ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ Н.В. БУРЛАКОВОЙ, Т.И. СУБАЧ, Н.В. ЦУГЛЕНКА «ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»
Иродова Елена Евгеньевна
доктор экономических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
кафедра «экономической теории и региональной экономики »,
г. Иваново, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Автор представляет отзыв на опубликованную в №4(46) нашего журнала статью трех сибирских авторов о их прогнозе производства валового регионального продукта в Красноярском крае, республика Хакасия и Тыва. Показана актуальность и практическая значимость темы рецензируемой статьи. В то же время выявлены и недостатки в содержании рассматриваемой работы, по мнению рецензента. В связи с этим предложены рекомендации по дальнейшему исследованию избранной темы.
Ключевые слова: валовой региональный продукт; Красноярский край, республики Хакасия и Тыва; прогноз роста валового регионального продукта (ВРП).
JEL: О18; О21; О29;
REVIEW OF ARTICLE N.In. BURLAKOVA, T. I. SUHAJ, N. In. CUGANKA «FORECAST OF PRODUCTION OF GROSS REGIONAL PRODUCT IN THE KRASNOYARSK REGION, REPUBLIC KHAKASSIA AND REPUBLIC OF TYVA»
Irodova Elena E., doctor of Economics, Professor
Department of economic theory and regional Economics, Ivanovo state University» Ivanovo, Russian Federation
Abstract: The author presents a review of the article in №4(46) of our journal by three Siberian authors on their forecast for the production of a gross regional product in the Krasnoyarsk Territory, the Republic of Khakassia and Tyva. The relevance and practical significance of the topic of the article under review is shown. At the same time, there were also revealed shortcomings in the content of the work in question, according to the reviewer. In this regard, recommendations are proposed for further research on the selected topic.
Keywords: gross regional product; Krasnoyarsk Territory, the Republic of Khakassia and Tyva; forecast growth of the gross regional product (GRP).
Прогноз роста ВРП - это чрезвычайно важная и актуальная тема, поскольку этот интегральный параметр дает обобщающую оценку экономического положения региона. Авторы представленной статьи проводят исследование состояния региональной экономики с помощью указанного выше статистического показателя, что в результате позволяет им дать качественную характеристику и аналитический прогноз экономического роста по регионам Сибири. При этом, сам прогноз увязывался с системным видением об уровне жизни населения региона, объеме используемых ресурсов, применяемых технологий, а также с организационными возможностями по преодолению ресурсных
и технологических ограничений. Анализ показал, что возникающий в перспективе синергический эффект характеризуется темпом прироста валового регионального дохода на душу населения по сравнению с предыдущими периодами. Авторы делают акцент на то, что эта положительная экономическая динамика в целом свидетельствует об эволюции энерготехнологического развития экономики Сибири и дает представление эффективности и оперативности управленческих решений по развитию территории. Авторы выбирают в качестве объектов анализа Красноярский край, Республику Хакасию и Республику Тыва. При этом справедливо подчеркивается, что среди указанных субъектов республика Хакасия лидирует. Тот результат, к которому приходят авторы, свидетельствует о падении темпов прироста валового регионального продукта на душу населения во всех трех субъектах в ближайшей перспективе. Таким образом, делается правильный вывод о том, что необходимо активизировать процессы создания и использования новых технологий по производству продукции с учётом динамики спроса на региональном и внешнем рынках.
Однако, авторы статьи изначально формулируют задачу своего исследования шире, чем раскрывают ее в ходе анализа. В частности, очень важно оценить уровень организационных и ресурсных возможностей по созданию условий для положительных темпов роста валового регионального продукта, в том числе на душу населения в рамках Сибирского федерального округа и региональных экономических кластеров - Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.
С одной стороны, важно принимать во внимание тот факт, что Сибирь, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Огромное значение приобретают запасы пресной воды (крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба). Сибирский регион обладает значительным потенциалом эволюционного развития. В особенности это касается черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса и пищевой промышленности. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. При этом во многом утерянный в процессе экономических реформ 90-х годов потенциал машиностроительного комплекса вполне может быть восстановлен и увеличен на фоне растущей экономики. Нельзя не учитывать, что значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.
