Научная статья на тему 'Овладение будущими педагогами инклюзивного образования политическими компетенциями'

Овладение будущими педагогами инклюзивного образования политическими компетенциями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНДЕКС ИНКЛЮЗИИ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / AN INKLYUZIYA INDEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина Елена Александровна

В статье представлены материалы, которые наработаны преподавателями Педагогического колледжа № 10 в области подготовки будущих специалистов, способных обучать, воспитывать, способствовать социальной адаптации детей, имеющих особые образовательные потребности. В статье отражены результаты исследований в обучении и воспитании специалиста инклюзивного образования. Статья будет полезна тем, кто занимается вопросами воспитания и профессионального самоопределения будущих специалистов инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING BY FUTURE TEACHERS OF INCLUSIVE EDUCATION BY POLITICAL COMPETENCES

Materials which are acquired by teachers of Teacher training college No. 10 in the field of preparation of future experts, capable to train, bring up, promote social adaptation of children having special educational needs are presented in article. In article results of researches in training and education of the expert of inclusive education are reflected. Article will be useful to those who deals with issues of education and professional self-determination of future experts of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Овладение будущими педагогами инклюзивного образования политическими компетенциями»

A UNIVERSUM:

¿Го ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ОВЛАДЕНИЕ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Алешина Елена Александровна

канд. полит. наук, преподаватель социально-экономических дисциплин,

ГБОУ СПО Педагогического колледжа № 10,

РФ, г. Москва

MASTERING BY FUTURE TEACHERS OF INCLUSIVE EDUCATION

BY POLITICAL COMPETENCES

Elena Alyoshin

candidate ofpolitical sciences, teacher of social and economic disciplines,

GBOUSPO of Teacher training college No. 10,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье представлены материалы, которые наработаны преподавателями Педагогического колледжа № 10 в области подготовки будущих специалистов, способных обучать, воспитывать, способствовать социальной адаптации детей, имеющих особые образовательные потребности. В статье отражены результаты исследований в обучении и воспитании специалиста инклюзивного образования. Статья будет полезна тем, кто занимается вопросами воспитания и профессионального самоопределения будущих специалистов инклюзивного образования.

ABSTRACT

Materials which are acquired by teachers of Teacher training college No. 10 in the field of preparation of future experts, capable to train, bring up, promote social adaptation of children having special educational needs are presented in article.

Алешина Е. А. Овладение будущими педагогами инклюзивного образования политическим компетенциями // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2013. № 1 (1) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/283

In article results of researches in training and education of the expert of inclusive education are reflected. Article will be useful to those who deals with issues of education and professional self-determination of future experts of inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, индекс инклюзии.

Keywords: inclusive education, children with special educational needs, an inklyuziya index.

На современном этапе развития России роль образования определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Одним из основных приоритетов образовательной политики является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для всех граждан РФ, в том числе детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, которые должны быть обеспечены специальными условиями для обучения, воспитания, коррекции, реабилитации и интеграции в современное общество.

Вопрос инклюзии стал частью широкого обсуждения на международном уровне. Программа ООН «Образование — для всех» утверждает, что школы, ориентирующиеся на инклюзию, являются «наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех».

Невозможность эффективного участия в экономической, политической, культурной и социальной жизни того или иного социума является основной проблемой, с которой сталкиваются люди современного общества. Такие социумы неполноценны и нежелательны.

По данным Госкомстата России, в Москве, начиная с 2003 года, выявляется рост детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, они

составляют 14 % от общей массы населения. Но парадокс в том, что рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и сельской местности такие дети остаются вне системы образования [4, с. 54].

По международным стандартам обязательного всеобщего обучения, в современный период в России необходимо преодолеть дискриминацию и обеспечить обучение более 1 млн. детей с особыми образовательными потребностями за счет интеграции, а не увеличения специальных образовательных учреждений. По статистике, за последние 10 лет в три раза возросло количество учреждений для детей с ЗПР, в два раза — для слабовидящих и поздноослепших, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если целеполагание будет строиться на таких мерах, то количество людей, оказавшихся вне социума, будет расти в геометрической прогрессии.

