Научная статья на тему 'Отзывы советских читателей 1960-х гг. На повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: свидетельства из архива «Нового мира» (часть i)'

Отзывы советских читателей 1960-х гг. На повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: свидетельства из архива «Нового мира» (часть i) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН / "ОТТЕПЕЛЬ" / ТЕРРОР / ЖУРНАЛ "НОВЫЙ МИР" / 1960-Е ГГ / A. I. SOLZHENITSYN / "THAW" / A JOURNAL "NOVYI MIR" / TERROR / 1960S

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Денис

В данной работе анализируются отклики читателей на повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» пожалуй, наиболее известную литературную публикацию эпохи «оттепели». Основой работы послужили 532 письма читателей с откликами на повесть, датируемые периодом с 1962 по 1969 г., содержащиеся в архиве журнала «Новый мир». Объяснение происшедшего со страной в XX в. требовало новой системы ценностей и нового языка общественного самовыражения. Значение повести Солженицына заключалось в том, что она не только побудила своих читателей переосмыслить прошлое, но и предложила для этого новые этические и языковые средства. В начале 1960-х гг. многие люди начали осознавать степень политического насилия, и насколько они сами были сопричастны этому насилию. Осознание подробностей террора вело к его нравственной переоценке и стремлению людей навсегда отделить себя от него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responding to A. I. Solzhenitsyns «One Day in the Life of Ivan Denisovich»: Soviet readers letters to «Novyi mir» in the 1960s. (Part I)

This work analyzes the readers reactions to «One Day in the Life of Ivan Denisovich» by A. I. Solzhenitsyn one of the most influential publications of the «thaw» epoch. The work is based on the 532 readers letters about this novella, dated the period from 1962 to 1969 from the archive of the journal «Novyi mir». The explanation of what happened to the country in the XX century had to create a new system of values and a new language of the social self-expression. The power of «One Day in the Life of Ivan Denisovich» was that, no matter whether readers agreed with its interpretation or not, it urged them to reconsider their Soviet past in entirety, and offered them new ethic and language means. At the beginning of the 1960s many people began to realize the degree of the political violence and how much they had co-participated in that violence. The acknowledgement of the violence and its details lead them to its moral reappraisal and a wish to distinguish them from it forever.

Текст научной работы на тему «Отзывы советских читателей 1960-х гг. На повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: свидетельства из архива «Нового мира» (часть i)»

УДК 504.06

М.С. Оборин

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

M.S. OBORIN

THE PECULIARITIES OF WORKING OUT OF THE SYSTEM OF ECOLOGICAL MANAGEMENT FOR RECREATION TERRITORY

ЗАО «Курорт Усть-Качка», 614524 Пермский край, Пермский район, с. Усть-Качка, факс: (342)295-22-22, email: matvey [email protected]

В статье приведены концептуальные особенности разработки системы экологического менеджмента. Выявлены основные закономерности создания экологического менеджмента для туристско-рекреационных территорий.

К л ю ч е в ы е с л о в а: экологический менеджмент; курортно-рекреационная территория; курорт; экологическая служба.

K e y w o r d s: ecological management; resort-recreational territory; the resort; ecological service.

В мире, обществе и производственной деятельности человека есть процессы управляемые и неуправляемые. Неуправляемые процессы происходят по естественным законам природы и общества независимо от целей и интересов человека, но в соответствии с характером, видом и объемом его деятельности. Какие бы цели ни преследовал человек в своей деятельности, их достижение всегда имеет определенные последствия - как позитивного, так и негативного свойства. Развитие производства направлено на достижение благосостояния человека и изменение качества его жизни, но развитие производства сопровождается и накоплением потенциала опасности для человека в видеизменения взаимоотношения человека с природой, отрицательного воздействия на него изменяющейся окружающей среды. Негативное воздействие производственных факторов на экосистемы возможно предотвратить внедрением системы экологического менеджмента в управление окружающей средой.

Менеджмент - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов и методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [1-5]. Наука и практика менеджмента развивались одновременно с развитием общественного производства и экономикой. Менеджмент сочетает в себе научные и практические основы управленческой деятельности, которые внедряются в общественную и, прежде всего, в экономическую жизнь с учетом существующих в ней закономерностей и особенностей.

Хотя термины «управление» и «менеджмент» являются синонимами, первый из них чаще применяется к различным видам человеческой деятельности, второй же означает управление социальноэкономическими процессами на уровне организации - управление хозяйственной деятельностью и персоналом.