В то же время, формулируя Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года, основной акцент делается не на ресурсы, а развитие производств, в том числе инновационных, использование географического положения для развития транспортной и логистической инфраструктуры, глубокую переработку ресурсов и использование инновационного потенциала территории. В частности, в числе конкурентных преимуществ Красноярского края, Республики Хакасии, безусловно, следует отметить, что это промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей. Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на институциональную и финансовую поддержку комплексного развития с целью стабилизации их присутствия на внутреннем и внешнем рынках топливно-сырьевых ресурсов и притока валютных ресурсов. Республика Тыва как регион с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, нуждается в адресной государственной поддержке и комбинированном использовании элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. В частности, это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Среди наиболее очевидных конкурентных преимуществ важно учитывать то, что Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии, основа которого - Транссибирская железнодорожная магистраль. Роль
Транссиба существенно вырастет после завершения строительства Северо-Российской Евразийской железнодорожной магистрали, которая продолжит БАМ Северо-Сибирской железнодорожной магистралью (Севсиб) в европейскую часть страны и далее железнодорожной магистралью Белое море - Коми - Урал или железной дорогой Баренцево море - Коми - Урал к северным российским портам. В отдаленной перспективе все это будет создавать серьезную конкуренцию Китаю, который активно восстанавливает, но уже в современных форматах маршруты Великого шелкового пути через Казахстан и Среднюю Азию. Очевидно, что в результате это создаст предпосылки роста объемов сибирского сухопутного транзита. А в дальнейшем, благодаря возможности строительства железнодорожной магистрали через Берингов пролив, появятся совершенно новые перспективы торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евразией и резко возрастет роль Сибири как мирового транзитного региона.
Следует согласиться с экспертами, утверждающими, что наиболее значимым фактором долгосрочного устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В СФО функционирует более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в РФ по актуальным направлениям современной науки и техники. В современных условиях в этих научных центрах готовы к применению порядка 300 научных разработок. Их использование даст возможность в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность труда. С учетом этих новых возможностей и определенной смены вектора, образовательный комплекс Сибири сможет полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах. К числу конкурентных преимуществ СФО следует отнести и солидные рекреационные ресурсы (это уникальные природные комплексы озера Байкал, Телецкого озера, разнообразные источники минеральных и термальных вод, запасы лечебных грязей в Республике Тыва и Республике Хакасия, лесные массивы, развитая гидрографическая сеть, многочисленные памятники истории, археологии и материальной культуры, живописные ландшафты).
В то же время при комплексной оценке дальнейших возможностей экономического роста необходимо учитывать альтернативное влияние современных вызовов и угроз, таких, например, как резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющих оценку перспектив экономического развития и снижающих, вследствие этого, инвестиционную привлекательность Сибири для частного бизнеса. К негативным факторам следует отнести неэффективную институциональную среду, создающую условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за рубеж. С точки зрения масштабов, размеры такого вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири. Одним из наиболее значимых ограничителей роста в обозначенных регионах Сибири является острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время в условиях мирового финансового кризиса, а также транспортную удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков.
Ссылаясь на официальную аналитику, необходимо отметить, что Министерство экономики Хакасии, например, разработало предварительный прогноз социально-экономического развития на 2018, 2019 и 2020 год. В соответствии с ним, в прогнозном периоде будет наблюдаться положительная динамика валового регионального продукта республики за счет постепенного прироста промышленного производства и восстановления роста в строительстве и торговле. В 2020 году ВРП увеличится по отношению к 2016 году на 5,8%. Среднегодовые темпы роста промышленного производства прогнозируются 103,2%. Кроме того, в прогнозный период 2018-2020 годов сельское хозяйство будет демонстрировать положительную динамику. При этом драйвером роста в производстве сельскохозяйственной продукции будет являться растениеводство. Также в период 2018-2020 годов прогнозируются среднегодовые темпы индекса физического объёма инвестиций -102,6%. Ожидается рост инвестиций за счет реализации инвестиционных проектов, направленных
на развитие металлургического и топливно-энергетического комплексов. В то же время негативное влияние на инвестиционные процессы окажут международные санкции и удорожание кредитных ресурсов российских банков, что снизит объемы привлеченных инвестиций. Начиная с 2018 года, прогнозируется восстановление положительной динамики оборота розничной торговли региона, в строительстве рост ожидается с 2019 года. В 2018-2020 годы будет снижаться уровень зарегистрированной безработицы и к 2021 году стабилизируется на отметке 1,7% от экономически активного населения [3].