Согласно концепции ЮНЕСКО современное направление развития образования связано с образованием для всех. По данным Госкомстата России, в Москве интегрированы в образовательную среду менее половины детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс изоляции детей, имеющих ограниченные возможности в здоровье, от общества отрицательно влияет на их дальнейшую судьбу. Образование должно рассматриваться как процесс, содействующей развитию личности и ее способностей независимо от физических и других барьеров. Любые ограничения — физические, социальные, эмоциональные — не могут быть основанием для изоляции. Это требует принятия более широкого подхода к образованию путем удовлетворения различных потребностей всех учеников, включая тех, кто подвергается большему риску маргинализации и изоляции.

ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания».

Переход к интегрированному образованию требует полной перестройки системы обучения в школах: здесь в первую очередь значимы уроки толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны как сверстников, так и учителей.

Изучая общественное мнение по проблеме инклюзивного образования, мы провели социологический опрос среди студентов, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по вопросам актуальности, целесообразности, содержания и форм инклюзивного образования. Всего приняли участие в опросе 392 человека, из них: студенты — 112 человек, родители — 106 человек, учителя и воспитатели — 174 человека.

Были получены следующие результаты:

• 74 % учителей и воспитателей считают нужным инклюзивное образование и готовы принять «особого» ребенка в класс; 26% - затруднились ответить на этот вопрос, но категорично против инклюзивного образования не высказался никто;

• 48 % родителей считают возможным включение в образовательную среду детей с особыми образовательными потребностями; 12 % — затруднились ответить на этот вопрос; 40 % — выступили против данной идеи, что обусловлено их неосведомленностью по вопросам инклюзивного образования;

• 79 % студентов считают, что инклюзивное образование актуально, но большинство из них полагают, что знаний по этому вопросу у них недостаточно, 18 % — затрудняются ответить на этот вопрос, а 3 % студентов против осуществления инклюзивного образования [3, с. 37].

В изменении стереотипов и при приобретении знаний по вопросам инклюзивного образования большая роль отводится проведению специально подготовленных мероприятий и проведению спецкурса «Роль формирования политической культуры на социализацию людей с особыми образовательными потребностями».

На нем происходит приобщение студентов к существующим ценностям, ориентирам и к тому, как они влияют на инклюзию, процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся, определяется правовая основа инклюзии, барьеры и перспективы развития инклюзивных школ в России, оценивается и анализируется политическая ситуация по вопросу внедрения инклюзивного образования в учебно-воспитательный процесс.

В процессе занятий происходит формирование определенных взглядов, предпочтений, установок в сфере политической реальности на основе приобщения личности к социальному опыту, развитию инклюзивного образования, умение ориентироваться в постоянно изменяющихся социально-политических, социально-экономических и общественно-политических условиях, формируется толерантное отношение к детям, имеющим ограниченные возможности в здоровье, возрастает уровень профессиональной готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Тематический план спецкурса:

1. Политическая культура и ее место в культуре человечества — 4 часа.

2. Истоки инклюзии: переход от интеграции к инклюзии — 4 часа.

3. Инклюзия в образовании и правовой подход — 6 часов

4. Инклюзивное образование и образование — для всех — 6 часов.

5. Создание социального партнерства в области социальной реабилитации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями — 6 часов.

6. Барьеры и перспективы развития инклюзивных школ в России — 6 часов.

Содержание спецкурса органично вписывается в целостный педагогический процесс по системе подготовки студентов - специалистов инклюзивного образования.

Ожидаемыми результатами от спецкурса являются:

• формирование у студентов осознания того, что необходим переход от интеграции к инклюзии;

• понимание студентами того, что инклюзия в образовании — это неотъемлемое право человека;

• привитие навыка целенаправленной работы выпускников педагогического колледжа в области инклюзивного образования;

• умение ориентироваться в изменяющихся условиях современного мира;

• повышение интереса к изучению «человека с особыми образовательными потребностями» как полноправного участника гражданского общества;

• развитие социального партнерства с Юго-Восточным административным округом;

• участие в акциях в рамках патриотического воспитания, формирования личности гражданина мира и формирования толерантности.

На педагогической практике в школе наши студенты, обучающиеся по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», проводят цикл «Уроков доброты», которые позволяют не только получить новую информацию о людях с ограниченными возможностями здоровья, но и удостовериться на практике в достижениях данной категории людей, которые получили поддержку в обществе.

На такой цикл уроков приглашаются люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, что создает особую атмосферу взаимопонимания. Занятия строятся по интерактивной форме, когда обучающиеся сами включаются в проблемы людей с ограниченными возможностями, намечается план действий по осуществлению условий доступной среды и обучению в массовой школе, комфортного пребывания на улице в городе.

