ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1726: 487-490
Овсянка-ремез Ocyris rusticus на Камчатке
Ю.Н.Герасимов, Н.Н.Герасимов, Р.В.Бухалова
Второе издание. Первая публикация в 2018*
Овсянка-ремез Ocyris rusticus (Pallas, 1776) относится к видам, глобальные тренды численности которых вызывают большие опасения у орнитологов и специалистов по охране природы. Анализ имеющихся данных показывает снижение численности всей популяции на 75-87% за прошлые 30 лет и на 32-91% за прошлые 10 лет (Edenius et al. 2016). В настоящее эта овсянка является кандидатом на включение в Красную книгу России. В то же время на Камчатке овсянка-ремез продолжает оставаться одним из самых многочисленных видов, несмотря на некоторое снижение его численности. Внимание, уделяемое этому виду, стало основанием для обобщения имеющихся у нас сведения по численности, распределению и особенностях биологии овсянки-ремеза на Камчатке.
Материалом для обобщения послужили сведения, собранные нами на Камчатке в течение 40 лет (1977-2017), когда нами изучались миграции, распределение, численность и гнездовая биология лесных птиц региона, в том числе и овсянки-ремеза. За это время в гнездовой сезон нами пройдено около 3000 км учётных маршрутных, найдено и описано 350 гнёзд овсянки-ремеза, в том числе 267 жилых и 83 уже оставленных птицами, либо прошлых лет постройки. У 225 построек проведено описание строительного материала, измерено 158 гнёзд и 421 яйцо из 102 кладок. Где это было возможно, определены сроки размножения.
Весной передовые овсянки-ремезы обычно прилетают в первой декаде мая. Самая ранняя регистрация - 28 апреля 2003 (среднее течение реки Камчатки). Пик миграции приходится на вторую декаду мая. Пролёт продолжается по крайней мере до конца мая. Во время миграции отмечаются стаи до нескольких десятков особей.
Для этого вида обычным является двойной цикл размножения, поэтому активно поющие самцы регистрируются с середины мая до конца июля, а отдельные поющие особи нередко отмечаются и в первой декаде августа. Первые кладки появляются в третьей декаде мая, массовая откладка яиц происходит в первой декаде июня.
На юго-восточном побережье Камчатки ранний массовый вылет молодых овсянок-ремезов отмечен в 1998 году, когда 23 июня в пойме реки Авачи мы встретили несколько уже хорошо летающих выводков, в
* Герасимов Ю.Н., Герасимов H.H., Бухалова Р.В. 2018. Овсянка-ремез на Камчатке IIАктуальные проблемы охраны птиц. М.; Махачкала: 18-21.
том числе с полностью отросшими рулевыми перьями. В годы с хорошими погодными условиями овсянки-ремезы приступают ко второй кладке в конце июня — начале июля. В менее благоприятные годы сроки появления вторых кладок смещается на более поздние сроки. Так, мы неоднократно наблюдали птиц, собирающих строительный материал для гнёзд, в середине июля. В конце третьей декады июня и в первой декаде июля, в другие годы - в первой-второй декадах июля отмечается увеличение песенной активности самцов. Особенно хорошо это бывает заметно в годы с благоприятными погодными условиями. Нелётные и начинающие летать выводки второго цикла размножения встречаются с третьей декады июля по первую декаду августа.
Отдельные пары, даже задержавшись с первым циклом размножения, всё же имеют возможность благополучно завершить в августе и второй цикл. В 2007 году в каменноберёзовом лесу в среднем течении реки Половинки явно территориальный самец овсянки-ремеза продолжал петь 25-31 августа. Нам приходилось слышать нормально поющих птиц и позднее — 6-9 сентября.
Из 266 гнёзд, найденных в пойменном лесу, на земле на ровной поверхности располагалось только 27 (10.2%). Ещё 16 гнёзд (6.0%) были устроены на крутых склонах кочек или ям (7.1%). Наиболее типичным (42.1%) местом расположения гнёзд овсянки-ремеза в пойме являются различные виды ниш и щелей, в том числе полудупла на высоте 0.3-4.2, в среднем 1.5 м над землёй. Кроме того, часто используются комли деревьев, обычно ольхи волосистой Alnus hirsute (13.3%), и приствольные мутовки тонких веточек на высоте 0.2-2.8 м над землёй (17.3%). Ещё 3.0% найденных гнёзд располагались в углублениях пней на высоте 0.7-1.8 м над землёй, 2.6% крепилось на упавших стеблях прошлогоднего шеломайника Fillipendula kamtschatica либо на хвоще зимующем Equisetum hyemalis. Ещё 6 гнёзд были спрятаны в заломах ветвей ивы. На бузине камчатской Sambucus kamtschatica и таволге иволистной Spiraea salicifolia было найдено по 3 гнезда и по одному — на шиповнике тупоушковом Rosa amblyotis и черёмухе обыкновенной Padus avium, увитой лианой — княжиком охотским Atragene ochotensis.
Из 41 гнезда, найденного в сухих берёзовых лесах, 32 (78.0%) располагались на земле, 4 располагались в полудуплах каменной Betula ermanii либо плосколистной В. platypholia берёзы на высоте 1.0-1.9 м над землёй, 2 крепились в горизонтальных ветвях шиповника на высоте 20 и 30 см.