Все больше и больше компаний используют серию международных стандартов ISO (9000 - система качества и 14000-система экологического менеджмента) для внедрения у себя систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с современными требованиями.

Экологический менеджмент [3,4] представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления (организационная структура, функции управления, управленческий цикл, стратегия управления, планирование и др.). Его можно определить как специальную систему управления, направленную на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативно-правовых экологических параметров и основанную на концепции устойчивого развития общества. Применительно к предприятию он предусматривает формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и производимой им продукции.

Представляется, что место экологического менеджмента в гарантировании экологического благополучия определяется тремя составляющими: 1) системой управления; 2) ресурсным

обеспечением и

Концепция экологического менеджмента [1]

3) пониманием.

Экологический менеджмент является той концепцией, которая на практике помогает осуществить переход к управлению, ориентированному на устойчивое развитие. Решение новой задачи возможно при сращивании научных идей и способов их реализации.

С экономических позиций решается проблема достижения максимального эффекта при минимизации затрат. Инструментом постепенно происходящего перехода к новой модели безопасного природопользования становится экологический менеджмент, представляющий собой совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления безопасного природопользования, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии: от предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества в целом. Осуществление экологического менеджмента способствует решению задачи развития предприятия в рыночных условиях, поскольку в них построение идеальной структуры с целью ее использования без планирования невозможно.

Экологический менеджмент имеет две составляющие: общую («системную») экологизацию менеджмента и специальные («чисто экологические») управленческие действия.

Управление природоохранной деятельностью должно преследовать цель эффективного с точки зрения экономики, динамики и точности обеспечения качества условий существования человека и окружающей среды, инструментом которого и является экологический менеджмент.

Система экологического менеджмента, как уже отмечалось, основана на серии международных стандартов 180 14000 и 180 9000. Она содержит основное требование - следование принципу последовательного улучшения: процесс развития системы экологического менеджмента должен быть направлен на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой (180 14000).

Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте. Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента (СЭМ) -постоянное последовательное улучшение [4,5].

Последовательное улучшение - это процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности

предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

Планирование деятельности в области экологического менеджмента базируется на системе приоритетов, отражающих остроту проблем, необходимость, возможность и очередность их решения.

В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители платят за нормативное (в пределах лимитов) или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения дополнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.

Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности [5].

Стандарт 180 14001 (русифицированный аналог международного стандарта 180 14000) разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и размеров (в основном промышленной направленности) с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Область применения определяется не отраслевой принадлежностью, а целями организации. Однако в нашей стране внедрение СУОС осуществляют главным образом предприятия, работающие на рынках с высоким уровнем отраслевых требований, а также компании, вышедшие на международный рынок как экспортеры и участники производственных проектов.

В курортно-рекреационном бизнесе пока не сформулированы и законодательно не оформлены жесткие отраслевые требования к состоянию окружающей среды и меры воздействия на нее субъектов курортной индустрии. Однако ключевая значимость качества окружающей среды для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности рекреационных услуг подвигает этот бизнес к пониманию необходимости активного управления процессом взаимодействия курортных предприятий с элементами окружающей среды. Наиболее комплексно данная задача решается посредством экологического менеджмента.

Предполагается, что создание СУОС дает организации эффективный инструмент, с помощью которого компания может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и

приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями с целью:

1) завоевания рынков «зеленых» продуктов;

2) увеличения оценочной стоимости основных фондов предприятия;

3) улучшения системы управления предприятием;

4) экономии энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия,

за счет более эффективного управления;

5) облегчения в получении страхования, снижения ставок платежей по экологическому

страхованию (страхование экологических рисков предприятия);

6) улучшения собственного имиджа.

Завоевание рынков «зеленых» продуктов в курортной сфере означает в первую очередь переход на принципы экологического туризма, которые формулируются следующим образом:

• ненанесение ущерба природной среде обитания, или допущение минимального ущерба, который не подрывает экологическую устойчивость среды;

• направленность на сохранение местной социокультурной среды;

• обращенность к природе, использование в качестве туристских объектов преимущественно природных ресурсов;

• нацеленность на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;

• экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивое развитие туристских регионов.

