 3. Сравнительная характеристика физического развития женщин КГ и ЭГ по показателям жировой, костной и мышечной массы за период исследования

Показатели Должные значения V % по Ланда Б.Х. КГ ЭГ Достоверность различий

t Р

Жировая масса (кг) 24,5±4,5 27,5±0,5 24,5±0,4 27,9±0,5 23,1±0,3 0,28 2,8 >0,05 <0,05

Мышечная масса (кг) 33,2±3,0 28,7±1,8 31,7±0,4 29,2±1,9 33,1±0,3 1,53 2,8 >0,05 <0,05

Костная масса (кг) 14,5±2,6 13,8±1,6 14,4±0,3 14,0±1,3 14,9±0,3 0,09 1,19 >0,05 >0,05

Примечание: в числителе - результаты до педагогического эксперимента, в знаменателе - после педагогического эксперимента.

способствует адаптации дыхательной системы к физическим нагрузкам и проявлению в достоверном снижении ЧД и ЧСС в покое и после нагрузки, а также времени восстановления дыхания.

При исследовании жировой, костной и мышечной массы занимающихся женщин не выявлена достоверность различий. В то же время необходимо отметить, что жировая масса и мышечная масса у всех занимающихся выше нормы, показатели костной массы соответствуют нормативным требованиям данной возрастной категории (табл. 3).

Результаты повторного тестирования выявили снижение показателей жировой массы в контрольной и экспериментальной группах до допустимых норм для данной возрастной группы, в контрольной на 12,6%, в экспериментальной - на 35,0%. Мышечная масса за время эксперимента увеличилась в КГ на 10,4%, в ЭГ - на 11,3%.

На основании анализа данных симптоматического опросника «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова и Н. Водопьяновой можно отметить средний или низкий уровень психологической стрессоустойчивости женщин-преподавателей КГ и уровень самочувствия в экстремальных условиях тоже ниже по сравнению с ЭГ, это говорит об их неудовлетворительном психологическом самочувствии в период самоизоляции. Педагоги ЭГ продемонстрировали более высокий уровень предрасположенности к стрессовым реакциям и невротическим расстройствам. Наибольшие различия можно отметить по показателям шкал «Психофизическая усталость», «Нарушение воли», «Вегетативная неустойчивость», «Нарушение сна». Полученные данные свидетельствуют о наличии различий по шкалам опросника САН и наиболее высоких показателях психоэмоционального состояния женщин-педагогов ЭГ.

Выводы. Предложенные организационные основы реализации методики оздоровительной физической культуры с использованием стриминговых технологий для женщин-

преподавателей, работающих в дистанционном формате, способствуют повышению уровня физического и функционального развития, а также психоэмоционального состояния. Вероятно, этот опыт поможет определить траектории развития оздоровительной физической культуры для преподавателей вузов на ближайшую перспективу и оценить долговременный потенциал современных технологий.

Литература

1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы / О.В. Барканова // Психологический практикум - Вып.2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

2. Быстрова О.Л. Стриминговые технологии оздоровительной физической культуры для женщин-преподавателей вуза в условиях дистанционного обучения / О.Л. Быстрова, Л.А. Березина, И.Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 47.

3. Быстрова О.Л. Комплексная оздоровительная тренировка для мужчин зрелого возраста с фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. / О.Л. Быстрова, Л.А. Березина, И.М. Купцов // Поволжский педагогический поиск. - 2020. - № 3 (33). - С. 77-83.

4. Доскин В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. № 6. - С. 141-145.

References

1. Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki emotsionalnoy sfery [Methods for diagnosing the emotional sphere]. Psikhologicheskiy praktikum. Issue 2. Krasnoyarsk: Litera-print publ., 2009. 237 p.

2. Bystrova O.L., Berezina L.A., Timoshina I.N. Strimingovyye tekhnolo-gii ozdorovitelnoy fizicheskoy kultury dlya zhenshchin-prepodavateley vuza v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Streaming technologies of health-improving physical culture for female university teachers in the context of distance learning]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 12. p. 47.

3. Bystrova O.L., Berezina L.A., Kuptsov I.M. Kompleksnaya ozdorovitelna-ya trenirovka dlya muzhchin zrelogo vozrasta s faktorom riska serdech-no-sosudistykh zabolevaniy [Comprehensive health-improving training for men of mature age with a risk factor for cardiovascular diseases]. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk. 2020. No. 3 (33). pp. 77-83.

4. Doskin V.A., Lavrentieva N.A., Miroshnikov M.P., Sharay V.B. Test differentsirovannoy samootsenki funktsionalnogo sostoyaniya [Test of differentiated self-assessment of the functional state]. Voprosy psik-hologii. 1973. No. 6. pp. 141-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.