В смешанном лесу в долине реки Камчатки из 16 найденных гнёзд на земле располагалось 9 (53.6%), ещё одно было устроено в нише, образовавшейся в земляном отвале на лесной дороге. Кроме того, 2 гнезда крепилось на боярышнике зеленомякотном Crataegus chlorosarca на высоте 0.3 и 1.4 м, 2 — на таволге иволистной на высоте 0.5 и 0.6 м,
1 — на жимолости голубой Lonicera caerulea и ещё 1 было устроено на берёзовом пне на высоте 1.9 м.
В 56.3% случаев в качестве материала для внешней конструкции гнезда были использованы исключительно сухие соломины и листья злаков, иногда с небольшой примесью другой мелкой травы. В 12.0% случаев к злакам были добавлены кусочки прошлогодних стеблей ше-ломайника, крапивы, другого высокотравья или хвоща. Корешки были использованы для строительства в 24.6% случаев, мох — в 11.2%, сухие листья — в 6.7%, лубяные древесные волокна — в 4.0% случаев. Ещё реже в материале внешней конструкции гнезда были отмечены: чёрные нитевидные гифы грибов, шерсть, плаун, ягель, прошлогодние иголки лиственницы, кора чозении и береста. Древесные веточки ивы и малины присутствовали в 4 гнёздах. Для выстилки лотка в 29.8% гнёзд птицы использовали исключительно тонкие травинки. В выстилке почти половины (43.4%) гнёзд присутствовали чёрные нитевидные гифы грибов, иногда этот материал был использован в большом объёме. Шерсть и волос диких и домашних животных (лось, северный олень, лошадь, корова, медведь, выдра, лисица, собака, заяц, полёвка) мы обнаружили в выстилке 28.8% гнёзд, тонкие корешки — в 8.1% гнёзд, рыболовная леска белого либо зелёного цвета - в 3.5% гнёзд. В выстилке 3.0% гнёзд отмечено присутствие перьев (лишь в одном из них - в значительном количестве), в 1.5% гнёзд в выстилке содержали немного зелёного мха и в стольких же - красные спорогонии мха.
Размеры (мм) гнёзд (n = 158): внешний диаметр 80-150, в среднем 110±11; диаметр лотка 50-85, в среднем 65±6; высота гнезда 55-94, в среднем 78±10; глубина лотка 35-65, в среднем 48±6.
Полная кладка первого цикла размножения состоит из 4-6 яиц, вторая - из 3-5 яиц. Размеры (мм) яиц (n = 421): 18.4-23.2x14.0-17.5, в среднем 21.0±0.9x15.6±0.5.
Во второй-третьей декадах августа у овсянок-ремезов заметны активные послегнездовые кочёвки, которые постепенно переходят в осеннюю миграцию, пик которой отмечается во второй-третьей декадах сентября. В дальнейшем численность мигрирующих птиц постепенно падает, но встречи с ними нередки и в течение всего октября. Имеется целый ряд случаев регистрации одиночных особей и маленьких групп овсянок-ремезов в ноябре и даже в декабре - начале января.
На полуострове Камчатка овсянка-ремез населяет все типы местообитаний, имеющих древесную растительность. Самая высокая плотность населения отмечена в пойменных лесах — 22.1-90.5 пар/км2. В каменноберезняках больше всего овсянок-ремезов учтено на юго-западе полуострова — 25.8-29.7 пар/км2, меньше всего — у западных склонов Ключевской группы вулканов (северная часть долины реки Камчатки) — 0-8.1 пар/км2. В других типах лесов плотность населения также
заметно различается между участками: в белоберезняках - 2.6-57.3, в смешанных лесах — 0-60.0, в лиственничниках — 0.9-39.7, в ельниках — 4.5-34.5 пар/км2. Проникают овсянки-ремезы и в зону произрастания альпийских кустарников до высоты 1150 м н.у.м., здесь плотность населения может достигать 15.3 пар/км2. На острове Карагинский некоторые пары гнездятся на открытой крупнокочкарниковой кустарнич-ковой тундре.
Изменение численности овсянки-ремеза в лиственничнике (А) и в пойменном лесу (Б) в сезон размножения (июнь) в районе села Эссо. По оси ординат — плотность населения (пар/км2), по оси абсцисс — годы учётов.
Имеющиеся в нашем распоряжении учётные данные за последние 17 лет показывают, что ежегодные колебания плотности населения в разные годы на одних и тех же участках могут превышать 2 раза. Однако ярко выраженной отрицательной тенденции изменения численности не отмечается. Так, ежегодные учёты в двух основных местообитаниях в районе села Эссо показывают лишь незначительный отрицательный тренд изменения численности (см. рисунок). Хотя, если сравнивать результаты наших учётов, с данными 1970-1980-х годов (Лобков 1986), снижение численности является более заметным, но всё же не столь значительным, как указывается в зарубежных источниках (Edenius et al. 2016).
Литератур а
Лобков Е.Г. 1986. Гнездящиеся птицы Камчатки. Владивосток: 1-304.
Edenius L., Choi C., Heim W., Jaakkonen Т., De Jong A., Ozaki K., Roberge J. 2016.
The next common and widespread bunting to go? Global population decline in the Rustic Bunting Emberiza rustica // Bird Conservation International. April: 1-10.