В числе нематериальных активов, формирующих стоимость курортно-рекреационных предприятий - коллективных средств размещений, следует выделить следующие компоненты:

• репутацию предприятия как гарантию качества предлагаемых услуг;

• действенную систему управления экологическими рисками и обязательствами;

• высокий уровень корпоративного управления;

• отлаженное партнерство с муниципальной и государственной властью, местным сообществом, обеспечивающее политическую и социальную стабильность и доброжелательность.

Рассмотрим возможности и условия формирования данных видов нематериальных активов

на

предприятиях курортных регионов, где это полностью соответствую их целевому назначению.

Репутация предприятия как гарантия качества предлагаемых услуг. Общепризнанно, что качество продукта составляет сегодня основу его конкурентоспособности. Курортные услуги в общем случае призваны удовлетворять лечебно-рекреационные потребности, т. е. «систему постоянно и динамично развивающихся объективных социально-биологических потребностей людей в снятии психического, физического и социально-психологического напряжения, в познании окружающего мира, самоутверждении и самосозерцании». Эти цели наилучшим образом достигаются в безопасных и комфортных условиях окружающей среды. Состояние окружающей природной и социальной среды курортной территории становятся важным, а в перспективе -определяющим показателем качества курортно-рекреационных услуг.

Характерной чертой оказания лечебно-рекреационных услуг, как и большинства прочих услуг, является совпадение во времени процессов оказания и потребления, что делает невозможным объективное подтверждение их качества. Услуга не существует до ее предоставления, поэтому потребитель не может заранее, перед потреблением, оценить ее. Таким образом, только подтвержденное высокое качество процесса предоставления услуги может гарантировать потребителю высокое качество самой услуги. Эффективно контролировать процесс и результаты взаимодействия туристского предприятия с окружающей средой, а также ее состояние, возможно при наличии системы управления окружающей средой. Сертифицированная СУОС коллективных средств размещения обеспечивает отдыхающих и рекреантов гарантией безвредности окружающей среды и используемых рекреационных технологий для здоровья и душевного состояния. Таким образом, наличие у курортного предприятия сертификата соответствия стандарту 180 14001, выданного признанными органом сертификации, повысит долгосрочную конкурентоспособность курортно-рекреационного продукта на национальном, а в перспективе - на международном рынках, что послужит основанием для увеличения оценочной стоимости предприятия.

Действенная система управления экологическими рисками и обязательствами. Применение стандартов серии 180 14000 позволяет эффективно управлять экологическими рисками и обязательствами, в том числе добиваться льготных условий по экологическому страхованию. Расширенная трактовка страхования включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Главная задача экологического страхования - дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.

Курортно-рекреационная деятельность не относится к отраслям с высокими экологическими рисками. Тем не менее можно выделить ряд традиционных видов риска, присущих данной отрасли, как и прочим секторам экономики:

• экологический риск промышленных аварий и катастроф;

• экологический риск, связанный с загрязнением питьевой воды;

• экологический риск, связанный с загрязнением поверхностных и подземных водоемов;

• экологический риск истощения, расхищения растительных и животных природных ресурсов (рыбных, лесных, охотничьих);

• экологический риск, связанный с сокращением рекреационной емкости территории;

• экологический риск, связанный с загрязнением, сокращением и исчезновением лечебнокурортных зон, гидроминерального потенциала, ландшафтно-биоклиматических комплексов;

• экологический риск сверхмалых доз загрязнителей.

Высокий уровень корпоративного управления. Практика и специальные исследования подтверждают наличие связи между качеством корпоративного управления и уровнем доходов компаний. Особенно это актуально для компаний стран развивающихся рынков, где даже незначительное улучшение корпоративного управления может оказать ощутимое воздействие на финансовые показатели компании.

Одним из аргументов, выдвигаемых против развития экологического менеджмента в Российской Федерации, является утверждение о повышенных затратах, связанных с подобной деятельностью. Действительно, внедрение и осуществление экологического менеджмента невозможно без привлечения определенных средств, необходимых для дополнительного образования специалистов, расширения их полномочий и ответственности, разработки дополнительной рабочей документации, создания и распространения инициативной экологической отчетности. Определяющими здесь являются не столько единовременные большие затраты, сколько постоянная поддержка и последовательное развитие деятельности, начиная с простейших мероприятий и действий.

Отлаженное партнерство. Внедрение системы экологического менеджмента позволит улучшить социально-производственные связи с природоохранными органами различных уровней, предприятиями и общественными объединениями территории.

