Научная статья на тему '«Озарения» А.Рембо: проблема новаторства французской поэзии конца XIX в.'

«Озарения» А.Рембо: проблема новаторства французской поэзии конца XIX в. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3970
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / СИМВОЛИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / СУБЪЕКТИВИЗМ / POETICS / SYMBOLISM / INDIVIDUALISM / SUBJECTIVISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свиридова Анна Валерьевна

В статье представлены основные идеологемы поэзии А.Рембо. В «Озарениях проявилась одна из тенденций развития западноевропейского символизма «замыкание» на эстетизме, субъективизме, индивидуализме, стихийности подсознательного и подчиненности ей образов и рисунка стиха. А.Рембо первооткрыватель неделимости единства звука, цвета, рисунка, ритма в поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Illuminations» by A. Rimbaud: The Innovation Problem of the French Poetry in the Late XIX Century

The main ideologemes of Rimbaud's poetry are presented in the article. One of the tendencies of the development of the West-European symbolism manifested itself in «Illuminations», i.e. "closure" on aestheticism, subjectivism, individualism, spontaneity of subconscious and submission of the images and poem patterns to it. A. Rimbaud is a pioneer of the indivisibility of unity of a sound, colour, pattern and rhythm in poetry.

Текст научной работы на тему ««Озарения» А.Рембо: проблема новаторства французской поэзии конца XIX в.»

УДК 84

ББК 83.3 (4 Фр)

Свиридова Анна Валерьевна

доктор филологических наук, профессор

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского

языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Sviridova Anna Valerievna Doctor of Philology Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

«Озарения» А.Рембо: проблема новаторства французской поэзии конца

XIX в.

«Illuminations» by A. Rimbaud: The Innovation Problem of the French Poetry

in the Late XIX Century

В статье представлены основные идеологемы поэзии А.Рембо. В «Озарениях проявилась одна из тенденций развития западноевропейского символизма - «замыкание» на эстетизме, субъективизме, индивидуализме, стихийности подсознательного и подчиненности ей образов и рисунка стиха. А.Рембо - первооткрыватель неделимости единства звука, цвета, рисунка, ритма в поэзии.

The main ideologemes of Rimbaud’s poetry are presented in the article. One of the tendencies of the development of the West-European symbolism manifested itself in «Illuminations», i.e. “closure” on aestheticism, subjectivism, individualism, spontaneity of subconscious and submission of the images and poem patterns to it. A. Rimbaud is a pioneer of the indivisibility of unity of a sound, colour, pattern and rhythm in poetry.

Ключевые слова: поэтика, символизм, индивидуализм, субъективизм.

Key words: poetics, symbolism, individualism, subjectivism.

Вторым значимым поэтом символизма во Франции стал А.Рембо, «ясновидец», «бунтарь», «похититель огня», как он сам себя называл.

А.Рембо был в полном смысле певцом и героем «конца века», как все символисты, он унаследовал за Ж. Бодлером способность, по словам А. А. Блока, «находясь в преисподней... грезить о белоснежных вершинах». Именно А. Рембо объявил полную свободу исканий, «штурм небес». Он

стремился вырваться в запредельные дали, изведать самое небывалое, но все время ожидаемое и взыскуемое.

А. Рембо по своему складу был революционер, он не только тосковал о несбыточном, но и занимался его обретением и строительством, именно он придумал афоризм: «истинная жизнь отсутствует», или «истинно то, чего нет, но, что обязательно будет». Надежды Рембо на Парижскую Коммуну рухнули, также как и на уличный мятеж, хвалу которому пел поэт, но он избирает другой «архимедов рычаг».

Нужно сказать сразу, что нельзя впрямую воспринимать эти бунтарские стихи. Они явились правозвестниками новой эстетики, за создание которой примется Рембо - одного из способов обрести «невиданное и неслыханное». А.Рембо нашел такой способ в «долгом, безмерном и осознанном расстройстве своих чувств», чтобы освободить наитие, чистую интуицию от оков разума и холодного здравомыслия. Задача Рембо сначала была не в том, чтобы «навеять сон золотой», а в том, чтобы предсказать достижимость этого сна, подталкивать к нему. Поэт создал особое письмо, «языковое орудие», призванное осуществлять «общение напрямую от души к душе», когда в ход пускается все разом: краски, ароматы, звуки. Поэт назовет это «алхимией слова» -внелогическое соединение ассоциативных грез. Программным в этом отношении стихотворением явился «Цветной сонет»:

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,

О - синий, - тайну их скажу я в свой черед.

А - бархатный корсет на коже насекомых,

Котрые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана,

И гордых ледников, и хрупких опахал.

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана,

Иль алые уста средь гнева и похвал.

(Верлен, Рембо, Малларме: стихотворения. - Проза, 1998 : 372)

Это стихотворение явилось прообразом новой поэзии. Так был рожден новый эстетический прием, который широко применялся всеми символистами.