В Республике Тыва ВРП должен увеличиться на 2,5% и к 2020 году достигнуть 66,6 млрд. рублей. При этом, в структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование - 12,9%, здравоохранение - 12,7%, строительство - 7,8%, промышленное производство - 10%, оптовая и розничная торговля - 10,3%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 8,2%, транспорт и связь - 2,3%. В структуре ВРП, по мнению аналитиков, сохранится тенденция преобладания влияния нерыночных отраслей (образование, здравоохранение, государственное управление - 51%). К 2020 году ВРП увеличится на 2% в сопоставимых ценах и достигнет 65,6 млрд. рублей. Рост промышленного производства в прогнозный период будет достигаться, как считают эксперты, за счет увеличения добычи полезных ископаемых. В этой связи активная инвестиционная деятельность продолжится угледобывающими компаниями: ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», ООО «Угольная компания «Межегейуголь». Ожидается, что объем добычи золота в республике в прогнозном периоде увеличится на 4,4 - 5,2%. Производство продукции организациями в сфере энергетики к 2020 году увеличится на 6,7 - 9,8%. В современных условиях ускорение социально-экономического развития потребует модернизации энергосистемы республики на основе строительства собственного источника генерации, способного обеспечить существующую потребность в энергоресурсах крупных инвесторов - недропользователей и ликвидировать энергодефицит региона по электрической и тепловой мощностям [4].
В целом рост ВРП Сибирского федерального округа в 2018-2030 гг. будет превышать среднероссийский (218,3%). При этом, прогнозируется, что доля ВРП Сибирского федерального округа в российской структуре увеличится с 10,9 до 11,2%. Как ожидается, высокие темпы роста экономики округа будут обеспечены за счет модернизации производства и развития новых территориально-производственных кластеров, притока государственных и частных отечественных и иностранных инвестиций в добычу полезных ископаемых и их обработку. Одновременно предполагается усиление роли СФО как туристско-рекреационного региона. В течение 2018-2030 гг. темпами роста ВРП, превышающими средние по округу, будут развиваться Республика Хакасия (306%), Республика Тыва (289%) и ряд других регионов. При этом влияние фактора инвестиционной активности будет весьма ощутимым, в частности, темпы роста инвестиций в основной капитал в СФО в обозначенном периоде также будут превышать среднероссийские. В итоге, ожидается, что высокие темпы роста инвестиций обеспечат рост доли СФО в суммарном по России показателе к концу периода до 11,1%. Ожидаемые темпы роста промышленного производства СФО в 2018-2030 гг. окажутся несколько ниже среднероссийских показателей, что объясняется высокой долей в структуре производства округа добывающих производств с невысокими темпами роста. При этом, Республика Тыва, например, окажется в числе лидеров роста промышленного производства в период 2018-2030 гг. Ожидается также, что на протяжении всего прогнозного периода рост конечного потребления в СФО будет выше общероссийского показателя (за 2018-2030 гг. составит 235%) [5].
Авторы статьи не учитывают того обстоятельства, что комплексную оценку социально-экономического положения экономики региона следует проводить по множеству факторов и индикаторов во взаимосвязи, иначе можно попасть в так называемую ловушку. По мнению российского экономиста, академика РАН Александра Некипелова, когда мы говорим об экономическом росте и развитии, следует анализировать не столько рост ВВП, сколько соотношение этого роста с развитием
общественного благосостояния. Всё дело в том, что крупнейшие мировые должники — США (имеет долг федерального правительства) и Китай (имеет долг региональных правительств перед госбанками и Пекином) — за 2017 год показали рост в 3 и 6,5 % соответственно. В России роста практически не было, но и долг стремительно сокращается. Если говорить о Республике Хакасия, то рычаги поддержки бизнеса у региональных властей действительно ограничены — не потенциалом региона, а возможностями его бюджета. Поэтому долг Хакасии, например, неграмотно квалифицировать как экономический крах и неспособность региональной власти к управлению экономикой. Это просто один из инструментов работы. Кроме того, по темпам наращивания госдолга Хакасия не находится в лидерах, многие регионы жертвуют частью будущих доходов ради государственной поддержки инвестиций в регион сейчас. Поддерживая общероссийский тренд по показателю отношения инвестиций к валовому региональному продукту, республика Хакасия, например, имеет далеко не самый худший результат среди регионов России. За период с начала кризиса 2008 — 2009 годов по настоящее время экономика Хакасии показала устойчивость и потенциал для развития, появились новые перспективные направления для инвестиций. В этой связи очень важен подход региональной власти, которая пытается развивать экономику республики не за счёт бюджета, а за счёт частных инвестиций. Например, процесс расширенного кредитования бюджета коммерческими банками и покупка ценных бумаг свидетельствует о том, что портфельные и институциональные инвесторы проявили высокую активность и экономическое доверие. В итоге, уже в 2017 году Республика Хакасия имела рост неналоговых доходов бюджета. Для региона - это весьма и весьма перспективно. В данном случае власти на примере бюджета продемонстрировали, что умеют договариваться с инвесторами и они готовы сотрудничать с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнёрства.