В числе прямых экономических эффектов от деятельности по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду являются:

• повышение качества предоставляемых туристских услуг;

• экономия и сбережение материалов, энергетических ресурсов;

• снижение экологических платежей и штрафных санкций;

• снижение рисков возникновения аварийных (нештатных) ситуаций, масштабов и затрат на ликвидацию последствий в случае их возникновения;

• основание для увеличения акционерной стоимости предприятия.

Дополнительные экономические преимущества и возможности, получаемые предприятием санаторно-курортной сферы, осуществляющим эффективное управление окружающей средой, являются:

• возможность освоения новых перспективных рынков;

• создание и использование кредита доверия в отношениях с акционерами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;

• увеличение инвестиционной привлекательности (связанное в том числе с эффективностью менеджмента);

• дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом.

Внедрение системы управления компанией (курортом), ориентированной на щадящее воздействие на окружающую среду (в расширенной трактовке этого понятия) в практическую деятельность средств размещения курортной территории принесет положительные плоды, так как стандарты серии 180 14000 предоставляют в распоряжение руководства компаний реальный механизм сокращения нагрузки на природу со стороны их предприятий, что крайне важно для развития курорта, также в рекомендациях стандартов собран лучший опыт менеджмента современных компаний, который, несомненно, поможет отечественным фирмам занять устойчивое положение на рынке предоставления курортно-рекреационных услуг.

Экологическая структура курортно-рекреационной территории должна непосредственно подчиняться руководству предприятия и осуществлять комплекс мероприятий по контролю и сохранению природно-лечебного потенциала. Служба должна возглавляться главным экологом предприятия. Этой структуре должны подчиняться основные «природоэксплуатирующие» подразделения курортно-рекреационной организации.

Основными задачами экологической службы курорта должны быть следующие:

• Обеспечение соблюдения действующих природоохранных требований, выполнение правовых (экологических, санитарно-гигиенических), социально-экономических, организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение указанных требований по минимизации рисков при воздействии на окружающую среду.

• Совершенствование природоохранной деятельности, оптимизация затрат при разработке и внедрении природоохранных мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия на окружающую среду.

• Организация и проведение мониторинга воздействия источников загрязнения курортной территории и других предприятий-«соседей» на окружающую среду в пределах производственной площадки и округа санитарной охраны.

• Организация и проведение экологического и производственного контроля. Обеспечение руководства и специалистов организации достоверной информацией об уровнях воздействия производства на окружающую среду и состоянии природоохранной деятельности на предприятии.

В соответствии с возложенными на нее задачами экологическая структура должна выполнять функции по организации:

■ производственного эколого-аналитического контроля (мониторинга);

■ инвентаризации источников воздействия на окружающую среду;

■ сбора данных для подготовки ежегодных статистических отчетов и расчетов плановых и фактических платежей за загрязнение природной среды;

■ составления и обеспечения согласования паспортов опасных отходов и обеспечения получения разрешения (лицензии) на обращение с опасными отходами производства и потребления;

■ подготовки пакетов документов для получения разрешений или лицензий в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

■ разработки планов природоохранных мероприятий и обеспечению их согласования с уполномоченными государственными, муниципальными органами, а также с руководством предприятия.

■ разработки проектов нормативов предельно-допустимых выбросов и сбросов, нормативов лимитов образования и размещения опасных отходов;

■ контроля на территории и в подразделениях предприятия по экологической безопасности;

■ анализа и оценки уровней загрязнения окружающей природной среды прилегающей территории в пределах округа санитарной охраны на основе собственных замеров, данных наблюдений других органов и служб, обращений граждан;

■ взаимодействия с природоохранными органами и органами местного самоуправления, общественностью поселения по вопросам охраны окружающей среды;

■ участия в разработке программ и мероприятий, направленных на снижение затрат (платежей) за загрязнение природной среды.

Библиографический список

1. Гринин А.С., ОреховН.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

206 с.

2. Залесский Л.Б. Экологический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 220 с.

3. Салова Т.Ю., Громова Н.Ю., Шкрабак В.С., Курмашев Г.А. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии: учеб. для вузов. СПб.: Лань, 2004. 336 с.

4. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. М.: Экзамен, 2005. 768 с.

5. Ситченко В.М. Интегрированная система менеджмента - система устойчивого развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 13-19.

SUMMARY

In the article there are the peculiarities of working out of the system of ecological management. The main reasons of working out of ecological management for tourist-recreation zone. The system of ecological management is elaborated on the example of Ust-Kachka resort-recreation zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.