А. Рембо никогда не был реалистом несмотря на то, что он написал такие стихи как «Руки Жанны-Марии» и «Париж заселяется вновь». Поэт проявил себя в них как бунтарь, дает понять, что ненавидит существующую вокруг жестокость. Рано или поздно для большого поэта этого становится мало: уничтожая, он должен созидать новое. Особое внимание нужно уделить анализу стихотворения «Пьяный корабль». Необыкновенно название этого стихотворения - в таком образе представил свое поэтическое Я Рембо.

«Пьяный корабль» можно сравнить с манифестом символизма -«Искусство поэзии» П. Верлена. У Рембо изложена концепция личности поэта-символиста.

Те, что мной управляли, попали впросак, -

Их индейская меткость избрала мишенью.

Той порою, как я без нужды в парусах,

Уходил, подчиняясь речному теченью.

Вслед за тем, как дала мне понять тишина,

Что уже экипажа не существовало.

(Верлен, Рембо, Малларме: стихотворения. - Проза, 1998 : 369)

Здесь описывается не что иное, как освобождение личности поэта от рамок сознания. Как будто происходит борьба с самим собой, перед нами произошел интересный процесс: «долгое, безмерное и осознанное расстройство своих чувств», дабы обрести Истину.

Отказ от сознания приводит к обретению полной свободы:

С быстротою планеты, возникшей едва,

То ныряя на дно, то над бездной воспрянув,

Я летел, обгоняя полуострова,

По спиралям, сменяющихся ураганов.

Освободившись от преград, душа отвергает границы бытия, приобретает возможность «постоять на краю», заглянуть за черту жизни:

И, как детям, вкуснее всего в их года Говорит кислота созревающих яблок,

В мой расшатанный трюм просочилась вода,

Руль со скрепов сорвав, заржавелых и дряблых.

С обретением полной внутренней свободы приходит стихия творчества:

С той поры я не чувствовал больше ветров -Я всецело ушел, окунувшись, на зло им,

В композицию великолепнейших строк,

Отдающим озоном и звездным настоем.

Поэт описывает неукротимость потока образов, захлестывающих сознание творца:

Где сливались, дробились, меняли места Первозданные ритмы, где в толще прибоя Ослепительные раздавались цвета,

Пробегая, как пальцы, вдоль скважин гобоя.

Рембо превозносит знания, или узнавание в процессе творчества:

На закате завидевши солнце вблизи,

Я все пятна на нем сосчитал. Позавидуй!

И сквозь волны, дрожащие как жалюзи,

Любовался прославленною Атлантидой.

Интересно, что окунаясь в «вечное безумие», поэт остается аналитиком. Посмотрим глаголы какой семантики использует автор: «сосчитал», «вникал», «следил», «видел», «слушал», «узнавал». Это глаголы семантики получения информации. Поэт использует глаголы семантики активного действия: «пролетал», «плавал», «пробивал», «мчал», «летел». На первый взгляд, происходит какое-то противоречие: активное экспрессивное действие

сочетается с операцией мышления и анализа.

Душе поэта ближе изменчивые буйные стихии моря, неба, света, грозы, красок, любви и творчества. Стихия разрушительна, гибельна для личности, которая её познает, но эта смерть прекрасна.

Впрочем, будет! По-прежнему солнца горьки,

Исступленны рассветы и луны свирепы, -Пусть же бури мой кузов дробят на куски,

Распадаются с треском усталые скрепы.

По логике любой корабль должен возвратиться в порт, причалить к берегу, но отношение к ним очень сложно. Любая устойчивость, порядок и соразмерность несовместимы с «пролетавшим в тучах» кораблем. Упорядоченность - это разрушение стихии творчества, свободолюбивой и страстной души поэта.

Заступитесь, о волны! Мне, в стольких морях Побывавшему, - мне, пролетавшему в тучах, -Плыть пристало ль сквозь флаги любительских яхт Иль под страшными взорами тюрем плавучих?

Огромную роль в стихотворении играет пейзаж. Он не определен каким-то постоянным местом, он не наблюдается героем и не окружает героя, он творится самим же героем. Небо, океан, все мирозданье кружатся, изменяются, крутятся вокруг личности и по её воле, по желанию её творческого воображения. Пейзаж очень громоздкий, но очень динамичный. еще одна его черта - мифологичность: в стихотворении встречаем обилие легендарных названий и имен. А. Рембо создает фантастический пейзаж младенческого мира», он и является основой, фундаментом всего стихотворения. «Пьяный корабль» стал своеобразной визитной карточкой всего творчества Рембо, он как будто предначертал поэтическую судьбу автора, этот путь от реализма / символизма к декадансу:

Пусть же бури мой кузов дробят на куски,

Распадаются с треском усталые скрепы.

«Пьяный корабль» - стихотворение провидческое: Рембо предначертал в нем свой путь к «Озарениям», к чистому декадансу. Почему же произошел такой переход? Ведь всем известно, что Рембо считал себя «похитителем огня»

для людей, он строил в своем сознании, будучи уверенным, что сон воплотится или спасительно увлечет других, по этому поводу можно привести в пример сборник стихов «Солнце и плоть», проникнутый оптимизмом, в нем Рембо выступает как символист.