По мнению В. Ивантера, для возобновления и активизации экономического роста вкладывать нужно в инфраструктуру и мобилизовать внутренний спрос. Наиболее актуальным, с точки зрения перспектив, является акцент на инвестирование в социальную сферу, в социальную инфраструктуру: больницы, школы, фельдшерско-акушерские пункты, детсады. Такой подход создает долгосрочные предпосылки для роста, связанного с развитием человеческого капитала. И еще одним объектом для инвестирования является строительство нового жилья. Так, например, в соответствии с последними, опубликованными РИА данными, Хакасия занимает 18-е место среди 84 регионов по доступности ипотеки для семей в 2017 году. По данным официальной статистики, строительство жилых домов в 2017 году демонстрирует прирост в 30%. В результате, Хакасия вошла в число лидеров по улучшению позиций в рейтинге регионов РФ по качеству жизни. Так, по самым последним опубликованным РИА Рейтингом данным, Хакасия поднялась на семь позиций и заняла 58-е место. Что же касается факторов роста, то здесь следует отметить: увеличение объёма вкладов физических лиц в банках, повышение обеспеченности населения жильём, сокращение уровня преступности и смертности от внешних причин, снижение заболеваемости населения, рост обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, повышение обеспеченности объектами спорта [1].
На основе анализа кризиса 2008-2009 гг. становится очевидным, что социально-экономические системы регионов способны комплексно сопротивляться разрушающему влиянию кризиса. При этом, падение темпа роста ВРП можно компенсировать за счет других факторов. Показатель ВРП как основной при прогнозировании экономической ситуации, вообще может оказаться весьма ненадежен. В настоящее время появились новые методики оценки, в частности, разработана экспресс-диагностика, опирающаяся на шесть основных критериев благосостояния личности и территории проживания: коэффициент естественного прироста населения, уровень общей безработицы, отношение бюджетных расходов на образование к ВРП, объем просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам, отношение бюджетных расходов на здравоохранение к ВРП, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Эти критерии, в свою очередь, вбирают в себя информацию, которую транслируют более чем 90 второстепенных показателей.
Данный метод исследователи назвали "экономической томографией". Она позволяет воссоздать очень детальную картину экономической ситуации в регионе, показать еще только зарождающиеся негативные тенденции, диагностировать потенциальные риски и угрозы попасть в ловушки [2]. Комплексность подходов присутствует и в официальных документах, например, в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года рассматриваются два возможных сценария перспективного развития: консервативный и модернизационный. Оценка каждого сценария выполнена по следующим параметрам:
- объем валового регионального продукта;
- объем производимой продукции и услуг отраслями экономики;
- прирост числа занятых в отраслях экономики;
- уровень безработицы; - рост налоговых доходов бюджета;
- снижение дотационности республиканского бюджета;
- социальный эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Не упустить свой шанс / А. Вильгельм. URL http://oldgazeta19.ru/news/62370 (дата обращения 18.11.2018г.)
2. Прогнозировать развитие страны поможет экономическая томография / А. Куклин URL http:// www.poisknews.ru/theme/science/37266 / Наука № 27-28(2018) (дата обращения 15.11.2018г.)
3. В Хакасии появился прогноз социально-экономического развития на 2018-2019 годы URL http://abakan.ru/v-xakasii-poyavilsya-prognoz-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-2018-2019-godyi. (дата обращения 11.11.2018г.)
4. Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. URL http://docs.cntd.ru/document/446587250] (дата обращения 11.11.2018г.)
5. Сибирский федеральный округ Прогноз социально-экономического развития регионов России. URL http://gossmi.ru/page/gos1_592.htm (дата обращения 10.11.2018г.)
6. Постановление правительства республики Хакасия от 27 июля 2010 г. N 375 о республиканской программе «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия» URL https://refdb.ru/look/2107554-pall.html (дата обращения 08.11.2018г.)