На этом этапе должны отступить стереотипы негативного восприятия людей с ограниченными возможностями и чувства их беспомощности в обществе.

Формирование понимания необходимости обеспечения равенства в образовании требует специальной работы и в педагогическом коллективе. Целесообразно организовывать встречи, семинары с приглашением людей,

имеющих ограничения в здоровье, для обсуждения проблем и перспектив жизни такой категории людей в социуме. Осуществляемые прямые контакты позволяют выявить, какие барьеры существуют в организации совместного обучения, какие проблемы необходимо решить в первоочередном порядке, какие методики и программы потребуются.

Студенты театрального кружка «Свирель» под руководством Э.А. Ступак проводят акцию «Спешите делать добро» и показывают театрализованные представления для детей в детском Психоневрологическом санатории для детей с ДЦП № 65, в Доме ребенка № 3, что воспитывает нравственно-эстетическую личность, формирует высокую духовную культуру, моральные, нравственные и эстетические ценности; формируются творческие способности, студенты поддерживают детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей [1, с. 79].

На базе колледжа функционирует научное студенческое общество «Школа инклюзивной педагогики», где у студентов формируется инклюзивная компетентность будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [3, с. 16].

Таким образом, Педагогический колледж № 10 выстраивает дополнительные основания для построения целостной инклюзивной вертикали, чтобы на каждой стадии возрастной социализации ребенок, имеющий ограниченные возможности в здоровье, обладал определенными знаниями, умениями, навыками, мог посещать детский сад, школу, реабилитационный центр, культурные учреждения. Идея «независимой жизни» является ядром концепции программы социализации детей с особыми образовательными потребностями. Суть этой идеи выражается в следующих тезисах:

• человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора в образовании и устройство на работу;

• помочь ему реализовывать это право призвано все общество, открывающее доступ людям данной категории во все сферы

жизнедеятельности, и система образования, позволяющая повысить стартовые возможности для вступления в трудовую жизнь.

При подготовке специалистов инклюзивного образования необходимо:

• изучать правовые основы создания инклюзии;

• продвигать единый подход к образованию, в соответствии с которым учитываются интересы групп, подвергающихся маргинализации и изоляции;

• создавать потенциал молодых специалистов, поддерживающих стратегию инклюзивного образования.

Центром инклюзивного образования разработан Индекс инклюзии, [6, с. 61], который включает в себя:

• у детей есть право и возможность участвовать во всех предметах и мероприятиях;

• процесс обучения и изучения планируется с учетом всех учеников;

• образовательная программа способствует пониманию и уважению различий;

• все ученики включены в процесс урока;

• использование различных подходов и стратегии обучения;

• ученики чувствуют свою успешность во время обучения;

• образовательная программа направлена на развитие понимания различных культур в обществе;

• сложности в обучении рассматриваются как возможности для усовершенствования практики.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в массовые школы по месту жительства — новый подход для российского образования. Признание необходимости реформирования этой системы связано с социально-политическими изменениями в обществе, развитием глобальной концепции прав человека и равных возможностей, широким антидискриминационным движением за права социальных меньшинств.

Список литературы:

1. Воспитание будущего педагога: адаптация студентов первого курса к учебной и творческой деятельности / Учебно-методическое пособие — М.: Типография ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. — 48 с.

2. Лисовская Т.В. Компетентностный подход в условиях инклюзивного образования / В сб. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск: Издательство «Четыре четверти», 2007. — 128 с.

3. Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями (в рамках года равных возможностей) / Научно-методический сборник по итогам работы городского «круглого стола» 22 октября 2009 года. Под общей редакцией Ткаченко Е.В. — М.: Типографский отдел АНО НЦ ИРПО, 2010. — 256 с.

4. Шилова М.И., Гендин А.М., Фуряева Т.Е., Бордуков М.И. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы 111 научнно-практической конференции. Выпуск 111. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 195 с.

5. Ходакова Н.П. О работе педагогической мастерской «Инклюзивное образование. Использование ресурса тьюторского сопровождения» / Сб. научных трудов Sworld. 2012. — Т. 19. — № 1. — С. 34.

6. Центр изучения инклюзивного образования. Индекс инклюзии: развитие, обучение и участие в общественной жизни школы. http://inclusion.Uwe.ac.uk/csie/indexlaunch.Htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.