Особенно ярко этот переход от символизма к декадансу виден в стихотворении «Сестры милосердия». Основной мотив его - разочарование, смешанное с чувством одиночества. Лирический герой отдаляется от людей: не только от общества, от друзей, но даже от любимой. Разочарование в своем существовании и в окружающей жизни доходит до полного неприятия. Любовь сменяется культом небытия. Герой призывает смерть, которая оказывается сестрой милосердия. Д.Д. Обломиевский пишет: «Проблема смерти, как трактует её Рембо, вплотную подводит его к декадентскому мировосприятию, ибо здесь намечается не только трагическое ощущение смерти, но и её культ, как избавительницы от зла». (Обломиевский, 1973 : 200).

В стихах 1872 года происходит отказ от бунтарства, поворот к тихому примирению со всем существованием. Буре, грозе, метаниям

противопоставляется покой. Таковы тенденции, характерные для декадентского миропонимания. Декадентство Рембо выражалось в безыдейности, в безразличии к новым веяниям мысли, в самозамкнутости.

Одна из интересных особенностей перехода от символизма к декадентству была его скрытость. А. Рембо отвергает картину безобразного, отказывается от всякого рода критики действительности и начинает отрицать её ради сознания, очищенного от связей с реальностью.

В отличие от П.Верлена, элементы декадентства у Рембо очищены от религии, а ведь чаще встречается декаданс, спаянный с религиозным мистицизмом. Декадентство носит скрытый характер, не выражается прямой демонстрацией уродливого.

Знаменательным в переходе от символизма к декадансу был сборник стихов «Озарения», вышедший в 1872 году. «Озарения» был окончательным поворотом к декадансу. В художественной ткани сборника господствует

субъективизм, гиперболизация человеческого подсознания. Черта этого сборника - принцип двухслойности структуры стиха, в котором вокруг центрального образа располагаются образы периферийные. Самой яркой иллюстрацией к этому могут служить стихотворения «Борозды», «Города», «Цветы», «Мистическое», «Заря», «Детство», «Юность», «Фразы», «Царства», «Бдения».

Действительность тихо утекает из творчества Рембо. Лирический герой ощущает себя как бы за пределами мира, утрачивает способность воспринимать внешнюю жизнь. Героем овладевает какое-то странное утомление, в результате он сосредоточивается на самом себе, на собственных фантазиях. Стихи данного сборника крайне субъективны.

Вторая особенность сборника - это динамизм образов: все спускается, поднимается, движется, перемещается, пляшет. Хаос стихий, предметов, красок, света. Динамизм проявляется в одушевлении природы: камни смотрят, цветы разговаривают с героем, листья дышат.

Он обнял летнюю зарю...

Я шел, тревожа сон, прохладных и живых дыханий.

Первое приключение на тропинке, осыпанной холодными тусклыми искрами, появился цветок и назвал свое имя.

Интересен подход к временной категории у А.Рембо. Он стирает грани между прошедшим, будущим и настоящим, между воспоминанием и сиюминутным восприятием. Примером этому может служить стихотворение «Борозды». Перед нами широкий пейзаж с холмами, землей, со следами колес, ничего особенного, но увиденное реально будит вереницу воспоминаний о бродячем цирке, затем о похоронной процессии. Налицо приверженность к ассоциативному нагнетанию образов, впечатлений и контрастов. Пейзаж часто зависит от угла зрения, от положения, в котором находится герой. Иногда небо начинает кружится в рамке зеленых вершин, иногда перед глазами, далеко внизу, мелькают крыши домов, флюгера.

Пейзаж очень субъективен: он дается глазами лирического героя,

обуреваемого фантазиями. Настолько велика тяга к субъективизму, что поэт начинает искажать очертания мира: предметы то являются в неоправданной гармонии, то в совершенно уродливом виде.

Все это свидетельствует о решительном переходе А.Рембо к декадансу. Это можно сказать обо всей западноевропейской символистской поэзии.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Худ. литра, 1975. - 200 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1991. - 300 с.

3. Обломиевский Д. Д. Французский символизм [Текст] / Д. Д. Обломиевский. - М.: Сов. Писатель, 1973. - 235 с.

4. Фрейд З. Сон и сновидение [Текст] / З. Фрейд. - М.: Мысль, 1989. - 256 с.

Bibliography

1. Bakhtin, M.M. Questions of Literature and Aesthetics [Text] / M.M. Bakhtin. - M.: Khudozhestvennaya Literature, 1975. - 200 p.

2. Berdyaev, N.A. Self-Knowledge [Text] / N.A. Berdyaev. - M.: Mysl, 1991. - 300 p.

3. Freud, Z. Dreams and Visions [Text] / Z. Freud. - M.: Mysl, 1989. - 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Oblomievsky, D.D. French Symbolism [Text] / D.D. Oblomievsky. - M.: Sov. Writer, 1973. - 235 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.